Книга Сергея Кара-Мурзы «Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. И возможно ли "новое Средневековье", о котором в конце XX столетия заговорили философы и публицисты?
Экосистема Independent Media
- Мы обнаружили, что у вас работает Ad Blocker!
- Новое Средневековье — Блог Артема Краснова
- Еще по теме
- НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Новое средневековье уже наступило (беседа с Николаем Герасимовым)
1 июля 2023 года в Эрмитаже в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца о ткрылась новая выставка «Цари и рыцари. Все знают, что Бердяев говорил о "Новом средневековье". Сергей Георгиевич Кара-Мурза, выдающийся российский ученый, социолог и политолог, впервые провел полный и всесторонний анализ «нового средневековья» в своем фундаментальном. Наступление Нового средневековья, по мнению Блекуа, предопределено рядом современных тенденций развития человеческого общества. Новое средневековье Европы Ситуация с беженцами в Европе резко ухудшается.
Страдающее Новейшее Средневековье, или Кто хочет сожрать наших детей
История «этого народа» на западе злорадно и востоке озабочено полагалась полностью законченной. Примерно, как на Украине сегодня. Вот что после Крыма реально раздражает. Однако, лишь только естественный прирост населения стал робко уходить из отрицательных значений — незамедлительно последовал переворот на Украине. На западе привыкли считать до, а не после. Ни при каких обстоятельствах на западе планы в отношении российского или украинского населения не изменятся. Говоря о западе, мы естественно говорим здесь не о народах, а об администрациях.
Таких, каких эти народы себе заслужили. Соответственно, современную гибридную войну ряда западных стран нужно понимать так, что она ведется не только и не столько против российской администрации это стандартная точка приложения усилий , сколько против российского населения. Целью этой войны является поражение народа в любых проявлениях, а администрация используется лишь как повод. И как мы видим из примеров выше, лояльность или нелояльность не имела значения. Гибридная война против России велась постоянно на всем протяжении новейшей истории после распада СССР. Приднестровский и Чеченский конфликты, продвижение НАТО на восток, афганские наркотики для Сибири, вторжение в Южную Осетию, «оккупация» Прибалтики, попытки свержения власти в Беларуси и государствах Средней Азии, «цветные революции» в Грузии и на Украине.
Политика в отношении России неизменна. Это говорит о том, что распад СССР был лишь частью плана, операция продолжается и переговорами это дело никогда не остановится. Только реальным качеством российского государства это исправляется. В противном случае: «застой» — «перестройка» — «реформы» — распад государства. Сегодня сделано вчера, завтра делается сегодня.
Новое Средневековье — термин, который часто звучал в последние годы.
Недавно прочёл в ТГ-канале Вечерний Омаров интересное наблюдение: «Происходит, без преувеличения, тектонический процесс. Прямо на наших глазах идёт по борозде одно из основополагающих прав — право собственности. Основа экономического могущества «золотого миллиарда». То, на чем стояла европейская цивилизация, и то, что она декларировала, как свою суть. За считанные недели Европа шагнула вперед так широко, что разорвала штаны. Под штанами оказалось исподнее со старыми феодальными гербами.
И всё сразу стало проще и понятней: отныне, чтобы чем-то владеть, нужно испросить милости у местного князя.
Современная «Холодная война-2» нужна западу для собственного стимулирования, однако, когда все будет окончательно завершено, западные «партнеры» обязательно попытаются еще разок организовать и повторить на территории России «Перестройку». В стране с медленно сокращающимся населением, сознание которого упрощается за счет «Болонского образования» и чисто потребительской идеологической модели. Иногда, оценивая передачу новостей по государственным каналам, создается впечатление, что даже после ракетно-бомбовых ударов НАТО по российской территории, эти сообщения будут прерываться коммерческой рекламой. Основная неформальная идеология — быстрое зарабатывание и осознание того, что это может внезапно закончиться. Если Российская Федерация дальше будет просто «плыть по течению» она действительно может оказаться так называемой «временной переходной постсоветской государственной формой» пример Украины характерен. Никто просто так ничего не отдает, естественно. Средневековье есть средневековье. Слабые государственные формы «феодалам» принципиально не опасны.
Трудная победа с большой вероятностью будет гарантирована, если борьба будет реальной защитой справедливости в широком смысле. Справедливости ради отметим, что в 1992-1999 годах подобные тезисы мы бы вообще не рассматривали. История «этого народа» на западе злорадно и востоке озабочено полагалась полностью законченной. Примерно, как на Украине сегодня. Вот что после Крыма реально раздражает. Однако, лишь только естественный прирост населения стал робко уходить из отрицательных значений — незамедлительно последовал переворот на Украине. На западе привыкли считать до, а не после. Ни при каких обстоятельствах на западе планы в отношении российского или украинского населения не изменятся. Говоря о западе, мы естественно говорим здесь не о народах, а об администрациях.
Таких, каких эти народы себе заслужили.
Во Франции тема гигиены хорошо изучена, подробно останавливаться на ней нет необходимости — то, что люди где-то мылись, для читателей Симоны Ру само собой разумеется. Она вкратце пишет, что «в описях домов названы чаны для купания, тазы для мытья головы или ног и умывальники на ножке, устанавливаемые в зале, чтобы всегда можно было помыть руки. Поскольку ели руками, используя только нож для разрезания мяса на тарелке, обычай требовал, чтобы в конце трапезы гостям подавали кувшин, наполненный благоуханной водой, и те могли сполоснуть руки.
Умывались, наверное, каждый день. Ванну принимали дома, если там имелись соответствующие емкости и служанки, чтобы принести и нагреть воды. Самые бедные должны были довольствоваться купанием в Сене — летом. Для обеспеченных парижан в столице имелись публичные бани: там парились или купались в горячей воде.
В банях можно было заказать еду и вино и, как говорили проповедники, там околачивались проститутки, предлагая свои услуги. Однако, по имеющимся сведениям, не похоже, чтобы бани были исключительно «борделями», и в XIII—XIV веках ремесло банщика было признано наравне с другими; в бани пускали мужчин и женщин поочереди, но существовали и отдельные мужские и женские бани». Можно уточнить, что по данным налоговой переписи в 1249 году в Париже работало 26 общественных бань. Работали они, согласно городским правилам, 6 дней в неделю, а цены были доступными для большинства населения.
Лондонские ванны В целом ситуация с гигиеной в Лондоне была примерно такой же, как в Париже, но я остановлюсь на некоторых подробностях по двум причинам. Во-первых, чтобы показать сходство между гигиеническими традициями разных стран и потом уже не останавливаться отдельно на Вене, Гамбурге, Флоренции и других крупных средневековых городах. А во-вторых, именно об Англии я знаю больше всего, так что грех не поделиться некоторыми интересными фактами. Итак, мылись англичане так же, как французы, либо дома, либо в общественных банях.
Богатые люди — от зажиточных буржуа до королей — имели дома собственные купальни. Подготовка ванны — дорогой и трудоемкий процесс, ведь нужны дрова, чтобы нагреть воду, и слуги, чтобы носить ее в комнату и наполнять ванну. А вы знаете, сколько ведер воды в одной ванне? Минимум два десятка.
Поэтому в ванне сначала сидели, наслаждаясь теплом, а потом мылись в той же воде. После ванны можно было ополоснуться чистой водой из ведра. Эдуард III построил в своих дворцах несколько ванных; в некоторых из них была не только холодная, но и горячая проточная вода. В ванных, обычно обложенных плиткой, лорды ставят деревянные ванны.
Их прокладывают тканью. Ванну наполняют из кранов в королевских ванных или из котлов с горячей водой. В воду добавляют лепестки роз, специи, травы и другие источники сильных запахов. Обычно над ванной вешают полог, чтобы сидящего в ванне не продуло и чтобы сохранить тепло.
Лорду дают большую губку, на которую он садится, а слуги моют его тело теплой розовой водой. В некоторых случаях в больших ваннах могут одновременно купаться двое мужчин или муж и жена. Они попивают прохладительные напитки, слушают игру музыкантов и наслаждаются теплой ароматной водой. В такие моменты жизнь прекрасна».
Собственная ванна — это удовольствие только для богатых людей и одновременно символ статуса. Быть чистым — признак богатства, ведь если человек принимает ванну, значит, он может себе это позволить. Это было характерно не только для Англии — есть немало изобразительных и письменных свидетельств того, что ванны с собой возили даже в походы. Как жить без ванны?
Для тех, кому собственная ванна не по карману, остаются городские бани. В Лондоне их было немало, но популярнее всего были Саутуоркские бани, где можно было не только помыться, но и поесть, выпить, принять ванну с ароматическими маслами и провести время в приятной женской компании. Поэтому многие обеспеченные но не настолько богатые, чтобы иметь собственную ванну горожане могли бы сказатьо себе: «Каждый Новый год мы с друзьями ходим в баню…» В 1374 году таких бань было восемнадцать, и большинство из них располагалось в домах, принадлежащих епископу Винчестера — видимо, английские отцы церкви вполне благожелательно смотрели на купанияи даже на сопутствующие им не всегда приличные развлечения. Но ходить в бани, даже в обычные, без дополнительных услуг, удовольствие тоже не на каждый день.
Для ежедневной гигиены оставались тазики, кувшинчики и ковшики. Летом можно было купаться в реке, в холодное время года оставались обтирания и омовения наиболее грязных частей тела в тазике. Людям, занимающимся грязной работой, приходилось купаться каждый день, невзирая на холод. Потому что — как уже было сказано — чистота была признаком статуса, символом респектабельности.
Представьте, как она с беспокойством рассматривает приближающуюся тучу, выложив на просушку постельное белье. Естественно, не за всеми домами так же хорошо ухаживают, но плохо пахнущие дома считаются рассадником греха, порчи и гнили. Никому не хочется, чтобы на него повесили такой ярлык; все стремятся к прямо противоположному: чистоте и респектабельности. В деревнях и городках, где все другдруга знают, чистота дома — это даже не просто вопрос порядочности.
Россия и весь мир вступили в Новое Средневековье. И вот почему!
Барон захватил пленника и держит в своём замке до получения выкупа. Ему и в голову не пришло бы «доказывать вину» заложника. Барон просто держал его в плену, пока не получал требуемое. С точки зрения того времени это вполне нормальная практика. Жена Медведчука, однако, узнаёт, что появился подходящий «товар» для обмена — захваченные в Мариуполе британские наёмники. И она обращается к Джонсону более влиятельному феодалу. Медведчук в данном случае не является военнопленным, он и не преступник — его вина не доказана ни одним судом, — он просто заложник, за которого требуют выкуп. Супруга Медведчука, правда, торгует не своим товаром — британские наёмники находятся в плену в бойцов ДНР.
При этом, несмотря на текущую лояльность этих «сеньоров» режиму, все феодалы в подобных системах преследуют в первую очередь свои собственные интересы, и в случае больших выгод от фрагментации российской государственности лишь поспособствуют её ускорению и новой волне приватизации де-факто уже во многом принадлежащих им государственных корпораций. Как, например, Роман Абрамович преследовал свои собственные, а не государственные интересы, когда вывозил британских военнопленных наемников из России, вскоре вновь отправившихся воевать в Украину. Здесь стоит отметить, что российский политический авторитаризм нисколько не входит в противоречие с расщеплением суверенитета: в конце концов, ЧВК «Вагнер» не обращался к народным массам и демократическим процедурам в реализации вооружённого мятежа.
Более того, для стран с относительно развитой политической конкуренцией, хотя бы в рамках буржуазной представительной демократии, вооружённые мятежи и подобная феодальная фрагментированность власти кажутся абсурдными и невозможными, в то время как для многих латиноамериканских, африканских и азиатских полупериферийных и периферийных государств с более авторитарными политическими режимами схожие проявления плутократического неофеодализма и распыление государственного суверенитета вполне естественны и обыденны. Упомянутые выше тенденции сильно напоминают период средневековой раздробленности, когда крупные государства распадались на составные части, раздираемые в первую очередь конфликтами между разнообразными локальными дружинами, группировками наёмников, отрядами бандитов и кочевников и другими военными группами, остававшимися верными центральной власти лишь в контексте преследования собственных интересов. Риск повторения подобной ситуации в современной России всё возрастает как из-за распространения и усиления ЧВК, так и из-за других факторов: например, обширного участия уголовников в военных действиях или «наёмной» основы государственной армии, где в рекрутинге акцент ставится всё больше на финансовые выгоды, чем на ценности патриотизма или правое дело «борьбы с украинским фашизмом».
Феодальное неравенство в современной России Высокий уровень неравенства и его продолжающийся рост как основа для неофеодальной системы общественных отношений, наравне с парцелляцией суверенитета, также выделяется многими политическими теоретиками — в частности, об этой проблеме как одной из важнейших характеристик «Нового Средневековья» пишет марксистка Джоди Дин в работе «Коммунизм или неофеодализм? Современные неофеодальные общества характеризуются крайней степенью неравенства, прежде всего имущественного, что разделяет классы гигантской пропастью, напоминающей разницу не между менеджерами и рабочими в социальных государствах Северной и Западной Европы, но между лордами и крепостными крестьянами, или даже рабами. В России социально-экономическая проблема неравенства начала всё сильнее проявляться вместе с распадом Советского Союза и экономической либерализацией.
Однако, тенденция не завершилась и не обратилась вспять после «дикого капитализма» 90-х годов. Напротив, в XXI веке ситуация только усугубилась. Гораздо хуже ситуация в России не с прямым неравенством доходов на человека, а с колоссальным имущественным неравенством, по которому РФ входит в топ-10 стран мира по данным Credit Suisse см.
Правилам, очень напоминающим привилегированное положение средневековых высших сословий в размере ежемесячных доходов, земли, имущества и слуг в собственности. Типичные даже заниженные размеры заборов на Рублёвке, отделяющих «простолюдинов» от местных «дворянских усадеб», — невозможно даже заглянуть внутрь. Как за крепостными стенами.
Доминирующий класс сверхбогатых чиновников, бизнесменов и олигархов живет в гигантских изолированных усадьбах на Рублёвке и не только, повсюду появляются региональные аналоги — в частности, резиденции на Алтае или в окрестностях Красной Поляны , отгороженных от менее состоятельных средних и мелких буржуа и тем более от деревенского люда 10-метровыми зелёными заборами и отрядами ЧОП, словно бароны и графы в своих замках и родовых поместьях, окружённых глубокими рвами.
Сходство это наблюдается не в прямом повторении средневековых отношений собственности на средства производства, землю и другие активы, но в общей конфигурации властных отношений российской элиты. Также примечательно, что государственные корпорации вроде «Газпрома», «Ростеха», «Роснефти» и многих других в случае РФ даже скорее помогли образованию и укоренению новой прослойки лояльных феодалов-олигархов, что неоднократно отмечал и критиковал с либеральной точки зрения бывший глава ФАС России Игорь Артемьев: «существует опасность экономического феодализма… где нет частного сектора, нет капиталистических отношений, а есть только сеньоры и их вассалы».
При этом, несмотря на текущую лояльность этих «сеньоров» режиму, все феодалы в подобных системах преследуют в первую очередь свои собственные интересы, и в случае больших выгод от фрагментации российской государственности лишь поспособствуют её ускорению и новой волне приватизации де-факто уже во многом принадлежащих им государственных корпораций. Как, например, Роман Абрамович преследовал свои собственные, а не государственные интересы, когда вывозил британских военнопленных наемников из России, вскоре вновь отправившихся воевать в Украину. Здесь стоит отметить, что российский политический авторитаризм нисколько не входит в противоречие с расщеплением суверенитета: в конце концов, ЧВК «Вагнер» не обращался к народным массам и демократическим процедурам в реализации вооружённого мятежа.
Более того, для стран с относительно развитой политической конкуренцией, хотя бы в рамках буржуазной представительной демократии, вооружённые мятежи и подобная феодальная фрагментированность власти кажутся абсурдными и невозможными, в то время как для многих латиноамериканских, африканских и азиатских полупериферийных и периферийных государств с более авторитарными политическими режимами схожие проявления плутократического неофеодализма и распыление государственного суверенитета вполне естественны и обыденны. Упомянутые выше тенденции сильно напоминают период средневековой раздробленности, когда крупные государства распадались на составные части, раздираемые в первую очередь конфликтами между разнообразными локальными дружинами, группировками наёмников, отрядами бандитов и кочевников и другими военными группами, остававшимися верными центральной власти лишь в контексте преследования собственных интересов. Риск повторения подобной ситуации в современной России всё возрастает как из-за распространения и усиления ЧВК, так и из-за других факторов: например, обширного участия уголовников в военных действиях или «наёмной» основы государственной армии, где в рекрутинге акцент ставится всё больше на финансовые выгоды, чем на ценности патриотизма или правое дело «борьбы с украинским фашизмом».
Феодальное неравенство в современной России Высокий уровень неравенства и его продолжающийся рост как основа для неофеодальной системы общественных отношений, наравне с парцелляцией суверенитета, также выделяется многими политическими теоретиками — в частности, об этой проблеме как одной из важнейших характеристик «Нового Средневековья» пишет марксистка Джоди Дин в работе «Коммунизм или неофеодализм? Современные неофеодальные общества характеризуются крайней степенью неравенства, прежде всего имущественного, что разделяет классы гигантской пропастью, напоминающей разницу не между менеджерами и рабочими в социальных государствах Северной и Западной Европы, но между лордами и крепостными крестьянами, или даже рабами. В России социально-экономическая проблема неравенства начала всё сильнее проявляться вместе с распадом Советского Союза и экономической либерализацией.
Однако, тенденция не завершилась и не обратилась вспять после «дикого капитализма» 90-х годов. Напротив, в XXI веке ситуация только усугубилась. Гораздо хуже ситуация в России не с прямым неравенством доходов на человека, а с колоссальным имущественным неравенством, по которому РФ входит в топ-10 стран мира по данным Credit Suisse см.
Правилам, очень напоминающим привилегированное положение средневековых высших сословий в размере ежемесячных доходов, земли, имущества и слуг в собственности. Типичные даже заниженные размеры заборов на Рублёвке, отделяющих «простолюдинов» от местных «дворянских усадеб», — невозможно даже заглянуть внутрь.
Мероприятие можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс до 22 октября 2023 года.
Фотографии: Алексей Бронников, Светлана Рагина.
В обзорах стратегии Manor Lords похвалили симуляцию средневековья и поругали ИИ
В Eurogamer стратегию Manor Lords похвалили за хорошо переданную атмосферу средневекового города, но также отметили, что все еще есть над чем поработать. угрозы Израиля в адрес Ливана, безнаказанные удары еврейских ВВС по Сирии – все это говорит о том, что человечество скатывается в новое средневековье, но уже 21-го века. Новое средневековье Европы Ситуация с беженцами в Европе резко ухудшается. Свою влюбленность в XV-ый век участники выставки реализовали через немецкие скульптуры, французские гобелены, рыцарские стихи и византийские лики. Новое средневековье Новое «политическое средневековье» фактически началось с распадом СССР.
Максим Горюнов. Новое Средневековье
«Новое Средневековье» стало естественным результатом того бегства от современности, которое Кремль преподал российскому населению в качестве единственного способа ухода от. Смотрите видео онлайн «Новое средневековье уже наступило (беседа с Николаем Герасимовым)» на канале «Веселый уголок» в хорошем качестве и бесплатно. ЭПОХА НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Большая политика | Корр. «ДД» Соседи России больше не могут рассчитывать на её политику «братских отношений». Нынче католичество кренится в сторону средневековья еще сильнее.
Новое средневековье: правде вход воспрещен
Спустя некоторое время после получения первых сообщений об американской трагедии я вдруг поймал себя на мысли, что все как-то очень единодушно заговорили о некоем историческом рубеже. Как ни парадоксально и отчасти даже кощунственно это звучит, создалось впечатление, что подобного происшествия, такого надругательства над мировой сверхдержавой как будто уже давно ждали, как будто в Нью-Йорке лопнул нарыв, уже давно вызывавший у человечества зуд. Катастрофа в Нью-Йорке представляется логическим итогом самонадеянной и безответственной политики Соединенных Штатов, сутью которой были примат силы и безусловный приоритет интересов США над интересами всего остального человечества. Позволяли себе отбирать чужие жизни исходя из по-своему понимаемой целесообразности. Причем эта целесообразность, несмотря на пропаганду, обосновывалась не моральными принципами о которых хором заговорили 11 сентября , а исключительно коммерческими интересами США. Американцы с жаром бросились завоевывать свободу для албанцев, но палец о палец не ударили, для того чтобы свободу и родину получили курды. Но если из высших интересов можно уничтожить десять невинных людей, то почему нельзя десять тысяч?! Американские злодеяния не оправдывают трагедии 11 сентября, но исчерпывающе ее объясняют. К сожалению, первая реакция официальных лиц на теракты в США не внушает оптимизма.
Мы возвращаемся в те времена, когда кондотьеры могли переходить от одного государя к другому, и то, что творилось с осаждёнными городами и с их населением, мало кого волновало. Есть те, кто двигал этими войсками. Скорее всего, мы не сможем пока ни с кем договориться, потому что пока мир не переживёт это десятилетие, пока мир не переживёт то самое падение экономик, падение уровня жизни, грани конфликта, грани войны, пока не появятся какие-то здравомыслящие люди или пока те, кто ведёт человечество, как они считают, из точки А в точку Б, либо они доведут, либо их планам не суждено сбыться, вот тогда там можно будет с кем-то говорить». По словам эксперта, произошла делегитимизация системы европейского права.
Кроме того, я каждый день поддерживаю деспотический режим в Вашингтоне, с каждым долларом уплаченных налогов, с каждой лживой улыбкой перед представителями власти, с каждым камнем, не брошенным мной... Каждый раз, когда я с женой иду в магазин, за ней следит оперативник, а мне задают вопрос, не я ли директор магазина. Я бы и правда мог владеть половиной магазина, но это ничуть не изменило бы действительности. Высказываться вслух - где и когда только возможно - вот что подавляет во мне тошнотворное чувство и кипящую злобу и дает силы просыпаться по утрам. Мне противны снисходительные лекции белых леваков, рассуждающих о возможности мнимого "выбора", вместо того, чтобы яростно и бескомпромиссно заявлять о злодеяниях неоконсервативной военной машины. То, что США сделали по отношению к Украине, поистине преступно, и в то же время эти действия изображаются с точностью до наоборот всеми до единого СМИ, за исключением тех, что находятся вне западной матрицы. Это — мое глубокое убеждение. Когда за нашими семьями следят, когда их преследуют, сажают в тюрьму, или убивают только потому, что их цвет кожи представляет "угрозу" общественному порядку, я не могу терпеть снисходительные "советы" и менторский тон.
Я предполагаю, что мои товарищи и коллеги, которые так "поддержали" власть, подвержены подобному же позору. И правда, если это и есть пятая колонна, то именно та, к которой я с радостью принадлежу. Это нелегкий выбор, за который приходится платить. Если это "продажа себя", то это сделка, которую я не признаю.
Глянцевые журналы Глянцевое портфолио IM — крупнейшее на рынке. На текущий момент это восемь брендов, которые охватывают практически весь спектр lifestyle-интересов современного человека. Высочайший уровень журналистики и визуального ряда, вдохновение и мотивация, технологические надстройки и актуальные тренды — это те принципы, на которых создаются лучшие глянцевые журналы страны. Мероприятия Event-команда IM — сильнейшая на рынке. Резонансные премии, светские приемы, деловые конференции, клиентские мероприятия, гала-ужины, бизнес-клубы, звездные вечеринки, масштабные фестивали, лектории и паблик-токи — лишь малая часть возможных форматов от брендов IM.
НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Тиран испугался, что монахи подосланы соседним тираном с целью помочь горожанам. Ночью монахов окружает городская стража. Женщины и трактирщик свидетельствуют об их порочном целомудрии, соседний тиран молчит, монахи поют гимны и готовятся к смерти. И так далее, и так далее, и так далее.
На них началась охота. Чему история учит? Спойлер: ничему Думаю, желающие покопаться в истории найдут некоторое число аналогичных сюжетов. Начиная со слов из Евангелия от Матфея «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
Но память человеческая коротка, да и ни о Сказке о Крысолове, ни о Детском крестовом походе, ни даже о евангельских словах не знают ни навальнисты и навальнята, ни, чего уж тут греха таить, их противники. В большинстве своем. Да и зачем же нам вообще знать об этих историях? Сделанного не воротишь. Однако, хотя «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», как говорил великий русский историк Василий Ключевский, анализировать алгоритмы прошлого имеет смысл. Общество живет по непреложным общечеловеческим законам. Логика «что немцу смерть, то русскому хорошо» не работает в отношении детей.
Они в любом случае должны быть вне политики, ограждены от проходимцев и преступников. И если государство неспособно защитить детей от растлителей их душ, то это должно сделать само общество.
Бахтин не был специалистом по Средневековью, но его книга стала интеллектуальным бестселлером, придавшем размышлениям о прошлом историко-культурную и идеологическую новизну. Что заставляло ее читателей видеть в ней не только научное исследование вызывавшее — и продолжающее вызывать — серьезную критику историков и филологов , но также декларацию индивидуальной и коллективной свободы в условиях многоразличных форм социального контроля и внешнего принуждения?
Как прочитывается эта книга сегодня?
Бытие воина и жреца менее укоренено в земле. Воин существует для войны и смерти а также защиты от войны и смерти.
Жрец, священник обращены к Богу и небу. Поэтому сама логика и структура семьи у высших сословий — священства и аристократии — менялась. Например, дети не считались «ребятами», то есть «ребенками», так как они не работали, а учились военному искусству или грамоте по священным книгам.
Девицы просто ждали замужества, причем нравственный кодекс в высших сословиях особенно для девушек был намного более строгим, чем для низших хотя и там он был довольно строг. Особый случай — это семьи в городах. Мелкие ремесленники и купечество часто были выходцами из крестьянских семей и переносили на город крестьянскую модель семьи.
Здесь также дети были «ребенками», то есть «работниками», но обучались ремеслу или торговле. По нравственному же укладу традиционная городская семья ремесленного или купеческого типа тяготела скорее к кодексу высших сословий — то есть к жесткому и безукоснительному соблюдению нравственных правил. Но так было в традиционном обществе.
Новое время, капитализм и урбанизация стали началом распада семьи. Современный либерализм и ортодоксальный коммунизм доводят отрицание семьи до логического предела.