Возможно, и могилу Чингисхана следует искать не в Монголии, а где-то рядом с Иртышем?
Утерянная гробница Чингисхана скрыта на самом видном месте?
По другой легенде, могила Чингисхана находится на дне реки. Восемь мест, где еще ищут захоронение Чингисхана. Там обнаружили многочисленные захоронения бронзового века, но не могилу Чингисхана. РИА Новости: Ученые до сих пор ищут местонахождение гробницы Чингисхана. Могила Чингисхана может быть спрятана в Забайкалье. РИА Новости: Ученые до сих пор ищут местонахождение гробницы Чингисхана. Могила Чингисхана может быть спрятана в Забайкалье.
Где спрятана могила Чингисхана
Где похоронили Чингисхана и с какой проблемой столкнулись археологи при поиске его могилы? Есть много версий, где находится его могила и с некоторой периодичностью появлялись сообщения об обнаружении его гробницы. В XVII веке местом захоронения Чингисхана считалось Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. Где находится могила Чингисхана?
Тайны могилы Чингисхана и стоит ли её искать
Даже Хубилай-хан не знал, где находится гробница Чингисхана, и на то были веские причины. Согласно устным преданиям, рабы и солдаты, присутствовавшие на похоронах хана, были убиты, чтобы сохранить в тайне место его упокоения. Эту традицию продолжил предшественник Хубилай-хана Мункэ-хан, чьи слуги, по словам Поло, убивали любого, кто пересекался с процессией. Смерть Чингисхана Мы могли бы узнать больше о гробнице Чингисхана, внимательно изучив обстоятельства его смерти. Накануне своей смерти хан вел войну против тангутов на северо-западе Китая. Это, говорит историк Фрэнк Маклинн, автор книги Чингисхан: человек, который покорил мир", затруднило бы доставку его тела обратно в Монголию, ведь во время этого путешествия предстояло преодолеть 311 миль. Маклинн предполагает, что гробница Чингисхана может быть расположена где-то на северо-западе Китая, возможно, в регионе Ордос. Эта гипотеза подтверждается двумя монгольскими хрониками: Алтан Тобчи 1604 и Эрдени Тобчи 1662. Первый источник предполагает, что гроб Чингисхана был пуст, когда прибыл в Монголию; второй говорит, что его палатка и одежда были похоронены в Ордосе. Другой биограф Чингисхана, Пол Лококо-младший, утверждает, что гробница Чингисхана, скорее всего, находится в Монголии. Сейчас Бурхан Халдун находится в пределах строго охраняемой территории Хан-Хэнтий, региона страны, который монгольское правительство определило как объект сохранения дикой природы и религиозного наследия.
Этот район в значительной степени недоступен как для туристов, так и для исследователей.
Бьют и пастухов, если «насорят» священные лошади, участвующие в празднике. Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, затем белой лошади, после чего идут к Алтын-хатасуну. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана. От Наймана толпа паломников направляется к девяти белым верблюдам, по дороге обходя телеги, на которых привезли юрты. Задки телег подняты вверх, и на них сидят дети дарха-тов: большие — на телегах, маленькие — под телегами. Проходя мимо них, паломники произносят: Да будет одеяло полно детей, Да не будет у них ни чесотки, ни насморка!
А в возраст придете — Да будете вы счастливы и сановиты. А потом бросают в воздух деньги, и сидящие на телегах дети стараются поймать, но слезать с телеги им нельзя. Те деньги, которые они не поймали, достаются маленьким. После этого паломники идут к верблюдам и стараются украдкой выщипать у них немного шерсти, которую потом зашивают в добу и носят на груди. На этом поклонение заканчивается и паломники смешиваются с толпой, ждущей того момента, когда начнут кропить молоком из «бадьи из сандалового дерева». Перед началом обряда по поверхности молока пускают плавать серебряные блюдечки, потом первым блюдечком черпают молоко три раза и выплескивают его в воздух. Делает это джинан — специальный распорядитель праздника, после него то же самое делают все остальные — князья и простой народ.
Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы — духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это — у него выпадут глаза. Потом один из дархатов берет хатак шелковый платок , разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее. Мясо принесенной в жертву лошади, когда оно сварится, делят между всеми присутствующими, которых очень много, поэтому каждому достается кусочек величиной с наперсток, но все они называются «счастье Чингисхана» Кроме лошади, в этот день закалывают еще особую овцу. Сначала ей разрезают грудь и еще у живой вырывают сердце, легкие и горло.
Их кладут перед ракой с останками Чингисхана и читают над ними священные слова. На трепещущем сердце овцы выступают какие-то «знаки», по которым ламы угадывают настоящее и будущее и возвещают его народу. Только после этого овцу убивают. Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан снова явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой — «Золотое корыто». Вопрос о месте захоронения Чингисхана уже не одно столетие волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти великого полководца, трудно увязать с нынешними местностями и названиями.
Еще бы!
Гигантское животное будто спешит куда-то. Лапы — в движении, каменный взор посматривает строго на степь. Удивительное творение природы. Мы тоже решаем убедиться в этом. Между скалами и сопкой виден карьер, похоже, отсюда когда-то брали грунт — белую глину. Точно такая же белая глинистая почва видна и на сопке! Рядом косогор с явными следами горных работ — будто здесь брали камень.
Здесь захоронены золото, серебро, украшения и оружие, которые должны были служить Чингисхану на том свете. По монгольской мифологии, черепаха — хранительница богатства, а ведьма или, точнее, старая женщина является прародительницей рода. От Грома небесного она произвела на свет главу рода. Как бы охраняет сокровища. Я убежден, что монголы подчинили захоронение своей мифологии. Сам Чингисхан, как известно, поклонялся Тенгри и перед каждым сражением приходил на гору молиться. И ему всегда везло.
Поэтому он не стал строить гигантских усыпальниц, а подчинил себя сооружениям природы. Известно, что за два года до смерти он послал за китайским мудрецом, который якобы владел секретом бессмертия. Мудрец прибыл и дал понять, что Чингисхан — такой же смертный, как и все. В подтверждение он берет в руки две металлические рамки. Проволочки начинают медленно вращаться… против ветра. Для такого утверждения у него сразу несколько оснований. Во-первых, гора похожа на азиатский трон с основой в виде юрты, на который накинуто покрывало.
Гора обращена в сторону Китая — первой страны, покоренной завоевателем. Сейчас на нем лесок. Монголы вырыли шурф, соорудили гробницу, в которой похоронили своего повелителя вместе с конем. Забросали все ходы землей и потом три месяца на этом склоне пасли огромный табун, чтобы скрыть любые следы. Во всяком случае, так гласит легенда. Будто лошади утрамбовали землю. Гора смотрит точно на Полярную звезду, а по мифологии монголов, в Полярную звезду упирается Золотой кол, то есть Бюргиндай.
Золотой кол держит небо и опирается на землю в виде четырехугольника, то есть очерченного речками ромба. Земля расположена на брюхе гигантской Черепахи — нашей скалы. Все по мифологии.
В случае с северным склоном Кэнтэй-хана ситуация обстоит аналогичным образом.
Под Кэнтэй-ханом совершенно однозначно читается гора Хан-Хэнтэй горного массива Хэнтэй. Если под горой Хан-Хэнтэй понимать Бурхан-Халдун, есть такая версия, то опять же похоронная процессия убивала всех, встреченных на родовой земле Великого хана, в том числе, его родственников. Если же не связывать Хан-Хэнтэй с Бурхан-Халдун, то версия выглядит вполне вероятной. С другой стороны, если Хан-Хэнтэй - это не Бурхан-Халдун, то как она связана с какими-то знаковыми вехами в жизни Чингисхана?
Да никак. И выбор места захоронения на Хан-Хэнтэе выглядит совершенно необоснованно. В то же время, Рашид-ад-Дин писал, что "всех великих государей, потомков Чингисхана… хоронят в большой горе Алтай, и где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути от той горы, его привозят туда хоронить". Логика такого фамильного могильника проста: все потомки Чингисхана хоронились недалеко от могилы самого Чингисхана.
Где находится могила Чингисхана?
Настоящее имя Чингисхана — Тэмуджин Чингисхан — один из самых выдающихся исторических личностей. Вот только найти могилу пока так никому не удалось. Восемь мест, где еще ищут захоронение Чингисхана. Мавзолей Чингисхана-это храм, посвященный Чингисхану в современной Внутренней Монголии, но не место его захоронения. Многие, наверное, слышали, что могилу знаменитого Чингисхана тщательно спрятали после его смерти, и местонахождение ее до сих пор неизвестно.
Пристанище владыки мира: где похоронен Чингисхан?
Покорители половины мира Это было не так. Хладное тело великого завоевателя было уже далеко от залитых человеческой кровью мест. Мрачные монгольские всадники, убивая по пути всех встречных, везли его в родные степи. Вот как описывает обряд похорон Чингисхана Лев Гумилёв. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка.
И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит её детёныш. Заколов верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и покинули могилу навсегда». До сих пор неизвестно, где находится могила Чингисхана. Эту, одну из величайших тайн человеческой цивилизации никто не смог разгадать за последние восемьсот лет. Место погребения привлекает не только своей исторической ценностью, но и несметными богатствами закопанными в землю вместе с покойным. По самым скромным подсчётам, с учётом исторической ценности, стоимость драгоценных камней, золотых монет, дорогой посуды, искусно сделанного оружия оценивается ни много ни мало в два миллиарда долларов.
Куш вполне приличный и заслуживает того, чтобы поискам могилы Чингисхана посвятить годы и даже десятилетия. Одно из преданий гласит, что похоронили великого завоевателя в том месте, где он и родился. Это всем известная долина Делюн-Болдок. Место довольно обширное. Если проследить долину с севера на юг, то она охватывает Агинский Бурятский округ, Ононский район, пересекает русско-монгольскую границу, проходит через Дадалийский сомон административно-хозяйственная единица Монголии Хэнтэйского аймака района и упирается в междуречье Селенги и Онона. Мнение Российских специалистов однозначно: Чингисхан родился в 8 километрах от границы на территории Российской Федерации.
Монгольские учёные придерживаются иной точки зрения, скромно утверждая, что грозный властитель осчастливил своим появлением верховья реки Онона, в месте слияния её с рекой Бальджин у трёх небольших озёр. Есть и другие суждения, несколько отличные от вышеназванных. Так китайские граждане считают Чингисхана своим соотечественником. Они говорят, что он служил чиновником в северной провинции, но проштрафился и бежал в Великую степь. Здесь, после долгих мытарств, примкнул к монгольскому племени, возглавил его и, объединив под своим началом все другие племена, двинулся завоёвывать мир. Естественно родился он на китайской земле, а его прах покоится в границах Китайской Народной Республики.
Великий завоеватель не забыл свою родину и ещё при жизни дал соответствующие распоряжения о месте своего захоронения. На столь почётную роль претендуют также и японцы. По их представлениям, Чингисхан — это самурай, поссорившийся со своими братьями. От вынужден был покинуть страну Восходящего Солнца, отправиться на материк и начать там жизнь с чистого листа. Также будет интересно Монеты в Новое время Он служил в китайских войсках наёмником, затем перешёл на службу к маньчжурам, но, столкнувшись с их патологической жестокостью и алчностью, ушёл в степь и примкнул к одному из монгольских племён. Будучи опытным воином, сколотил сильный отряд и начал своё постепенное восхождение к зениту славы.
Японцы ничего не говорят о том, что могила Чингисхана находится на их землях, но упорно и настойчиво занимаются её поисками. Ищут же в основном в монгольских степях — почему: скорее всего из-за бюрократических неувязок с китайскими и российскими властями. О могиле Чингисхана повествует известный всему цивилизованному миру летописец Рашид-ад-дин 1247-1318 , написавший «Сборник летописей» посвящённый монголам. Он указывает место захоронения грозного завоевателя в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен, Тола и Тунгелик. Хребет или гора Бурхан-Халдун, как её называют многие источники, в те времена, когда жил Чингисхан, представляла собой место, лишённое какой-либо растительности. Здесь росли только редкие деревья.
Возле одного из них и остановился великий каган, охотившийся в этих местах. Благодатная тень, отбрасываемая густой листвой, освежила лицо властителя. Он задумчивым взглядом окинул одинокий кусочек живой природы, борющийся за своё существование среди голой каменистой земли. Может быть этот грустный пейзаж вызвал у него воспоминания о далёкой юности, когда он вот также был окружён неприветливым и жестоким миром. Как бы там ни было, но Чингисхан изъявил желание быть похороненным именно под этим деревом. После его смерти всё было выполнено в точности.
Путь до места захоронения составил 1600 километров. Пять тысяч лучших воинов сопровождали гроб с телом. Как проходил обряд похорон, уже написано. По истечению же двух лет, огромный район был оцеплен туменем воинское подразделение, примерно 10 000 всадников , состоящим из воинов племени Урянхай. В их задачу входило охранять могилу Чингисхана до тех пор, пока вся земля в окрестностях не зарастёт непроходимым густым лесом. Прошли годы, прежде чем посаженные людьми деревья выросли, окрепли и образовали густую лесную чащу.
После этого оцепление было снято, а место захоронения уже невозможно было найти никому. Империя Чингисхана Так передаёт хронологию событий Рашид-ад-дин. В этом повествовании невольно поражает: с каким рвением и самоотверженностью монголы пытались сохранить тайну места захоронения своего повелителя. Не проще ли было построить красивейший мавзолей или некрополь в одном из благоухающий оазисов покорённого мира. Да, великие завоеватели обладали неограниченными возможностями, но поступили иначе. Объясняется всё просто.
Всему виной незыблемая вера людей того времени в души покойных. Якобы умершие и после смерти остаются со своим народом, но при условии, что их тела лежат в целости и сохранности в своих могилах. Дух ушедшего в иной мир правителя витает над головами живущих и защищает их от происков врагов и капризов окружающей природы. Если же могилу вскрыть и уничтожить тело, то покровительство и защита исчезнут, а народ окажется один на один с коварными и многочисленными противниками. Потеряв поддержку из потустороннего мира, он может погибнуть — вот почему к могилам относились с таким трепетом и вниманием.
Всех их сразу же по окончании церемонии изрубили на куски 800 конных охранников из войска хана. Но и эти 800 воинов прожили не более суток: их вскоре казнили, чтобы сохранить место захоронения в тайне. Затем были высланы специальные патрули, которые убивали всех, кого заставали в близлежащих землях. В 1990 г. Единственным условием со стороны монгольского правительства для археологов было — не беспокоить праха их великого предка. Экспедиции потратили на поиск этого захоронения миллионы долларов, но их усилия оказались напрасными. У китайцев есть, помимо чисто научного, и политический интерес: Пекин таким образом лишний раз хочет показать своему соседу, кто является настоящим лидером в этом регионе. Правда, не обошлось и без противоречий. Ещё в 1950 г.
Но монгольские учёные категорически против такой интерпретации событий. Они уверены, что их далёкий предок родился в верховьях реки Онон. Это гора Бурхан-Халдун. Такая категоричность основывается на летописи Рашид-ад-Дина. Он написал фундаментальный труд, посвящённый монгольским завоеваниям. Местом захоронения Чингисхана летописец как раз и называет район, прилегающий к горе. Но это 700 лет назад была Бурхан-Халдун, а в наши-то дни такого названия нет. Сейчас гора называется Хэнтий Хан и находится рядом с озером Хух нуур. Так по-крайней мере считают монгольские специалисты. Китайцы заявляют, что всё не так. Чингисхан не монгол, а китаец. Он занимал пост чиновника, но стал неугоден высшему руководству. Его ждали арест и тюрьма, поэтому человек бежал в степь и примкнул к одному из монгольских племён. Благодаря образованию и уму, чиновник возглавил племя, объединил под своим началом другие племена, создал сильное войска и покорил «половину» мира. Китаец был родом из местечка Эджен-Хоро. Это Внутренняя Монголия — автономная область в северной части Китая. Здесь уже 700 лет существует монгольское захоронение. Каждый новый великий хан, избранный на курултае, приезжал в Эджен-Хоро, чтобы высший дух, обитающий в этих местах, благословил его.
Однако дело, задуманное чешским предпринимателем Крчилем, не принесло ожидаемого дохода, а товар не был высоко востребован среди потребителей. Когда бизнес не удался, чех решил использовать оставшийся материал, изготовив из него сумки И тогда он решил во избежание полного банкротства найти оставшимся материалам более полезное применение. Таким образом Крчил надеялся возместить хотя бы часть затраченных средств. К оставшимся у него сеткам чешский новатор приладил ручки и начал презентовать свой товар как сумки. Однако и это изобретение не имело на родине предпринимателя широкого спроса. Оценили удобство использования авоськи лишь спустя несколько десятков лет. К 30-м годам прошлого столетия сетчатую сумку производили уже несколько предпринимателей. Стоит отметить, что общество к тому времени уже достаточно «прозрело» и оценило удобство применения хозяйственной сумки. Практичные советские люди быстро смекнули, что сетчатая сумка весьма вместительна и прочна. А еще она занимает мало места. Вполне возможно, что популярность авоськи не была столь высока, если бы у нее были конкуренты. Однако у граждан СССР был весьма маленький выбор любых товаров. Что же касается сумок, то здесь и выбирать было нечего, кроме авоськи. В Советском Союзе магазины не имели в ассортименте товаров полиэтиленовые пакеты. Как мы уже знаем, в СССР качество любой продукции было высоким. И авоськи не были в этом отношении исключением. Для их производства применялись прочные нити. Настолько прочные, что отечественному производителю удалось повысить грузоподъемность авоськи аж до 70 кг! Следует отметить, что это высокий показатель даже по нынешним меркам. Даже сегодня трудно найти сумки или пакеты, выдерживающие такую весовую нагрузку. Привычный вариант авоськи представляет собой сетчатую сумку со сплетением из 14 рядов. В каждом ряду насчитывалось 24 ячейки. Впоследствии стали изготавливать авоськи с ручками, оснащенные для большего удобства гибкими трубками. Секрет названия С юмористической фразы Аркадия Райкина словом авоська начали называть сетчатую сумку Но почему сетчатую сумку назвали авоськой? Данное название было присвоено ей в 1935 году. И в этом не последнюю роль сыграл знаменитый юморист Аркадий Райкин. В одном из своих эстрадных выступлений он представил собою образ мужика, который держал в своих руках сетчатую хозяйственную сумку. На протяжении комического номера он периодически повторял фразу: «А это авоська… Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…». Данная шутка была воспринята отечественной аудиторией восторженно. Овации и разительный смех зрителей можно понять, ведь фраза была более чем актуальна в эпоху дефицита. А советским гражданам так хотелось что-нибудь купить в магазине и принести домой. Да только полки в магазинах пустые или почти пустые… Хотя слово «авоська» было произнесено в рамках эстрадного номера, на сцене, однако автором его был не Райкин, а писатель Владимир Поляков. Многофункциональное применение авоськи Сегодня их покупают, а в СССР дворовые ребята делали их из авоськи Стоит отметить, что население СССР стало использовать авоську не только в качестве хозяйственной сумки. Вещица была весьма удобна для хранения чеснока и репчатого лука. Авоську с этими продуктами подвешивали на стены. Сетчатую сумку также использовали для хранения продуктов питания, имеющих небольшой срок годности. Вместо того чтобы заполнять ими холодильник, в советских семьях их помещали в авоську и подвешивали в холодное время года на балконе. Также в нее помещали и вывешивали за окно мясо и даже замороженные пельмени. А еще в авоську помещали вещи маленьких размеров для стирки в стиральных машинах активаторного типа. Сегодня в этих целях используются мешки для стирки. Особое применение этой вещи нашло младшее поколение СССР. Они умудрились формировать из авосек кольца для игры в баскетбол. Для этих целей, как правило, использовались авоськи с порванным дном то есть фактически без дна. Сильная половина населения страны успешно использовала сетчатую сумку для ловли раков. Минус сумки-авоськи заключается в том, что ее содержимое видно всем При всех преимуществах у авоськи имелись определенные недостатки. Во-первых, все размещенные в такой сумке продукты были видны окружающим. А во-вторых, она была неудобна для перемещения слишком мелких товаров, поскольку они могли незаметно для хозяина выпасть из авоськи. Следует отметить, что плетением сумок-авосек занимались большею частью слабовидящие люди. Кстати, эти навыки позволяли им заработать на жизнь. Однако с появлением полиэтиленовых пакетов люди стали все реже использовать авоськи. А потом и вовсе забыли. Авоська в отечественном кинематографе Рассеянный герой фильма Горбунков наивно полагал спрятать пистолет в авоське Популярность советской хозяйственной сумки была продемонстрирована даже в легендарных фильмах, таких как «Бриллиантовая рука» или «Гостья из будущего». Наверняка отечественным зрителям запомнился смешной эпизод с персонажем Горбунковым, когда он старался спрятать в авоське пистолет, который он получил для выполнения секретной операции. Не менее смешно выглядит эпизод из фильма «Гостья из будущего», в котором один из героев фильма — юный Костя Герасимов — покидает настоящее и отправляется в будущее вместе с авоськой в руке. Авоська в наши дни Авоськи вновь набирают популярность «Мода» на это изделие исчезла к закату минувшего столетия. Однако с началом века нынешнего авоськи вновь стали в тренде. Более того, у советского аксессуара есть все шансы вновь стать популярным, но уже среди российского общества. А почему бы и нет! Авоська представляет собой экологически безопасный продукт, а данный критерий сегодня имеет важное значение.
Мавзолей Джучи-хана оказался построен через 100 лет после его смерти
В 2004 году археологами монгольско-японской экспедиции при раскопках на территории Восточной Монголии был обнаружен фундамент здания предположительно XIII-ХV веков, который мог быть дворцом Чингисхана. Было сделано заявление о нахождении дворца Чингисхана. Впоследствии вблизи дворца были обнаружены четыре ямы, в которых сохранились зола и остатки костей животных. На основании находок было предположено, что здание могло бы быть не дворцом, а мавзолеем Чингисхана, и место захоронения должно быть где-то поблизости. Тем не менее, по прошествии четырех лет данная находка не дала ответа на вопрос о местонахождении могилы великого Хана. Впрочем, может оказаться, что могилу Чингисхана могли разорить и осквернить еще его современники, как это происходило с пирамидами фараонов Египта. Но это, конечно, самая пессимистичная гипотеза. В настоящее время поиски могилы Чингисхана являются одной из актуальных проблем средневековой истории. Историки считают, что для науки находка может иметь и не столь большое значение, как для культуры. Многие азиатские народы предпочли бы, чтобы их предком оказался великий Хан.
На следующий год монголо-американская археологическая экспедиция «Чингис-хан» под руководством профессора Д. Вудса в Хэнтейском аймаке неподалеку от российско-монгольской границы в 338 км к северо-востоку от Улан-Батора обнаружила могильник. Среди местных жителей этот могильник из четырех десятков могил, окруженный высокой стеной, известен в том числе и как «Замок Чингиса». В полусотне километров от него была найдена еще одна могила, в которой похоронено около сотни солдат. По мнению Вудса, это те самые солдаты, которых, согласно легенде, убили, чтобы они не раскрыли тайну места захоронения Чингис-хана NEWSru. Это наиболее плодотворные результаты в поиске гробницы Чингис-хана, хотя вопрос и остался открытым: на дальнейшие археологические раскопки требуется согласие монгольского правительства.
Наконец, члены совместной японо-монгольской экспедиции, которая с 2001 г. Археологи обнаружили фундамент здания и жертвенники, на которых сжигали лошадей. Судя по размаху жертвоприношений, мавзолей был посвящен знатному человеку. Здесь же были найдены и китайские курильницы с изображениями драконов. В персидских летописях упоминается, что недалеко от могилы Чингис-хана постоянно горят курильницы именно такой формы. Как полагают члены экспедиции, теперь, чтобы найти могилу, нужно перекопать пространство в радиусе 12 км от мавзолея, на что должно уйти около трех лет Centrasia.
И вырос лес над могилой Великого хана Сведения о смерти Чингис-хана можно найти в средневековых письменных источниках «Алтан дептер» «Золо-той книге» и в «Юань чао би ши» «Тайной истории монголов», которая в переводе С. Козина называется «Сокровенное сказание. Хроника 1240 г. Хотя монгольский текст официальной «Алтан дептер» не со-хранился, он лег в основу вышеупомянутого «Сборника летописей» Рашид-ад-дина Гумилев, 1977, с. Толь-ко у последнего мы и можем найти сведения о месте захоронения Чингис-хана Рашид-ад-дин, 1952, с. Согласно Рашид-ад-дину, Великий хан умер во время осады монгольскими войсками тангутской столицы Чжунсин на территории современного Китая.
Чингис-хан тяжело болел и считал свою кончину неизбежной. Он завещал своим приближенным, чтобы они не объявляли о его смерти, но когда государь и жители Тангута в назначенное время выйдут из города, их всех сразу уничтожили. Как раз накануне кончины Чингис-хана население столицы тангутского государства, измотанное длительной осадой, договорилось о сдаче на милость победителя. Военачальники выполнили его приказ: так Чингис-хан, будучи мертвым, одержал свою очередную — последнюю победу! После этого тело его было возложено на колесницу и тайно отправлено в Монголию в сопровождении большого эскорта. Об этом последнем пути Великого хана сложено немало легенд, песен и рассказов.
Сохранилось воспоминание о том, что стража убивала всех, кто встречался им на пути, чтобы весть о кончине Владыки монголов не распространилась преждевременно. И только через три месяца, после долгих похоронных церемоний Чингис-хан вместе с «сорока красивейшими девушками» Кычанов, 1973 был погребен в родовых землях борджигинов у большой горы Бурхан-Халдун в месте, которое он когда-то выбрал сам. Это случилось, когда Великий хан однажды во время охоты остановился отдохнуть под большим, одиноко стоящим в степи деревом учитывая, что могила была у горы, под «степью» и «равниной» Рашид-ад-дин подразумевал, очевидно, ее пологие склоны. Обратившись к своим приближенным, он сказал: «Место нашего последнего жилища должно быть здесь! Поручиться за точную передачу этих слов нельзя. В источнике ясно говорится, что это пожелание нигде не было записано, а исполнено со слов тех, которые «слышали тогда от него эти слова».
Кроме того, у Рашид-ад-дина существует еще одна запись о «заповедном месте»: «Эта местность — подходящая для моего погребения. Пусть ее отметят! Впоследствии в этом месте были похоронены младший сын Чингис-хана Тулуй-хан, сыновья последнего в том числе Хубилай-хан в 1294 г. Но облик «заповедного места» к этому времени неузнаваемо изменился: из «степи» с одиночным деревом оно превратилось в густой лес. И произошло это «в том же году», когда был похоронен Чингис-хан. Возможно, Рашид-ад-дин привел в своей книге лишь очередную легенду, но не исключено, что речь идет об искусственных лесопосадках, которые должны были скрыть место погребения Чингис-хана от врагов и грабителей.
Пересаживать деревья монголы действительно умели, судя по сообщениям Плано Карпини и Рубрука Путешествие в восточные страны.. Учитывая, что Чингис-хан был погребен примерно в конце ноября 1227 г. Лес в «заповедном месте» был дополнительной защитой «спокойствия» захороненного Великого хана: у монголов существовал культ как отдельных деревьев, так и целых рощ, куда нельзя было даже входить там же, с. Для этой же цели лесным урянхатам — «тысяче эмира левого крыла Удачи» и его потомкам — поручили охранять это место. Он завещал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти и отнюдь не рыдайте и не плачьте, чтобы враг не проведал о ней. Когда же государь и жители Тангута в назначенное время выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!
Историки объясняют это самой традицией захоронения монголов в тринадцатом веке. Эти традиции были подробно описаны миссионерами, пребывавшие в Великой Монгольской империи. Они констатировали факт того, что подобные обряды захоронения отличались от обрядов у христиан и мусульман. Сами монголы были уверены в том, что если могила усопшего будет кем-либо потревожена, то и «путешествие ушедшего» будет прервано. Поэтому, своих умерших монголы предпочитали хоронить в недоступной для большинства людей местности.
Именно этим объясняется то, что на Руси после нашествия монголов было так мало обнаружено могил чужеземцев. Своих умерших, они переносили за несколько десятки, а порой и сотни километров от места боя, хоронили их, а затем это место тщательно маскировали - убирали лишнюю землю, размещали грунт с травой, и даже могли на этом месте высадить рощу. И вопреки бытующему мнению, никаких курганов не возводили. Ну а если такие кладбища всё же оказывались в зоне доступности, то монголы выставляли стражу, которая могла убить каждого, кто посмеет приблизиться к месту захоронения, и было не важно кем мог быть этот «любопытствующий». А с захоронениями вождей дела обстояли ещё более серьёзно, нежели с захоронениями обычных воинов.
Как писал знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло, предводители монголов хоронились на большой горе Алтай.
Подробнее об этом — в материале "Рамблера". Это одна из причин, по которой почти никто не догадывается о том, где находится могила Чингисхана. В летописи "Сокровенное сказание монголов" указан точный год смерти повелителя кочевников. Известно, что он был похоронен в 1227 году. Но, где его похоронили — загадка.
"Могила Чингисхана может находиться в Якутии"
Возможно, и могилу Чингисхана следует искать не в Монголии, а где-то рядом с Иртышем? «Большой и славной равнине Тандук», где произошла битва между войсками Чингисхана и попа Ивана, может соответствовать Кава-Тауйская равнина. Кстати, китайские ученые в последние годы упорно настаивали на том, что могила Чингисхана должна находиться именно в этом районе, где неоднократно пролегал путь его многочисленной армии. Другими словами, могила Чингисхана предположительно находится либо на юге Восточной Сибири, либо в Монголии. Оригинал взят у vseneobichnoe в В Монголии найдена могила Чингисхана? Там обнаружили многочисленные захоронения бронзового века, но не могилу Чингисхана.