Новости откуда пошло крещение

Как праздновать Крещение, где купаться, чем удивительна крещенская святая вода и какие народные традиции и приметы на Крещение существуют, читайте в материале «Катунь 24». Крещение в водах Иордана стало началом общественного служения Господа Иисуса Христа, до той поры неведомого миру.

Крещение Господне 2023: откуда появился праздник и как правильно окунаться в прорубь

Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Он установлен в воспоминание события евангельской истории – крещения Иисуса Христа в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Крещение господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. «Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. Крещение Господне является двунадесятым праздником.

19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей

Ежегодно 19 января православные отмечают Крещение Господне. Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. Крещение господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. Крещение Господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. на сайте издания «Новые Известия». С водой связаны и заговоры против пожаров, которые читали обычно на Крещение: «Шли святые за мной, несли чашу с водой.

Крещение Господне 2023: откуда появился праздник и как правильно окунаться в прорубь

Архипастырь. Крещение Господне и Рождение человека свыше, смотреть онлайн Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались.
Крещение Господне в 2024 году: дата, история и традиции Богоявления: Общество: Россия: Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Русской Православной церковью 19 января по новому стилю.
Традиции и современность — Крещение Господне Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

Традиции и современность — Крещение Господне

Об этих контактах у нас есть самые разные свидетельства в том числе и из арабских источников конца IX — начала X века , и нередко в виде подробных рассказов. Теоретически элита Киевского государства могла обратиться в разные страны с просьбой о помощи в установлении монотеистической религии. Естественно, что для приднепровской Руси путь разрыва с язычеством вел в Византию, с которой правящую элиту Руси связывали самые тесные торгово-экономические отношения. Большое значение имеет свидетельство о договоре между Русью и греками в 944 году, который в копии с переводом на церковнославянский язык был включен в «Повесть временных лет». Часть тех, кто заключал его со стороны Руси, были христианами и клялись по христианскому обряду, то есть целовали крест. Почему Владимир выбрал христианство?

Лекция из курса «История русской культуры» 4. А что было бы, если бы Русь не крестили? Мы бы остались язычниками? Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвижение по его повелению на холме деревянных фигур бога Перуна и других языческих божеств. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Во всяком случае, известно, что в соседней Польше после принятия христианства в конце X — начале XI века наступил период языческой реакции она выразилась в серии восстаний против правящей династии Пястов в 1030-е годы , а в более далекой Скандинавии христианство еще долго вплоть до конца XII века завоевывало позиции. А вот те славяне, которые приняли христианство, как раз смогли отстоять свою независимость. Русь крестили насильно? Крещение Руси. А было ли сопротивление и протесты?

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече Княжий суд.

Даже когда протестанты отделились от католиков, они сделали лишь два таинства главными: крещение и причастие. Но откуда таинство крещения появилось в христианстве? Ответы могут быть разными. Крещение младенца Крещение младенца Крещение - это ритуал омовения человека посредством погружения в воду. В католицизме крещение сопровождается простым окроплением водой головы человека. Христиане верят, что в момент крещения человек рождается заново от Святого Духа для духовной жизни.

Слово "крещение" - это старославянский термин, который произошел от слова "крест". На греческом крещение звучит как "ваптисма", то есть "окунание в воду".

Киприан крестился будучи 45 лет от роду. Многие другие христианские подвижники и мученики приняли крещение также в зрелом возрасте. Как и почему возник обряд крещения детей? Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности. Детокрещение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, крещенных в детстве, но бессознательных и пассивных, готовых на послушание не только добру, но и злу, если таковое облечено в «благородные» и «возвышенные» идеи.

Поддержанию такого учения содействовали и соответствующие правительственные указы. В кодексе Юстиниана сказано: «Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний, крестить и своих детей» Алмазов, 592 стр. Закреплению и узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые «благотворители церкви». Император Лев Философ повелел крестить детей до истечения 40 дней после рождения. Были и другие государственные указы, направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые считаем излишним. Второй причиной к отступлению послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род, стало пополняться лицами не апостольского призвания. Появились люди «церковной профессии».

Таким пастырям-профессионалам выгодно было умножать количество пасомых процентным ростом населения и при том, без всякой проповеди Евангелия, даже без катихизации и оглашения. Евангелие, с течением времени, всё больше и больше заслонялось ложными человеческими учениями, как то: учением гностиков о магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, постановлениями отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением светской власти. Вековые заблуждения принимались сменявшимися поколениями безоговорочно, ибо заблуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты, не требующую доказательств, а всякий, кто имел смелость усомниться в подлинности догматов и верности учения, объявлялся церковью еретиком и отступником. Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да нужно ли это? В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в светской литературе. Церковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не пропустила.

Ожидать решения этого вопроса в общецерковном масштабе — не приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке. Что говорит о крещении детей Слово Божие? Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть Царствие Божие» Лук. Спаситель неоднократно подчёркивает, что если мы, взрослые, не обратимся и не станем как дети, «не сможем войти в Царство Небесное» Мф.

Крещенскую воду принято набирать в сосуды и хранить дома вплоть до следующего праздника Крещения. Горожане несут освященную воду во время праздника Крещения Господня на реке Иртыш в городе Тара в Омской области. Вопрос справедливый, поскольку крещенская вода не обладает никакими внешними особенностями.

Хорошая новость в том, что в Крещение любая вода считается священной — в этот день освящается вся водная стихия на Земле. Что же делать с крещенской водой? Православная традиция советует пить крещенскую воду в течение всего дня 18 и 19 января, а в остальные дни ее можно принимать утром натощак. Не существует никаких ограничений насчет того, как часто можно пить святую воду — в действительности, ее следует употреблять как можно чаще. Что делать, если крещенская вода заканчивается? Если ее осталось совсем мало, можно разбавить обычной чистой водой, и от этого святая вода не потеряет своих качеств. Многие не знают, что нужно делать с прошлогодней крещенской водой. В этом случае есть несколько вариантов. На самом деле, святую воду можно продолжать пить без страха, даже если она стоит годами.

К примеру, прошлогоднюю святую воду можно вылить в горшок с цветами или в реку, но ни в коем случае не стоит сливать ее в раковину и другие нечистые места. Приметы на Крещение Господне Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая.

Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)

Например, на Крещение уходит прочь Коляда, уезжает на трёх белых конях. Поэтому в деревнях пекли обрядовую выпечку в виде коней и рисовали коней на запотевших или заиндевевших окнах. А колядующие в Крещенский сочельник ходили по деревне и просили подать им "Конька, золотого гребенька! Хозяева печёных коней раздавали с удовольствием, да и себя не забывали: оставляли в доме столько коньков, сколько было в семье лошадей. Православные в этот день обязательно посещали храмы, где проводилось освещение святой воды — агиасмы, а в ночь с 18 на 19 января всем приходом шли к ближайшему водоёму — на иордань. Там священник проводил обряд освящения воды, и по сложившемуся на Руси обычаю желающие окунались в прорубь, подобно самому Христу, принявшему крещение на Иордане. День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января. В Сибири многие крестьяне верили, что эта ночь самая волшебная в году.

Одни выходили на крыльцо в надежде увидеть в разверстых небесах Бога. Верили: если в этот момент попросить у него Царствия Небесного — обязательно душа попадёт после смерти в рай. Другие ставили на окна крынки с водой, веря, что в полночь вода в них заволнуется и можно будет увидеть ангелов, которые плещутся в ней. Старики в Крещенский сочельник рисовали на дверях и притолоках кресты — в надежде, что их дом обойдут черти. А в Поволжье считали, что в вечер под Крещение лютует Огненный Змей. Этот демон проникал в избу через трубу и очень любил молодых вдовушек. Если к какой повадился летать, обязательно замучает до смерти.

А вдовушка и рада: вместо чёрта с копытами видит она в Змее умершего мужа. Спасение от Змея одно — в молитве. В городах в Крещенский сочельник приглашали в дома священников для освящения жилья и молебна.

Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру. С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме — для «отгнания нечистой силы». Епископ Иларион Алфеев так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника. В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения. Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы. Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает Великое освящение воды. Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит. Евангелие Мф. Великое Водоосвящение. В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды.

Все девушки в лучших нарядах выстраивались у проруби, а парни с родителями ходили и выбирали. Девушку не только придирчиво осматривали, брали за руку — если холодная, толку в хозяйстве мало будет варежки одевать запрещалось. В крещенскую ночь на столе надо поставить серебряный сосуд со свежей водой. В полночь на поверхности появляются волны, возвещая о крещении Спасителя, и с того часа вода считается целебной. Ее можно пить, умываться, освящать свой дом. Чтобы всегда оставаться красивой и румяной, девушки в крещенскую воду для умывания добавляли калину или жемчуг. С крещенской водой и Крестом священники в праздник обходили избы своих прихожан, окропляя жилище и распространяя благословение от Храма Спасителя на всех чад Церкви Христа. Использовали святыню при молитвах — заклинаниях на изгнание злых духов, ее пили те, кто не допускался к Причастию. Богоявленская вода называется у православных агиасмой с греч. Принимали свяченую воду утром, натощак как просфору или антидор с добрыми намерениями и молитвами, попросив у Бога благословения на день грядущий. Хранили живую воду-оберег в святом углу, под образами. Приметы и традиции Крещения Господня запрещали прикасаться к святой воде, думая о плохом, ссориться: вода целебную силу теряет, а может вообще разлиться. Женщины перед Крещением снимали на стогах снег: он идеально отбеливал и холсты, и кожу. Снег и лед с чистого поля, собранные в эту ночь, считаются целебными: их можно сохранять, исцеляя тело и душу. Считалось, если святую воду заморозить, на ней ясно проступают очертания креста. Крещенские морозы всегда отличались особой силою. Перед вечерей хозяин подходил к окну с ложкой кутьи и закликал мороз на угощение, приговаривая при этом, раз он не идет на кутью, то и на урожай грядущий чтобы не приходил. Дети тоже забавлялись у окна, приглашая мороз на ужин. После Крещения морозы, как правило, отступали. Народные приметы праздника Еще одна традиция Крещения — приметы дня: человеку, крещенному на Иордана, всю жизнь счастье будет попутчиком; «крещенское рукобитье — к счастливой семье» — сговориться в этот день о свадьбе— добрый знак; и любой договор в этот день, скрепленный рукопожатием, гарантировал божье благословение и поддержку; много снега на Крещение — к обильному урожаю хлеба; утром на праздник пошел снег — к урожаю гречки; кружит метель — дружно будут роиться пчелы; звезды ярко блестят — к приплоду скота и урожаю ягод; сны в богоявленскую ночь вещие, гадания — аналогичны рождественским; если крещенская ночь совпадала с полнолунием — жди половодья весной; утром хмуро и тепло, иней или снег — год будет с хлебом; а если наоборот, солнечно и холодно — голодный неурожайный год; собаки постоянно лают — в лесу будет много зверя к охоте. Русское Православие всегда воспринимают вместе с народными традициями, окружающими основной культ. Культ создает культуру в форме народных обычаев. Хорошо это или плохо для современного человека — трудно сказать. Одни через обряды приходят к Богу и вере. У других к ним чисто потребительски — гастрономический интерес: выпил водички — «очистился», зачем утруждать себя исповедованием грехов? Для таких традиции, обычаи Крещения бесполезны. Для третьих обычаи — пережиток средневековья, они даже вида их не принимают, отдаляясь от Бога и Храма совсем.

19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?

Крещение - одно из Таинств Церкви. Таинством оно называется потому, что при совершении видимых глазом священнодействий, верующему таинственным и непостижимым для нас образом сообщается незримая спасительная сила Божия - благодать. В чем заключается обряд Крещения? По-гречески, крещение -"ваптисис", то есть погружение. Видимое священнодействие, то есть обряд Крещения заключается в троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа. Но это только внешняя, доступная нашему зрению и слуху часть Таинства. Суть же его заключается в том, что Крещение - это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного.

В Таинстве Крещения верующий умирает для жизни греховной, плотской и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и Таинство Крещения не повторяется.

Великий князь Владимир выбирает веру. Картина Ивана Эггинка. Ее автор — летописец, живший, скорее всего, во второй половине XI века, — составил так называемый рассказ «о выборе вер». Этот легендарный рассказ был основан на фольклорных и литературных мотивах. Но его суть отражала реальность: в Киевской Руси знали о разных религиях, которые были распространены в соседних странах. Однако позднее, как сообщают немецкие источники, она, недовольная политическими отношениями с Византией, обратилась к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В 961 году германский епископ даже прибыл в Киев, но его миссия он должен был обратить Русь в католичество в конечном итоге провалилась. Контакты с германским императорским двором имел и князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира и его предшественник на киевском «столе», то есть престоле.

В нем шла речь о финансовой помощи одному из членов общины. Среди имен членов общины встречаются славянские, и это прямо подтверждает иудейский прозелитизм в столице Руси. Прямых свидетельств об исламском прозелитизме на территории Руси нет. Об этих контактах у нас есть самые разные свидетельства в том числе и из арабских источников конца IX — начала X века , и нередко в виде подробных рассказов. Теоретически элита Киевского государства могла обратиться в разные страны с просьбой о помощи в установлении монотеистической религии. Естественно, что для приднепровской Руси путь разрыва с язычеством вел в Византию, с которой правящую элиту Руси связывали самые тесные торгово-экономические отношения. Большое значение имеет свидетельство о договоре между Русью и греками в 944 году, который в копии с переводом на церковнославянский язык был включен в «Повесть временных лет». Часть тех, кто заключал его со стороны Руси, были христианами и клялись по христианскому обряду, то есть целовали крест. Почему Владимир выбрал христианство?

По традиции крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. После какого освящения и в какой день праздника набрать воды — неважно, «сила» ее одинакова. Хождение на Иордань Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий. Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Правда, к нынешней зиме это не относится… На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». В сам праздник Крещения воду освящали в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой столик, на который кладется икона и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань». Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга.

Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение.

История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань

Не ныряйте в прорубь: священник объяснил, почему не нужно купаться на Крещение. Любая вода, независимо откуда взята в Крещение меняет кристаллическую решётку и становятся в понимании православных "святой". "Кто не крестится, тот не друг мне": история Дня Крещения Руси. 28 июля православные отмечают День крещения Руси. На Крещение Господне христиане постятся и посещают храм, откуда приносят освященную воду. Крещение же Господне имеет подвижный характер, и отмечается в последующее воскресенье, после Богоявления. Туда входят 159 нерезидентов из 20 государств, передает РИА Новости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий