сначала в 1699 году были созданы Бурмистерские палаты, а в 1721 издан регламент Главного Магистрата. 16 января 1721 г. был издан регламент Главного магистрата, определяющий состав и назначение нового учреждения. В сфере компетенции Главного магистрата находилось управления делами городского населения, занятого ремеслом, коммерцией и торговлей. Регламент Главного магистрата относится к числу важнейших законодательных актов XVIII в., так как содержит основные положения второй городской реформы Петра I (1720-1724 гг.)539. Доклад Сената, утвержденный императрицей, о восстановлении Главного магистрата и городовых магистратов.
Главный магистрат
Основан Главный магистрат 24 февраля 1720 13 24 февраля 1720 г. Его создание было призвано централизовать управление делами посадского населения. Это было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны. Являясь органом бюрократического аппарата, Главный магистрат опирался, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство от городов. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату. Членами магистратского правления были бургомистры и ратманы из числа наиболее состоятельных горожан.
С 1743 года Главный магистрат по предписанию Сената подчинялся губернским властям и полиции. С 1775 года являлся почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий.
Окончательно упразднён в 1796 году, часть функций передана городской думе. Павел I упразднил название «городская дума», заменив названием на прусский манер Ратгауз. В 1802 году Александр I вновь восстановил их названия, но в течение первой половины XIX века думы в городах России постепенно прекратили свое существование. Ратгауз нем. Rathaus, дом совета — городское правление, учреждённое в 1798 году в Петербурге Павлом I. Санкт-Петербургский ратгауз состоял из президента, директора экономии, шести бургермейстеров и десяти ратсгеров; бургермейстеров и ратсгеров избирало городское общество.
В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан — их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр. Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы таможенные, солевые, кабацкие и пр. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций. Читать также: В Эгейском море затонул «Британик» — корабль-близнец «Титаника» Довольно быстро Городские магистраты — эти сословные органы местного управления торгово-промышленным населением — стали главными органами бюрократического аппарата петровской империи, поскольку опирались, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство на местах.
Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы таможенные, солевые, кабацкие и пр. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций. Довольно быстро Городские магистраты — эти сословные органы местного управления торгово-промышленным населением — стали главными органами бюрократического аппарата петровской империи, поскольку опирались, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство на местах. Руководство городских магистратов — включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов — выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, — контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма. Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции. С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвидировала Главный магистрат в 1782 году. История появления изобретения по легенде такова. Однажды ночью Луи Люмьера мучила головная боль. Боль не дала Луи уснуть до утра. Но к утру был готов замысел нового устройства, состоящего из проектора с кулачковым механизмом для подачи перфорированной пленки с изображением. Прошло совсем немного времени после получения патента, и братья Люмьер реализовали изобретение комбинированной кинокамеры в жизнь. На Бульваре Капуцинок в подвале «Гран-кафе» ими был устроен первый публичный платный киносеанс фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». С этого коммерческого показа собственно было положено начало мирового кино. На его счету 425 книг, среди которых около 200 бульварных романов под 16 псевдонимами, 220 романов под настоящим именем и трёхтомная автобиография.
GPS Failed
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Главная навигация
- 300 лет назад указом Петра I основан Главный магистрат
- Регламент или устав главного магистрата 16 января 1721 г.
13 февраля – день выхода указа "О создании Главного магистрата"
Глава VII. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и 193 харчевыми всякими припасы торгуют, также рукомесленные, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные. Прочие же все подлые люди, обретающиеся в наймах и в черных работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются. И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты цехи или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов или старшин по величеству города и по числу художников имеет, також и каждое ремесло и художество свои книги имеют, в которых регулы или уставы, права и привилегии ремесленных людей содержаны быть должны. А ежели из вышеупомянутых цунфтов из алдерманов или старшин кто явится в добрых поступках: то таких и в вышеписанные гражданские чины выбирать, которые магистрату во всех градских делах советом и делом вспомогать должны, а лучшие из них в ратманы, а потом и в бургомистры выбраны быть имеют. Глава VIII. О гражданских регулах Ежели усмотрены будут какие гражданские уставы или регулы, которые такой важности суть, что оные во всех городах быть благопотребны, а в действо не произведены, и ни в чем ни к которой коллегии не принадлежат: то такие в главном магистрате обстоятельно сочинить, и сенату объявить; и когда оные за благо приняты будут, то потом напечатав, в каждую губернию и провинцию посылать. А ежели вновь сочинены будут такие уставы и регулы, которым где в городах быть неприлично, то надлежит в главном магистрате осторожно в том поступать, и притом всегда приморские и другие внутренние города большие от малых различать, по обстоятельству каждого города и места, и о том с коллегиями с которою о чем надлежит советовать. Глава IX. О судах гражданских Хотя гражданские судные дела во всех губерниях и провинциях в смотрении и в ведении подлежат в юстиц-коллегии, однакож, понеже купецкие и ремесленные тяглые люди во всех городах обретаются нетокмо в каком призрении, но паче ото всяких обид, нападков и отягощений несносных едва не все разорены, от чего оных весьма умалилось, и уже то есть не без важного государственного вреда. Того ради милосердуя его царское величество об оной, яко рассыпанной храмине, указал: всех купеческих и ремесленных людей во всех делах судом и расправою и татиными и разбойными и убивственными делами ведать кроме 194 великих государственных дел в главном магистрате, кто б на оных в чем не бил челом; чего для в знатных городах, в которых по три и по четыре человека бургомистров обретаются, велеть им одного меж себя к таким делам заобычного человека выбрать и определить, придав ему в товарищи других таких же от магистрата, к тому способных людей.
И ежели где в городах случатся татиные и разбойныя и убивственные дела одних граждан, а не иных чинов людей, и в тех делах, розыск чинить в магистрате, и по розыску, ежели которое дело подлежать будет смертной казни, о решении подписав сентенцию, писать им в главный магистрат, и пока от него на оное подтверждение к ним прислано не будет, то до тех мест в таких делах экзекуции им не чинить. Того ради в том в главном магистрате оное рассмотря, подписав свою сентенцию, по указу писать к ним немедленно, а прочие решить в магистратах самим; и притом надлежит же смотреть накрепко, чтоб в магистратах везде суд и розыск по делам был праведный по уложению и по его великого государя указам. А ежели где в малых городах бургомистры а магистрата не будет учинят по каким делам неправой суд, и на таких бить челом и дела переносить во определенной тамо магистрат; а ежели и тем магистратским решением кто будет не доволен, и такие переносить в провинциях в магистраты к президентам; а ежели и тем судом кто будет не доволен же, и такие переносить в вышний магистратской суд. А буде случатся из оных такие дела у граждан с людьми других чинов, которые не магистратского ведомоства: и о таких разыскивать надворным судьям с президенты магистрата обще, и для того быть из них притом со обеих сторон по нескольку персон равным числом; и ежели будет челобитье на гражданина, то притом за президента быть от купечества, а буде будет челобитье от гражданина других чинов на людей, то за президента быть от юстицкого суда, и по розыску вершить им те дела общим приговором по уложенью и по правам. А ежели за чем им таких дел вершить будет невозможно: и о том надворным судьям писать в юстиц-коллегию, а от магистрата, в вышний магистрат и по тем делам снесшись, оным чинить немедленное решение, и о том к ним потомуж писать немотчав. Глава X. Того ради главному магистрату в таком благопотребном важном деле со осторожностию поступать, дабы, вместо оного, какие противные и вредительные действа не произошли, или, вместо чаемаго исправления, города и граждане в тщетной убыток и разорение не пришли: и для того не надлежит никаких полицейских регламентов прежде издавать и публиковать, пока он об оном с коллегиями с которыми о чем надлежит не снесется, и не посоветует с ними, и потом от сената или от самого его царского величества аппробацию о том не получит. Глава XI. О купечестве и мануфактурном деле Понеже всякое каждого города изобилие при божией помощи и доброй полиции, в начале от корабельного морского хода, також от свободного и безобидного во всем везде купечества и искусного руководелия, собственную свою имеет силу и умножительное действо. Того ради главному магистрату купно с комерц и мануфактур-коллегиями наивящшее старание иметь, дабы такие зависящие к пользе всего государства дела, елико возможно, и колико положение городов и мест востребует, во всех городах в лучшее состояние приводить, и притом надлежит ведать, что все 196 регулы и уставы, которые к тому потребны, или еще вновь какие сочинить надобно, то такие в коллегиях сочинены быть имеют, которым генеральное правление о всем государственном купечестве и мануфактурах от его царского величества поручено, по должности их инструкций.
И таким образом главному магистрату [точию] следующее внимать: 1 Иметь старание, чтоб уставы которые о купечестве, мануфактурах и корабельном хождении в тех коллегиях сочинены, и в печать изданы будут , касающиеся до всех городов государства, или до одного которого города [особо] надлежащим образом объявлены, и в действо произведены были. Глава XII. О поборах Камер-коллегия хотя и повинна иметь старание о том, чтоб во всех городах определенные поборы с граждан собиралися исправно, и дабы в том по силе инструкции оной коллегии, такожде и по регулам доброй экономии, нигде сверьх их возможности оные отягощены не были, и хотя такие дела до главного магистратского правления и не подлежат; однакож ему о каждом городе иметь попечение, и не допуская до большого отягощения, надлежащие предложения камер-коллегии чинить. Ежели где в чем усмотрит или уведомится, что оные поборы тягостно, к тому ж и неравно расположены, или паче еще ж так наложены, что и промыслы гражданские содержатися от того не могут, или какое разорение градским обывателям произойти из того может: и того всего главному магистрату смотреть прилежно, и доносить о том в сенате. Глава XIII. О выборе в городах квартирмейстеров и об отводе квартир Понеже когда в городах армейские и гарнизонные полки имеют квартиры у градских жителей, тогда оным от непорядочного отвода 197 квартир бывает не без тяжких обид, и в торгах и в промыслах не без остановки: того ради главному магистрату для порядочного развода квартир, дабы один перед другим никто отягощен и облегчен не был, велеть во всех городах магистратам выбирать из граждан особых квартирмистров, сколько где пристойно, к тому делу достойных людей. И ежели по указам из военной и из камер-коллегий, в которых городах впредь квартиры иметь определенно будет: то из оных коллегий наперед писать в главной магистрат заранее, в котором городе и сколько полков и в них людей от штаб и обер и унтер-офицеров и до рядовых, и с каким определением поставить надлежит; и по тем ведомостям главному магистрату прежде в канцелярии своей расположение учинить, сметясь по дворовому числу, каждого места. И ежели, по усмотрению его, такому числу, какое объявлено будет из помянутых коллегий, квартиры иметь в том городе будет свободно: то о том заранее, до прибытия тех полков в назначенные города, писать ему в магистрат, дабы оные квартиры росписаны были заранее, и по прибытии полков, показаны им без мотчания. А буде из тех присланных ведомостей усмотрит, что в тех городах у гражданских жителей, такого числа полков на квартирах содержать будет не можно: то ему о том потому ж с теми коллегиями сноситься, и объявлять, сколько те города людей могут квартирами содержать, дабы в тех коллегиях могли сыскать к тому лучшей способ заблаговременно; причем главному магистрату старание иметь надлежит, чтоб в каждом городе градские люди несносными постоями отягощены, и от того б в торгах и в промыслах их помешательства не было, и тем в казенных платежах отговорки не имели. А во время тех квартир обыватели только б давали то, что давать по учиненному регламенту велено, и велеть смотреть того, как градским, так и полковым квартирмейстерам и фискалам, дабы стоящие на квартирах градским жителям никаких обид и грабительств и никакого бесчиния не чинили, и сверх определенного в регламенте лишнего ничего не имали, и собою б без позволения магистратского и без отвода квартирмейстерского никаких квартир занимать не дерзали, и с двора на двор не переходили.
Руководство городских магистратов — включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов — выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, — контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма. Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции. С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвидировала Главный магистрат в 1782 году.
Сенатская редакция была отдана на просмотр Трубецкому, после чего 11-12 августа Сенат вторично обсуждал проект. Так появилась четвертая редакция. В четвертой редакции был вставлен указ от 13 февраля 1720 г. В 1-ю главу проекта «О его присяге» был включен текст присяги чиновников так, как это сделано в Генеральном регламенте и в регламентах других коллегий. В связи с этим в проект была включена особая глава, получившая в окончательном тексте заглавие «О собрании выбылых из слобод» и порядковый номер «IV». В ней предписывалось вернуть в посад купцов и ремесленников, которые «вышли из слобод какими-нибудь образы и подлоги в разные чины, и во крестьянство, и в закладчики, и якобы за долги отданы». Исключение делалось лишь для поступивших в гражданскую или военную службу. Включение этой главы в регламент отражало тревогу правительства и посадов, вызванную уходом посадских из городов, и стремление административными мерами прекратить уменьшение тяглого населения в городах. Теперь в нее вошла переработанная часть 15-й главы третьей редакции. Измененный заголовок гласил: «О определении президентов и магистратов». По новому положению магистраты учреждались в тех городах, где были «знатные посады». Теперь было записано: «А ежели кто из магистратов в вверенной ему службе покажет тщательное радение и во все время содержит себя честно, таковым позволяется его царскому величеству бить челом в гости и в гостиную сотню, а из гостей по заслугам могут быть пожалованы и шляхетством». Из нее было исключено разрешение обер-президенту обращаться к царю в случае разногласий с коллегиями. Роль арбитра Сенат оставлял за собой. В таком виде проект был сочтен пригодным для представления Петру. Последнее обсуждение проекта состоялось 16 декабря 1720 г. Петр собственноручно сделал несколько поправок. По сравнению с четвертой редакцией в него были внесены существенные изменения. Главу, в которой было это предложение, Петр вычеркнул и вписал новую. В ней он указал: «Обер-президенту не иметь особливой канцелярии, но в магистрате здешнем... Соответственно было изменено и заглавие инструкции - она стала называться «Инструкция его царского величества, милостивейшее учреждение и регламент или устав Главного магистрата, по которому оной отправлять имеет». В тексте регламента слова «обер-президент» были заменены словами «Главный магистрат». Магистраты должны были посылать выборных в Главный магистрат для ознакомления с инструкцией городовым магистратам. На полях против текста, где говорилось о разделении горожан на гильдии, Петр написал: «Первые - купцы, или гости, и городские дохторы, вторые - торговой стати, или гостиной сотни, аптекари, лекари», но зачеркнул, видимо, потому, что деление получалось бы очень уж дробное. На этом обсуждение регламента закончилось. Как уже отмечалось выше, окончательный текст его был подписан Петром 16 января 1721 г. Исследование проекта регламента Главного магистрата и его редакций показывает, что указ Петра от 11 июня 1718 г. Во-вторых, вырисовывается немаловажное значение сенатского обер-секретаря в подготовке проектов подобного рода. Не случайно же Щукин так решительно переработал ряд основных положений проекта и выбросил несколько глав. В-третьих, отчетливо видна деятельность Сената в целом как органа, активно принимавшего участие в законотворчестве. Наконец, в-четвертых, ярко выступает роль самого Петра, лично редактировавшего проект и придавшего ему его окончательную форму. Характер же изменений проекта Фика ясно свидетельствует о второстепенной роли автора проекта, только изложившего в ней принципы городского самоуправления в иностранных городах. Анализ редакций проекта показывает, что изменения в проект вносились с учетом интересов дворянства, как их понимали Петр и его сподвижники. Правительство, предпринимая городскую реформу, ставило своей целью поднять благосостояние посада, и обеспечить регулярное поступление доходов в казну. Оно понимало, что в его интересах пойти на определенные уступки посадскому населению. Поправки к проекту показывают нам характер этих уступок. Правительство соглашалось на объединение посадских в сословные организации гильдии, цехи и на их автономию в вопросах городского управления и пошло даже дальше автора проекта, учреждая сословный суд и возвращая выбывших из посада. Но во главе сословия был поставлен государственный чиновник обер-президент , подчиненный Сенату; выборы членов магистратов были поставлены под его контроль; упоминание о привилегиях городов было исключено из проекта.
В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, — контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма. Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции. С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвидировала Главный магистрат в 1782 году.
Регламент или устав главного магистрата 16 января 1721 г.
Через год, в январе 1721, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане посадское население делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» — тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан — их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр. Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы таможенные, солевые, кабацкие и пр. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.
В 1727 году Главный магистрат заменён Ратушей, восстановлен в 1743 году как Контора Главного магистрата, переведённого в Москву. С 1743 года Главный магистрат по предписанию Сената подчинялся губернским властям и полиции. С 1775 года являлся почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Окончательно упразднён в 1796 году, часть функций передана городской думе. Павел I упразднил название «городская дума», заменив названием на прусский манер Ратгауз. В 1802 году Александр I вновь восстановил их названия, но в течение первой половины XIX века думы в городах России постепенно прекратили свое существование. Ратгауз нем. Rathaus, дом совета — городское правление, учреждённое в 1798 году в Петербурге Павлом I.
Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Через год, в январе 1721 года, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» - тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан - их переход из города в город, возврат выбывших из посадов и устройство ярмарок. Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы были оставлены в ведении городских магистратов.
Его создание было венцом Городской реформы Петра Великого. Комплекс административных преобразований реализовывался с 1699 года. Нововведения должны были укрепить вертикаль власти и повысить налоговые сборы, чтоб получить средства на строительство флота и оснащение армии. За основу Петр I взял европейскую организацию административных органов, с которой познакомился во время Великого посольства. Великое посольство - дипломатическая миссия правителя Русского царства Петра Алексеевича в Европу в 1697-1698 годах. Вернувшись на родину, Петр I издал указ об «Об учреждении Бурмистерской Палаты» вскоре переименованной в Ратушу , которая должна была стать новым финансовым выборным органом на уровне города.
Главный магистрат
О спорных делах между магистратами и гражданами Ежели где у граждан с магистратами в чем учинится какой спор и несогласие, а особенно в выборе магистратских членов, в непорядочных от магистрата расположениях сборов, в худом содержании граждан, в медленном [им] и от них правосудия и в прочих сим подобных непорядках, такожде если и магистраты от граждан недовольны будут в надлежащей к ним покорности и почитании, или правлению их явятся кто из граждан в чем противны, а главному магистрату о том донесено будет: то надлежит ему в таких случаях рассматривать с подлинными свидетельствы. И ежели от магистрата к гражданам явятся какие непорядочные поступки, или некоторые из них собственно обижены будут для каких пристрастий, також если и магистрату от граждан всех, или особо от некоторых, в чем будет противность и непослушание, или от магистратских членов кому учинится от кого граждан какая собственная обида: то в таких делах со обеих сторон надлежит судить и наказывать по важности вин их, по уложенью и по указам. Глава XVI. О корреспонденции 200 Что же ныне к сочинению магистратскому принадлежит, и о том из вышнего магистрата, покаместь оные определены будут, посылать указы в губернии и провинции к губернаторам, к вице-губернаторам и воеводам; а когда магистраты определены будут, тогда о всяких магистратских делах указы посылать к ним, по которым должны они исполнять неотложно, а с коллегиями иметь главному магистрату сношение о таких делах, как выше объявлено, или какие особые обстоятельства вновь будут требовать, а особливо о гражданских сборах, о судных делах, о купечестве, мануфактурах и сим подобных, с подписанием мнения. А ежели которой коллегиум о чем не учинит надлежащего ответа, и о том доносить в сенате. Глава XVII.
О ярманках Понеже в других государствах не токмо в городах в больших и малых, но и в местечках и в селах, едва не во всех ярманки и торги учреждены большие и малые, от которых приносится такая польза. Первое, умножают казенные сборы. Другое, споспешествуют оные купецким и ремесленным людям в торгах и в ремеслах их. Третие, привозят отовсюду во внутренние, не при море лежащие города, всякие потребные товары, которых тамошние жители в дальних городах сыскивать, купить принуждены в цене с передачею. Четвертое, привозят же на те ярманки из других мест всякие хлебные и харчевые припасы, и лошадей и скот пригоняют на продажу, и от того везде торги и промыслы умножаются, а в народе происходит из того всякое довольство.
Того ради надлежит в главном магистрате о умножении таких ярманок и торгов в городах и в уездах в пристойных местах; а больше в таких, к которым водяной ход есть свободной, иметь старание; и оные производить со временем, и о том в удобные времена с камор- и комерц-коллегиями советовать. О биржах или о схожих местах Такожде надлежит в больших приморских и прочих купеческих знатных городах, со временем же в удобных местах недалеко от ратуши, по примеру иностранных купеческих городов, построить биржи, в которые б сходилися торговые люди граждане для своих торгов и постановления векселей, також и для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции: понеже в таком месте каждой купец 201 и продавец в один час по вся дни тех может найти, с которыми ему нужда есть видетися. Глава XIX. О маклерах или о торговых сводчиках Понеже определенных и присяжных маклеров дело весьма есть потребное, и касается до установления и доброго в купечестве порядка, чего для во европских купечествах никакие договоры в торгах без оных не утверждаются, и для того журнал или вседневная записка маклеров, такую силу имеет, как протокол в суде, и избирается такой маклер и определяется от магистрата, но никакого жалованья не имеет; токмо получает за труды свои определенные деньги от купеческих людей, что ему от магистрата определено будет, и какие торги и векселя через такого человека заключаются, те надежны от всякого обмана, и обмены товаров суть безопасны. Того ради главному магистрату велеть в приморских и в других знатных городах, в тех, где знатные торги есть, таких маклеров выбрать магистратам из купечества добрых и во всех торгах и вексельных переводах искусных людей, и приведчи к присяге или к вере содержать их во всем так, как выше объявлено, а за труды их определить им брать указное, по чему с чего надлежит, снешись о том с камер и с коммерц-коллегиями.
Глава XX. А гошпиталям быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных, и для самых престарелых людей обоего пола. И такие домы построить магистратам земским иждивением впредь со временем, сыскав к тому, також и на пропитание оных людей средство, и по состоянию места, чтоб гражданам было безобидно: понеже в других государствах такие домы не токмо в больших, но везде и в малых городах обретаются, и имеют первое свое начало от фундации земского начальства, такожде и от подания таких людей, которые во имении суть свободны, к чему уставы и полиции регулы всякой город и землю обязуют, а именно должны собственных своих убогих снабдить; еще ж и кроме гошпитали, есть в тамошних больших и знатных городах особливо сиротские домы, в которых определенное число убогих и после родителей оставшие дети содержатся и воспитаны бывают, такожде и другие есть домы, в которых от разных болезней бедных людей лечат, и в призрении имеют, и все такие домы градским тщанием с потребными покоями каменные строятся: и для того главному магистрату иметь в том старание, чтоб оное исправить со временем, без отягчения народного. Понеже академии и школы дело есть зело нужное для обучения народного, в чем уже по его царского величества высокому соизволению, и доброе начало учинено, дабы такое нужное и благоугодное дело по всей возможности в действо произвесть; того ради надлежит магистрату учреждения того не пренебрегать, но по должности всякое к тому вспоможение чинить; а что до содержания малых школ принадлежит, в которых токмо читать, писать и арифметики обучатися будут, о том во всех городах магистратам самим иметь старание. Во всех больших и средних городах надлежит, на площади или на ином удобном месте, по препорции каждого города, на ратушу дом каменной или деревянной построить из земских доходов, в чем главному магистрату должно иметь старание, и магистратам вспомогать, и чтоб каждая ратуша была построена в два жилья и исполнения б были для всяких ратушских нужд и для отдачи в наем лавок и кладовых анбаров, а верхние иметь для управления дел.
О служителях при городских магистратах 203 Надлежит в городских магистратах иметь одного секретаря и потребное число приказных и прочих служителей, которых сами избрать должны, потом требовать от юстиц-коллегии каждому магистрату гражданских прав, по которым магистрату судные дела отправлять надлежит, потом немедленно в городах полицейские, коммерц и мануфактурные, нужные обстоятельные ведомости собрать к сочинению купеческих уставов и прав гражданских , також разделение в гражданских нациях цехами определить. Глава XXIV. Об определении в главном магистрате членов Обер-президенту не иметь особливой канцелярии, но в магистрате здешнем, где иметь бургомистров, ратманов и прочих чинов, как к полному магистрату надлежит, из которых половина или, сколько сыскать возможно, иноземцов, а особливо таких, которые б по руски умели, и со оными все вышеписанное определять и делать. А ежели главный магистрат впредь сверх сей инструкции, что к лучшему усмотрит: и о том доносить в сенате. Глава XXV.
И тако главному магистрату над всеми магистратами государства по сей данной инструкции, елико в чем возможно, 204 споспешествовать, и о благополучии толиких городов и народов с должною верностию, тщанием и попечением старатися надлежит, в чем его царское величество при таком деле свою высокую протекцию и милость и всемилостивейше вспоможение обнадеживает. О формуляре главного магистрата. Формуляр, по которому город с надлежащими обстоятельствы описан быть имеет. О состоянии вне города надлежит смотреть: 1 каким строением строен, и сколь давно, и какими крепостьми и древним или новым маниром укреплен, и какою аммунициею снабден, или весьма отверст; 2 буде оной рвом окружен, какой глубины, и оной сухой или с водою, и с какою, и корабли по оной ходить могут ли, и с каким морем или рекою коммуницию имеет. О внутренном состоянии надлежит смотреть: 1 в каком состоянии как публичные, так и приватные городовые строения обретаются, и каменные или деревянные; 2 коликое число церквей, монастырей, школ, гошпиталей и иных публичных строений.
Однако координация деятельности городской общины посредством одного судопроизводства выглядела весьма ограниченно, и государь это понимал. Акцентировав внимание на судебных компетенциях, он возложил на магистраты более широкий круг обязанностей, неизбежно затрагивавших и управленческо-распорядительную, и юридическую сферы. Из 25-ти глав Устава только одна отводилась судопроизводству, в то время как восемь затрагивало вопросы административного характера6.
Отсюда вытекала запутанная система подведомственности этих учреждений, ответственных как перед Главным магистратом, так и перед Камер-, Коммерц-, Берг- и Мануфактур-коллегиями7. Поскольку магистраты входили в систему местного самоуправления, их отношения с губернаторами и воеводами также требовали регулирования. Основная сложность заключалась в минимизации дублирования полномочий 1 Бахрах Д.
Административное право России: учеб. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-27 гг.
Курск: КГУ, 2012. Согласно Регламенту, за воеводскими канцеляриями сохранялось право управления городскими слободами и округами, в то время как посады переходили в ведение магистратов1. Реализовываться на практике это разграничение начало лишь с 1725 г.
Указом Камер -коллегии от 23 сентября 1724 г. Лачинову предписывалось: «... По сообщению старожилов г.
Обояни, опрошенных накануне IV ревизии 1782 г. Более того, известны имена первых президентов, которыми стали купцы Прокофий Чикин и Николай Анфилов3. Однако до издания «Инструкции всем магистратам.
Не случайно, указ Штатс-Контор-коллегии от 7 октября 1724 г. По тому же принципу действовала и Камер-коллегия, направив распоряжение по составлению ревизских сказок в местную канцелярию5. Таким образом, как и в случае с Бурмистерской палатой, единство городского сословия вновь оказалось нарушенным.
Лишь в одном вопросе горожане выступали как целостная община - обеспечении сбора рекрут и расквартировании армейских полков. Названный аспект XIII главой Регламента отводился в совместное ведение губернской администрации и магистратов6. Слаженное функционирование новых учреждений требовало материальных и кадровых ресурсов7.
На подготовительном этапе от региональных властей требовалось составить ведомости «О состоянии городов», отразив социально-экономическую, демографическую и топографическую стороны8. Эти сведения отправлялись в столицу, где тщательно перепроверялись. XIII, С.
В остальных судебные дела по-прежнему рассматривались бурмистрами под контролем воевод2. Процедура выборов сохраняла стандартный характер и специально уполномоченных инстанций не предусматривала. Весь груз ответственности перекладывался на плечи губернаторов и воевод3.
Руководствуясь сенатскими предписаниями и указами Главного магистрата, им предстояло «. За одобрением губернских властей претенденты отсылались в Главный магистрат, после чего в присутствии «всех граждан» приносили присягу по строго установленной форме и официально объявлялись «начальством города»5. Правительство осознавало, что качество городского управления невозможно повысить без ужесточения требований к чиновническому корпусу.
Поэтому главами I и VI Регламента вменялось чинить выбор в пользу «. Круг претендентов строго ограничивался, включив гостей, гостиную сотню и первостатейных граждан. В обязательном порядке служащие подлежали имущественному и образовательному цензам, должны были принадлежать к числу граждан и не имели права одновременно замещать других гражданских должностей.
На практике материальная составляющая превалировала над морально-нравственными критериями. Если зажиточный иностранец изъявлял желание служить в магистрате, ему предоставлялись льготы в получении городского гражданства, открывавшего путь в администрацию 7. Указанный факт противоречил принципу равного доступа к службе, делая этот институт более закрытым и централизованным.
Являясь верным «рабом» Короны, кандидат должен был осознавать уровень возлагаемой на него ответственности. Своей службой он обязывался способствовать процветанию государства, «не щадя живота»8 предотвращать убытки и разорение, следить не только за собственной благопристойностью, но и воспитывать таковую среди подданных. Регламент акцентировал внимание на полезности9 магистратов, поддерживавших в городах «добрый порядок»10.
Количество служащих четко не регламентировалось и зависело от масштаба центра и его потребностей. В силу Регламента все города Империи 1 Там же. V, VI.
Магистраты получили широчайшие полномочия контролировать все посадское население. На них возлагалось принятие судебных решений в отношении купеческих и ремесленных людей во всех гражданских и уголовных делах. Полиция также находилась под влиянием магистрата. Кроме того, предписывалось обзавестись пожарными инструментами; следить, чтобы граждане не держали в своих домах и не нанимали для работ пришлых людей, если при них нет отпускных писем; следить за беглыми солдатами, «тунеядцами». При Павле I появился ратгауз с немецкого дом советов. С приходом к власти Александра I ратгаузы упразднили и вернули магистраты.
Одним из обязательных занятий бургомистров и ратманов, заседающих в магистрате, было изучение нормативно-правовой базы их работы, в число которых входил и Регламент главного магистрата. Главной целью работы магистрата документ называл: «Того смотреть, чтоб было правосудие. Добрую полицию учредить. Купечество и мануфактуры размножать... На фото: Регламент или Устав Главного магистрата.
Главная навигация
- ГЛА́ВНЫЙ МАГИСТРА́Т
- 13 февраля 1720 г. Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России
- GPS Failed
- «Во всех городах порядочной магистрат учредить»
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Регламент или устав главного магистрата 16 января 1721 г.
Главный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и СенатуГлавный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ найдено 9 значений слова государственное учреждение в России, основным указом Петра I от 13 февраля 1720. Особенностью Севастополя в первые годы становления стало то, что Городовой магистрат решал не только судебные вопросы, что было его основной задачей, но и выполнял функции органа местного самоуправления.
13 февраля. Юридический календарь: Главный магистрат, патент на кинокамеру и др.
В сфере компетенции Главного магистрата находилось управления делами городского населения, занятого ремеслом, коммерцией и торговлей. В 1720 году среди центральных учреждений появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Через год, в январе 1721 года, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. Юридический словарь Главный магистрат — в России гос ное учреждение, основанное Указом Петра I от 13.
GPS Failed
- GPS Failed
- Регламент или устав главного магистрата 16 января 1721 г.
- Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России - 13 февраля 1720
- Его царского величества милостивейшее Учреждение, и Регламент или устав главного магистрата
- Контора главного магистрата | База данных «Путеводители по российским архивам»
«Во всех городах порядочной магистрат учредить»
Главный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Главный магистрат – высшее государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод.