Бензин «Премиум-95», который в начале января стоил около 38 тысяч рублей за тонну, подорожал почти до 66 тысяч рублей. С завидной регулярностью, чуть ли не каждый день, стали появляться новости об очередном повышении биржевой цены бензина.
Рассылка новостей
- Бензин в РФ продолжает дорожать
- Какими цены будут осенью и почему подорожал бензин?
- Стало известно, что будет с ценами на бензин в Ростовской области
- В Татарстане ускорился рост цен на бензин
В России продолжает дорожать топливо. Каковы причины и последствия?
Олигополия — рыночная структура, при которой доминирует небольшое число фирм. Грубо говоря, в такой ситуации на большое число покупателей представлено очень мало продавцов — именно такая ситуация сложилась на рынке нефтепродуктов в России. Они начинают сбиваться в стаи, и формируется олигополия. Посмотрите внимательно, она не только на нефтяном рынке, но и на страховом, на рынке пенсионных фондов, в каком-то смысле и газовики, — рассказал Юденков нашему корреспонденту. Мы все вышли из советской экономики, где все были крупные министерства, крупные предприятия. Ну вот они и стали лидерами рынка. Пробурить, доставить туда оборудование — ни одна мелкая компания не в состоянии этого сделать.
Посмотрите, что за полярным кругом делают: нефть добывается в космических условиях в смысле холода, — добавил экономист. Это в теплом климате, в Техасе условном, вы можете купить несколько гектаров земли, пробурить почву, качать нефть и вывозить ее куда-то до ближайшего порта. В наших условиях это просто так не получится. По словам Олега Буклемишева, данное явление можно назвать спецификой рынка нефтедобычи, но со слишком высокими ценами на бензин всё равно есть способы бороться. Другое дело, что государство может предпринимать те или иные усилия для того, чтобы сдерживать монопольные тенденции на этом рынке. Мне кажется, что государство могло бы предпринимать больше для того, чтобы сдерживать аппетит нефтяных компаний.
Но это, как говорится, отдельный разговор, — заключил эксперт.
Куда помчался бензин На стоимость топлива, которое помимо внутреннего рынка отгружается на экспорт, влияют курсы валют. В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж. Это приводит к ограничению поставок топлива внутри страны и толкает вверх биржевые цены. Ограничение экспорта топлива рассматривается правительством как один из вариантов нормализации обстановки, в частности, обсуждается лицензирование экспорта, запрет на его осуществление посредниками, увеличение экспортных пошлин и другие меры. Много лет одним из механизмов стабилизации служил так называемый топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, компенсирующий часть «упущенной выгодой» от продажи топлива за рубеж. С 1 сентября в правительстве вдвое сократят размеры демпфера, что само по себе лишит нефтяные компании миллиардных компенсаций. Например, в июле выплаты через механизм демпфера составили 110 млрд рублей, август же должен перекрыть этот показатель, по некоторым оценкам, в полтора раза. И происходящее на топливном рынке тесно увязано с урезанием этих компенсаций, считают эксперты. В России продажей топлива занимаются в основном вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые могут позволить себе роскошь продавать топливо при равенстве оптовой и розничной цен, компенсируя расходы на содержание АЗС и доставку из других источников Схватка за демпфер По мнению главы аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, ключевым фактором, толкающим стоимость топлива вверх, является высокий внутренний и внешний спрос на топливо при недостатке предложений на бирже.
Он отмечает, что крупные нефтяные компании ведут сейчас своеобразный шантаж правительства: — Сам по себе механизм демпфера не сказать, что сильно воздействует на биржевые котировки, но он позволяет сдерживать цены в рознице, потому что компании получают возможность компенсировать убытки, которые у них возникают из-за дисбаланса оптовых и розничных цен, — говорит специалист. Нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, и это чистая правда. Они говорят: у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать. При этом Григорий Баженов не считает ситуацию опасной с точки зрения возможного выхода цен из-под контроля.
Эти изменения цен произошли вследствие ударов беспилотников и воздушных атак на ключевые объекты нефтяной отрасли России, включая Рязанский, Куйбышевский, Сызранский и Нижегородский НПЗ.
Повреждения первичных перерабатывающих установок привели к сокращению производства бензина, что стимулировало повышение цен на топливо. На ценообразование также влияют сезонные факторы и общенациональная инфляция. Прогнозы экспертов предсказывают возможное увеличение цен на бензин и дизель до 10 процентов в ближайшее время.
Нынешнее снижение стоимости бензина объясняется не столько правительственными мерами регулирования ценообразования, сколько сезонным фактором. Традиционно в декабре спрос на бензин снижается, потому что уменьшается объем перевозок по сравнению с летом и осенью. Кроме того, по данным Минэнерго, в стране сформировались крупные запасы топлива, что позволяет полностью обеспечить внутренний рынок предложением. Нынешнее снижение стоимости бензина объясняется сезонным фактором Фото: Midjourney Эксперты полагают, что до конца 2023 года цена на бензин больше подниматься не будет, поскольку сезон высокого спроса на топливо уже прошел. Но и ожидать значительного снижения стоимости бензина не стоит.
В таких условиях максимум, на что могут рассчитывать автомобилисты в нынешнем декабре, — скидки на АЗС при заправке топлива на определенную сумму или при определенном объеме. По крайней мере такой схемы придерживались многие крупные АЗС прошлой зимой. Иная ситуация в декабре 2023 года сложилась с ценами на дизтопливо, стоимость которого с 4 по 11 декабря возросла до 64,33 руб. Такие цифры приводит Росстат. Цены на дизтопливо в России традиционно растут с наступлением холодов. Это связано с возрастающим спросом на «зимнее топливо», в то время как объемы его производства в РФ невелики. Однако в конце 2023 года цены на дизтопливо стали расти стремительно.
Популярное
- Рост цен ускорился
- Цены на бензин в России взлетели до исторического рекорда — КПРФ Москва
- Бензин за год подорожал на восемь процентов
- Что будет с ценами на бензин в 2024 году
Бензин становится дороже золота: на АЗС сегодня резко подорожало топливо
Также по итогам торгов подорожали дизельное топливо и зимний дизель. Межсезонный дизель подешевел на 0,31%. Ранее сообщала о том, что в России власти обсуждают вопрос снятия запрета на экспорт бензина АИ-92 и АИ-95. до 53,98 рубля за 1 л, говорится в материалах Росстата. Как писали «Известия», оптовая цена топлива в России этим летом неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции. Авторы издания «Нефть и Капитал» полагают, что бензин подорожает. Недавно наткнулся: Бензин подорожал, потому что дорожает транспортировка бензина из за подорожания бензина!!!!).
Россиян призвали готовиться к бензину по 70 рублей за литр
Бензин снова подорожал в Башкирии | Ожидается и рост цен на топливо, причем он может составить сразу 30%. |
Почему вновь поднимают цены на бензин? Разбираемся, к чему это приведет | Дороги и транспорт - 23 сентября 2023 - Новости Кузбасса - |
Бензин становится дороже золота: на российских заправках резко подорожало топливо | Аналитики говорят, что официальные источники не сообщают о дефиците дизельного топлива и бензина, а западная пресса лишь "раздувает" имеющиеся новости. |
Что будет с ценами на АЗС в сентябре: мнение экспертов - Финансы | при Правительстве РФ Мария Долгова доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Г.В. Плеханова Альберт Давлеев президент консалтинговой компании «АГРИФУД Стретеджис» Какими цены будут осенью и почему подорожал бензин? |
Почему резко подорожал бензин в Волгограде | Если такой темп подорожания сохранится, годовая прибавка стоимости бензинов составит 20%, то есть порядка 10 рублей (это в гипотетическом случае сохранения тенденции в течение года). |
Бензин становится дороже золота: на АЗС сегодня резко подорожало топливо
Бензин АИ-92 подорожал с 48,74 до 48,94 рубля за литр. Одной из причин подорожания бензина на бирже может быть то, что власти с июля собираются в 2 раза снизить субсидии нефтеперерабатывающим заводам в рамках топливного демпфера. Бензин АИ-92 подорожал с 48,74 до 48,94 рубля за литр. На сегодняшний день средняя цена на бензин в рублях, например, в Москве составляет 52,08 руб./л (Аи-92) и 57,48 (Аи-95).
Бензин снова подорожал в Башкирии
В Минэнерго скачки цен на топливо объяснили изменением котировок внешних цен на бензин и дизель и повышенным спросом перед летним сезоном — много топлива требуется для сельхозработ. Почему дорожает бензин и когда это закончится. при Правительстве РФ Мария Долгова доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Г.В. Плеханова Альберт Давлеев президент консалтинговой компании «АГРИФУД Стретеджис» Какими цены будут осенью и почему подорожал бензин? Больше всего он подорожал в Чеченской Республике — на 4,8%. Об этом сообщает Росстат.
Объявлено, что будет с ценами на бензин и дизтопливо с 1 октября 2023 года
Всё потому, что при таком курсе нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж, из-за чего ограничиваются поставки внутри страны, а биржевые цены растут. Правительство рассматривает ограничение экспорта топлива как один из вариантов нормализации обстановки — обсуждается лицензирование экспорта, запрет на экспорт через посредников, увеличение пошлин и другие меры. Много лет одним из механизмов стабилизации был топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, который компенсировал часть «упущенной выгоды» от непродажи топлива за рубеж. С 1 сентября его размеры сократились вдвое, что лишает нефтяные компании миллиардных компенсаций. Эксперты уверены, что происходящее на топливном рынке тесно связано именно с этими урезанными компенсациями. Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверен, что ключевой фактор роста цен на топливо — высокий внутренний и внешний спрос при недостатке предложений. По его словам, крупные нефтяные компании своеобразным образом шантажируют правительство: — Сам по себе механизм демпфера не сказать, что сильно воздействует на биржевые котировки, но он позволяет сдерживать цены в рознице, потому что компании получают возможность компенсировать убытки, которые у них возникают из-за дисбаланса оптовых и розничных цен, — говорит специалист. Нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, и это чистая правда. Они говорят — у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты.
Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать. При этом Григорий Баженов не считает, что рост цен может выйти из-под контроля, а чтобы их стабилизировать, нужно менять систему распределения продукта. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин называет ситуацию исключительно сложной, отдельно отмечая спрос на дизтопливо во время уборочной кампании: — В сельхозрегионах спрос на дизтопливо огромный, цены на бирже — на максимумах. С рынка ушла белорусская солярка, а российская очень востребована на внешних рынках, куда и уплывает с нарастающим темпом. Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Президент поставил в числе главных задач недопущение роста цен. А как ее выполнить, если в каждом без исключения товаре в РФ — тот самый бензин? И рост цен на него быстро раскручивает маховик инфляции.
По их словам, с 8 сентября цены вырастут ещё на 1,5-2 рубля. И процесс подорожания не думает останавливаться. Обсудить РИА Новости Старая шутка «доллар подорожал — бензин подорожал; доллар подешевел — бензин опять подорожал», вновь актуальна. С точки зрения теории, от таких скачков россиян должен защищать специальный «топливный демпфер». Коротко напомним: когда государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между высокой экспортной и низкой внутренней ценами, это как раз называется «топливным демпфером». И в результате компании делают ставку на экспорт топлива... Включая серые схемы, когда бензин для внутреннего рынка уходит заграничным покупателям.
А авиационное топливо выросло с 65 до 71 тысячи за тонну привет, дорожающие билеты на самолеты.
Эти данные подтверждает статистика, указанная на сайте Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Переводя на человеческие цифры: бензин стал стоить 54—65 рублей за литр вместо привычных 47—50. Такого заметного роста не было с весны 2018 года, когда произошел топливный кризис, а нефтяным компаниям запретили поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Вместе с тем в августе наблюдались перебои с поставками топлива на АЗС, что в основном коснулось южных регионов страны : Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии, Крыма. Однако проблема возникала и в других регионах, например, на нее указывали представители топливного рынка в Новосибирской области. А в Красноярском крае на некоторых АЗС и вовсе закончилось топливо. С чем связан такой экстремальный рост цен? Когда он остановится?
Будет ли дефицит топлива в стране? RU рассказывает в этом материале. Почему «скакнули» цены По словам экономиста Дмитрия Прокофьева, причин у этого несколько. Во-первых, в августе и сентябре исторически возрастает спрос на нефтепродукты — это напрямую связано со сбором урожая в регионах. Большая часть нефтеперерабатывающих заводов в это время года делает упор на производство топлива для сельского хозяйства.
Журналист издания " Нефть и капитал " попытался разобраться, как инциденты с беспилотниками влияют на стоимость бензина и дизельного топлива в России.
Какой ущерб нанесен нефтеперерабатывающей отрасли РФ Есть только приблизительные данные о последствиях ударов БПЛА для российской экономики. Forbes считает, что были потеряны мощности в большем объеме — 600 тыс. После удара БПЛА из строя вышла одна из двух установок первичной переработки нефти. Остановлены две установки первичной переработки нефти.
Бензин и дизель — угрозы не пугают: правительству советуют приступить от слов к делу
Когда речь идет о топливе, тонны в литры пересчитываются с определенными коэффициентами, но получается, что литр 95-го на бирже стоит 55,7 рубля, а литр дизеля — 54,6. То есть некоторые розничные сети сейчас продают топливо себе в убыток. Такое могут себе позволить прежде всего вертикально интегрированные компании, которые также занимаются добычей и переработкой, то есть им есть откуда взять деньги для того, чтобы какое-то время продержаться, не поднимая ценник на колонке прямо пропорционально биржевой цене. Вопрос, конечно, сколько держаться. По словам экспертов, осенью цены на топливо росли всегда. И до пандемии периодическая работа с отрицательной маржой была нормой. Восстанавливались за зиму. Но сейчас на это влияют еще несколько факторов. Цены на нефть в мире выросли, рубль упал, а демпфер, которым правительство ранее балансировало экспортные объемы нефтяников, власти урезали. Продолжает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев: Дмитрий Гусев зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» «У нас ни в каком законе не прописано, что внутренние цены должны быть ниже, чем [какое-то значение].
Если рынок — рубль, почему кто-то должен продавать по 50 копеек? Потому что их кто-то просил? Если мы говорим о том, что наш внутренний рынок субсидированный, давайте это законодательно закрепим.
В конце июля даже вице-премьер правительства России Александр Новак объяснял дефицит топлива и рост цен профилактическими остановками НПЗ. Но в августе цены на топливо продолжали расти.
Выходит, что дело не только в ремонтах. И это, конечно, отражается на ценах. На загруженность путей влияет, с одной стороны, сезон отпусков — многие россияне вместо заграницы поехали летом на российский юг на поездах, ведь сейчас в России закрыто несколько крупных аэропортов. Интенсивно перевозит сейчас железная дорога и военные грузы. Поэтому топливо не всегда доходит до места назначения быстро, и в отдельных регионах возникает его дефицит.
А где дефицит, там и высокие цены. Мол, гонят наш бензин и солярку за рубеж, вот и дорожают они внутри страны. Проблема такая, конечно, есть. Правда, достоверно оценить объемы экспорта трудно — с одной стороны, часть производителей занимается серым экспортом, скрывая от надзорных органов реальные поставки, с другой, Федеральная таможенная служба ФТС перестала публиковать данные об экспорте-импорте еще в марте 2022 года. Но многие эксперты уверены: вывоз топлива надо сокращать — тогда и цены пойдут вниз.
По данным независимых агентств, экспорт особенно рос в конце весны — начале лета кстати, основными покупателями нашей нефти и нефтепродуктов стали сейчас Индия, Китай и Турция. А вот в августе Россия стала продавать за рубеж меньше топлива из-за введенного странами G7 потолка цен — об этом сообщает, в частности, агентство Bloomberg. Правительство, конечно, осознает проблему. С одной стороны, стране нужны деньги, а экспорт нефтепродуктов их дает. Но, с другой стороны, дефицит топлива и его подорожание на бирже в конечном итоге ведет к уменьшению его потребления и разгоняют инфляцию.
ПРИЧИНА 4 Повлияло на цены и намеченное на сентябрь сокращение субсидий нефтяникам от государства — так называемая корректировка демпферного механизма. Демпфер, если говорить простыми словами, это компенсация из бюджета тем производителям, которые поставляют топливо на внутренний рынок вместо зарубежного, когда цены в России ниже, чем на мировых рынках. А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то наоборот: уже нефтяные компании перечисляют деньги в бюджет. Такая схема работает с 2019 года, но в конце июля Госдума приняла закон о корректировке механизма. Экономия бюджета, таким образом, составит около 30 млрд рублей в месяц, но для производителей нефтепродуктов экспорт топлива становится еще более привлекательным.
ПРИЧИНА 5 Одним из ключевых факторов роста оптовых цен стал «высокий сезон» потребления топлива, к которому рынок почему-то никак не может привыкнуть. Невольно вспоминается гениальный афоризм Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять».
Какие меры предлагают депутаты для сдерживания роста цен на бензин и дизель «Кроме того, цены на моторное топливо летом растут традиционно», — подчеркнули в ведомстве. В оптовом сегменте ценообразование складывается на основе рыночной конъюнктуры, баланса спроса и предложения, а также под влиянием цен на мировом рынке, добавили в министерстве.
Поэтому никаких прямых и последовательных связей между оптовым рынком и розничным рынком у нас нет, считает Гусев.
Чернов отмечает, что в начале мая в России обычно стартует туристический сезон, из-за чего спрос на топливо возрастает и АЗС могут поднимать на него цены. Но за ними тщательно следит Федеральная антимонопольная служба ФАС , чтобы не допустить повышения цен выше среднегодовых темпов инфляции в стране. Эксперт считает, что розничная стоимость топлива в России будет расти именно в рамках среднегодовых темпов инфляции в стране, то есть догоняя их, но не превышая. Вероятность движения цен на АЗС вверх есть, поскольку растут затраты на оборудование и персонал, дорожает нефть, растут тарифы, поясняет Гусев. Они могут догнать или не догнать среднюю инфляцию по стране за год, все будет зависеть от ситуации на рынке, но точно не должны превысить его, считает эксперт.
При этом среднегодовая инфляция весьма спорный показатель. Причем обогнали цены на АЗС среднюю инфляцию в 2023 году, но после стоимость бензина премиальных марок опустилась чуть ниже среднего уровня инфляции, а марка АИ-92 и ДТ остались выше.
Почему «скакнули» цены
- Почему резко подорожал бензин в Волгограде
- Куда помчался бензин
- Что будет с ценами на бензин в 2024 году
- Дело пахнет керосином: разбираемся, почему рекордно дорожает бензин
Что будет с ценами на АЗС в сентябре: мнение экспертов
Меньше остальных видов топлива, всего на 0,09%, подорожал дизель: с 59,80 до 59,85 рубля за литр. На АЗС Татарстана вторую неделю дорожает бензин. В России подорожал бензин. Помогут ли принятые властями меры сдержать рост цен и подешевеет ли топливо на автозаправках — в материале «Сноба».
В России снова подорожал бензин
На других АЗС бензин несколько дешевле, но его цена все равно существенно отличается от той, что была еще недавно. В 2024 году цены на бензин и дизель в России могут увеличиться, но рост не превысит 7-10%. По данным Росстата, автомобильный бензин с конца прошлого года подорожал на 6,62%. Недавно наткнулся: Бензин подорожал, потому что дорожает транспортировка бензина из за подорожания бензина!!!!). Попробуем разобраться, почему дорожает бензин, и дорожает ли он вообще. С завидной регулярностью, чуть ли не каждый день, стали появляться новости об очередном повышении биржевой цены бензина.