У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера.
Пока все в чуме
На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством.
Переносное жилище у некоторых сибирских народов
Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством. Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля".
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов
У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера.
Переносной домик у народов Севера
Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.).
Чум: гениальность в простоте
Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским. Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков.
Традиционные жилища народов Сибири
Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света.
Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас.
Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает.
При оформлении заказа Вы обязуетесь указывать только достоверные и полные данные. Обратите внимание, что в связи со спецификой принципов работы глобальных систем дистрибуции и систем бронирования Поставщика, запрещены изменения данных любого из пассажиров в оформленном заказе. Таким образом, Вы принимаете на себя все возможные риски и расходы, связанные с Вашими действиями при которых могут быть допущены ошибки и неточности при оформлении заказа. Обратите внимание, что некоторые авиакомпании в момент регистрации на рейс могут потребовать продемонстрировать банковскую карту, с использованием которой была совершена оплата. Вы принимаете на себя возможные риски и обязуетесь использовать полетные сегменты в том порядке, в котором они указаны в билете. Неявка на один из сегментов полета является основанием для аннуляции авиакомпанией всех последующих сегментов перелета. Во избежание двойного бронирования, мы рекомендуем Вам перед бронированием отменить все существующие дублирующие брони и после оформления заказа не инициировать дублирующие брони и заказы. При полном или частичном возврате билета, сервисный сбор возврату не подлежит.
В случае отличий в данных между заказом, созданным Вами и маршрутной квитанцией пересланной нами после выписки билета - верными считаются данные в заказе. Обмен и возврат билетов производится согласно правилам выбранного тарифа, по которому был оформлен заказ и выписаны билеты. В случае вынужденного возврата отмена рейса, болезнь или смерть пассажира сервисный сбор за оформление возврата не взимается. В любом случае не возвратны все сборы biletik. Отменить билет возможно только в случае разрешения от авиакомпании. На странице результата оформления заказа, рядом с номерами билетов, в случае наличия такой возможности появляется кнопка «Отменить». Обычно билет можно отменить в течение 30 минут после оформления, но не позднее 48 часов до вылета. Билет с датой вылета менее двух суток от даты выписки отмене не подлежит.
Мы вправе снимать дополнительный сбор за услугу оформления отмены в размере 2000 рублей или эквивалент в местной валюте за билет. Пассажир должен самостоятельно отслеживать такие изменения перенос или отмена рейса любым возможным способом. Дополнительные услуги Помимо бронирования авиабилетов на сайте - biletik. Для осуществления предоставления всех услуг на нашем сайте Клиент согласен на передачу персональных данных нашим партнерам и Поставщикам услуг авиакомпаниям, страховым компаниям, платежным системам и прочим. Услуги предоставляются только в рамках описания каждого из пакетов услуг. В случае указания максимального времени обработки заявок клиентов купивших соответствующий пакет услуг - указывается промежуток для рабочего времени biletik. В случае поступления заявки во внерабочее время - отсчет времени начинанается с ближайшего рабочего времени ближайшего рабочего дня. Время работы biletik.
В случае указания в купленном пакете услуг размера сбора за Обмен или Возврат - он является приоритетным замещающим над стандартным сбором biletik. Стоимость пакета услуг является невозвратной.
Слайд 3 Чум ненцев в Малых Кармакулах.
Новая Земля Слайд 5 ЧУМ-конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер.
Прообразом чума могли служить прислонённые наклонно к дереву ветви. Слайд 6 Женщины упаковывают сани, которые используются для перевозки жердей и шкур для чума. Ночью сани располагают вокруг чума.
Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога.
Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища.
Развитые типы жилищ Наиболее развитый тип шалаша — это войлочная юрта или кибитка у народов Центральной и Средней Азии. Здесь не только произошло полное отделение стен от крыши, но обе части являются результатом самостоятельного развития. Цилиндрическая стена, как казахской, так и калмыцкой юрты, состоит из ряда связанных между собою решеток, а крыша — из деревянного круга и жердей, соединяющих его с верхним обходом цилиндрической стены жердей. Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность.
Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства.
На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом. К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т.
Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?
Речь идет о хантах, жителях коми, энцах и ненцах. Что же такое чум? Представьте себе палатку в виде конуса, перенести которую с одного места на другое не составляет труда. Такая форма выбрана неслучайно, она позволят конструкции противостоять ветрам, снегопадам и метелям. К тому же, шкуры животных очень плотные, они немало весят и также помогают не отрываться чуму от земли. Конус еще и способствует тому, что снег скатывается вниз, а это очень нужная функция в условиях Севера. Шкуры оленей не всегда являются материалом для крыши палатки, летом их заменяют мешковиной или корой. В качестве двери выступает более грубая ткань, которой завешивается вход.
Основание дома обычно присыпают снегом, дабы жилье не унесло первой же метелью или сильным ветром. Интересно, что в любом чуме центром является печь. Этот предмет быта служит сразу две функции - обогревает и является местом приготовления пищи. Каркас самого чума состоит из 20-40 шестов, их длина и становится определяющим параметром размеров помещения.
Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных. Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу. Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м.
Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами. Такие землянки различались устройством входа. У одних был единственный вход — более или менее углублённый в землю коридор, у других — два: верхний наземный не через крышу , нижний — подземный. Верхним пользовались летом, нижним — зимой летом его заливала вода. Стены подземного коридора обкладывали позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания. Если землянку строили с одним входом, то летом жители покидали её, оставляя для просушивания, а сами располагались во временных шалашах. В жилище с двумя входами были очаг и нары, в доме с одним входом очага не было, пользовались жировыми лампами. По поводу очага Г.
Сарычев пишет, что за неимением дров прибрежные жители жгут китовые кости, поливая их время от времени рыбьим жиром. Это означало, что тогда у оленеводов мог возникнуть избыток оленьих шкур и мяса и, соответственно, постоянные связи с побережьем. Хотя, может быть, тогда случился чисто технологический прорыв, поскольку шатры прибрежных землянок делались чаще из моржовых шкур, но и для покрышки своей летней яранги оленеводы нередко используют моржовые шкуры покупаемые у прибрежных соседей для защиты от дождя кожа морского зверя не пропускает воду. Яранги прибрежных жителей Чукотки утратили своё сборно-разборное качество, характерное для кочевого образа жизни, они обкладывались дёрном и камнями. В них также не было внутренних Т-образных распорок, а кривизну крыши определял промежуточный обруч, к которому жёстко крепились стропила. Оно заглублялось в землю на метр-полтора и имело в основании неправильный восьмиугольник, в центре его ставили четыре опорных столба высотой 5-7 м. На эту раму опиралась верхняя часть крыши с четырёх параллельных стен. Оставшиеся четыре треугольника закрывались горизонтальными стропилами разной длины. Дерева осины и тополя здесь было гораздо больше чем у эскимосов и чукчей: в долинах рек росли рощи и леса, вдобавок использовался прибрежный плавник, поэтому деревянные стенки жилища возводились в человеческий рост, а разница с уровнем земли засыпалась землёй.
И стены, и крыша имели два слоя расщеплённых плах, тщательно законопаченных сухой травой. Дело в том, что зимой здесь — на юге Чукотки и севере Камчатки — дуют чудовищные снежные бураны, и дома заносит по самую крышу. Поэтому зимний вход устраивался на самом верху — в дымовом отверстии квадрата крыши, площадью около квадратного метра -- и обрамлялся громадной восьмиугольной воронкой. Её края выходили за границы стен и опирались на вкопанные в землю брёвна. Одна из сторон делалась ниже, чтобы на неё можно было ступить с крыши подземного коридора, ведущего к летнему входу. Он был обращён к морю и открывался с начала мая до конца октября, на сезон морской охоты. Потом дверь засыпалась землёй, закладывалась брёвнами, и коридор, отделённый от жилого пространства второй дверью, служил холодной кладовой.
Сооружение чума начинается с очага - это костер или железная печь-буржуйка. Он расположен точно под верхушкой чума, там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища. Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. По мнению коренных жителей очаг-центр чума - это центр вселенной. Чум мог принадлежать одной семье, а иногда и двум, часто даже не связанных родством. Чум четко делится на две половины, и у каждой половины есть своя хозяйка. Кроме того, нужно знать, что установка чума, ее основа, это обязанность женщины. Поэтому при перекочевке шесты и доски для пола везут в женском оленьем аргише-обозе. Если хозяек было две, то каждая везла шесты и доски той половины жилища, где живет ее семья. Справа и слева от печи укладываются по три доски пола - каждая хозяйка на своей половине. Затем по другую сторону от досок на каждой половине чума расстилают норы-спальные места. Зимой кладут деревянную решетку тахар , сплетенную из березовых прутьев и связанную веревками с трех сторон. Летом для предотвращения сырости вниз кладут бересту или куски толя, полиэтилена, а затем уже тахар из прутьев.
Как устроен чум у ненцев
Форма конуса помогает ему быть устойчивым при ветрах и метелях, а снег не задерживается на нем и скатывается с крутой поверхности. На вершине чума есть дымовое отверстие, и тепло от очага, поднимаясь вверх, задерживается на наклонных стенах и по кругу опускается вниз. Кроме того, коническая форма — это символ власти, святости и особого достоинства человека. Чум для ненцев — это жилище, но не дом в общепринятом значении. Дом для северных кочевников не ограничивается стенами ночлега, а включает в себя всю обжитую территорию, по которой гонят оленье стадо на новое пастбище. Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел.
Обычно строительство жилья, рассчитанного на 2-3 человек занимает не более часа. Соблюдаются при строительстве и определенные стандарты, выработанные за столетия. Для одного человека строят иглу диаметром 2,7 метра, на двоих около 3 метров, на троих — 3,4 метра. Размер иглу учитывает не только пространство для жизни. Диаметр важен с точки зрения сохранения тепла и циркуляции воздуха.
Умение возводить иглу жизненно важно для людей, живущих на бескрайних снежных просторах. В случае внезапного снежного бурана эскимос может сделать себе укрытие везде, где его застанет непогода. Для условий Крайнего Севера иглу подходят горазд больше, чем палатки и даже утепленные юрты. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Канадский исследователь Вильяльмур Стефанссон в 1914 году издал книгу «Великий санный путь», в которой рассказал и о строительстве иглу. Путешественник описывал целые поселки из больших и малых построек, соединенных между собой переходами.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
Если кочевник в точности повторяет пути своих касланий и останавливается на местах прежних стоянок, он старается не ставить чум ровно на то же место.
Обычно стойбище на одном месте может находиться от двух недель. Собирается чум быстро, впрочем, и разбирается тоже. Для его установки не требуется дополнительных приспособлений. Делают это в основном женщины, но пакуют нарты, перевязывают их и расставляют в аргиш - мужчины. Весь чум, вместе с его содержимым, упаковывается в несколько нарт. А чтобы установить или разобрать чум женщины тратят около часа времени. Установка чума. Место для основного чума, если это зима, — хот вол место для стоянки первоначально хорошо утаптывается ногами.
По всему периметру укладывается лапник. Первую вещь в основание жилища - железный лист — кладет женщина. Сооружение чума начинается с очага - это костер или железная печь-буржуйка. Он расположен точно под верхушкой чума, там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища.
Шатер народов Севера - слово из 6 букв
Слайд 6 Женщины упаковывают сани, которые используются для перевозки жердей и шкур для чума. Ночью сани располагают вокруг чума. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог — теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу.
Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей.
Рекомендуем уточнить у представителей Вашего банка внутренний курс Вашего банка и размер возможной комиссии за конвертацию валют перед совершением оплаты. Фактом оплаты, клиент подтверждает, что получил соответствующую информацию и согласен с итоговой стоимостью. В случае использования банковской карты Вам не принадлежащей, Вы должны получить письменное согласие на осуществление оплаты заказа у непосредственного владельца держателя банковской карты. При аннулировании выписанных билетов в день выписки, сумма полностью возвращается на Ваш банковский счет, привязанный к карте, в течении 60-ти рабочих дней.
Обратите внимание, что аннулирование выписанных билетов в случае перехода суток невозможно. При возврате выписанных билетов, согласно правилам применения тарифа, рассчитанная сумма к возврату поступит на Ваш банковский счет, привязанный к карте, в течении 60-ти рабочих дней, вне зависимости от срока действия и статуса карты. Указанные сроки возврата могут быть увеличены в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы форс-мажор - таких как: наводнения, землетрясения, пожары, аварии на транспорте, эпидемии и пандемии, гражданские беспорядки, мятежи, война и военные действия, забастовки, публикация нормативных актов запрещающего характера, а также иных обстоятельств, находящихся вне возможностей и зоны контроля со стороны Biletik. Срок может быть увеличен сообразно степени и характеру возникших обстоятельств. Возврат средств может быть осуществлен в неденежной форме путем внесения средств в личный кабинет клиента в виде бонусных рублей на покупку авиабилетов в будущем, но не ранее чем через 90 дней от даты внесения бонусных средств на счет. Обратите внимание, что при оплате банковской картой, в случае, когда валюта счета Поставщика и валюта счета Вашей карты отличается от валюты Вашей страны, платежная система может по своему усмотрению произвести автоматическую конвертацию в доллары.
Мы не храним данные Вашей банковской карты. Процесс оформления заказа происходит полностью в автоматическом режиме и без участия человека. Наш сайт в полной мере отвечает стандартам безопасности PCI Compliance. Авторское право и торговые марки Все содержимое этого сайта и программный код являются объектом авторских прав компании biletik. Логотип и название «biletik. Все права защищены.
Любые торговые марки, названия юридических лиц, логотипы и другие атрибуты авторских прав, в том или ином виде присутствующие на нашем сайте, являются защищенной соответственным образом собственностью их владельцев. Если Вам стало известно о нарушении наших прав, пожалуйста, сообщите нам об этом по электронной почте copyright biletik. Уведомление должно быть отправлено нам по электронной почте на адрес copyright biletik. До подачи уведомления мы рекомендуем Вам проконсультироваться у юриста. Мы рассмотрим все уведомления, которые соответствуют требованиям, указанным выше. Следует учесть, что в случае подачи ложного заявления о нарушении авторских прав Вы также можете нести ответственность за ущерб, причинённый нам.
Программное обеспечение Любое программное обеспечение на этом сайте является объектом авторских прав компании Biletik. Если Вы не выразили свое согласие с условиями лицензионного соглашения Вы не можете устанавливать или использовать любое программное обеспечение, которое сопровождается или включает в себя лицензионное соглашение. Для любого программного обеспечения, доступного для загрузки на нашем сайте, не сопровождаемого и не включаемого лицензионное соглашение, настоящим мы предоставляем Вам, пользователю, ограниченную, персональную, не передаваемую лицензию на использование программного обеспечения для просмотра и иного использования сайта в соответствии с этими Соглашением и ни для каких других целей. Любое воспроизведение или распространение программного обеспечения категорически запрещено и может повлечь за собой гражданскую и уголовную ответственность.
От количества и длины шестов зависит устойчивость и размер чума: чем больше шестов и шире расстояние между опорами, тем вместительнее жилище. В фольклоре ненцев чум бедняка рисуется «иглоподобным», чум богатого оленевода — в форме тупого конуса. Летний чум обычно меньше зимнего. Шест — сложный конструктивный элемент чума. Он изготавливается из тонкоствольной ели или сосны. Длина шеста от 5 и более.
С концов он постепенно утолщается и к середине обретает овальную эллипсовидную форму сечения. При монтаже чума шест ставится ребром к нагрузке ветровой, весу нюков. Чумовые шесты служат несколько лет, и тундровики-оленеводы особенно их берегут. Подпись к фото в процессе На остов чума натягиваются нюки из оленьих шкур зимой и бересты или брезента летом. Вход нё зимнего чума прикрывается краем меховой покрышки, образуя откидную дверь, вход летнего чума — закрепленной на деревянном крюке навесной берестяной дверью. Многослойная конструкция позволяет поддерживать определенную температуру. Зимние и летние покрышки различаются. Покрышки для зимнего чума шьют из толстых зимних шкур оленя. Зимних покрышек четыре: две внутренних поднючье мехом во внутрь мюйко и две внешних мехом наружу ея. На один нюк расходуется не менее 15—20 оленьих шкур, на полный комплект четыре нюка — 60—80.
Наружные верхние покрышки шьют из новых шкур, а в качестве поднючья обычно используются старые, вытертые нюки. Если поднючье шьют из новых шкур, то шерсть на них подстригают. Для летнего чума сегодня используют покрышки из брезента и грубого сукна, реже — выношенные зимние нюки в один слой. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Такие покрышки не намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому берестяной чум хорошо сохраняет прохладу. Маты и циновки предохраняют «постели» от намокания и намерзания снега. Сборка Существует особый порядок установки чума. Место для стойбища и чума выбирает мужчина, обозначая центр воткнутым в землю или снег хореем. Зимой подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка должна быть относительно ровной и иметь поблизости источник чистой воды, а также хорошие пастбища для выпаса оленей.
Глава кочевья останавливает свой аргиш караван нарт на том месте, где предполагается ставить чум; его вход всегда ориентирован на восход юго-запад. Остальные аргиши выстраиваются по бокам от него, параллельно друг другу. Первым действием оказывается расстановка нарт вокруг площадки будущего чума. Затем мужчина расчищает площадку, после чего ведущая роль в сборке чума переходит к женщине. В дальнейшем мужчины лишь помогают, перетаскивая вещи или поддерживая шесты. Главным действующим лицом и «инженером» в установке чума выступает женщина женщина. Установка чума занимает сорок минут — час, в зависимости от сноровки хозяйки, наличия помощников и погодных условий. Первым делом женщина развязывает груз на нарте-сябу, достает железный очажный лист тюмю и кладет его на землю. Затем по обеим сторонам от очага укладывает встык доски пола лата. В прошлом по наличию досок судили о зажиточности семьи: «если у очага по одной доске с каждой стороны, то это чум бедняка, по три — середняка, по семь — богача».
Следом заносят печку и габаритную утварь столы, сиденья в виде чурок, ящиков. С нарты-сябу берут маты из прутьев и циновки и укладываются на снег или на землю с двух сторон от досок пола, образуя две полукруглые постели-лежанки. Женщина развязывает веревки на нарте-нуто и достает опорные шесты. В установлении шестов-опор ей помогает мужчина или другая женщина. Далее женщина устанавливает по восемь шестов с каждой стороны чума, справа и слева от опорных, образующие боковые стенки хуни. Затем заносится предварительно собранная из трех колен дымовая труба.
Это - саамы, ненцы, энцы, лопари, эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки, нганасаны, тувинцы, тоджинцы, эскимосы, чукчи, коряки, юкагиры и многие другие, посмотрите, сколько разных народностей на севере и все они дружно живут.
Показывает фотографии северных народностей. Первый слайд: Первое жилище, с которым я хочу вас познакомить это- иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра. Второй слайд: Следующее жилище — яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.
Третий слайд: Ну и мы с вами плавно перешли к третьему жилищу. Может, вы мне подскажете, что это за жилище? Это всем нам знакомый — чум. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Чум имеет коническую форму. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, сшитыми в полотнища.
Летом — вываренной берестой. Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. По мере перехода кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления. И у наших северных народов жилище называется — чум.