разберем в этом материале. Гротеск (от французского grotesque, от итальянского Grotesko – причудливый) – художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.
Гротеск в литературе: определение и примеры использования
Гротеск | Русская Литература вики | Fandom | Гротеск появился в XV в. Великий художник Рафаэль обнаружил при раскопках древнеримских гротов причудливые орнаменты. |
«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём — Русский язык на отлично | Приёмы гротеска и гиперболы схожи в том, что оба они исходят из принципа преувеличения. |
Гротеск в литературе: определение и примеры использования | парадоксами - общества. |
Что такое Гротеск | Можно кратко перечислить некоторые известные примеры гротеска в литературных произведениях. |
Что такое гротеск в литературе кратко | Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. |
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами. Гротеск – это высшая степень комического, проявляющегося в чрезмерном преувеличении или сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комического. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать.
Значение слова «гротеск»
- гротеск | это... Что такое гротеск?
- Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
- Что значит гротеск кратко
- Гротеск: что это такое и каким языком говорит
- Слово «Гротеск»
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Классическим примером гротеска в русской литературе обычно считается сатирическая повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос». В мировой литературе мастером гротеска был Франц Кафка, всё творчество которого пронизано и наполнено мрачным гротеском. Гротеск в современной музыке это, прежде всего, великий и ужасный Мэрилин Мэнсон.
Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб их правильно называть гротесками или химерами, а не горгульями. Слово гротеск перешло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот то есть пещера небольших размеров или впадина , восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры» на самом деле представляли собой комнаты и коридоры Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. В архитектуре нередко гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды.
Этот вид скульптуры также называют химерой.
Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений гротов были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые:гротеск-«форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г.
Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают. Гротеск занимает немалое значение в творчестве Мэрилина Мэнсона. Grotesque — одна из песен вымышленной дэт-метал группы Detroit Metal City. Suicide Grotesque — песня группы Comatose Vigil. Литература Sheinberg EstiИрония, сатира, пародия и гротеск в музыке Шостаковича Irony, satire, parody and the grotesque in the music of Shostakovich in English..
Wikimedia Foundation. Термин Г. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей. Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления … Словарь литературных терминов Гротеск — франц. Практический справочник. Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле иск.
Название стенной живописи в римских гротах. То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова ГРОТЕСК — французское grotesque, буквально причудливый; комичный , 1 орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы растения, животные, человеческие формы, маски. В искусстве: изображение чего н. Гротескный стиль. Гротесковая роль. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова Источник Что такое гротеск в литературе и примеры его использования Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Художественная литература успешно пользуется приёмами и средствами, зародившимися в недрах других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры. Одним из таких приёмов можно считать гротеск, широко используемый как литераторами прошлого, так и писателями-современниками. Что такое гротеск и история этого термина Гротеск — это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое.
Основа гротеска — контраст. Конфликт что это?
Желая подчеркнуть некоторые черты или явления, авторы изменяют, деформирую их, стремясь к неправдоподобному увеличению, расширению.
Используется гротеск в литературе, чтобы погрузить читателя в абсурдный, порой сумасшедший мир и тем самым помочь ему осознать нелепость и губительность нарисованных идей, явлений. Происходящее в произведениях часто напоминает нарколептический бред, сны сумасшедшего или инопланетянина. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость.
Также присутствует нарочитая комичность или трагический фарс, призванный снизить сочувствие к героям и высмеять их даже в их бедственном положении.
Что такое гротеск кратко
Твена, Ф. Кафки, М. Булгакова, М. Произнося в разговоре слово «Гротеск», человек подразумевает под его значением «странный, фантастический, эксцентричный или уродливый», таким образом, данное слово часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб их правильно называть гротесками или химерами, а не горгульями. Слово гротеск перешло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот то есть пещера небольших размеров или впадина , восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье.
Термин Г. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей.
Маяковский «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др. Использует гротеск А. Твардовский «Тёркин на том свете» , А. Вознесенский «Оза».
Рабле , Л. Стерна , Э. Гофмана , Н. Гоголя , М. Твена , Ф. Кафки , М. Булгакова , М. Салтыкова-Щедрина , А. Платонова , В. В изобразительном, декоративном искусстве и орнаменте термин означает отдельный жанр, характерный причудливой композицией и фантастическими элементами.
Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
Фрагмент росписи Дома Веттиев, I век После падения Римской империи в V веке искусство гротеска было утрачено на тысячу лет. Только в 1481 году группа итальянских художников, приглашенных папой Сикстом IV для росписи храмов в Ватикане, случайно обнаружила в ходе строительства церкви руины дворца римского императора Нерона. На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников.
В русской культуре особая роль в формировании и использования гротеска принадлежит Н. Гоголю, который соединил свойства разных типов гротеска - карнавального, романтического и реалистического. Для гоголевского гротеска характерны такие черты, как универсализация, связанная с нагнетанием однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа, например, одна глупость следует за другой глупостью, отчего читателю гоголевских повестей неожиданно открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть, что это унылое течение пошлости и есть жизнь. Смешное оборачивается грустным. Другим важным свойством гоголевского гротеска является «логика обратности», при которой недостойный персонаж счастливее достойного, а все моральные нормы ставятся с ног на голову. В то же время, соприкосновение, казалось бы, несовместимых явлений, например, низкого и высокого, не обязательно всегда выглядит комично, часто оно, наоборот, трагично. Мотивы гротеска в литературе точно подошли для периода семидесятых годов советского времени, когда появились ножницы между социально-идеологическим языком вместе с соответствующей ему картиной реальности и тем, что эта реальность представляла на самом деле.
Большинство авторов гротескного направления начинали как язвительные критики социального общества, но избранная ими поэтика подводила их к тому порогу, за которым — нередко помимо воли самих авторов — обнаруживалась противоречивость и проблематичность тех ценностей, которые они противопоставляли достижениями советской системы. Под беспощадным обстрелом гротеска оказываются категории личности и личной свободы в поэзии А. Галича и В. Высоцкого , народа и народной правды в прозе П. Алешковского, В. Войновича, Ф. Искандера и М. Жванецкого , культурного опыта и интеллигентской традиции в прозе В. Аксенова, В.
Он основан на фантастике, контрасте, смехе, который переплетается с реальностью. Помимо этого, гротеску присущи карикатура, алогизмы, гиперболы. Этимология понятия В русский язык слово, как и его определение гротеск , пришло из Франции, хотя его первоначальный перевод связан с Италией. Оно означало «грот» и появилось после археологических раскопок 15-го века. В это время в Италии в подземных помещениях обнаружили растительную живопись с причудливыми узорами. Это были в свое время комнаты и коридоры дома Нерона.
Гротескны ли гаргульи? Многие ошибочно приписывают гаргульям гротеск. Они действительно причудливы, однако предназначение этих резных фигур — в отводе дождевой воды, чтобы она не попадала на стены здания. Каменная резьба в гротескном стиле не имеет подобных целей. Стоит отметить, что гаргульи относятся к химерам, а не к гротеску. Литература и гротеск Это в литературе данное понятие представлено ярче всего, оно является разновидностью комического приема, сочетает в себе в форме фантастики смешное и ужасное, возвышенное и безобразное.
В гротеске переплетается выдуманное с реальным, вскрываются противоречия действительности. Гротеск нельзя назвать просто комическим. Он содержит в себе юмор и иронию, но они неотделимо связаны с чем-то зловещим, трагическим. При этом за всем неправдоподобным и фантастическим кроется глубокий жизненный смысл. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях.
Помоги мне разобраться!
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: ширпотреб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Источник Гротеск Гротеск фр. Присущ художественному мышлению произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями.
Содержание Этимология Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот то есть небольшая пещера или впадина , восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры» , на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. В архитектуре Часто путают гротеск с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой.
Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, специально созданным для отвода дождевой воды от стен здания. В литературе Гротеск — в литературе одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений гротов были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.
Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые:гротеск-«форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б.
Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают. Гротеск занимает немалое значение в творчестве Мэрилина Мэнсона. Grotesque — одна из песен вымышленной дэт-метал группы Detroit Metal City. Suicide Grotesque — песня группы Comatose Vigil.
Литература Sheinberg EstiИрония, сатира, пародия и гротеск в музыке Шостаковича Irony, satire, parody and the grotesque in the music of Shostakovich in English.. Wikimedia Foundation. Термин Г. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей.
Что такое «гротеск» и откуда произошло это слово?
Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его. парадоксами - общества. Гротеск всегда показывает какое-либо отклонение от нормы, преувеличение и намеренную карикатуру. причудливый, от grotta - грот).
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
Определение гротеска и его особенности Гротеск от французского grotesque, от итальянского Grotesko — причудливый — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Гротеск – это всегда некое отклонение от общепринятых норм, намеренная карикатура, нереальность образа или ситуации. Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности. Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях.
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
История развития гротеска свидетельствует о его многогранности и способности адаптироваться к различным временам и требованиям художников. С самого начала и до сегодняшних дней гротеск остается важным и интересным элементом в искусстве, способным вызывать эмоции и передавать идеи с помощью своего особого стиля и выразительности. Характеристики и особенности жанра 1. Иронический подход. Гротеск характеризуется ироничным отношением к изображаемым явлениям и ситуациям. Он ставит насмешку над реальностью и раскрывает необычные, экстравагантные стороны бытия. Фантастическое и неправдоподобное. Жанр гротеска играет с необычными и абсурдными ситуациями, создавая фантастические и неправдоподобные образы. Здесь обычное и реальное смешивается с абсурдным и фантастическим.
Преувеличение и карикатура. Гротеск часто использует преувеличение и карикатуру для усиления комического эффекта. Он утрирует черты и особенности персонажей, явлений и ситуаций. Парадоксальность и противоречивость. Жанр гротеска основывается на противоречиях и парадоксах. Он подвергает сомнению стандарты и нормы, выставляя их в необычном свете и показывая, что мир не всегда логичен и последователен. Сатира и социальная критика. Гротеск часто используется как средство социальной критики и сатиры.
Он выявляет противоречия и недостатки социальной действительности и раскрывает их через иронию и сатиру. Многозначность и неоднозначность. Гротеск позволяет трактовать происходящее по-разному и имеет множество интерпретаций. Он вызывает разные эмоции у разных людей и подвержен множественному толкованию.
Став в период средних веков характерной формой народной культуры, выразившей стихийно диалектичность понимание бытия карнавалы в изобразительном искусстве - химеры на готических соборах, фантастические миниатюры на полях рукописей и др. Орнамент преимущественно декоративного характера. Пользовался большой популярностью в Древнем Риме, вновь распространяется с 15 в. Ряд его деталей обязан своим происхождением в качестве символов гностикам, широко применявшим различные образы для распространения своего учения. Бейли собрал большое количество гротесков и сходных декоративных мотивов, среди которых преобладают следующие фигуры: феникс, лебедь, овца, крылатые кони, змеи, драконы, сады, различные цветы, кустарники, пучки, гирлянды, вьюны, розы в кувшинах, плоды, корзины цветов и фруктов, виноград, гранат, деревья особенно вечнозеленые , кресты, лилии, кадукеи, сзитки, маски, ступени, трофеи, розетки, луки, щиты, скобки, мечи, копья, чаши и кубки, купидоны, близнецы, сеятели, богини плодородия с множеством грудей, кариатиды, юные девы. В символическом аспекте все эти предметы являются составными частями аллегорий, эмблем, романских и готических капителей и т.
Но сами по себе гротески, как форма и система, подчеркивают тесную связь последовательности и прерывности то есть противоположностей , выраженную, например, в мифе о Близнецах. Следовательно, гротески - общий символ мира явлений и последовательного развертывания, раскрытия жизни. Гротеск достиг вершин художественной выразительности в эпоху Возрождения живопись Иеронимуса Босха, Питера Брейгеля , когда он наделяется демонстративным жизненным антиаскетизмом и пронизывается острой драматичностью, отразившей противоречивость действительности. В дальнейшем гротеск всё чаще использовался как художественно-изобразительные и декоративные мотивы растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр. XVI век называют золотым веком гротеска. Он расцвел в эпоху античности, но затем был забыт. Своим возрождением и названием гротеск обязан раскопкам древнеримских построек, называемых гротами.
Однако созданный в этом стиле мир нельзя понимать буквально и однозначно расшифровывать. Приемы гротеска использовал в своих комедиях Аристофан. Позже к нему прибегало средневековое искусство персонажи животного эпоса, фигуры химер на соборах. Пик наивысшей популярности гротеска пришелся на эпоху Ренессанса. В этом стиле создавали свои произведения многие художники, писатели и поэты. Ренессансный гротеск выражал вольность народа и был проникнут демонстративным антиаскетизмом.
Подобные сочетания, как правило, имеют причудливый либо фантастический характер. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле искус. То же, что гротескный искус. Стиль г. Название одного из типографских шрифтов тип. Набрать заглавие гротеском. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Чуковский, «О Чехове», 1915 г. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925—1928 г. Бахтин называл это смешение амбивалентностью и возводил к карнавальной культуре , смешное и ужасное а также любые промежуточные эмоции. Игорь Сухих, «Заблудившаяся электричка», 2002 г. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: скоростной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Источник Гротеск Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями. Содержание Этимология В архитектуре Часто путают гротеск с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой.
Гротеск — что это такое? Определение, значение, перевод
Оживление мертвого и его активные и часто разрушительные действия, пример Песочный человек Гофмана. Нагнетание комического или трагикомического эффекта, сцена в которой герой закалывает себя огурцом в «Истории одного города» Салтыкова —Щедрина. Иногда целые романы являются неповторимым сочетанием гротескных образов: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова погоня Бездомного за Воландом и его свитой, встреча Мастера и Маргариты, описание бала Воланда , «Мертвые души» Н Гоголя образы героев, с которыми встречается Чичиков , «Замок» Кафки, поэзия Маяковского телесность земли, работающие половинки людей, оживающее оружие. Рейтинг 3 оценки, среднее 3.
Следовательно, нам необходимо проследить ИСТОРИЮ возникновения понятия, выявить те предметы и явления, которые оно характеризует, и найти значение в сакральном иврит языке. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями».
Гротесковые приёмы в литературе сформировались в античное время, позже практически каждый писатель в своих произведениях использовал в той или иной степени форму «гротеска». В живописи как считают исследователи, достоверных данных нет название гротескный стиль получил в связи с орнаментами, обнаруженными в конце XV века Рафаэлем при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов; в эпоху Возрождения гротеск в живописи использовали Иеронимус Босх, Питер Брейгель. Транскрипция: «Порою t заменяется ; ц », вероятно и наоборот.
В четвёртом действии «Бани» появляется фосфорическая женщина. Она послана «Институтом истории рождения коммунизма» для того, чтобы «отобрать лучших» для «переброски в коммунистический век... Маяковский здесь, вслед за Гоголем, исчерпывающе использует комический эффект фантастического предположения, который заключается в том, что, столкнувшись с фантастическим событием, герои всё же остаются верны своей природе и тем самым ярче проявляют свои качества. У гротеска Маяковского, как разновидности фантастического предположения, есть интересное, будоражащее фантазию читателя или зрителя свойство.
Здесь гротескное возникает на наших глазах; мы как бы сами принимаем участие в его формировании, разделяем азарт, увлечение, смелость демонстрируемого эксперимента. Гротеск и аллегория Предметность и вещность воспроизведения гротескного мира связаны с отличием гротескного принципа от аллегорического. Но прежде — необходимое уточнение термина «аллегория». В «Краткой литературной энциклопедии» говорится, что это «условная передача отвлечённого понятия или суждения конкретного образа»; в качестве примера аллегории названы и символическое изображение правосудия женщина с повязкой на глазах и весами в руке , и стихотворение Пушкина «Соловей и кукушка», и «басни, притчи, моралите». Во-первых, иносказание, отправляющееся от готового «заданного» тезиса, который переводится им в символическое изображение например, упомянутое изображение правосудия. Во-вторых, иносказание хотя и ориентируется на «мораль», вывод, но исходит из конкретного образа традиция народной и литературной басни — от античной до реалистической. Название «аллегория» они относили, собственно, к первому типу иносказания в таком же значении употребляется термин «аллегория» в настоящей работе. Это объясняется тем, что аллегорическое иносказание коренным образом противоречило реалистическому методу типизации.
В течение многих веков аллегория служила дидактическим целям. Полнота, богатство жизни были заказаны аллегории. Вот почему Белинский не только отделял от аллегории реалистическую басню, но противопоставлял их по художественному методу. Схематизм суживает адрес аллегории. Её сатирическое остриё поражает, как правило, одно конкретное лицо, один конкретный факт, одно конкретное явление, даже если это явление по своей природе отличается широтой, — скажем скупость или ханжество. Сильные её качества — острота и целеустремлённость сатирической мысли — неизбежно оборачиваются отвлечённостью и умозрительностью. Аллегории по самому её существу чужда полнота, предметность и живописность образа. Аллегория как силлогизм: из неё с логической необходимостью следует только один вывод.
Напротив того, реалистический гротеск как сама жизнь: чем дольше мы в него всматриваемся, тем больший смысл в нём открывается, и подчинить его одной формуле никогда бы не удалось. В «Путешествиях Гулливера» попавший к лилипутам Гулливер был привязан с помощью 91 верёвки и 36 замков. Для того чтобы понять это место, надо знать конкретный факт: Свифт говорил, что в период его политической деятельности им был написан 91 памфлет к услугам 36 фракций. Это место аллегорическое. Но так ли необходимо знать о фактах тогдашней партийной борьбы тори и вигов, когда читаешь про «высококаблучников» и «низкока- блучников»? Вот почему так мало удавались попытки аллегорического растолкования «Гар- гантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Истории одного города» Щедрина и других гротескных произведений. Многозначность гротеска обусловлена его предметностью и вещностью. Художник извлекает «всё возможное» из взятой им ситуации, исследует с её помощью реальную жизнь, передаёт развитие этой жизни.
В этом отношении, как уже говорилось, гротеск близок к литературным формам, восходящим к народной традиции, — прежде всего к басне и сказке. Ведь им тоже при многозначности и иносказательности образного содержания чужды схематизм и рассудочность аллегории. Близость гротеска к сказке лишний раз подтверждается тем, что одни гротескные произведения основывались на сказочных или по- лусказочных сюжетах, а другие гротески или произведения, близкие к гротеску сами принимали форму сказки. Комическое в гротеске Природой гротеска объясняется и комическое в нём. Комическое в гротеске не является простым продолжением «грубой комики». Отнюдь не в степени остроты, грубости как иногда считают состоит его специфика. Постижение комического в гротеске связано с тем, что в прихотливых и как бы случайных его построениях нам открывается закономерное. Противоречие между кажущейся случайностью и алогизмом гротескового, с одной стороны, и его глубокой обусловленностью и реальным смыслом, с другой, составляет в нём основу комизма.
Комическое в гротеске отличается «лёгкостью», непритязательностью, — но только в известных границах. Читатель сталкивается в гротеске прежде всего с внешне невероятным, и он может остановить своё внимание только на нём. Он вправе посмеяться над убежавшим носом майора Ковалёва и считать своё знакомство с гоголевским гротеском законченным. Но может пойти и дальше, постигая сущность гротеска, и тогда ему откроется вся глубина и содержательность его комизма. Комическое в гротеске высвобождается с постижением его сути. Спад напряжения, расслабление, присущее комическому вообще, имеет в гротеске некоторую дополнительную, видовую окраску. Гротескный катарсис связан с постижением разумного в неразумном, естественного в странном. Но чем глубже проникает читатель в содержание гротеска, тем явственнее вырисовывается та закономерность, что комические элементы в нём часто переплетаются с драматическими и трагическими.
Об усложнении в гротеске В современной критике главным образом в западной часто говорится об «усложнении» гротеска — новом качестве, которое приобрёл он в литературе ХХ века. Сам вывод этот правилен, но формула — усложнение гротеска — ещё ничего не определяет. Чтобы конкретно разобраться в этом, остановимся на творчестве такого признанного мастера гротеска прошлого века, как Луиджи Пиранделло. Творчество Пиранделло вводит нас в круг мучительных драматических противоречий модернистского искусства ХХ века. Его пьеса «Это так, если вам так кажется» во многих отношениях программна. Имеет значение уже сам ход разбирательства, которое ведут герои пьесы, их дискуссии и открытия. Жители одного итальянского провинциального городка встревожены странным положением в семье синьора Понца. Почему синьор Понца запрещает своей жене видеться с её матерью?
Почему старая женщина живёт отдельно от молодых? Несколько вполне респектабельных жителей города берутся разгадать эту тайну. Тайна, как заноза,сидит в сознании зрителей, и мы на протяжении всех трёх действий, захваченные искусно построенной драматургической интригой, с нетерпением ждём выяснения истины. Но что же выясняется? Смысл пьесы не в том, что истину не могут установить герои. Её не может установить зритель или читатель. Её не знает сам автор. Истины нет в пьесе, — и это подчёркивается Пиранделло со всей силой его драматургического мастерства.
Вместе с истиной из пьесы исчезает реальность. На сцене две взаимоисключающие действительности: одна синьора Понца, другая синьоры Флоры, его тёщи. Реальные закономерности и связи обрываются. Свойственный гротеску элемент двуплановости перестаёт быть условностью, становится темой и пафосом художественного произведения. Гротеск действительно усложняется, но не является ли это усложнение одновременно усилением его трагизма? Никто не может установить допустимую степень «сложности» гротеска, но каждый знает, что есть черта, за которой «сложность» становится про- стотой—увы, на этот раз простотой разрушения гротеска. Пусть произведение бесконечно стремится к сложности или к простоте — возможности искусства в обоих направлениях неисчерпаемы, — но пусть никогда не переступает ту черту, за которой утрачивается содержательность сложности или простоты. Гротеск и художественное обобщение В западной драме ХХ века большое распространение получил ретроспективный способ ведения действия.
Другие определения гротеска Гротеск - тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Фигуры животных перемешаны с человеческими, жизнь - с неодушевленной природой, технические предметы выступают как части человеческого тела"" Гротеск - разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее часто в фантастических формах подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображениелюдей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Гротеск близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического юмора, иронии, сатиры и т. Используется в целях создания сатирического образа. Гротески - мотивы орнамента в живописи и пластике, представляющиепричудливое сочетание форм растительного царства с фигурами или счастями фигур человека и животных в естественном виде или офантазированных.
Орнаменты подобного рода встречаются еще в искусстведревних римлян, направление в стенной росписи помпейских домов. С большою находчивостью сочиняли и исполняли их средневековые ваятели, но вошли они в употребление, как в живописи, так и вскульптуре, начиная с эпохи Возрождения. Гротеск, гротеска. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле первоначальное название стенной живописи в римских гротах. Название одного из типографских шрифтов. Набрать заглавие гротеском.
Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
Гротеск: что это такое и как он выражается | разберем в этом материале. |
Грот и гротеск, crypta - этимология | Так будущее слово «гротеск» обогатилось новыми смыслами, оторвалось от своих живописных корней и приобрело более широкое значение и употребление. |
Что такое ГРОТЕСК простыми словами | Литература | Определение гротеска и его особенности Гротеск от французского grotesque, от итальянского Grotesko — причудливый — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. |
«Гротеск» — что это такое, кто это, значение слова | гротеск — гротеск I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. |
Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором
Гротеск — что это такое? Определение, значение, перевод | Гротеск как художественное направление берет свое начало в архитектуре древнеримских подземных пещер — гротах. |
Значение слова «Гротеск» | Гротеск появился в XV в. Великий художник Рафаэль обнаружил при раскопках древнеримских гротов причудливые орнаменты. |
«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём — Русский язык на отлично | Зачастую, гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле «гротеск» не предназначалась для отвода воды. |
гротеск | это... Что такое гротеск? | Неверно полагать ''смеховую культуру'' эпохи тотального христианства (ключевые слова: праздник, гротеск, карнавал) идентичной античной комедийной культуре. |
Гротеск - примеры из литературы
Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. ГРОТЕСК [тэ], -а; м. [итал. grotesca] 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде. Мастер гротеска. Г. в литературе. Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье.