Новости рубинштейн с л биография

С.Л. Рубинштейн (1889–1960) В историю науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик. выдающегося теоретика, методолога, создателя философско-психологической субъектно-деятельностной концепции, талантливого организатора психологической науки. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии). это особая форма деятельности.

База рефератов

Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна О достоинствах и недостатках творчества С. Л. Рубинштейна можно судить, знакомясь с его научным наследием: идеи не умирают, а новый контекст изменяет характер их прочтения.
Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог статья С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный Исследуется жизненный путь Сергея Леонидовича Рубинштейна, проводится.
Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография Сергея Леонидовича Рубинштейна.

Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография

Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна  Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе, в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса — 11 ноября 1960, Москва) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки.

Неизвестно

  • Рубинштейн С. Л. - выдающийся советский психолог и философ
  • С л рубинштейн биография личная жизнь
  • Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
  • Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна
  • Из Википедии — свободной энциклопедии

Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии

Студенты говорили о С. Рубинштейне как об основателе деятельностного подхода, как авторе первого отечественного университетского учебника по общей психологии, в ходе недавнего общероссийского конкурса признанного «самой читаемой в XX в. Категории субъекта, личности, единства сознания и деятельности, рассматривались через призму личности С. Рубинштейна — гения и борца. Ответ на вечный вопрос педагогики и психологии, «как воспитывать?

Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948—1949 гг. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор.

Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А. Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Хотя сектор был частью института, призванного разрабатывать проблемы философии, Рубинштейн, в который раз проявивший талант научного лидера, способного объединить исследования различных направлений, построил программу работы сектора таким образом, чтобы она охватывала широкий круг тем, в том числе и сугубо психологических. Психофизиологическая проблематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С. Кравков и Н. Гарбузов, а зоопсихологическая — всемирно известной исследовательницей Н. Здесь проводились заседания с участием ведущих психологов столицы, представлявших различные научно-исследовательские учреждения, в том числе и Московский психологический институт, ряд сотрудников которого Теплов, Шемякин работали также и в секторе. Его надежда осуществилась лишь после его смерти стараниями последователей. Одним из военных «трофеев» оказался пещерный антисемитизм, который советское руководство не побрезговало позаимствовать у поверженных фашистов. В 1947 году, когда в издательстве АН СССР уже была сверстана новая книга Рубинштейна «Философские корни психологии» само название которой выражало стремление автора осмыслить связь психологии с философией и разработать методологические принципы применения философских положений в психологии , началась кампания по борьбе с космополитизмом. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена. Яркое представление об атмосфере той поры можно получить, ознакомившись, например, со статьей П. Плотникова «Очистить советскую психологию от безродного космополитизма» в четвертом номере «Советской педагогики» за 1949 год. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Одновременно он начал работать над последней в своей жизни книгой — «Человек и мир», получив наконец возможность изложить свою философско-психологическую концепцию, сложившуюся еще в 20-е годы и затем разрабатывавшуюся им на протяжении всей жизни. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. После его кончины Сектор психологии в Институте философии возглавила Е. И совсем не случайно, что поныне программной проблемой для коллектива академического института, у истоков которого стоял коллектив рубинштейновской лаборатории, стала проблема субъекта. В наше непростое время — время внутреннего самоопределения каждого человека как субъекта ответственности за принятые решения — оказались необходимы идеи глубокого мыслителя С. Сергей Леонидович Рубинштейн. Лидер теоретической психологии. Под ред. Рубцова, М. Ананьев Б.

По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 года должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 года — в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 года Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. В 1945 году С. Сергей Леонидович Рубинштейн умер 11 января 1960 года. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество. Уникальные работы Рубинштейна — выдающегося ученого, педагога и философа, принадлежат к числу самых весомых в отечественной и зарубежной психологии.

Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии

Главное — не заслонить внимание к наиболее конкретному и многомерному процессу и отношению, которые остаются присущими субъекту в его взаимосвязях, в его со-причастности всем другим и которые образуют собою первичный, определяющий «домен» креативности в человеке — «строительство» самого человека. Насколько это «строительство» опосредствует себя предметными формами и насколько нуждается в этом — другой вопрос. Заметим: речь идет не о преобразовании социальных объектов-вещей посредством изменения людей, где изменение и формирование людей — средство, но, напротив, о сугубо субъектном формировании и само-формировании — посредством также и предметных изменений. Только при таком подходе открывается возможность постигнуть человеческое творчество таким, каково оно в себе и для себя, а не в его частичной и ущербной проекции. Именно в проблематике креативности острее всего сказывается ложность интериоризаторской установки на первичные прототипы, ибо из-за нее исчезает из поля зрения самая суть креативности: «строительство» самого субъекта. Но откуда же берется и почему складывается такая установка? Присмотримся к тому, как выглядит творчество в глазах тех, кто оказался на позициях, далеких и вполне чуждых атмосфере и духу креативности, — на позициях не-творчества, основанных на приобретении готового результата, в том числе из чужой деятельности.

С таких позиций творчество видится исключительно сквозь его отчужденную полезность. И судить о творческой деятельности тогда начинают «только по тому "прагматическому" эффекту, который она дает», — дает другим, не-творчеству. Тогда-то и утрачивается значимость всего того в креативности, что остается неотделимым от его процесса и отношения и что претворяется в «строительство» человеком самого себя, — утрачивается и целиком заслоняется внешним продуктом. Тогда само творчество выступает уже без его внутренних измерений, без «построений», входящих в субъектный мир самого автора-творца, — просто как продуктивность, или продуктивно-результативная деятельность. Тогда совершенно загадочным и непостижимым предстает над-деятельностное содержание — собственно креативное отношение человека к миру и к самому себе. Более того, даже и сам автор-творец выступает как поставщик отделимых от него «новых результатов», как продуктивный индивид, продуцент с тем или иным коэффициентом эффективности.

Не случайно, размышляя об этом, С. Рубинштейн обращает наше внимание на тему агапического отношения как утверждающего других в их восхождении к бытию все более высокого плана: «в бесконечной мягкости и бесконечной требовательности любви проявляется особое творческое отношение к человеку, субъекту». Агапически утверждая другого, человек посвящает себя его восхождению и его универсальному призванию и ради этого — обретению им «все большего внутреннего богатства». Так человек и сам делает верность своему призванию творчески-открытой, несвоемерной, бескорыстной, чуждой самоутвержденчеству». Расширенный список русских философов: перейти 2.

Сергей Леонидович предпринимал меры по возвращению Ярошевского из Таджикистана, куда тот вынужден был уехать по политическим причинам, на работу в Москву в возглавляемый им Сектор философских проблем психологии Института философии АН СССР. Попрощавшись с Сергеем Леонидовичем уже ночью, Ярошевский уехал. Сергей Леонидович чувствовал себя бодро, ничто не предвещало, что через несколько часов он скончается. Творчество С. Рубинштейна отличает диалектический стиль мышления и изложения. Именно такой стиль придает объемность текстам его трудов, в отличие от односторонности других философских и психологических концепций, таких, например, как экзистенциализм. В качестве иллюстрации можно взять трактовку Рубинштейном таких ключевых для научного исследования проблем и принципов, как детерминизм и развитие, хотя и известных еще со времен античности, но понимаемых у разных авторов различно. В механистических концепциях детерминизм рассматривается по типу внешнего толчка например, в новоевропейском рационализме Декарта. Рубинштейн включил детерминацию психического в сферу бытия разных его уровней: физико-химических процессов, организмов, человеческой жизни. Со становлением человека возникает новый высший уровень бытия как осознанного и измененного действиями человека. Изменяются также форма и специфика детерминации применительно к разным уровням бытия. Чеканная формула рубинштейновского принципа детерминизма: внешнее действует через внутреннее. Чем сложнее внутреннее, тем большей становится его роль в детерминации поведения. Внутренние отношения являются основой внешних отношений. На самых высших уровнях поведение определяется практически целиком внутренней позицией — мировоззрением человека. Так качественно усложняется соотношение внешнего и внутреннего: внутренние условия выступают как причины, а внешние причины как условия, как внешние обстоятельства. В новом понимании принцип детерминизма, распространенный на уровень человека, наполняется у Рубинштейна огромным этическим смыслом. В поступках человека главными являются моменты внутреннего самоопределения, верности себе при любых условиях, недопустимости одностороннего подчинения внешнему. Чем выше организм, тем больше роль внутреннего. Самый высокий план бытия — бытие человека. Важную роль в отношении к внешним воздействиям приобретают у человека ирония и Юмор. С помощью категорий юмора и иронии, как показывает Рубинштейн , устанавливается расхождение между объективной ситуацией и возможным отношением к ней. Юмор в отношении превратностей своей собственной судьбы позволяет увидеть что-то как не заслуживающее того, чтобы взять его всерьез, дает возможность отнестись к каким-то недостаткам с доброй улыбкой как, по выражению Рубинштейна, к проказам жизни. В своих воспоминаниях он писал, что с какого-то времени Юмор распространяется на всю его судьбу. Отсюда юмористический аспект моего отношения к моей специальности «в психологии я случайный человек» Сергей Леонидович Рубинштейн , 1989, с. Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» Там же. В книге «Человек и мир» он припомнил эпизод из своей биографии, который имел место в один из революционных дней его жизни в Одессе. В дом ворвалась вооруженная толпа. В доме перевернули все вверх дном, что-то искали и взяли из вещей. Трое молоденьких солдат пытались вынести из квартиры старинные напольные часы, которые стояли в вестибюле, что им никак не удавалось сделать. С улыбкой наблюдая за ситуацией, Сергей Леонидович призывает представить за комизмом происходящего всю сложность такого социального явления, как революция. Революцию нельзя рассматривать абстрактно, говорить о ней на языке громких лозунгов. Простой человек воспринял революцию как время, когда рухнули все барьеры, пришла вседозволенность, выступившая, в частности, как в данном случае, в своей комической форме. Все, кому довелось общаться с Рубинштейном, отмечали, какое значение имели для них эти встречи. Так, философ В. Библер вспоминал о двух кратких беседах с ним. Важно отметить, что эти беседы состоялись по инициативе Сергея Леонидовича, хотя Библер и не был знаком с Рубинштейном. У Библера в Душанбе вышла небольшим тиражом книга «О системе категорий диалектической логики». Как он писал, для него это было время «дикого духовного одиночества».

Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете. В апреле 1919 г. В университете С. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. После смерти Ланге С. Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. Первая статья, которую выпустил С. Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 г. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины.

Окончив философский факультет Марбургского университета 1913 , Сергей Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназии логику и психологию. В 1919 году он стал доцентом кафедры философии Новороссийского университета в Одессе, читал курсы лекций по теории познания, логике, психологии, философским основам математики и теории относительности Эйнштейна. В 1922 году он возглавил кафедру философии Новороссийского университета. Однако в середине 1920-х годов С. Рубинштейн был вынужден отказаться от работы в университете и перейти на должность директора Одесской публичной библиотеки. В 1930 году при помощи М. Басова он переехал в Ленинград, где сначала стал заместителем директора Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, а затем заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института. В 1934 году в свет вышла его статья «Проблемы психологии в трудах К. Используявпервые опубликованные в 1927-1932 годах ранние рукописи К.

Рубинштейн — выдающийся психолог и философ

Dadrecht, 1968. Рубинштейн Сергей Леонидович 1889-1960 - советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге 1913 , где защитил докторскую диссертацию по теме « Eine Studie zum Problem der Method». С 1919 г. С 1922 г. С 1930 по 1942 г. В 1937 г. За «Основы общей психологии» получил в 1940 г. Государственную премию.

С 1942 по 1949 г. С 1942 по 1945 г. В 1943 г. В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления и личности как деятельности и процесса. Кондаков И. Иллюстрированный словарь.

Одесса, 1922. Рубинштейна публикация подготовлена А Н. Литература: Абульханова-Славская К. Философско-пси хологическая концепция С. Одесский период жизни С. Принцип единства сознания и деятельности С. Философия и психология: С. Рубинштейн и С.

Далее читайте: Философы, любители мудрости биографический указатель. Сочинения: Принцип творческой самодеятельности. Одессы, т. Одесса, 1922; Основы общей психологии. Основы онтологии, логики и психологии. Литература: С. Рубинштейн: Очерки. Родился 18 июня 1889 г.

В 1908 г. Высшее образование он получил в Европе. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. В 1914 г. Начавшаяся первая мировая война вынудила Сергея Рубинштейна вернуться в Одессу. С 1917 г. В апреле 1919 г. Это произошло благодаря отзыву, сделанному Н.

В университете Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. В 1921 г, избран профессором психологии ИНО. Написал статью, посвященную памяти Ланге «Принцип творческой самодеятельности». Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. С 1925 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности.

В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Там же в 1935 г.

В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г.

Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии. Сочинения: 1. Принцип творческой самодеятельности. Одессы, т.

Детство и юность Рубинштейн родился в Одессе 18 июня 1889 года. Родители будущего ученого относились к кругу русской интеллигенции. Отец, Леонид Осипович, являлся именитым юристом и придерживался демократических взглядов, что повлияло на убеждения и образ мыслей его четырех сыновей. Мать, Полина Петровна, с детства прививала детям нравственные и культурные ценности, воспитав высокообразованных людей. Сергей Рубинштейн слева с отцом и братом Будучи болезненным ребенком, первое образование Сергей получил в домашних условиях, изучая мировую литературу, философию, математику, свободно владел тремя иностранными языками. Одинокое детство, проведенное дома, подорванное от трудной работы здоровье отца, приучили его быть стойким, самостоятельным и решительно преодолевать трудности. Карьера Сергею, как человеку еврейской национальности, пришел отказ от царя на просьбу обучаться в российском университете. Поэтому, достигнув 20 лет, он уехал в Германию для получения образования. В молодости Начало пути В Альма-матер Берлина и Марбурга с 1909 по 1913 годы Рубинштейн освоил социологию, философию, логику психологию.

За время обучения, овладел навыком мастерски использовать идеологические конструкты в формате метода научного познания, представив это своей первой диссертацией «К проблеме метода» в 1914 году. Вскоре, 28 июля 1914 года, вспыхнула Первая мировая война. Рубинштейн, отвергнув предложение занять должность профессора европейского высшего учебного заведения, возвращается в Одессу: С 1917 года — приступает к преподаванию в частных гимназиях. С апреля 1919 года, при содействии Николая Николаевича Ланге, устраивается на работу преподавателем в Новороссийский университет, после кончины Ланге — становится профессором кафедры психологии. Басова перебрался в Ленинград, встал во главе кафедры психологии в педагогическом институте им. Герцена, одновременно став заместителем директора Центральной научной библиотеки.

Кассирер , Рубинштейн перед Первой мировой войной успел 1913 защитить там докторскую диссертацию. Её тема - «Исследование проблемы метода» во многом объясняет то большое место, которое в его «общей психологии» занимают вопросы гносеологии». Бирюков Б. В, Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, М.

Через личность он раскрывает систему различных связей сознания и деятельности, в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для сравнения степени разработанности самой проблемы личности в книге Рубинштейна - с состоянием её разработки в психологии достаточно сказать, что в первом пособии по психологии Корнилова , Теплова и Шварца вообще не было главы о личности 1938 , в трудах других психологов она появляется в такой последовательности - у Ананьева в 1945, Левинова - 1952, Теплова - 1953, Артёмова - 1954. К этому стоит добавить, что начавшаяся в двадцатых годах разработка проблем личности ребёнка, прервавшись на некоторое время в связи с разгромом педологии , восстановилась в виде проблем детской психологии, но сама личность взрослого, как и проблемы теории личности, фактически находились под запретом. Рубинштейн определяет личность как триединство трёх отношений - к миру, к другим людям и к себе - и трёх модальностей - чего хочет, что может и что есть сам человек. Первое - мотивационно-потребностная модальность, второе - способности человека, третье - его характер.

Рубинштейн С.Л.. Книги онлайн

биография, дата рождения. Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии). С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный Исследуется жизненный путь Сергея Леонидовича Рубинштейна, проводится.

Краткая биография С. Л. Рубинштейна

В 1947-1949 годах С.Л. Рубинштейн пережил период гонений, обвинений в космополитизме, в преклонении перед заграницей, в недооценке отечественной науки и культуры. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР.

Рубинштейн — выдающийся психолог и философ

Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать. Вы серьезный человек. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем - нибудь. Предприимчивы ли вы. Вы быстро забываете, если вас кто - либо обидит.

Мягкосердечны ли вы. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы правой рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников студентов. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой а может, такое чувство бывает и сейчас.

Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств. Любят ли вас ваши знакомые. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.

У вас часто несколько подавленное настроение. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы.

Можете ли вы зарезать курицу или овцу. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и вы сразу же стараетесь поправить их. Вы в детстве боялись оставаться одни дома. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины.

Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас.

Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений.

Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

Общительны ли вы. В школе вы охотно декламировали стихи. Убегали ли вы в детстве из дома. Кажется ли вам жизнь трудной.

Бывает ли после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимо. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто - либо обидел. Вы очень любите животных.

Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что - то страшное. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво. Трудно ли вам докладывать выступать на сцене перед большим количеством людей.

Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми 54. Вы относитесь к тем, кто при каких - либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние. Вам нравиться работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходиться преодолевать массу препятствий. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы. Часто ли бывает вам трудно уснуть из - за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.

Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте. Бывает ли так, что перед сном будучи в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям.

Бывают ли у вас головные боли. Вы часто смеетесь. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете. Вы подвижный человек.

Вы очень переживаете из - за несправедливости. Вы настолько любите природу, что можете назвать её другом. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт газ, погашен свет, заперты ли двери. Вы очень боязливы.

Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя. Вы раньше охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. Часто ли вас тянет путешествовать. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.

Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании. Долго ли вы переживаете обиду. Переживаете ли вы долгое время горести других людей. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в своей тетради, если случайно оставили в ней кляксу.

Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью. Часто ли вы видите страшные сны.

Рубинштейн сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную его учениками в исследовании процессов мышления. Разрабатывал концепцию человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой в то время для С.

Рубинштейна стал вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Рубинштейн — первый советский психолог, ставший лауреатом Сталинской премии в категории «Философские науки» за работу «Основы общей психологии» 1942. За огромный вклад в науку награжден медалями, орденом Трудового Красного Знамени 1945 ; в 1959 г. Основные труды: 1. Принцип творческой самодеятельности.

Основы общей психологии: учебник для университетов. Бытие и сознание.

В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий - использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России - Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году.

В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» Рубинштейн С. Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной - в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934.

В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером.

Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли - интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна - способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20-30-х годов.

Его интересовали: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии.

В 1930-е гг. Суть его состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Рубинштейн сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную его учениками в исследовании процессов мышления. Разрабатывал концепцию человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой в то время для С.

Рубинштейна стал вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Рубинштейн — первый советский психолог, ставший лауреатом Сталинской премии в категории «Философские науки» за работу «Основы общей психологии» 1942.

Рубинштейн, Сергей Леонидович

Великий перелом…» Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике. Цитаты «Не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» 1935 и «Основы общей психологии» 1940, 1946. Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии 1942. В конце 1940-х годов в ходе антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных постов. Вошёл в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии». Досоветский период Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна 1894—1963.

В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге, в апреле 1919 г.

Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г.

Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы В 1930 г.

Ильичёв , П. Федосеев , С. Ковалёв, В.

Сочинения: Бытие и сознание, М. Рубинштейн Сергей Леонидович — отечественный философ и психолог. В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» «Исследование проблемы метода». В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» М. С 1919 года — доцент, а с 1921 года — профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года — директор Научной библиотеки г.

В 1930—1942 годы — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. Общее направление научных исследований — психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» — разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г.

Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии. Брушлинский Новая философская энциклопедия. В четырех томах.

Степин , А. Гусейнов , Г. Рубинштейн Сергей Леонидович 6 18. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге «Исследование проблемы метода», на нем. В 1921 году был избран проф.

В 1930 году стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, с 1942 года - заведующий кафедрой психологии Московского университета и директором Института психологии Академии педагогических наук, а с 1945 года - заведующий сектором психологии и заместитель директора Института философии АН СССР, но в конце 40-х годов лишился этих и всех других постов по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории. В 1956 году восстановлен в должности заведующего сектором психологии Института философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Рубинштейну, исходят из философских оснований теории субъекта; они заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической , и детерминизме, в соответствии с которым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Рубинштейн создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса.

С опорой на нее он трактовал категорию «бытие» как несводимую к категориям объекта и материи, а также исследовал системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Рубинштейну, - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования - это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве основного момента соотнесение индивида как его носителя с др. Рубинштейн писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» Основы общей психологии. Согласно Рубинштейну, психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но г лавное - в ходе исторического развития человечества, выражающегося и в индивидуальной жизни человека.

В учении о человеке Рубинштейн считал, что через личность выявляется не только связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития и саморазвития в форме жизненного пути. При объяснении психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Тем самым, по мысли Рубинштейна, детерминизм предстает как историзм, характеризуя общее, особенное и единичное в развитии личности. Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение проблем развития и обучения, развития и воспитания» Проблемы общей психологии.

Для понимания учения Рубинштейна о человеке, об активности как модусе субъекта, о развитии личности большое значение имеет вышедшая уже после его смерти работа «Человек и мир». Тезисы Рубинштейна о том, что человек и его психика формируются и выявляются через практическую деятельность, во взаимосвязи с другими людьми, что их проявления характеризуются особенностями различных видов деятельности - трудовой, игровой, обучающей, - имеют общефилософский смысл. Особо значим анализ им такого качества деятельности, как ее социальность, осуществляемость через субъекта различной степени общности - личности, группы, всего общества. В учение о мышлении вошли многие положения Рубинштейна о предметности деятельности, а не только ее символическом и оперативно-поведенческом характере. Для социологии важны его идеи о многослойности личности: наличии у нее общих с другими психических свойств или чувств и ощущений; индивидуализированных социопсихических характеристик, например, мотивации; социально-обусловливаемых свойств.

Исследуя проблему свободы, Рубинштейн видел ее суть в самоопределении субъекта по отношению к действительности, которое является необходимым звеном я обусловленности действия. Благодаря сознанию человек может предусмотреть последствия своих действий; в силу этого действительность, еще нереализованная, определяет действия, посредством которых она реализуется. Рубинштейн трактовал также свободу как достижение и удержание нравственных позиций в противоречащих этому условиях. Тем самым свобода - вектор жизнедеятельности личности, ориентирующий на ее нравственное совершенствование и одновременно на ее способность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Рубинштейну, достигается не умозрительным путем, не психологической самонастройкой, а организованной субъектом деятельностью.

Русская философия. Под общей редакцией М. Апрышко , А. Сочинения: Основы психологии. Литература: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки.

В широкий круг его знакомств входил, в частности, первый русский марксист Г. Плеханов, с которым он не раз подолгу общался в Швейцарии в ходе своих частых поездок за границу. В годы учебы в гимназии не избежал увлечения марксизмом и Сергей Рубинштейн, некоторое время даже посещавший сходки подпольного марксистского кружка. Впрочем, выходец из вполне благополучной и обеспеченной семьи, Рубинштейн не страдал бредом экспроприации экспроприаторов — марксизм его интересовал как одна из многих философских систем, а отнюдь не как инструкция по осуществлению государственных переворотов. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. Принято считать, что такого рода интеллектуальная атмосфера очень благоприятна для личностного роста, особенно в годы юношеских исканий. Однако в набросках автобиографии так и не получившей законченного воплощения сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, который считал «кулачьим». Сегодня трудно судить, насколько справедливой была эта оценка, однако нежелание интеллигентного юноши вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев вполне понятно причем в наши дни — особенно понятно.

Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается.

Сущность этого подхода была выражена так: «... Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики... Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х годов также начал разрабатывать проблему деятельности. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт.

Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии.

Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст.

Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества. Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры.

Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами. Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т. В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности.

Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна. Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов. Со своей стороны, С. Рубинштейн гораздо последовательнее подчеркивал неотъемлемое и ни к чему внешнему нередуцируемое присутствие в креативном процессе того, что запечатлевается в структуре самого объекта-творца и что входит в его личностную историю, как достояние его пути.

Человек в творчестве прежде всего сотворяет этот свой судьбический путь и самого себя как путника. Поэтому и постольку оказывается в состоянии отделить от своего жизненного самодвижения и самосовершенствования некие результаты, относительно новые плоды своей внутренней креативной жизни. Главное — не заслонить внимание к наиболее конкретному и многомерному процессу и отношению, которые остаются присущими субъекту в его взаимосвязях, в его со-причастности всем другим и которые образуют собою первичный, определяющий «домен» креативности в человеке — «строительство» самого человека. Насколько это «строительство» опосредствует себя предметными формами и насколько нуждается в этом — другой вопрос.

Заметим: речь идет не о преобразовании социальных объектов-вещей посредством изменения людей, где изменение и формирование людей — средство, но, напротив, о сугубо субъектном формировании и само-формировании — посредством также и предметных изменений.

Вы точно человек?

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна  Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Памяти С.Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России.

Библиография

  • Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)
  • Рубинштейн, Сергей Леонидович
  • Биография С.Л. Рубинштейна
  • Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии
  • Биография С.Л. Рубинштейна

С Л Рубинштейн и его вклад в психологию

Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет. Биография Сергей Рубинштейн — первый психолог, удостоенный избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР. Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса — 11 ноября 1960, Москва) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий