Все это о фильме режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад.
50 лет назад на экраны вышел фильм «Летят журавли»
Главные роли в фильме исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Искушенная каннская публика не могла сдержать слез на премьере фильма. Работа оператора Сергея Урусевского, его гениальные летающие и кружащиеся планы сделали картину совершенно нестареющей — она и сегодня смотрится революционно.
Мне кажется, что у него как раз в лучшие времена мог бы быть какой-то коммерческий потенциал, сейчас — не знаю. Также в четверг на широких экранах покажут отреставриванный в формате 4К киношедевр, военную драму Михаила Калатозова «Летят журавли». Событие приурочено к 65-летию мировой премьеры фильма. Но картина при всех ее достоинствах не привлечет в кинотеатры массового зрителя, полагает владелец компании «Люмен Фильм», управляющей шестью кинотеатрами в нескольких российских городах, член ассоциации владельцев кинотеатров России, Павел Поникаровский.
В то же время другой российский фильм, который активно рекламировали последнее время, — «Сердце Пармы» — по итогам первого уик-энда собрал 135 млн рублей. И все равно эта премьера существенно не повлияла на бедственное положение киноотрасли, отмечает Поникаровский: — Я не знаю, какие были ожидания, вроде как прогнозировали порядка 100 млн на первом уик-энде, он собрал 120, примерно так же, как ожидалось, может быть, даже чуть лучше. Я рассчитывал, внутреннее убеждение было, что интерес будет немножко больше, но я думаю, что это связано с общим негативным фоном, который у нас сейчас создался в связи с мобилизацией. Просадка идет в ресторанном бизнесе, в этой связи эти бизнесы все сейчас находятся под давлением.
Режиссер Лео Арнштам, например, признался читателям «Советского экрана»: «Мне хочется назвать этот фильм вдохновенным гимном человеческой верности, чистоты и стойкости. Что особенно привлекает в картине?
То, что о простых людях, о простых вещах в ней говорится языком высоко поэтичным». А вот у некоторых критиков работа Калатозова вызвала неоднозначную реакцию. Баталов рассказывал КП: «Фильм, как по циркуляру, начали ругать во всех центральных газетах как идеологически неправильную картину: «Не может у нашей девушки быть такой внешности, и никогда она себя так не поведет». Но, несмотря на рецензии, лента «Летят журавли» завоевала сердца советских зрителей: в 1957-м ее посмотрели более 28 миллионов человек. Кадр из фильма «Летят журавли» Триумф в Каннах В конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1958 года фильм «Летят журавли» оказался во многом благодаря Клоду Лелушу — будущему оскароносному режиссеру, создателю знаменитой мелодрамы «Мужчина и женщина». Все дело в том, что летом 1956-го он — 19-летний — находился в Москве: Лелуш работал над документальным проектом «Когда поднимается занавес».
Оказавшись на «Мосфильме», молодой человек не только познакомился с Калатозовым, но и стал свидетелем съемок одной из сцен фильма — с Борисом на лестнице. Вернувшись во Францию, Лелуш связался с дирекцией престижного киносмотра и рассказал о новом «грандиозном» советском фильме. Кадр из фильма «Летят журавли» Картину «Летят журавли» ждал триумф: советской ленте впервые досталась «Золотая пальмовая ветвь» — главная награда кинофестиваля. Самойловой же вручили специальный диплом и «Апельсиновое дерево» — приз жюри. Через неделю после окончания киносмотра в «Известиях» вышел материал «Мысли о фестивале в Каннах». Его автором был Жорж Садуль — известный французский критик и киновед.
Он написал: «Фильм потряс прежде всего своей правдивостью. Всем хорошо известны высокий героизм советских воинов и мужество советского народа, спасшего народы Европы от рабства и нищеты. Но не многие на Западе понимали и понимают, какими бесконечными страданиями было заплачено за победу. Фильм раскрыл им глаза». Здесь важна и достоверность в подаче событий и игра актеров, которым нужно передать всю гамму чувств и эмоций персонажа. Эти фильмы — способ предупредить современников и потомков о тех ужасах, что несут на своих крыльях бомбардировщики, о горе, которое стучится в каждый дом.
Добавим, что по итогам 1958-го лента «Летят журавли» стала одним из лидеров французского кинопроката: картину посмотрели более 5,4 миллиона зрителей. Как сложились судьбы исполнителей главных ролей Татьяна Самойлова — Вероника Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» и в 2007 году. Фото: Лариса Кудрявцева В Каннах картину увидел и Пабло Пикассо — любимый художник Урусевского: один из основоположников кубизма смотрел советскую ленту со слезами на глазах. В 2009-м Самойлова рассказала КП: «Пикассо был в восторге от фильма, специально ему показывали «Летят журавли» отдельно… Он сказал: «Таня, вы даже себе не представляете, какая вы прекрасная женщина.
Благодаря актёрам, режиссёру и операторской работе Сергея Урусевского фильм остается классикой не только отечественного, но и мирового кино.
В 1958 году картину отобрали в конкурс Каннского фестиваля, где она получил единственный в истории советского и российского кино главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Золотая коллекция» Последние события.
Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России
В 1958 году режиссер Михаил Калатозов снял «Летят журавли», единственный российский фильм, который получил главный приз на Каннском фестивале — Золотую пальмовую ветвь. «Летят журавли»: как снимался фильм. – Перед картиной «Летят журавли» я снимался у режиссера Михаила Константиновича Калатозова в фильме «Верные друзья», поэтому был с ним знаком. Напоминаем вам, что в мае 2024 года у нас по плану просмотр и обсуждение художественного фильма «Летят журавли». советский фильм 1957 года о Второй мировой войне. "Летят журавли" вдохновил стать режиссером не только Лелуша, но и Андрея Кончаловского, и Сергея Соловьева.
Фильму «Летят журавли» – 6о лет. Все ли вы знаете об этом шедевре?
Небо было освещено не так, как нужно было создателям фильма. В итоге эту сцену вообще исключили. Есть такое понятие: «оправданность ракурса». Посмотрите немые фильмы, там много необычных ракурсов. Однако с приходом звука кино становится более реалистичным и операторы часто стремятся сделать кадр максимально натуралистичным.
Необычные ракурсы будто становятся неоправданными. Да и советская идеология диктовала свои правила: подходить к съемкам следовало без формализма, картинка должна была быть предельно понятной и конкретной. В этих условиях и появляется уникальное и бесстрашное творение Урусевского и Калатозова. В картине «Летят журавли» камера становится полноправным героем, она будто заявляет о себе.
Урусевский работает с новой широкоугольной оптикой. Обратите внимание на глубину композиции, использование переднего и дальнего плана. Каждый кадр словно удачная фотография, с интересной игрой света и тени, с героями, выходящими на передний план или осознанно спрятанными в тени. Еще одно операторское нововведение — камера не статична, она двигается вместе с актерами, следит за ними, даже преследует.
Сейчас подобная съемка не редкость, но в те времена так практически не снимали. На самом деле благодаря конкретным видам съемки и возникает то самое волшебство кино: зритель будто становится полноправным участником событий! Особенно удивительно, что сняли «Летят журавли» вовсе не молодые экспериментаторы. Калатозову и Урусевскому на момент съемок было… около 60 лет!
Кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества фестивальных наград, с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью... В центре фильма - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда. Он кажется чужими в кино второй половины 50-х. И все же нам не найти другого фильма, который смог лучше представлять ту кинематографическую эпоху. И это лишь одно из противоречий, о которые до сих пор спотыкаются все размышления о нем.
Фильму «Летят журавли» исполнилось 45 лет, но до сих пор он единственный из отечественных лент — призер Каннского кинофестиваля. Главные роли в этом ставшем культовым для нескольких поколений фильме исполнили Татьяна Самойлова Вероника и Алексей Баталов Борис, жених Вероники. Роль Вероники, сообщает агентство , принесла Татьяне Самойловой мировую известность.
Среди известных лиц, которые положительно отзывались о фильме, особенно о главной женской партии, были как Пабло Пикассо, за день до объявления итогов предрекавший Самойловой скорое перевоплощение "из милой девочки в недоступную мировую звезду", так и президент Франции Шарль де Голль, который без протокола приехал встретить любимую артистку.
Вручение приза "Победа" советским работникам кинематографии во французском посольстве. Причем дело касается не только выхода в Каннах и международного проката, но и непосредственно истории создания картины. Первый случай связан с "Первым эшелоном", фильмом о целине, который Калатозов начал снимать за пару лет до "Летят журавли". Съемки проходили в степях Казахстана, и в один день тяжело заболел оператор ленты. Режиссер обещал руководству "Мосфильма" быстро все доснять, если ему в кратчайшие сроки найдут нового оператора. Им как раз оказался Сергей Урусевский. Всего полутора недель съемок хватило, чтобы два талантливых человека узнали друг друга в работе и пообещали снять следующий фильм вместе, не имея при этом не только готового сценария, но даже примерной идеи новой картины. Сергей Урусевский. Спустя время после съемок он создаст театр "Современник" и пригласит Михаила Калатозова на дебютный спектакль "Матросская тишина".
Однако за неделю до премьеры в театр нагрянула комиссия от министерства культуры, которая запретила пьесу к показу. К счастью, для постановки был "дублер" - спектакль "Вечно живые".
«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»
Несколько дней на съемках работал ассистентом оператора начинающий французский режиссер Клод Лелуш, приехавший в Москву в составе туристической группы и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Вернувшись во Францию, будущий автор «Мужчины и женщины», обладатель «Оскаров», рассказал директору Каннского фестиваля о картине Калатозова. Успех фильма в мире был невероятный.
Необычные ракурсы будто становятся неоправданными. Да и советская идеология диктовала свои правила: подходить к съемкам следовало без формализма, картинка должна была быть предельно понятной и конкретной. В этих условиях и появляется уникальное и бесстрашное творение Урусевского и Калатозова. В картине «Летят журавли» камера становится полноправным героем, она будто заявляет о себе. Урусевский работает с новой широкоугольной оптикой.
Обратите внимание на глубину композиции, использование переднего и дальнего плана. Каждый кадр словно удачная фотография, с интересной игрой света и тени, с героями, выходящими на передний план или осознанно спрятанными в тени. Еще одно операторское нововведение — камера не статична, она двигается вместе с актерами, следит за ними, даже преследует. Сейчас подобная съемка не редкость, но в те времена так практически не снимали. На самом деле благодаря конкретным видам съемки и возникает то самое волшебство кино: зритель будто становится полноправным участником событий! Особенно удивительно, что сняли «Летят журавли» вовсе не молодые экспериментаторы. Калатозову и Урусевскому на момент съемок было… около 60 лет!
Сколько интересного и нового открыли они этим фильмом! Музыку к фильму написал Моисей Вайнберг, друг и последователь Шостаковича, человек нелегкой судьбы, прошедший тюрьму и преследования. Также он был композитором в наверняка знакомых вам мультфильмах: «Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух», «Гиперболоид инженера Гарина». Недавно альбом скрипача Гидона Кремера и камерного оркестра Kremerata Baltica с записями произведений Моисея Вайнберга был номинирован на музыкальную награду «Грэмми». А «Пассажирка» Вайнберга спустя десятилетия вышла на мировую сцену!
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте mk-lenobl. Использование материалов, опубликованных на сайте mk-lenobl. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-lenobl.
Нас все время фотографировали, журналисты не давали нам выйти из зала. Интервью следовали одно за другим». Пабло Пикассо назвал фильм гениальным, а Татьяне Самойловой предрек звездное будущее. Он произвел глубокое впечатление на публику и журналистов. Мировая печать посвятила ему сотни статей, в которых отмечала достоинства картины. Особенный успех имела Татьяна Самойлова». Татьяна Самойлова на Каннском кинофестивале, 1958 Фото: tvkinoradio. Он был оценен по достоинству только спустя годы.
В наши дни «Летят журавли» называют одним из символов советского кино и одним из лучших фильмов отечественного кинематографа. Его эпизоды разбираются во всех учебниках по киноискусству. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Состоялась премьера фильма «Летят Журавли»
Народный артист России, режиссер Андрей Житинкин выпустил в Малом театре премьеру спектакля «Летят журавли». Кино в Москве. Новости. Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России. В архиве "Мосфильма" хранятся эскизы, которые Евгений Свидетелев готовил для фильма "Летят журавли". Отреставрированный фильм "Летят журавли" скоро выходит в российский прокат.
"Летят журавли": Великой Победе посвящается...
«Летят журавли» подводят черту под фильмами, пытавшимися перенести на советскую почву приемы неореализма, и открывают дорогу великому кинематографу 1960-х. Режиссер фильма Михаил Калатозов начинал карьеру в кино как оператор. «Летя́т журавли́» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Кино в Москве. Новости. Отреставрированный фильм «Летят журавли» покажут в кинотеатрах России.
Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К
Татьяну Самойлову в народе стали называть русской Бриджит Бардо. Во время съемки драки Бориса с солдатом, отпустившим циничную шутку в адрес Вероники, Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Но во время одного из дублей, падая, второй актер потянул Баталова за собой, и тот упал лицом на обрубленный куст. Алексей Баталов очень переживал, что с кино для него теперь покончено, но, к счастью, обошлось благодаря ювелирной работе хирурга. Новаторство съемок «Появление «Журавлей» без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше — режиссер или оператор — вложил в нее. В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины», — сказал в одном из своих интервью режиссер Александр Митта. По его словам, до этой картины не было таких феноменальных экспрессивных кадров, которые действовали очень долго и очень сильно. Сергей Урусевский действительно был настоящим профессионалом и фанатом своего дела. Он придумывал новые способы съемок, которые раньше в кинематографе не использовались.
Так, специально для эпизода, где герой Баталова стремительно бежит по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Алексей Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского четко вровень с актером. Источник: 7days. Впрочем, создатели фильма были к этому готовы, поэтому их не удивили осуждения образа главной героини, упреки в попытках оправдать Веронику и в мелочности сюжета. Никита Хрущев так и вовсе не скупился в выражениях.
Сейчас сложно даже представить другую актрису в образе Вероники.
Роль принесла Татьяне Самойловой оглушительный успех, на нее посыпались предложения сниматься за рубежом, в том числе в Голливуде. Но, естественно, советская актриса не могла их принять. По идеологическим же соображениям фильм со скрипом выпустили в широкий прокат в СССР — поначалу он вышел очень небольшим тиражом. Дело в том, что образ главной героини никак не соответствовал канонам соцреализма: не дождалась бойца с фронта, выскочила замуж за другого — да кто она после этого? Никита Хрущев очень грубо ответил на этот вопрос после просмотра фильма. Тем не менее миллионы зрителей и в Союзе, и за рубежом полюбили Веронику, сопереживали и продолжают сопереживать ей. Вот так нетипичная актриса встретилась с «идеологически невыдержанной» героиней и оставила в золотой коллекции кино неповторимый образ.
Москва в фильме Москва у Калатозова очень разная. Веселая, светлая и беззаботная в первых сценах фильма, серая и унылая во время войны и вновь светлая, но уже далеко не беззаботная в конце — после Победы. Фильм начинается с прогулки главных героев, Бориса и Вероники, в ночь на 22 июня 1941 года — в ночь, когда началась война. Но герои еще ничего об этом не знают. Они гуляют, болтают, любуются на стаю журавлей и договариваются о следующем свидании. Крымский мост в качестве фона для первой сцены выбран неслучайно. Это один из символов Москвы того времени, шедевр предвоенной архитектуры.
Дальше Борис и Вероника бегут по Красной площади. Мы видим крупным планом, как часы на Спасской башне бьют четыре часа утра именно это время принято считать началом войны. Очень сильная и яркая сцена — проводы добровольцев. Вероника пробивается сквозь толпу в поисках своего любимого, и благодаря динамичной камере Урусевского мы оказываемся в самой гуще событий вместе с главной героиней. Напряжение усиливает марш «Прощание славянки», который играет оркестр. Сцену снимали около школы в Армянском переулке. Кстати, здесь действительно в июне 1941 года формировался истребительный батальон Куйбышевского района, и отсюда солдаты уходили на фронт.
Заграничный гость был настолько потрясен скрупулезным подходом авторов к созданию фильма, что попросился в съемочную группу ассистентом оператора. Он проработал в этом качестве на площадке несколько дней и снял в Москве свою первую картину — документальную ленту о производстве «Летят журавли». Вернувшись в Париж, Лелуш связался с директором Каннского фестиваля и рассказал о съемках Калатозова. Лидер проката Успех фильма «Летят журавли» в год выхода был феноменальным: только во Франции картину посмотрели 5 миллионов 300 тысяч зрителей во французском прокате она шла под названием «Когда улетают аисты».
Все лето 1958 года фильм показывали с субтитрами, в декабре дублировали и снова выпустили в прокат по всей стране. Однако на родине, в СССР, картина заняла только 10-е место в прокате, интерес публики в тот год был прикован к экранизации первой части — «Сестры» — трилогии Алексея Толстого, а также комедиям «Улица полна неожиданностей» и «Девушка без адреса». Несостоявшаяся звезда Голливуда Появление Татьяны Самойловой на дорожке Каннского фестиваля оказалось не менее заметным, чем сам фильм.
Выбор актеров Михаил Калатозов сразу определился, кто будет играть Бориса, — он видел в этой роли Алексея Баталова, к тому времени уже известного актера. С актрисой на роль Вероники тоже почти было определились — у Елены Добронравовой были удачные пробы.
Но Сергей Урусевский, посмотрев фильм «Мексиканец» с участием начинающей актрисы Татьяны Самойловой, предложил режиссеру ее кандидатуру. Михаил Калатозов навел справки и узнал, что Татьяну Самойлову отчислили из Щукинского училища. Ей не давали ролей, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Но режиссер понял, что именно такая Вероника ему и нужна. Источник: funart.
Только после просмотра готового материала драматург согласился, что режиссер в выборе главной героини не ошибся. Именно Баталов придумал макияж для Вероники, нарисовав ей жирные стрелки обгоревшей спичкой и посоветовав впредь так и гримироваться. Трудности съемок Во время съемки эпизода, когда Вероника бежит в разрушенный бомбежкой дом, где жили ее родители, от слабости актриса потеряла сознание. Тогда-то и стало известно, что у нее туберкулез. Каждые три часа Татьяне Самойловой ставили уколы, работа над каждым кадром давалась ей с большим трудом.
Татьяну Самойлову в народе стали называть русской Бриджит Бардо. Во время съемки драки Бориса с солдатом, отпустившим циничную шутку в адрес Вероники, Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Но во время одного из дублей, падая, второй актер потянул Баталова за собой, и тот упал лицом на обрубленный куст. Алексей Баталов очень переживал, что с кино для него теперь покончено, но, к счастью, обошлось благодаря ювелирной работе хирурга.
В российском прокате — восстановленный «Летят журавли» и «Лавстори» Тодоровского
Триумф фильма начался с получения первого приза на Каннском фестивале в 1958 году. Там же была отмечена исключительная игра актрисы Татьяны Самойловой. Затем картину приветствовали зрители во многих странах мира. Награды фильма: Большой приз «Золотая пальмовая ветвь», специальный диплом жюри, приз за лучшую женскую роль Татьяне Самойловой, приз Высшей технической комиссии Франции оператору Сергею Урусевскому на XI Международном кинофестивале в Канне, приз «Серебряное сомбреро» на I Международном кинофестивале в Гвадалахаре, Особый приз I Всесоюзного кинофестиваля в Москве. По сей день «Летят журавли» - не только веха в духовной жизни нашего общества, но и вершина искусства - актерского, в первую очередь Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, операторского, Сергей Урусевский и режиссерского Михаил Калатозов.
Сразу по выходе картины, да и позднее разные авторы повторяли один и тот же странный приговор: это, конечно, шедевр, но у него слабая, неудачная драматургия. Кажется, никого из писавших не удовлетворила главная сюжетная коллизия — неожиданная, психологически не объясненная и не оправданная измена героини фильма своему жениху, ушедшему на фронт. Мир фильма неоднороден, расколот и совершенно нелогичен. Утверждается, что Вероника — жертва войны, но ведь в равной степени справедливо и обратное: война, даже убив Бориса, не смогла уничтожить их чувство друг к другу. Парадоксально, но без этой измены мы бы не поверили в ту абсолютную любовь, которую читаем в глазах Вероники в финале.
Сохранилось предание о том, что появлением в Каннах советская картина обязана Клоду Лелушу. Он побывал на съемочной площадке у Калатозова во время работы со сценой на лестнице. Решение видеоряда, проделанное оператором Сергеем Урусевским, так поразило его, что Лелуш решил вместо оператора-документалиста стать режиссером художественных фильмов. На основе этого эпизода он уговорил директора Каннского фестиваля включить "Летят журавли" в основную программу. На премьере фильма в Каннах зрители плакали. Об этом напомнил в преддверии повторного проката директор по киноканалам медиахолдинга "Цифровое телевидение" Иван Кудрявцев.
Этот фильм стал единственной полнометражной российской лентой, получившей Золотую пальмовую ветвь. Лирическая драма о войне и человеческих судьбах стала символом советского кино, победителем международных фестивалей, в том числе, Каннского фестиваля в 1958 году. Главным героям — Татьяне Самойловой и Алексею Баталову - картина принесла мировую известность.