Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера.
В РОСФОТО открывается выставка к 100-летию Сергея Параджанова
Один из пунктов обвинения гласил: "режиссер Параджанов изнасиловал члена КПСС". А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет. Уже на вернисаже в Петербурге режиссер Дмитрий Месхиев назвал Параджанова гениальным интерпретатором — он превращал в искусство все, чем занимался.
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров
К нему сбежались продавцы, работу бросили, а он разошелся, нагнул одну продавщицу к прилавку и каратомер ей к уху подносит — ну-ка, какие у вас серьги? А они суетятся: «Вот у нас Кузнецов, вот Овчинников. Приходите вечером, мы вам еще что-то покажем». Полное доверие…» Прошло всего несколько лет после освобождения, а Параджанов вновь начал шокировать публику своими смелыми речами. В 1980 году он дал интервью французской газете «Монд», текст интервью гласил: «Чтобы выдвинуть против меня обвинение, я был назван преступником, вором, антисоветчиком. У меня на теле даже искали золото. Затем приписали гомосексуализм и судили за это «преступление». Я якобы изнасиловал члена партии и совратил сорокалетнюю даму с помощью порноручки… Чтоб приписать мне преступление, были мобилизованы шесть прокуроров. Этого вполне достаточно, чтобы вас уничтожить…» Теперь я свободен, но не чувствую себя в безопасности. Я живу в вечном страхе — боюсь выходить из дома, боюсь, что меня обкрадут, сожгут картины из лагеря. Здесь все должны иметь прописку и работу.
Но мне не дают работу. Я предлагаю сценарии. Меня могут в любое время арестовать, так как я нигде не работаю. Я не имею права существовать, я вне закона… В тюрьме жизнь моя имела какой-то смысл, это была реальность, которую надо было преодолевать. Моя нынешняя жизнь — бессмысленная. Я не боюсь смерти, но эта жизнь хуже смерти. Я стучал во все двери. Мне хотели помочь в Армении. Но всякий раз, когда я должен был встретиться с министром, он оказывался в отпуске… Сегодня у меня нет выбора. Отдых мне невыносим.
Я не могу жить, не работая. Мне запрещено любое творчество. Я должен скорее уехать отсюда… Я знаю о тех трудностях, которые меня ожидают. Вряд ли я сразу найду вдохновение на Западе. Я не хотел бы создать впечатление у французов, что сразу смогу создать шедевры. Мои корни здесь, но у меня нет выбора. Я должен уехать…» Самое удивительное, но это интервью власти не заметили. Словно вообще его и не было. Параджанова никто не вызывал на ковер, не трепал ему нервы. Однако и работы ему тоже никто не давал.
Хотя он, видимо, рассчитывал именно на это. Мол, дам смелое интервью, глядишь, они испугаются и завалят меня работой. Не получилось. Можно было исполнить свою угрозу и уехать на Запад, но Параджанов этого не сделал. Видимо, в интервью по этому поводу он просто блефовал, как это уже случалось с ним неоднократно. Тем временем, видя метания и страдания брата, за него решила заступиться его старшая сестра, по мужу Абрамова. В том же году она написала письмо самому Л. Вот его текст: «Глубокоуважаемый Леонид Ильич! Обращается к Вам с настоящим письмом сестра известного советского кинорежиссера Параджанова Сергея Иосифовича, который по ходатайству и поручительству выдающихся представителей мира искусства и Компартии Франции Луи Арагона был досрочно освобожден из заключения и в настоящее время проживает в г. Они хлопотали и обращались об облегчении судьбы моего брата, осужденного Киевским областным судом к 5 годам лишения свободы и отбывавшего в то время наказание в лагере строгого режима в г.
Виннице, и я — его сестра, которая много раз обращалась лично к Вам. И спасибо Вам большое, здоровья Вам и благополучия за тепло, исходящее из Вашего большого и доброго сердца. В настоящее время меня очень волнует судьба моего брата, т. И, конечно, работать вне своей специальности и любимого дела, когда уже возраст — 56 лет — морально и психологически осознать очень трудно. Что заставило меня обратиться еще раз за помощью к Вам? Недавно я случайно услышала трансляцию выступления американских и французских кинематографистов, которые «обеспокоены судьбой Параджанова С. Вот так. Дорогой Леонид Ильич! Еще в 1978 г. Шкловским — все эти творения лежат без действия.
Мне кажется, в истории моего брата, его падения замешаны какие-то личные, мелкие обиды, которые, возможно, мой брат в беседе с тов. Ермашом лично ему высказывал, а отсюда все последствия. Мне лично, человеку нашей страны, члену КПСС с 1945 года, отдавшему всю свою сознательную жизнь делу развития Советской космической техники, было очень неприятно слышать похвалу и сравнения моего брата «по таланту только с Сергеем Эйзенштейном» от кинематографистов США и Франции. Какое им дело до него, что их волнует? Мне кажется, и я уверена, что Вы, Человек, стоящий во главе государства, не знаете и просто по Вашей занятости и не можете все охватить по судьбам людей, и поэтому не знаете судьбу режиссера Параджанова С. Мне кажется, что без Вашего вмешательства мой брат не будет приглашен в Большой кинематограф нашей страны, только Вы сможете ему помочь, дать ему возможность вернуться В кино и работать на благо процветания нашего киноискусства. Его лишили в свое время квартиры, работы, а следовательно, и средств к существованию. И, конечно, мы, его две сестры, стараемся, как можем, материально поддержать его, но есть еще и чисто мужское самолюбие, поэтому состояние брата моего на грани, и я Вас прошу, Леонид Ильич, дорогой и добрый человек, помогите моему брату и «на всю оставшуюся его жизнь» загрузите его работой по созданию новых, интересных картин. Я мечтаю попасть к Вам на личный прием, где я смогла бы Вам рассказать очень многое, но, говорят, это невозможно. Извините, пожалуйста, я не написала главного: а почему я обращаюсь к Вам с просьбой, а не сам Параджанов?
Дело в том, что брат мой после всего пережитого замкнулся, считает себя никому и ни для чего не нужным, без крова и без дела и, вероятно, так хочет доживать свой век. Я не хочу видеть всего этого, зная его как человека очень одаренного, талантливого и таким образом наказанного, и очень переживаю и страдаю за него…» Письмо спустя неделю после отправки достигло Старой площади. Однако на стол Брежнева оно не попало. Секретарь по ряботе с почтой, ознакомившись с ним, переслал его в Госкино, председателю Ермашу. Тот в свою очередь дал поручение своему заместителю Павленку разобраться. Павленок разобрался: вызвал в Москву автора письма — сестру Параджанова, переговорил с ней и заверил, что против работы ее брата в кинематографе возражений нет. Что его предложения будут рассмотрены в установленном порядке. На этом аудиенция закончилась. Сестра уехала, а Параджанов так и остался без работы. Формальность была соблюдена.
И все же вечно такая ситуация продолжаться не могла. Зная характер Параджанова, его друзья понимали, что рано или поздно что-то обязательно должно произойти. Либо ему наконец дадут работу, либо он сотворит что-то из ряда вон выходящее. Подтвердилось последнее. В октябре 1981 года Параджанов оказался в Москве у своих знакомых. Несмотря на то что те обставили приезд Параджанова всеми необходимыми мерами предосторожности, старались держать его в секрете, это не помогло. Вскоре о том, что Параджанов гостит в столице, стало известно многим, в том числе главному режиссеру Театра на Таганке Юрию Любимову. И он пригласил Параджанова к себе в театр, на генеральный прогон спектакля «Владимир Высоцкий». Так как с покойным поэтом и артистом Параджанова при его жизни связывали дружеские отношения, отказаться от этого приглашения он посчитал неэтичным. На этом прогоне присутствовали многие деятели литературы и искусства, а также представители Министерства культуры и органов КГБ.
Когда спектакль закончился, началось его бурное обсуждение, в которое свою лепту внес и Параджанов. Выйдя на сцену, он весьма толково разобрал все сильные и слабые стороны постановки, дал режиссеру несколько дельных советов. Однако в конце выступления не сдержался. Если вас за этот спектакль выгонят с работы, то вы не пропадете. К примеру, я уже несколько лет сижу без работы и — ничего. Живу, как видите. Правда, мне помогает сам Папа Римский, который посылает мне алмазы, а я их продаю…» После этих слов в зале возникло оживление, которое вдохновило Параджанова на еще более смелые заявления. Короче, он разошелся не на шутку и принялся костерить на чем свет стоит советскую власть, называя ее фашистской. Мол, лучшие люди отечества гниют в тюрьмах и лагерях, а «пыжиковые шапки с Лубянки» никак не могут успокоиться — даже сюда, в театр, заявились. Естественно, что после такого выступления пребывание Параджанова на свободе вновь оказалось под вопросом.
Москва потребовала от Тбилиси «разобраться» с Параджановым. Грузинские власти отреагировали на это весьма оперативно. На режиссера вновь завели уголовное дело — теперь его обвиняли в даче взятки. Причем повод к этому обвинению он вновь дал сам. Его племянник Георгий не сумел сдать экзамены в театральный институт в сочинении о Павке Корчагине допустил аж 63 грамматические ошибки , и Параджанову пришлось искать возможность пропихнуть родственника в вуз по другим каналам. В итоге он подарил председателю приемной комиссии фамильное кольцо с бриллиантом, и парня зачислили в институт. Но Параджанов допустил непростительную глупость: стал чуть ли не на всех углах склонять институтских мздоимцев. Естественно, вскоре об этом стало известно органам, и они проверили информацию. Так всплыло дело о взятке. А затем была проведена успешная операция по выведению Параджанова на чистую воду.
Сначала милиционеры сняли показания с Георгия, а затем показали протокол этого допроса Параджанову. При этом следователь намекнул режиссеру, что может замять дело всего лишь за 500 рублей. Параджанов не почувствовал в этом предложении никакого подвоха и согласился заплатить отступного. Там его и арестовали. В тот же день в его доме был произведен обыск, во время которого милиционеры перевернули все вверх дном — искали мифические драгоценности. Правда, неизвестно какие: то ли отца Параджанова, то ли Папы Римского. Естественно, ничего они не нашли. Но суд над Параджановым состоялся. Он проходил в тбилисском Доме искусств через год после ареста Параджанова все это время тот сидел в следственном изоляторе. Режиссеру дали пять лет тюрьмы, но условно.
На смягчение приговора подействовало то, что за подсудимого заступились его друзья, в частности поэтесса Белла Ахмадулина. Она была в хороших отношениях с руководителем Грузии Эдуардом Шеварднадзе и написала ему письмо с просьбой посодействовать смягчению наказания для Параджанова. Мол, второго срока в лагере он не переживет.
А потом у дяди нашли рак легких, как и у его друга Андрея Тарковского. Дядю прооперировали в Москве, а когда он вернулся в Грузию, опять почувствовал себя плохо. И решил ехать в Армению. Тогда уже метастазы во все органы проникли. В последние дни я ухаживал за ним: мыл, кормил, возил по парку на каталке. Жена Света приезжала с Украины навестить дядю. Потом тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран прислал за дядей самолет, чтобы увезти его лечиться.
Но было поздно. В отличной клинике в Париже, где когда-то лежал Тарковский, ему только капельницу поставили и сразу же отправили восвояси. Никто не хотел, чтобы он у них умер. Хоронили мы его в костюме, который сам дядя заказывал у хорошего портного в подарок для Феллини, но так и не смог преподнести. Говорят, люди, которые на земле прошли через онкологию, сразу попадают в рай. Источник фото: Legion-media.
На открытии директор РГБИ Ада Ароновна Колганова отметила, что эта экспозиция — шаг к пониманию сложного, неординарного, философского мира выдающегося художника и режиссера. Выставка стала первым совместным проектом музея Сергея Параджанова и Российской государственной библиотеки искусств.
Завен Андраникович Саркисян — основатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване рассказал об истории создания коллажей и фотоснимков. Сергей Параджанов любил фотографироваться, мог сразу включиться в «игру-импровизацию» и срежиссировать кадр. Образы Параджанова символичны, но всегда связаны с реальными обстоятельствами жизни. Даже названия работ свидетельствуют о драматической судьбе их создателя: сложные отношения с властью, запрет на съемки кино, тюремное заключение.
Следующие работы Параджанова мог выдержать только подготовленный любитель со склонностью к мазохизму. Впрочем, мода была такая. Все его работы после «Теней» были не столько игровыми лентами, сколько предметами изобразительного и прикладного искусств. Он романтизировал жизнь народов СССР. Помимо фильмов, Параджанов создал множество изобразительных произведений: рисунки, коллажи, скульптуры. Это и было настоящим его призванием.
Теперь его называют одним из основателей «поэтического кинематографа». По мне, «поэтический» — это всё-таки что-то иное. В 50 лет режиссёра, скатившегося в диссидентство, посадили на четыре года — за мужеложство, коего не отрицали даже самые неполживые его защитники. Всё-таки загадка: почему Параджанов не значится в киевском пантеоне борцов с русскими оккупантами?
Сергей Параджанов
Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100» | В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место. |
Сергей Параджанов: режиссёр и националист | 15 марта РОСФОТО представит проект «Рядом с Параджановым», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино (18+). |
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров | Национальная комиссия по реабилитации в Украине спустя 50 лет реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по статье о «мужеложстве». |
«Тени забытых предков», 1964
- По гостям — на лифте
- Сергей Параджанов
- В РГБИ открылась выставка «Мир Сергея Параджанова – искусство без границ»
- По гостям — на лифте
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров
Умер единственный сын Сергея Параджанова | После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. |
Кинорежиссер Георгий Параджанов доставлен в больницу - МК | В музее Востока открылась выставка, посвящённая 90-летию знаменитого кинорежиссёра Сергея Параджанова. |
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения - | Новости | К великому мастеру советского кинематографа Сергею Параджанову это относится в первую очередь. |
Ауэзов, Параджанов и Судьба | Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер. |
Скончался единственный сын кинорежиссера Параджанова
Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб». Сцена из фильма «Ашик—Кериб» 1988.
Несмотря на голод, тяжелую работу и издевательство тюремного начальства, мужчина смог постепенно приспособиться. Тем более что некоторые из его «коллег» были такими же жертвами режима. Участие Лили Брик в судьбе великого режиссера Муза Маяковского заинтересовалась творчеством Параджанова, когда увидела его картину «Тени забытых предков». Во время следующего визита режиссера в Москву Лиля пригласила его к себе в гости. Это стало началом многолетней дружбы.
Узнав о заключении своего друга, Брик использовала все свое влияние, чтобы помочь ему. Она подняла шумиху в европейской прессе, и известнейшие режиссеры Франсуа Трюффо, Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Роберто Росселлини и многие другие, включая Андрея Тарковского начали кампанию за освобождение создателя «Теней забытых предков». Кроме того, Лиля Брик, которой на тот момент было далеко за 80, самолично отправилась в Париж и попросила помощи у писателя Луи Арагона. Воспользовавшись этим, он приехал в Москву и встретился с Брежневым, который согласился уменьшить на год срок заключения Параджанова. Все время пребывания режиссера за решеткой его верная подруга присылала ему продукты, лекарства и одежду. К сожалению, большая часть из них «оседала» у лагерного начальства. Через несколько лет после смерти Лили Брик ее самоотверженную заботу о Параджанове литературный критик Юрий Карабчиевский назвал тайной влюбленностью в режиссера.
Однако сам Сергей Иосифович выступил с официальным опровержением этого факта, искажающего саму суть отношений между ними. Освобождение и последние годы После освобождения несколько лет режиссер вынужденно бездействовал, но с приходом перестройки ему вновь разрешили снимать кинокартины. В 1984 году на студии «Грузия-фильм» вышла его историческая драма «Легенда о Сурамской крепости». Через 2 года Параджанов уже ездил с ней по Европе и собирал призы на различных кинофестивалях. На той же студии в 1988 году он снял свой последний законченный кинофильм «Ашик-Кериб», который снова удостоился массы европейских премий. Также среди работ Параджанова в последние годы — биографическая лента о художнике Нино Пиросмани: «Арабески на тему Пиросмани». В начале 90-х у маэстро был обнаружен рак легкого.
Осознавая, что он обречен, решил снять автобиографичный кинофильм «Исповедь» Сергей Параджанов. Однако ему удалось отснять лишь 300 метров пленки. Через 5 дней Сергея Параджанова похоронили в Пантеоне гениев армянского духа, где нашли свое последнее пристанище многие деятели культуры и искусства Армении. Сергей Параджанов: личная жизнь По официальным данным, режиссер был женат один раз на украинке Светлане Щербатюк, с которой расписался в 1955 году. Через 3 года у них родился сын Сурен, в котором отец души не чаял. Однако брак продлился всего 7 лет, после которых супруги развелись. Что стало причиной этому — неизвестно.
Возможно, Параджанов и его жена поняли, что не созданы друг для друга. Может быть, кто-то из них полюбил другого человека. А еще есть вероятность, что уход из семьи был способом защитить ее от преследования властей. Несмотря на развод, Сергей Параджанов не прекращал общение с сыном, как раз во время одного из визитов к нему в Киев и был арестован. Сурен Параджанов, когда подрос, выбрал профессию архитектора. Родители его избранницы были против их союза, однако девушка не побоялась без их благословения выйти за Параджанова.
В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы. Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков». В ней каждый кадр несёт смысловую нагрузку, цветовая гамма становится максимально лаконичной, а неживые предметы играют наравне с актёрами. Фильм можно сравнить с поэзией, где герои разговаривают метафорами, а постановочные сцены наполнены чувствами и несут эмоциональный посыл.
И если «Тени забытых предков» — венец творчества режиссёра, то «Цвет граната» — кульминация всей его жизни. Кроме этих двух картин, ещё с десяток работ успел завершить Сергей Параджанов: фильмография режиссёра насчитывает 16 фильмов. После десятилетнего перерыва из-за травли и тюремного заключения на экраны вышли «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани» и «Ашик-Кериб». Преследования и арест От природы бунтарём был Сергей Параджанов: фильмы его шли вразрез с существующей системой, поэтому отношения режиссёра и советской власти не всегда складывались хорошо. Если к этому добавить его неоднократные обращения к руководству партии и просьбы о прекращении преследований известных деятелей культуры и науки, понятно, почему он стал «неугодным» для верхушки КПСС. Последней каплей стала подпись Сергея Параджанова под письмом интеллектуалов, которые в 1968 году выступили против политических репрессий. Из-за активной гражданской позиции режиссёр стал костью в горле для власти. В 1973 году её терпение оборвалось и Параджанова приговорили к 5 годам заключения. При этом статьи выбрали самые «грязные», сделав из их синтеза просто гремучую смесь — гомосексуализм с применением насилия. Причиной послужило заявление режиссёра для бельгийской прессы, которой он рассказал, что его расположения добивались многие партийные деятели.
Понятно, что это была метафора или шутка, но для следственных органов этих слов для возбуждения дела было достаточно. Жизнь после освобождения Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Из-за этого мужчине пришлось несладко на зоне. Единственным светлым лучиком в этой части его жизни стало досрочное освобождение по ходатайству многих видных деятелей культуры, которые организовали международную акцию протеста. Сам Луи Арагон, всемирно известный французский писатель, лично обратился к Брежневу с просьбой амнистировать Параджанова. В 1977 году режиссёра выпустили, при этом запретив ему жить и творить на территории Украины. Параджанов отправился на историческую родину — в Тбилиси, где продолжил работу на киностудии «Грузия-фильм». Тут он снял ещё две полнометражные картины. Что касается сексуальной ориентации мужчины, то в наши дни мнения историков расходятся. Дело в том, что Сергей не раз говорил о своей слабости к представителям сильного пола.
Но можно ли верить этому провокатору, любителю эпатажа? Если брать во внимание рассказы его друзей, то складывается двузначное представление о личной жизни Параджанова.
По мнению Дмитрия Бакирова «поздние картины Сергея Параджанова, начиная с «Цвета граната», подводят кино к одной из крайних форм проявления кинематографических возможностей.
«Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов
Главные новости о персоне Сергей Параджанов на Дмитрий Валерьевич Бакиров прочитал лекцию «Сергей Параджанов в поисках стиля, или Обратная сторона кино». Один из пунктов обвинения гласил: "режиссер Параджанов изнасиловал члена КПСС". Новости. Фотографии. Фильмы Сергея Параджанова. 15 марта РОСФОТО представит проект «Рядом с Параджановым», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино (18+).
«Прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу. Параджанов»
2 октября в Голубом зале РГБИ состоялось открытие экспозиции, посвященной выдающемуся режиссеру Сергею Параджанову. Один из следователей, майор Макашев, по воспоминаниям Параджанова, обвинял режиссера в том, что тот якобы изнасиловал 30 членов КПСС. Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет.
Сергей Параджанов: гений сумасбродных выдумок
Актёр и режиссер Георгий Параджанов подвернул ногу и упал около храма, куда направлялся на воскресную службу. независимое творческое объединение, изучающее творчество выдающегося режиссера и художника Сергея Иосифовича Параджанова. 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Следующие работы Параджанова мог выдержать только подготовленный любитель со склонностью к мазохизму. 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане.
В «Росфото» откроется выставка, посвящённая Сергею Параджанову
«Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова | Кинорежиссер Сергей Иосифович Параджанов родился в 1924 году в Тбилиси, но по происхождению он армянин. |
Ауэзов, Параджанов и Судьба | Известный кинорежиссер Георгий Параджанов получил травму утром 7 февраля во дворе дома на севере столицы. |
Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая | Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера. |
Умер единственный сын Сергея Параджанова | Режиссер Александр Атанесян рассказал Мессереру одну из тысяч необыкновенных историй, связанных с Параджановым. |
Режиссер Параджанов всю жизнь завидовал умным и талантливым - Экспресс газета | Читайте последние новости дня по теме Сергей Параджанов: Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме, Злодей или гений. |
В "Росфото" впервые показали фотографии Параджанова из личного архива Мечитова
Известный кинорежиссер Георгий Параджанов получил травму утром 7 февраля во дворе дома на севере столицы. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. – Режиссер Сергей Параджанов оставил после себя много впечатлений, он был одним из самых свободных людей, которых я видел в жизни. Во вторник, 9 января, исполнилось сто лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова. независимое творческое объединение, изучающее творчество выдающегося режиссера и художника Сергея Иосифовича Параджанова.