Когда «Норд-Ост» захватили, дедушка девочки хотел заменить внучку собой и даже смог прорваться через оцепление, но его остановили милиционеры.
Теракты в Москве XXI века и их последствия
- Екатерина Гусева о теракте на Дубровке и мюзикле "Норд-Ост": "Все, кто остался жив, вышли на сцену"
- 20 лет теракту на Дубровке
- "Норд-Ост" - 16 лет после штурма | Правмир
- «После «Норд-Оста» я исчез»: амурский геолог три дня был заложником теракта на Дубровке
- Теракты в Москве XXI века и их последствия
- «Норд-Ост» и ложь Кремля: чего хотели террористы и как погибли заложники - YouTube
“Норд-Ост”, 11 лет назад. Свидетельство заложника
Время, по ее словам, не лечит. С трагедии на Дубровке прошло 17 лет, Александра получила высшее образование, стала актрисой, женой коллеги по сцене Дениса Шведова, дважды мамой. Но воспоминания о пережитом мелькают до сих пор: лица тех, кто сидел рядом, и звук скотча, которым боевики приматывали бомбы к спинкам стульев. Александра Розовская. Ей в год теракта было 14 лет. Многим его коллегам, находящимся за сценой, удалось сбежать: артисты спрятались в гримерках, заперлись, ночью спустились из окна по связанным костюмам. Марат не успел — и оказался в кресле на первых рядах.
Три дня в заложниках он почти не спал, не ел и хотел лишь одного — выжить. Понимал, что если умру, мои родители этого не переживут. Поэтому даже мыслей о смерти не было. Были люди, которые смирились с участью. Они погибли. Те, кто отчаянно сопротивлялись, выжили».
Тайны расследования теракта на Дубровке Абдрахимов — один из немногих, кто смог покинуть зал самостоятельно.
Остальные боялись подписывать, ведь надо было отказаться от всех остальных проектов и ролей, каждый день играть одно и то же. Надо было довериться судьбе… У нас три Кати было. Я сыграла премьерный спектакль, потом неделю премьерных спектаклей — и все, "бобик сдох". Он посмотрел на меня своим пронзительным взглядом и сказал: "Ты не спринтер. Ты станешь стайером. Ты будешь бежать на длинные дистанции".
Я была поражена! Этот человек на всю жизнь меня запрограммировал одной фразой... В тот вечер, после разговора с ним, я посмотрела "Норд-Ост" как зритель. Было море чувств... Вот порой слышишь высокопарные слова: "Для чего ты выходишь на сцену, что ты несешь людям?
Через полчаса артист вывел из здания Любовь Корнилову и троих детей: двух ее дочерей, а также еще одного ребенка, которого она также назвала своим. Вместе с ними Кобзону удалось спасти из рук захватчиков гражданина Великобритании Марка Франкетти. Иногда их возвращали, чтобы пострадавшие могли позвонить семьям, они должны были умолять прекратить войну в Чечне. ТАСС К вечеру 24 октября в отчаянии родственники и близкие заложников стали приходить к зданию театра и предлагать себя в обмен на них.
Многие общались с журналистами — в попытках привлечь как можно больше внимания к их беде. ТАСС Владимир Путин провел экстренное совещание, в ходе которого было объявлено, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников.
Дома муж и дочка шестнадцатилетняя попеременно дежурили. Мне потом сказали, что появилась возможность меня вытащить с утра, за сутки до штурма. Но я телефонную трубку не сняла, потому как в здании стояла идеальная тишина, можно было услышать, как летит муха. И поскольку мой страж был за спиной, я не двинулась с места. Меня бы точно вычислили. А домой звонили друзья, звонили люди, которых я давным-давно считала потерянными.
Они говорили: «Мы за неё молимся! Я была потрясена, сколько их вдруг нашлось. Момент штурма я почувствовала по тому, как начало кругом взрываться, чеченцы стали орать и носиться, как бешеные. Охранник за стеной дал очередь веером. Пули прошили сначала одну, потом другую дверь, я видела свет от трассеров. И вдруг дверь, ведущая в коридор, вылетела от пинка. Слышу русские голоса. Кто-то заорал: «Серега, держи угол!
Родственники заложников у здания Театрального центра на Дубровке. Наши дети, наверное, и спасли нас психологически. Заботились о нас очень трогательно: «Ложитесь, поспите, вы устали! Мы с Сергеем сняли сиденья с кресел и устроили на полу такое подобие спальных мест, чтобы можно было дремать. Было очень холодно, потому что на третьем этаже разбили окна. Никто из ребят не сорвался, хотя детишки эти очень эмоциональные, открытые — специально таких отбирали для мюзикла. Сергей он человек верующий написал на бумажке молитву, мы её «пускали» по рядам, и дети читали святые слова. Они нас спрашивали, что это у террористок на поясах.
Мы врали: это рация. Я пыталась развеселить всех смешными историями. Вспомнила, как однажды поехала на гастроли со своим детским коллективом. Вечером в гостинице уложила всех спать, а сама пошла в туалет. Закрылась изнутри и оторвала дверную ручку. Что делать? Кругом белый кафель и больше ничего. Всю ночь делала зарядку, песни пела, на толчок села — ноги стала разминать.
Наши несчастные дети так смеялись! Знаете, в жизни смешное и грустное постоянно рядом. Я ещё была в госпитале, когда позвонил мэр подмосковного Лыткарина, где я живу. Спрашивал маму, чем помочь. Она ему в ответ: «Включите отопление — слезы замерзают! А до этого все три дня простояла на коленях перед иконой. Заложница Елена Алексеенко: — Нас охраняли постоянно десять человек. Четыре женщины и шестеро мужчин.
Другие приходили и уходили. Главарь Бараев был все время внизу. Трое из наших охранниц были в масках. Одна — самая молодая — лет 16, с открытым и каким-то очень детским лицом. В черной одежде и черном платке, прикрывавшем лоб. Но она была самой жестокой. Нас бандиты сами предупредили: «Она, мол, воспитана в мусульманском духе, ярая исламистка. Дадут приказ взорвать, выполнит сразу.
И это будет для нее счастьем». Она и в туалет когда нас водила, пистолет всегда держала наготове. Старший в группе был, как его называли, Аслан. Он тоже ходил без маски. Мы его спрашивали: «Откуда ты? Он отвечал, что из Грозного. Еще я запомнила, что одну женщину звали Айшат, вторую — Сальва или Сельва. Среди мужчин был Рашид.
Остальных по именам не запомнила. Все террористы молодые, лет по 20, и все, как мы поняли, из Чечни. Один был только постарше — ему за 30. На нем были очки, похожие на те, с которыми в бассейнах плавают. А сверху надета маска. У кого-то было закрыто все лицо, у кого-то только нос и подбородок. В первую ночь они были очень уверены в себе. Это чувствовалось.
Они нисколько не сомневались, что их план удастся. То и дело заявляли: либо умрем, либо победим. Но были уверены именно в победе. И все время переговаривались по сотовым телефонам. У них и зарядные устройства к ним имелись. Говорили, что давно готовились к захвату. Собирались свою акцию приурочить ко дню рождения Путина. Но малость, мол, подзадержались.
Потом стали нервничать. И чем дальше — тем больше. Не получалось так, как они хотели. Перед штурмом особенно дергались. Бараев стал что-то кричать своим на чеченском. А потом сказали, что третья ночь — последняя. Если подвижек не случится, говорили бандиты, начинаем второй этап операции. Какой именно — не объясняли, но было ясно, что нас ждёт что-то жестокое.
И у дочки просила шепотом прощения, что взяла ее на спектакль. А Катя, мы сидели всё время рядом, успокаивала: «Да ладно, мама, не волнуйся, всё будет хорошо». А я всё равно себя ругаю. Заложник Ирина Чернена, учитель: — Помню, как всё началось: на сцене — летчики, сюжет очень патриотичный, поэтому, когда и в зале, и на сцене появились ещё и люди в камуфляже, никто не удивился — значит, так надо. Но тут меня толкнул в бок Аркаша, он уже был до этого на «Норд-Осте». Голос растерянный: «Это не по сценарию». Выстрелы вверх, боевики абсолютно трезвые, говорят очень четко: «У нас претензии не к вам, а к вашему правительству! Я как-то сразу почувствовала, что это надолго.
И всё время волновалась за дочку, Оленьку. Слава Богу, ее отпустили в первую очередь, когда вывели детей. Только после того, как мне перезвонили родные и сказали, что она уже дома, я немного успокоилась. А вообще нам, конечно, было легче, чем другим: нас не рассадили, мы о многом разговаривали с ребятами, держались вместе, подбадривали друг друга. Я пыталась поговорить с ближайшей к нам женщиной-камикадзе, но она не шла на контакт… Тяжело было только первые сутки: духота, очень хочется есть, да еще и эта жуткая оркестровая яма, и невозможность привести себя в порядок… А потом наступило отупение, уже ничего не хотелось, мы к этому кошмару начали привыкать. Из-за жары многие сняли одежду, боевики тоже скинули камуфляж и остались в «гражданке». На некоторых из них были «норд-остовские» футболки. То, что пошёл газ, я поняла сразу: на какую-то секунду в зале появился терпкий неприятный запах.
Освобождение «Норд-Оста» и ликвидация Мовсара Бараева
- «Норд-Ост»: как было на самом деле?: ruscesar — LiveJournal
- Убить терроризм в себе. К годовщине «Норд-Оста»
- Как все началось
- Содержание
- ブランド激安,ブルガリ リング 偽物,ショパール リング コピー
Список жертв Норд-Оста
Когда был «Норд-Ост», террористы выдвигали какие-то политические требования: прекратить войну в Чечне, вывести войска. Мы уже говорили с актером детской труппы «Норд-Оста» о том, что он видел и чувствовал во время захвата. Когда был «Норд-Ост», террористы выдвигали какие-то политические требования: прекратить войну в Чечне, вывести войска. 23 октября 2002 года в театральном центре на Дубровке в Москве проходила премьера мюзикла «Норд-Ост». Н — «Норд-Ост». Юрий Сапрыкин о том, как в Москву приходила война и какой след она оставила. Помимо «Норд-Оста» в истории Москвы есть ещё одна печальная страница, напоминающая события в «Крокусе».
Список жертв Норд-Оста
По мобильнику, который мне дал Арсений, я переговаривался с папой. Арсений и Кристина — они тоже из нашей детской труппы — погибли. Им было по 13 лет. Однажды в зал ввели пожилого окровавленного мужчину. Чеченцы объявили, что он ищет своего сына Рому. Приказали подняться детям с таким именем. Наш маленький Ромка Шмаков встал. Но фамилию чеченцы назвали другую.
Весь зал видел, как к виску захваченного мужчины террористы приставили ствол. Его так били по голове, что хлынула кровь. Потом его увели куда-то. Мне говорили, что чеченцы его расстреляли. А Ромка наш с перепугу стал заикаться. Я тогда подумал: детство кончилось… Никакое это не кино. В жизни всё страшнее.
Одна из числа освобожденных заложниц Марина Школьникова покидает зал. Она передала требования террористов. Они нас, а мы их поддерживали морально. Ребята их с балкона подкармливали — кидали вниз конфеты. Мы не скучали, развлекали друг друга как могли. Некоторые, самые маленькие, плакали. Когда начался штурм, у всех было одно чувство: скорее бы всё кончилось и домой.
Устали невероятно. Штурма ждали и хотели его. Страшного было много. Я видел, например, мужчин с окровавленными затылками. Мне потом сказали, что особо ретивых били прикладами. Наш балетмейстер, маленькая и хрупкая женщина, по каким-то причинам не заснула, когда пустили газ. Начался штурм, она подняла голову и поняла, что пора выбираться на улицу.
Она пыталась всех будить. Но они только храпели в ответ. Тогда она стала спускаться по верёвке вниз на одной руке. В другой она держала сумочку, в которой был паспорт. Мне рассказывали: она меня растолкала, и я, видимо, надышавшись газа, одурел и пошёл куда глаза глядят. На выходе омоновец сказал: «Иди, парень, садись в машину». Я и сел в ближайший микроавтобус.
Через 20 минут в салон заглянул милиционер с автоматом и испугался — он принял меня за террориста. Оказывается, я сел в автобус, на котором к «Норд-Осту» приехали накануне захвата чеченцы. Лариса Абрамова, реквизитор театра: — Как всегда, в этот день в антракте мы с ребятами сделали необходимые перестановки и пошли к себе в комнату. Начался второй акт. Когда танец лётчиков заканчивается, на сцену выходит Чкалов. И в этот момент мне ребята выносят ранец, канистру и гаечные ключи, я должна принять их, чтобы не загремели, и отнести на место. И вот подхожу и из-за кулис не вижу танцоров.
Вижу мужика, который стреляет в потолок и кричит. Я сначала подумала: ОМОН, что-то происходит в зале. У меня за спиной стоял начальник монтировочного цеха. Он сказал: «А пошли-ка мы со сцены! И мы пошли: ребята — к себе, а я — на своё рабочее место. Спокойно, не торопясь. Ещё не боялись.
И тут раздается какой-то топот, выстрелы. Я заперла на ключ дверь, ведущую на сцену, а чуть позже и вторую, ведущую в коридор. Во время спектакля в гримерках, реквизиторных работает трансляция. Я слушаю: люди на сцене говорят на незнакомом языке, а потом на русском с акцентом. Мол, мы из Чечни, а вы все заложники. Мне как-то и в голову не пришло уйти с рабочего места. Позвонила домой, предупредила.
А минуты через три чеченцы подошли к дверям, пихнули одну, потом другую и начали что-то тяжелое таскать. Кричали: «Сюда ставь! Только где-то через полчаса я поняла, что всё это достаточно серьезно и надо что-то делать. Но делать было уже нечего. Решила: останусь-ка я в комнате. Осмотрела все свои запасы, если это можно так назвать. Из питья граммов сто восемьдесят воды в кружке.
Из «еды» — пузырек корвалола. Ладно, думаю, «съем» корвалольчику, запью водой, авось, переживу как-нибудь. Через час погасила свет, так, на всякий случай, чтобы уж наверняка не догадались, что внутри кто-то есть. У меня был маленький карманный фонарик, но я включала его исключительно редко, так как боялась, что обнаружат. Комната, где я провела эти три дня, длинная, «чулочком», площадью около девяти «квадратов». По стенкам — трехъярусные стеллажи, на которых лежит реквизит для спектакля: зонтики, баулы, сумки, фонари. Рабочий стол с двумя стульями.
Телефон на столе. Я очень боялась шуметь. Дверь хлипкая, из-за неё все хорошо слышно. Заподозрят что-нибудь, полоснут очередью. На стеллажах было небольшое местечко. Сняла зонтики, чтобы ненароком не свалились. Положила под голову две театральные подушечки, шалью накрылась и легла в позе эмбриона, потому что места мало.
Думаю: ладно, утро вечера мудренее, посмотрим, что дальше будет. На второй день я услышала шум воды. По телефону меня успокоили и сказали, что где-то рядом прорвало трубу. Это был тяжёлый момент. Вода горячая, от неё поднимается пар. Жарко стало и душно. Я разделась до трусиков.
Потом меня с удвоенной силой стала мучить жажда от этого горячего влажного воздуха. Может, не так уж и жарко было, но по ощущениям невыносимо. Я позвонила и сказала: «Ребята, боюсь, что у меня не хватит сил…». А по времени это было уже после того, как застрелили первую девочку. Поэтому мне сказали: «Сиди, сколько можешь». Но на следующий день воду перекрыли, и значительно полегчало… За дверью попеременно дежурили два боевика. Одного звали Ахмад, другого — не знаю, как.
На вторые сутки я начала к ним привыкать. В этих условиях у меня сильно обострился слух.
И когда выходила из машины, порвала колготки. Мы встретились у театрального центра, она говорит: «Я не могу в таком виде на спектакль, давай не пойдем». Но я ее уговорил. Она, кстати, тоже выжила. Все началось во время второго акта. В СМИ про это писали: начало захвата вплелось в канву самого спектакля. Прекрасно помню: музыка, танцуют актеры в военной форме. И тут выходит из-за кулис товарищ с автоматом и пускает автоматную очередь в потолок.
Все подумали, что это необычная задумка режиссера. Но я служил в армии, просто посмотрел на плафон или на потолок, не помню и увидел дырки — и тут сердце кольнуло первый раз. А потом еще несколько человек забежали на сцену, нам объявили, что мы все заложники. Артистов согнали в зал, всех зрителей с первых трех рядов — назад. Перед сценой уселись две шахидки — молодые девчонки, лет по 16. На каждой висел пояс смертницы с батарейкой: стоило прижать контакт — и от театра осталась бы одна воронка. Во время и после захвата никакой паники не было. Видимо, с боевиками поработали психологи, объяснили, как себя вести. Если в Беслане, как я потом читал, боевики говорили людям, что «мы — смертники и никто отсюда не выйдет», то нас, наоборот, успокаивали: якобы, если ваши власти выполнят наш ультиматум вывод российских войск из Чечни , то вы все уйдете живыми и здоровыми. Потом Бараев Мовсан Бараев — чеченский террорист, руководил терактом на Дубровке.
АП долго с нами разговаривал, рассказывал, как живут в Чечне и что они просто защищают свою родину. Но истерики были, особенно у иностранцев. Недалеко от меня сидели немцы, они были в панике. В туалет в оркестровую яму Я сидел на четвертом ряду. После шестого или седьмого ряда был проход — туда боевики притащили бандуру типа бензобака, начиненную взрывчаткой. В ней было килограммов 30 или 40. Возле нее села пожилая шахидка — самая злая. Потом мы узнали, что ее мужа убили. Я периодически смотрел на нее: представляете, мы-то дремали, а она за эти дни так и не спала. Такой взгляд у нее был пронзительный.
В первые часы боевики развесили взрывчатку по стенам и по сцене. Сначала никого вообще никуда не пускали. А спустя полдня люди стали кричать и возмущаться, что хотят в туалет. В сам туалет, естественно, было не попасть, потому что он находился за пределами зала. Боевики начали водить заложников в оркестровую яму. Чтобы туда попасть, надо было подняться на бортик, потом по лестнице спуститься вниз. Образовалась огромная очередь. Молодая шахидка с пистолетом очередь эту контролировала. Однажды две девушки-заложницы тайком закурили. Шахидка почувствовала дым и начала стрелять в женскую половину туалета.
Девчата выскочили как оглашенные. Потом нам сок начали разносить. Правда, не раздавали, а просто кидали пакеты в партер. Мы знали, что приходил Кобзон, но к нам его не пустили. Штаб террористов был в буфете — там шли переговоры. Боевики согласились отпустить детей младше 11 или 12 лет. Часть увел Кобзон. Выпустили нескольких женщин-мусульманок. В зал пустили доктора Рошаля, он несколько часов помогал людям, у него с собой была сумка с медикаментами. Кто руку тянул, он подходил, осматривал.
Во время самого захвата были убиты только двое заложников: мужчина и девушка, которые проникли в зал с улицы, по-моему, на второй день захвата. Вечером накануне штурма боевики застрелили парня, который побежал вдоль рядов. Видимо, у него не выдержала психика. Перед штурмом Первые дни террористы дали команду заложникам звонить с сотовых телефонов родственникам, друзьям и рассказывать про захват и их требования. Я не звонил — не хотел, чтобы моя мама знала, что я там. А потом телефоны отняли. Видимо, подумали, что кто-то может сообщить спецслужбам о месторасположении чеченцев. На второй день у многих наступил стокгольмский синдром. Переговоры велись два дня, боевикам постоянно звонили свои, что-то сообщали. Напряженка почувствовалась 25-го вечером.
Никаких реальных действий не происходило, настала точка кипения, боевики стали более грубыми. Последние часы перед штурмом все, кто сидел рядом, писали на программках, на бумажках свои контакты и адреса: чтобы те, кто выживет, связались с родственниками. Я был в костюме, складывал все бумажки в пиджак, но меня из зала вытащили в рубашке. В кармане остался номерок из гардероба с названием «Норд-Ост» и билет на спектакль — храню их до сих пор. Блестящая операция, а потом — бардак Штурм 26 октября начался после пяти утра и продолжался 15—20 минут.
Три дня Россия не отходила от экранов телевизоров. Показывали снятое внутри здания видео: мужчины и женщины в черных балаклавах с закрытыми лицами на фоне алого бархата зрительного зала с рассеянными по периметру бусинками-заложниками. Одна из них контролировала наш ряд. Все также смотрели, как входил в зал Иосиф Кобзон, согласившийся вести переговоры с захватчиками, затем детский доктор Леонид Рошаль.
Им удалось убедить бандитов, чтобы на свободу выпустили нескольких женщин с маленькими детьми, беременную, иностранцев. Еще он отмечал, что настоящие кавказцы не воюют с женщинами. Артист попросил одного из главарей группы — Абу-Бакара — отдать ему самых маленьких деток. А те разрыдались без мамы... И этим простым вопросом он «отвоевал» из заложников мать. Предварительно через вентиляцию поступал усыпляющий газ. Меня словно парализовало. Подумал: все, конец. Потом не знаю, сколько прошло времени, сознание вернулось.
Какой-то парень в темной форме нес меня на плече. Запомнил, что в другой руке у него была длинная винтовка. Наверное, он был снайпером», — рассказывает один из бывших заложников Сергей Н. И девушки-смертницы. Потом в интервью их родители клялись, что дочери ничего не знали о конечной цели «похода». Что они сами были жертвами. Отец одной из смертниц Марины Бисултановой, Наби, признавался: «Там просто нужны были переодетые в черные платья девочки. Нам гарантировали, что это будет мирная акция протеста». Почему никто из смертниц так и не взорвался?
И вот пришла осень 2002-го. К тому времени уже был Путин. Уже была вторая чеченская — по-настоящему: не ради каких-то мутных расторговок, а с целью подавления очага бандитизма. Но это ещё не стало привычным. Ещё казалось, что новый кремлёвский постоялец всего лишь «зарабатывает очки», всего лишь «попутал рамсы», забыл своё место. Накануне «Норд-Оста» лидер чеченских боевиков Аслан Масхадов задрал планку амбиций международного терроризма до рекордной высоты: «Западные лидеры вынуждены заигрывать с Россией для разрешения своих глобальных проблем, таких как Балканы, Афганистан, Грузия, а теперь и Ирак», — и это, мол, нетерпимо, должно быть по-другому, как я хочу.
Ни много ни мало — речь идёт об основах миропорядка, о суверенитете сразу нескольких государств. Да, и как вишенка на торте: всё это провозглашается не в фейсбуке и не в листовке на заборе, а в интервью «Франс пресс». А и правда — чего б миром не порулить, если он возразить не может? Россия в ловушке Надо вот ещё что помнить. Даже в 90-е российское государство не было мёртвым. У него были силы, возможности и люди с погонами и оружием, которые давали присягу защищать Родину.
Они и защищали — и в Будённовске, и в Первомайском, и в Москве, и везде куда пошлют. Защищали так, как это позволяли боевая подготовка, законодательство, приказы командования и прочие вводные. В любом случае эффективность действий людей в погонах и с оружием — предмет обсуждения не в интернетных блогах, а в узком кругу специально обученных людей с соответствующими полномочиями и за закрытыми дверями. Так что сама по себе спецоперация «Альфы» и «Вымпела» на Дубровке в 2002-м не была чем-то уникальным. Но к тому моменту мы были всё в той же ловушке, когда отпор террору преподносится как террор. Представление это укладывается в простенькую логическую схему: - от террора гибнут мирные граждане, это плохо; - это плохо, потому что человеческая жизнь бесценна, так записано в правах человека; - права человека должно соблюдать государство; - а государство и его тупоголовые вояки обрекают мирных граждан на смерть от террора; - но террористы в этом не очень виноваты, потому что у них «своя правда» и тоже права человека, и государство их нарушает — не даёт демократических свобод; - поэтому надо не с террористами бороться, а прислушиваться к требованиям, идти на переговоры и взаимовыгодные консенсусы.
И дело даже не в том, кто и из каких побуждений выступал и выступает до сих пор, кстати носителями и распространителями этого представления — правозащитники, медиа-глашатаи, врачи без границ или самопровозглашённые «совести нации». Сегодня в Европе эту функцию вообще исполняют сами политические элиты. Дело в том, что общество, инфицированное примитивными либерально-демократическими догмами и напуганное неотвратимой угрозой террора, эту матрицу с готовностью принимает. А, в конце концов, «совести нации» — это то же общество, только наиболее голосистая его часть, да ещё и монопольно допущенная к громкоговорителям. Более того, российское государство 90-х — оно в той же матрице себя и видело.
«Норд-Ост» — 16 лет после штурма
Трое неизвестных в камуфляже открыли автоматный огонь перед концертом группы «Пикник» в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Москве, сообщается также о взрыве и пожаре в здании. Теракт на Дубровке — захват заложников на мюзикле «Норд-Ост»: факты о трагедии, случившейся в октябре 2002 года в Москве. Когда был «Норд-Ост», террористы выдвигали какие-то политические требования: прекратить войну в Чечне, вывести войска. В докладе общественной организации «Норд-Ост», по этому поводу говорится: «Неприемлема ситуация, когда ответственность рядового сотрудника превышает ответственность руководителей ведомств, которые не смогли предотвратить трагедию на Дубровке. Теракт на Дубровке — захват заложников на мюзикле «Норд-Ост»: факты о трагедии, случившейся в октябре 2002 года в Москве.
Ветеран «Норд-Оста»: Теракт в «Крокусе» готовился несколько месяцев
250 билетов на популярный мюзикл «Норд-Ост» выдала префектура московского Восточного округа в качестве поощрения волонтерам тогдашней переписи населения. Во время захвата «Норд-Оста» руководила группой женщин-террористок. Пресс-секретарь мюзикла «Норд-Ост» Елена Шмелева около ДК. Я хочу вернуться в этот миг, чтобы стало очевиднее: с трагедией «Норд-Оста» мы потеряли не только десятки ни в чем не повинных людей. В 2002 году группа террористов во главе с боевиком Мовсаром Бараевым захватила в Москве театральный центр на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». Теракт на Дубровке — террористическая акция в Москве, длившаяся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которой группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на.
«Норд-Осту» 20 лет: фотохроника трагедии на Дубровке
Через 35-40 минут после вторжения боевиков к зданию на Дубровке стали прибывать первые наряды милиции, различных силовых ведомств и внутренних войск. Стало известно, что здание захватил чеченский боевик Мовсар Бараев, которого российские силовики называли ликвидированным. Некоторым заложникам разрешили позвонить родным по мобильным телефонам. Боевики предупредили: при попытках штурма за каждого убитого из числа своих они будут расстреливать десять заложников. До 22:30 никакого подтверждения захвата официально не было, хотя все уже знали: в центре Москвы серьезное ЧП на сверхпопулярном и разрекламированном мюзикле. Только в 22:30 пошли первые официальные сообщения. И к этому часу здание Театрального центра было взято в оцепление Игорь Надеждинв 2002 году — редактор отдела новостей издания «Большой город» Около 22:50 к зданию, захваченному террористами, срочно прибыл мэр Москвы Юрий Лужков. Президент России Владимир Путин собрал правительственное совещание по поводу захвата. Миловидов рассказал «Ленте. За несколько дней до этого Миловидов с женой уже сходили на мюзикл, пока девочки сидели с маленьким сыном.
В тот день настала очередь девочек. Когда я вышел из метро, то увидел, что въезд на улицу 1-я Дубровская, на которую выходит фасад здания Театрального центра, перекрыт машинами ГАИ. Подойдя к оцеплению, я увидел окна Центра без света и обратился за информацией к милиционеру. Он предложил смотреть новости Дмитрий Миловидовчлен координационного совета общественной организации «Норд-Ост» В первые часы террористы отпустили несколько десятков иностранцев — по словам боевиков, к таким заложникам у них не было претензий. Также на свободе оказались беременная женщина и 15 детей — всего 41 человек. Среди них была 12-летняя дочь Миловидова Лена, которой ее старшая сестра помогла выйти из здания. Через какое-то время в первых рядах заплакал ребенок. Главарь террористов предложил всем детям, сидевшим в партере, выйти к сцене. Нина, как старшая, вывела Лену.
Детей выстроили в один ряд. Нина показалась боевикам слишком взрослой — ее посадили обратно в зал. Отобранных детей вывели в фойе, где к ним присоединилась женщина с двумя детьми-иностранцами. По команде боевика группа вышла на улицу. Пришлось успокаивать Лену, говорить, что теперь Ниночке одной будет легче — она отвечает только за себя Дмитрий Миловидовчлен координационного совета общественной организации «Норд-Ост» Ветеран российских спецслужб Сергей имя изменено рассказал «Ленте. Была и другая причина: большое количество заложников сложнее контролировать. Боевики говорили: «Мы всегда ведем себя очень корректно. Единственное, просим — ведите себя как заложники. Все, что вам надо, мы вам дадим.
Вода — вода. Она вам не нужна, потому что туалетов нет». Все мы ходили в оркестровую яму: девочки — направо, мальчики — налево. Говорили: «Хорошее отношение мы вам гарантируем. Но если вы будете делать глупости — типа попытаетесь убежать, нам придется стрелять» из воспоминаний заложника Марата Абдрахимова Первые жертвы В ночь на 24 октября террористы выдвинули требование — немедленный вывод федеральных войск из Чечни. Одна из бывших заложниц в разговоре с «Лентой. Мы все умрем к тому времени». Некоторые заложники 24 октября стали требовать у террористов еды и воды, объясняя, что иначе люди начнут умирать. Кто-то из боевиков добрался до театрального буфета и стал бросать в зал шоколадки, бутылки с минеральной водой и жевательную резинку.
Но заложникам снова дали понять, что в случае неповиновения их ждет смерть. Между тем с 23 по 25 октября жертвами террористов стали три человека, которых не было среди заложников Первым стал полковник юстиции Константин Васильев — он еще в первые часы захвата прошел через оцепление, чтобы убедить боевиков отпустить всех пленников. По некоторым данным, осознав, что переговоров не будет, полковник попытался обезвредить одного из террористов с помощью приема рукопашного боя, но был расстрелян на месте. Второй жертвой стала 26-летняя москвичка Ольга Романова , которая каким-то образом смогла пройти сквозь милицейское оцепление. Около часа ночи на главный вход Театрального центра были направлены видеокамеры, по многим каналам фактически шла прямая трансляция, и около пяти утра на глазах у операторов в здание спокойно вошла молодая женщина — Ольга Романова тезка известной журналистки, что вызвало некоторую путаницу. Ее расстреляли Игорь Надеждинв 2002 году — редактор отдела новостей издания «Большой город» Романова появилась через час, как всех усадили. Заходит, открывает дверь — в куртке, беретке: «Вот, всех напугали! Чего вы тут устроили? Я здесь в музыкальную школу ходила».
Без разговоров ее отвели в нижний коридор, в актерское фойе. Раздалась автоматная очередь из воспоминаний заложника Марата Абдрахимова Геннадий Влах Еще одной жертвой стал 39-летний автокрановщик Геннадий Влах. Около 23:00 25 октября боевики заметили его в одном из помещений и заподозрили в нем лазутчика. Но Влах сказал им, что ищет сына, который должен находиться в зале. Террорист Абу-Бакар заявил, что если сын Влаха действительно сидит в зале, его посадят рядом. По воспоминаниям заложников, боевики несколько раз обращались к залу и просили сына автокрановщика подняться, но никто не отозвался. Тогда мужчину вывели в соседнее помещение и застрелили. Влаха опознали лишь полгода спустя и лишь тогда исключили из списка предполагаемых террористов: поначалу следствие приняло его за одного из боевиков. А сын Влаха, как оказалось, на мюзикл не ходил.
В частности, убедить террористов остановиться пытались депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов и сенатор Руслан Аушев. Я когда вошел, боевики спросили: «Кто такой смелый? Бараев вел себя крайне аморально. Он все время хватался за автомат, угрожал, что расстреляет. Я сказал им: «Вы не чеченцы, вы отбросы. Никогда чеченцы детей и женщин не захватывали». Бараеву это не нравилось, и он все время угрожал меня расстрелять. Я сказал: «Ты меня убить можешь, запугать не сможешь». И тут тот, который сзади сидел, сказал Бараеву: «Закрой рот!
У нас с тобой разговора не получится» Асламбек Аслаханов, в 2002 году — депутат Госдумы от Чеченской Республики Позже террористы потребовали приезда представителей Красного Креста и организации «Врачи без границ». При этом ключевым условием было то, что среди представителей этих организацией не должно быть граждан России.
ТАСС К вечеру 24 октября в отчаянии родственники и близкие заложников стали приходить к зданию театра и предлагать себя в обмен на них.
Многие общались с журналистами — в попытках привлечь как можно больше внимания к их беде. ТАСС Владимир Путин провел экстренное совещание, в ходе которого было объявлено, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников. Захватчики на сделку не идут.
Через вентиляцию в здание был запущен усыпляющий газ. Осаждающие ворвались в театр через главный вход, через несколько минут спасатели МЧС и врачи начали выводить заложников.
После газа, к которому нет антидота, я пил много витаминов, но с памятью стало плохо. Я очень плохо запоминаю текст, лица людей. Это не только у меня, практически у всех ребят, с кем мы работали, так. Так и не прошли сильные головные боли.
Был применен запрещенный газ, токсичный и коварный, но ведь в нашей стране принято проводить опыты на собственных гражданах. Говорю это, потому что у меня дядя при первом взрыве на «Челябинске-70» пострадал, всю жизнь у него была медкарта с особым чипом «совершенно секретно», и по всем показателям у него была лучевая болезнь, но писали «туберкулез», а умер он от рака. После — переменилось все. Когда с таким сталкиваешься, понимаешь, что нужно ценить каждый момент. В любой момент есть человек — и нет его. Каждый день — как последний.
Сколько раз я хотел сказать Марине Голуб спасибо за ее спектакли и за ее широкое сердце? И то ли стеснялся, то ли времени не было, а теперь все, потому что нет человека. Нужно жить и радоваться даже тому, как лист с дерева падает, солнце светит, небо голубое, ребенок улыбается. После теракта мы начали снова играть в «Норд-Осте», кажется, в феврале. Зал восстановили, вставили окна, Лужков дал на это деньги. Нас не спрашивали, хотим ли мы возвращаться в этот зал.
Можно же было найти другое здание. Музыканты потеряли девять человек и говорили, что не могут отделаться от чувства, что в оркестровой яме пахнет там был устроен туалет. Страшно, неприятно, но выбора не было. На одном спектакле мы работали вместе с Андреем Богдановым, который играл Саню Григорьева в «Норд-Осте», а там по сценарию персонажи бегают по залу. И вот мы выбегаем в зал и вдруг видим: там сидят девушки с насурмьленными бровями и глазами, а остальное все черным закрыто. Мы смотрим друг на друга, а в глазах полный ужас.
Этот страх теперь под кожей. За десять лет все, кто был участниками событий, поняли, что ждать что-то от нашего дорогого и любимого правительства нечего. Вспоминать о серьезном просчете руководства страны, провале спецслужб и бездарном проведении операции по спасению не хотят. Недавно в Страсбургском суде люди что-то смогли отсудить, а толку? Я уверен, что никто ничего не получит. Я не ждал, не буду ждать и не нуждаюсь.
Уехать хотелось много раз, хотелось ребенку дать хорошее образование, чтобы было не так холодно, но есть глупое дурацкое понятие — родина. Пусть кричат — уродина, но она нам нравится». Сергей Будницкий 59 лет, администратор типографии «Тот день был с самого начала хмурый, лил дождь, с утра одни неприятности — не было воды, не было света, внучка четырехлетняя плакала. Шли втроем: я, двенадцатилетняя дочка и тринадцатилетняя сестра зятя — мы получили билеты как участники переписи населения. У нас в Измайлово 250 было таких счастливчиков. Сидели в первом ряду.
После первого акта мы поели дорогого мороженого, я выпил коньяку. В начале второй части на сцену вышел чеченец в черной балаклаве и в бордовой куртке, столкнул артистов в зал, по рядам пошли шахидки. Били людей прикладами. Начали проверять документы, забрали мобильные телефоны, потом их вернули и просили звонить домой, призывать знакомых выходить на Красную площадь с требованием прекратить войну в Чечне. Какие-то люди начали предлагать деньги за освобождение, и нескольких мусульман даже отпустили. Я сначала позвонил другу-милиционеру: «Петрович, скажи Гальке моей жене , что мы попали».
Я в 1970-х служил в Эстонии в полку Джохара Дудаева, поэтому знал немножко психологию чеченцев и мне было проще общаться. Рядом с нами стояла шахидка Света, хотя у нее, наверное, другое имя было. Неплохая, она рассказывала о своих обычаях, об исламе. Я же попросил Бараева отпустить девчонок, а он сказал, что у них тринадцатилетние уже детьми не считаются. В первую ночь они стреляли несколько раз по рядам холостыми. Первое время в туалет водили наверх, а потом устроили его в оркестровой яме.
Сначала приходилось залезть на стул, потом на рампу, потом спускать ноги на барный стул, дальше на второй стул, потом еще на один и потом только на пол. Оркестрантов посадили в первые пять рядов.
Позже сообщалось, захватчиками стали чеченские террористы во главе с 23-летним Мовсаром Бараевым, племянником убитого годом ранее известного полевого командира Арби Бараева. Террористы заминировали зал. Лишь после полуночи они начали выдвигать свои требования: прекратить военные действия в Чечне.
К этому времени здание было оцеплено боевиками. Всего террористы взяли в заложники 912 человек. Из них четверых — женщину с тремя детьми — вывел Иосиф Кобзон, англичанина и 8 детей — врачи Красного Креста. Остальных боевики отпускали по разным причинам, в основном детей и иностранных граждан. Последними, вечером накануне штурма, здание покинули четверо граждан Азербайджана.
Попытки переговоров продолжались и 24, и 25 числа. Их помогала вести заложница Мария Школьникова. В них участвовали российские политики и медийные персоны. Контакт с террористами пытается установить также Алла Пугачёва. В середине дня 25 октября тогда еще глава Федеральной службы безопасности Николай Патрушев заявил, что власти гарантируют террористам сохранение жизни, если они отпустят всех заложников.
Но это не помогло. Активные действия начались ранним утром 26 октября. В начале шестого часа российские спецслужбы наполнили здание усыпляющим газом. В 6:30 власти объявили, что полностью контролируют театральный центр, а большая часть террористов уничтожена. Почти сразу по рации прозвучала команда "всем подразделениям - штурм".
В здании выключили свет. Снайперы с помощью бесшумного оружия с оптикой ночного видения уничтожили со сцены сидящих в зале террористов. Руководителю отдела Управления "Альфа" Юрию Николаевичу Торшину досталось самое опасное направление: второй этаж, где был кабинет, в котором главарь банды Бараев давал журналистам интервью. Торшин одним из первых ворвался в здание через центральный вход, был ранен. Сначала спецназ рванул налево, но оттуда в них полетели гранаты.
К счастью, они оказались наступательными, с небольшим разлетом осколков.
«После «Норд-Оста» я исчез»: амурский геолог три дня был заложником теракта на Дубровке
Людно, суета, больные кто в чем. Медсестра говорит, что я могу из лифтового холла позвонить домой. Иду как призрак, обернутый в простыню, к лифту. Там висит старый телефон. Думаю, где взять монетку. Кто-то говорит, что телефоны работают без монет.
Звоню домой… Трубку берет подруга из Екатеринбурга. Я не понимаю, куда звоню. Она подзывает мою маму — мама не может говорить от слез и передает трубку брату. У меня вопрос за вопросом… Спрашиваю: «Все ли живы? Как Наташка?
Как Вика? Как Андрей? Поворачиваюсь к двери, думаю: «Надо позвонить домой». О том, что только что звонил, уже забыл. Звоню, трубку берет брат.
Я ему сразу сообщаю, что я жив, и начинаю выпытывать, все ли в порядке с друзьями… Его ответы кажутся мне напряженными, думаю, что он меня обманывает — из того ада нельзя было выбраться живыми… Брат не выдерживает и говорит, что я уже пятый раз звоню домой, что с друзьями действительно все в порядке, а напряженность только от того, что ему тяжело это отвечать в пятый раз… Говорю брату, что не помню, из какой палаты пришел. На что он мне говорит разумную вещь, мол, иди в любую — там все такие и никто не помнит… Я иду, но захожу в женскую палату. Подходит медсестра и отводит меня в мою палату. Честно говоря, с трудом помню… Помню только множество людей, множество камер, всеобъемлющую любовь ко всем людям… И дичайшую ненависть к журналистам, так как в больнице мы уже успели посмотреть ту ахинею, которую несли по всем каналам, включая Euronews и какой-то еще из западных. То, что все российские каналы страдали словесным поносом, упоминать вообще излишне.
Когда выходил из больницы, случилось подвернуться украинским журналистам. Не помню, что мне показалась в задаваемых вопросах подозрительным, но камеру я им не разбил только потому, что меня удержал брат. Помню только дикое раздражение и готовность порвать всех информационных спекулянтов в клочья… Эпизод 19 Уже в понедельник, то есть на следующий день после выписки, я пошел на работу. Все с тем же чувством всеобъемлющей любви к людям. Поделился со всеми радостью того, что выжил, и продолжил выполнять свои служебные обязанности.
Так же пошел на работу и во вторник. Но вот вечером вторника я сижу и понимаю, что не помню ни вторника, ни понедельника, ни воскресенья… Помню только очень маленькие отрывки из этих дней. Помню, что говорил с людьми, но совершенно не помню, о чем. А работа связана с переговорами. Записных книжек никогда не вел, зачем?
И так все дословно помнил, два раза услышанный набор цифр навсегда заседал в голову… Темный осенний вечер. Я сижу в офисе с телефонной трубкой в руках и не помню, с кем я только что поговорил. Меня пронзил ужас. Я в одну минуту понял, что мозги, которыми я тихо гордился, больше не являются моей гордостью. Я испугался, что, выйдя с работы, я не доеду до дома, так как забуду, кто я, где живу, куда еду… Мой страх заставил меня позвонить домой, и, объяснив, что со мной и моей памятью, попросить забрать меня с работы.
Последующие несколько дней я ездил по Москве только с сопровождающими лицами. Я очень благодарен подруге из Екатеринбурга, которая приехала поддержать нашу семью и меня во время этих событий. Она фактически выполняла роль поводыря по Москве в те несколько дней, пока я не лег снова в больницу. Помню, что за эти 10 дней дважды попадал под легковые машины. Помню чувство абсолютно пустой головы, когда единственной мыслью была упорная мысль подумать о чем-нибудь.
Дикое чувство для человека, у которого всегда шло минимум два-три потока мыслей, осознать, что твоя голова пуста и ни о чем не думает… Сейчас думаю, но думаю только скудным одним потоком. Остались только смутные воспоминания о том, что думать можно полноценно. Хотя врачи попытались успокоить, что постоянный поток не свойственен людям и что идти больше чем по одному потоку не является нормой… Эпизод 21 Мистика со сбивающими меня машинами проявилась в полной мере на таможне, куда я поехал передавать дела другому сотруднику нашей компании. Меня там сбило грузовиком в том месте, в котором фактически невозможно наехать на человека. Действие произошло между таможенными пакгаузами, расстояние между ними около 50 метров, машины ездят посередине.
Мы шли вдоль пакгауза, когда я почувствовал сильнейший удар. Как мне показалось — со всей дури кулаком в левое плечо. Отлетев на товарища, я сбил его с ног. Инерция вернула меня обратно — под задние колеса ЗИЛа. Мне хорошо запомнились сдвоенные колеса, едущие мне прямо на лицо… Не помню, как я вывернулся.
Факт остается фактом: на широченной около 50 метров дороге между пакгаузов водитель сбил людей, идущих по самому краю, свернув на них от показавшейся неизвестной угрозы… Товарищ теперь боится рядом со мной ходить на улице. Все изменилось после «Норд-Оста». Я перестал сидеть в метро, я вообще избегал сидячих положений на полумягких креслах, так напоминающих кресла зала на Дубровке… Иногда присаживаясь в метро, я не просто боялся заснуть, я боялся прикрыть глаза или просто моргнуть. Мне казалось, когда я прикрывал глаза и начинал засыпать, что сейчас я открою глаза и окажусь сидящим в том зале под дулами автоматов… Понятно, что этот страх был не абстрактным, а испытанным в первые дни после освобождения, когда еще не знал своего страха и по привычке засыпал. Просыпаясь, я просто боялся открыть глаза, слыша объявления станций метро.
Я думал, что мне снится метро, а я сижу в красных креслах «Норд-Оста». Страх ушел только года через три, если не позже. Эпизод 23 История, начавшаяся на Алтае, для меня закончилась предложением моей жене выйти за меня замуж. После этого алтайские амулеты отпали, а руническое видение стало полностью понятным и отработанным. Что лично для вас было самым сложным за эти дни?
Пришло понимание того, что мозги и память остались в том зале. Я потом три месяца проходил реабилитацию с курсом восстановления памяти. Я вынес для себя одно понимание: если вам угрожают оружием, не будьте бараном. Примените оружие, направленное на вас, против любой собаки, что направила его на вас. Лучше погибнуть сразу, чем трястись и надеяться на чудо.
Чудеса случаются, но крайне редко — зачем пассивно ждать чуда, когда все в ваших руках. Тогда не знаю, сейчас бы попытался создать среди стада баранов-заложников панику.
Террористы обещали мне освободить людей в обмен на телефонный разговор Путина с Масхадовым. В подтверждение своей готовности боевики отпустили восемь детей. Но в Кремле уже был другой план, они готовили операцию по освобождению. Во время штурма погибло очень много людей, погибли дети. Теракт на Дубровке стал одним из ключевых моментов в истории современной России — власти тогда сделали выбор не в пользу сохранения жизни людей. Одной из тех, кто вел переговоры с террористами, была вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада.
По словам политика, главной задачей переговорщиков было тянуть время и отвлекать боевиков. Ирина Хакамада, в 2002 году вице-спикер Госдумы: — В тот день, когда меня позвали на переговоры, просили помочь, я была в шоковом состоянии от того, что произошло. И, конечно, меня пугало число заложников, я понимала, что это уже не просто мелкий террористический акт, это какая-то сумасшедшая политическая акция, которая может повлечь огромное количество жертв, и когда я решила туда идти, у меня вообще все мысли о себе вылетели. Потому что позвали по списку, кто был в Москве, все зашли — и Кобзон, и я, и Политковская ночью, и каждый что смог, то сделал: и тянул время, не увеличивая жертвы, и переговоры шли непрерывно, поэтому тактика была правильная. Главный педиатр России Леонид Рошаль трижды заходил в захваченное здание на Дубровке. В туалете он устроил полевой госпиталь, где провел три операции. Две из них — боевикам. Ему удалось вывести из здания беременную женщину и восемь детей в возрасте от 8 до 12 лет.
Вывел 9 заложников. Первый раз мы пришли туда вместе с иорданским коллегой, которого вызвали террористы. Показал документы, объяснил, что я доктор, работал во многих странах во время войн. Затем один из террористов в маске добавил: «А по дороге заберите там, на этаже, валяется одна убитая. Пришла к нам шпионка, мы ее расстреляли». И вот мы с иорданцем вынесли Олю Романову.
По одним данным, он испугался ответственности. По другим — после преждевременного взрыва на улице Покрышкина террористы поняли, что их бомбы неисправны. Я в театре» 23 октября в 21:05 к зданию Театрального центра на Дубровке на улице Мельникова подъехали три микроавтобуса. Из них выбежали вооруженные люди в камуфляже; они без труда справились с охранниками центра, у которых были лишь электрошокеры, и погнали их в зал вместе с оказавшимися в вестибюле людьми.
Действие во втором акте «Норд-Оста» начиналось с чествования персонажа мюзикла Сани Григорьева. Когда на сцене появился невысокий человек в черной шапочке, с автоматом, и крикнул другим актерам: «Пошли отсюда! Мало ли как современные постановщики прочитывают «Двух капитанов» — может, это охрана у героя такая, сейчас все встанет на свои места. Только когда человек пальнул из автомата очередью в потолок, стало понятно: эта ситуация придумана совсем другим режиссером. В зале появились и другие люди в черном из воспоминаний заложницы Ирины Хиаррелл Один из работников Театрального центра вспоминал, что, увидев посторонних с автоматами, мысленно выругался: кто пустил чужих актеров на сцену? Он понял, что все серьезно, лишь когда террорист открыл огонь и с потолка посыпались куски разбитых плафонов и штукатурки. Под дулами автоматов оказались 916 человек, около сотни из них — дети. Террористы объявили: все, кто находится в зале, — теперь заложники. Им сказали подчиняться, не делать глупостей и не геройствовать. После этого боевики стали минировать здание.
По воспоминаниям заложников, бомбы закладывали со знанием дела и «как-то буднично». В зрительном зале установили бомбы в корпусах от газовых баллонов. Они были замкнуты в единую цепь и подключены к специальному инициирующему устройству, на котором постоянно стоял один из боевиков. Если бы он с него сошел или упал , сразу же произошел бы взрыв. Когда о случившемся узнали журналисты, на Дубровку немедленно выехали съемочные группы всех российских и зарубежных каналов, у которых были представительства в Москве. Я успела написать знакомому дочери. Позже им удалось выбраться из здания через окна и черный ход. В первые полчаса после захвата из здания Театрального центра удалось бежать пяти заложникам. Через пару часов спаслись еще несколько человек, находившиеся в подсобных помещениях. Через 35-40 минут после вторжения боевиков к зданию на Дубровке стали прибывать первые наряды милиции, различных силовых ведомств и внутренних войск.
Стало известно, что здание захватил чеченский боевик Мовсар Бараев, которого российские силовики называли ликвидированным. Некоторым заложникам разрешили позвонить родным по мобильным телефонам. Боевики предупредили: при попытках штурма за каждого убитого из числа своих они будут расстреливать десять заложников. До 22:30 никакого подтверждения захвата официально не было, хотя все уже знали: в центре Москвы серьезное ЧП на сверхпопулярном и разрекламированном мюзикле. Только в 22:30 пошли первые официальные сообщения. И к этому часу здание Театрального центра было взято в оцепление Игорь Надеждинв 2002 году — редактор отдела новостей издания «Большой город» Около 22:50 к зданию, захваченному террористами, срочно прибыл мэр Москвы Юрий Лужков. Президент России Владимир Путин собрал правительственное совещание по поводу захвата. Миловидов рассказал «Ленте. За несколько дней до этого Миловидов с женой уже сходили на мюзикл, пока девочки сидели с маленьким сыном. В тот день настала очередь девочек.
Когда я вышел из метро, то увидел, что въезд на улицу 1-я Дубровская, на которую выходит фасад здания Театрального центра, перекрыт машинами ГАИ. Подойдя к оцеплению, я увидел окна Центра без света и обратился за информацией к милиционеру. Он предложил смотреть новости Дмитрий Миловидовчлен координационного совета общественной организации «Норд-Ост» В первые часы террористы отпустили несколько десятков иностранцев — по словам боевиков, к таким заложникам у них не было претензий. Также на свободе оказались беременная женщина и 15 детей — всего 41 человек. Среди них была 12-летняя дочь Миловидова Лена, которой ее старшая сестра помогла выйти из здания. Через какое-то время в первых рядах заплакал ребенок. Главарь террористов предложил всем детям, сидевшим в партере, выйти к сцене. Нина, как старшая, вывела Лену. Детей выстроили в один ряд. Нина показалась боевикам слишком взрослой — ее посадили обратно в зал.
Отобранных детей вывели в фойе, где к ним присоединилась женщина с двумя детьми-иностранцами. По команде боевика группа вышла на улицу. Пришлось успокаивать Лену, говорить, что теперь Ниночке одной будет легче — она отвечает только за себя Дмитрий Миловидовчлен координационного совета общественной организации «Норд-Ост» Ветеран российских спецслужб Сергей имя изменено рассказал «Ленте. Была и другая причина: большое количество заложников сложнее контролировать. Боевики говорили: «Мы всегда ведем себя очень корректно. Единственное, просим — ведите себя как заложники. Все, что вам надо, мы вам дадим. Вода — вода. Она вам не нужна, потому что туалетов нет». Все мы ходили в оркестровую яму: девочки — направо, мальчики — налево.
Говорили: «Хорошее отношение мы вам гарантируем. Но если вы будете делать глупости — типа попытаетесь убежать, нам придется стрелять» из воспоминаний заложника Марата Абдрахимова Первые жертвы В ночь на 24 октября террористы выдвинули требование — немедленный вывод федеральных войск из Чечни. Одна из бывших заложниц в разговоре с «Лентой. Мы все умрем к тому времени». Некоторые заложники 24 октября стали требовать у террористов еды и воды, объясняя, что иначе люди начнут умирать. Кто-то из боевиков добрался до театрального буфета и стал бросать в зал шоколадки, бутылки с минеральной водой и жевательную резинку. Но заложникам снова дали понять, что в случае неповиновения их ждет смерть. Между тем с 23 по 25 октября жертвами террористов стали три человека, которых не было среди заложников Первым стал полковник юстиции Константин Васильев — он еще в первые часы захвата прошел через оцепление, чтобы убедить боевиков отпустить всех пленников. По некоторым данным, осознав, что переговоров не будет, полковник попытался обезвредить одного из террористов с помощью приема рукопашного боя, но был расстрелян на месте. Второй жертвой стала 26-летняя москвичка Ольга Романова , которая каким-то образом смогла пройти сквозь милицейское оцепление.
Около часа ночи на главный вход Театрального центра были направлены видеокамеры, по многим каналам фактически шла прямая трансляция, и около пяти утра на глазах у операторов в здание спокойно вошла молодая женщина — Ольга Романова тезка известной журналистки, что вызвало некоторую путаницу. Ее расстреляли Игорь Надеждинв 2002 году — редактор отдела новостей издания «Большой город» Романова появилась через час, как всех усадили.
Когда Алена услышала про мюзикл по «Двум капитанам», других вариантов уже не потребовалось. А во втором благодарила Бога, что он остался в гостинице». Как оказалась в больнице, она не помнит.
С памятью вообще после перенесенного стресса начались проблемы, поэтому все время приходится записывать даты и цифры. В Калининград ее с сыном забирал из московской больницы отец, Алене сказали, что мужа еще ищут среди пострадавших заложников и друзья привезут его позже. О том, что он погиб после штурма, узнала уже в самолете — из местной газеты. Только через два года после теракта она смогла находиться в замкнутом пространстве, опять стала ходить в кино и театры, не боясь выключенного света и закрытых дверей. Но и сейчас старается выбирать места поближе к выходу.
В третью годовщину теракта вошла в зал на Дубровке: «Я думала, если сделаю это и выйду на своих ногах, то непременно что-то вспомню. И обязательно жизнь изменится». Алена уверена, что из зала ее «вывели» дети, которые ждали ее: один, годовалый, в Калининграде, а другой — в гостиничном номере в Москве «Никто из нас тогда не знал, что будет дальше. Но я представила, что к горю наших с Максимом родителей добавится забота об оставшихся сиротами двух детях. Это сильно меня держало.
Умереть тогда было бы так несправедливо! Смотрела вместе с сыновьями. И вспоминала, как рядом с ней в захваченном террористами зрительном зале сидели артисты труппы и рассказывали, что во втором действии на сцену «приземляется» настоящий самолет. Алена надеется, что мюзикл, талантливо созданный и поставленный, однажды вернется к зрителям. Изменилась и личная жизнь Алены: рядом с ней человек из прошлого.
Они знакомы еще со школы, для нее он «человек, проверенный временем», и ему она может доверять. Я и раньше любила жизнь. А сейчас живу по максимуму, каждый день, и получаю удовольствие от всего — от встреч, разговоров, работы, семейных радостей и просто от мгновений». Очень важно вовремя обратить внимание на следующие признаки стойкого психологического неблагополучия, считает психолог Наталья Толубаева: непрекращающееся переживание тревоги; проблемы со сном, раздражительность; постоянные воспоминания о произошедшем; стойкое избегание ситуаций, событий, людей, напоминающих о трагических событиях; сужение социальных контактов, утрата интереса к ранее значимым видам деятельности, злоупотребление алкоголем. Материалы по теме.
Марат Абдрахимов
- "Норд-Ост". Без цензуры и вранья : nikolaeva — LiveJournal
- Как все начиналось
- 17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события - ТАСС
- Теракты в Москве: кто стоял за преступлениями 2000-х
- «Почему я выжила, а она нет?» Три дня в заложниках на «Норд-Осте» глазами школьницы
Бывшие заложники и родственники погибших рассказали о теракте на Дубровке
Прошло 15 лет: в Москве вспоминают трагедию "Норд-Оста". В бывшем Дворце культуры Первого государственного подшипникового завода играли второй акт мюзикла «Норд-Ост», когда группа из 40 вооруженных террористов во главе с Мовсаром Бараевым захватила здание. «Норд-Ост»: 21 год со дня теракта – Москва 24.
ブランド激安,ブルガリ リング 偽物,ショパール リング コピー
Трое неизвестных в камуфляже открыли автоматный огонь перед концертом группы «Пикник» в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Москве, сообщается также о взрыве и пожаре в здании. По «Норд-Осту» надо открывать новое дело против тех, кто возвел «правило третьего дня» в неписаный преступный закон. Теракт на Дубровке – террористическая акция в Москве, длившаяся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которой группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре (ТЦ). Статья автора «ФедералПресс» в Дзене: 21 год назад группа чеченских террористов взяла в заложники 916 зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра в Москве. Многие ставят его на одну ступень с трагедией в "Норд-Осте" и захватом заложников в Буденновске.