10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. Равноапостольный Николай, архиепископ Японский Сегодня мы также чтим память святителя Николая Японского, в миру Ивана Дмитриевича Касаткина.
«Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им». Часть 1
Мол, Николай Японский в условиях военного конфликта не только не прекратил поминовение Патриарха святейшего правительственного Синода, его даже не смогли склонить к осуждению действий России. Во время Русско-японской войны святитель Николай не принимал участия в богослужениях, поскольку его паства молилась о победе Японии над Россией, однако не препятствовал японским христианам. У гробницы святителя Николая владыка совершил молебен просветителю Японии.
В переиздание трудов святителя Николая Японского включили ранее неизвестные документы
Когда стало ясно, какую великую миссионерскую деятельность он совершил в Японии, было принято решение о его канонизации, как святого равноапостольного. Канонизировали его в 1970 году, в советское время, несмотря на все препятствия, которые чинила атеистическая власть. Село Егорье — это теперь деревня Берёза по названию реки Берёза. Все дома в ней — послевоенной постройки. Исторических домов не осталось ни одного — не пережили войну. Погиб и дом, в котором родился Иван Касаткин будущий архиепископ Николай. В советское время в этих местах был создан Оленинский опытный леспромхоз, и специально для работников леспромхоза был построен посёлок Мирный. В этом посёлке и шла активная жизнь, а окрестные деревни население постепенно покидало.
Интересно, что в этих местах проходили съёмки фильма «Девчата», где по сюжету события происходят также в леспромхозе. Существует легенда, что сцены в рабочей столовой снимались в районном центре Оленино, в заведении общепита, сохранившемся до настоящего времени. Наш посёлок — это бывшая комсомольско-молодёжная стройка. Сюда съезжались люди со всех концов страны. Очень многие были с Украины, Белоруссии, Молдавии, из-за Урала. Задача стояла — построить образцовое предприятие лесозаготовительной техники. Здесь был полигон для испытания лесозаготовительной техники и проводились международные соревнования.
Поэтому сюда приезжало большое количество иностранцев, и здесь была создана образцовая витрина социализма. Люди жили очень зажиточно. В то время, как в Калинине как тогда называлась Тверь люди вынуждены были за пачкой масла и за колбасой ездить в Москву, жители Мирного никакого дефицита не знали, и в магазинах были все продукты. Так что калининцы, вместо Москвы, могли бы ездить и сюда. Просто Москва была ближе по расстоянию, и туда удобнее было ехать на электричке. Здесь народ не знал тех бед, которые знало большинство населения России. В девяностые годы здесь в каждом втором доме был личный автомобиль, а в каждом третьем доме личный трактор.
Вот насколько зажиточные были здесь люди. Конечно же перестройка здесь ударила очень больно по всем. В деревне Берёза сейчас можно подняться на холм, на котором стоял дом будущего Николая Японского. На этом месте сейчас всё заросло травой. В августе, к дню рождения святого Николая, мы эту траву косим. Но потом к нам обычно ни гости, ни паломники больше не приезжают, и трава вырастает опять. Тем не менее, если возможность такая будет, поднимитесь туда.
Там установлен памятный крест. И виден котлован на месте, где раньше был храм, в котором служил диаконом его отец. Как вы знаете, Иван Касаткин родился в семье диакона. Наверняка вы о нём уже прочитали, поэтому я не буду делать акцент на биографии. Родился он в семье диакона, очень рано остался без матери. В возрасте семи лет он уже учился в Бельском Духовном Училище. На каникулы он приезжал домой: где-то приезжал на подводах, где-то шёл пешком.
Мы со школьниками пытались найти дорогу, которой он ходил. На топографических картах пятидесятых годов эта дорога ещё есть. Сейчас она заросла лесом полностью. И мы там не могли даже на УАЗике проехать. Сейчас на Белый можно ехать только по асфальтовой дороге вокруг, через Нелидово. Здание духовного училища сохранилось, в нём находятся какие-то коммерческие лавочки. Мэр города обещал со временем освободить место для музея, когда будут деньги.
Пока вместо музея там стоит скульптура Николая Японского. Это, собственно, первое в мире его скульптурное изображение. Вот этот бронзовый бюст, который стоит в храме — второй по счёту. Мы в ближайшее время хотим построить для него постамент, и установить его на площадке перед храмом. И из академии, после монашеского пострига с именем Николай, он был направлен в Японию, в город Хакодате служить в церкви при консульстве. Там он, во-первых, исполнял обязанности священника для дипломатического корпуса, во-вторых, вёл миссионерскую деятельность. Миссионерство было поставлено консульством вторым по значимости, но сам Николай Японский, сделал это для себя главным делом.
Приехав туда, он первым делом положил огромное количество сил и времени на изучение японского языка, совершенно логично полагая, что невозможно донести до человека такую тонкую материю, как духовную жизнь, говоря с ним на не родном языке. В этом он весьма и весьма преуспел, хотя это обошлось дорогой ценой. От него несколько учителей японского языка просто сбежали, не выдержав той нагрузки, которую он на них возлагал. Я когда об этом подросткам рассказываю, я говорю, что это единственный известный мне случай, когда не ученик сбегает от учителя, а учитель от ученика. Он настолько работоспособен был, что менял трёх учителей в течение дня: один другого сменял, когда предыдущий уставал. Потом сам император микадо говорил, что архиепископ Николай знал японский лучше, чем большинство японцев. Единственный только момент: у него был сильный акцент.
Современники признавали, что он говорил с сильным акцентом, но сама речь была настолько правильной, как редкий японец мог выражаться. Такое действительно бывает, и я сам лично знаю такие примеры. Мне довелось быть в Японии. У нас гидом, сопровождающим группу, был японец. Он представился, как Томас. Его настоящее японское имя я не знаю, а называли мы его Томас-сан, Том-сан. Он по-русски говорил с акцентом, хотя и не сильным, зато идеально правильными предложениями.
Его слушаешь, как будто Лермонтова читаешь или Толстого или Достоевского — практически литературная русская речь. У нас так уже не говорят. Его было невероятно приятно слушать, именно не столько интересно, сколько приятно: он ведь просто повторял материал, с которым мы все уже познакомились в интернете. Это была та русская речь, которую мы русские сами уже забывали. Я был самым старшим в группе по молодёжному обмену. Мне было 48 лет, а группа в целом состояла из молодёжи от 18 до 35 лет. И там была одна девушка, около 20 лет, она сказала гиду: «Том-сан, Вас так приятно слушать, потому что так как говорите Вы, у нас не говорит никто» это дословно её цитата.
Услышать такой отзыв от двадцатилетней девушки — это дорогого стоит. Так что, я прекрасно понимаю, насколько внимательно слушали японцы архиепископа Николая. Он тоже говорил с акцентом, но идеально правильной литературной японской речью, этаким высоким «штилем». А когда человека внимательно слушаешь, то запоминаешь то, что он говорит. Так что, это был его хороший тактический ход. Главный принцип своей проповеди святой Николай Японский изложил так: когда хочешь кому-то проповедовать Христа, сначала полюби собеседника всем сердцем, потом сделай так, чтобы он полюбил тебя, и только после этого говори ему о Христе. И судя по тому, что мы знаем о нём по письмам его современников и по его дневникам, он строго следовал этому принципу.
Он действительно любил японцев настолько, что Японию стал называть второй родиной. И он смог так влюбить в себя японцев, что они стали обращаться в его веру.
Прибыв в миссию, он стал заниматься по 14 часов в сутки, самостоятельно выучил японский язык, узнал культуру и быт страны. Николай считал, как до него миссионеры Макарий Алтайский и Иннокентий Алеутский, что сначала надо изучить язык и нравы, а потом приступать к проповеди, будучи уже подготовленным. Практически всю жизнь Николай провел в Японии, создав там православную церковь в не самой дружелюбной атмосфере, где обращение в христианство было запрещено на законодательном уровне. В 1868 году Николай крестил первых японцев, в их числе - Такуму Савабэ в крещении Павла , синтоистского священнослужителя.
Что интересно, Савабэ придерживался крайне правых националистических взглядов, считал необходимым убрать из Японии всех иностранных священников, а к Николаю пришел с мечом, намереваясь его убить. Однако Николай убедил его не осуждать то, с чем не знаком. Такума Савабэ начал изучать азы христианства. К нему присоединились еще несколько товарищей. Через три года после появления на пороге Савабэ с мечом Николай крестил троих подданных японского императора.
Переиздание трудов святителя Николая связано с необходимостью опубликования ряда новых документов, которые были обнаружены исследователями после выхода первого издания, сообщает сайт семинарии. На сегодняшний день в свет вышел I том второго издания «Собрания трудов равноапостольного Николая Японского». В нем собрана официальная переписка святителя Николая Японского за 1860-1883 годы.
Сюда съезжались люди со всех концов страны. Очень многие были с Украины, Белоруссии, Молдавии, из-за Урала. Задача стояла — построить образцовое предприятие лесозаготовительной техники. Здесь был полигон для испытания лесозаготовительной техники и проводились международные соревнования. Поэтому сюда приезжало большое количество иностранцев, и здесь была создана образцовая витрина социализма. Люди жили очень зажиточно. В то время, как в Калинине как тогда называлась Тверь люди вынуждены были за пачкой масла и за колбасой ездить в Москву, жители Мирного никакого дефицита не знали, и в магазинах были все продукты. Так что калининцы, вместо Москвы, могли бы ездить и сюда. Просто Москва была ближе по расстоянию, и туда удобнее было ехать на электричке.
Здесь народ не знал тех бед, которые знало большинство населения России. В девяностые годы здесь в каждом втором доме был личный автомобиль, а в каждом третьем доме личный трактор. Вот насколько зажиточные были здесь люди. Конечно же перестройка здесь ударила очень больно по всем. В деревне Берёза сейчас можно подняться на холм, на котором стоял дом будущего Николая Японского. На этом месте сейчас всё заросло травой. В августе, к дню рождения святого Николая, мы эту траву косим. Но потом к нам обычно ни гости, ни паломники больше не приезжают, и трава вырастает опять. Тем не менее, если возможность такая будет, поднимитесь туда.
Там установлен памятный крест. И виден котлован на месте, где раньше был храм, в котором служил диаконом его отец. Как вы знаете, Иван Касаткин родился в семье диакона. Наверняка вы о нём уже прочитали, поэтому я не буду делать акцент на биографии. Родился он в семье диакона, очень рано остался без матери. В возрасте семи лет он уже учился в Бельском Духовном Училище. На каникулы он приезжал домой: где-то приезжал на подводах, где-то шёл пешком. Мы со школьниками пытались найти дорогу, которой он ходил. На топографических картах пятидесятых годов эта дорога ещё есть.
Сейчас она заросла лесом полностью. И мы там не могли даже на УАЗике проехать. Сейчас на Белый можно ехать только по асфальтовой дороге вокруг, через Нелидово. Здание духовного училища сохранилось, в нём находятся какие-то коммерческие лавочки. Мэр города обещал со временем освободить место для музея, когда будут деньги. Пока вместо музея там стоит скульптура Николая Японского. Это, собственно, первое в мире его скульптурное изображение. Вот этот бронзовый бюст, который стоит в храме — второй по счёту. Мы в ближайшее время хотим построить для него постамент, и установить его на площадке перед храмом.
И из академии, после монашеского пострига с именем Николай, он был направлен в Японию, в город Хакодате служить в церкви при консульстве. Там он, во-первых, исполнял обязанности священника для дипломатического корпуса, во-вторых, вёл миссионерскую деятельность. Миссионерство было поставлено консульством вторым по значимости, но сам Николай Японский, сделал это для себя главным делом. Приехав туда, он первым делом положил огромное количество сил и времени на изучение японского языка, совершенно логично полагая, что невозможно донести до человека такую тонкую материю, как духовную жизнь, говоря с ним на не родном языке. В этом он весьма и весьма преуспел, хотя это обошлось дорогой ценой. От него несколько учителей японского языка просто сбежали, не выдержав той нагрузки, которую он на них возлагал. Я когда об этом подросткам рассказываю, я говорю, что это единственный известный мне случай, когда не ученик сбегает от учителя, а учитель от ученика. Он настолько работоспособен был, что менял трёх учителей в течение дня: один другого сменял, когда предыдущий уставал. Потом сам император микадо говорил, что архиепископ Николай знал японский лучше, чем большинство японцев.
Единственный только момент: у него был сильный акцент. Современники признавали, что он говорил с сильным акцентом, но сама речь была настолько правильной, как редкий японец мог выражаться. Такое действительно бывает, и я сам лично знаю такие примеры. Мне довелось быть в Японии. У нас гидом, сопровождающим группу, был японец. Он представился, как Томас. Его настоящее японское имя я не знаю, а называли мы его Томас-сан, Том-сан. Он по-русски говорил с акцентом, хотя и не сильным, зато идеально правильными предложениями. Его слушаешь, как будто Лермонтова читаешь или Толстого или Достоевского — практически литературная русская речь.
У нас так уже не говорят. Его было невероятно приятно слушать, именно не столько интересно, сколько приятно: он ведь просто повторял материал, с которым мы все уже познакомились в интернете. Это была та русская речь, которую мы русские сами уже забывали. Я был самым старшим в группе по молодёжному обмену. Мне было 48 лет, а группа в целом состояла из молодёжи от 18 до 35 лет. И там была одна девушка, около 20 лет, она сказала гиду: «Том-сан, Вас так приятно слушать, потому что так как говорите Вы, у нас не говорит никто» это дословно её цитата. Услышать такой отзыв от двадцатилетней девушки — это дорогого стоит. Так что, я прекрасно понимаю, насколько внимательно слушали японцы архиепископа Николая. Он тоже говорил с акцентом, но идеально правильной литературной японской речью, этаким высоким «штилем».
А когда человека внимательно слушаешь, то запоминаешь то, что он говорит. Так что, это был его хороший тактический ход. Главный принцип своей проповеди святой Николай Японский изложил так: когда хочешь кому-то проповедовать Христа, сначала полюби собеседника всем сердцем, потом сделай так, чтобы он полюбил тебя, и только после этого говори ему о Христе. И судя по тому, что мы знаем о нём по письмам его современников и по его дневникам, он строго следовал этому принципу. Он действительно любил японцев настолько, что Японию стал называть второй родиной. И он смог так влюбить в себя японцев, что они стали обращаться в его веру. Япония очень традиционная страна. И предположить, что у родителей-буддистов ребёнок станет христианином, было невозможно тогда и невозможно сейчас. Это нонсенс.
Это должно что-то такое громоподобное свершиться в семье буддистов, чтобы ребёнок принял другую веру. При этом, рубеж 19-го и 20-го веков — это было время, когда шла долгая подготовка к русско-японской войне, а затем сама война. Русское православие воспринималось в Японии, как мина замедленного действия, подложенная под Японию. Однажды один самурай из благородных самурайских кровей, обедневший жрец буддийской религии по имени Савабэ шёл учить сына консула фехтованию на мечах. Столкнувшись в коридоре консульства со святым Николаем, он не сдержался и сказал, что ненавидит православных, что русские пришли поработить Японию, а православные хуже всех, они хотят поработить самое сердце японцев. На это будущий святитель сказал: «А что ты знаешь о православии? Святой Николай ему говорит: «Ну как же, ты образованный человек, можешь осуждать что-то, совершенно не зная об этом. Приходи сегодня вечером, попьём чаю и я тебе расскажу о православии.
В Токио совершили службу в день памяти равноапостольного Николая Японского
Русский просветитель Японии. 110 лет со дня смерти равноапостольного Николая Японского | В 2012-м году, к столетию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Николая просветителя Японии, издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. |
"Православный самурай": 10 фактов о святителе Николае Японском | По инициативе святителя Николая Японского была восстановлена под руководством японского архитектора-самоучки диакона Моисея Кавамуры. |
Мощи и почитание
- В Тверской области открыли памятник святителю Николаю Японскому
- СВЯТЫЕ МЫСЛИ. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ
- Святой Равноапостольный Николай, моли Бога о нас!
- Николай Японский: житие святого, иконография, о чем просят и тексты молитв
- СВЯТЫЕ МЫСЛИ. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ
Выбрать муниципалитет
В шестнадцать лет он поступил в Московский университет. По окончании он переехал в Санкт-Петербург, где определился на службу в департамент министерства народного просвещения. В 1811 г. Гнедич был избран в члены Российской Академии и назначен библиотекарем Публичной библиотеки, где служил под началом И. Прозаические сочинения Гнедича демонстрируют образованность и вкус, а сделанный им перевод народных новогреческих песен замечателен по чистоте и силе языка. Однако подлинную славу принес ему перевод гомеровской «Илиады», вышедший в 1829 г. Перевод был восторженно встречен лучшими писателями, в особенности А. Пушкины м. Усиленные занятия ослабили и без того болезненный организм поэта.
В 1833 г. Гнедич умер. Прах его погребён на новом кладбище Александро-Невского монастыря. Сегодня день памяти великого композитора, основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки, скончавшегося в 1857 году. Он родился в семье смоленского дворянина 20 мая 1804 г. В 1817 г. Глинка свободно владел французским, немецким, итальянским, испанским и польским языками; изучал английский, латынь и персидский, но его особым увлечением стала музыка. С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством.
В годы учебы брал уроки игры на фортепьяно, на скрипке и пения у известных тогда петербургских преподавателей. По окончании пансиона Глинка хотел всецело посвятить себя музыке, но профессия музыканта в нач. XIX в. К счастью, необременительные служебные обязанности не мешали Глинке заниматься любимым делом, и в 1829 г. Тогда же Глинка познакомился с литературными знаменитостями того времени: А. Пушкиным, А.
Деятельность епископа Николая во время войны была крайне высоко оценена в России. Император Николай II писал ему в конце 1905 года: «…Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки. Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание брани и посреди вражды бранной удержать мир, веру и молитву в созданной вашими трудами церкви». Крайне нестандартная, мудрая позиция русского епископа во враждующей с Россией Японии лишь повысила его престиж в японском обществе после окончания войны. Источник: Дневники святого Николая Японского в 5 томах. Издательство: «Гиперион», 2004.
И в этом же году принял предложение отправиться в Японию на место настоятеля Воскресенской церкви. Но фактически он основал Православную церковь в стране восходящего солнца. Время было тяжелое и смутное. Крайняя нужда и бедность, междоусобицы, мелкие конфликты... И первое, что сделал настоятель Николай, это стал изучать язык, историю, культуру и религии страны. И именно переводческую деятельность святитель всегда считал краеугольным камнем своей деятельности. Он горячо и одинаково любил и Россию и Японию, которая стала ему второй родиной. И даже во время войны между странами не оставил Японию, но не принимал участия в богослужениях, поскольку прихожане молились за победу своей страны, а у него были обязательства перед Россией. Удивительно, но правительство не запретило святителю Николаю ни миссионерскую, ни духовную деятельность. Так, когда в Японию стали прибывать русские военнопленные, он организовал Общество духовного утешения военнопленных, которое поставляло иконы и книги в места заточения. В 1906 году Николай был возведен в сан архиепископа, а умер в 1912 году. За 52 года службы он покидал территорию Японии дважды.
Православие в Японии В те годы в Японии к иностранцам относились крайне подозрительно, а миссионерство христианства было в стране запрещено под страхом смерти. Между тем, совсем скоро, уже в 1864 году, Николаю удалось обратить в свою веру первого японца. И какого! Бывшего самурая, приемного сына синтоистского священнослужителя. И это было только начало. Отец Николай перевёл на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги, создал духовную семинарию, 6 духовных училищ для девочек и мальчиков, библиотеку, приют. Он издавал православный журнал «Церковный вестник» на японском языке. В конце 1890 года Православная церковь в Японии уже насчитывала более 200 общин и почти 20 тысяч прихожан. Отец Николай пользовался в Японии огромным уважением. Его деятельность приносила свои плоды. В 1891 году в Токио был освящен кафедральный Воскресенский собор. К слову — называемый японцами Никорай-до. Не забывал святитель и Родину. На протяжении многих лет он помогал знаменитому педагогу, своему земляку и единомышленнику Сергею Александровичу Рачинскому в организации школ для крестьянских детей в Верхневолжье. Своих наиболее талантливых японских учеников святитель Николай отправлял для продолжения обучения в Россию к Рачинскому. Также архиепископ регулярно оказывал помощь нуждающимся учащимся родного для него Бельского духовного училища. Лишь дважды, на короткий срок, приезжал в Россию за время своего служения Николай Японский. В его дневнике описана встреча с философом и поэтом Владимиром Соловьевым, который признался ему, что хочет постричься в монахи и провести некоторое время в японской миссии. Дневники Николая Японского опубликованы в Японии в издании Хакодатского университета, что находится именно на том самом острове, где начал свое служение Николай Японский. Война А потом была война. Святитель был единственным русским человеком в Японии во время русско-японской войны. Рискуя жизнью, он остался с Японской Православной Церковью. Когда в Японию стали прибывать русские пленные, епископ Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Пленные снабжались иконами и книгами. Это было тяжелое время. Вроде бы — «свой среди чужих, чужой среди своих». В результате деятельность епископа Николая во время войны была крайне высоко оценена не только в Японии, но и в России.
Митрополит Волоколамский Антоний совершил молебен у мощей святителя Николая Японского
Икона с частицами мощей святого Никол ая Японского побы вала на Донбассе, где перед ней молились в храмах, включая солдат, находившихся в окопах. В Орехово-Зуеве молиться перед иконой можно до 10 декабря. После церковной службы в Богородицерождественском соборе, митрополит посетил школу «Благовест», где воспитанники подготовили концерт.
Ты сначала выслушай да узнай, а потом суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда. Тогда ты будешь справедлив. Слова иеромонаха глубоко тронули самурая, и он попросил еще об одной встрече со священником.
В апреле 1868 года иеромонах Николай тайно крестил трех друзей в своем кабинете. Савабэ подверг проповедь отца Николая тщательной проверке чувством и рассудком. Когда отец Николай рассказывал ему историю Ветхого завета, самурай сразу взял бумагу и кисть и стал записывать услышанное. Часто он перебивал отца Николая возражениями, часто спорил, но, как отмечал сам святой, возражений с каждым занятием было все меньше и меньше. Так Божия благодать воздействовала на язычника, и он все больше располагался христианскому учению [7]. Вскоре Савабэ привел к отцу Николаю своего друга — врача Сакаи Ацунори.
Через некоторое время к ним присоединился третий друг — врач Урано. Через некоторое время они стали самостоятельно проводить катехизаторские беседы. Именно тогда, за пять месяцев до наступления эпохи Мейдзи, зародилась Японская Православная Церковь. Первое время новая христианская православная община терпела крайнюю нужду во всех отношениях. Проповедники терпели нищету, им приходилось обслуживать большие территории, включавшие в себя несколько районов. К тому же приходилось преодолевать недоверие и жесткость со стороны своих собратьев по крови.
Но духом они не падали. Так же заботой святого Николая было предать новорожденной православной общине юридический статус, официальное ее признание Православной церковью. В конце 1869 года иеромонах Николай отправляется в Россию ходатайствовать перед Святейшим Синодом о разрешении открыть в Японии русскую духовную миссию. Начальником миссии был назначен иеромонах Николай с возведением его в сан архимандрита В церкви в Хакодатэ богослужение совершалось на церковнославянском языке, но «Господи помилуй», «Святый Боже», «Верую», «Отче наш», Евангелие, Апостол читались и пелись на японском языке. В церкви в Хакодатэ богослужение совершалось на церковнославянском языке, но «Господи помилуй», «Святый Боже», «Верую», «Отче наш», Евангелие, Апостол читались и пелись на японском языке. Это были первые богослужебные переводы отца Николая на японский язык.
При храме была открыта первая катехизаторская школа для готовящихся принять христианство. Для нужд учащихся архимандрит Николай составил японско-русский словарь. Учащиеся в этой школе могли изучать и русский язык. Желающих поступить в нее было много. Приезд в Японию еще одного священника, иеромонаха Анатолия Тихай , дал возможность перенести центр миссии в столицу Японии — Токио. Церковь в Хакодатэ была оставлена на попечение отца Анатолия.
Переезд в Токио происходит 4 февраля 1872 года. Первое время работа миссии была крайне затруднена в силу нехватки помещений, но несмотря на крайне стесненные условия, в маленькую комнату, которую отец Николай снимал на чердаке одного из домов, ежедневно помещалось до двух-трех десятков человек для слушания уроков Закона Божьего [8]. В первые месяцы тайно были подготовлены, а затем и крещены 12 человек. Первый камень в Токио был положен. Но это было весьма рискованное предприятие, поскольку в стране действовали антихристианские законы. За подобное действие православную миссию могли выслать из столицы.
В 1872 году происходит очередное гонение на христиан. В городе Синдае за принадлежность к христианству было арестовано более 100 человек. Но добрые перемены не заставили себя ждать. В сентябре 1873 года православная миссия в Токио переезжает в приобретенный ранее участок на холме Суру-гадай. На средства, собранные среди частных жертвователей в России, были построены двухэтажное здание миссии с домовой церковью, классами и общежитием для школы катехизаторов. В этом здании жил и преподавал и начальник миссии.
В катехизаторскую школу принимали мужчин от 18 до 60 лет, по рекомендации и поручительству местных катехизаторов. В 1875 году при миссии было открыто женское училище. Вскоре была учреждена и духовная семинария Сэйкё сингакко. Первый выпуск семинарии состоялся в 1882 году.
Читая его житие, понимаешь, какие апостольские труды он совершил. Он возгорелся желанием проповедовать православную веру людям, которые не знают христианства и добровольно уехал в Японию. Там, на чужбине, он прошёл сильнейшие искушения», — сказал владыка в начале соей проповеди. По словам владыки, чтобы начать проповедовать, святителю Николаю пришлось 8 лет глубоко изучать японский язык и традиции: «Часто мы думаем, что святым было легче. На самом деле будущий святой в своих дневниках описал, как первые три года он испытал брань — от мира, от плоти и от диавола.
Претерпев множество искушений, он начал проповедовать, и за год он обратил в веру православную 20 японцев.
Русские православные христиане на могиле святого Николая. В центре — протоиерей Николай Кацюбан Святой равноапостольный Николай Японский Очерк о жизни и служении святителя Святой равноапостольный Николай Касаткин прибыл в Японию в 1861 году двадцатипятилетним молодым человеком. Привел его сюда особый зов Божий.
Будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, он случайно прочитал объявление о вакансии священника для службы в русском консульстве в Японии. Позже во время молитвы святой Николай вдруг остро почувствовал, что это его призывает Господь, что именно он должен поехать в эту далекую страну и проповедовать там Христа. Далекая Япония представилась ему невестой, уготованной ему самим Богом, и он не долго думая принял монашество, священнический сан и отправился к ней. Святой Николай в молодости.
К XIX веку японцы уже имели опыт знакомства с христианством в его западной версии: иезуиты проповедовали здесь с XVI века. За четыреста лет в Японии сформировалось весьма негативное представление об иностранцах и иноверцах, так что проповедь христианства была даже официально запрещена. Местное население отнеслось к русскому священнику очень и очень настороженно. Но святой Николай не отчаялся.
Восемь лет он неустанно изучал язык, историю и обычаи страны, не имея ни помощников, ни поддержки из России, и постепенно сумел завоевать расположение японцев. Появились первые ученики. Самым первым стал жрец и самурай Такума Савабе. Поначалу он видел в святом Николае опасного врага своего народа и даже хотел убить его, но со временем кроткая проповедь православного священника коснулась его сердца и привела его ко Христу и ко крещению.
Первые японцы принимали Православие в чрезвычайно тяжелых условиях, когда за этот шаг им грозило преследование государства вплоть до смертной казни. Ситуация улучшилась с реформами императора Мейдзи, даровавшего в 1873 году своим подданным свободу вероисповедания. В том же году святой Николай переехал в новую столицу Японии, Токио. Здесь он начал активно обустраивать жизнь зарождавшихся православных общин.
Он строит храм, открывает духовное училище и семинарию, приглашает из России иконописцев и регентов, издает журналы на японском языке и проповедует, проповедует, проповедует. Огромное значение для проповеди имели сделанные святым Николаем переводы на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Эту титаническую работу святой проделал фактически один в течение тридцати лет. Зачастую ему приходилось не только переводить, но и придумывать новые для японского языка термины для передачи незнакомых японцам понятий.
Первые православные христиане-японцы. Фотография приводится по изданию «История Японской Православной Церкви 1» Кафедрального Собора Воскресения Христова, Токио К 1880-му году в Японии насчитывалось до десяти тысяч православных, появились и первые священники-японцы. В этом году святой Николай был рукоположен во епископа, для чего он предпринял поездку в Россию. Православная церковь в Японии продолжала расти и становилась по численности сравнимой с католической и протестантской — и это при том, что св.
Русский просветитель Японии. 110 лет со дня смерти равноапостольного Николая Японского
13 августа 1836 года родился Николай Касаткин, известный как Николай Японский, православный миссионер, первый архиепископ православной церкви в Японии. Официально Николай Японский возведен в лик равноапостольных святых в 1970 году после заседания специальной комиссии Русской Православной Церкви. Частицу мощей святителя Николая Японского передали из Японии в скит в честь иконы Божией Матери «Всецарица».
Православные вспоминают святителя Николая Японского
Переводческие труды святителя Николая и его японского помощника, Павла Накаи, сыграли огромную роль в деле утверждения Православия в Японии, создав основу самобытного японского православного словаря. Икона "Святой Николай Японский" значение, о чем перед ней молятся? Святой Николай положил огромные труды по просвещению японского народа. КАК СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ПРИВЕЛ ЯПОНЦЕВ К БОГУ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 сентября 2023 года в 14:04, длительностью 00:08:52, на видеохостинге RUTUBE. В Токио отпраздновали столетие со дня преставления святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина).
Война и мир святителя Николая Японского
Святой Николай положил огромные труды по просвещению японского народа. В Токио отпраздновали столетие со дня преставления святого равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Своих наиболее талантливых японских учеников святитель Николай отправлял для продолжения обучения в Россию к Рачинскому.
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
Храм Воскресения Христова на территории российского консульства. Освящен в 1859 г. Неистовый Савабэ Заговорщики планировали поджечь усадьбу российского консульства и вырезать всех его обитателей Но вернемся в Хакодатэ в 1861 год. Приблизительно сразу же по прибытии туда отца Николая власти города выявили заговор шестерых человек, во главе которого стоял некий Савабэ Такума, настоятель синтоистского святилища Хакодатэ-Симмэй-дзиндзя. Заговорщики планировали поджечь усадьбу российского консульства и, воспользовавшись суматохой, вырезать всех его обитателей. Пойманных несостоявшихся поджигателей строго пожурили, объяснив, что при общем понимании их душевного состояния в сложившейся политической ситуации радикальные действия одиночек скорее навредят, нежели помогут правительству.
Затем арестованным объявили, что вскорости их освободят. Однако ревнители чистоты нации увещеваниям не вняли: один из них в знак протеста против предательской мягкотелости властей предержащих покончил с собой. Тогда городская администрация почла за благо оставить остальных под стражей, за исключением только Савабэ: настоятель синтоистского святилища, как благонадежный, был выпущен на волю. Этот Савабэ происходил из воинской семьи и являлся далеким родственником любимого японцами исторического персонажа Сакамото Рёмы. Он бежал из родных краев на остров Хоккайдо после неких некрасивых трений с законом.
В Хакодатэ ему удалось жениться на дочери настоятеля крупнейшей в городе синтоистской молельни, и из разыскиваемого преступника он разом стал духовным наставником в государственной религии, первосвященником которой является сам император Японии. Святилище, окормляемое Савабэ, располагалось на склоне сопки, вершину которой увенчивала усадьба российского консульства, и такое соседство весьма уязвляло чувствительную душу новоявленного проповедника тишины и сглаживания всяческих углов к чему официально призывает религия синто. Он еще появится в жизни монаха из «Оросии», еще появится! И ученик, и наставник Распорядок отца Николая оставался неизменным все годы его жизни: подъем в 3 часа по полуночи, молитвы, занятия по самообразованию, служба в церкви при консульстве, завтрак, прогулки по городу, обед и получасовой отдых, служба в церкви, самообразование и отход ко сну в 10 вечера. Во время прогулок его часто трогала простонародная доверчивость окружающих к сану духовного наставника, пусть и чужой религии.
К нему, например, могла запросто подойти незнакомая пожилая женщина: — Эй, черный монах, излечи мою поясницу!.. И еще помолись, чтобы сын, который вышел в прошлом году в море да так и не вернулся, привиделся мне во сне!.. Для общения с местными жителями нужно понимать их язык. Отец Николай стал посещать частную школу врача по имени Кимура Кэндзай. Предприимчивый лекарь был неприветливым малообщительным человеком, вряд ли способным научить кого-то чему-то хотя вполне способным брать за это плату.
Он заставлял отца Николая и остальных учеников долгие часы сидеть на циновке на пятках. Тем не менее, случилось чудо: знания высокого белого человека в длинной черной одежде день ото дня расширялись и углублялись. Когда-то в прежние времена католические проповедники говорили, что иероглифы придумал сатана для того, чтобы не позволить японцам познать христианство. Отец Николай же день ото дня запоминал всё больше и больше знаков японской письменности и не жаловался ни на кого из невидимых или видимых кознедеев. Сколько я его ни заставлял сидеть на пятках, он всё выдерживает.
Ему же, как варвару, неудобно, а он терпит». Один раз к монаху из «Оросии» на улице подошел незнакомый человек и без обиняков попросил приютить на ночь. Звали этого 22-летнего юношу Ниидзима Симета, и был он отнюдь не так прост, как пытался казаться. Он учился в других городах европейской медицине и штурманскому делу. В Хакодатэ он пришел, по его собственным словам, для того, чтобы тайно проникнуть на американский корабль такого рода вольности жестоко карались и, переправившись в Америку, продолжить образование там.
Через несколько дней Симета писал в письме к отцу: «С пятого числа поселился в доме у очень ученого человека из России по имени Николай и начал учебу. Этот человек оказал мне много любезностей, а кроме того он знает по-английски и по-японски, что для меня очень удобно… Каждый вечер он рассказывает мне разные истории, а также про разные страны». Симета взялся растолковывать отцу Николаю самую первую японскую летопись «Кодзики». В ответ отец Николай стал учить его алгебре и попросил работника консульства Былерухина позаниматься со своим гостем английским. Когда у молодого человека заболели глаза, отец Николай и тут пришел на помощь и договорился в консульском лазарете о лечении.
Через некоторое время постоялец сообщил отцу Николаю об отъезде в Америку и исчез из его жизни навсегда. Возобновлять отношения с человеком, оказавшим ему столько любезностей, новоявленный просветитель не стал. Как бы ни объяснялось его поведение [5] , благодаря этому пробивному расторопному малому потомкам известно, какие книги лежали в то время на столе отца Николая. Кроме произведений классической литературы будущий просветитель Японии увлеченно штудировал «На своих на двоих по дороге Токайдо» — юмористическое и часто фривольное произведение позднего Средневековья. Понимая, что в юморе проявляется национальный характер, любознательный монах стремился проникнуть в истоки японского смеха.
Впоследствии его ученики вспоминали, как весело, пересыпая шутками, Николай, уже епископ, объяснял строение и функционирование человеческого организма на уроках анатомии. Самые щекотливые и непростые темы, такие как устройство репродуктивной системы человека или системы выделения шлаков, в его объяснении воспринимались легко и без неловкости, частой в таких случаях. Просветителя Японии уверенно можно поставить в один ряд с великими русскими педагогами Вообще педагогический дар святителя Николая выпал из поля зрения его биографов, однако, думается, что просветителя Японии уверенно можно поставить в один ряд с такими великими русскими педагогами, как М. Веревкин, К. Ушинский, А.
Макаренко или В. Те, кто забыл о нем, совершенно неправы! Всё это время Мориарти из Хакодатэ не сидел сложа руки, а разрабатывал военную операцию по проникновению в стан противника. Прикинувшись безобидным преподавателем фехтования «кэндо», защитник японской самостийности смог проникнуть в логово врага — российское консульство, легкомысленно доверчивое ко всем «сэнсэям». Одним прекрасным вечером беспечный русский монах, вернувшись с прогулки, встретил в своей комнате человека с обнаженным мечом.
Тот начал без обиняков: — Вы, варвары, приехали, чтобы россказнями про свое святое писание помутить наши умы и захватить Японию! Может ли кто-либо представить чувства, испытанные молодым человеком, пусть и духовного звания, в тот момент? С одной стороны, за плечами буйные годы духовной академии — потасовки с гвардейцами и юнкерами, которые в слезливых романсах уж такие воспитанные: глядят задумчиво, цветочки нюхают… А вот в жизни… Многонедельное путешествие в одиночку на телеге через всю Россию — тоже серьезная закалка характера. И, тем не менее, у кого получится сохранить ясность ума, когда в умиротворенном расположении духа возвращаешься с приятной прогулки, а дома — такое?.. Как бы там ни было, отец Николай сумел остаться невозмутимым и спросил: — А вам известно, что написано в Священном Писании?
Я записываю нашу программу ранней осенью 2014-го, когда православное братство и в России и в Украине подвергнуто тяжелейшему испытанию. Мы знаем, что даже иные православные семьи расколоты по своим политическим убеждениям, что уж говорить о неверующих… Как быть : спорить и убеждать или замолчать и уйти в свой внутренний затвор, что бы вокруг не происходило? Прочитав эту книгу, я, кажется, понял, как действовать. Или, точнее, как нащупать дорогу к этому действу. Ответ — в Евангелии и в самом веществе нашей веры, которую нам ещё предстоит сделать подлинно святой. А ещё перед нами — нелегкий опыт единственного равноапостольного святого ушедшего века, которому ежедневно молится русский и не русский православный мир; великого миссионера, который с Божьей помощью создал Поместную Церковь, возвёл на чужой земле 175 церквей и 8 соборов, и которого хоронили, помимо верных, тысячи благодарных ему язычников.
И переводят в Москву, желая использовать его как инструктора рукопашного боя. Опыт боев первой мировой «траншейной» войны показал, что обучать солдат только фехтованию на штыках недостаточно, в окопах надо уметь обезвреживать вооруженного противника и голыми руками. Начинать работу Василий привык с демонстрации своего искусства. На этот раз он вышел на сцену Центрального дома Красной армии. На него бросались со всех сторон: рубили, кололи, «стреляли», но оружие летело в одну сторону, а нападавшие — в другую. Его способ ведения боя не мог не покорить молодежь, каждый мечтал стать таким же ловким и неуязвимым. Неудивительно, что в ЦДКА немедленно началась запись в группы. Ощепков преподавал в различных клубах, в школе милиции, но основная работа по созданию новой системы борьбы шла на курсах при Институте физкультуры. Василий Ощепков стремился максимально повысить боевую эффективность дзюдо за счет усиления прикладного раздела, куда смело вводил приемы из бокса, вольной борьбы, штыкового боя и фехтования. Изучал мастер и боевые системы коллег по обществу «Динамо». Он неоднократно проводил встречи своих борцов с учениками Спиридонова. Зачастую инструкторы тренировались и у одного и у другого учителя. Ощепков был твердо убежден, что овладение искусством рукопашного боя возможно только на спортивной основе. Спортивный раздел своей системы он постоянно совершенствовал, обогащая его приемами других видов борьбы. Ввел болевые на ноги, которые в спортивном дзюдо не применяются. Изменился и костюм борца: атлеты стали выступать в приталенных куртках, трусах и борцовках. Не меняется только мертвое, живое должно развиваться. В 1932 году новая система самозащиты вошла в нормы ГТО II ступени и при Институте физкультуры были открыты двухгодичные курсы для подготовки тренеров.
Слово преосвященного Николая своей японской пастве читал Андрей Тарасов. Я записываю нашу программу ранней осенью 2014-го, когда православное братство и в России и в Украине подвергнуто тяжелейшему испытанию. Мы знаем, что даже иные православные семьи расколоты по своим политическим убеждениям, что уж говорить о неверующих… Как быть : спорить и убеждать или замолчать и уйти в свой внутренний затвор, что бы вокруг не происходило? Прочитав эту книгу, я, кажется, понял, как действовать. Или, точнее, как нащупать дорогу к этому действу. Ответ — в Евангелии и в самом веществе нашей веры, которую нам ещё предстоит сделать подлинно святой.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ: святитель Николай Японский.
Равноапостольный Николай, архиепископ Японский Сегодня мы также чтим память святителя Николая Японского, в миру Ивана Дмитриевича Касаткина. Своих наиболее талантливых японских учеников святитель Николай отправлял для продолжения обучения в Россию к Рачинскому. Человеком, помогавшим святителю в христианском просвещении самых дальних японских провинций, куда самому святителю Николаю как иностранцу путь был закрыт.