Новости неизвестные факты о блокаде ленинграда

Интересные факты о блокаде Ленинграда. Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из. Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из.

Публике представят неизвестные факты о блокаде Ленинграда

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. Именно столько длилась блокада Ленинграда: город был взят в кольцо 8 сентября 1941 года, а полностью освободить его от фашистов удалось лишь 27 января 1944 года. 872 дня блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го и продолжалась 900 дней и 900 ночей. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда.

О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина собраны воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий. Ученый рассказал об ужасах блокады Ленинграда и объяснил, что упускают на Западе, описывая те трагические события. Сегодня в России отмечают 70-летие со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, воспоминания, истории на развлекательном портале Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау.

Публике представят неизвестные факты о блокаде Ленинграда

Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Организация стационаров и столовых усиленного питания. По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. С конца апреля 1942 г.

На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров их было создано 89. Питание в этих столовых производилось по специально утвержденным нормам. С 25 апреля по 1 июля 1942 г. В январе 1942 г. В столовой Дома ученых в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек.

Ленинградским горисполкомом было дано распоряжение конторе «Гастроном» организовать с доставкой на дом единовременную продажу по государственным ценам без продкарточек академикам и членам-корреспондентам АН СССР: масла животного — 0. По решению горисполкома с января 1942 г. За 5 месяцев в Лениграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс. Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием. Постановлением Военного совета фронта от 7 февраля 1942 г.

При вузах открываются свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г кофе, 60 г жиров, 40 г сахара или кондитерских изделий , 100 г мяса, 200 г крупы, 0. В первом полугодии 1942 г. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник. Во втором полугодии 1942 г. На 1 января 1943 года 270 тыс.

Использование пищевых заменителей Большую роль в преодолении проблемы снабжения продовольствием играло использование пищевых заменителей, перепрофилирование на их производство старых предприятий и создание новых. В справке секретаря горкома ВКП б Я. Ф Капустина на имя А. Жданова сообщается об использовании заменителей в хлебной, мясной, кондитерской, молочной, консервной промышленности, в общественном питании. Впервые в СССР в хлебопекарной промышленности была использована пищевая целлюлоза, производимая на 6-ти предприятиях, что позволило увеличить выпечку хлеба на 2 230 тонн.

В качестве добавок при изготовлении мясной продукции были использованы соевая мука, кишки, технический альбумин, получаемый из яичного белка, плазмы крови животных, молочной сыворотки. В результате было произведено дополнительно 1360 т мясопродуктов, в том числе столовой колбасы — 380 т, студня 730 т, альбуминовой колбасы — 170 т и хлебца растительно-кровяного — 80 т. В молочной промышленности переработано 320 тонн сои и 25 тонн хлопкового жмыха, что дало дополнительно продукции 2 617 т, в том числе: соевого молока 1 360 т, соевых молокопродуктов простокваша, творог, сырники и др. Группой ученых Лесотехнической академии под руководством В. И Калюжного была разработана технология получения пищевых дрожжей из древесины.

Широко использовалась технология приготовления витамина С в виде настоя лапок хвои. Только до декабря было изготовлено более 2 млн доз этого витамина. В общественном питании широко использовалось желе, которое готовили из растительного молока, соков, глицерина и желатина. Для производства желе также использовались отходы овсяного помола и клюквенный жмых. Пищевая промышленность города выпускала глюкозу, щавельную кислоту, каротин, таннин.

Попытки прорыва блокады. Плацдарм «Невский пятачок» Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд.

Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась.

Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем.

Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше.

Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать.

Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев.

Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной…» Весна—лето 1942 года Первый прорыв блокады Ленинграда 29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам. Организация подсобных хозяйств 19 марта 1942 года исполком Ленсовета принял положение «О личных потребительских огородах трудящихся и их объединений», предусматривающее развитие личного потребительского огородничества как в самом городе, так и пригородах. Помимо собственно индивидуального огородничества, были созданы и подсобные хозяйства на предприятиях.

Для этого расчищались свободные участки земли, примыкающие к предприятиям, и сотрудникам предприятий по спискам, утверждаемым руководителями предприятий, предоставлялись участки площадью 2-3 сотки для личных огородов. Подсобные хозяйства охранялись круглосуточно силами персонала предприятий. Владельцам огородов оказывалась помощь в приобретении рассады и её экономном использовании. Так, при рассадке картофеля использовались только небольшие части плода с проросшим «глазком». Кроме того, Ленгорисполком обязал некоторые предприятия обеспечить жителей необходимым инвентарём, а также выпустить пособия по сельскому хозяйству «Агроправила для индивидуального овощеводства», статьи в Ленинградской правде, и др.

Всего весной 1942 года было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, общий валовой сбор от совхозов, индивидуального огородничества и подсобных хозяйств составил 77 тыс. Сокращение уличных смертей Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства.

Возобновилась работа многих предприятий. Восстановление движения городского общественного транспорта 8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии. Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму.

Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети.

Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным. Официальная статистика Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе—феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 человек, в сентябре — 7000 человек. Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев.

Активизация обстрела. Контрбатарейная борьба В апреле — мае немецкое командование в ходе операции «Айсштосс» безуспешно попыталось уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота. К лету руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах.

Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений.

Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией.

В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз. Прорыв блокады 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров.

Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая «Дорога победы» дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно.

Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл. Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени.

Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. Крупской было произведено три тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере». После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу. Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 км. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию.

Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Это позволило 21 января Л. Говорову и А. Жданову обратиться к И. Сталину: В связи с полным освобождением г.

Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 2. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны.

Одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны считается блокада Ленинграда. История сохранила множество фактов, свидетельствующих об этом ужасном испытании в жизни города на Неве. Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков почти 900 дней с 8 сентября 1941 г. Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице перед началом войны, за время блокады только от голода умерло более 600 000 человек, ещё несколько десятков тысяч горожан погибло от бомбёжек. Несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, сильные морозы, отсутствие тепла и электричества, ленинградцы мужественно выстояли перед фашистским натиском и не отдали врагу свой город.

О блокадном городе сквозь десятилетия В 2014 году в России отмечалось 70-летие блокады Ленинграда. Сегодня, как и несколько десятилетий тому назад, русский народ высоко чтит подвиг жителей города на Неве. О блокадном Ленинграде написано большое количество книг, снято множество документальных и художественных фильмов. Про героическую оборону города рассказывают школьникам и студентам. Чтобы лучше представить себе положение людей, оказавшихся в окружённом фашистскими войсками Ленинграде, предлагаем вам ознакомиться с событиями, связанными с его осаждением.

Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков Для захвата советских земель у гитлеровцев был разработан В соответствии с ним фашисты планировали за несколько месяцев завоевать европейскую часть СССР. Городу на Неве в процессе оккупации отводилась важная роль, ведь Гитлер считал, что если Москва - это сердце страны, то Ленинград - его душа. Фюрер был уверен, что как только северная столица падёт под натиском немецко-фашистских войск, боевой дух огромного государства ослабнет, и после этого его с лёгкостью можно будет завоевать. Несмотря на сопротивление наших войск, гитлеровцам удалось значительно продвинуться вглубь страны и окружить город на Неве со всех сторон. Именно тогда все сухопутные пути из города были перерезаны, и он оказался в окружении врага.

Ежедневно Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам, однако не сдавался. Северная столица находилась в блокадном кольце почти 900 дней. За всю историю существования человечества это была самая длительная и страшная осада города.

О голоде, холоде, длинных очередях, страшных обстрелах Ленинград говорил только своим гражданам. В Москве в радиоэфирах эта информация купировалась. Почему не эвакуировалась поэтесса Ольга Берггольц Поэтесса Ольга Берггольц могла улететь из Ленинграда ещё в сентябре 1941 года, но она осталась, так как не могла оставить в городе мужа, страдающего эпилепсией… Запись из ее дневника 1 октября 1941 года: «Мне предлагали уехать, улететь на самолёте в Москву с Ахматовой. Она сама просила меня об этом, и другие уговаривали. Я не поехала.

Я не могу оставить Кольку, мне без него все равно не жизнь, несмотря на его припадки, доставляющие мне столько муки». Финальный матч состоялся 27 августа 1944 года на стадионе «Динамо» в Москве. При этом несколько футболистов в составе «Зенита» пережили блокаду в своем родном городе. Владислав Радимов, полузащитник сборной России 90-х годов, отыгравший в «Зените» 6 сезонов: «Сейчас очень трудно себе представить, как это вообще было возможно, тренироваться в таких условиях, и физических, когда просто не хватало еды, и моральных, когда вокруг умирали взрослые и дети каждый день. А тем более побеждать, завоевать кубок. Впервые отобрав его у москвичей. И пусть не все футболисты «Зенита» тренировались в своём городе, это можно назвать настоящим спортивным подвигом.

Не вышло.

А после Cталинградской битвы фрицам стало уже не до блокады, ноги бы унести. Пожалуй, самое подлое измышление про ленинградскую эпопею. Верхом глумления стал опрос телеканала «Дождь»: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней? Своих единомышленников попыталась защитить Ксения Собчак, заявив, что, мол, «неприличных вопросов не бывает». После этого журналист Максим Кононенко сразу задал ей «приличный» вопрос: «Ксюша, а ты в жопу даешь? Население Витебска сократилось со 160 тыс. Варшавы - с 1,3 млн. В Киеве до оккупации жило 800 тыс, осталось 140.

Не говоря уже о том, что 200 тыс. Впрочем, остальное население Гитлер тоже приказал считать «военной целью». А сам город планировалось сровнять с землей.

Ел ли Жданов — и другие руководители Ленинграда, носил ли пирожные сыну — это не меняет ситуацию. В столовой Смольного уровень питания, в том числе деликатесного, не отличался от уровня в мирное время. Там пекли пирожки, пекли торты.

Информация об этом, исходящая от «обслуживающего персонала» тех лет, тоже опубликована. Я не стала бы делать из этого сенсацию. Для снабжения Смольного существовало подсобное хозяйство, птицефабрика в Мельничном Ручье. Это окраина города, где не бомбили. Оттуда привозили свеженькие яйца, мясо курочек для работников горкома и обкома. Там же был и санаторий.

О санатории — вот фрагмент дневников сотрудника Смольного, инструктора отдела кадров горкома Николая Рибковского, запись от 5 марта 1942 года: «Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день…» — Можно ли было как-то перераспределить продукты? И решение очень циничное. Понятно, что на всех еды не хватит. Точные цифры неизвестны, мы их никогда не узнаем, но примерно можно считать, что к так называемым льготным категориям относились сотни человек. Даже не тысячи.

Но на этом фоне Жданов посылает в Москву телеграмму с требованием прекратить и «посылку индивидуальных подарков организациями в Ленинград». Это, пишет, «вызывает нехорошие настроения». Более того, в Москве, в частности в партийно-номенклатурном руководстве Союза писателей, сложилось мнение, что «ленинградцы сами возражают против этих посылок». Берггольц по этому поводу воскликнула в дневнике: «Это Жданов — «ленинградцы»?! Меня недавно поразил один из центральных каналов. Они приезжали снимать сюжет к 8 сентября и попросили показать им — цитирую!

Ну, говорят, людям же по 125 граммов раздавали… Я им объясняю: хлеб не раздавали, его надо было покупать. А если ты иждивенец и живёшь один, то ты и эти 125 граммов купить не можешь, потому что деньги никто не отменял. Это была не раздача пайка, а покупка продуктов. При этом карточки далеко не всегда можно было отоварить, доставка не была налажена. Если карточки — ведь должно быть точно известно, сколько и куда привозить? Больше всего, 20 тонн, передавалось для нужд «ответственных работников».

А тресту хлебопечения предлагалось выделить 13,5 тонны. На 2 февраля 1942 года в учреждениях наркомата торговли находилось 125 автомашин. И это в городе, где жили несколько миллионов человек и работали сотни магазинов, булочных и столовых. А Ленгорисполком тогда обслуживали 348 автомобилей. Власть заботилась о том, чтобы заводы работали. До людей, работавших на этих заводах, дела было как-то меньше.

Вы же понимаете, что сделать танк — это не винтовку отремонтировать. И огромное количество сырья для работы нескольких гигантских оборонных заводов — как привезти? Что мешало так же возить в Ленинград больше продовольствия, той же муки, по Дороге жизни? И пока они не будут обнародованы, все разговоры — софистика. Действительно, когда уже была налажена Дорога жизни, по ней возили и людей, и на санях мешки с мукой. И можно было возить продовольствие.

Но городское и областное руководство находилось в состоянии коллапса.

Оболганная блокада Ленинграда

В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау. Всё время блокады в городе работал народный театр, весной 1942-ого года начали открывать кинотеатры. Каждый раз пишу о блокаде Ленинграда со слезами на глазах. Неизвестно, пересмотрел ли режиссёр этой ленты фильмов ужасов или действительно именно так представляет себе жителей блокадного Ленинграда. Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го.

Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде

блокада Ленинграда. К 75-летию полного снятия блокады Ленинграда на сайте Министерства обороны РФ опубликованы рассекреченные документы, касающиеся блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда в европейских газетах. Статья о блокаде Ленинграда появилась на первой полосе французской газеты уже 10 сентября. Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Длиннопост, Блокада Ленинграда. В советское время число жертв блокады Ленинграда исчисляли лишь по документам учета умерших от голода (0,632 миллиона) и снарядов с бомбами (0,017 миллиона). блокада Ленинграда.

Блокада Ленинграда. 10 фактов о непокоренном городе

Первые этажи закрыты этой грязью. Стоять там было нельзя, от запаха тошнило. Чего только ни находили в этих грудах нечистот! Находили детские трупы, находили трупы взрослых… В канализационных люках находили отдельные части человеческих трупов». Обнаружение «отдельных частей» было, увы, связано и с установленными фактами каннибализма. Массовый голод приводил, кроме прочего, и к таким преступлениям. Единичные случаи людоедства начиная с января 1942 года, самого тяжелого времени в Ленинграде, стали фиксироваться все чаще.

В феврале за каннибализм было задержано 612 человек рекордная цифра , в марте — 399, в апреле — 300, а в мае — 326. Можно только догадываться, сколько эпизодов поедания людей не было зафиксировано. Не углубляясь в отвратительные подробности обстоятельств этих арестов, остается только отметить, что летом 1942 года одновременно с улучшением снабжения Ленинграда продуктами произошло и резкое снижение количества подобных преступлений. Голод, холод, транспортный паралич, отсутствие света, воды, тепла и канализации сопровождались и масштабными обстрелами. Немцы выпустили по городу десятки тысяч снарядов, сбросили на него десятки тысяч авиабомб. Масштабы потерь были, конечно, меньше, чем смертей от недостатка пищи, но все равно гибель могла поджидать горожан в любую минуту.

Надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», отдельные из которых были восстановлены после войны, стали настоящим символом стойкости города во время блокады. В конце марта 1942 года в Ленинград прибыл партизанский обоз с продовольствием для города, немало воодушевивший блокадников. Летом снабжение города значительно улучшилось, да и сами ленинградцы стали разбивать огороды капуста выращивалась даже на Исаакиевской площади , пытаясь хотя бы подобным образом подготовиться к следующей зимовке. Активизировалась доставка продуктов и по существующим каналам воздушным путем и через Ладожское озеро. В обратном направлении эвакуировались люди.

С сентября 1941 года по апрель 1942-го в основном по «Дороге жизни», проложенной зимой по льду Ладоги, на «Большую землю» вглубь Советского Союза было отправлено 660 тыс. Вместе с массовой зимней гибелью от голода это привело к тому, что город опустел. За лето 1942 года из Ленинграда вывезли еще 400 тыс. На фоне пережитого весна 1942-го была куда больше наполнена оптимизмом. Горожане начали лучше одеваться, в городе вновь открылись кинотеатры и театры, некоторые учебные заведения, проводились концерты и спортивные состязания. Конечно, участвовали в них единицы, основная масса населения по-прежнему была озабочена вопросами своего выживания, но все же стойкость ленинградцев была колоссальной.

С улиц города вывезли до 3 млн тонн мусора, увеличились пайки, открывались столовые усиленного питания, где граждане время от времени могли получить полноценный обед, вновь начал ходить трамвай, заработала канализация, стали функционировать бани, в январе 1943 года в большинстве домов появился свет. Город оживал. Ужасная цена Точное количество жертв блокады установить невозможно из-за разнобоя в подсчетах и неполноты документов, фиксировавших количество умерших. На Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 632 тыс. По современным оценкам, эта трагическая цифра, скорее всего, превышает 1 млн жертв. Только на Пискаревском мемориальном кладбище похоронено около 500 тыс.

Еще 180—200 тыс. Более 130 тыс. Женя умерла в 12 часов утра. Бабушка умерла 25 января 1942-го в 3 часа дня.

Прихожу на заставу перед Лебяжьим, там служил мой брат, и говорю: «Вызовите мне Водовозова Николая...

Идёт начальник заставы — он знал нас, приходил, когда мама с папой были живы. Он говорит: «Зоя, они трое суток назад должны были вернуться из разведки, но их нет. Не знаем, где они». И тогда он довёз меня на машине до госпиталя. Оставалось 4 км, а 22 км я прошла пешком.

Оказалось, что спустя час вернулся брат с пленным генералом. Они скрывались в землянках, чтобы их там немцы не обнаружили. И их тогда всех наградили. А у меня врач, Татьяна Михайловна, хирург, спрашивает: «Зоя, как там? Она говорит: «Я завтра поговорю с начальником госпиталя, может быть, мы соберём какие-нибудь продукты и отправим маме».

А мама моя уже умерла... В разведку ходил, пленных приводили, вот как генерала тогда. Он потом служил у Хрущёва всю войну. После войны в Киеве был, а после Киева — в Москве. А потом отдала их в детдом.

Оттуда их отправляли на катерах... Между Петергофом и Мартышкином их катера разбомбили, и дети стали тонуть. Моряки каким-то образом их спасали. Потом мне написали, что младшая из моих сестёр якобы утонула. Но оказалось, что её выловили и на другой какой-то катер посадили.

Их потом привезли в Горьковскую область. А мои врачи каким-то образом паёк собирали и отсылали в детский дом. Я этого не знала. Потом мне написали оттуда: «Спасибо, Зоя, вот так и так». Врачи, которые в госпитале работали, даже во время войны в детский дом посылали паёк.

Всем детям, не только моим. Просто посылали туда паёк. Как могли люди сдать Ленинград? Столько было патриотов. Лежит в госпитале раненый — и чуть его подлечили, а он уже говорит: «Выпишите меня, мои друзья воюют там, погибают, а я здесь лежу.

Вот такие были.

Среди фактов — восстановление движения трамвая, блокадные огороды, спасение питомцев зоопарка. Цель отразить все факты, связанные с блокадой, не ставилась.

За рамками остались, например, работа фотографов во время блокады, разработка и поставки боровичского угля, гибель «Ладожского титаника»... Каждый из представленных на выставке 80 фактов является свидетельством о тех легендарных днях, когда ковалась Ленинградская Победа. Все вместе они формируют рассказ о том, через какие испытания прошли наши деды и прадеды, чтобы город, страна и весь мир жили полноценной жизнью.

Так, за время работы ледовой "дороги жизни" в Ленинград поступало в среднем по 1. При этом удалось с 11 февраля 1942 г. Более того, при таком грузопотоке удалось даже накопить серьезные запасы продовольствия по оценкам разных авторов - на срок от 18 до 60 дней. В Берлин, как было выше отмечено, доставляли в среднем 2. Доставить по воздуху 1. Но у водного транспорта совершенно другие измерения. Совсем небольшая меньше мне в современном справочнике найти не удалось речная баржа "проект Р-137" имеет грузоподъемность 1. Речная баржа "проект Р-165" при длине 91,6 м и ширине 15,7 м имеет грузоподъемность 2670 тонн.

Одна такая баржа может обеспечить суточную потребность в продовольствии миллионного города. Да, в начале 40-х годов речной озерный флот СССР таких судов не имел, но и имеющиеся были не слишком малы. Так, в соответствии с постановлением ГКО от 30 августа 1941 г. Фактически использованные в навигацию 1941 г. Хуже того, из-за проблем с причалами, погрузкой и буксировкой по штормовой Ладоге их реальная загрузка снижалась до 300-500 тонн. Все это обилие цифр сводится к простому выводу: 5-6 самых скромных барж в сутки снимали все проблемы с обеспечением Ленинграда продовольствием по обычным то есть весьма скромным нормам военного времени. Еще 3-4 баржи могли обеспечить доставку необходимого количества горючего и боеприпасов для фронта именно в такой пропорции - 785 тыс. Вот и все, что требовалось для "транспортного прорыва" блокады.

А теперь переходим от расчетов к фактам. В 1940 г. Даже если забыть о том, что бывает зима, это дает 9. Фактически, с учетом реальной продолжительности навигации на Неве, эту цифру можно смело увеличить раза в полтора. К началу 1941 г. Даже один процент! Не кажется ли вам, господа, что после таких цифр слово "блокада" рядом со словом "Ленинград" надо писать в кавычках? Началась война - и с баржами на Неве стало происходить точно то же самое, что и с танками, самолетами, пушками, циклопическими запасами боеприпасов… Они стали таять, исчезать в тумане… "Большое число судов было передано в ведение военных органов и ушло из Ленинграда на восток?

Вернуть эти последние суда, а также пополнить плавучие средства СЗРП путем перевода судов из других водных бассейнов было невозможно... В результате к началу блокады Ленинграда СЗРП имело на Ладожском озере и на Волхове всего 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж". С каким-таким "населением" ушли суда на восток - понять невозможно, массовой эвакуации населения из Ленинграда, к сожалению, проведено не было; и что уже совсем непонятно - где находился этот далекий "восток", если с него было "невозможно вернуть" уплывшие суда? Впрочем, даже с учетом всех этих странностей, в составе СЗРП осталось 129 барж и 77 буксиров. Казалось бы, какие проблемы? Проблемы известные, точнее говоря, проблема одна - внезапность. Внезапно выяснилось, что: "По своему состоянию суда, особенно несамоходные, были малопригодны для плавания по Ладоге. Поэтому для перевозок были выделены только 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи.

При этом из выделенных судов более 20 сухогрузных барж из-за своей ветхости не могли плавать по озеру в осенний период... Это очень мало - в сравнении с потенциальными возможностями СЗРП, но в сравнении с потребным количеством "тоннажа", необходимого для снабжения Ленинграда - более чем достаточно. Такое количество плавсредств теоретически позволяло не только обеспечить текущие потребности города, но и создать многомесячные запасы продовольствия. Почему же в городе возник жуткий, смертный голод? Жмакин, проверившие 22 октября работу Осиновецкого порта основной порт на западном, "ленинградском" берегу Ладожского озера - М. И причалы были не оборудованы, и маяков на маршруте не хватало, и уголь для буксиров не завезли, и противник всячески противодействовал… Так ведь на то и война, что с противником. За первые шесть дней высадки союзников в Нормандии июнь 1944 г. Эти тонны выгружались не в порту, и не на пустом необорудованном пляже, а на очень даже оборудованном берегу.

Несколько лет немцы оборудовали этот берег всеми мыслимыми видами заграждений так, чтобы к нему не могла подойти даже легкая плоскодонная десантная лодка, не говоря уже о тяжелом морском судне… Всего за 58 дней навигации с 10 сентября по 7 ноября 1941 г. На затонувших по разным причинам, включая удары авиации противника, судах было потеряно 2,8 тыс. Потери достаточно умеренные, но это не должно нас удивлять, принимая во внимание как мизерность сил немецкой авиации, оставленной под Ленинградом после переброски основных сил люфтваффе на московское направление, так и состав Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО по числу зенитных орудий и прожекторов они превосходили ПВО нефтепромыслов Плоешти или крупнейшего порта Констанца в Румынии. Что касается продовольствия, то по Ладоге в город доставлялось чуть меньше 800 тонн, то есть фактически две-три недогруженные баржи в день. Понятно, что потенциальные возможности огромного речного флота были использованы исключительно плохо.

10 фактов о блокадном Ленинграде, о которых мало кто знает

Блокады Ленинграда немецким вермахтом, во время которой погибло от 1 до 1,2 миллионов гражданских лиц, была одним из самых ужасных преступлений времен Второй мировой войны. В советское время число жертв блокады Ленинграда исчисляли лишь по документам учета умерших от голода (0,632 миллиона) и снарядов с бомбами (0,017 миллиона). Сегодня российская общественность зачастую не готова воспринять любые новые факты о жизни блокадного Ленинграда, в частности о ее реальных экономических механизмах поскольку заранее видит в них. «Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях. «Петербургский дневник» публикует рассказы о ленинградской блокаде. В советское время о блокаде Ленинграда знал каждый школьник.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий