К 135-летию со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941) Третьяковская галерея готовит выставку выдающегося советского скульптора, творческое наследие которого по значению.
Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения
- "Сезонник" – бронза, 1929 год, скульптор Иван Дмитриевич Шадр | РИА Новости Медиабанк
- Обратите внимание:
- Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке
- Шадр Иван Дмитриевич. Юноша со звездой (Рабочий со знаменем). 1936 (Отлив 1978)
- Рабочий со знаменем
- Шадр с женой в мастерской. 1934.
Иван Шадр — последние новости
В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра – выдающегося скульптора-монументалиста. Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны. Настоящее имя Ивана Шадра – Иван Иванов. Решив, что фамилия слишком уж распространенная, Иван Дмитриевич взял себе псевдоним от названия родного города Шадринска, чтобы прославить Родину. 11 февраля 1887 года родился Иван Дмитриевич Шадр – автор демонстрируемой скульптуры, один из художников русской революции, создавший монументальные произведения, которые стали символами эпохи: «Булыжник – оружие пролетариата», «Девушка с веслом». 3 апреля 1941) был русским / советским скульптором и медалистом, взявшим свой псевдоним в честь своего родного города. Псевдоним Шадр Иван Дмитриевич взял в честь города Шадринска, откуда были родом его родители.
Заказ билетов на сайте ГБУК ТОКГ
- Заказ билетов на сайте ГБУК ТОКГ
- Что покажут
- Комментарии
- Art Investment
- Другие работы автора
Art Investment
Иван Дмитриевич Иванов (Шадр) родился 11 февраля (30 января ст. ст.) 1887 года, в семье плотника Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых, в селе Такташинском, ныне Мишкинский район Курганской области. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) родился 30 января 1887 г. в г. Шадринске, ныне Курганской области. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей.
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)
Смотрите канал Шадр‑инфо онлайн! Диафильм "Иван Дмитриевич Шадр". Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1987 год. Д-091-87, черно-белый 0-20 копеек. Во время первой русской революции Иван Шадр сотрудничает с сатирическим журналом «Гном», публикуя там карикатуры, направленные против царского правительства. Но на самом деле Иван Дмитриевич Шадр, это и невероятно известная "Девушка с веслом", и "Сеятель", и надгробие Н.С. Аллилуевой, и огромное количество графического наследия, множество нереализованных проектов, сохранившихся лишь на бумаге или отлитых в гипсе. Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны.
Девушка с веслом. 1937. Иван Дмитриевич Шадр (1887 - 1941) БГ. Аквариум. Девушка с веслом. 2008.
Первый раз за шестьдесят лет в Новой Третьяковке будет проводиться выставка советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. В 1935 году два советских скульптора Иван Дмитриевич Шадр (при рождении Иванов) и Ромуальд Ромуальдович Иодко как-то уж слишком одномоментно изваяли скульптуры с одинаковым названием «Девушка с веслом». Так в 1908 году Иван Иванов стал Иваном Шадром – и остался в истории с этим именем. Читайте Скульптор Иван Дмитриевич Шадр в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера. Мартос Иван Петрович (1752 – 1835), архитектор Мельников Абрам Иванович (1784-1854). Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
Рабочий со знаменем
В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра Михаил Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы Иван мог учиться на певца.
В училище Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину, который дал им высокую оценку.
Знавшие скульптора Бориса Даниловича Королева, несомненно, были удивлены, увидев на выставке вполне реалистичный памятник писателю. Горький стоит на высокой скале, фигура писателя напоминала скульптуру Мухиной — молодого Горького. Чему же удивились бы знатоки творчества Бориса Даниловича Королева? В то время скульптор был признанным кубистом. Он пытался приспособить то направление, в котором работал, для создания памятников, которых требовалось все больше и больше. Он участвовал в первом советском конкурсе по «выработке проектов памятников Российской социалистической революции», положение которого утвердил сам Ленин.
Королев избрал для себя образ анархиста Михаила Бакунина. Кстати, в этом же конкурсе участвовала и Вера Игнатьевна Мухина. Современники, видевшие знаменитого анархиста Бакунина в гипсовом исполнении Королева, тут же прозвали его «марсианским идолом». Критики успели написать: «Такого смелого опыта не было дано совершить ни одному кубисту». Но этого «смелого опыта» не довелось увидеть массовому зрителю. Памятник снесли еще до открытия. С Горьким скульптор был уже осторожен и не подверг его «кубинизации», но критика обошла проект монумента молчанием, и мы нашли в старом журнале лишь его изображение. Но к чему призывал писатель?
К буре? Но она уже грянула. Кому-то из скульпторов Горький показался похожим на деревенского парня, приехавшего в город на заработки, а кому-то — «скорее на украинского богатыря, нежели на российского пролетария». Вопреки опасностям Первоначально, по замыслу, Вера Игнатьевна Мухина планировала своего Горького для установки на Манежной площади. Архитектор Сергей Замков помог ей прорисовать, как все должно быть. Но жюри конкурса все больше склонялось к другой фигуре Алексея Максимовича Горького, которую вылепил скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Его Горький — это человек на склоне жизни со шляпой и батожком в руке. Таким его знала Москва.
Для города Горького писатель остался молодым бунтарем в неизменной косоворотке и сапогах с заправленными в них брюками. Еще была широкополая шляпа, но скульптор ее исключила. Волжский ветер должен трепать волосы и плащ писателя. Кстати, именно таким Горький предстает на многих фотографиях нижегородского светописца Максима Петровича Дмитриева. Сейчас уже забыто, но именно эти тиражированные фотографии, продававшиеся на книжных лотках, послужат для молодых современников писателя примером моды. Горькому будут подражать. По мнению молодых, именно так должен был выглядеть «человек из народа». Вера Игнатьевна Мухина не просто работала над образом Горького, она попутно размышляла, и хоть ее сохранившиеся записи и несут заряд патетики, но показывают тяжелый умственный труд скульптора.
Мне хотелось, чтобы боль за попранное человеческое достоинство сквозила в его суровом лице, в глазах, устремленных вдаль, в сжатом кулаке, сдерживаемом другой рукой. Он — как натянутая струна, он сам — дитя назревающей бури, он буревестник революции». Каковы эти черты, выделявшие писателя среди его современников? В работе над памятником Горькому мне пришлось задуматься над ними. Одним из основных качеств, определяющих значение писателя, кроме таланта, является степень его гражданственности. Ею в высшей степени обладал Горький: он не был созерцателем жизни! Страстная, боевая активность отношения к ней — один из основополагающих элементов горьковского миропонимания». Кроме основной фигуры писателя, к памятнику должны были примыкать еще три скульптуры: фигура Матери, поднимавшей упавшее знамя, фигура Данко, протягивающего к небу пылающее сердце, и срывающийся с волны буревестник.
Для Мухиной памятник Горькому был не просто правительственным заказом. Кто хорошо знал Веру Игнатьевну, говорили, что она могла под любым предлогом отказаться от работы, если замечала что-то чуждое для себя в нравственном плане. В галерее созданных ею скульптурных портретов нет ни одного изображения вождей. Ей заказывали портрет Сталина, но при условии: чтобы не отвлекать вождя, лепить его по фотографии. Она ни секунды не колебалась и ответила отказом. Домашним же сказала: «Я не могу лепить человека с таким узким лбом». Сумела бы она закончить работу, порядочно замучив натурщика? Думается, что ответ будет утвердительным.
В жизни Мухиной, а вернее, в судьбе ее семьи, Горький сыграл очень большую «нравственную» роль. Познакомились они в разгар Первой мировой войны, когда она работала в госпитале медсестрой. Алексей Андреевич Замков до сих пор остается фигурой загадочной и мистической. В своих анкетах он писал, что по своему происхождению он из крестьян. Много позже была найдена его фотография, где он предстает в форме полковника царской армии. Видимо, Алексей Андреевич ее пропустил и не уничтожил. В «разработку» чекистов он попал сразу же, как только сделал успешную врачебную карьеру.
Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города Шадринск. Детство Вани было полно лишений. Жили бедно. В 12 лет мальчика привезли в Екатеринбург и отдали в услужение купцам Панфиловым. Здесь он подружился с одним из владельцев Александром Яковлевичем, не чуждым искусства. Благодаря ему познакомился с репродукцией «Сикстинской Мадонны», произведшей на отрока огромное впечатление. В 1901 году Иван решился поступать в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу. И неожиданно был принят, хотя не имел соответствующей подготовки. В 1907-м вместе с сокурсником и другом Петром Дербышевым они отправились в пешее путешествие по России. Конечной целью являлся Петербург, точнее, Академия художеств. Шли вдоль Камы и Волги, заглянули на Кавказ, исследовали Украину. В Киеве на вокзале потеряли друг друга. Волею случая вновь встретились в Москве, в Третьяковской галерее. Но Дербышев уже раздумал ехать в Северную столицу, Иван отбыл туда в одиночестве. Экзамены провалил: не хватило навыков рисунка. Не сдался и на Урал не вернулся. Остался в Петербурге, познакомился с шарманщиком, «ходил с обезьянкой на плече, полумертвой от холода и голода носительницей чужого счастья». Неизвестно, чем бы кончилось бродяжничество, если бы упрямцу снова не свезло: его пение под шарманку услышал режиссер Александринского театра Михаил Дарский. По рекомендации мэтра парня допустили до приемных экзаменов на Высших драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища. Шадр блестяще выдержал испытание и попал в класс премьера Александринки Владимира Давыдова.
Наконец, ко мне домой пришел следователь и сообщил, что мы высылаемся на три года с конфискацией имущества. Я заплакала». Местом ссылки стал Воронеж. Это, конечно, не безбрежная лесная даль Сибири… За вызволение семьи принялся Максим Горький. Он мобилизовал пациентов Замкова и поклонников Мухиной. Удивительно, но политбюро пошло навстречу. Замков стал заведовать лабораторией, которая со временем переросла в Государственный институт урогравиданотерапии. Мухина занялась отнятым у нее делом. Неизвестно, благодарила ли она Горького за вызволение, но вопреки своим принципам лепила его портрет уже по фотографиям и своей памяти. Но впереди была еще одна опасность, которая могла прервать работу над памятником Горькому. И, может быть, навсегда. Наступили уже такие времена, когда прошлые заслуги человека ни во что не ставились, а «дела» раскручивались по наветам, анонимкам и доносам… Донос на Мухину поступил в Госкомиссию ЦК партии, когда сдавалась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», предназначенная венчать советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Какой-то доброхот усмотрел в развевающемся шарфе профиль Троцкого. Правда это или неправда, но говорят, что осматривать скульптуру тайно приезжал сам Сталин. Никакого Троцкого он в шарфе не нашел. После всех этих перипетий Вера Игнатьевна Мухина наконец-то вернулась к памятнику Горькому. Да не к одному, а сразу к двум. Умирая, скульптор Иван Дмитриевич Шадр взял с нее слово, что она закончит его памятник писателю. А в это время «Горьковская коммуна» сообщила: «С весны на месте строительства памятника в районе улицы Заломова перед Окским мостом начнутся геолого-изыскательские, топографические и другие работы. Совет народных комиссаров СССР отпустил 400 тысяч рублей на предварительные работы по строительству памятника Алексею Максимовичу Горькому на родине писателя». Оба события случились весной 1941 года. Через месяц с небольшим будет не до них… Кому быть первым? Лишь 24 июля 1947 года «Горьковская коммуна» смогла оповестить земляков писателя о том, что «завод «Монументскульптура» закончил отливку бронзового памятника Алексею Максимовичу Горькому, который будет установлен в гор. Все работы по сборке памятника завод предполагает завершить в августе». А работать над памятником Вера Игнатьевна Мухина начала сразу же после окончания войны. В августе 1945 года она с двумя подругами, тоже скульпторами, отправляется в Горький, чтобы окончательно затвердить местопребывание памятника. Берег по Оке при слиянии весь зеленый от травы, очень крутой, в него упирается мост, который идет от Канавина бывшая Нижегородская ярмарка , от Сормова и Соцгорода огромные заводы. Сначала памятник был запроектирован под мостом, но мы выбрали немного левее, очень холм хорош над Окой. Предисполкому тоже понравилось. Всем понравилось, и нам тоже. Сразу нашли размер. Это очень большое дело». Действительно, определилось главное — памятниковый рост Алексея Максимовича. Мухиной требовалось лишь увеличить давно готовую трехметровую, уже утвержденную скульптуру. Заметим, замысел при этом не меняется. Накануне сдачи семиметровой скульптуры Горького в отливку она в газетном интервью сообщила горьковчанам, что по-прежнему рядом с памятником писателю видит Ниловну, поднимающую знамя, Данко с горящим сердцем и гигантского шестиметрового буревестника, срывающегося с волны. В Горьком разворачиваются работы по закладке фундамента памятника, укрепляется откос. Приближался очередной юбилей писателя — его 80-летие, чем не повод для открытия монумента. И все шло к этому. Документально точно так и неизвестно, почему произошел срыв памятного юбилейного события, но, видимо, без «помощи» вождя народов здесь не обошлось. Конечно, Сталин знал, что памятник Горькому для его родного города уже отлит. Он как-то пропустил последовательность событий. Что же получается: Москва потянется за Горьким? Вождя понять можно. Писатель был для него одной из ключевых политических фигур, таковой и остался. Горький был «приманкой» для писателей мирового уровня, которым щедро показывали «плоды» советской жизни. И Сталин берет идеологическое руководство в свои руки. Где-то же есть памятник Горькому, который изваял Шадр. Почему он не в работе? И тут вспомнили, что Мухина дала Шадру слово довести все работы по этому памятнику до конца. Ее и призвали к делу. Долгое время авторами памятника Горькому, который стоял у Белорусского вокзала в Москве, считались И. Шадр и В.
Скульптор Иван Дмитриевич Шадр
Талант Вани Иванова был замечен по первым его произведениям, по возвращении в Екатеринбург ему начинают поступать заказы, которые он выполнял с большим желанием. Знакомство с режиссером Александровского театра М. Дарским стало решающим в дальнейшей учебе и жизни талантливого юноши. В дальнейшем, Иван проходит обучение на Высших драматических курсах и в школе поощрения художеств в Петербурге. Получив поддержку от наставников и материальную помощь от Шадринской Городской думы, он совершенствует свои знания в Парижской академии художеств, в институте изящных искусств в Италии, в Английской академии, копирует фрески Рафаэля в Ватикане, изучает искусство в Королевской библиотеке. В 1914 году Иван Дмитриевич приезжает в Шадринск, составляет подробный отчет, рассказывает, чему он научился за границей и куда израсходовал деньги. В это время Городская дума делает ему заказ — вылепить бюст основателя городского банка Д. Для мастерской ему выделили комнату в помещении фотографии Мамаева по улице Петропавловской ныне ул. Маркса, 69.
Бюст Понамарева до 1918 года стоял в Шадринском городском банке, затем был передан в музей, где невежественные работники в начале 1930 годов выбросили его вместе с другими драгоценными предметами. Портрет был выполнен по фотоснимку. К числу законченных работ относятся портреты шадринцев: члена Государственной думы Петрова, несостоявшейся невесты — Нины Ночвиной, своего дяди И. Иванова барельеф , также Евдокии Хитровой, жены военного интенданта Н. Хитрова, выполнен около 1915 г. Работы к сожалению не сохранились. Известность приходит к Шадру в 1915 году, как автору проекта «Памятник мировому страданию». Этот проект неоднократно демонстрировался на лекциях и показах скульптора, в том числе и в г.
В 1918 году Иван Дмитриевич читает лекцию на родине, в программе рассматривались вопросы: «Идеи вечности, смерти и возрождения в религиозном искусстве народов», «Памятник мировому страданию» и «Слово и образ». Лекция получилась крайне неудачной. Шадр первоначально затронул тему о кризисе в русском искусстве. Далее был дан исторический очерк искусства по главным этапам развития. Исторический обзор им был начат с египетского искусства. Слишком мимолетный взгляд лектора на искусство Египта не дал слушателям понятия о его сущности, художественной одаренности египетского народа, который, начав мировую культуру, завещал человечеству истинно прекрасные произведения. Во второй части лекции говорилось о «Памятнике мировому страданию» и о проектах памятников «Мировой скорби», один из которых Иван Дмитриевич предлагал установить в Шадринске, на могиле расстрелянных фронтовиков Ларюшкина, Тельминова и Дымшакова.
В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС Ivanovonews на Поделиться: В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории: взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. В зону заражения попали около 7 миллионов человек. В ликвидации последствий аварии приняли участие более 500 тысяч человек.
С 1907 года обучался на Высших драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища, в рисовальной школе Общества поощрения художеств Н. Рериха и Музыкально-драматической школе. С 1908 года Иван Дмитриевич начал использовать псевдоним «Шадр». В 1910 году Иван Дмитриевич уехал за границу. Обучался в Париже у О. Родена и Э. Бурделя, в Риме — в Институте изящных искусств. В 1912 году Шадр возвратился в Россию, учился в Московском археологическом институте. В 1918 году уехал в Омск забрать семью, однако остался в этом городе до 1921 года.
Пушкину, М. Лермонтову, которые так и не воплотились в реальность. Памятник А. Горькому по проекту Шадра был завершён после его смерти В. Мухиной см. В рамках городского пространства скульптору было тесно, он задумывался об установке монументов среди горного ландшафта, во льдах северного полюса, в подводном пространстве. В станковой скульптуре, рассчитанной на закрытое пространство, на интерьер общественного здания, он также тяготел к большим масштабам, к крупной форме. Скульптуры для Гознака, статуя «Булыжник — оружие пролетариата» могут органично существовать как в экспозиции музея, так и в пространстве городского сквера. В 1930-е годы скульптором был создан ряд надгробных памятников, установленных на Новодевичьем кладбище в Москве. В них, прежде всего в женских образах, ярко раскрылась лирическая сторона дарования скульптора. Значительно меньше Шадра привлекал портретный жанр, но несколько произведений, которые были исполнены с натуры, отличаются яркостью характеристик, дают представление и об этой стороне его творчества. Булыжник — оружие пролетариата. Отлив 1947 года с отлива в гипсе 1946, ГРМ. ГТГ Статуя «Булыжник — оружие пролетариата» посвящена борьбе рабочих во время революции 1905-1907 годов, экспонировалась на выставке, организованной Наркомпросом к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. За эту работу и портрет Л. Красина скульптор был удостоен третьей премии. Однако художественные критики встретили произведение прохладно. ГТГ И. ГТГ Оценить масштаб творческих возможностей Шадра трудно без знакомства с его графическими работами, свидетельствующими о невероятной широте замыслов скульптора. В многочисленных вариантах эскизов памятников отчётливо прослеживается стремление автора к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм. Он обдумывал сразу несколько вариантов монумента, различных по сюжетной идее, в поисках пластического решения часто отталкивался от литературного образа, от цитаты. Замыслы, оставшиеся на бумаге Иван Дмитриевич Шадр не мыслил себе реализацию любого скульптурного проекта без его графического воплощения на бумаге. Он был уверен, что художник обязан даже спать с альбомом и карандашом в руках. Одним из ранних не реализованных проектов мастера стал «Памятник мировому страданию», который он вынашивал с юности и пытался реализовать в последующие годы. Шадр задумал его как окружённый гигантскими плитами двор с «Озером слёз» в центре, замыкающийся пирамидой со «ступенями страданий» и «Воротами Вечности» у входа. В постамент он предполагал врезать рельеф «Борьба с землёй» с изображением измученных тяжёлой работой пахарей. Скульптор всегда особо относился к архитектуре, как основе синтеза искусств и тесно связанному с ней рельефу, который он часто использовал при проектировании монументов. Так, в неординарном по композиции, но так и не реализованном проекте памятника А. Желябову 1934 в виде тяжелого куба, олицетворяющего Российскую империю, скульптор у его основания также поместил два рельефа с борющимися с царским режимом народовольцами. Наряду с выдающимися скульпторами Н. Андреевым и С. Меркуровым Шадр стоял у истоков возникновения советской Ленинианы, создав шестнадцать памятников В. Ленину, лучшим среди которых стал монумент 1927 г. Между тем даже в советское время не все проекты Шадра на ленинскую тему были реализованы. Так, осуществлению эскиза памятника Ленину для Днепропетровска 1934 помешала ранняя смерть скульптора и Великая Отечественная война. Самые запоминающиеся среди них — памятники В. Чкалову, челюскинцам, М. Советский павильон. Рабочий со знаменем.