Новости советский тыл

Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Советский тыл во время войны". Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу.

Фотографии

  • Трудовая доблесть тылового города
  • Фотографии
  • Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
  • ФОТОХРОНИКА ПОБЕДЫ
  • Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
  • В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу

1. Советский тыл в 1942 году

Всякий раз в годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне мы вспоминаем наше героическое прошлое. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года тревожным набатом зазвучали слова священной песни — призыва «Вставай, страна огромная! Война стала народной. Наши воины героически сражались на фронтах Великой Отечественной, наши труженики ковали победу в тылу. Дети, женщины, старики, военные специалисты, люди, не подлежавшие мобилизации, были призваны на трудовой фронт, работа на котором была равна подвигу.

Постоянно модернизировалась техника, создавались и внедрялись в производство новые образцы вооружения.

В 1944—1945 гг. В связи с этим следует отметить деятельность наркома танковой промышленности Вячеслава Александровича Малышева 1902—1957 , наркома вооружений Дмитрия Фёдоровича Устинова 1908—1984 , наркома химической промышленности Михаила Георгиевича Первухина 1904—1978 , наркома авиации Алексея Ивановича Шарухина 1904—1975 , которые возглавили ключевые отрасли вооружения. Передача танковой колонны «За Советскую Эстонию» 221-му отдельному танковому полку. В августе 1943 г. Прежде всего необходимо было обеспечить освобождённые территории профессиональными кадрами.

Для этого отправляли из эвакуации работников и демобилизовали из армии специалистов с высокой квалификацией, особенно в добывающей и металлургической промышленности. Затем вернули материальную часть: станки и оборудование, транспорт и сельскохозяйственную технику. Нередко восстанавливать разрушенное хозяйство помогали бойцы Красной армии, которые находились на отдыхе или переформировании. К 1944 г. Многие передовики выполняли по три, пять и даже несколько десятков норм.

Фрезеровщик Д. Босый, эвакуированный в Нижний Тагил из Ленинграда, 12 февраля 1942 г. Когда миллионы мужчин отправились на фронт, к станкам встали их жёны и дети. Женщины и подростки трудились на уровне взрослых мужчин. Подростки на военном заводе Не менее самоотверженно трудились и работники сельского хозяйства.

За рычагами тракторов, штурвалами комбайнов и рулями автомобилей мужчин заменяли женщины. Благодаря их героическому труду бойцы на фронте не испытывали серьёзных трудностей со снабжением. Соревнование между женскими тракторными бригадами охватило более 150 тыс. За 1941—1944 гг. Для сравнения: за годы Первой мировой войны в России было заготовлено лишь 1,4 млрд пудов.

В социалистическом соревновании участвовало 3486 женских тракторных бригад и 145 128 женщин-трактористок. Десятки тысяч женщин — водителей машин показали образцы высокой производительности труда. Здесь работают 48 женских тракторных бригад. Задание Определите ключевые экономические показатели, приведённые в документе, по результатам которых можно утверждать о помощи тыла фронту. Свернуть В стране развернулось движение за создание Народного фонда обороны.

Ежемесячно рабочие отчисляли в него однодневный заработок, колхозники вносили сельхозпродукты, пионеры собирали металлолом. Трудящиеся по своей инициативе собирали средства на покупку боевой техники. Так, саратовская пасечница А. Селиванова на деньги, вырученные от реализации своей доли продуктов, смогла купить стране три боевых самолёта. Всесоюзную известность приобрела М.

Октябрьская, после гибели мужа потратившая все личные средства на покупку танка, на котором сама успешно воевала, была ранена и скончалась от ран. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. За годы войны в Фонд обороны поступило более 118 млрд рублей. Общим вкладом в Победу становились не только заработанные деньги — более 5,5 млн граждан Советского Союза стали донорами крови. Селивановой И.

Сталину «Дорогой Иосиф Виссарионович! У меня, рядовой колхозницы, как и у всего советского народа, самое горячее желание помочь нашей Красной Армии быстрее уничтожить фашистского зверя. И я, по примеру других, в конце 1942 года внесла из личных сбережений на строительство боевого самолёта 100 000 рублей. Ваше приветствие и благодарность вызвали во мне желание оказать ещё большую помощь фронту. Мы вместе с мужем-фронтовиком приобрели второй самолёт и лично вручили его лётчику Василию Кузьмичу Чибичкову, который на нашем самолёте беспощадно громит фашистов.

Недавно я получила с фронта письмо от мужа. Сообщая о том, что Ферапонт Головатый купил второй самолёт, муж советует мне последовать примеру славного саратовского колхозника. Я вношу из личных средств ещё 100 000 рублей на строительство третьей боевой машины и прошу Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, разрешить мне вместе с мужем вручить его лётчикам части, где служит тов. Пусть звено самолётов, построенных на наши трудовые сбережения, сеет смерть среди немецко-фашистских бандитов, пусть мой вклад поможет нашим доблестным Сталинским соколам добить врага. От всего сердца желаю Вам, родной Иосиф Виссарионович, здоровья и многих лет жизни на счастье нашей великой Родины».

Октябрьской председателю Государственного Комитета Обороны от 3 марта 1943 г. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком…» Повседневная жизнь на войне Война — это не только атаки и оборона, но и тяжёлый неустроенный быт.

Но основной промышленный потенциал все же располагался в западных областях страны. И уже в первые дни войны были потеряны два крупных промышленных центра — Рига и Минск. Под угрозой захвата и уничтожения оказались другие важнейшие промышленные районы. Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации. В первые три месяца войны на восток перемещено 1360 военных производств.

Всего же в 1941-м полностью или частично в восточные регионы страны было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий. Кроме того, в тыловые районы страны железнодорожным и водным транспортом было вывезено более 12 миллионов специалистов и простых советских граждан. Дмитрий Лысков: В западных областях страны была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советского Союза. Евгений Юрьевич, а почему такое распределение? Советская республика всегда была в кольце врагов. Понятно было, что нападение будет с запада. Индустриализация, первые пятилетки — и мы строим промышленность на западе. Объясните логику.

Ну да, Российская империя. Евгений Спицын: В данном случае я называю исторической Россией, и туда входит все, что мы называем Украиной, Белоруссией, Прибалтикой и так далее. Так вот, на территории исторической России просто сложилось таким образом, что эти регионы наиболее рано, так сказать, осваивались и так далее, и так далее. И потом не забывайте, что на территории Украинской ССР еще до революции, в конце XIX века… вернее, даже не в конце, а в последней, наверное, трети XIX века создается этот знаменитый Донецко-Криворожский угольно-металлургический район. Он, кстати, становится в конце XIX века фактически центром всей металлургической промышленности Российской империи, потому что Урал уступает ему место. То же самое касается Москвы, того же Петербурга и так далее. Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было.

То, что мы бы выводили заводы на восток? Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе. Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну. Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет. Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства. И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое.

Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич. Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже. На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты. Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало. Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны.

Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети. Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить. Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были. Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет.

Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа. Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно. И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу. Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите!

Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были. Дмитрий Лысков: Они существовали? Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия.

И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой. Уже в сентябре началась блокада Ленинграда. Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода.

Вот удержались, потому что были на грани. Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы. Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да. Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях.

Булат Нигматулин: 70 миллионов населения. А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации. Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода. Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было. В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным.

Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить". Михаил Мухин: Товарищ Сталин. Алексей Ханютин: Да. Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года. По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году.

Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года". При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения. В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку.

О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение. Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны.

Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали. И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей. И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела. Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано.

Это, кстати, пример сегодняшнему управлению. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью. Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила? Как люди принимали вообще? Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток?

Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было. Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем. Берем с собой 20 килограммов вещей". То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода. Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации!

Не надо обобщать. Был сначала действительно создан Совет по эвакуации. Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны. Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин.

Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток.

С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г.

Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР.

Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей.

В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны. От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики. Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности. В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны. Так, в 1942 и 1943 гг.

Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с. Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г. Растущие потребности фронта и тыла постоянно требовали напряженной работы по изысканию наиболее эффективных путей использования трудовых ресурсов, организации подготовки и переподготовки кадров, распределению и перераспределению их по отраслям народного хозяйства и районам страны. Партийное руководство, плановый характер экономики, высокая сознательность и патриотический подъем единой многонациональной семьи советских людей - все то, что составляет прочный фундамент социалистического государства, позволили успешно решить эту ключевую задачу военной экономики. Уже в июне 1941 г. Для обеспечения кадрами отраслей народного хозяйства, работавших на оборону, в 1942 г. Только в течение 10 месяцев 1942 г. Война привела к значительным изменениям в половозрастном составе работников народного хозяйства.

Советские женщины в предвоенные годы активно участвовали в строительстве социалистической экономики, но теперь на их плечи легли многие мужские заботы. Только во втором полугодии 1941 г. Резко возрос удельный вес женщин во всех отраслях народного хозяйства: если в 1940 г. Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь. В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых. Во втором полугодии 1941 г. Доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в промышленности возросла в 1942 г. На третьем году войны молодежь в различных отраслях промышлен- 56 Капитальное строительство в СССР, с.

Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы. Хроника событий и фактов. Учащиеся системы трудовых резервов, еще только осваивавшие профессию, в 1941 г. Наиболее напряженное положение с кадрами военной экономики сложилось в 1942 г. В этих условиях огромное значение имело распределение и перераспределение имевшихся и дополнительно привлекавшихся трудовых ресурсов. Несмотря на значительное сокращение общей численности рабочих и служащих, доля промышленных рабочих и служащих в 1943 г. Значительным было и перераспределение трудовых ресурсов по экономическим районам страны. Если в 1943 г. Это привело к резкому изменению доли рабочих и служащих промышленности восточных районов по отношению к общей численности рабочих и служащих в промышленности всей страны.

Большую роль в этой работе сыграл Комитет по учету и распределению рабочей силы. Он и его органы на местах с 1942 г. Необходимо было не только организовать значительное пополнение рабочей силы, но и обеспечить военную экономику кадрами соответствующей квалификации.

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • Промышленность в годы Великой Отечественной войны
  • ФОТОХРОНИКА ПОБЕДЫ
  • последние новости
  • Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература
  • Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
  • Решение продовольственной проблемы в Красной Армии

Новости Советского района

Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. Начальником Тыла приказом народного комиссара обороны СССР назначается генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев. Советский тыл на завершающем этапе войны. Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство.

Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"

Жизненный путь Назибы был нелегким, но она никогда не утрачивала оптимизма. В этот торжественный юбилейный день собрались не только родные и близкие Назибы, но и представители администрации города и Советского района, Управления социальной защиты населения по городу Югорску и Советскому району, совета ветеранов г. В адрес юбиляра звучали слова благодарности и пожелания здоровья на долгие лета от Президента Российской Федерации Владимира Путина и Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Натальи Комаровой. Желаем Назибе крепкого здоровья и бодрости духа.

Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах. В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г. В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г. Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей. В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны. От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики. Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности. В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны. Так, в 1942 и 1943 гг. Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с. Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г.

В октябре 1942 года Центральное статистическое управление установило, что в большинстве отраслей оборонной или связанной с обороной промышленности рабочие в среднем теряли от двух с половиной до четырех недель в году из-за болезней и травм. Эти поразительные показатели в два — четыре раза превышали среднестатистические данные по всем предприятиям в июне 1941 года до начала войны и более чем в восемь раз — ущерб, наносимый заводам прогулами, нарушением трудовой дисциплины, с которым активно боролось государство. Статистика показывала, что основная проблема заключается вовсе не в том, что рабочие время от времени не выходят на работу без уважительной причины. К тому же при подсчетах не учитывались те, кто, несмотря на серьезные заболевания, такие как туберкулез и дистрофия, все равно выходил на работу, равно как и многочисленные заключенные и ссыльные, чье здоровье пострадало еще сильнее, но кто не был представлен в подобных исследованиях. Острые респираторные, желудочно-кишечные и кожные заболевания составляли три из четырех главных причин отсутствия по болезни. Четвертая причина — травмы, полученные на производстве или дома, — тоже встречалась теперь намного чаще. Часть времени, потерянного по болезни, можно было списать на крайнее переутомление. В военное время был установлен одиннадцатичасовой рабочий день и отменены все праздники. Рабочим — в зависимости от того, в какой отрасли они были заняты, — давали до двух выходных в месяц, но на практике и их часто отменяли. В выходной день достаточно было предупредить человека за короткий срок, чтобы вызвать его на работу, которая могла продолжаться до шестнадцати часов. Мало кто мог выдержать такой изматывающий, безжалостный график. Усталость повышала вероятность несчастных случаев, ослабляла способность сопротивляться инфекциям, делала выздоровление после болезни или травмы более продолжительным и в сочетании с недостатком пищи вела к повышенной заболеваемости и смертности на почве истощения. Помимо долгих смен, рабочие, жаловались участники профсоюза рабочих промышленности вооружения СССР, занимались огородом, носили дрова, заботились о детях и других иждивенцах и проходили большие расстояния, каждый день идя на предприятие и возвращаясь обратно. В отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий, кипяченой воды и мыла респираторные, желудочно-кишечные и кожные инфекции моментально распространялись в переполненных общежитиях и землянках. По оценкам большинства промышленных наркоматов, время, потерянное рабочими из-за распространения кожных заболеваний, по сравнению с 1940 годом увеличилось на 50—100 процентов. В большинстве случаев речь шла о бактериальных инфекциях: фурункулезе, пиодермии, карбункуле и роже, — но причиной некоторых были и паразиты, наиболее распространенное из таких заболеваний — чесотка. При плохой гигиене, нехватке защитной одежды, мыла, элементарных средств для оказания первой помощи и антисептиков самая безобидная и незначительная травма — царапина, порез, трещина на коже — рисковала быстро перерасти в серьезную болезнь. В 1942—1944 годах на Горьковском автомобильном заводе ГАЗе ежегодно примерно каждый пятый рабочий страдал достаточно серьезным кожным заболеванием, чтобы не выходить на работу, причем в среднем каждый из них болел по девять-десять дней. Но так обстояло дело не только на ГАЗе. Горьковский станкозавод терял из-за кожных заболеваний почти вдвое больше дней, чем ГАЗ. В ряде отраслей рабочие контактировали с чрезвычайно едкими эмульсиями, используемыми для смазки или охлаждения оборудования и вызывавшими химические ожоги, а если их регулярно не фильтровали, то и создававшими питательную среду для бактерий.

Из—за постоянного недоедания у красавицы Анны от нагноения на затылке начала сходить кожа. Оправиться ей удалось только благодаря помощи военных. На дне рождения одного из офицеров ее напоили кипятком и угостили мясными консервами. Анна Андреевна сушит промокший архив — А военных было много. Со всей страны через Псков ребят отправляли на фронт. Многие тогда брали мой адрес, чтобы разыскать после войны. Да так и не вернулись... Единственным, что спасало в те годы от безнадежности и окончательного уныния, стали танцы. Анна вместе со своими подругами из военкомата бегала в лагерь летчиков, который располагался на шоссе Псков — Ленинград. Всякое могло случиться. Один эпизод Анна Андреевна запомнила на всю жизнь. Они как раз возвращались домой по темной дороге, а навстречу к себе в лагерь плелся изрядно выпивший служивый. Он схватил Анну за руку и стал шептать: «Вот погоди, щас все уйдут». Она попыталась вырваться, но хватка у военного была крепкая. Тут она заметила вдали серый силуэт и закричала: «Вот погоди, сейчас офицера дождемся! Солдат испугался, отпустил руку, и Анне удалось убежать. Долго еще тот вояка что—то кричал вдогонку и размахивал кулаками. Но Бог миловал. Победа Этот радостный миг сначала показался нашей героине отнюдь не радостным. Среди ночи прямо под окнами ее комнаты раздались крики и выстрелы. В этот момент первой ее мыслью было, что фашисты вернулись. Мороз пробежал по коже. А больше из той ночи ничего не помню.

Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на. Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". Тем самым, агитирует тружеников тыла перенимать ценный новаторский опыт. В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы. Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом.

Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

За три-четыре месяца новосибирские заводы и фабрики перешли на выпуск военной продукции. К ним присоединились десятки эвакуированных. Большинство предприятий с тех пор сменило названия, но в их историю навечно вписаны страницы, связанные с Великой Отечественной войной. Вот только некоторые факты. В годы войны авиазавод имени Чкалова построил почти 16 тысяч самолетов, "Электросигнал" произвел 168 тысяч радиотехнических аппаратов, "Электроагрегат" обеспечивал армию и флот крупными прожекторами. Приборостроительный завод стал основным поставщиком фронту оптических прицелов и наблюдательных приборов. Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами. Александр Кузьмин, труженик тыла: - В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска. Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов.

Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Конкурсы и соревнования 05 мая 2022, 15:11 5 мая ученики 8 "В" класса отправились в гости в Региональный центр Президентской библиотеки для участия в мультиформатном мероприятии «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г 5 мая ученики 8 "В" класса отправились в гости в Региональный центр Президентской библиотеки для участия в мультиформатном мероприятии «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг». В ходе мероприятия ученики узнали о вкладе югорчан и жителей Березовского района в трудовой фронт.

Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии. События этих героических времен отражены в фотографиях граждан СССР, воюющих на фронте, трудящихся в тылу, освобождающих Советский Союз и Восточную Европу. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу.

Демонстрация стендов выставки с фотографиями из коллекции военного фотокорреспондента Н. Шкулина проходила в холле академии. Работа круглого стола началась со вступительного слова И. Крюкова, генерального директора Гродековского музея, кандидата исторических наук, председателя Совета отделения РИО в Хабаровском крае.

Человек и война: единство фронта и тыла

Чтобы воспользоваться этими преимуществами, руководству страны надо было перестроить экономику для работы в условиях военного времени. Одним из уникальных достижений стала передислокация сотен промышленных предприятий с запада на восток страны, и быстрое включение их на новом месте для работы на нужды фронта. Статья по теме: Взять Берлин в феврале? Хотя относилась она, в первую очередь, к действиям в прифронтовой полосе, но определяла задачи и для всего населения. Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение», - говорилось в документе. И советский народ проявил небывалый энтузиазм и патриотизм. Люди работали по 12-20 часов в сутки, иногда неделями не выходили с заводов.

На экспозиции «Тюмень. Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь — жизнь в условиях военного времени. Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени «Начинается выставка с зала, посвященного довоенной Тюмени, где мы видим характерные картины повседневного быта тюменцев, их занятий, образа жизни до 1941 года, - прокомментировал методист по музейно-образовательной деятельности музея «Городская Дума» Павел Малиновский. Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном». Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года. Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Эвакуированные производства имели самую различную направленность. Но их объединяло одно — продукция была направлена на нужды фронта. С первых дней войны предприятие стало выпускать минометы и мины калибра 82 и 120 мм, корпусы гаубичных снарядов калибра 122 мм. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес. Льва Карпова. С первых дней пребывания в нашем городе предприятие приступило к выпуску медикаментов. Предприятие расположилось в Заречной части города. Завод производил лекарства. У нас представлена его продукция», - рассказал Павел Малиновский. В феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты.

В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз. Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади ныне Центральная площадь в 18 часов состоится митинг. Люди вышли на улицы. Их было более двадцати тысяч. Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс. Каждый четвертый тюменец был на митинге. На экспозиции «Тюмень. Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь — жизнь в условиях военного времени. Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени «Начинается выставка с зала, посвященного довоенной Тюмени, где мы видим характерные картины повседневного быта тюменцев, их занятий, образа жизни до 1941 года, - прокомментировал методист по музейно-образовательной деятельности музея «Городская Дума» Павел Малиновский. Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном». Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года. Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Эвакуированные производства имели самую различную направленность. Но их объединяло одно — продукция была направлена на нужды фронта. С первых дней войны предприятие стало выпускать минометы и мины калибра 82 и 120 мм, корпусы гаубичных снарядов калибра 122 мм. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес.

Тогда дайте нам 300 станков, 500 грузовиков и 1000 людей". С учетом этого делались заявки союзникам, строились новые заводы, велась геологоразведка, распределялись ресурсы. Даже такая "мелочь", как заготовка дров требует тщательной организации. Казалось бы, чего проще-отправь десяток телег с мужиками в лес и все. А вот нет, понимаете?!?!?! Ни телег нет, ни мужиков, а дров нужно очень много... Каждая телега-это "непривезенные" снаряды или продукты, каждый мужик-это "невыточенное" орудие для фронта. Поэтому часто приходилось прибегать к "внутренним резервам". Отработав смену у станка, мужики покрепче брали пилы с топорами и "в свободное время" шли в лес или строить бараки. А завтра всем на работу... Эвакуированные заводы во многом строили сами рабочие этих предприятий. Это плохо, когда слесарь или токарь вынужден мешать бетон или толкать по бревнам станок, а не работать на нем, но других рабочих рук просто не было, СОВСЕМ! Другим важным "советским аргументом" стали сырьевые базы Урала и Сибири. До войны производство базировалось в основном в западной части, это традиционные районы промышленности. Но еще до войны было разведано множество месторождений полезных ископаемых за Уралом. Их не разрабатывали по причинам чисто экономическим. Основные производства далеко на западе, условия добычи трудные, в целом нецелесообразно. Особенно учитывая, что каждый рублю был тогда на счету. Но в войну почти все эти производства переместились на восток и ситуация резко поменялась. Сырьевые базы Сибири и Урала оказались в непосредственной близости от предприятий переработки. Не надо думать, что эвакуация заводов происходила наобум, лишь бы утащить подальше. Наоборот, тяжелейшие условия заставили работать максимально эффективно. Возле месторождения как можно ближе ставим перерабатывающий завод. Рядом размещаем предприятия, которые будут потреблять этот металл и выпускать из него продукцию. Не некие "гениальные планы", а жестокая нужда заставила так работать! Более того, при колоссальном дефиците транспорта, только такая работа и возможна в принципе. То есть заводы приезжали не "в голое поле", а в заранее обоснованный район, где для их будущей работы были оптимальные условия. Если "готового" перерабатывающего завода не было, он строился с нуля, обязательно "обрастая потребителями". Даже если "потребители" вводились в строй раньше. Лучше пару месяцев напрягаться и возить металл "за тридевять земель", зато потом "через забор можно перекидывать"... Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. Масштаба катастрофы конечно никто не предполагал, но нельзя говорить, что все произошло "само собой". Предположим, что у вас загорелся утюг. Кто-то выбежит на улицу и вызовет пожарных. Кто-то использует доступные средства к тушению пожара. СССР использовал все доступные ему средства по максимуму, он не изобретал уникальный огнетушитель при начавшемся пожаре! Никакого чуда не было. Другое дело, что механизмы эффективного управления он направил на военные нужды. Условно можно выделить следующие пункты некоей "универсальной программы советского чуда". Хотя она была уникальной не только для каждой республики, но и для каждого завода. Определение объемов военной необходимости в танках, пушках и тд. Определение оптимального района производства в тылу. Подсчет необходимых ресурсов и средств, распределение по районам страны. Подготовка местным руководством строительства или принятия завода. Мобилизация трудоспособного населения в районе. Обеспечение функционирования завода электричество, вода, материалы и тд. Размещение людей и их быт жилье, продовольствие и тп. Организация логистических связей дороги, склады. Включение завода в производственную цепочку. Обеспечение работы предприятия. Список конечно совершенно не полный и относительный, но все же некий "знаменатель". При условии максимальной централизации власти. У нас принято считать танки, самолеты, пушки... Понятно, что обычно люди далеки от производства, но все же хотелось бы минимального понимания. На каждый танкостроительный завод работали десятки других предприятий! Чтобы из ворот выехал Т-34, как минимум, нужно найти руду, добыть ее и переплавить. Одно это настолько технологически и организационно сложный процесс, что непосредственная сборка танка сродни прибитию подковы во вновь построенном доме. Но у нас считают в "штуках"... Женщина вынашивает ребенка 9 месяцев, точно так же СССР "вынашивал" свою промышленность годами. Успех военных лет это не чудо, а результат многолетнего тяжелого труда всей страны. Еще несколько слов непосредственно о труде людей. Одни говорят, что в войну работали по 16 часов, другие, что больше 8 запрещалось без разрешения Политбюро. Это была война и работа строилась, исходя из непосредственных условий, а не из указаний "сверху". Если на заводе была 3-х сменка например, тяжелый физический труд кузнецов , никто вам больше 8 часов работать не даст, ваша производительность упадет уже завтра, вы умрете через неделю. В две смены работали и по 12 часов. А кое-где и по 4 всего химия. Нередко, даже на одном заводе существовали разные системы смен Сибтяжмаш в Красноярске, например. Конечно, иногда многие оставались добровольно отработать еще часы вечером если завод на ночь закрывается , но все это ограничено и строго организовано. Не только начальством, "падающей работоспособностью", но и такими прозаическими вещами, как вода или энергия.

Хроника Великой войны.

В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося нарратива, задались вопросами, не звучавшими в советской и российской историографии, предложили взгляд и извне на заявленную тему на основе в том числе новых или заново прочитанных источников. Издание будет интересно не только историкам, политологам и культурологам, но и широкой аудитории, сохраняющей память о войне 1941—1945 гг.

По его словам, в стране еще много нерешенных проблем, а люди зачастую сталкиваются с несправедливостью, черствостью и безразличием. А нам, руководству страны, при этом часто кажется, что мы делаем всё возможное, — продолжил президент. Россияне проголосовали за принятие поправок в Конституцию, которые серьезно меняют государственные приоритеты и закрепляют основные принципы, отметил в беседе с «Известиями» депутат Госдумы Виктор Зубарев. По его словам, это важный шаг для дальнейшего развития государства. В стране есть запрос на социальную справедливость и повышение качества жизни. Задача депутатского корпуса — обеспечить принятие всех необходимых для этого законов, — подчеркнул он. Без тыла нет победы После этого президент вернулся к главной теме — учреждению почетного звания «Город трудовой доблести».

Владимир Путин поддержал идею присвоить его сразу 20 городам страны. В День памяти и скорби президент посетил уникальный музейный комплекс в парке «Патриот», а ветераны рассказали о своем 22 июня 1941 года — За бесперебойное производство военной, гражданской продукции предприятия этих городов были неоднократно удостоены орденов или Красных знамен Государственного комитета обороны. Многочисленные факты личного мужества, трудового героизма жителей документально подтверждены, — подчеркнул президент, пообещав подписать все необходимые документы в самое ближайшее время. В частности, Екатеринбург был центром уральской промышленности, который принял большинство эвакуированных предприятий, сообщила во время видеоконференции почетный архивист Елена Малышева.

К 29 апреля — по инициативе комсомольской организации Барнаульского котельного завода в настоящее время ОАО «Сибэнергомаш» на предприятии было создано 7 комсомольско-молодежных бригад. Бригада девушек, которой руководила т. До двух норм в смену давала и бригада слесарей Зои Токаревой. Каменщик т.

Ханыков отличился в бою с 26 на 27 февраля 1944 года за село Золотая Балка Нововоронцовский район Херсонской области. Несмотря на сильный огонь противника, его расчёт уничтожил огнём своего орудия 4 ручных пулемёта, один крупнокалиберный зенитный пулемёт, а также подавил огонь трёх миномётов и двух 105-миллиметровых орудий. Противник трижды контратаковал, потеряв от огня И. Ханыкова 15 солдат. На следующий день, 28 февраля 1944 года, части дивизии освобождали посёлок Ленинский Николаевской области по другим данным — село Великая Костромка Апостоловского района Днепропетровской области. Но наступлению советских стрелковых частей препятствовал огонь 75-миллиметрового орудия противника.

В январе 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда он получил осколочное ранение в позвоночник и с тех пор стал почти полностью парализован. Отказался возвращаться домой. Или морской пехотинец Балтийского флота Александр Амбаров, ветеран двух войн — советско-финской и Отечественной. Воевал в Карелии с финнами, был ранен, обморозил обе ноги, потом сражался на Невском пятачке.

Четыре раза его окоп накрывало немецкими бомбами, после чего товарищи буквально откапывали его из-под земли. На пятый раз не повезло: в земле остались обе ноги и левый глаз, выбитый осколком. В доме инвалидов находился и его однополчанин — матрос Василий, фамилии которого никто не помнил, а все его звали Васей Петроградским. Писатель Эдуард Кочергин в "Рассказах питерских островов" описывает, что в интернате Вася Петроградский не потерялся, а, напротив, нашёл себя, создав хор "самоваров". Летом дважды в день сёстры-санитарки выносили на зелёно-бурых одеялах своих подопечных на "прогулку", раскладывая инвалидов на берегу. Самым верхним клали Васю Петроградского, затем запевалу, ниже — высокие голоса, ещё ниже — басы. И вечером, когда у пристани внизу пришвартовывались и отчаливали московские, череповецкие, питерские и другие трёхпалубные пароходы с пассажирами на борту, "самовары" под руководством Василия Петроградского давали концерт. На Валааме жила и партизанка Серафима Николаевна Комиссарова. Она была радисткой в партизанском отряде, воевала в Белоруссии. Однажды каратели окружили партизанскую базу, все ушли через болота, а Серафима осталась с рацией — это была единственная возможность связи с Большой землёй.

Всю ночь она стояла в ледяной болотной жиже, держа рацию на голове, пока мимо по кочкам шли гитлеровские каратели. К утру болото замёрзло, и вернувшимся партизанам пришлось буквально вырубать Серафиму из этого льда. Доставили её в медсанбат, стали оттирать спиртом, приводить в чувство. Кое-как Серафима пришла в себя, но ноги её перестали слушаться. Просто высохли, как две ниточки, и всё. После войны она вышла замуж за однополчанина, уехала с ним жить в Карелию — в посёлок Сортавала. Власти ей даже купили инвалидную коляску, причём с ящиком для инструментов — после войны Серафима Комиссарова устроилась на работу в пункт ремонта, где чинила радиоприёмники и бытовую технику. Казалось, она была образцовым советским инвалидом, но в 1950-е годы умер муж. И Серафима Комиссарова, оставшаяся без родственников, сама попросилась на Валаам. К концу 50-х таких "добровольцев" на Валааме было уже большинство: вчерашним фронтовикам была нестерпима мысль, что они стали невыносимой обузой для жён или стариков-родителей, которым самим требовалась помощь.

Многие инвалиды были брошены семьями: молодые женщины уходили от искалеченных супругов к здоровым любовникам, забирали детей. Отчаявшиеся солдаты писали заявления: "Прошу отправить меня в дом инвалидов". Уж лучше там быть, среди "своих" — таких же калек, чем постоянно ловить на себе ненавидящие взгляды близких. Иногда родственники спохватывались и писали на Валаам письма: жив ли там такой-то товарищ? У администрации была даже заготовлена традиционная форма ответа на подобные обращения: "Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, а вам он не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем — всё по-старому, а вам передаёт привет". Слесари-сборщики, инвалиды Великой Отечественной войны первой группы по зрению слева направо И. Лебедев и А. Буров в цехе сборки электродвигателей. Определили Волошина в самое закрытое отделение — для "психических", открытое в бывшем храме Никольского скита, где он более 15 лет пролежал на кровати среди таких же контуженных и потерянных людей. В 1974 году на остров Валаам прибыл художник Геннадий Добров, решивший живописать быт дома инвалидов, о котором ходило столько слухов на материке.

Он подрабатывал санитаром, а в свободное время рисовал портреты инвалидов войны — ветеранов, живущих на острове. Инвалиды на Валааме. Геннадий Добров писал: "Захожу ещё в одну комнату, смотрю — лежит человек. Без рук, без ног. Но лежит на чистой кровати, укрытый чистым одеяльцем таким маленьким, простынёй. И подушка у него, всё очень чисто. И он только на меня смотрит, смотрит...

"Тыл - фронту: вчера и сегодня"

Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны». Новости. Благодаря самоотверженности советского человека, экономика страны была в короткие сроки перестроена для обеспечения советской армии всем необходимым. Книга 1. Общие проблемы – На большом документальном материале показано огромное значение советского тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне. 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство. Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны и обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и.

11.3. Советский тыл в годы войны

Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. Советский тыл на завершающем этапе войны. Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа. Главная/Десятилетие науки и технологий в России/Биология/«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны». Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий