Перед Великим Постом всем людям рекомендуется прочитать молитву исповедь. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. В Великий пост дома вместе с обычными утренними и вечерними молитвами, читают краткую молитву преподобного Ефрема Сирина. О Великом посте, особенностях великопостных богослужений, о чтении в дни Великого поста за богослужением и дома. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно).
Особенности поминовения Великим постом
5 молитв, которые обязательно нужно читать в Великий пост. Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. Его Великий покаянный канон читается в первые четыре дня Великого поста (подробнее о каноне смотрите здесь).
Молитвы для чтения дома в Великий пост. Главная покаянная молитва
Великий пост - это время великого покаяния. Именно поэтому эта покаянная молитва названа главной и основной. Эту молитву читают только в будние дни. Последний раз она читается в Страстную среду. Как правильно читать эту молитву? После первого произнесения молитвы делается земной поклон после каждого их трех прошений.
При этом 12 раз читается короткая: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Потом снова читается вся молитва, после которой выполняют один земной поклон. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Эта молитва обладает очень большой силой, к ней необходимо относиться искренне и с почтением. Эта молитва читается дважды после великопостного служения с понедельника до пятницы. Она не читается в последние два дня недели, так как в эти дни богослужения проходят не так, как обычно. В первое прочтение молитвы Ефрема Сирина необходимо класть земной поклон после каждого отдельно произнесенного прошения.
После этого двенадцать раз мысленно читают молитву «Боже, очисти мя, грешнаго» и кланяются в пояс. Затем опять читают всю молитву и кладут один земной поклон. Многие миряне задаются вопросом, почему этой молитве придается такое огромное значение во время великопостного богослужения. Все дело в том, что в ней особым удивительным способом идет перечисление всех негативных и положительных элементов покаяния. Этим, если можно так выразиться, определятся список подвигов каждого верующего. В первую неделю Великого поста возносятся особые молитвы, идет строгое воздержание. Почти во всех храмах и церквах с понедельника по четверг читают покаянный канон преподобного Андрея Критского. Подробнее тут: Молитвы в Великий пост Вторая неделя Великого поста отличается послаблением для принимаемой пищи, но никак не отражается на духовном состоянии верующего.
Все его мысли должны быть направлены на внутреннее очищение и стремление к совершенству своих помыслов. Изначально молитвы создавались для того, чтобы каждый верующий мог разговаривать с Богом.
Реклама Считается, что Великий пост — довольно строгий. Он длится почти семь недель. Особые ограничения христиане соблюдают в первую и последнюю неделю поста. В некоторые дни верующие и вовсе отказываются от пищи. Врачи и священнослужители сходятся во мнении, что принимать решение о соблюдении поста нужно индивидуально и с умом.
Для церкви она заключается в напоминании верующим, что суть поста — это взаимоотношения с ближними, рассказал в беседе с «360» настоятель храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин. И самый последний день перед Великим постом, так называемое Прощеное воскресенье, формулирует этот постулат. Бессмысленно начинать Великий пост, никому не будет нужно воздержание, если ты не сделаешь все от тебя зависящее для того, чтобы помириться с окружающими тебя людьми», — отметил протоиерей. К Прощеному воскресенью на Руси относились очень серьезно, добавил Бородин. Каждый просил прощения у каждого: у своих близких, соседей и знакомых. Цели Великого поста По словам собеседника «360», Великий пост имеет несколько целей. Во-первых, это укрощение плоти.
Чтобы то, что должно слушаться, как тело должно слушаться духа, не диктовало нам и не являлось самым главным в нашей жизни», — сказал Бородин. РИА «Новости» Во-вторых, пост служит тому, чтобы усилить молитву, общение и разговоры с Богом, чтобы стать к нему ближе и таким образом подготовиться к Пасхе.
Записки, поданные на проскомидию сорокоусты или годовые , все равно прочитываются в этот период во время утреннего богослужения в качестве простых поминовений, а по субботам и воскресеньям, как и полагается, — во время совершения проскомидии.
Это значит, что имена, поданные Великим постом, например, на сорокоуст, будут поминаться в течении сорока дней, — частично на будничном утреннем богослужении, частично за проскомидией в субботу и воскресенье. Разовые поминовения за богослужением о здравии и о упокоении в этот период совершаются ежедневно. Во время Великого поста молебны по будням кроме субботнего отменяются.
Субботний молебен пред Валаамской иконой Божией Матери будет совершаться согласно расписанию.
Чтение на каждый день Великого поста
Как правильно молиться дома в пост, чтобы ваши просьбы были услышаны | Именно поэтому стоит прочесть «Несвятые святые» в Великий пост. |
Молитвы в Великий пост: Ефрема Сирина, на каждый день, в начале и конце поста. | Утром нужно читать такую молитву. |
Можно ли в Великий пост 2022 года читать акафисты | Необходимым усилением Великого поста является усиление молитвы: кроме утренних и вечерних молитв хорошо бы ежедневно читать. |
Прочитать Евангелие и приучить себя молиться. Что еще можно успеть в дни Великого поста
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней | Готовясь к посту нужно составить предварительное меню на все семь недель. |
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье | Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). |
Какие молитвы читать во время Великого поста | Что нужно знать о второй неделе Великого поста. |
Молитвы в Великий пост: на каждый день, утром и вечером | что нужно знать? |
Традиции поста от первого до двадцать первого века
Особенности поминовения Великим постом Время Великого поста — особенное время для православного христианина, оно наполнено молитвой и покаянием. Одной из форм молитвы за великопостным богослужением в храме является поминальная записка. Принимаются записки как «о здравии», так и «об упокоении». Имена переписываются в специальную тетрадь синодик и читаются в положенное время. В будни Великого поста с понедельника по пятницу не положено совершение проскомидии, тогда как в субботу и воскресенье она совершается.
Оно состоится в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Кстати, во время него верующие должны совершить около 1000 земных поклонов. Особенностью богослужения является полное прочтение покаянного канона преподобного Андрея Критского, который читали частями на великом повечерии в первые четыре дня Великого поста», — отмечается в сообщении. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта до 4 мая. Начинается он за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы 40 дней и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой.
Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых.
У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам. Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания.
Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Чтобы все грехи были прощены, душа очищена и облегчена, молитва следующая: — Обращаюсь я, раб а Божий ия имя , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания.
К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Главная молитва в Великий пост: — Господь Бог, Владыка дней моих. Дух бездействия, грусти, самолюбия не допускай ко мне.
Please wait while your request is being verified...
В храмах молитву произносят по средам и пятницам, а дома это нужно делать утром и вечером после чтения других религиозных текстов. Например, перед молитвой Ефрема Сирина часто произносят хвалебную молитву Господу богу или молитву мытаря, «Отче наш» и молитву Святому духу. Для них нет четкого времени, поэтому произносить обращения можно в любое время. Но важно делать это каждый день, передал molitvoslov. Эту покаянную молитву в IV веке составил преподобный Ефрем Сирин. Читая ее, совершают земные поклоны. В храмах молитву произносят на Часах — так называют короткие богослужения для освещения каждого времени суток, которое делят на четыре части.
А дома покаянную принято читать каждый день Великого поста, кроме суббот и воскресений. Ефрема Сирина призвали к богослужению особым вмешательством свыше, он отложил все мирские заботы, чтобы отдать себя этому делу. Святой посвятил жизнь глубокому покаянию и благодарности Богу. Молитва, которую составил Ефрем Сирин, кратко и емко отражает одно из важнейших прошений православных — побороть духовную нищету, страсти и пороки. В Великий пост ее читают потому, что в это время христиане должны прилагать особые усилия, чтобы преобразить свою жизнь, написал azbyka.
Ее можно читать и дома. Великопостная молитва святого Ефрема Сирина Сходить на Литургию Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных даров — одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться святых Христовых Таин. Фото: tatmitropolia. Субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста назначены Церковью для поминовения, так как на неделях заупокойных поминовений не совершается и ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта 2019 года.
Делаем углубление, вливаем дрожжевую смесь, масло и замешиваем тесто в течение 5-7 минут. Накрываем и оставляем тесто подходить на 45 минут. Лук шинкуем тонкими полукольцами, добавляем к нему соль, перец и кумин, хорошо разминаем руками. Накрываем пленкой и даем ему время промариноваться специями. Тесто делим на четыре части, каждую подкатываем в шар, накрываем и оставляем на 10 минут. Лук отжимаем прямо руками от выделившегося сока и перекладываем в другую миску.
Это перечень основных молитв, как молиться в Пост первого дня и перед Пасхой. Вечерние молитвы В течение дня нужно обращаться к Богу с молитвами и благодарностью за дарованный хлеб насущный. Молитвы читаются перед принятием пищи и после окончания трапезы. Перед тем как ложиться спать, верующий должен обратить сердечные слова к Ангелу Хранителю, благодарить его за помощь и заступничество. Это самое прекрасное время для раскрытия своего сердца и обращения молитвы к Богу Отцу. Великопостная молитва Иисусу Христу должна быть пронизана чувством благодарности и просветления. Сын Божий взошел на голгофу за грехи людские. Важно это помнить и понимать. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Далее можно читать церковные молитвы, а можно разговаривать с Богом так, как велит сердце. Важно понимать, что Господь услышит любые слова, произносимые искренне и с душой. Нельзя отвлекаться во время молитвы. Думать о проблемах, мирской суете или предаваться неправедным мыслям.
Сегодня Вербное воскресенье: что можно и что нельзя в этот день
Если не ошибаюсь, то в Великий пост дома лучше читать утреннее и вечернее правило с молитвой Сирина. Поэтому время поста нужно быть готовыми провести в духовной борьбе, это период, когда не нужно расслабляться. А в книге «Великий пост» отец Александр очень точно и проникновенно описывает таинственный «механизм», которым продолжительные и, по видимости, монотонные, моления, воздействуют на нас с вами. Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. Какие молитвы читать в Великий пост дома каждый день.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Как должно читать молитвы утром и вечером дома, чтобы быть услышанным «свыше»? Именно поэтому стоит прочесть «Несвятые святые» в Великий пост. В Великий пост дома вместе с обычными утренними и вечерними молитвами, читают краткую молитву преподобного Ефрема Сирина.
Вторая неделя Великого поста: что можно и что нельзя делать
В этом видео мы собрали одни из самых сильных молитв которые которые должны читать православные люди в период Великого Поста перед пасхой! Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. А что еще нужно делать во время Великого Поста? Утро первого дня Великого поста нужно начинать с обращения к Иисусу Христу и Пресвятой Троице.
Можно ли читать книги в пост?
Великий пост — что читать? Просмотров: 33651 Комментариев: 2 Книги и Великий пост. Что читать? Какие книги помогают внутренне собраться и сосредоточиться? Чем отличается время поста от других дней года в плане чтения?
Мы попросили наших собеседников ответить не только на эти, но и на такие вопросы: «Ставили ли Вы перед собой задачу прочесть определенные книги за время поста? Что бы Вы рекомендовали прочесть? Протоиерей Димитрий Полохов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой богословия Саратовской православной духовной семинарии, руководитель отдела по взаимодействию Церкви и общества: — Обычно в пост я стараюсь полностью прочесть Новый Завет. Все Священное Писание, к сожалению,— не удается.
Стараюсь читать Евангелие с подробным разбором, со святоотеческими комментариями. Помогают в пост такие книги, как творения преподобного Иоанна Лествичника, преподобного аввы Дорофея, «Аскетические опыты» святителя Игнатия Брянчанинова. В нашем храме Казанском. Святоотеческие тексты настолько глубоки и «интенсивны» по мысли, что порой несколько страниц, прочитанных в день, требуют обдумывания и «вживания» в них.
Я очень благодарна одному священнику, ныне покойному, который благословил меня на это чтение еще в начале моего воцерковления. Во время Великого поста я не раз перечитывала сочинения святителя Игнатия Брянчанинова — это очень психологичные и отрезвляющие книги, позволяющие увидеть свой духовный уровень без прикрас. Но иногда сознание не выдерживает этого зрелища — хочется чего-то утешительного. Поэтому сейчас я читаю толкование святителя Феофана Затворника на Послания святого апостола Павла — с большим интересом и, надеюсь, не без пользы для себя.
Что нужно делать в Великий пост 2023 Не отказывайте людям в просьбах, обязательно помогайте нуждающимся. Важно воздерживаться от всех своих вредных привычек и зависимостей даже тех, которые явственно не вредят. Ведь без ограничений от зависимостей невозможно полноценное соблюдение поста. Что можно есть в Великий пост? Овощи и фрукты — основа постного питания. Сухофрукты и орехи — главное лакомство во время поста, богатые витаминами, жирами и белками.
Крупы — источники сложных углеводов, отвечающих за чувство насыщения. Бобы соя, горох, нут, чечевица, фасоль — лучшие источники белка во время поста. Грибы — ценный источник белка и альтернатива мясу. Рыба и морепродукты — разрешается только два раза в Великий пост на Благовещение и в Вербное воскресенье. Растительное масло — разрешено в отдельные дни поста. Выпечка, для приготовления которой не используют яйца и продукты молочного происхождения.
Если вас попросили о помощи, не позволено отказывать, ведь верующие считают, что в Страстную неделю сам Бог обращается к людям с просьбой. Ни в коем случае в Великий пост не ссорьтесь с близкими, родными, друзьями, также недопустимы сквернословие, зависть, агрессия, ложь. В храмах в Страстную неделю не проводят венчания и таинства крещения, не поминают мертвых и не празднуют религиозные праздники. В этот период стараются придерживаться особенно жестких правил и помнят, что нельзя кушать в Великий пост, в Страстную седмицу, даже рыбу и молочные продукты.
Продлится он до самой Пасхи — 4 мая. Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне.
В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Но делать это нужно грамотно. Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс. Специалисты нашли метод, который поможет облегчить воздержание от еды.
Смотрите, практика конца XI века.
Священники и миряне воздерживаются только от мяса, монахи от мяса и молочного по средам и пятницам. Теперь дальше. И вот еще важный момент. И Бог мира будет с тобой». Смотрите, это опять очень важный момент, который отличается от нас.
У нас пост в среду и пятницу упраздняется, по-моему, только если у нас праздник Рождества Христова и Крещения. Во всех остальных случаях двунадесятый праздник не перебивает постный день. Это тоже очень поздняя практика. Итак, подведем такой предварительный итог, и потом мы перейдем уже к более поздним вещам. Здесь важно зафиксировать раннюю практику: до XII века пост для монахов был в воздержании от мясных и молочных продуктов, включая яйца, для мирян на востоке — от мяса.
За исключением Великого Поста. То есть это очень важный момент, мы на нем зафиксировались. Пост по Домострою Теперь, мы переходим к самому известному древнерусскому памятнику — это «Домострой». В Домострое есть поучение о том, как кормить людей в пост. В ужин капустные щи, толокно», — то есть густая каша, — «рассольник, ботвинья.
По воскресеньям и праздникам, к обеду какие-нибудь пироги или густые или овощи или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет. Да и на ужин все, как прежде сказано». Напоминаю, что до Петра у нас не было картошки, помидоров. И макарон, тоже, кстати, не было, макароны — изобретение позднее. То есть основной пост в Древней Руси — это овощи, это рыба, причем очень разная рыба, и все.
Но очень разнообразно. И грибы. Домострой также предупреждает людей, чтобы они в гостях не напивались до состояния невменяемости, потому что их могут ограбить, и они могут быть свиньями в прямом смысле этого слова. Это тоже очень важная вещь. Что люди преспокойно напивались даже в пост.
Вырождение традиции поста А теперь я перехожу к самому страшному: к литературе XIX века. Иван Шмелев «Лето Господне». Я надеюсь, что вы это выдержите. Это — впечатления шестилетнего мальчика, то есть это впечатления Ивана Шмелева, который рассказывает о том, как в средней купеческой семье готовились встретить Великий Пост. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть.
Я ее хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь Великий пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском!
А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой вязига — это хрящики осетра, вот эта длинная тонкая полоска в осетрине , с осетринкой! А калья, необыкновенная калья калья это рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле , с кусочками грибной икры, с маринованными огурчиками... Мы только что прослушали меню Великого Поста. Посмотрите, очень разнообразный стол, стол очень прихотливый.
Мне вчера написали в комментариях: Что вы придираетесь к шестилетнему ребенку? Это же воспоминания! Да, это Шмелев писал в эмиграции, ему уже было довольно тяжело в плане еды, это может быть, прежде всего, восприниматься, как булгаковская история о литературе, но мы видим, что эта практика поста московского XIX — начала XX века, совершенно выходит из традиционной монашеской традиции, то есть мы видим такой прихотливый набор пищи, что нарушается сама идея поста. Опять же, могу сказать о том, что примерно с XIX века можно четко говорить о том, что есть традиция заговения. Чехов «накануне поста» Весь рассказ построен на том, что в последнее прощеное воскресение люди постоянно едят.
Вот только финал: Через пять минут стол уже накрыт. Кошки опять, задрав вверх хвосты, выгибая спины и потягиваясь, сходятся в столовую... Семья начинает ужинать. Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно. Вот эта очень четкая идея, там говорят одному из героев, это маленький мальчик, о том, что он говорит: я хочу спать, ему говорят: «Ну что ты, семь неделю не будешь есть скоромное!
И это, конечно, нарушение поста. Ну и у меня есть еще один великолепный текст. Его написал малоизвестный автор Степан Писахов в сказовой манере. Я буду цитировать с небольшим пропуском, иначе мы друг друга зальем слюнями. А уж так благочестива, уж такой праведной жизни была купчиха, что просто умиление!
Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины есть, и ест и ест блины: и со сметаной, и с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, с разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой выпивка — имеется в виду, конечно, чай. И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест. А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чая-то нет, потому — пост.
В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постил, тот рыбного не ел. Внимание, это очень важная вещь. В Великий Пост говорится, что рыбы не ели те, кто строго постился. То есть это была все-таки не обычная практика. А купчиха постилась из всех сил — она и чаю не пила и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела же сахар особенный — постный, вроде конфет.
Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, — нет, с соком, и заедала черными сухариками. Итак, с утра у нас пятнадцать чашек жидкости. Пока кипяточек пила и завтрак поспел, съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточной. Время не стоит, оно к полудню пришло.
Обедать пора. Обед весь постный-постный! На первое жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя. Опускаем описание киселей.
Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась. После обеда постница кипяточку с клюквой и с пастилой попила. Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела. Ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет.
А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат. Вот и ужну подали. Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять.
Лещ фунтов на девять, это очень много. В общем, когда она легла спать, ей стало плохо, и финал рассказа: Пришел доктор, просмотрел и сказал: — Первой раз вижу, что до белой горячки объелась. Дело-то понятно: доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают. На самом деле, ту же историю делал Чехов. У него есть рассказ-проповедь масленичный, юмористический.
Строится это на том, что благочестивый христианин делает себе блин с разными начинками. Долго Чехов описывает начинки, и финальная фраза: он это все приготовил, налил себе водки, пытается засунуть блин в рот и тут его хватил апоплексический удар, то есть инсульт. То есть человек перед едой, в предвкушении еды, получает инсульт. Мы видим, одна из самых больших проблем поста уже перед революцией, практического, это либо его несоблюдение, либо соблюдение качества пищи при полном отсутствии количества пищи. Что же с постами сегодня?
Теперь, я вчера спросил нескольких знакомых мне монахов, как постятся сейчас в монастырях. Мне разрешили цитировать. Обычно рыбу едят по субботам и воскресеньям и праздникам. Масло реально добавляют всегда. Омары, кальмары, если захочет настоятель.
Сухоядение в понедельник, среду и пятницу — это монастырский устав, который вы видите в популярных календарях, практически нигде нет, едят вареную пищу. Кое-где вообще пища на буднях не различается, везде с маслом, но в четверг и во вторник могут давать кальмаров, к примеру. Это первое свидетельство. Я напомню, что даже в Рождественский пост по монастырскому уставу пятница и среда — это сухоядение, то есть это орехи, это какие-то, условно говоря, апельсины, если найдете, то есть не разогреваемая пища. Вторник и четверг пища с маслом, суббота воскресенье — с рыбой.
Как видим, это даже не в монастырях, не монастырский устав. Еще одно свидетельство. Человек ест, что подадут, речь опять-таки о монахе. О сознательном выборе, скорее выберет постное. Если подадут скоромное, капризничать не будет.
То есть, опять же, человек ест то, что ему дают. Вот у нас какая реальная практика. Реальная практика поста, мы выходим уже на современность, вот такая. Я еще помню 90-е годы, когда я крестился, в 91-м году, мне было тринадцать лет, и все очень сильно думали: «Боже мой, да что можно есть? Был Великий пост, а я тогда его уже соблюдал не очень строго, но старался, и меня пригласили в какие-то гости, и предложили тарелку мяса.
Я думаю «Мясо Великим постом? Круто, можно же поесть! В гостях-то можно» Мясо оказалось соевым. Дорогие друзья, более отвратительного вкуса в своей жизни я не пробовал. Я не знаю, как я это съел.
Представьте себе картон со вкусом грибов. Это примерно то, что мне пришлось съесть. А теперь, серьезно. Мне кажется, что любые: соевая колбаса, соевый майонез, соевое мясо, соевые пирожные, это, конечно, нарушение основной идеи христианского поста. То есть, если вы хотите съесть что-то под видом мяса, лучше съешьте мясо, потому что эта индустрия, мне кажется, нарушает саму идею поста.
Люди платят большие деньги, за то чтобы съесть что-то похожее на животный белок, но не животный белок. А значит, понятное дело, что эта ситуация сейчас в общем зашла в довольно большой тупик. Я, кстати, спрашивал вчера еще у одного человека, как постятся священники. Священники постятся, как миряне. То есть священники сейчас тяготеют скорее к традиции мирского поста, чем к традиции поста монашеского.
А вот здесь я вам хочу прочитать из Типикона. Постовые указания от которого почему-то перепечатываются во всех православных изданиях в виде такого наглядного календарика, и который, как мы видим, никто особо не соблюдает, но я хочу вам показать не о том, что можно, а что нельзя в плане пищи по уставу Саввы Освященного, а в том, за что, собственно происходят прещения монахам и мирянам. Есть правило, каноническое о том, что: «Если епископ или священник или диакон или чтец или певец не постится во время Великого Поста и любые среды и пятницы всего года, кроме немощи, то он будет низвержен», — то есть извержен из сана, — «а мирянин да отлучится». Смотрите, это очень важное правило. Речи идет об обязательном посте только во время Великого Поста, и соблюдение среды и пятницы.
То есть если человек, даже по монашескому уставу средневековому не соблюдает остальные посты, кроме Великого, ему можно сказать: «Ай-ай-ай, нехорошо», но при этом никаких церковных наказаний нельзя накладывать. Это с одной стороны. С другой стороны, есть древняя русская практика. Я забыл о ней рассказать, а недавно о ней говорил о. Дмитрий Смирнов.
Ведь очень часто в популярных изданиях можно встретить то, что любой человек за год может научиться поститься по уставу. И что даже младенца можно научить поститься. Вот Федотов, это очень известный исследователь начала XX века говорит о древнерусской практике. Согласно древнерусским канонам новорожденным младенцам разрешалось кормиться материнской грудью только в течение двух первых постовых периодов. В течение третьего поста они обязаны были его соблюдать, даже если бы им было меньше одного года.
Иными словами, допустим, человек родился первого января. Он не постится Великий пост, он не постится Петровский пост. А соответственно Успенский и Рождественский он уже постится. Понятно, что современная практика, к счастью, другая. И многие священники говорят неофициально и официально уже о том, что ребенка до семи лет вообще можно причащать без поста.
Или до трех, есть разные практики. И детский пост это вообще, скорее, воздержание от сладостей или каких-то вредных продуктов, чем от мяса. Эта практика древнерусская того, что можно годовалого младенца уже как-то постить, это, конечно, восходит к топосам этой житийной литературы, о том, что святые в среду и пятницу не брали грудь. Или, как сказано в одном из поздних житий Николая Чудотворца, Николай Чудотворец не прикладывался к груди по средам и пятницам, и в те дни, когда мама ела мясное. И дальше автор добавляет замечательную фразу: так он научил маму поститься.
Ну, я немножко перевожу. Понятно, что эта история, скорее такое благочестивое предание. Когда младенец приучает поститься маму, это отдельная песня. Предположительные перспективы развития традиции Это — то, что я хотел сказать о посте историческом. Теперь я хочу сказать, собственно, а что же у нас сейчас с постом.
На протяжении XX века в православных церквах пытались выработать некоторые принципы поста. К сожалению, этот Всеправославный собор, прошел без нас, который прошел в уходящем году, не принял никаких мер из тех, которые я сказал. Был принят общий документ, в котором говорится, что хорошо бы чтобы миряне соблюдали все многодневные посты, но при этом Церковь оставляет за собой право на снисхождение. То есть Церковь имеет возможность ослабить меру поста для каждого в индивидуальном порядке. В XX веке были очень интересные предложения, что нужно сделать.
Вот, например, такие: первое все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и внимание, желающим из священного сана и благочестивого народа. Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься, как смягчение поста. Второе предложение: соблюдать пост по средам и пятницам в течение всего года с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней со средами и пятницами Великого поста и еще несколькими праздниками. Продлить сплошные седмицы от Фоминой недели до Вознесения. То есть, сделать сорок дней после Пасхи непостными вообще.
Сохранить продолжительность Великого Поста в существующем виде. Согласно указаниям устава и распоряжения относительно качества пищи на первой и Страстной седмице. В остальные дни поста разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц. Смотрите, была попытка предложить ввести рыбу во все дни недели кроме первой и страстной. И это практика закрепилась в Русской церкви семинаристам.
Вот что предлагалось Рождественским постом: или сократить его до двадцати дней; на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, или оставить его сорокадневным и разрешить тоже рыбу и растительное масло. Вот это я не очень понимаю разницу. Петров пост ограничить восемью днями перед празднованием Петра и Павла. Успенский на всем протяжении поста разрешить употребление рыбы и растительного масла. Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, но разрешит употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц.
Сейчас Успенским постом рыбу можно только на Преображение. Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла, в Успение Божией Матери, если они случатся в среду и пятницу. Вот смотрите, на этом моя историческая часть, наверное, закончилась, я подведу некоторые итоги. Что институт поста это достаточно сложный восточный институт. Восточный, я имею в виду православный, не западный, не католический.
О католическом я надеюсь когда-нибудь еще рассказать. И, к сожалению, в современной церковной практике, я еще одну вещь скажу, я сегодня видел, постановления епархиального совета Москвы. Патриарха Кирилла спросили о том, нужен ли какой-то приходской устав богослужения и поста. Ответ был такой: не нужен, потому что мы все унифицируем, а это ограничит человеческую свободу. Но нужно, сказал он, соблюдать действующую практику уважаемых священников.
То есть у нас очень боятся в Церкви принять какой-то, в хорошем смысле слова, формальный документ, который бы запротоколировал практику поста для мирян, или для современных монахов. Мотивируется это часто тем, что так мы будем нарушать пост, но мы будем плакать, каяться и стремиться к абсолюту, а если нам по документам ослабят пост, мы вообще поститься не будем. Я не очень понимаю педагогическую направленность этого тезиса, потому что те, кто не хочет поститься, и так прекрасно не постится. А все эти замечательные благочестивые календарики с сухоядением и сыроядением и еще чем-то, это чудесный контент для православных СМИ накануне любого длительного поста, но это абсолютно не руководство к действию. Итак, еще раз.
Мне кажется, сейчас основная проблема при разговоре о посте, это отсутствие какого-то документа, который бы упорядочивал пост для мирян, священников и как-то описывал современную монашескую практику поста. Потому что каждый «изобретает велосипед» по-своему. Каждый накануне поста бежит к батюшке с вопросом можно ли лично ему вот это сочетание продуктов, и это очень сильно создает нагрузку незадокументированную на священников и на мирян, потому что люди каждый раз спрашивают примерно одно и то же. Ну и, наконец, тот вопрос, который я анонсировал, который я не могу обойти: по поводу Нового Года. И здесь я тоже хочу сделать одну оговорку, мне кажется, что сама идея христианского поста, и мне кажется, Златоуст говорит примерно о том же, она очень правильная и хорошая.
И я хочу сказать вот что. Мне кажется, что неправильно, допустим, сорок дней Великого поста соблюдать умеренность в пище, не пить два литра водки в день, не есть жирную свинину, запивая пивом, и не есть чипсы с колой, а потом, выходя из поста, это все есть. Мне кажется, что какая-то разумная умеренность в плане заботы о здоровье, в плане заботы о своем внешнем виде, о своем питании, о близких, должна быть, конечно, весь год. И в этом смысле, христиане постятся круглогодично, в том смысле, что в идеале они круглый год стараются оставаться людьми. Но при этом эти все брачные игры бегемотов по принципу, что Новый Год — это большое зло, что это бесовский праздник, что настоящие православные первого января идут в храм, и только какие-то нехристи сидят и празднуют это под елочкой, мне кажется, что это, что называется, миссионерский ужасный ход.
Опять же, я не призываю в Новый год десять дней есть так, что потом два месяца лечиться у врачей, и особенно пить так, чтобы потом замерзать, должна быть какая-то умеренность. Я, кстати, могу открыть одну тайну, я говорил со своими студентами, которым по восемнадцать-двадцать лет сейчас, у них, к счастью, это православный вуз, и некоторые из них вышли из православной школы, и к счастью, я спросил, готовясь к этой лекции: «Друзья, для вас тема новогоднего поста актуальна? Как вы проводите Новый Год? Потому что если мы празднуем с родителями, мы едим то, что готовят родители, или то, что мы сами готовим. Если мы идем с друзьями, мы едим то, на что нам хватает денег, и то, что едят друзья».
То есть к счастью, сейчас растет поколение православных людей, которым эти все проблемы о том: «Как же так, мои домашние будут в Новый Год есть оливье, а я буду сидеть с таким видом и есть кусочек огурца? И еще я повторюсь, что Новый Год некоторые священники, говорят очень разумные вещи: «Новый Год с друзьями вы можете отметить так, как хотите. Поднять бокал шампанского, съесть что-то. Но при этом не терять человеческий облик». То есть бокал шампанского, это не ведро шампанского с водкой.
А возможность попробовать мясные блюда, это не повод съесть поросенка в одного человека. И возможность пострелять петардами это не повод делать канонаду. Мне кажется, что только при таком подходе, при подходе того, что человек христианин, всегда помнит о своем высоком предназначении, о том, о чем говорил митрополит Антоний Сурожский, о том, что Бог верит человека, вопрос о посте о том, о чем мы сегодня говорили, снимается, в том смысле, что, если мы помним наставление Иоанна Златоуста о том, что пища должна быть простой и максимально дешевой, в разумных пределах, а разницу давать нищим. Сегодня мне написали прекрасную фразу, что тогда идеальный пост, это полпачки пельменей в день, а все остальное отдать нищим. И последнее, чем я хочу закончить: мой друг сегодня написал замечательную фразу, что посла окончания поста начинается время смирения и скромной мясной пищи.
Я желаю всем нам дожить до этого чудесного момента, и не думать уже о том, что лежит в нашем холодильнике совсем. Не знаю, насколько я оправдал ваши ожидания, но я старался. Медицинский пост Дальше мы можем поговорить. Я могу на какие-то вопросы ответить. Извините, я забыл одну очень важную вещь.
По поводу поста. Медицинский пост. Очень многие люди, и я сам с этим сталкивался. Представьте себе, у человека ограничения по аллергии у ребенка, или ограничения по какому-то другому заболевании. Мне кажется, что в этом смысле, медицинские рекомендации о еде нужно приравнивать к посту.
Если человеку нельзя, например, если у него высокий холестерин, и у него есть диета, то его нужно, конечно, считать постящимся, и разумеется не залазить в пост к нему в холодильник со словами: «Чего это у тебя постное мясо лежит? И, кстати, с этим, к счастью проблем нет, в том смысле, что медицинские рекомендации у нас многие нормально признают. Даже было специальное распоряжение, что если вам нужно обязательный прием таблеток, то это не нарушение евхаристического поста. Или, допустим, диабетикам, я не знаю, как это правильно, в общем, если им нужно что-то съесть, чтобы не упасть в обморок, то они должны это есть. Вот это очень разумно.
И это, наверное, все, что я хотел сказать. Обсуждение лекции Я много об этом думала. Мне кажется, бывает разумнее, может быть постнее купить сосисок на семью, чем рыбу, но мы же не будем готовить каждый день рыбу на семью. Когда у нас рыба продается? Получается, что эти сосиски для нас более постные, чем рыба Я не буду напоминать старый замечательный анекдот, что человек, который есть колбасу, это не грешница, а великомученица.
Я могу сказать немножко про другое. У меня сейчас жена болеет гриппом. И готовлю я. И проблема поста решается очень просто. То, что мужик может приготовить, достав из холодильника, разморозив, потому что я люблю готовить, то я могу вам сказать меню.
Это какая-то каша, крупа, овощи в виде салата, и, простите, мясо, потому что мясо готовится проще. Я могу его потушить, я могу его пожарить, я могу его сварить, и я, простите, не думаю о том, как я эту рыбу возьму, я ее вычищу, я из нее достану все, потом я достану кости, потом я посмотрю, что есть ребенок… Другое дело, я могу сказать, что у меня были периоды, когда я готовлю, это отдельная штука. Я писал об этом, и еще скажу, что вообще женщинам очень тяжело, потому что ты постоянно что-то готовишь, и оно постоянно съедается, и ты опять постоянно что-то готовишь. И, конечно, проблема морепродуктов и рыбы, это отдельная песня. Может быть глупый вопрос после этой лекции, вопрос о том, в чем вообще смысл поста, как ограничения на определенные виды продуктов?
Особенности поминовения Великим постом
Поэтому необходимо знать, какие молитвы читать во время великого поста. Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. Святитель Иоанн Златоуст называет Великий пост десятиной всего лета, т.е. десятой частью года и это время мы должны отдать Богу, каждый в меру своих сил совершая христианский духовный подвиг. Апостольские и Евангельские чтения дня, ветхозаветные пророчества, читаемые Святой Церковью в период Четыредесятницы.