Широкий четверг, 4 марта - Тещины вечерки, 5 марта - Хлебосольная Масленица. Кульминация праздника состоится на льду возле Мирожского монастыря - сожжение чучела Масленицы. Масленица по дням недели. Общественная служба новостей узнала интересные факты о Масленице 2023.
Календарь масленицы до 2030 г
- Россияне рассказали, почему празднуют Масленицу
- Масленица: история, обряды и обычаи
- Что происходит во время Масленицы?
- масленица традиции и обычаи русского народа
- Масленица: история, традиции и обычаи
Масленица. Кратко о празднике для детей
Как иллюстрировать доклад на тему "Масленица", где найти рисунки, картинки? Масленичная неделя. доклад на тему масленица 7 класс. Праздник Масленицы отмечался людьми ещё во времена язычников, и обозначал прощание с зимой и встречу весны.
Веселый и вкусный праздник
- Традиции и обычаи Масленицы – история праздника, название дней Масленицы
- Что такое Масленица и как ее встречали на Руси
- Поговорим о масленице /
- Масленица — описание
- Смысл и традиции Масленицы
- Масленица в России: история и традиции праздничной недели
Масленица: что за праздник и как его отмечать
Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века.
Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52]. Жак Маржерет 1606 год добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья : Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи [53]. Снигирёв , М.
Забылин и последующие компиляторы [54] цитируют описание «иностранного писателя», относящееся к 1698 году: Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек.
Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста.
Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу.
Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти.
Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела.
В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов.
С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас.
Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной.
Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире.
Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки.
Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола.
Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту.
Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф.
О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост.
Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом.
Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики.
К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу.
Пятница — тёщины вечёрки. Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Вообще на Масленицу особое место отводилось теме семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.
Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Традиция требовала, чтобы они нарядные выезжали «в люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств. Суббота — золовкины посиделки. Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье — проводы. Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Прощание с Масленицей Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
Конечно, с проводов зимы. Вот и в нашей школе Масленицу отмечали широко, радостно, с хороводами, играми-забавами и конкурсами 15 марта пятница Масленица - это встреча Весны и проводы Зимы, озорной и весёлый праздник. Весна несёт в себе жизнь, пробуждение природы, солнечный свет и тепло. Именно в честь Солнца в этот праздник пекут блины, ведь они круглые, жёлтые и тёплые, как солнце.
Не найти такого человека в России, который бы не любил этот праздник!
масленица традиции и обычаи русского народа
Масленичная неделя. Масленицу с размахом празднуют семь дней: с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода — Узкая Масленица и Широкая Масленица. Для исследовательской работы мы выбрали тему «Масленица», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о празднике Масленица. Масленица по дням недели: название и традиции. Семь дней праздника делят на Узкую Масленицу (понедельник, вторник и среда) и Широкую Масленицу (с четверга по воскресенье). Общественная служба новостей узнала интересные факты о Масленице 2023.
Масленица: что за праздник и как его отмечать
Масленица • доклад-сообщение. Масленица – это традиционный праздник у восточных славян, ритуалы которого содержат множество сохранившихся мифологических элементов. Масленичная неделя. Традиции. Масленичный фольклор. Масленичная неделя завершается Прощеным воскресеньем. В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения.
История Масленицы
- Масленица. История и традиции (очень кратко)
- Масленица — история праздника, традиции и обычаи
- Читайте также:
- Масленица: история праздника, традиции и обряды
- Масленица. История и традиции (очень кратко): nkhutorskaya — LiveJournal
- Масленица. Кратко о празднике для детей
Масленица. Кратко о празднике для детей
Содержательная часть праздника была представлена книжно-иллюстративной выставкой «Где блины, там и мы». Сжигание чучела завершило праздник встречи Весны. Задорно и весело прошёл фольклорный праздник «Широкая Масленица» для жителей и гостей д. Дорогих гостей встречала сама госпожа Масленица. На площадке перед Домом культуры была организована чайная. На импровизированном столе были использованы атрибуты праздника и русского быта: самовар, чайник с чайными парами, скатерть и полотенца, сладкие угощения, где каждый желающий мог отведать румяные блины, горячие пироги и угоститься душистым чаем. Прихваливая блины — гости делились своими секретами приготовления блинов и вкусного чая из трав.
Библиотекарь, в образе Масленицы, провела обзор выставки журналов о вкусной и здоровой пище «Блинные угощения», предложила некоторые рецепты блинов и разновидностей начинок. На протяжении всего праздника для всех присутствующих звучала веселая музыка, под которую танцевали участники мероприятия. И стар, и млад играли в ручеек, водили хороводы. Присутствующие дружно и весело участвовали в традиционных народных забавах и играх: «Перетягивание каната», «Силачи», «Печём блины», а также в интеллектуальном конкурсе «Доскажи пословицу», «Отгадай загадку». Веселые игры и конкурсы не оставили равнодушными ни детей, ни взрослых, собрав всех воедино. В завершении праздника все вместе сожгли чучело Масленицы.
В Прощеное воскресенье Широкая Масленица распахнула двери Ситненской сельской библиотеки, где прошел познавательный фольклорный час «Как на масленой неделе…». Гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Присутствующие «перелистали» страницы масленичного календаря, вспомнили, как называется каждый день праздничной недели, а также посмотрели слайдовую презентацию «Ах, масленица! Присутствующие дружно отвечали на вопросы тематической викторины, делились друг с другом рецептами приготовления блинов и начинок, читали стихи и пели песни про Масленицу. Закончился праздник дегустацией блинов с вареньем, медом и чаепитием. С большим воодушевлением взрослые и дети веселились на празднике «Масленица-Боярыня», организованном библиотекарем Невской сельской библиотеки.
Взрослые и дети собрались на центральной площади д. Невское и приняли активное участие в различных потешных конкурсах «Золотые ворота», «Кто быстрее съест блин», «Бой березовыми вениками», «Перетяни канат», «Самый сильный, ловкий» и др. Нетерпеливые ребятишки вволю напрыгались, набегались, они азартно соревновались друг с другом, получая призы и сладкие угощения. На протяжении всего праздника звучали частушки, стихи и поговорки. Участники смакуя, лакомились аппетитными блинами и веселились от души, устроив настоящие проводы Масленицы. Финальным этапом Масленицы по традиции стало сожжение чучела зимы, сопровождающиеся народными закличками.
Вторник или «Заигрыши». Волнительный день для незамужних девиц, ведь именно во вторник к девушкам приходили сваты. Среда или «Лакомка». По традиции в этот день зятья приходили к тещам на блины. Также в среду в деревнях варили пиво. Четверг или «Разгуляй». Начинались массовые народные гуляния.
В этот день устраивали катание на лошадях «по солнышку». Все, у кого была лошадь, запрягали сани и скакали по часовой стрелке вокруг деревни. В четверг устраивали любимую всеми игру — взятие снежной крепости, проводили кулачные бои. Пятница или «Тещины вечерки». В этот день к зятю на блины с ответным визитом шла теща. Причем она могла взять с собой подруг или родственниц. Суббота или «Золовкины посиделки».
К молодой жене брата приходили его сестры, которых она должна была порадовать подарками.
Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица?
Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов.
Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты.
Когда начали отмечать масленицу? Некоторые люди до сих пор отмечают Масленицу в языческом стиле Праздник уходит своими историческими корнями далеко в древние времена, и отмечали его задолго до крещения Руси в 988 г. Во всей Европе есть аналоги Масленицы. Интересный факт: Вастлавьи или Скандинавский карнавал отмечается в Дании, Латвии, Норвегии, Эстонии, вместо блинов там вкусные булочки с начинками.
Как сейчас отмечают Масленицу? Ответы на эти вопросы ищите в статье Passion.
Комментарии Масленица - один из самых любимых народных праздников. Праздник Масленица - веселые проводы зимы и встреча весны. Издревле эти дни воспринимают как начало нового этапа: весна несет с собой солнечное тепло, новую жизнь. Блины - это символ солнца. Раньше пекли лепешки, а когда на Руси научились делать заквасное тесто, стали печь блины. Масленица - языческий праздник, но получил он свое название от церковного календаря.
В этот период времени, последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается есть продукты животного происхождения сливочное масло, молочные продукты, рыбу. Еще эта неделя в Православной Церкви именуется Сырной седмицей. Итак, какие обряды соблюдаются сегодня в каждый из дней масленичной недели, а какие канули в лету? Прощеное воскресенье В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Понедельник - встреча В этот день утром дети собирались и все вместе шли от дома к дому с песнями. Хозяйки угощали детей блинами.
После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни. Причем катались в этот день только дети, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Дети делали куклу из соломы - Масленицу - и наряжали ее. Вторник - заигрыши Второй день масленичной недели - день молодоженов. Молодые пары, у которых недавно была свадьба, катались с горок. Также во всех домах угощали блинами.
Молодые неженатые люди в этот день присматривали себе пару. Среда - лакомки «К теще на блины! Тещи приглашали своих зятьев на блины. Молодожены одевались, как на свадьбу, а неженатые парни и девушки катались с гор. В этот день было принято подшучивать над неженатыми мужчинами. Им придумывались различные наказания, от которых они откупались блинами и конфетами.
Четверг - разгуляй Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день принято устраивать кулачные бои, взятие снежных городков, массовые катания с горок.