Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет.
Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси
Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах. Как видим, у предков были довольно интересные обычаи и традиции, многие из которых сохранились до сих пор, хотя несколько в искажённой форме. История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры.
Свадебные обряды и традиции
Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Русская свадебная традиция. русские свадебные традиции. Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости.
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба
"Русская свадьба" покажет живописные полотна, костюмы, иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, а также свадебное угощение. В этой статье расскажем какие свадебные традиции актуальны на сегодняшний день и от каких лучше отказаться. Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы. В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру. часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась.
Свадебные традиции в России
Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Свадебный обряд, который описывают, как «древний русский», сформировался сравнительно недавно — после того, как Руси навязали христианство и постарались выбить из народного обихода как можно больше ведических традиций, к чему последовательно прикладывали руку. Какие свадебные традиции популярны в России в 2024 году.
Современные свадебные традиции и обряды
После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями. В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Какие свадебные традиции и обычаи существуют в России.
Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни
Поверх сарафана надевали передник — это считалось «визиткой» девушки, поскольку на его украшение тратились годы. Весь костюм стягивали одним или несколькими поясами. Отдельно стоит отметить головной убор — обычно девушки надевали кокошники, которые могли отличаться по форме, количеству декоративных деталей. Девушки снимали кокошники лишь перед будущим мужем, в процессе церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодых венцы, после чего начинал обряд.
В разных губерниях кокошник мог называться по-разному: например, сорокой, кичкой, повойником. Однако суть его всегда была одинаковой — твердый околыш и яркая ткань, которая украшалась различными деталями. Наряд жениха Если в других странах жених, как правило, надевал неприметный костюм и мог «затеряться» в пестрой толпе, то на русской свадьбе он, напротив, сильно выделялся среди других. Главным элементом была красная рубаха, или косоворотка.
Зимой или холодной осенью ее мог заменить кафтан, а для пошива костюма чаще всего использовали тонкую льняную ткань, которая выглядела очень красиво, утонченно. Рубаха обязательно украшалась вышивкой, но ее было меньше, чем у невесты. Богатые люди зимой на свадьбу надевали шубы. На ноги жених надевал штаны, или, как они назывались, портки.
Обычно они было черного цвета, однако особого значения нижняя часть костюма не имела. Головной убор — это всегда шапка, даже в теплое время года. Меха всегда стоили дорого и считались признаком богатства человека. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, которая была украшена жемчугом или бархатом, и летом.
Простые же крестьяне носили шапки из войлока. Русский свадебный обряд в деталях Многие свадебные традиции дожили и до наших дней. Хотя форма их осталась почти такой же, как и сотни лет назад, суть их практически полностью изменилась. Если сейчас обращаются к девушке для получения согласия, то раньше за этим шли к ее отцу.
Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался точно. Поэтому был и следующий этап — это смотрины, то есть визит родителей невесты к жениху. По старой традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей невесты ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить его дочь.
Именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о том, состоится ли брак, а также о размере приданого. Для девушки этот день был, пожалуй, самым важным. Конечно, окончательное решение принималось главой семьи, однако по факту в большинстве случаев все решала будущая свекровь. Обручение в русской традиции Помолвка в православном мире существенно отличалась от западного.
Хотя наши предки также использовали кольца, этот аксессуар не был главным. Наиболее важным для будущих молодожен было официальное согласие отцов обеих семей, а также объявление даты. Стороны как бы заключали «договор», который скреплялся «рукобитием», то есть отцы семейств пожимали руки. Интересно, что в процессе обручения точно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада».
Так называли гарантии материального обеспечения девушки со стороны семьи жениха, поскольку занималась этим именно она.
Такой рушник стелют свидетели перед молодожёнами в ЗАГС и вот кто первый жених или невеста ступит на него, тот и будет главным в семье. Стоит отметить, что нельзя чтоб сначала на рушник стал кто-то другой, кроме молодожёнов. Также нельзя для этой традиции выбирать полотно с изображением голубей или обручальных колец, или чтоб рисунок был в центре рушника, Лучше всего выбрать рушник с орнаментами, узорами по бокам изделия. Бросание букета и подвязки невесты Пожалуй, самые любимые традиции всех гостей на свадьбе — бросание букета невесты и бросание подвязки. В проведении данных традиций принимают участие молодожены, незамужние девушки и холостые мужчины. В основном бросание букета невесты происходит таким образом: выходят все незамужние девушки и становятся в ряд или несколько рядов. Невеста становится спиной к девушкам и бросай свой букет, та которая поймает — первая выйдет замуж среди всех девушек. Перед тем, как бросить подвязку невесты, ее избранник должен снять ноги без помощи рук.
Потом выходят все неженатые парни и становятся в ряд, а жених к ним спиной и бросает подвязку. Парень который, словит подвязку первый среди всех холостых женится. Благодарность родителям Благодарность родителям — традиция, которую молодожены исполняют под завершение банкета, как правило, перед разрезанием. По традиции молодой муж произносит слова благодарности родителям избранницы за ее красоту, воспитание и мудрость, обещает быть заботливым, любящим мужем. Молодая жена выражает благодарность родителям избранника, что они воспитали достойного мужчину, обещает быть ему хорошей женой и оберегать семейный очаг.
В специальном разделе сайта вы найдете информацию не только о старых свадебных традициях, но и тех, которые были заимствованы или стали использоваться при проведении свадеб недавно. Традиции и обычаи свадьбы в России Планирование свадебного торжества необходимо начать с подготовки сценария, в который обязательно должны быть включены старые традиции и обычаи. Считается, что соблюдение определенных традиций позволяет сделать семейную жизнь молодоженов более крепкой и гармоничной. К тому же свадебные традиции являются неотъемлемой частью любого праздника, на них основываются сценарии свадебных торжеств.
На традициях и обычаях построено немало конкурсов и развлечений для гостей свадебного торжества. Однако многие гости даже не догадываются, почему некоторые конкурсы и шутки звучат на всех свадьбах.
Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают.
Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы. Осыпание молодоженов зерном После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз. Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран. Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же.
Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье. Хлеб-соль При входе в дом, где будут жить новобрачные, молодых ожидают родители жениха с хлебом-солью — праздничным караваем. Его украшают изображением лебедей, гроздьями рябины и другими символами богатства, верности и плодовитости. Хлеб символизирует богатство и благополучие, которого желают молодой семье, а соль должна защищать их от злых сил.
Молодые должны откусить каждый по кусочку каравая и съесть. Есть и примета — кто больший кусочек ухватит, тот будет главой семьи. Есть и другие свадебные традиции в России, связанные с прибытием в новый дом. Жених непременно должен перенести невесту через порог на руках.
Этот обычай должен защитить ее от сглаза, болезней и прочих напастей. Если девушка не вошла на своих ногах, то ее и не было в этом месте. Еще для молодых расстилали шубу мехом вверх — символ богатства. Кто первый на нее встал на колени, тот и глава семьи.
Битье посуды на счастье Многие свадебные традиции и свадебные обычаи в России родом из деревень. Обычай бить посуду на счастье тоже оттуда. На второй день после торжества было принято бить глиняные горшки. Если посудина разбилась, значит девушка вышла замуж чистой и непорочной.
Если даже трещины не появилось, на невесту могли начать наговаривать. Считалось, чем больше осколков, тем больше счастья встретят молодые на своем пути. Новые свадебные обряды В каждом городе существуют свои вариации свадебных традиций и свои места, куда молодые обязательно должны заехать во время прогулки после ЗАГСа. В их числе обязательно фигурирует мост, через который жених должен перенести невесту на руках, чтобы она не коснулась ногами земли.
Часто на ограждения моста вешаются замочки с указанием даты свадьбы и именами молодоженов.
Традиции и обычаи русского народа – свадебные обряды
Главным элементом была красная рубаха, или косоворотка. Зимой или холодной осенью ее мог заменить кафтан, а для пошива костюма чаще всего использовали тонкую льняную ткань, которая выглядела очень красиво, утонченно. Рубаха обязательно украшалась вышивкой, но ее было меньше, чем у невесты. Богатые люди зимой на свадьбу надевали шубы. На ноги жених надевал штаны, или, как они назывались, портки. Обычно они было черного цвета, однако особого значения нижняя часть костюма не имела. Головной убор — это всегда шапка, даже в теплое время года. Меха всегда стоили дорого и считались признаком богатства человека. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, которая была украшена жемчугом или бархатом, и летом. Простые же крестьяне носили шапки из войлока. Русский свадебный обряд в деталях Многие свадебные традиции дожили и до наших дней.
Хотя форма их осталась почти такой же, как и сотни лет назад, суть их практически полностью изменилась. Если сейчас обращаются к девушке для получения согласия, то раньше за этим шли к ее отцу. Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался точно. Поэтому был и следующий этап — это смотрины, то есть визит родителей невесты к жениху. По старой традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей невесты ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить его дочь. Именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о том, состоится ли брак, а также о размере приданого. Для девушки этот день был, пожалуй, самым важным. Конечно, окончательное решение принималось главой семьи, однако по факту в большинстве случаев все решала будущая свекровь. Обручение в русской традиции Помолвка в православном мире существенно отличалась от западного.
Хотя наши предки также использовали кольца, этот аксессуар не был главным. Наиболее важным для будущих молодожен было официальное согласие отцов обеих семей, а также объявление даты. Стороны как бы заключали «договор», который скреплялся «рукобитием», то есть отцы семейств пожимали руки. Интересно, что в процессе обручения точно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Так называли гарантии материального обеспечения девушки со стороны семьи жениха, поскольку занималась этим именно она. Если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена будет жить на эти средства какое-то время. Подготовка Последующие действия в русской традиции могли сильно отличаться в зависимости от эпохи и региона. Их суть сводилась к подготовке к церемонии венчания. Будущая невеста должна была носить уже другие одеяния — таким образом она сообщала о том, какое событие ей предстоит. Девушке помогали ее подруге в украшении свадебной одежды и подготовке приданого.
Жених тоже не отдыхал: он готовился к выкупу, искал подходящее место для пира. А перед свадьбой отправлялся на «мальчишник», как это называют сегодня: вместе с друзьями он посещал баню, чтобы очиститься от грехов холостяцкой жизни. Утром в день свадьбы жених должен был прислать невесте подарок, которых говорил о его верности.
На ней запечатлено бракосочетание Елены и Михаила Котюховых, который до 1916 года был управляющим тульским отделением Императорского Земельного банка. Все собранные в ходе акции документы вошли в мультимедийный альбом выставки "Русская свадьба. Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. А истории, рассказанные участниками акции в письмах, будут опубликованы на официальных страницах социальных сетей Тульского филиала ГИМ.
Выставка приурочена к Году семьи и стала главным выставочным проектом в филиале музея в 2024 году.
Это символизирует их единение в новом качестве — мужа и жены. Традиции — это наследие наших далеких предков. Порой новые поколения, несколько изменяя их, дают им второе дыхание. Старинный или современный обычай можно обыграть так, что он запомнится молодоженам и гостям на долгие-долгие годы. Конечно, вовсе не обязательно соблюдать все традиции — достаточно выбрать то, что по сердцу именно вам. Не забывайте, что при проведении того или иного ритуала можно подойти к делу совершенно нетривиально, и тем самым сделать торжество поистине незабываемым. У специалистов агентства IMarry в запасе великое множество идей для вашей свадьбы.
Каждая пара вдохновляет нас всегда по-новому смотреть на организацию свадебного торжества, делая его индивидуальным и волшебным.
На ноги жених надевал штаны, или, как они назывались, портки. Обычно они было черного цвета, однако особого значения нижняя часть костюма не имела. Головной убор — это всегда шапка, даже в теплое время года. Меха всегда стоили дорого и считались признаком богатства человека.
Поэтому жених мог надеть меховую шапку, которая была украшена жемчугом или бархатом, и летом. Простые же крестьяне носили шапки из войлока. Русский свадебный обряд в деталях Многие свадебные традиции дожили и до наших дней. Хотя форма их осталась почти такой же, как и сотни лет назад, суть их практически полностью изменилась. Если сейчас обращаются к девушке для получения согласия, то раньше за этим шли к ее отцу. Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался точно.
Поэтому был и следующий этап — это смотрины, то есть визит родителей невесты к жениху. По старой традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей невесты ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить его дочь. Именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о том, состоится ли брак, а также о размере приданого. Для девушки этот день был, пожалуй, самым важным. Конечно, окончательное решение принималось главой семьи, однако по факту в большинстве случаев все решала будущая свекровь.
Обручение в русской традиции Помолвка в православном мире существенно отличалась от западного. Хотя наши предки также использовали кольца, этот аксессуар не был главным. Наиболее важным для будущих молодожен было официальное согласие отцов обеих семей, а также объявление даты. Стороны как бы заключали «договор», который скреплялся «рукобитием», то есть отцы семейств пожимали руки. Интересно, что в процессе обручения точно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Так называли гарантии материального обеспечения девушки со стороны семьи жениха, поскольку занималась этим именно она.
Если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена будет жить на эти средства какое-то время. Подготовка Последующие действия в русской традиции могли сильно отличаться в зависимости от эпохи и региона. Их суть сводилась к подготовке к церемонии венчания. Будущая невеста должна была носить уже другие одеяния — таким образом она сообщала о том, какое событие ей предстоит. Девушке помогали ее подруге в украшении свадебной одежды и подготовке приданого. Жених тоже не отдыхал: он готовился к выкупу, искал подходящее место для пира.
А перед свадьбой отправлялся на «мальчишник», как это называют сегодня: вместе с друзьями он посещал баню, чтобы очиститься от грехов холостяцкой жизни. Утром в день свадьбы жених должен был прислать невесте подарок, которых говорил о его верности. Это могла быть шкатулка с гребнем, сладостями и лентами. С момента получения подарка невесту начинали переодевать, подготавливали к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги пели печальные песни и плакали, а невеста должна была плакать еще сильнее, чем накануне. Считалось, чем чем больше девушка наплачется до свадьбы, тем легче ей будет в супружеской жизни.
Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси
Но молодой человек оказался настроен решительно и решил соблюсти с возлюбленной Евой все традиции своего народа. Первым делом жених подписал документ, подтверждающий его любовь к избраннице, а после был проведен обряд под балдахином.
До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой белым, как правило. Свашки, свахи — в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже — дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом. Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции. Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды первую часть «княжьего» стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось всё равно приглашали посаженных родителей.
Часто на эту роль звали крёстных. Посаженная чета — это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто «по совместительству» эту роль выполняли: тысяцкий и его жена, либо дружко и его жена, либо посаженные родители. В обязанности посаженной четы входило «показывать дорожку» первыми целоваться при возгласе «горько» , выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи этому будет посвящён отдельный раздел , устраивать послесвадебную баню для новобрачных. Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная «брачная ночь».
Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку. Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней. Сторож — часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой листовой, а не голой. Глядельщики, зрители — лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили «поглядеть». По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна.
В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе — таким образом достигалась «всенародность» и санкционированность обществом брачного торжества. Музыканты, певцы, певцехорки — приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных. В старину они пели, стоя рядом с порогом т. Глава 2. От сватовства до помолвки Как в старину договаривались о будущем бракосочетании жениха и невесты и породнении двух родов?
С помощью досвадебных обычаев, главные из которых мы сейчас рассмотрим. Пойди за меня — я тебя хочу [в жёны], а ты меня [в мужья]; а на то свидетель Игнат Моисеев». Значит, ещё 800 лет назад было допустимо сделать предложение девушке напрямую, в простой письменной форме, заручившись лишь поддержкой свидетеля, не обставляя это действо никакими обрядами. Спрашивать согласие на брак у самой девушки, а не у родителей, могло быть частым делом и у древних славян. По сведениям «Повести временных лет» и другим летописям, парень нередко делал предложение девушке на народном празднике, во время массовых молодёжных игр и гуляний. В чём заключался обряд, летописи подробно не рассказывают.
Однако самым распространённым вариантом на Руси было сватовство, которое инициировали родители. Из новгородских берестяных грамот следует, что родители часто вели переговоры и принимали решение о свадьбе, не прибегая к обрядам. Однако потом всё равно играли сватовство. Зачем это было нужно? Так приносили дань уважения не только родителям невесты, но и уже ушедшим предкам, которые незримо приглядывали за жизнью потомков и могли либо помогать живущим, либо расстраивать их планы. Отец и мать невесты, озвучивая решение о переходе дочери в другую семью, говорили от лица всего рода, надеясь на покровительство умерших предков.
Уважение к ним выказывали и сваты: входя в дом, грели руки у печи — ведь именно очаг связан с духами предков. Когда смысл этого обряда стал забываться, свахи не утратили этот обычай, но придумали ему другое объяснение: якобы, от этого «дело выгорит», и сватовство будет удачным. Его называли сватом. Обычно это был дядя жениха который нередко потом становился «тысяцким» , реже назначали родственницу. Этот человек и вёл переговоры. Он брал с собой 1—2 сватов.
Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых. В большинстве случаев ни жених, ни его родители не приходили в дом невесты, пока сватами не была получена предварительная договоренность о браке. Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение. А также понедельник — так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём. Сватать обычно приходили после захода солнца.
Приносили с собой круглый хлеб, по желанию — горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу или возле неё — потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято. Таким образом, сваты устраивались как раз на границе. Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали. Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек? А вот как об этом рассказывает народная песня: «Так уж мы летали, летали Да на сине море плавали».
Пимоненко, 1896 г. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки которая оберегала её , откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье. Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб. Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части. Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую — родственникам жениха. Они разделяли его между всеми присутствующими.
Петров, 1861 г. Фрагмент Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты. Кроме того, во время помолвки которая также называлась сговором стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее. Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт — так называемой рядной записи. После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину «Домостроя», организовывалось лёгкое угощение.
Раньше свадебный поезд специально проезжал длинной дорогой, чтобы запутать злых духов, а заодно оповестить весь народ о радостном событии. Уберечь от нечисти на пути к церкви должен был и звон бубенцов. Сегодня гудки свадебного кортежа вряд ли кого-то отпугнут, но точно привлекут всеобщее внимание. Жители деревень устраивали поезду преграды: запирали въездные ворота, перегораживали путь и т.
Поезжане откупались от них пивом, конфетами, орехами и пряниками. Зимой поезжане отправлялись на санях, осенью в бричках, запряженных жеребцами. Сбрую украшали серебряными или латунными изделиями, к дуге привязывали разноцветные ленты, колокольчики, на шеи лошадей — ожерелье из бубенцов. Поезд мог состоять из 20-30 подвод.
Свадьба в Удмуртии. Кортеж Почему так важна была раньше и до сих пор сохраняется традиция публично, «на весь мир» сообщать о свадьбе как событии? Почему украшенные лимузины или конные повозки в стиле ретро пользуются популярностью в 21 веке? А молодожены объезжают все значимые места в своих городах, делая фото и, безусловно, привлекая всеобщее внимание?
Свадьба была и остается событием, значимым не только в личном, но и публичном, общественном контексте — предъявляя себя «миру» в новом качестве, молодожены, осознанно или не очень, получают одобрение своего нового статуса, новой роли. Получается, что даже когда мы не помним смысла древней традиции, она продолжает оставаться с нами. Дружка, свидетель, шафер, тамада Сейчас очень часто невесты для организации свадьбы заказывают услуги организатора свадьбы и ведущего. Раньше эти две роли выполнял дружка, самый близкий дружок жениха.
Именно дружка возглавлял свадебный поезд, отвозил жениха и невесту в церковь. Он же был заводилой во время застолья. В Советском Союзе с середины 50-х и до 2000 года при регистрации брака в ЗАГСе необходимо было присутствие свидетелей, которые вслед за женихом и невестой расписывались в официальных документах. Возникла традиция украшать этих участников церемонии лентами с надписями «Свидетель» и «Свидетельница».
Часто свидетель со стороны жениха брал на себя роль дружки или тамады — активно участвовал в организации свадьбы или даже вел ее. С 2000 года присутствие свидетелей при официальной регистрации брака не обязательно, но раз уж традиция просуществовала так долго, почему бы и сейчас не предложить брату или лучшему другу жениха стать дружкой и взять на себя часть функций, что, конечно, сделает событие теплее — ведь близкий друг или родственник уж точно знает и историю знакомства молодых, и их предпочтения и желания. К примеру, без преувеличения главной была роль дружки в популярной и сегодня традиции выкупа невесты. Свадьба в Удмуртии выкуп невесты Когда свадебная процессия приближалась к дому невесты, девушки закрывали на замок ворота или входную дверь.
Между ними и дружкой проходили шуточные разговоры — это было веселое словесное состязание. Когда жениха пускали в дом, то он должен был выкупить место за столом, чтобы сесть с невестой. Жених отгадывал загадки и отдавал девушкам деньги. Сначала их вручали жениху сразу после выкупа.
Невеста обходила гостей, предлагая вино и подарок. Сейчас многие молодожены также дарят подарки гостям, называя их бонбоньерками. Это свадебная европейская традиция, когда гостям дарят коробки с конфетами. Туда обычно входили постельные принадлежности, полотенца, скатерти, половики, женская одежда и обувь, домашняя утварь.
Обычаи России на свадьбу включены в специальный раздел, они позволяют построить программу мероприятия таким образом, чтобы в него были включены обязательные элементы и оригинальные решения. Почему важны традиции и обычаи Соблюдение свадебных традиций и обычаев повелось еще давно, многие из них придумывались и широко использовались при проведении любого свадебного торжества. А в основе большинства традиций и обычаев лежит ценный опыт семейной жизни. Придерживаться традиций следует из уважения к старшему поколению, их советы и напутствия как никогда нужны молодой паре, вступающей в брак.
Традиции России на свадьбе отличаются от многих других традиций. В основе этих традиций лежит российская культура, которая за годы своего существования накопила бесценный опыт.
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба
Первая брачная ночь Уединение было весьма условным. Несмотря на то, что некоторые феодалы оставляли за собой право первой брачной ночи, церковь это не приветствовала и нельзя сказать, что это было нормой. Церковь возвышала брак, заключенный по ее канонам и наделяла его таинством, а брачное ложе священством. Дата проведения свадьбы тщательно выбиралась, поскольку церковь запрещала брачные отношения в определенные дни, например во время поста или религиозных праздников, поэтому любая дата не подходила. Невесте предстояло выслушать массу наставлений. Из числа свах выбирались женщины-постельщицы, которые должны были приготовить ложе для новобрачных. Постель была из приданого невесты, а территория — жениха. Территория — это потому что в доме воссоединение молодых не происходило, ну неужели прерывать празднование ради первой брачной ночи и покидать хозяйский дом?
Поэтому молодым стелили абы где. Чаще это было прохладное место — амбар, чулан, баня, подклет избы. Именно поэтому первую брачную ночь часто называли «подклетом», исходя из места и обстоятельств, в которых зарождались супружеские отношения. Да, свахи всячески пытались обуютить выбранное место, но чаще всего это было совсем не предназначенное для этого место. Постель новобрачных считалась местом не только таинства, но и силы, именно поэтому сюда подкладывали вещи, которые должны были привлечь удачу и богатство в новую семью. В качестве оберега клали муку, много матрасов и перин и даже ржаные снопы. Под кровать хотя это чаще был настил ставили сковородку, кочергу, — от сглаза и нечистой силы, поленья по поверью символизировали плодовитость, поэтому их точно не жалели.
Всеобщее внимание и шутки были настоящим испытанием для скромных девушек. Молодых провожали на брачное ложе прямо с праздника, когда гости еще не разошлись. Шафер должен был выкупить постель у свах, молодожен сопровождала целая толпа подвыпивших родственников и друзей. Все это сопровождалось не только песнями и прибаутками, но и советами и сальными шутками. На дверь, за которой были молодые, вешали замок и приставляли охранника, он должен был не просто оберегать от нечисти, но еще и отгонять тех, кто решил подсмотреть, да, такие тоже находились. Да чаще всего и сам охранник носил вести за праздничный стол — то, что ему удалось подслушать или подсмотреть самому. Что уж при этом чувствовали молодые, особенно невестка, непорочность и чистота которой были главным условием брака, остается только догадываться.
Оставшись наедине, молодые могли перекусить оставленной им едой, затем невеста должна была снять обувь жениха и спросить разрешения лечь рядом с ним. О том, состоялось ли главное действо всего «спектакля» под дверь прибегал узнавать шафер, получив положительный ответ, громогласно нес ее за стол к толпе разгоряченных родственников. Молодых могли вывести за стол, а могли сами войти к ним в клеть и праздновать там же. Прощание с девичеством навевало грусть на всех женщин...
Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было; только трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. Второй день свадьбы На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских княжим. Это название и посейчас существует у крестьян, которые никогда не равнялись князьям, и у царей, которые были всегда выше всех князей. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями; все ели, пили в изобилии и веселились. Борис Кустодиев. Свадебный пир Но если бы невеста не сохранила своего девства, то общее веселье омрачалось и посрамление ожидало ее бедных родителей. Отец мужа подавал им кубок, проверченный снизу. Когда сват брал кубок, отец жениха отнимал палец от отверстия в кубке, и вино лилось при общем поругании и насмешках, и жизнь молодой с этого времени подчинялась вечным попрекам в среде чужой семьи. Впрочем, Котошихин говорит, что в подобных случаях сам новобрачный, скрывая проступок жены от прочих, пенял только тестю и теще, и затем все проходило бесследно. Посещение царского двора В этот день новобрачный, если он имел к царю доступ, после посещения родителей невесты являлся во дворец со всем поездом, состоявшим тоже из лиц, имевших приезд ко двору. Государь принимал их, сидя в шапке. Все кланялись в землю. Государь милостиво спрашивал их о здоровье такой вопрос считался большою милостью , поздравлял жениха с законным браком, благословлял его с женою образами и жаловал подарками, состоявшими обыкновенно в соболях и разных материях или в серебряных сосудах. А в заключение приказывал подать всем по кубку романеи да по ковшу вишневого меда. Все выпивали и уезжали домой. Новобрачная не ездила с мужем к царю, а посылала к царице и к царевнам подарки, шитые золотом и серебром тафтяные убрусы. Царицы и царевны, принимая эти знаки челобитья, спрашивали об их здоровье. Если же невеста не сохранила девства, то жених не смел являться царю на глаза. На третий день после брака начиналось пиршество у родителей невесты. При окончании стола отец и мать невесты благословляли молодых, а гости дарили их. На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотом и лошадьми. По окончании пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених должен был отдаривать подарками равного достоинства. Герберштейн говорит, что жених должен был в течение целого года непременно отдарить всех, подаривших ему подарки, после свадьбы, а если не успевал, то должен был отдаривать вдвое, судя по ценности каждого подарка. Если же жених не отсылал принятых вещей к ценовщикам, то отдаривал по желанию тех, которые ему дарили. В эти послесвадебные дни пиршеств невеста почти ничего не говорила, кроме обыкновенных форменных речей, потому что малословность и пристойная молчаливость в то время считались достоинством женщины. Но зато все другие женщины, приглашенные на свадебное пиршество, пользовались большею свободою, чем когда-либо, и часто случалось, что дело доходило до безумия. Все это весьма понятно объясняется: женщины, в обыкновенное время скромные и целомудренные, на свадьбе напивались, позволяли себе смелые выходки и даже невольно впадали в грешки среди общей суеты. Обряды для второбрачных Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и третий раз.
В том случае, когда молодые люди сговаривались между собой о свадьбе, а их выбор не нравился родителям, то они могли не получить благословение последних. Молодые должны были повиноваться. В противном случае существовал риск полного разрыва отношений с родителями за непослушание. Помолвка После того, как прошло сватовство, следующим этапом было проведение сговора или, иными словами, «рукобитья». Во время этого мероприятия все участники мероприятия оговаривали все моменты подготовки и проведения свадьбы. Именно с этого дня начинались все совместные действия, и он стал называться помолвкой. Помолвка считалась важным днём в развитии взаимоотношений между молодыми людьми. С этого момента определялись некоторые обязательства. В этот день привселюдно молодой человек делал девушке предложения руки и сердца. Но в первую очередь он обращался к отцу невесты. И только после его одобрения жених мог обратиться непосредственно к своей избраннице. После утвердительного ответа парень вручал ей кольцо, которое носилось на безымянном пальце правой руки вплоть до свадебного торжества. Отмечалась помолвка довольно торжественно. Все заботы полагались в основном на семейство невесты. Накрывался шикарный стол, виновники торжества и все гости надевали нарядные одежды. В центре застолья восседал именно отец невесты. За ним всегда сохранялось право первого слова и напутствия. Затем гости поочередно подходили к молодым людям и произносили поздравления. В деревенских семьях помолвка постепенно перерастала в шумное мероприятие с песнями и плясками. Среди состоятельных людей в этот день традиционно организовывались балы, на которые приглашалось огромное количество гостей. В давние времена помолвка проводилась как минимум за 3—6 месяцев до свадьбы. Таким способом молодым давалось время обдумать своё решение и проверить чувства. Ещё одной причиной такого длительного срока — было отведение необходимого промежутка времени на организацию свадьбы и проведения подготовительных мероприятий. Некоторое время традиция проведения помолвки была забыта, но в последнее время некоторые молодожёны все больше обращаются к этому моменту. Подготовка к свадьбе Итак, прошла помолвка, дата свадьбы назначена, а следовательно — наступило время подготовки к свадьбе. Приданное После сговора и помолвки невеста начинала готовить приданное. В основном девушка занималась этим самостоятельно, но если сроки поджимали, то на помощь приходили все женщины в доме: мать, сёстры, подружки невесты. По своему составу приданное отличалось в зависимости от благосостояния семей и их статуса. В перечень приданного обычно входили несколько платьев, шуб, посуда, бельё для постели, одеяла и покрывала, ковры, шубы и прочее. Кроме своего приданного, девушке необходимо было подготовить и свадебные атрибуты: вышитый рушник, используемый для благословения; расшитую рубаху для жениха, которую он надевал на свадьбе. После свадебного торжества вышитый рушник сохранялся в новой семье и являлся оберегом от горестей и ненастий. Наряд Свадебный наряд невесты существенно отличался от того, который принято видеть на современных торжествах. Белое подвенечное платье пришло в Россию из Европы. А в давние времена невеста облачалась в сарафан красного цвета, символизирующий счастливый брак и большое потомство. А белому цвету приписывали несчастье и печаль. Теперь о фате. Этот элемент свадебного наряда имела право надеть девушка, которая выходила замуж впервые. Такая невеста должна была не снимать фату на протяжении всей свадьбы. Фата является символом невинности. Во многих случаях она заменялась полупрозрачной шалью.
Они сегодня любят и сегодня женятся, и это прекрасно» Почти 350 пар заключат брак в Москве в так называемую «красивую дату» — 23 февраля 2023 года. За последние несколько лет формат свадеб сильно изменился: вместо официальных торжеств молодожены предпочитают вечеринки под любимую музыку или просто день наедине друг с другом. О современных свадебных трендах мы поговорили с экспертами в этой области — наставником свадебной школы SWS Кристиной Ионовой и организатором свадеб Юлией Самойловой. В чем особенность современных свадеб? И это подтверждают искренние эмоции пар, которые я вижу регулярно. Кстати, чаще всего слезы наворачиваются у женихов, особенно когда они смотрят на невесту, шагающую им навстречу. И потом невесты их успокаивают. Поэтому теперь все хотят общаться и разделять праздник друг с другом. Последние пару лет, по моим наблюдениям, пары достаточно импульсивно проводят свадьбы. Люди перестали ждать по году с момента начала отношений, чтобы их узаконить. Теперь все стало проще. Фото из личного архива Свадьбы организуются в кратчайшие сроки — от полутора месяцев до трех. Для сравнения, раньше планирование занимало от полугода до года. Изменился формат свадеб, он стал свободнее. Многие ушли от банкетного застолья и пришли к недолгому ужину, переходящему в вечеринку. Сейчас большинство пар организуют свадьбы своими силами. Поэтому в их действиях считывается свобода и раскрепощенность. У них нет никаких рамок и привязки к социальному статусу. Ты сразу видишь, что свадьба для них — осознанный шаг, это решение быть вместе.