Страна и мир - 15 июня 2023 - Новости Уфы - Душанбе обеспокоен проблемами, с которыми сталкиваются граждане Таджикистана при пересечении российской границы. Таджи́ки — иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного государства Иран. Страна и мир - 15 июня 2023 - Новости Уфы - Sputnik Таджикистан познакомился с Добрым Таджиком и узнал, как он своими силами делает мир чуточку лучше.
Таджикистан выразил обеспокоенность отказами во въезде таджикистанцев в РФ
Кто-то испугался сам, что не пройдёт фейс-контроль и поспешил покинуть северные широты. Рассказываем, кто такие таджики, как появилась эта нация и чем она уникальна. На территории Афганистана проживает больше таджиков, чем в Таджикистане.
«Я не знаю почему, но в Таджикистане нет работы, там даже мало кто знает, что такое пицца»
Нашлись и те, кто увидел в словах президента Таджикистана двойной смысл. ] Как остальная часть иранских народов, и также Относящееся к Индии, Дарды, и народы Нуристана, Таджики спускаются от Арийцев и прослеживают их корни назад к иранским народам [7], кто обосновался в Средней Азии уже 4000 лет назад. Аудиосообщение Сунатулло Назриев, глава общественной организации «Региональная национально-культурная автономия таджиков Самарской области», сам попросил раскидать всем. Возвышение Таджикской АССР до полного республиканского статуса в 1929 году, наряду с присоединением географически разделенного запада Ферганской долины и экономически важного города Худжанд, мало чем могло смягчить недовольство таджиков. Возвышение Таджикской АССР до полного республиканского статуса в 1929 году, наряду с присоединением географически разделенного запада Ферганской долины и экономически важного города Худжанд, мало чем могло смягчить недовольство таджиков.
Значение слова «таджики»
У него есть узбекский, казахский, кыргызский канал, парень старается охватывать все СНГ, работает на интернациональную аудиторию. Как появился «Добрый Таджик» По словам блогера, однажды в одном из торговых центров Старого Оскола, он увидел маленьких детей, которым ему захотелось помочь. Он вспомнил о накопившихся бонусах на банковской карточке, но тогда друг очень спешил, и в тот день угостить ребят не получилось. После этого случая парень решил, что при возможности больше не будет проходить мимо нуждающихся. Друзья подсказали, что все добрые поступки нужно снимать на видео, ведь в наше время так не хватает хорошего положительного и вдохновляющего контента. Так, 9 января 2019 появился канал о помощи людям. Спустя короткое время видеоролики стали набирать несколько тысяч просмотров, канал попал через паблик Белгорода в крупный российский паблик Mash. Таким нехитрым путем «Добрый Таджик» заявил о себе.
Первыми «подопечными» Доброго Таджика стали дети из белгородского дома-интерната. Вместе с подругой таджик подарил ребятам новогодние подарки. Затем он стал помогать пожилым, бездомным, малоимущим. Ничего необычного — оплачивал проезд в транспорте, покупал продукты, иногда просто дарил одиноким людям цветы и подарки на праздники.
Начиная с Х века и вплоть до советского периода, этот термин наиболее часто использовался носителями тюркских языков, которые намеревались отличать оседлых «мягких» иранцев от своих более благородных и смелых людей. Тем временем персофоны Центральной Азии, которые со временем становились все более двуязычными фарси и тюркский , идентифицировали себя главным образом по другим неязыковым критериям, таким как религия, семья, профессия или место происхождения. В то время как городские торговцы, бюрократы и религиозные деятели писали на персидском языке, и в большинстве случаев можно предположить, что их родным языком был персидский, их способность использовать тюркский так же комфортно, как этого требовали обстоятельства, означала, что их основным маркером идентичности был не только язык.
Похоже, что большинство тех, кто говорил на персидском языке в Центральной Азии на заре Советского Союза, не думали о «таджикской национальной идентичности». Этот факт важен для понимания того, почему формирование национальной идентичности разрушительно подействовало на таджиков в начале советского периода. Можно было предположить, что образованные горожане, которым удалось превратиться в новую правящую элиту Центральной Азии после большевистской революции, в основном, были «таджиками» по крайней мере, потенциальные таджики, поскольку мы говорим о выдуманных идентичностях с точки зрения их социального класса и образования. Однако многие из них выбрали идентификацию «узбеков» — некогда уничижительный термин, теперь реабилитированный большевистскими идеологами для обозначения вновь воображаемой «нации». Стратегия национальной делимитации Советов повлияла на будущее персидских жителей Центральной Азии, которым изначально было отказано в собственной республике. Персоязычные города Бухара и Самарканд, по праву считающиеся современными таджиками как составляющие исторические центры таджикской цивилизации, были отведены недавно созданной Узбекской Советской Социалистической Республике со столицей в Самарканде. Столица была перенесена в Ташкент в 1930 году.
Для них на месте еженедельного рынка основали новую «столицу»: «Душанбе» означает «понедельник» на персидском языке. Данное событие остается таким же тревожным для таджиков, как и девять десятилетий назад; многие считают, что советские власти «обезглавили таджикскую культуру». Возвышение Таджикской АССР до полного республиканского статуса в 1929 году, наряду с присоединением географически разделенного запада Ферганской долины и экономически важного города Худжанд, мало чем могло смягчить недовольство таджиков. Есть несколько причин, почему новый коренной класс советских лидеров выбрал тюркскую идентичность, а не иранскую. Современные таджикские ученые называют ранних советских центральноазиатских идеологов и активистов «предателями», которые продали свой народ узбекам. Реальность, возможно, не так однозначна. Будучи двуязычными в фарси этот язык вскоре переименовался в «тоджики» и тюрки переименованном в «озбекча» , эти люди могли свободно выбирать свою национальную идентичность, поскольку само понятие все еще находилось в процессе определения — фактически сами они были теми людьми, которые определяли процесс.
Одна из причин заключается в том, что интеллектуалы Центральной Азии находились под сильным влиянием модернистских идей джадидистского движения, которое возглавляли тюркоязычные реформаторы, а также молодые турки в Османской империи. В первые десятилетия двадцатого века турецкий язык был основным языком модернистских реформ в мусульманском мире. Персидский язык, напротив, являлся языком религиозных классов и бюрократии деспотов, и был связан с той отсталостью, которую надеялись преодолеть новые идеалисты Центральной Азии. Другим фактором было то, что к этому моменту русские находились в тесных отношениях с тюркоязычными с момента их завоеваний Казанского и Астраханского ханств в шестнадцатом веке и поэтому привыкли общаться со своими мусульманскими подданными на тюркских языках. Несмотря на создание национальной республики и сохранение статуса признанной нации, тем не менее, таджики весь прошлый век копили претензии под тенью своих узбекских соседей. Это тем более верно для тех, кто живет в Узбекистане которых, вероятно, по крайней мере, столько же, сколько в Таджикистане, возможно, даже больше , где в течение многих десятилетий отождествление себя таджиком активно не поощрялось или даже подвергалось прямым репрессиям. После распада Советского Союза узбекский режим под руководством президента Ислама Каримова 1938—2016 гг.
Но чтобы их разрабатывать, требуются большие инвестиции. Поэтому Таджикистан, пользуясь прерогативой маленьких стран, распродает свои ресурсы тем, кто готов больше заплатить. С ближайшими «родственниками» иранцами из-за их исламского фундаментализма дело у таджиков не заладилось. Поэтому, помимо нас, в Таджикистан стали активно вкладываться китайцы. Китайцы строят здесь дороги, китайцы построили в Душанбе ГЭС, китайцы здесь вовсю осваивают золотые рудники.
Свято место пусто не бывает. Если не дай Бог Россия уйдет из Таджикистана, то здесь будет Китай. На улицах Душанбе нам повстречались и индусы. Причем мы встретили их у бюста Махатмы Ганди. Там я разговорился с одним индийским инженером, отправленным сюда в командировку.
Потом я поинтересовался у нашего сопровождающего, который знакомил нас с Таджикистаном, каким образом в Душанбе оказался памятник Ганди? Так тут все решается. Те же по бокам снопы хлопка и пшеницы, то же восходящее солнце в центре. Только серп и молот — символы рабоче-крестьянской власти исчезли. В таджикском гербе их заменила зороастрийская корона древнего государства Саманидов, от которого сейчас таджики выводят свою преемственность.
В Душанбе осталось много советского. Это и старая милицейская форма, на которой сменились только нашивки. Это и низкорослые старые здания сталинского ампира с колоннами. Это и сооружения конструктивистского типа советских 80-х. Это и блочные хрущевки, скрывающиеся в тени деревьев и новостроек, и многие подъезды в них, как и в годы СССР, на кодовые замки не запираются.
Это и советская мозаика на стенах. Это и густые брежневские брови нынешнего таджикского правителя Эмомали Рахмона, бывшего советского номенклатурщика. Красный советский флаг можно увидеть на купюре достоинством 200 сум, на которой изображен Нусратулло Максум, таджикский советский государственный деятель. Как часто бывало в годы советской власти, репрессированный, расстрелянный и посмертно реабилитированный. Довольно неожиданно и очень приятно было увидеть темным вечером с проспекта Рудаки в Душанбе знакомое лицо вождя Октябрьской революции 1917 года.
Заинтересовавшись, мы подошли. Оказалось, что это магазин советского антиквариата. За какие-то копейки набрали себе советских значков. Я приобрел значки Ленинграда, Кронштадта, Одессы напоминаю, это русский город! Как любителя искусства меня заинтересовали значки Третьяковской галереи и Эрмитажа, а как любителя литературы — рассмешила пушкинская серия «Друзья души моей», не знал о существовании таких памятных значков.
Купил себе няню Арину Родионовну и Анну Керн. Керн, насколько я понимаю, была не столько другом души, сколько другом тела великого русского поэта. Еще одно эхо Советского Союза можно услышать в телефонной трубке — как и в свое время во многих городах СССР, в Душанбе по-прежнему работает справочная, которая, в том числе и на русском языке, дает справки. Частично по той причине, что русских здесь, в отличие от Узбекистана, осталось очень мало. Подавляющее большинство русского населения покинуло Таджикистан в период его трагической независимости.
Но вместе с тем языковой барьер для русского здесь отсутствует. В Душанбе, как и в Ташкенте, русский язык активно изучается в школах. Здесь открыты филиалы российских вузов, здесь слышится на улицах русская речь, здесь отвечают и говорят на русском и стар, и млад. Все надписи в Душанбе на кириллице, русской или таджикской. Латинице, в отличие от Узбекистана, в Таджикистане нет места.
Как-то мы разговорились с молодым владельцем закусочной Бахой. Одно время Баха жил в Москве, и его удивило предвзятое отношение москвичей к его соплеменникам. К русским в Душанбе сейчас относятся значительно лучше, чем к таджикам в Москве. Перед входом в русско-таджикский университет установлен бюст Пушкина, который стал нашим всем и нашим везде. Где Пушкин, там, значит, и русские и с нами Бог!
Мы уже поняли, что к подсчету денег таджики относятся творчески. Присутствие русских обозначают замеченные нами на улицах машины военной полиции с гербом Минобороны РФ. Как известно, в Таджикистане располагается 201-я российская военная база. Она дислоцируется в Душанбе и городе Бохтар, служа гарантом независимости Таджикистана от внешних вторжений. У дверей русско-таджикского университета мы спросили дорогу, и юный таджикский студент Юсуф проводил нас.
Он гулял с нами, знакомя нас с городом, и на следующий день. Мы, представители той культуры, которую он изучал, были ему интересны. В компании с ним мы чувствовали себя иностранцами, посетившими советскую Москву начала 80-х. Дело в том, что столица Таджикистана активно застраивается. Причем в строительстве превалирует элитка — даже в Москве не увидишь такой концентрации строительства элитного жилья.
Кто все эти уважаемые люди, могущие позволить себе такие роскошные апартаменты? Не для мигрантов же строится это элитное жилье. Навигаторы за стройкой не успевают обновлять свои карты, нумерация домов запутанная. Наш таксист несколько раз объезжал нужную точку на экране. Упирался сначала в строительный забор, потом, с другой стороны, в шлагбаум, за которым на фоне синих ворот и бетонного забора с колючей проволокой военный с автоматом делал нам предупреждающие жесты.
В итоге оказалось, что перед КПП есть пеший проход к нашей гостинице. Гостиница свежепостроенная и, как подсказывает мне опыт работы в строительной области, построенная с нарушениями, так как вплотную примыкает к военному объекту. Из окон гостиницы видны вышка и все несколько малоэтажных кирпичных строений на огороженной территории. Все как положено, вышка, забор с колючей проволокой, шлагбаум, военный на КПП с автоматом. Проникнуть врагу или шпиону не удастся.
Но вот увидеть, что там происходит, — пожалуйста. Даже из окон нашей гостиницы немного видно и очень хорошо слышно, как утром и вечером таджикские военнослужащие браво маршируют и поют песни на плацу. Скорее всего, без коррупции, которая, видимо, в Таджикистане процветает на всех уровнях, не обошлось. Ладно наша гостиница — с этажей примыкающей высотки и рядом строящегося небоскреба военная часть вообще как на ладони. И в случае чего такой аллах-бабах можно устроить.
Впрочем, насчет этого «в случае чего» местное КГБ Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан ведет активную работу. Просматривается переписка, комментарии и посты в соцсетях. Исламизма здесь сильно опасаются и против него оберегаются. Я не первый раз слышал мнение, что на самом деле исламистских идей таджики и узбеки нахватываются в России, в которую уезжают на заработки, — простите, если кому-нибудь снова стереотип сломал. В Таджикистане исламистам продыху не дают.
Слишком свежа в памяти резня 90-х. КГБ здесь работает по советским заветам. Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана является элитной и основополагающей силовой структурой. Впоследствии и оказалось, что мы поселились возле военной части этой организации. Когда гуляешь по Душанбе, приходит на ум известная всем сказка Шарля Перро «Кот в сапогах».
Гласные и согласные чередуются, и это естественный процесс развития языков. Как видно, некоторые звуки видоизменились. Примерно похожий процесс произошел со словом «таджик». Разберем наиболее вероятную версию.
Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат. Получается, что изначально таджиками называли арабов, распространивших мусульманское вероучение по всему Востоку. Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии. Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения.
Таджик сегодня — кто это? Как и Таджикистан, свое окончательное значение слово «таджик» получило уже в XX веке.
Таджики — древний народ Средней Азии
В Таджикистане (и других странах Средней Азии) и Афганистане (вместе с Пакистаном) приняты две различные формы литературного языка таджиков: таджикский язык и дари соответственно. Поездка в Таджикистан обязательно понравится тому, кто любит горы и горные пейзажи. Как рассказал НСН глава общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов, Россия, таким образом, предала тех, кого кормила более 20 лет. Совершенно условно, потому что и узбекский, и таджикский языки в Средней Азии были равноправно всем известны, в узбеки попали потомки первых завоевателей согдианской долины, те, кого когда-то называли таджиками, воинами халифа.
Блеск и нищета Таджикистана
В 2000-м возникли таможенные сложности, перевез семью. В 2002-м купил квартиру. Занимается предпринимательством на Доваторском рынке, его компания реализует товары из Таджикистана. На этом месте вообще много таджиков. Они установили хорошие отношения с покупателями со всей округи.
Рынок хотели закрыть, но передумали, это стало бы для диаспоры ощутимым ударом. Самая старшая из детей Раджабовых — 20-летняя дочь, она окончила школу на пятерки и вышла замуж за московского таджика, он тоже занимается торговлей. Старший сын учится в автотранспортном колледже. Остальные — школьники.
Наливаю Хусрави и папе чай. Мальчик с удовольствием пробует печенье, конфеты игнорирует. Я улыбаюсь и достаю из шкафа редакционный футбольный мяч. От волнения у него получается продержать круглый снаряд над полом не очень долго.
Исломудин Асоевич смотрит на сына счастливым взглядом, иногда они обмениваются короткими репликами на родном языке. Председатель областного таджикского культурного центра Самониен Исломудин Раджабов. На следующую встречу в редакцию Исломудин Асоевич приводит еще одного сына. Шахрому 11 лет, он тоже футболист.
С Хусрави здороваемся за руку как старые друзья. Он сразу сообщает футбольные новости о «Барселоне». Гости принесли с собой торт, который мы тут же разрезаем… Национально-культурный центр Таджикский национально-культурный центр «Самониен» назван в честь Исмоили Сомони. Он создан в октябре 2002 года.
С 2005-го председателем регионального совета организации работает Исломудин Раджабов. В Челябинске его знает каждый таджик. Многим достаточно сказать два слова, чтобы им было понятно, как поступать. В любой день могу оказаться в любом месте».
Я был приятно удивлен, когда узнал, что Раджабов делает все это бесплатно. Он тратит на акции «Самониена» много своих денег. Помимо этого, Исломудин Асоевич — член Общественного совета при посольстве Республики Таджикистан, член Общественного совета при главе администрации Челябинска. Таджикский народный ансамбль.
Для этого постоянно приглашаем в Челябинск знаменитых артистов из Таджикистана, это очень хорошая культурная и языковая поддержка нашей молодежи. Национальная культура особенно ценна на расстоянии, когда ощущается ее определенный недостаток. Тем не менее, даже здесь, вдали от родной страны, наша многочисленная диаспора старается соблюдать все национальные обряды, отмечать главные культурные праздники. Таджикская музыкальная семья.
Центр ежегодно организует и проводит десятки мероприятий. Среди челябинцев разных национальностей уже стал популярным ежегодный национальный праздник «Навруз» это персо-таджикское слово переводится очень просто: нав — новый, руз — день. Он впервые прошел по инициативе Исломудина Раджабова 5 апреля 2008 года в легкоатлетическом манеже. Собралось около 10 тысяч человек, представители более 50 народов и национальностей.
На праздник был приглашен известный таджикский певец Фахридини Малик. Было приготовлено 1000 лепешек, 10 котлов плова, на который ушло 500 килограмм мяса. Семья за праздничным столом. В сентябре празднуем День независимости Республики Таджикистан.
Для нас особенно ценно участие в Дне защиты детей, содействие администрации Челябинска в проведении государственных праздников Дня Победы, Дня Военно-морского флота и других. Мы всегда представлены на общегородском общественно-политическом вернисаже, организуем соревнования по национальной борьбе «Гуштингири» с поощрением победителей ценными подарками и грамотами организации. Оказываем благотворительную помощь детским домам, учебным заведениям области, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам. Центр оказывает помощь и поддержку соотечественникам, живущим на Южном Урале.
В 2007 году, во время приезда в Челябинскую область на учения Шанхайской организации сотрудничества Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, по инициативе председателя центра «Сомониен» была организована его встреча со 120 активными членами объединения в Законодательном собрании. Оставаться человеком! Побывав на практике в Душанбе, мои сокурсники по журфаку УрГУ рассказывали о гостеприимстве народа. Таджики очень любят приглашать домой, щедро угощают.
До встречи с челябинской диаспорой у меня были только такие «познания» о человеческих качествах этого народа. Ну и, понятное дело, к ним примешивались образы из «Нашей Раши». Поэтому поначалу произошла какая-то нестыковка. Реальные таджики не соответствовали моим стереотипным представлениям.
Мне подумалось, что они подчеркнуто, как бы в противовес хотят показаться только с хорошей, парадной стороны. Стараются соответствовать чему-то цивилизованному. Это казалось неестественным, хотелось большей открытости. Таджики на улицах российских городов.
Очень удивило, что таджикам не хочется говорить о реальных проблемах, в том числе здесь, на Южном Урале. В ответ на этот простой человеческий вопрос уже много раз получал такие же простые человеческие ответы, полные жизненного драматизма. Тут — по-другому.
С приходом революции сменилась власть и в Туркестанском генерал-губернаторстве, куда входили таджикские земли. Здесь новый режим установили сразу, в 1917 году. Тогда рядом с советскими территориями существовал Бухарский эмират, сильно мешающий планам революционеров. С 1991 года Республика Таджикистан — независимое государство, которое старается сохранить свои многовековые традиции, а также приумножить достижения культуры. Пассажирский самолёт ПР-5 на воздушной трассе Душанбе — Хорог. Фото: Н. Софьин Где живут Общее число таджикского населения планеты — около 20 миллионов человек. Основная страна, где проживают представители этой нации — Таджикистан. А ещё таджикское население распространено в некоторых соседних странах: Афганистан. Таджики являются одной из крупнейших этнических групп страны и населяют сразу несколько провинций — например, Кабул и Парван. Здесь народность тоже живёт сгруппированно — в Самаркандской , Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях, а также на территории Сохского района — эксклава, расположенного в Киргизии. Государство граничит с Таджикистаном, и Баткенская область с трёх сторон окружена этой страной. Неудивительно, что регион густонаселён таджиками. Разумеется, в месте, называемом до 1935 года Персией, не могло не оказаться представителей той национальности, которую породило великое древнее государство. Живут они на северо-востоке, в исторической области Хорасан. В сравнении с общим количеством жителей республики, таджикское население Китая — это капля в море. Однако в цифрах это 40 тысяч человек. Для них там даже предусмотрен собственный уезд. Жители Таджикистана охотно отправляются на заработки в российские города, а затем почти так же охотно получают гражданство. Так, официально на территории России проживает более 3 миллионов граждан этой страны, а около 350 тысяч россиян причисляют себя к представителям этой нации. Serge-novikov Внешность и характер Принято считать, что таджики — это люди с тёмными волосами, карими, почти чёрными большими глазами, густыми бровями и смуглой кожей. Однако на самом деле представители этой национальности выглядят по-разному. Существуют различия во внешности таджиков, живущих в горных районах, и тех, что живут на равнинах. У последних больше монголоидных черт, чаще встречается светлый цвет глаз и волос. Жители гор реже могут похвастаться выразительными скулами, зато являются обладателями обильной растительности на лице, поэтому мужчины часто носят бороду. Общей чертой для большинства таджиков является рост около 164-170 сантиметров, то есть средний или выше среднего. Таджики отличаются от других народов не только внешними данными, но и особым менталитетом, который во многом определяет характер представителей этой национальности. Например, в стране сохраняются семейные ценности, а потому дети с юного возраста учатся быть участливыми, относиться с уважением к старшим и не обижать младших. Девушек учат быть кроткими и хозяйственными, а молодых мужчин — верными и ответственными. Всё потому, что в стране принято думать о коллективе.
Во время гражданской войны в Афганистане 1928—1929 власть в стране захватывает Хабибулла Калакани и 14 декабря 1929 года проводит свою коронацию, тем самым став первым королём Афганистана таджикского происхождения [70]. Герб Таджикской ССР 1931—1935 гг. За проявленную отвагу 56 000 граждан были награждены боевыми орденами и медалями, 54 из них были удостоены звания Героя Советского Союза [73]. Джамиат-и ислами , основанный Бурхануддином Раббани , в котором доминировали таджики, сопротивлялся Красной армии и коммунистическому афганскому правительству. Таджикский военачальник Ахмад Шах Масуд с 1980 по 1984 год успешно отразил восемь советских кампаний по захвату Панджшерского ущелья и получил прозвище «Панджшерский лев» [74]. После этого Советская власть и Ахмад Шах Масуд нашли общий язык и пошли на перемирие. В дальнейшем Масуд вместе с Раббани возглавлял партию Исламское общество Афганистана, в начале 1990-х выступавшую за создание отдельного не-пуштунского государства в Северном Афганистане.
Можно утверждать, что понятие « таджикский язык » настолько же молодое, насколько и относительно искусственное. Оно введено в лингвистический обиход, в 1920-х годах, на то время ещё юной Советской властью , в рамках культурно — политической программы по разграничению народов Средней Азии. С тех пор, и доныне, Таджики Узбекистана и Таджикистана пишут кириллицей, тогда как их братья в Афганистане и Пакистане уверенны, что говорят на дари и персидском, используя при этом арабо-персидскую вязь. На сегодняшний день прослеживается лингвистическая универсализация основных диалектов, в единую для таджиков речь, на основе арабо-персидской грамматики. Религия таджиков. Издревле, со времён арабских завоеваний, народ утвердился в суннитском направлении религии Магомеда. Шиитские общины таджиков не многочисленны. При этом в верованиях присутствуют нотки некогда традиционного учения зороастризма. Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов : континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного. Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки. Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания. История возникновения таджикского народа Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия басс. Амударьи , Согдиана басс. Зеравшана и Кашкадарьи , Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы древние ферганцы — земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков — припамирские таджики. Одна из ветвей сако-тохаров — кушаны создали могущественное государство Кушанскую империю. Ослабление его привело в 4-5 в. Азию новых степных племен — эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания в 8 в. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы согдийский, бактрийский, сакский. С конца 10 в. Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени — в горах и больших городах Бухара, Самарканд, Ходжент. Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование. Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска. А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год. Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии бассейн Амударьи , Согде бассейн Зеравшана и Кашкадарьи , Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан древние ферганцы , на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев по лингвистическим данным считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания 8 в. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата. Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки. Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков Написана почти так же. А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было — на этом месте был океан.
Таджик – последние новости
Такие там горы Источник: Мария Орлова 6. Миф: в Таджикистане главная ценность — семья. Правда: тут всё как в известной пословице — брат сестру любит богатую, а жену — здоровую. Мужчина с радостью расскажет вам про двоюродного брата — директора завода, троюродного брата — полковника и одноклассника-профессора, но умолчит про дочь, которая не смогла закрепиться в России и вернулась позор семьи! А также про жену, которая сбежала в другой город от постоянных скандалов и, возможно, даже побоев просто мерзавка! Реально то, что имеет смысл посмотреть в Таджикистане, — это природа, но смотреть ее надо явно не в городе. Попробуйте договориться, чтобы вас вывезли хотя бы на Искандеркуль — это действительно зрелищно. Это авторское мнение блогера, мнение редакции может не совпадать.
Она зимой ездила в Санкт-Петербург. Культурная столица ее не впечатлила по нескольким причинам. Обстоятельства складывались так, что сначала ей пришлось проводить время в неприятной компании в театре. А позже — ехать с куда более неприятным, по ее мнению, таксистом. Так, окружающие оставили плохое впечатление от поездки и города в целом. Зато благодаря им родилось несколько историй. Почитайте об этом в нашем предыдущем материале.
Семья Дегтянниковых — настоящие заядлые путешественники. Этой весной тюменцы отправились на Занзибар. На острове они провели незабываемые три недели и объездили каждый его уголок. По словам Евгении, жители Занзибара вопреки всем мнениям не нищенствуют. Философия их жизни — не напрягаться и никуда не торопиться.
Современное употребление Флаг Таджикистана Официальное закрепление широко употреблявшегося термина таджик в качестве «национальности» произошло в XX веке при осуществлении советского «национального строительства» и проведении национального размежевания. В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР , в которой таджики, из которых памирские народы не выделялись, объявлялись титульной нацией. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику — прямую предшественницу современного независимого Таджикистана. В виду отсутствия целенаправленного построения отдельных наций, национальное самоопределение таджиков Афганистана не отличается такой чёткостью, и основывается прежде всего на противопоставлении себя пуштунам и другим народам как персоязычных носителей оседлой культуры. По объективным причинам термин "таджики" для афганского персоязычного населения имеет условный характер. С целью внести ясность в данный вопрос, некоторые этнологи предложили термин " фарсиваны " перс. В Китайском Синьцзяне «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов , представители которого обычно не знают персидского таджикского языка. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков , называл таджиков племенем арийского происхождения, составляющим ядро населения Бухары , Афганистана , Балха , Сегестана , Хивы. Об этнониме «таджик» ЭСБЭ писал: Слово таджик означает «увенчанный»; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах.
Новыми лидерами общественного мнения для молодых радикалов в Таджикистане все чаще становятся полевые командиры террористических группировок, нашедшие приют в соседнем Афганистане и не скрывающие планов вернуться на родину под знаменами джихада. На этом фоне нарастают острые противоречия и конфликты внутри клана Эмомали Рахмона, который остался единственным гвоздем, на котором висит вся таджикистанская политическая картина. Нет сомнений, что когда этот гвоздь окончательно и неизбежно сломается, то вся политическая система Таджикистана рухнет, похоронив вместе с собой пришедший в негодность режим и создав новые угрозы безопасности региона, в том числе российским интересам в Центральной Азии. Источники в Душанбе сообщают о набирающей силу настоящей войне за власть внутри клана Рахмона. Ее активными участниками называют первого сына президента Рустама Эмомали, возглавляющего верхнюю палату национального парламента и мэрию Душанбе, и вторую дочь главы государства Озоду Рахмон, занимающую пост руководителя администрации президента Таджикистана. Ранее Эмомали Рахмон объявил о намерении передать власть сыну Рустаму и до недавнего времени в семье существовал внешний консенсус, что так тому и быть. Однако по мере того, как уходящий президент не торопился уходить, подвешивая на неопределенное время завершение процедуры транзита власти, в ближайшем окружении Рахмона стали кипеть шекспировские страсти. Уставший ждать ухода отца на давно заслуженный отдых, Рустам Эмомали, как говорят, активировал процесс «фактического транзита». Опираясь на министра внутренних дел республики генерал-полковника Рамазона Рахимзоду, наследник сумел объединить вокруг себя руководителей ключевых силовых ведомств — МВД, Генпрокуратуры и Минобороны. Некоторые источники утверждают, что шеф госбезопасности Таджикистана генерал Саймумин Ятимов также примкнул к лагерю Рустама, однако другие наблюдатели эту оценку не подтверждают, уверяя, что генерал Ятимов «играет сам за себя», иногда — на стороне Озоды Рахмон, которая якобы готова открыто оспорить права брата на трон отца. Утверждают, что решительность Озоды поддерживает женская часть клана Рахмона у президента семь дочерей и весьма мудрая супруга. Кстати, любопытно, что уже несколько лет в Душанбе гуляют слухи о том, что Рустам — не родной сын президента, что его отцом на самом деле является брат Рахмона — бывший дангаринский тракторист Нуриддин Рахмонов, а Рахмон с согласия своей жены усыновил племянника. Так ли это на самом деле или нет — неизвестно, однако ожесточенность внутрикланового соперничества заставляет наблюдателей сомневаться в крепости семейных уз в окружении президента. Раскол в семье, обостряющаяся борьба между наследниками, незавершенность транзита власти, а также рост протестных и радикальных настроений в обществе заставляют как самого Эмомали Рахмона, так и других активных игроков на таджикской политической доске искать себе самых разных союзников. Тот же президент Таджикистана пытается развивать в себе гуттаперчивые навыки, стараясь балансировать между Россией, Китаем и США, надеясь использовать влияние и ресурсы этих конкурирующих между собой геополитических полюсов.
В Средней Азии существует целый пласт таких «наемных солдат» цветных революций, которые кочуют из одних горячих точек в другие. Можно условно назвать их террористами-наемниками, профессиональными диверсантами. Опять же, здесь возникает связь с январскими событиями в Казахстане, которые были организованы точно такими же профессионалами-наемниками, связанными с исламским терроризмом, но при этом не выступавшими от имени какой-то мусульманской организации. Услуги таких людей нельзя купить на базаре — это не киллеры из ОПГ в 1990-х, это тщательно законспирированное «спящее» подполье, контакты с которым имеют только западные спецслужбы, поскольку именно они создавали и финансировали ИГИЛ. Скорее всего, британцы либо американцы свели украинскую сторону с таджиками через длинную цепочку посредников. Что известно на данный момент — 14-00 субботы — по открытым источникам?
Испытания таджикской диаспоры
Это неверный вывод. Известно, что в 2010-х много людей из Центральной Азии и из России примыкали к каким-либо группировкам. Я считаю, что если человек совершил теракт за пятьсот тысяч рублей, он вовсе не имеет человеческого облика, — поделился размышлениями с «Фонтанкой» Негматулло Мерсаидов. Источник: скриншот видео из соцсетей Эксперты обращают внимание, что теракт в «Крокус Сити Холле» совершен во время двух священных праздников для таджиков, которые исповедуют ислам. Его принято отмечать 12 дней. Больше того, 10 марта начался священный месяц Рамадан. Это месяц, когда пророку Мухаммеду был ниспослан Коран, и правоверным надлежит вести себя максимально праведно. МИД Таджикистана утром 23 марта поспешил заявить о том, что называть террористов гражданами этой страны нельзя, так как это может повредить таджикам. Однако после того как сообщения об их гражданстве были подтверждены найденными в машине беглецов паспортами Таджикистана, дипломаты смягчили тон и заговорили о том, что поддерживают контакты по этому поводу с российскими властями.
На следующий день президент Таджикистана Эмомали Рахмон выразил слова поддержки и сочувствия народу России и провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным. По их результатам Рахмон выразил уверенность, что Россия и Таджикистан готовы вместе бороться с терроризмом. Кроме этого, он подчеркнул, что террористы не имеют национальности, родины и религии.
Современная версия согдийского языка сохранилась сегодня в крошечных деревнях Фанских гор в Таджикистане и известна как ягнобский язык. К одиннадцатому веку термин «таджик» начал приобретать более широкое социологическое значение, одним из компонентов которого был персидский язык. В расширенном смысле под этим термином понимался цивилизованный человек, городской житель или занимающийся сельским хозяйством, отличающийся от «тюрка», под которым понимался не только носитель тюркского языка как родного, но в более общем смысле ведущий деревенский, кочевой образ жизни. В классической персидской литературной традиции «тюрк» и «таджик» являются едиными терминами для легко узнаваемых социальных стереотипов: один простой, но воинственный; другой хитрый, но культурный. От Ирака на Западе и до гор Гиндукуша на Востоке таджиками называли оседлых персоязычных в противоположность к другим людям. По крайней мере, вплоть до 15-ого века термин «таджик» использовался совершенно аналогично тому, как мы сейчас используем «перс» или даже «иранец». От Ирака на Западе и до гор Гиндукуша на Востоке таджиками называли оседлых персоязычных жителей в противоположность к другим людям, которые жили в тех же районах, то есть воинственным тюркоязычным кочевникам, которых считали культурно менее изысканными. Возможно, этот факт проливает свет на то, что на первый взгляд кажется вопиющим искажением исторической реальности таджикскими писателями советских времен, согласно которому все великие деятели средневековой персидско-исламской цивилизации — от поэтов и художников до ученых и государственных деятелей — были классифицированы как «таджики». Иранцы и большинство любителей персидской поэзии, сегодня, обычно возражают против идентификации таких фигур, как Фирдоуси, Саади, Хафиз и Джами, как «таджики», считая их скорее «персидскими» или «иранскими» поэтами. С современной националистической точки зрения, притязания таджиков на поэта-саманида Рудаки могут показаться менее проблематичными, учитывая, что он родился и похоронен на территории современного Таджикистана. Великий Авиценна тоже, возможно, не вызовет слишком много дискуссий, поскольку его родной регион Бухары, по-прежнему, говорит преимущественно на таджикском языке, хотя и находится в Узбекистане. Чрезвычайно популярный поэт-мистик Руми, также известный как Мавлана, которого обычно называют уроженцем Балха, на самом деле родился в деревне Вахш на юге Таджикистана. Он получил образование в Самарканде, а наступление монголов привело к тому, что он сбежал в Анатолию Рум, в то время часть византийского Рима , где провел остаток своей жизни. Как ни странно, современные таджики приложили сравнительно мало усилий, чтобы признать Руми своим. Герат и Балх в современном Афганистане породили многих великих деятелей иранской цивилизации. Персоязычных жителей этих регионов сегодня называют таджиками. Тем не менее, современная таджикская тенденция называть персидских поэтов Хафиза и Саади, уроженцев Шираза далеко на западе, а также Фирдоуси и многих других, «таджиками», раздражает современных персов, живущих в Иране. Следует иметь в виду, что в нынешнем употреблении эти слова понимаются как народ-государство, тогда как в прошлом это было не так. Многие классические поэты иногда использовали слово «таджик» по отношению к себе в литературном смысле и в контрасте с его бинарной противоположностью, то есть «тюрком». Таджикские дети празднуют Навруз в Вашингтоне. Фото: Таджикско-американская культурная ассоциация Обозначение «таджик» может быть обманчиво изменчивым даже сейчас. Термин применяется китайским правительством к признанной национальности, состоящей из памироговорящих исмаилитских шиитов, проживающих в Ташкурганском районе к югу от Кашгара. С другой стороны, во время посещения замка Аламут к северу от Казвина весной 2015 года, я спросил местных жителей о языке, на котором говорят загадочные жители трех закрытых деревень, возможно практикующие религию Маздака. Меня удивили, ответив, что их язык называется таджикским.
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: гаплоидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для горных таджиков скотоводство играло значительную роль. У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремесла — изготовление хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных и суконных тканей ткали мужчины , ювелирное искусство, гончарное и др. У горных таджиков важное значение получили изготовление шерстяных тканей мужчины , вязание и вышивка женщины. Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин — рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши, в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин — туникообразного покроя платья. Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор — платки, тюбетейки. Основой питания в горных районах были хлеб в виде лепешек и молочные продукты, в том числе топленое масло, сыр сухой курут и творожный панир , лапша, различные каши; в равнинных — лепешки. Праздничное традиц. Предпочитают зеленый чай, черный — обычно в холодное время года. В стране создана Ассоциация таджикских культурно-общественных объединений Казахстана «Сомониен». Централизуя организации, целью которых является сохранение родного языка, культуры, традиций, обычаев таджикского этноса, Ассоциация осуществляет следующие виды деятельности: оказание культурно-образовательных услуг, проведение фестивалей, смотров художественной самодеятельности, выставок. Объединение оказывает благотворительную помощь малообеспеченным семьям, женщинам, выходцам из Таджикистана и постоянно проживающим в Казахстане представителям этноса. При поддержке Министерства образования создана воскресная школа. Община активно участвует в работе Ассамблеи народа Казахстана, содействует сохранению и возрождению культуры, языка, традиций этноса. В Доме дружбы города Алматы, совместно с Ассамблеей народа Казахстана и Международной Академией информатизации, Ассоциация провела праздник традиций и культуры таджикского народа.
Таджикистан: короткая историческая справка
- Поделиться
- От кого произошли таджики?
- Мигранты: «Эра таджиков» в России закончилась!
- Все материалы
- Последние новости и события Таджикистана - РТ на русском
Последние новости и события Таджикистана
Павел Так будет всегда, пока в почете будут только деньги и связанные с ними богатство и власть. Как-то пролез ведь этот Иванов на высшие должности, не пройдя проверки на более "низких" должностях. Ему было с кого брать пример, в военном ведомстве таких уже су… Garry Крым Непонятно другое.
С целью внести ясность в данный вопрос, некоторые этнологи предложили термин " фарсиваны " перс. В Китайском Синьцзяне «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов , представители которого обычно не знают персидского таджикского языка. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков , называл таджиков племенем арийского происхождения, составляющим ядро населения Бухары , Афганистана , Балха , Сегестана , Хивы. Об этнониме «таджик» ЭСБЭ писал: Слово таджик означает «увенчанный»; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах.
Во многих странах Арало-Каспийской покатости таджики называют себя «парсиван», то есть персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии [20]. Царская корона попала даже на флаг независимого Таджикистана. Однако, с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления, трактовка таджиков как «коронованных» сомнительна [13] , и связь этнонима с короной остаётся лишь красивым созвучием. Расселение Этническая карта Таджикистана. Памирцы и ягнобцы из таджиков не выделены.
А переводчицы таджички, они у нас на заводе техническую литературу переводили. Так что не надо ля ля! Я был тоже, когда об этом узнал. Да в Таджикистане мусульманство было 4 тысячи лет назад? Равшан и Дшамшут отдыхают? Никита Феникс.
Обувают башмаки из сыромятной кожи, мукки — обувь на мягкой подошве из хорошо выделанной кожи, деревянные башмаки кауш. Жилище Селения таджиков отличаются компактностью. Они тесно застроены, улицы похожи на лабиринты, с тесными тупиками. В основном стоят глинобитные дома, обнесенные забором дувал. В горных районах жилища возводят из камня. Крыша плоская, иногда в доме есть терраса айвон. Жилище таджиков делится на женскую и мужскую половины. Женская — внутренняя часть дома, куда нельзя входить посторонним. В комнате для гостей пол застилают коврами, паласами, кошмами. По периметру помещения на ковровых покрытиях раскладывают стеганые, узкие одеяла «курпача», на которых сидят. В центре постелена скатерть для приема пищи. Стены в комнате украшены вышивкой, коврами. Ниши у стен часто используются у равнинных таджиков в качестве шкафов. В полу для обогрева делают «сандали», который представляет собой яму, куда кидают горячие угли. Сверху ямы устанавливают невысокий столик квадратной формы, покрытый одеялом. Жители дома рассаживаются вокруг него, ноги просовывают под одеяло. В домах устанавливают камины касаба с одним или двумя очагами для кипячения чая. Если дом трехкамерный, позади к нему пристраивают небольшое помещение для кухни, где обустраивают камин. Хозяйственные постройки примыкают к жилищу или строятся во дворе. Есть кладовая, помещение для дров «уезумхона», помещение для мытья и омовения обхона , хлев, уборная.