Муром24» Главные новости» Муромская епархия передала частицу мощей Петра и Февронии в Чечню.
По святым местам. Муромская епархия. Часть 2
В этом году открылся филиал клуба в Тольятти, который совместно с молодёжным отделом Тольяттинской епархии организовал акцию в Тольятти. В первый день нового года в Клубе Смешанных Единоборств «Димитрий Донской» в Жигулёвске и Тольятти собрались единомышленники, решившие присоединиться к акции и показать пример горожанам, как можно встречать новый год: трезво и с молитвой. Возглавили пробежку главные тренеры клубов: в Жигулёвске — президент клуба Д. Буров, в Тольятти — Н. Участниками акции стали члены КСЕ «Димитрий Донской», профессиональные спортсмены-гости клуба, члены молодёжного клуба «Тихий ветер« при Казанском храме Тольятти, председатель молодёжного отдела Тольяттинской епархии, клирик Казанского храма Тольятти иерей Вячеслав Гришин, клирик храма во имя праведного Иоанна Кронштадтского Жигулёвска протоиерей Борис Блинков. Акцию поддерживает отдел по физической культуре и спорту администрации г. Начальник отдела Р. Юлдашев лично принимает участие в акции. В Жигулёвске после молебна прп.
Илие Муромцу участники акции совершили пробежку от клуба до строящегося Покровского храма и обратно. В клубе устроили чаепитие. В Тольятти решили сначала от клуба пробежать до Казанского храма и в храме совершить молебен. После молебна устроили чаепитие и пообщались. Москва — 13:00 ул. Восточная, д. Москва сёстры —16:00 Кузьминский парк, храм Влахернской иконы Божией Матери 2. Миргородская, 1А 2.
Санкт-Петербург —14:00 пр. Косыгина, 7 литА, храм Марии Магдалины. Южно-Сахалинск — 14:00 площадь Славы, у Поклонного Креста 4. Стрежевой Томская обл. Дорожников, 11а, Церковь Николая Чудотворца в Стрежевом 5. Самара — 11:00 ул. Советской Армии 251 лит. Б, приход Святителя Спиридона Тримифунтского 6.
Ржев — 11:30 ул. Марата, д. Пятигорск — 12:00 сбор на месте дуэли Лермонтова 8.
На территории М. Казанской иконы Божией Матери в с. Драчёве в Селивановском р-не 1847 и Никольским храмом в с. Степанькове Меленковского р-на 1850 , так и зрелыми, напр. Владимирской иконы Божией Матери в с. Тучкове 1874 Судогодского у.
В посл. Котлицы Муромского р-на 1867-1879 с массивным куполом и арочными стрельчатыми фронтонами. В формах позднего рус. Угрюмово дер. Скрипино Меленковского р-на. К этому же направлению архитектуры ретроспективизма относится и Спасо-Преображенская ц. Теренино Селивановского р-на, ц. Сергия Радонежского в с. Пьянгус Меленковского р-на 1910 и грандиозная Христорождественская ц.
Мурома с уездом 1676 г. Церкви и мон-ри в г. Муроме и его уезде в кон. XVII ст. Мат-лы для истории рус. Владимир, 2010; Писцовая книга г. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. Мурома 1649 г.
Владимир, 2010; Переписная книга г. Владимир, 2011. Владимирский сб. Деревянная ц. Пророка Илии, близ г. Мурома, у с. Владимирского губ. Владимир, 1875. Древняя Козьмодемьянская ц.
Памятники деревянных церк. Голышевка, 1879; Мисаил Смирнов , архим. Муром, 1996п; Добронравов В. Владимир, 1897. Мурома 1833 г. Владимирской ГУАК. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906.
Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Ушаков Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913; Добрынкин В. Владимир, 1915 на обл. По окраинным землям Владимирским. Муром: Памятники искусства XVI - нач. Ярославль, 1971; он же. Козьмодемьянская ц.
Ярославль, 1983. Муром: Альбом. По Оке от Коломны до Мурома. Ярославль, 1988. Интерьер ц. Ростов, 1993. Ростов, 1994. Муром, 1993. Памятники истории и культуры Владимирской обл.
Муром, 2001; Седов Вл. Муром, 2001. Муром, 2002; Шатохин А. Меленки Владимирской обл. К вопросу о «белых пятнах» в средневек. Муром, 2003. Сухова и др. Ростов, 2007. Муромский Богородицкий собор - усыпальница св.
Петр и Феврония Муромские. Можайск, 2009. Досуг муромцев в XVII в. Владимир, 2014. Монументальная живопись и иконописание Из 3 епархий Владимирской митрополии только на территории М. Однако летописи, описывая разорение ордынцами Сев. Руси - «…татарове... Троицкая летопись. Древнейшим сохранившимся памятником иконописи в М.
Николая Чудотворца Николы Набережного икона «Свт. Николай Чудотворец» МИХМ , «открытая» в результате реставрации и исследований, продолжавшихся с 1970 по 2004 г. ГосНИИР ; по свидетельствам кон. Смирнова датирует икону кон. XIII - 1-й пол. XIV в. Исследователь указывает на то, что иконописец пользовался приемами живописи XIII в. Однако исследование 10 муромских икон работы 3 художников грозненской эпохи напр. Хотя мн.
Словарь иконописцев. В описи 1646 г. В той же описи приведено имя еще одного иконописца, работавшего на заказ: «Мефедко Мартынов иконник», живший на Мережной ул. Переписная книга г. Панфилова близ Мурома. Оба числились бобылями Благовещенского монастыря, т. Опись города 1646 г. А за оброк пишут образы чюдотворцовы и те образы возят ко государю, как ездят игумен с святынею…» По мнению В. Чернышева, Ивашка Саввин и Володька Панфилов стали родоначальниками иконописной мастерской Благовещенского мон-ря Переписная книга г.
По более поздним источникам известно, что иконники Благовещенского мон-ря работали не только «на вывоз», но и по заказам местных храмов и обителей. Мурома» кон. XIX - нач. Одним из самых ярких явлений муромской культуры 2-й пол. Казанцева ок. Их родоначальником был упомянутый выше «Мефедко Мартынов иконник». В 1679 г. Совпадение отчества, возраста и места жительства упомянутого в описи Мурома 1723 г. Опись г.
Мурома 1723 г. Характерным образцом муромской художественной традиции, отражающим вкусы посадского населения, является икона «Муромские чудотворцы, с житием благоверных Петра и Февронии» из Георгиевской ц. Муромский мастер Леонтий Степанов, сын Пупков род. Николая Чудотворца Николы Набережного Опись г. Очевидно, он сформировался как иконописец в 80-90-х гг. Соответствующие листы синодиков украшены заставками, отличающимися от др. Вполне вероятно, что этот иконописец был создателем храмовой иконы «Никола Явленский» 1715, МИХМ для новой каменной ц. Николая Чудотворца Николы Набережного 1700-1717. Не исключено также, что ему было доверено написание не только храмового образа, но и икон для иконостаса церкви не сохр.
Икона Никола Явленский. В этом отношении интересны сведения, связанные с др. Эта информация позволяет предполагать, что вязниковские и муромские мастера работали по украшению стен и в местных храмах. Об Артемьеве известно также, что 8 янв. В марте 1692 г. Иконописец Ларион Артемьев из Вязниковской слободы упом. В февр. В Патриаршую домовую казну поставляли иконы Владимирской Божией Матери и др. Упоминания о последнем иконописце, бывшем посадским человеком, встречаются в связи с тем, что в 1674 г.
Уварова , в к-рой перечислялись иконы: Спас Вседержитель с архангелами А. Богородицы; «Предста Царица»; Сошествие Св. Духа; прор. Моисей на горе Синайской и праотец Аарон с церковью на «южных дверях» ; прп. В документе указаны размеры икон, материалы и приемы, качество и сроки к Троицыну дню , а также стоимость работ 25 р. Известно также, что Пономарёв, названный «сидельцем иконного ряда», 12 февр. Николая Чудотворца в Луганской станице на Дону за 45 р. Подробные сведения о создании икон для иконостасов Суздаля и Луганской станицы вязниковцем Пономарёвым также показывают, что усилиями местных живописцев они могли создаваться и на родине. Вязниковской слободы имеются в описи 1702 г.
Далее следует описание местного ряда, «в деисусах» упоминаются 14 икон праздников, по 15 - апостолов и праотцев, тоже писанных золотом и красками; кроме того, 22 иконы Страстей Христовых «писаны краски», 12 икон минейных, аналойные и проч. Добронравов, Березин. Иконописная мастерская в Мстёре. Показательны известия о массовых поставках вязниковскими иконописцами икон Владимирской Божией Матери в Патриаршую домовую казну. Популярность этого образа в данном регионе и его востребованность в Москве и во всей России, вероятно, были связаны не только с прославленным первообразом, происходящим из владимирского Успенского собора, но и с местночтимыми списками. Так, о поставках в Патриаршую домовую казну икон Владимирской Божией Матери говорится и в отношении иконников соседнего с Вязниками Гороховца: диакон гороховецкого Благовещенского собора Феодор Степанов в дек. В гороховецкой Флорищевой Успенской муж. Иваном Чировым. Ежегодно вместе с др.
Богородицы», Владимирскую «Флорищевскую» икону празд. Владимирская икона Божией Матери носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. Икона была поновлена в 1750 г. Указанная в возобновленной надписи на ризе иконы дата - 1464 г. Неясна судьба и 2 почитаемых списков Владимирской иконы Божией Матери «древнего письма» 1-я пол. Первая, вероятно, была вложена кн. Кроме того, по данным В. Добронравова, в храмах Мстёры в кон. Первые сведения об иконописцах Мстёры относятся к 1710 г.
Мстёра превратилась в один из крупнейших иконописных центров не только М. Характерно, что ни в Муромском у. В описи 1723 г. Сведения о произведениях, созданных посадскими муромскими иконописцами во 2-й пол. XVII - 1-й пол. Тем не менее с местными мастерами можно связывать нек-рые иконы этого периода, заметно отличающиеся от произведений мастерской Казанцева: отдельные памятники 1-й четв. Таковы иконы «Спас Смоленский, с припадающими святыми», «Прор. Первоначальные тябловые иконостасы заменяли более пышными, барочными. Резные золоченые иконостасы создавались и для новых храмов.
Один из них был выполнен в 1714-1716 гг. Николая Чудотворца Николы Набережного по схеме, распространенной в кон. Колонки и горизонтальные членения иконостаса были украшены виноградными лозами и листьями аканта, на царских вратах резчики поместили замысловатые картуши Масленицын. Скворцов отмечает иконостас в стиле барокко сер. Степаньково Меленковского района» до 1764 село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю , и считает, что над ним работали местные умельцы Скворцов. К наст. Иконостас имеет сложный волнообразный план с выступающими ризалитами и состоит из 6 уменьшающихся кверху ярусов. Он обильно украшен резными листьями аканта, гирляндами из цветов и драпировками. Кроме икон XVII в.
В местном ряду, справа от царских врат,- образ Христа Вседержителя, стоящего на сфере, с державой в левой руке; сохранилась подпись «иконописца-купца» Стефана Казанцева и дата - 1799 г. Слева от царских врат находится икона местного письма с образами Муромских святых, представленных на фоне скалистого пейзажа и панорамы Мурома, и со сценой «Благовещение» в облаках. В приходно-расходной книге Спасского монастыря за 24 мая 1765 г. В аналогичном документе 1770 г. Если предположение верно, то это первое по времени документальное свидетельство существования церковных росписей в Муроме. В том же 1770 г. До революции в ц. Николая Чудотворца Николо-Зарядской хранилась икона этого мастера: «... Доска деревянная гладкая...
Изображение писано по зеленому полю... Внизу иконы подпись: «Царь Царем и Господь Господнем лета 1779 свершися писан сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов»». Иоанна Предтечи: «Образ Усекновение главы Иоанна Предтечи на темном фоне, на нем надпись: «…1789 году марта 15 дня писал Михаил Лукин Смольянинов»» Опись древних церквей г. Имя еще одного муромского иконописца 2-й пол. Богородицы» из Успенской ц. На др. Бусевой-Давыдовой,- иконе «Благовещение» 1800, частное собрание , благодаря сохранившейся надписи удалось уточнить, что он называл себя муромцем: «1800. Очевидно, к нач. Степан Малоросиянин был уже немолод, т.
Иконы этого мастера представляют собой запоздалое повторение приемов, характерных для изографов Оружейной палаты Иконы из частных собраний. Нек-рые сведения о муромских храмах, об иконах и иконописцах XIX в. Титова 1840 : «... Во всех почти церквах встречаются серебряные кадила, во многих церквах богатые евангелия, ризницы в некоторых отличные, древние; письмо икон и их украшения уважаются любителями старины и благолепия» Титов. Автор отмечает, что в храме Рождества Христова «все иконы, как древние, так и новые, писаны превосходно. Многие писаны бывшим подмастерьем Путилова иконописец села Холуй. Морозовым, ныне художником Академии» Там же. Этот живописец упомянут и как автор 2 икон в храме Сошествия Св. Духа на апостолов, расположенном на Пятницком кладбище Там же.
Иконы Морозова в наст. Важным замечанием Титова является то, что мн. Добрынкин, ссылаясь на «рассказы местных старожилов», писал, что в муромском соборе Рождества Богородицы «на западной стене храма, при входе в придел св. Апостолов, была изображена композиция «Княжение св. Петра»: с сев. Петра в монашество, с южной - «Пострижение кнг. Росписи были уничтожены при реставрации в 1873-1878 гг. Можно предположить, что росписи появились к 1899 г. Краткие указания на имеющиеся в муромских храмах росписи известны из «Описи древних церквей города Мурома» кон.
Самая ранняя стенопись упоминается при описании ц. Вероятно, к тому же времени относилась внешняя стенопись Казанского свт. Николая Чудотворца Можайского храма, на к-ром «между окнами, по наружной стене с западной стороны, в углублениях виднелись из-под извести какие-то священные изображения». Лишь при описании Георгиевской ц. Стенная живопись, исполненная «масляными красками, позднейшего происхождения», без точной атрибуции указана при описании храмов Спасского монастыря, Воскресенской, Пятницкой и Крестовоздвиженской церквей. В документе приводятся датировки внутренней «стенописи на масле» в Успенском 1897 , свт. Николая Чудотворца Николы Набережного 1898 храмах см. О росписи ц. Николая Чудотворца Николы Набережного имеются некоторые сведения у Скворцова ко времени этого описания роспись была уже утрачена , к-рый при анализе настенной живописи в стиле академизма приводит ее в пример; по данным автора, в программу росписи входила сцена «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», повторяющая одноименное полотно И.
Репина 1888, ГРМ Скворцов. Василия, еп. Рязанского, на мантии». Стенопись придела собора муромского Благовещенского мон-ря. В том же стиле в 80-х гг. Целебровским 1859-1921 , местным художником академической выучки в те годы членом с.
На основной учебной площадке — в Спасо-Преображенском мужском монастыре г.
Мурома — члены выездной комиссии проанализировали учебно-методическую документацию курсов, ознакомились с библиотечным фондом и материально-технической базой. По окончании зачета в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома члены аккредитационной комиссии встретились с епископом Муромским и Вязниковским Нилом. Игумения Фаина Кулешова поблагодарила владыку Нила за организацию курсов, отметила глубокий интерес монашествующих Муромской епархии к изучению богословских дисциплин и выразила надежду, что курсы для монашествующих продолжат свою работу, и состоится следующий набор слушателей. В завершение иеромонах Серапион Воскобойник ознакомил членов комиссии со святынями города — Свято-Троицким женским монастырем, Благовещенским и Спасо-Преображенским мужскими монастырями.
Мощи Петра и Февронии. Праздник в Муроме Петра и Февронии 2017 год.
Торжества в Муроме 8 июля. Храмов Евгений Меленки. Храм всех святых г. Отец Николай в Меленках. Питирим Сухов Уваровская епархия. Диакон Сергий Козулин. Диакон Сергий Елыгин. Архидиакон Сергий Косовский.
Молодежь Свобода и ответственность Рождественские чтения 2018. Центр подготовки церковных специалистов Муромской епархии. Духовенство Сретенского храма в новой деревне. Сретенский храм Дмитров духовенство. Духовенство Сретенского храма в деревне о. Посвящение в епископы епископа Муромского. Пасхальное послание обложка. Указ епископ Муромский.
Указ епископа Муромского Нила. Духовенство Муромская епархия. Муромская епархия Свято Троице Никольский монастырь. Евлогий Смирнов. Митрополит Евлогий. Архимандрит Евлогий Афон. Архиепископ Евлогий. Митрополит Нил.
Нил сычёв. Золотая грива Вязниковский район. Деревня Золотая грива Вязниковский район. Вязники Церковь. Золотая грива. Гефсиманский Черниговский скит хор. Богослужение Гефсиманский скит Сергиев Посад. Голгофский скит Евлогий.
Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры расписание. Свято-Троицкий монастырь в Муроме Петра и Февронии. Муром Троицкий монастырь праздник. Муром Свято-Троицкий женский монастырь Рождество 2022 г. Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме мощи Петра и Февронии. Архимандрит Кирилл Епифанов Муром. Архимандрит Кирилл Муромский Спасо Преображенский монастырь. Храм Приклон Меленки.
Село Приклон Меленковский район. Михаило-Архангельский храм. Михаило-Архангельский храм в селе Архангельское. Архиепископ Муромский Нил и Вязниковский. Виленский крест в Свято-Троицком монастыре Муром.
Свято-Троице Серапионова мужская пустынь
- 25 апреля – память Муромской и Белыничской икон Божией Матери
- Навигация по записям
- В Муромской епархии прошла итоговая аттестация с целью аккредитации курсов для монашествующих
- "Тронула сердца язычников": Муромская икона Божией Матери. Православный календарь на 25 апреля
Новости патриархии
Завершилось мероприятие чаепитием в здании Культурного пространства. Участники акции продолжили дружеское общение за чаепитием.
Гороховца, Свято-Троицкого женского монастыря г. Мурома, Воскресенского женского монастыря г. Мурома, Знаменского женского монастыря г. Гороховца, Сретенского женского монастыря г.
Гороховца и Благовещенского женского монастыря г. На зачете также присутствовали: руководитель курсов, и. Первый набор слушателей трехгодичных курсов успешно сдал зачет по дисциплине «История монашества и аскетика».
Религия 8 июля 2022 года в Муромской епархии прошли торжества, посвященные дню памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии, муромских чудотворцев. В этот день Божественную литургию на площади Троицкого женского монастыря г. Мурома, в котором пребывают мощи святых, возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий.
На карте: Яндекс. Карта , Google-карта Первоначально кафедра в Муроме была учреждена 26 сентября 1198 года [1] , когда в Муром был поставлен первый епископ Муромский и Рязанский - Арсений. Кафедра была выделена из обширнейшей Черниговской епархии. Около сотни лет спустя святитель Василий Рязанский был изгнан муромцами и перенес кафедру сначала в Рязань ныне Старая Рязань , а после ее разорения - в Переяславль Рязанский ныне Рязань.
Вследствие этого кафедра была переименована в Рязанскую.
Новости патриархии
Мстера, Свято-Троице-Никольский мужской монастырь г. Гороховца, Свято-Троицкий женский монастырь г. Мурома, Свято-Воскресенский женский монастырь г. Мурома, Свято-Знаменский женский монастырь г. Гороховца, Свято-Сретенский женский монастырь г. Гороховца и Свято-Благовещенский женский монастырь г. На зачете также присутствовали: руководитель курсов, и.
Налескино , где тогда стояла деревянная Казанская ц. Стефана с 1805 - во имя прор. Илии; утрачена в 2004. Это был типичный клетский храм с 2-светным четвериком, перекрытым высокой клинчатой кровлей с одной главой, 5-гранным алтарем, трапезой.
Автор обратил внимание на то, что поздняя и простая архитектура одноглавого единоверческого Троицкого храма с 5-гранным алтарем 1852-1854 гг. Представлен также «убогий дом» в виде старинной часовни в Вязниках, где в Семик в 7-й четверг по Пасхе совершали панихиды по умершим без покаяния Голышев. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского из с.
Красного в Муромском Троицком мон-ре. На территории епархии из 8 указанных Голышевым памятников деревянного зодчества до кон. Налескино Вязниковского р-на; Воскресенская 1765 в с. Воютине Меленковского р-на, «выстроенные в лучших традициях деревянной архитектуры» Косткин и др.
Среди др. В 2011-2012 гг. Иоанна Милостивого в Мстёре. Воскресенский храм в Воютине, отреставрированный в 90-х гг.
Сергия Радонежского 1715; перестроен в 1783 , который находится на территории муромского Троицкого мон-ря Добронравов, Березин. Изначально церковь прп. Сергия Радонежского была возведена в с. Пьянгус Меленковского у.
Красново того же уезда; в 1964 г. Высокий храм состоит из разнообразных объемов: на 4-угольную основу поставлен шестигранник, завершающийся небольшим шатром с луковичной главкой. Основной объем церкви соединен с 2-ярусной колокольней, увенчанной 4-угольным шатром. К храму прирублена открытая галерея, а к колокольне - крыльцо.
Главки церкви и колокольни так же, как в старину, покрыты лемехом из осины. Каменное зодчество XVI в. Первые каменные церковные сооружения на территории епархии появились не ранее 50-60-х гг. В июле 1552 г.
Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань. После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы. Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города Сухова. Константина и чад его, блгв.
Житийная икона св. Богородицы 50-60-е гг. Николая Чудотворца Николы Можайского 50-60-е гг. XVI в.?
Кирилла Белозерского 2-я пол. Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг. В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др.
Городской каменный собор Рождества Пресв. Богородицы «о трех верхах» в писцовых книгах 1-й трети XVII в. Позже он был перестроен и стал 5-главым; подвергся значительным изменениям при реставрации 1873 г. О его архитектурном облике можно судить лишь по изобразительным источникам.
Собор располагался на кремлевском холме над Окой и был градостроительной доминантой Мурома. Величественный облик муромского главного храма в деталях и композиционно напоминал Успенский собор во Владимире Добронравов, Березин. Богородицы в Муроме. Церковь во имя святых Космы и Дамиана.
По мнению И. Грабаря, муромские мастера были «воспитаны на московском государевом деле» и «славились своим искусством», схватив «всю декоративность московских форм» и развив ее «до степени прихотливого узора». По характеру узорочья муромские храмы, по его мнению, могут составить особую группу Грабарь И. История рус.
Характеристика в полной мере верна по отношению к периоду каменного строительства в Муроме, начавшегося в сер. Что касается более ранней архитектуры, то, по мнению Мельника, «судить о том, какая локальная архитектурная традиция сложилась в Муроме в XVI в. Архитектуре Спасского собора было уделено внимание ряда авторов Мисаил Смирнов. Наиболее убедительными являются исследования этого памятника Мельником и А.
Трофимовым, автором проекта 1991 «компромиссной» реставрации Спасского собора: «сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника» Трофимов. Спасский собор представляет собой крестово-купольный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм, принадлежащий к господствующему типу храмов в России сер. Первоначально он выглядел подчеркнуто монументально. Массивный приземистый четверик был завершен высоким пятиглавием; основным формам соответствовали элементы декоративного убранства: подчеркнуто широкие лопатки, широкий карниз под закомарами и широкие многообломные архивольты этих закомар.
Существенная черта оформления интерьера - его предельно лапидарные формы и полное отсутствие на столпах и стенах к. В процессе исследования интерьера собора были обнаружены гнезда для первоначального тяблового иконостаса, который кроме местного имел еще только один деисусный чин. По мнению Мельника, муромский Спасский собор очень близок ко мн. XV - XVI в.
Косвенным подтверждением присутствия здесь ростовских зодчих может служить и необычное для Мурома посвящение надвратного храма прп. Кириллу Белозерскому Там же. Уникальным памятником зодчества Мурома и одним из интереснейших в Северо-Восточной Руси считается храм святых Космы и Дамиана, утративший свой каменный шатер в 1868 г. По уточненным данным, церковь была освящена 5 дек.
Он же. Храму уделяли внимание мн. По легенде на этом месте стоял шатер царя Иоанна Грозного, из к-рого он наблюдал переправу через Оку своих войск, идущих на взятие Казани. В благодарность за победу он повелел у самой переправы воздвигнуть храм и будто бы для этого прислал деньги и своих мастеров возможно, Барму и Постника.
Однако это предание не находит документального подтверждения. Екатерины девичьего Космодамиановского мон-ря числятся «строением мирским, приходных людей» Сотная с писцовых книг. Основные конструкции и формы муромского шатрового храма повторяют др. На основной объем церкви - четверик - возведен многогранник, с внутренней стороны имеющий 8 граней, с наружной - 16.
На многогранник был установлен кирпичный шатер звездчатой формы в горизонтальном сечении. Здание выглядело стройной постройкой при относительно небольшой высоте 24 м , усиливалось вертикальными ребрами 16 штук и гранями 32 штук гофрированного шатра, к-рые сходились в один пучок у основания небольшого барабана с главкой. Внутри небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство храма имело минимальное освещение по 3 щелевидных оконца в основном объеме и алтаре. Верх высокого шатра, очевидно, был мало освещен История Мурома и Муромского края.
Натурные данные позволяют предположить, что первоначальный иконостас, как и в Спасском соборе помимо местного ряда , состоял лишь из одного деисусного чина. Интерьер абсолютно лишен к. Космодамианская ц. Городня, у к-рых существует аналогичное противопоставление богато декорированного наружного облика почти или совершенно лишенному архитектурных украшений интерьеру Мельник.
Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме. До посл. Большое строительство, заметно изменившее облик этого города, началось в 40-х гг. В городе возникли богатые и причудливые ансамбли находящихся рядом жен.
Троицкого и муж. Благовещенского мон-рей. Строительство в этих обителях связано с именем купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова Богдана Цветнова. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня История Мурома и Муромского края.
В отношении архитектурных памятников XVII в. Вагнер и С. Чугунов использовали понятие «муромское барокко», которым обозначили характерное сочетание элементов московского барокко, во многом измененных черт владимиро-суздальского зодчества и пышной поволжской архитектуры Вагнер, Чугунов. Вместо деревянной шатровой церкви были воздвигнуты «сказочные» постройки Троицкого мон-ря, основанного Цветновым в 1643 г.
Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло». Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место. В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за 11 месяцев 1642-1643 гг. Это 5-главый, небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций.
Его стены обильно украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты зеленой поливной черепицей. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех 8-гранных столбах. Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают собору Троицкого мон-ря неповторимую нарядность. Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция собора Св.
Троицы в Муроме во многом напоминает ц. Троицы в Никитниках. На одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная ц. Декоративное оформление стен этих зданий еще прихотливее убранства Троицкого собора.
Казанский храм также был украшен изразцами. Колокольня совершенно лишена тяжеловесности благодаря прорезным граням шатра и разнообразным горельефным деталям убора, подобного кружеву. Пятиглавый храм на высоком подклете производит впечатление 2-этажного здания за счет 2 рядов окон. Своеобразно и выразительно выполнено его декоративное убранство.
С запада к храму пристроены крытая паперть и шатровая колокольня с более простым и архаичным декором. Воскресения на Дебре в Костроме; соединение наличников с кокошниками различных живописных форм свойственно для раннего московского барокко, но использованы и наличники, характерные для зрелого барокко Вагнер, Чугунов. Сохранилось внутреннее убранство собора храм был действующим в советские годы. В нем установлен резной иконостас 1797 г.
В него вставлены царские врата кон. Сухова О. Великолепные «московские» сооружения купца Цветнова в Троицком и Благовещенском мон-рях служили образцами для местных муромских или муромо-рязанских мастеров Муром входил в состав Рязанской епархии; Седов. Во 2-й период каменного строительства в 50-70-х гг.
Рядом с Воскресенским мон-рем на самом сев. Ее строителем был муромский посадский человек «Сидор Федотов, сын Лопатин», получивший благословенную грамоту архиепископа Рязанского и Муромского: «Билъ ты намъ челомъ, а въ челобитной твоей написано: въ Муромъ да городъ на посадъ за городомъ въ Кожевникахъ церковь Велика Христова мученика Георгiя... Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Муроме.
Церковь во имя свт. Николая Чудотворца Николо-Зарядская в Муроме. Церковь вмч. Георгия 50-е гг.
К четверику примыкал низкий алтарный выступ, с запада - длинная трапезная. Над ней стояла колокольня, на которую вела внутренняя лестница. Седов связывал происхождение типа бесстолпного храма, к которому принадлежит ц. Георгия, с постепенным освоением форм московской ц.
Троицы в Никитниках, композиция и декор к-рой стали основой нового стиля рус. Автор отметил оригинальность этого утраченного памятника в решении внутреннего пространства, где храм и придел были включены в один объем; подчеркнул его «достаточно элегантную архитектуру», «красивый силуэт и гармоничный декор»; заметил, что последний все же гораздо скромнее и проще по сравнению с памятниками Мурома более раннего периода, 40-х гг. Воскресенского мон-ря. Купец гостиной сотни Семен Семенов Черкасов и его братья переделывали эту девичью обитель, словно соревнуясь с Цветновым.
Вместо деревянных построек они создали величественный 5-главый собор и одноглавую ц. Основное ее здание имеет в плане форму квадрата и перекрыто на 8 скатов по 4 фронтонам-щипцам. Длинная и низкая трапезная соединена с колокольней даты строительства обоих храмов до конца неясны; время возведения собора от 1646 до 1658; встречается общая дата для построек мон-ря - 1655-1658. В Окладной книге Мурома и уезда 1676 г.
В писцовой книге 1678 г. По заключению Седова, 5-главая бесстолпная Воскресенская ц. Георгия, т. В 70-х гг.
Казанской иконы Божией Матери с приделом свт. Николая не сохр. По архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме. В то же время др.
Николая Чудотворца вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Николы Зарядского, т. В Муромском музее хранится закладная каменная плита из него с храмозданной резной надписью 1675-1677 гг. Храм свт.
Николая Чудотворца Николы Зарядского был одноглавый, с одноапсидным алтарем, 4-скатной кровлей и металлическим подзором; окна были в 2 яруса обрамлены изящными колонками с типичными для муромской архитектуры завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с 8-гранным шатром, на юж. В этот период только начинается строительство первых каменных храмов в Гороховце и Вязниковской слободе. По благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 окт.
Здание храма представляет собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой. Четверик украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. В Вязниковской слободе в 1670-1674 гг. Целый ряд памятников церковного зодчества на территории М.
В 1682 г. В 1683 г. По мнению А. Тица, в этом комплексе отразилась борьба художественных концепций - узорочья сер.
Тиц считал Благовещенскую ц. Казанская церковь в Вязниках. В Богоявленской слободе Мстёра Вязниковского у. Вероятно, он был возведен местной артелью под руководством опытного и талантливого зодчего, знакомого со столичными постройками, к-рый вдохновлялся известными образцами бесстолпных храмов сер.
Возможно, князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквам Там же. В 1686-1689 гг. Ершов возвел каменный собор в гороховецком Троице-Никольском мон-ре нижний - теплая Никольская церковь, верхний - холодный храм Св. Его лаконичные формы близки к формам построек нач.
Колокольня 1681 г. В Сретенском мон-ре Гороховца в 1685-1686 гг. Он увенчан 5 луковичными главками на барабанах центральный барабан световой , украшенных аркатурными поясками; главы покрыты цветной черепицей, завершены коваными ажурными крестами. Этот храм называют «шедевром гороховецкой культовой архитектуры», формы к-рого «носят отпечаток местных традиций и стилистически, скорее, принадлежат сер.
XVII столетия с его безудержным стремлением к декоративности» Там же. Портал Сретенского собора послужил образцом для архит. Шервуда, когда он проектировал здание Исторического музея. Собор Троице-Никольского мон-ря в Гороховце.
В Муромском уезде в древнем Борисоглебском монастыре деревянные церкви заменили на каменные: освящены 5-главый соборный храм Вознесения 1681 с приделом св. Рождества Христова с Казанским приделом в верхнем этаже 80-е гг. Рязань, 2005. Встречается более ранняя дата постройки Рождественского храма 1648 , не подтвержденная документально Беспалов.
Редкий для Мурома 2-этажный храм с 2-этажной трапезной имеет 4-скатную кровлю с 5 главами. Оригинальна декоративная обработка оконных проемов в виде разнообразных кокошников. С сев. Последней в мон-ре была построена каменная ц.
В подрядном договоре 1693 г. Переход от 8-скатной крыши к луковичной главке осуществляется через 2 маленьких восьмерика, поставленных друг на друга Беспалов. Сарского и Подонского, из рода ктиторов Чертковых. Трапезная на 2-м этаже имеет одностолпную палату.
В отличие от др. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Под церковью были хозяйственные помещения: хлебня, поварня и др. Благовещенский собор в Гороховце.
В кон. Мощный каменный Благовещенский собор создан купцом гостиной сотни Ершовым освящен в 1700. Храм с тяжелым пятиглавием главенствует над площадью, схема его канонична, но зданию придает индивидуальность размещение 2 рядов окон в общей широкой нише. Уникальным произведением местных кузнецов является зап.
Рядом с собором возвышается колокольня, сохранившая «характерные для Гороховца пропорции» Тиц. Вероятно, тот же ктитор выделил средства на сооружение приходского Воскресенского храма «о двух апартаментах» посл. Здание «гипертрофированно могучих» форм с сильно выдвинутыми апсидами; пластичными и замысловатыми наличниками Там же. Не ранее 1701-1703 гг.
Он типичен для архитектуры Гороховца нач. Храм установлен на подклет, в к-ром размещены хозяйственные помещения как и в Покровской ц. Точно из таких же изразцов была сложена печь в каменных покоях настоятельского корпуса 1678 в муромском Спасском монастыре сохр. Иулиания Лазаревская, Муромская.
В Гороховце «с запозданием», в 1-й четв. К ним относят теплую одноглавую ц. Иоанна Предтечи при Благовещенском соборе и одноглавый храм прп. Иоанна Лествичника 1710-1716.
К последнему пристроена трапезная с «красным крыльцом», к-рое имеет ярко выраженный светский характер и является излюбленным элементом гороховецкой архитектуры Тиц. Ранее были возведены 5-главые храмы с колокольнями - Казанский 1708, перестроен в 1817 в с. Красном близ Гороховца ныне в черте города и Никольский в пос. Никологоры Вязниковского р-на 1714, перестраивался в 1736 и 1814; ныне в руинах; Добронравов, Березин.
Николая Чудотворца Николы Набережного в Муроме. В тот же период «монастырским иждивением» в муромском Благовещенском мон-ре над воротами возвели ц. Стефана 1716.
Введенский мон-рь, в 1643 г. Благовещенский, в 1647 г. Церковь на территории крепости стали упоминать как находившуюся «внутри города Ярополча» Добронравов, Березин. По писцовым книгам Суздальского у. Мстёре ныне пос. Мстёра Вязниковского р-на , в родовой вотчине Ромодановских при каменном храме Богоявления была «другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх» видимо, с шатровым завершением - Добронравов, Березин.
Мотре во владении кн. Одоевского значились «церкви древяны клецки... Николы, Флора и Лавра строения мирского, а церковные украшения и утварь помещиковы» Там же. По тем же документам Гороховецкого у. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, с уточнением, что последняя «рублена клецки с папертью - строение крестьян» Там же. В Георгиевской пуст. Сергием Радонежским, в 1628-1630 гг. Там же.
Унженский крест, обе церкви - Воздвижения и арх. Михаила - в то же время были, как и вышеперечисленные, рублеными Там же. Подробнее описаны деревянные церкви в документах посл. XVII - нач. Краснове Красном Гороховецкого у. В Меленковском у. Имеются подробности и в описи 1702 г. Великом Вязниковского у. Клязьмой», упом.
Казанская ц. Борисоглебскую ц. Димитрия Солунского обновляли и отметили «кресты на церкви и колокольне древянные, обитые жестью, главы… крыты зубчатою деревянною чешуею, кровли покрыты тесом» Расширена в 1887-1888; Там же. Церковь во имя арх. Михаила в с. Драчёве Меленковского у. Денятине старый храм был перестроен и переосвящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Казнёве в 90-х гг. В сер.
Крестьяне дер. Кононово в 1888-1889 гг. Сергия Радонежского с приделом Боголюбской иконы Божией Матери и добились открытия нового прихода Там же. Церковь во имя архидиак. Стефана в Стефаниевском погосте Казанская ц. Вязниковского у. Представление о состоянии деревянного церковного зодчества Владимирской губ. Голышева 1879 г. Автор писал о стремительном исчезновении «в последнее 20-летие» этих памятников «народного творчества», архитектура к-рых «сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности» Голышев.
Из 20 зарисованных им памятников 8 располагались на совр. Кроме упомянутой Ильинской ц. Михаила Муромского, «недавно замененную» на каменное строение Там же. Стефана в с. XVII в.? В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» отмечено, что «устройство этой церкви весьма простое»: она состояла из 3 срубов на подклетях; имела паперть, 2-скатную крышу с 1 большой главой, обитой деревянной «чешуей»; над трапезой стояла шатровая колоколенка, «рубленая на 8 углов». Над средней клетью был не обычный потолок, а т. Внутри был «древний иконостас о трех ярусах, двери царские, сень и столбцы писаны на красках» Добронравов, Березин. В Меленковском же у.
Воютине, построенная в тех же традиц. В Вязниковском у. Голышев на одной из литографий представил Стефаниевский погост близ дер. Налескино , где тогда стояла деревянная Казанская ц. Стефана с 1805 - во имя прор. Илии; утрачена в 2004. Это был типичный клетский храм с 2-светным четвериком, перекрытым высокой клинчатой кровлей с одной главой, 5-гранным алтарем, трапезой. Автор обратил внимание на то, что поздняя и простая архитектура одноглавого единоверческого Троицкого храма с 5-гранным алтарем 1852-1854 гг. Представлен также «убогий дом» в виде старинной часовни в Вязниках, где в Семик в 7-й четверг по Пасхе совершали панихиды по умершим без покаяния Голышев.
Церковь во имя прп. Сергия Радонежского из с. Красного в Муромском Троицком мон-ре. На территории епархии из 8 указанных Голышевым памятников деревянного зодчества до кон. Налескино Вязниковского р-на; Воскресенская 1765 в с. Воютине Меленковского р-на, «выстроенные в лучших традициях деревянной архитектуры» Косткин и др. Среди др. В 2011-2012 гг. Иоанна Милостивого в Мстёре.
Воскресенский храм в Воютине, отреставрированный в 90-х гг. Сергия Радонежского 1715; перестроен в 1783 , который находится на территории муромского Троицкого мон-ря Добронравов, Березин. Изначально церковь прп. Сергия Радонежского была возведена в с. Пьянгус Меленковского у. Красново того же уезда; в 1964 г. Высокий храм состоит из разнообразных объемов: на 4-угольную основу поставлен шестигранник, завершающийся небольшим шатром с луковичной главкой. Основной объем церкви соединен с 2-ярусной колокольней, увенчанной 4-угольным шатром. К храму прирублена открытая галерея, а к колокольне - крыльцо.
Главки церкви и колокольни так же, как в старину, покрыты лемехом из осины. Каменное зодчество XVI в. Первые каменные церковные сооружения на территории епархии появились не ранее 50-60-х гг. В июле 1552 г. Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань. После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы. Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города Сухова. Константина и чад его, блгв. Житийная икона св.
Богородицы 50-60-е гг. Николая Чудотворца Николы Можайского 50-60-е гг. XVI в.? Кирилла Белозерского 2-я пол. Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг. В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др. Городской каменный собор Рождества Пресв. Богородицы «о трех верхах» в писцовых книгах 1-й трети XVII в.
Позже он был перестроен и стал 5-главым; подвергся значительным изменениям при реставрации 1873 г. О его архитектурном облике можно судить лишь по изобразительным источникам. Собор располагался на кремлевском холме над Окой и был градостроительной доминантой Мурома. Величественный облик муромского главного храма в деталях и композиционно напоминал Успенский собор во Владимире Добронравов, Березин. Богородицы в Муроме. Церковь во имя святых Космы и Дамиана. По мнению И. Грабаря, муромские мастера были «воспитаны на московском государевом деле» и «славились своим искусством», схватив «всю декоративность московских форм» и развив ее «до степени прихотливого узора». По характеру узорочья муромские храмы, по его мнению, могут составить особую группу Грабарь И.
История рус. Характеристика в полной мере верна по отношению к периоду каменного строительства в Муроме, начавшегося в сер. Что касается более ранней архитектуры, то, по мнению Мельника, «судить о том, какая локальная архитектурная традиция сложилась в Муроме в XVI в. Архитектуре Спасского собора было уделено внимание ряда авторов Мисаил Смирнов. Наиболее убедительными являются исследования этого памятника Мельником и А. Трофимовым, автором проекта 1991 «компромиссной» реставрации Спасского собора: «сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника» Трофимов. Спасский собор представляет собой крестово-купольный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм, принадлежащий к господствующему типу храмов в России сер. Первоначально он выглядел подчеркнуто монументально. Массивный приземистый четверик был завершен высоким пятиглавием; основным формам соответствовали элементы декоративного убранства: подчеркнуто широкие лопатки, широкий карниз под закомарами и широкие многообломные архивольты этих закомар.
Существенная черта оформления интерьера - его предельно лапидарные формы и полное отсутствие на столпах и стенах к. В процессе исследования интерьера собора были обнаружены гнезда для первоначального тяблового иконостаса, который кроме местного имел еще только один деисусный чин. По мнению Мельника, муромский Спасский собор очень близок ко мн. XV - XVI в. Косвенным подтверждением присутствия здесь ростовских зодчих может служить и необычное для Мурома посвящение надвратного храма прп. Кириллу Белозерскому Там же. Уникальным памятником зодчества Мурома и одним из интереснейших в Северо-Восточной Руси считается храм святых Космы и Дамиана, утративший свой каменный шатер в 1868 г. По уточненным данным, церковь была освящена 5 дек. Он же.
Храму уделяли внимание мн. По легенде на этом месте стоял шатер царя Иоанна Грозного, из к-рого он наблюдал переправу через Оку своих войск, идущих на взятие Казани. В благодарность за победу он повелел у самой переправы воздвигнуть храм и будто бы для этого прислал деньги и своих мастеров возможно, Барму и Постника. Однако это предание не находит документального подтверждения. Екатерины девичьего Космодамиановского мон-ря числятся «строением мирским, приходных людей» Сотная с писцовых книг. Основные конструкции и формы муромского шатрового храма повторяют др. На основной объем церкви - четверик - возведен многогранник, с внутренней стороны имеющий 8 граней, с наружной - 16. На многогранник был установлен кирпичный шатер звездчатой формы в горизонтальном сечении. Здание выглядело стройной постройкой при относительно небольшой высоте 24 м , усиливалось вертикальными ребрами 16 штук и гранями 32 штук гофрированного шатра, к-рые сходились в один пучок у основания небольшого барабана с главкой.
Внутри небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство храма имело минимальное освещение по 3 щелевидных оконца в основном объеме и алтаре. Верх высокого шатра, очевидно, был мало освещен История Мурома и Муромского края. Натурные данные позволяют предположить, что первоначальный иконостас, как и в Спасском соборе помимо местного ряда , состоял лишь из одного деисусного чина. Интерьер абсолютно лишен к. Космодамианская ц. Городня, у к-рых существует аналогичное противопоставление богато декорированного наружного облика почти или совершенно лишенному архитектурных украшений интерьеру Мельник. Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме. До посл. Большое строительство, заметно изменившее облик этого города, началось в 40-х гг.
В городе возникли богатые и причудливые ансамбли находящихся рядом жен. Троицкого и муж. Благовещенского мон-рей. Строительство в этих обителях связано с именем купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова Богдана Цветнова. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня История Мурома и Муромского края. В отношении архитектурных памятников XVII в. Вагнер и С. Чугунов использовали понятие «муромское барокко», которым обозначили характерное сочетание элементов московского барокко, во многом измененных черт владимиро-суздальского зодчества и пышной поволжской архитектуры Вагнер, Чугунов. Вместо деревянной шатровой церкви были воздвигнуты «сказочные» постройки Троицкого мон-ря, основанного Цветновым в 1643 г.
Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло». Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место. В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за 11 месяцев 1642-1643 гг. Это 5-главый, небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций. Его стены обильно украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты зеленой поливной черепицей. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех 8-гранных столбах. Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают собору Троицкого мон-ря неповторимую нарядность. Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция собора Св. Троицы в Муроме во многом напоминает ц.
Троицы в Никитниках. На одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная ц. Декоративное оформление стен этих зданий еще прихотливее убранства Троицкого собора. Казанский храм также был украшен изразцами. Колокольня совершенно лишена тяжеловесности благодаря прорезным граням шатра и разнообразным горельефным деталям убора, подобного кружеву. Пятиглавый храм на высоком подклете производит впечатление 2-этажного здания за счет 2 рядов окон. Своеобразно и выразительно выполнено его декоративное убранство. С запада к храму пристроены крытая паперть и шатровая колокольня с более простым и архаичным декором. Воскресения на Дебре в Костроме; соединение наличников с кокошниками различных живописных форм свойственно для раннего московского барокко, но использованы и наличники, характерные для зрелого барокко Вагнер, Чугунов.
Сохранилось внутреннее убранство собора храм был действующим в советские годы. В нем установлен резной иконостас 1797 г. В него вставлены царские врата кон. Сухова О. Великолепные «московские» сооружения купца Цветнова в Троицком и Благовещенском мон-рях служили образцами для местных муромских или муромо-рязанских мастеров Муром входил в состав Рязанской епархии; Седов. Во 2-й период каменного строительства в 50-70-х гг. Рядом с Воскресенским мон-рем на самом сев. Ее строителем был муромский посадский человек «Сидор Федотов, сын Лопатин», получивший благословенную грамоту архиепископа Рязанского и Муромского: «Билъ ты намъ челомъ, а въ челобитной твоей написано: въ Муромъ да городъ на посадъ за городомъ въ Кожевникахъ церковь Велика Христова мученика Георгiя... Церковь во имя вмч.
Георгия Победоносца в Муроме. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца Николо-Зарядская в Муроме. Церковь вмч. Георгия 50-е гг. К четверику примыкал низкий алтарный выступ, с запада - длинная трапезная. Над ней стояла колокольня, на которую вела внутренняя лестница. Седов связывал происхождение типа бесстолпного храма, к которому принадлежит ц. Георгия, с постепенным освоением форм московской ц.
Троицы в Никитниках, композиция и декор к-рой стали основой нового стиля рус. Автор отметил оригинальность этого утраченного памятника в решении внутреннего пространства, где храм и придел были включены в один объем; подчеркнул его «достаточно элегантную архитектуру», «красивый силуэт и гармоничный декор»; заметил, что последний все же гораздо скромнее и проще по сравнению с памятниками Мурома более раннего периода, 40-х гг. Воскресенского мон-ря. Купец гостиной сотни Семен Семенов Черкасов и его братья переделывали эту девичью обитель, словно соревнуясь с Цветновым. Вместо деревянных построек они создали величественный 5-главый собор и одноглавую ц. Основное ее здание имеет в плане форму квадрата и перекрыто на 8 скатов по 4 фронтонам-щипцам. Длинная и низкая трапезная соединена с колокольней даты строительства обоих храмов до конца неясны; время возведения собора от 1646 до 1658; встречается общая дата для построек мон-ря - 1655-1658. В Окладной книге Мурома и уезда 1676 г. В писцовой книге 1678 г.
По заключению Седова, 5-главая бесстолпная Воскресенская ц. Георгия, т. В 70-х гг. Казанской иконы Божией Матери с приделом свт. Николая не сохр. По архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме. В то же время др. Николая Чудотворца вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Николы Зарядского, т.
В Муромском музее хранится закладная каменная плита из него с храмозданной резной надписью 1675-1677 гг. Храм свт. Николая Чудотворца Николы Зарядского был одноглавый, с одноапсидным алтарем, 4-скатной кровлей и металлическим подзором; окна были в 2 яруса обрамлены изящными колонками с типичными для муромской архитектуры завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с 8-гранным шатром, на юж. В этот период только начинается строительство первых каменных храмов в Гороховце и Вязниковской слободе. По благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 окт. Здание храма представляет собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой. Четверик украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. В Вязниковской слободе в 1670-1674 гг.
Целый ряд памятников церковного зодчества на территории М. В 1682 г. В 1683 г. По мнению А. Тица, в этом комплексе отразилась борьба художественных концепций - узорочья сер. Тиц считал Благовещенскую ц.
Илии Муромца в Никольском храме г.
Спас-Клепики был совершен молебен на новолетие.
25 апреля – память Муромской и Белыничской икон Божией Матери
Но чтобы не обижать жителей ближайших микрорайонов, в обозначенном месте все-таки воздвигли деревянную церковь. Воевдоская гора со стороны Оки 1940-е годы. Вопрос лишь в том, что сейчас территория занята парком, где возникнут сложности с подъездами и коммуникациями, к тому же прежний собор был очень небольшим, когда сам город был небольших размеров, и теперь в плане наполняемости людей он не совсем бы соответствовал кафедральному. Но от идеи возродить его мы не отказывались, скорее отложили. Потому что лучше найти плюсы на новом месте, - говорит Артемий Чернов. В Муромской епархии заверили, что где бы в итоге храм ни воздвигли, за основу возьмут первозданный облик собора Рождества Пресвятой Богородицы, но обязательно учтут современные строительные требования. Например, установят пандусы для удобства прихожан и так далее. Но говорить о каких-то конкретных срока нельзя — место под строительство еще подыскивают. Возможно, благодаря вмешательству федеральных общественников это получится сделать быстрее.
Кстати, пока не ведется и речь о переносе мощей святых Петра и Февронии Муромских из Троицкого монастыря во вновь отстроенный собор. В Муромской епархии заметили, что планов таких у них нет, а давать обещания раньше времени просто не имеет смысла.
Как уточняют краеведы, предание гласит, что после победы над Казанью при участии Ивана Грозного был построен каменный Богородицкий собор в том самом виде, в каком он простоял до конца 1930-х годов, когда его разрушили. В 1924 году церковь закрыли, а рядом появилось футбольное поле.
Ну, а после разрушения собора на этом месте раскинулся Окский парк. Мощи святых Петра и Февронии были перенесены и сейчас находятся неподалеку — в Троицком соборе. Письма Спустя годы общественники вышли с инициативой восстановить разрушенный храм на том же месте и в том же виде, в каком его застало разрушение. По словам представителя движения «Зов Народа» Антона Еговцева, их руководитель Сергей Зайцев лично бывал в Муроме и во время визитов слышал о соборе Рождества Пресвятой Богородицы, а также о его истории, немало общался по этому поводу с краеведами.
Многие люди не только в Муроме и Владимирской области желают этого, но и в целом по всей России», - сообщил Антон Еговцев. Письма направили 11 июля, так что ответы на них общественники ожидают не раньше августа. По словам представителей движения, ранее им уже доводилось успешно собирать средства на восстановление храмов и непосредственно помогать в их восстановлении, так что не исключено, что и сейчас все получится. Историческая память на новом месте В Муромской епархии сообщили, что об инициативе общественников пока ничего не слышали, но разговор о восстановлении кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в городе действительно ведется, причем достаточно давно.
Впрочем, идею не совсем оставили — все же было принято решение возродить храм, но отстроить его на другом месте.
Илии Муромца в Никольском храме г. Спас-Клепики был совершен молебен на новолетие.
Антония икона , Иоанна икона и Евстафия икона Литовских. Александра исп. Виленской икона и Виленской-Остробрамской икона икон Божией Матери.
Москва, 2-й Раушский пер.
По святым местам. Муромская епархия. Часть 2
Муромская епархия | Ахилла | Муромская епархия — епархия Русской Православной Церкви в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Муромского. |
МУРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ - Древо | Муромская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), РО зарегистрирована по адресу 602267, Владимирская обл., г.о. округ Муром, г. Муром, ул. |
Муромская епархия опровергла информацию о недолжном обращении с монастырским осликом
Главная» Новости» Муромская епархия официальный сайт последние новости. Ржевская епархия — епархия Русской Православной Церкви в административных границах Андреапольского, Бельского, Жарковского, Западнодвинского, Зубцовского. Из истории владимирской епархии. В 982 году Великий киевский князь Владимир Святославич совершает поход в земли Северо-Восточной Руси, когда происходит «окняжение». Заявление Муромской епархии в связи с обвинениями в недолжном обращ. Муромская епархия паблик в ВКонтакте, список участников группы, записи, фотографии сообщества. Последние новости.
В Муромской епархии рассказали о кончине ослика Моисея
Муром24» Главные новости» Муромская епархия передала частицу мощей Петра и Февронии в Чечню. Статистические данные о жизни Муромской епархии и работе отделов были представлены в докладе протоиерея Александра Авдеева. В состав епархии вошли Вязниковский, Гороховецкий, Муромский, Меленковский и Селивановский районы Владимирской области. Центральное викариатство (новости). Муромская епархия умовение ног подразделение сформировано в составе различной установки районного оборудования внутренних войск МВД Украины «Барс» для устья спецмероприятий.
МУРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Новости патриархии | В Муромской Епархии прошел XVII Форум православной молодежи, в рамках которого 04-06 августа 2023 года на Свято-Георгиевском скиту состоялся Епархиальный Слет патриотических. |
Сайт муромской епархии | В Муромской епархии он осмотрел завершенные работы по реставрации восточного участка стены ансамбля Троицкого монастыря 17-19 вв. города Мурома. |
Тольяттинская епархия присоединилась ко всероссийской акции «Муромская дорожка»
Муром24» Главные новости» Муромская епархия передала частицу мощей Петра и Февронии в Чечню. Муромская епархия Му ромская епа рхия епархия Русской православной церкви объединяющая приходы и монастыри в восточной ч. 31.10.2023 Главные новости. 16 ноября 2022 года в стенах Муромского городского театра состоялось торжественное открытие IX Епархиальных Рождественских образовательных чтений Муромской епархии. II Епархиальные Рождественские образовательные чтения состоялись в Муромской епархии.