Новости значение праздника сретение

Смысл празднования Сретения. Сретение Господне, также известное как Сретение, является христианским праздником, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю). Православный праздник Сретение Господне: происхождение, божественная суть, иконография, существующие обычаи и запреты, языческие традиции.

Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать

Да, весна, может, и будет поздней, но до нее сильных холодов уже не будет. Меньше всего на Сретение желали увидеть падающий снег - он предвещал дождливую и холодную весну. Правда для тех, кто сам выращивал зерно, выпавший снег сулил сытую жизнь, ведь он предвещал богатый урожай хлебов главное - чтобы вечером снежинки не кружили, а то это, согласно старинной примете, предвещало неурожай. Ветер на Сретенье предвещал хороший урожай плодовых деревьев, а огромные сосульки под крышей сулили богатый урожай кукурузы в текущем году. Весна, которая нас ждет Удивительным образом именно на Сретенье во всех регионах России ударили морозы.

Святой старец в течение более трехсот долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества до Рождества Христова", - рассказывает протоиерей. Святой Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и вскоре в Иерусалимском храме он увидит Младенца — Спасителя. В храме святой старец увидел не только обещанного Младенца и Его Пречистую Деву — Матерь, но и удостоился чести взять Христа на руки. В этот момент в священном восторге праведный Симеон изрек известные всем слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу слову Твоему с миром. Яко потому что видеста увидели очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей".

После семи лет супружества она лишилась мужа и с тех пор жила при храме. Она вела строгую, воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь Лк. За это от Бога она удостоилась дара пророчества. Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону Богоприимцу, с упованием ждала Спасителя. Она была весьма внимательна ко всем духовным явлениям и присоединила свой голос к славословию Святого Симеона во время встречи Божественного Младенца в Иерусалимском храме. Таким образом, происходит встреча ветхозаветной и новозаветной праведности. И, хотя, эта встреча, безусловно, радостная, но все же с оттенком грусти.

Если Сретение выпадает на воскресенье, то воскресная служба не отменяется. Сретению посвящены несколько икон, на одной из которых представлен образ Богоматери с семью мечами, что вонзены в сердце. Это символ предстоящий материнских мук. Перед этой иконой православные молятся о прекращении ссор, вражды, просят о защите от врага. В этот день принято проводить время в кругу родных людей, приглашая их на праздничный обед. Конечно же, следует посетить храм и уделить время добрым делам. В старину люди верили, что лиходейка-зима на Сретение встречается с весной-красной и желает ее заморозить, но «от собственного хотенья лишь потом умывается». Считалось, что после праздника морозов уже ждать не следует, а потому от передвижения на санях через реку отказывались. Садовники после утреннего богослужения возвращались домой и следовали народному обряду — трясли фруктовые деревья руками, чтобы лето не обделило хозяина щедрым урожаем. Что нельзя делать на Сретение? Тяжелый физический труд и дальние поездки лучше отложить.

И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими.

Праздник Сретения Господня

Сретение Господне часто становилось источником вдохновения для русских поэтов. Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке Храма. Народные приметы на Сретение На Руси сложилась уникальная ситуация: христианство тесно переплелось с язычеством. Так что люди могли быть одновременно глубоко религиозными и при этом верить в гадания, домовых и разные народные приметы. Сретение считалось переломом между весной и зимой — по этому празднику проходила символическая граница между сезонами. Постепенно начинали выгонять скотину из хлевов, готовить семена и рассаду. Женщина старались испечь домочадцам блины или круглые пироги, символизирующие солнце. В церковный праздник Сретение старались сходить в церковь и избегали тяжёлой работы, старались не жаловаться на судьбу. А ещё из-за переменчивой погоды не ходили в лес и не отправлялись в дальние поездки. Оттепель 15 февраля обещала раннюю весну и скорое летом, а холода и морозы — весну зябкую и затяжную.

Существует поверье, связанное со сретенскими свечами: якобы они обладают особой мистической силой и способны защитить дом от бедствий и пожаров. В церкви это считают суеверием и напоминают: представление о том, что предметы обладает особенными свойствами, которые проявляются независимо от человека и его веры, больше характерно для магического, языческого сознания.

Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку.

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта —освобождения от четырехвекового рабства. Мария и Иосиф с сорокадневным Богомладенцем на руках прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим и ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка.

Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. История Сретения Господня запомнилась не столько тем, что в этот день младенец Иисус впервые оказался под крышей храма, сколько двумя значимыми встречами. Святое Семейство повстречало старца Симеона, который ждал этой встречи много лет. На тот момент ему было уже более 300 лет.

Старец был одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Фактически святой Симеон был первым из людей, кто пророчествовал о родившемся Боге. Предание гласит, что при переводе пророчества о рождении Христа Симеон недоумевал по поводу слова «дева» в тексте указание на будущее непорочное зачатие. Тогда ему было обещано, что он не умрет до тех пор, пока своими глазами не убедится, что данное пророчество исполнилось.

Кстати, при первой встрече, праведный Симеон предсказал суровое будущее, которое ждет Спасителя. В свой первый визит в храм Мария, Иосиф и младенец Иисус повстречали также пожилую вдову, известную как Анна Пророчица. Она жила и трудилась при храме, посвящала много времени посту и молитве. После того, как она увидела младенца Иисуса собственными глазами, женщина поведала жителям города о долгожданном пришествии Мессии.

В духовном смысле Сретение — это встреча человека с Господом. Именно это отражено в истории праздника на примере Анны и Симеона. Их история может послужить примером того, что человек должен быть готов к встрече с Богом.

Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей. Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души — какое это счастье для человека.

Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным. Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра — «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра — в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле. Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас.

А встречались они, чтобы побороться, кому вперёд идти, а кому уже пора и уходить. Зима уже вдоволь наигралась, нагулялась, наморозила и уже должна уступить свои права весне. Однако она всё ещё сильна и никак не хочет уходить: и снега полно, и лёд на реках и озёрах толстый, и морозы «кусаются». Но солнышко уже другое, а световой день увеличился почти на три часа по сравнению с концом декабря, когда был самый короткий день! Вот и получается, что ночи ещё за зимой, а дни — за весной. Мне однажды пришлсь побывать в селе Городище на таком празднике. Украшали гоубыми ленточками. На них ехала "Зима". Другую запрягали в повозку -телегу с колесали , украшали красными ленточками. В ней ехала "Весна". Встречались они сельской площади и начиналось целое представление с гаданием, играми, театрализацией. Воздух наполняется весёлым гомоном птиц.

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

Сретение Господне Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Православные христиане в середине февраля отмечают знаменательный праздник – Сретение Господне. Сретение Господне или просто Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. Сретение Господне. В переводе со славянского языка мелодичное слово «сретение» означает «встреча». История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется. Сретение Господне — православный двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник.

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время. Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их» 17. Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына. Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу!

И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк. От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство. Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния. Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди.

Теперь она ждала величайшего, мирового события — явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались. Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св.

В церковных песнопениях Св. В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков Лк. Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев. Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия.

А это изгнание Богомладенца в чужую землю, вместе с Матерью, эта вражда против Ее Сына от колыбели до гроба от сильных мира сего, это поругание Его первосвященниками — Анною и Каиафою, царем Иродом Иоан. После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет. По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев.

Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом. По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св.

Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий или раба Божия во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего... История праздника В воспоминание встречи Господа Иисуса Симеоном и Анною по храме Иерусалимском в сороковой день по рождении Его Православною Церковью установлен, дванадесятый праздник Сретения Господня. Об этом празднике упоминают свв.

В III в. Василий Великий , Кирилл Иерусалимский , св. Уже в VI веке, в царствование Юстиниана праздник этот сделался торжественным и повсеместным, по следующему случаю. Не говоря уже о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались не погребенными. Разумеется, как и в наше время, так и в древности, при народных бедствиях, обращались к Богу с усердной молитвой о помиловании.

Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью. Стихиры стиховны составлены монахом Козьмою и Андреем Критскими. Что к Богородичным, а не Господским праздникам принадлежит Сретение Господне, видно из того, что если этот праздник случится в воскресенье, то воскресная служба не оставляется, как это и бывает во все Богородичные праздники; тогда как в Господские праздники, случившиеся в воскресенье, воскресная служба опускается. Иногда праздник этот называется — Сретением Пресвятой Богородицы. Что может быть подтверждено и самим фактом принесения Богомладенца во храм.

Сорокадневный Младенец Иисус именно был принесен Мариею во храм по закону еврейскому. Главным действующим лицом настоящего священно — исторического события является Богоматерь, а отсюда и празднуемое событие должно отнести более к Ней, чем к Богомладенцу Иисусу, что и увидим ниже из богослужебных песнопений на сей день. Еще с 15 января Церковь начинает напоминать чадам своим о приближении праздника Сретения Господня пением ирмосов этого праздника «Сушу глубокородительную землю». Предпразднство Сретения Господня начинается 1-го февраля, а попразднство оканчивается 9-го февраля, если не случится в это время великого поста, потому что тогда Сретение празднуется столько дней, сколько до поста остается. На всенощном бдении праздника читаются три паримии: первая Исх.

На всенощном бдении этого праздника бывает лития, благословение хлебов и елепомазание верующих при целовании иконы праздника.

Только Новый год, Рождество или день рождения? Отмечать нужно даже самые небольшие даты или годовщины, значимые для каждого отдельного члена семьи. Любой праздник и его подготовка — это живое, невиртуальное и неспешное общение, которого приходится повторяться в наш век все меньше. Православные праздники дают возможность верующим причаститься всей семьей, почувствовать, что основа настоящего единства семьи. Домашние праздники Домашние торжества существуют и сегодня.

Так что же мы забыли в этой традиции? Очень важную деталь: в старину праздники не сводились к застолью, вплоть до середины ХХ века организовывались домашние спектакли, кукольный театр, игры как для детей, так и для взрослых Традиция праздновать " Стретение" В каждом селе, в каждой деревне на Руси в старину были праздники, посвящённые народному календарю. В середине последнего месяца зимы 15 февраля есть очень интересный праздник. Называется он Сретение. Слово Сретение означает — встреча. Вот так и старину на Руси люди очень ждали праздника, который приходился на 15 февраля.

По народным поверьям, в этот день зима встречалась с весной.

И вот, наступил день, когда этот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на свои руки младенца Иисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат в христианских церквах за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое т. Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначе говоря, до встречи с Богом, Который соделался — по Своей любви к людям — истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: "сретение", наконец, состоялось. Произносит он также и другие тоже очень важные — провидческие слова. Старец говорит здесь о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение. Здесь же в храме находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшая пророческим даром, — Анна, которая вместе с праведным Симеоном стала прославлять Господа.

После исполнения всех предписанных законом обрядов, Святое Семейство вернулось домой — в город Назарет см. Евангелие от Луки 2:22-39. Духовный смысл праздника Смысл праздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым. Как правило, проповеди христианских богословов и экзегетов, посвященные Сретению, отличаются особой восторженностью и возвышенностью, будучи буквально преисполнены радости и ликования. Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя... Все ныне, и всегда празднственные возопием песни...

По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня. Еще на заре истории человеческого рода происходит страшное и гибельное по своим последствиям для людей событие: их расставание, разлука с Богом. Адам и Ева — первые люди — самовольно вкушают плод от запретного Древа познания добра и зла, тем самым преступая единственное наложенное на них пока Творцом ограничение. Отпав от Божественной Правды, нарушив эту заповедь, Адам и Ева сами воздвигли между собой и Богом крепкую стену отчуждения от Него. И с тех самых пор — долго, но безуспешно — искали люди новой встречи, нового единения со своим Создателем, блуждая впотьмах, спотыкаясь, сбиваясь с пути, вступая на смертельно опасные земли темных языческих культов. Но все это время и Сам Бог продолжал искать отдалившегося от Него и предавшего Его любовь — человека.

Да восславлю я имя Твое! Во веки веков. Я прошу Тебя подарить мне счастье земное и благо духовное.

Молю, услышь меня в этот светлый день, не отрекайся от меня, дай мне сил. Прости меня грешного и отпусти все грехи мои, ибо каюсь я и желаю встать на путь истинный, чтобы быть ближе к Тебе, мой Господь. Молю Тебя, подари мне счастье, благополучие и радость в жизни. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. На Сретение почитают икону Пресвятой Богородицы, называемую «Утоли мои печали». История ее появления связана с предупреждением Симеона Богоприемца о том, что Иисуса предадут и его мать будет тяжко страдать. Перед ней следует читать: Богородица, смягчи сердца наши злые, погаси пламя злящихся на нас да очисти души наши от гордыни.

Благослови нас и защити от самих себя, не дай пропасть во гневе своем и закрыть душу от слов спасительных. Единственная Ты надежда на смягчение наше. Милостью Твоей живем и радуемся каждому дню дарованному. Один из красивейших храмов Вологды, он был построен в 1731 году на излучине реки Вологды, видел многочисленные наводнения, когда вода реки Вологды подступала практически к его стенам, в советское время служил общежитием, сейчас снова возобновлены богослужения. Сретенская Богоявленская церковь в Пушкине в Новой деревне. В этом храме, который был построен в 1875 году при железной дороге, служил о. Александр Мень. Здесь находится и его могила. Но удивительнее всего то, что в советское время при расширении и реконструкции железной дороги его не снесли, а спасли местные жители, которые добились разрешения перенести храм на новое место.

Церковь Вознесения Господня Ярославль Характерный для ярославской школы приходской четырехстолпный пятиглавый храм с закрытыми галереями, возведённый по инициативе и на средства прихожан в 1677-82 гг. Стоит чуть восточнее Вознесенских казарм, на главной улице Ярославля — бывшей Власьевской, ныне Свободы, в нескольких шагах от площади Труда.

15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы.

Сре́тение Госпо́дне, также Сретение Господа нашего Иисуса Христа (церк.-слав. срѣтеніе — «встреча»), Принесе́ние во Храм. В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников.

15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл

Когда-то, в минуту давних сомнений, ему было сказано: «Ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств». И вот этот день пришел. Сердечный трепет пронзил старца. Он взял Ребенка на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк. Теперь он может отойти в Вечность, может сойти к усопшим и принести туда первую весть о том, что на земле он видел Бога, пришедшего во плоти. Потом, прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени Иисусова, старец добавил, обращаясь к Пресвятой Богородице: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» Лк. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него: тревожная весть о готовящемся детоубийстве, поспешное бегство в Египет, жизнь вдали от родины — таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Богородицы слова ропота или жалобы… В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, из племени Ашера, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь».

Она подошла к ним и благодарила Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце Лк.

Священник Савченко рассказал, какими волшебными свойствами обладает крещенская вода — Стариков чтят в память о старце Симеоне, а детишек — в честь Иисуса Христа, — уточнил представитель духовенства.

В этот праздничный период нужно прощать тех, кто ненароком обидел, и просить прощения у тех, кого вы случайно оскорбили. Нельзя в этот период устраивать распри. Нельзя в Сретение нагружать себя грязной и тяжелой физической работой.

Не стоит также пить алкоголь и устраивать шумные гулянья. В этот день не одобряет церковь и венчания, поэтому лучше перенести это торжество, заключил священник.

Все, как и обещано было ангелом, исполнилось. На 40-й день после рождения Иисуса Мария принесла сына в храм, чтобы посвятить его Богу. Симеон, которому на тот момент исполнилось 300 лет, наконец увидел чудо своими глазами. Предание гласит, что старец взял мальчика на руки и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Что можно и чего нельзя делать в этот день Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Священник Савченко рассказал, какими волшебными свойствами обладает крещенская вода — Стариков чтят в память о старце Симеоне, а детишек — в честь Иисуса Христа, — уточнил представитель духовенства. В этот праздничный период нужно прощать тех, кто ненароком обидел, и просить прощения у тех, кого вы случайно оскорбили.

Так и поступили Мария и Иосиф, которые жили в нужде. Помимо этого, первенца мужского пола нужно было посвятить Богу — для этого его и приносили в храм. Так в Иерусалимском храме состоялось «сретение», то есть встреча. Её участниками стали старец Симеон и младенец Иисус. Симеон был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке до нашей эры по преданию Симеон прожил больше 300 лет книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Когда он переводил строку о том, что дева то есть девственница родит сына, он усомнился в возможности непорочного зачатия и хотел выбрать другой вариант перевода. Увидев Иисуса Христа в Иерусалимском храме, старец взял его на руки, благословил Сына Божьего и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром». Сейчас эти слова являются частью молитвы к празднику. А старца из-за этой судьбоносной встречи прозвали Симеоном Богоприимцем. Богородице старец предрёк страшное будущее. Он сказал, что её сыну предстоит стать искупительной жертвой за первородный грех человечества, а Богоматерь станет свидетельницей его мучений, которые причинят такую боль, словно душу пронзит оружие. Всю свою жизнь Анна ждала пришествия Мессии и в итоге увидела младенца Иисуса. Такой чести, как и пророческого дара, она удостоилась за строгую жизнь в воздержании, пост, а также непрестанную молитву. После встречи в Иерусалимском храме Анна вместе с Симеоном Богоприиемцем славила Господа и рассказывала о нём другим.

Праздник «Сретение Господне»

Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. Евангельское событие История и значение праздника Почему этот день называется Сретением? Какое значение несет в себе религиозный праздник, как принято отмечать Сретение. Сретение Господне — в чем смысл праздника?

Сретение что это за праздник , как его отмечают (+ молитвы)

«Сретение» означает встречу — в этот день праздник христиане отмечают Встречу человечества с Богом. Значение праздника Сретения для верующих — встреча христианина с Господом в своем сердце. Сретение Господне: духовный смысл праздника.

15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?

Итак, эти библейские слова — есть ни что иное, как знамение. Некое чудесное, сверхъестественное событие, удостоверяющее слова Господа. И то, что «Дева во чреве приимет и родит Сына», — это действительно и чудесно, и сверхъестественно! Но если же это сделает «молодая женщина», то, очевидно, что никакого чуда и ничего превосходящего естество в этом нет. Ведь женщины, особенно молодые, зачинали и рожали от века, и никто в этом чего-то особо выдающегося из общего порядка вещей не видел. Поэтому по иудейскому толкованию этого места Священного Писания здесь никакого знамения, якобы, нет. А оно, согласно слову Господа Ис. Таким образом, иудеи, пытаясь здесь оспорить православие, лгут и на Библию, и на Господа!

Но продолжим повествование о Сретении, которое также есть Встреча Ветхого и Нового Заветов Перевод семидесяти был сделан в третьем веке до Р. Иисус и Симеон. Картина современного художника Андрея Алексеевича Шишкина 19602 г. Столько он прожил, поддерживаемый благодатью Святого Духа, ради исполнения того пророчества ангела, что он увидит Деву и Ее Младенца. Но с другой стороны, для старца такое долголетие и долголетнее ожидание было, конечно, тяжелым и тягостным. Ведь Давид говорит: «Лета наша яко паучинапоучахуся, дние лет наших, в нихжеседмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» Пс. Что в полной мере испытал праведный Симеон, прожив в несколько раз больше восьмидесяти лет и от всей души ожидая исполнения вышеуказанного пророчества.

И этот его труд и ожидание были прообразом ветхозаветного закона Моисеева. Который более тысячи лет трудился, пытаясь спасти человека, и не мог этого сделать, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» Гал. И как сей праведник, уставший от множества дней, отходит, так и все отжившее свой век ветхозаветное. Поэтому те слова, которые произносит старец о себе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», — это также сказано и о Ветхом Завете. И не случайно, что эти слова за православным богослужением читаются или поются в конце вечерни, которая символизирует ветхозаветное время. Более точно оно звучит на церковно-славянском языке: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израиле, и в знамение пререкаемо» Лк. И действительно, вышел Господь на проповедь, и одни — простые, смиренные рыбари «востали», то есть стали великими апостолами; а другие — гордые первосвященники, фарисеи и саддукеи, мнящие себя чем-то «великим», но не принявшие Христа, этим сами себя унизили, став Его изначальными врагами!

А слова «в знамение пререкаемо» указывают на образ воинской брани. Когда воины одного войска всячески стремятся защитить свое знамя от врага, а другие, противящиеся им, изо всех сил пытается вырвать сие знамя из рук противника, навести этим на него страх и тем одержать полную победу. Так и в истории христианской Церкви: иудеи пытались вырвать у нас наше Знамя, воздвигая на Него ту исконную иудейскую хулу, что Он, якобы, «не Христос»; язычники клеветали, что Он, якобы, «не Бог», а атеисты лгали и лгут, что Его, якобы, «нет и никогда не было». Интересный факт Но христианство победило всю эту ложь, хулу и клеветы на Христа. В частности, победило с помощью христианской апологетики, защищающей нашу Церковь от не христиан. И утверждающую для них ту непреложную истину, что Господь Иисус Христос есть истинный Мессия и истинный Бог, Который был, есть и будет вечно! Это оружие действительно прошло душу и сердце Богородицы, когда Она стояла у Креста Христова.

Поэтому не было большей той скорби, которую Она испытала, видя Его распятие! И конечно же, как когда-то враг, хотя и безуспешно, но искушал Спасителя в пустыне Мф. Пытался, но с тем же «успехом»! Владычица осталась непоколебимой и душой, и сердцем, не только не издав ни одного стона ропота, но даже не приняв ни одного самого малого ропотного помысла! Явив этим, что Она есть Вторая Ева , Которая не только не виновна в грехе первой, но является Помощницей Спасителю в деле искупления рода человеческого! Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара сейчас — город Задар в Хорватии.

Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница правая рука праведного Симеона Богоприимца. Десница правая рука праведного Симеона Богоприимца —покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество.

Это помогло бывшим рабам прийти к правильной жизни. С приходом Мессии человечество получает другую, спасительную, веру. Она несет в себе идею Любви, Прощения и Милосердия.

Именно это и есть граница двух эпох в христианской религии. Основная суть жизни до прихода Спасителя, была в ожидании радостного знакомства с Богом — Сретение Господне. Ожидание Сретения Господня началось на заре человечества, когда гибельное событие разорвало связь между человечеством и Господом. Когда первая семья, Адам и Ева, пренебрегли единственным запретом Бога и вкусили плод познания, что и послужило воздвижению огромной стены отчуждения между Господом и человеком. С тех самых пор верующие люди находились в поиске спасения, надеясь на приход Сына Божьего. И вот спустя много времени сбылось пророчество из книги Исаии и 300-летний старец Симеон принял Христа в свои руки. Сретение Господне — великий праздник, ведь закончилось отлучение от Бога, пришел Мессия, который спасет их и вернет к Господу.

Как праздновать Сретение Господне, что можно и чего лучше не делать в этот день По обычаю в день Сретения освящают свечи. К ним принято относиться по — особенному, благоговейно. Первую свечу зажигают после возвращения домой из храма, остальные принято хранить в период всего года и зажигать только при молитве дома. Эта вода имеет лечебные свойства, помогает при болезнях. Запрещается выполнять любую работу, кроме той, что идет на благо людям. Алкоголь имеет свойство затуманивать разум, и делает зависимым. Считается, что алкоголь это вред от лукавого.

Лучше посвятить время Господу. А уборкой и стиркой, лучше заняться в будние дни. Возможно, провести время с родными и друзьями. Мыться нужно накануне Сретения, чтобы встретить торжество чистым. Оно отвлекает от похода в храм и молитв. Вера в Бога противоречит магии и проведению ритуалов. Иконы, посвященные Сретению Икона для праздника Сретение Господне состоит из пяти фигур.

В центре находится Богомладенец Иисус, рядом Богородица, а немного выше праведник Симеон. Мария передает свое Дитя старцу, отец Иосиф с парой голубок расположен по левую сторону, а Анна-пророчица держит свиток. В одной римской церкви, Санта Мария Маджоре, находится древнейший образ этого события. Образ расположен в триумфальной арке, в виде одной из мозаик, на которой изображена Богородица с малышом, идущая на встречу Симеону. Дата ее создания — первая половина 5 века. На Руси есть два древних изображения, которые посвящены празднику Сретения и датированы 12 веком: Одно находиться в г. Киев, Кирилловская церковь.

На этом образе младенец сидит на руках Богородицы. Второе находиться в г. В грузинской иконографии на иконе отсутствует изображение алтаря, на его месте расположена горящая свеча, которая символизирует жертвенность.

Из церкви люди приходили с освещенными свечами - "громницами" - и хранили их в течение года. Считается, что они оберегают дом от пожара и бед, посевы — от града, а человека — от сглаза и болезней. Также церковь освещала воду, и она становилась целебной наравне с крещенской. Можно, так как Великий пост наступит только 27 февраля. Хозяйки накрывали богатый стол и приглашали много гостей.

Все вместе устраивали шумные гуляния. Единственное ограничение - день Сретения в 2023 году выпадает на среду, поэтому мясные блюда следует заменить на рыбные деликатесы. Рыба, морепродукты 5 Традиционные блюда Традиционно хозяйки в день Сретения пекут блины - символ солнца.

По сути любой день, который бы мы не взяли, носит название какого-то православного праздника или святого, но при этом почти всегда наполнен какими-то дохристианскими смыслами и обрядами, где встречаются и угощение Морского царя, и чествование домового, и славление Солнца, и заклички весны, и отголоски культов Перуна, Велеса, Макоши и проч. Чем же являлось Сретенье в народной традиции? На Руси этот день отмечался как символическое соприкосновение зимы с весной. По срокам он приходился ровно между Колядой Молодое Зимнее Солнце и Ярилом Весеннее солнце и, таким образом, олицетворял первую встречу весны-красны.

Фантазия нейросети Kandinsky Само наименование праздника «сретение» на старославянском языке как раз и означает «встреча». В крестьянской среде его также называли «День Сречи» и «Зимобор». Считалось, что с этого дня старуха-зима отступает и сильных морозов можно уже не ждать. Христианская история праздника Сретенье Исторический контекст церковного праздника Сретение Господне восходит к событиям, описанным в Новом Завете, в частности в Евангелии от Луки. По библейским преданиям, на сороковой день после Рождества Христова, Дева Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд очищения согласно еврейскому закону. У порога обители их ждал святой праведник Симеон, которому было обещано не увидеть смерти, прежде чем он узрит Мессию. При встрече с младенцем он пророческим взором узнал в Нем спасителя человечества, что и заложило основу для празднования Сретения.

Это событие, символизирующее встречу человечества с Богом, изначально не имело установленной даты празднования. Однако к IV веку праздник был введен в Восточной церкви, а впоследствии и в Западной. Его смысловая нагрузка и значимость были настолько высоки, что его включили в число двунадесятых праздников — т. Дата празднования Сретения по юлианскому календарю — 2 февраля, стала официальной, а после реформы календаря , в странах, принявших григорианский календарь, праздник стал отмечаться 15 февраля. Особенности празднования в дореволюционной России Встреча Сретенья в дореволюционной России включала обширные народные гуляния. В этот день повсеместно устраивались сельские ярмарки, уличные забавы и конные скачки. Было принято печь блины, как символ солнца, или баранки.

Для детишек же выпекали «жаворонков» — печенье в форме птиц.

15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл

Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст. Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. Слово «сретение» означает «встреча» и отсылает христиан к важному событию из земной жизни Спасителя Мира. Праздник Сретение Господне может именоваться и просто Сретение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий