Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией.
Последний поклон мастера: о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Многие критики и искусствоведы считают "Возвращение блудного сына" самой трогательной и личной для Рембрандта работой. Возвращение блудного сына, 1669 г. Фрагмент картины Рембрандт Харменс ван Рейн. Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. Рембрандт взял за основу сюжета евангельскую притчу о блудном сыне — это рассказ о юноше, который покинул дом и растратил наследство.
КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. Рембрандт ван Рейн. Эрмитаж
Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Рембрандту удалось передать бесконечность этого мгновения в вечности, поэтому зрителю трудно оторвать взгляд от отца и сына. И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение. Именно в это время Рембрандт решает написать картину «Возвращение блудного сына», что становится для него своеобразным спасением и оплотом его мечты. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына».
«Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта
Настала очередь выступить ван дер Питу — адвокату художника. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Толково, осмотрительно и усердно защищая поведение Рембрандта, он взывал к человеческим чувствам кредиторов и к чувству справедливости судьи. Он бросал убедительные, едкие и страстные слова: «Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, которые не грозят им ни малейшим убытком или несчастьем, хотят сделать Рембрандта нищим! Я, ван дер Пит, говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его... Подумайте все, находящиеся здесь - нас покроют могильные холмы, мы исчезнем из памяти потомков, а имя Рембрандта еще столетия будет греметь над миром, и его сияющие произведения будут гордостью всей земли! Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына» Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде И все же наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний по миру блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу.
Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Мастера Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище. Так, в картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы. Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения. Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни.
Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть. Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын.
Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение. Контекст «Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рождённых ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков. Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В 17-м веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли её купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля больше Япония ни с кем в то время и не торговала.
В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы. Wikimedia Commons Судьба художника Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии считалось престижным и прибыльным быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.
Отучившись три года что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам.
Самые интересные аукционные лоты июля Рембрандт Харменс ван Рейн — нидерландский художник, гравер, мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Также одними из самых известных его картин являются «Ночной дозор» 1642 , «Даная» 1636—1643 , «Возвращение блудного сына» 1669 , «Автопортрет с двумя кругами» 1667.
Это приобщение к увиденному таинству. Вспоминаем еще раз текст притчи: «Надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
А вот положение следующей фигуры говорит совсем о другом. Этот человек сидит нога на ногу, одна рука сжата в кулак, другая лежит на правой ноге. Вот оно отстранение, неприятие того, что происходит. Я уже говорил про смыслоразличительную функцию света. Она присутствовала у Рембрандта и раньше. Чем дальше от источника освещения, тем меньше приобщения к смыслу происходящего. Особое внимание заслуживает лицо отца. Его глаза почти закрыты.
Это было против принятых канонов изображения. Глаза ведь считались зеркалом души, сам Рембрандт всегда акцентировал внимание на взглядах своих моделей. Но здесь этого нет. Взгляды отца и блудного сына обращены внутрь самих себя. Эта тайна, которую не дано понять зрителю, если он хоть раз не испытывал нечто подобное. Это и есть воскрешение души, о котором сказано в Библейском тексте. Символично, что нам не показаны руки блудного сына, только его стертые ступни — символ трудного жизненного пути. Еще одна деталь — в ножнах на поясе нет кинжала.
Его борьба окончена. А голова? Она острижена наголо. Такая прическа во времена Рембрандта была только у каторжников. Перед нами удивительное аллегорическое изображение. Это возвращение души к своему творцу, к Богу.
«Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта
Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще — всей мировой культуры. Возвращение блудного сына Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). На примере картины «Возвращение блудного сына» рассказываем, из чего складывается стиль голландского мастера. Многие критики и искусствоведы считают "Возвращение блудного сына" самой трогательной и личной для Рембрандта работой. Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией.
Год культуры. О чем расскажет картина «Возвращение блудного сына»
Я согрешил против неба и пред тобою». Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние. Старший сын. Сам Рембрандт не оставил пояснений, кого еще он изобразил на этой картине, но многие исследователи считают мужчину в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома, старшим братом главного героя. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями — напоминание о злоключениях блудного сына. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми.
Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх. Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже «территория» священного. Руки отца. Кисти рук выглядят по-разному: левая, более грубая и мускулистая, — «мужская», изящная правая — «женская».
Католический богослов Хенри Науэн полагал, что это неслучайно.
Порты Голландии представляли собой богатейшие скопления диковинных для северной страны товаров. Рембрандт любил посещать портовые рынки, где скупал ткани, костюмы, украшения, предметы быта и оружие. Всё это великолепие затем появлялось на полотнах мастера. Даже для автопортретов художник облачался в заморские наряды — творческому человеку было интересно примерить на себя чужие образы.
Выразительная композиция Рембрандт в своих произведениях использовал свет как указующий перст, определяющий главное. На картине «Возвращение блудного сына» с помощью этого приёма художник выделяет в первую очередь отца — его лоб самое светло пятно на картине. Значит, самое пристальное внимание следует уделить этому персонажу. Затем сыновья — младший, заблудший и опомнившийся, и старший, серьёзный и ответственный. Отец с младшим занимают левую часть картины — их выделяют свет и красный цвет накидки старца.
Визуального равновесия художник добивается расположением фигуры старшего сына у правого поля полотна, он также в красном. Смысловой центр размещён согласно известного с древних времён закона золотого сечения. Светотени и цветовые контрасты ослабевают с продвижением от переднего плана вглубь — пространство видится глубоким и реальным, когда очертания и лица свидетелей сцены встречи отца с сыном ослабевают по мере их удаления и растворяются во тьме. Техника Рембрандта Целью художника является передача глубоких переживаний героев, их внутренний мир. На том живописец и сосредоточен.
Это находит отражение в его технике. Цветовая гамма отличается от стандартной — это сплав тёплых коричневых, красных и золотистых оттенков. Порывисто, уверенно и как-бы небрежно наложены мазки — обычная для масляной живописи техника. Никакой попытки художника скрыть их или сгладить. Это позволяет передать образы максимально реалистично.
А значит, и дать зрителю прочувствовать глубину переживаний героев. Та же притча в произведениях художника За свою жизнь Рембрандт не раз брался за ту же тематику. Известно о четырёх его опытах с главным героем — блудным сыном: «Блудный сын в таверне», он же «Автопортрет с Саскией на коленях» 1633. В то время Рембрандт счастливый молодожён, весёлый и беззаботный.
Действительно, великие произведения искусства возникают из сложного и неуловимого сочетания разнообразных факторов. Творческий процесс художника может стимулироваться тем, что он переживает в современной ему среде. И Рембрандт больше, чем другие художники, использовал события собственной жизни для толкования своего искусства. Его жизнь, особенно вторая ее половина, насыщена мелодрамой и впечатляющим успехом, мировой славой и материальной роскошью. Но за всем этим последовали сокрушительные финансовые неудачи, смерть любимой Саскии, затем Хендрикье, которая умерла во время эпидемии чумы в 1663 году, а пятью годами позже ушел сын Титус в возрасте 27 лет.
Неожиданная смерть сына стала потерей, от которой художнику было сложно оправиться. Картина представляет сцену из притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки 15: 11-32. Притча также называется притчей о пропавшем и найденном сыне или притчей о милосердном отце, в которой блудный сын возвращается домой, после того как растратил свою долю наследства на веселье и утехи. Но Рембрандт интерпретирует библейский сюжет по-своему. Согласно Библии, как только отец узнает блудного сына, он бежит ему навстречу на полпути к дому. Старший брат в это время находится на поле.
Оборванный молодой человек застыл в молитвенной позе. В притче он говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние. Старший сын. Сам Рембрандт не оставил пояснений, кого еще он изобразил на этой картине, но многие исследователи считают мужчину в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома, старшим братом главного героя. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями — напоминание о злоключениях блудного сына. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми. Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх. Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже «территория» священного. Руки отца.
Рембрандт и его «Возвращение блудного сына», истинный шедевр
Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы. Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души.
Это добротная картина, которую не грех повесить у себя где-нибудь в гостиной, но и только — до шедевра она не дотягивает и вряд ли перед ней собираются толпы людей, как перед картиной Рембрандта в Эрмитаже. И ещё одна картина, на сей раз итальянского художника Мурильо. Тут тоже всё стандартно — бедный телёнок, которому надлежит быть главной жертвой этого торжества, новая одежда на подносе, поднесённая расторопным слугой и собачка, которая очень скучала без своего хозяина.
Вот только эта картина очень похожа на полотно Яна Стена, и они даже написаны примерно в одно время. Рембрандт же писал картину не о внешних атрибутах встречи и радушия, а о чувствах отца. Это намного сложнее и требует истинного мастерства. Однако Рембрандту это удалось, потому и всё элементы гостеприимства стали ненужные. На картине необычная цветовая гамма — золотистые, красные и коричневые цвета на тёмном фоне. Фигуры как будто выступают из темноты, но при этом озарены светом, источника которого мы не видим. Лучше всего освещено лицо отца — центральный элемент этой картины, ради которого она и была написана. Всё остальное — лишь внешние атрибуты, необходимая дань реализму.
Потому и безмолвно стоящие фигуры других людей по краям нас почти не трогают — они лишь подчёркивают величие отцовской любви, поскольку смотрят на происходящее с благоговейным восторгом. Хотя наверняка старший сын не очень-то и рад появлению непутёвого младшего и приёму ему оказанному — как можно так просто забыть его поступки и простить бесцельно растранжиренные деньги. Но возможно, по мнению Рембрандта, он просто не приобрёл необходимой мудрости, не сумел отвлечься от ненужных обид и наконец возрадоваться возвращению брата.
Не зря художник воспринимается великим мастером светотени. Именно на свете и акцентирует внимание Даниэль: «единство главной группы хочется назвать не двуединством, а триединством, ибо отец и сын сплочены светом, и этот третий компонент придает единству группы символический смысл, соотнося изображение с сакральным символом духовной целостности». Целостности, которая отличает живопись, которая познала Священное Писание. Издание предоставлено книжным магазином «Циолковский».
Возвращение блудного сына, 1669 г. Фрагмент картины С притчей о блудном сыне я познакомился еще в далеком советском детстве.
Евангелие, разумеется, нам никто не преподавал, но в книгах или телепередачах об искусстве встречался рассказ о знаменитой картине Рембранта — и вообще история о потерянном и вернувшемся сыне затрагивала какие-то настолько глубокие струны в человеческих душах, что ее не могли забыть даже убежденные атеисты. В этом простом сюжете о разрыве, покаянии и примирении было что-то вечное, что-то, что говорило к сердцу каждого. Эта история пробуждала чувства, которые трудно было себе объяснить, — смутный стыд, как будто воспоминание о чем-то дурном и старательно забытом, и одновременно — какая-то надежда на… На что? Лучше всего сказать: «на возвращение домой». А вдруг и в самом деле есть Дом? А вдруг и в самом деле есть Отец? Вдруг я действительно могу найти это место, по которому болит мое сердце, Дом, где меня любят и примут навеки? Как-то я беседовал с христианином, который был миссионером в Китае. Он говорил, что многое в христианском вероучении казалось китайцам — людям совершенно другой культуры — непонятным и чужим. Но их глубоко трогала эта притча.
Как она трогает людей всех рас, языков и культур — потому что она говорит об общем нашем несчастье и общей нашей надежде. Это притча об отношениях Бога и человека, причем не человека вообще, человека абстрактного, а вас и меня. Каждый из нас уходит от Бога — иногда семь раз на дню, забывая о Нем или игнорируя Его, находя себе более важные цели и интересы в жизни, чем служение Ему, — а Он терпеливо ждет нашего возвращения. Где-то и интернете я наткнулся на горькую, ироничную фразу: «Мои дети относятся ко мне как к Богу: почти никогда не делают того, что я говорю, игнорируют меня большую часть времени или даже делают вид, что меня вовсе нет, и зовут только тогда, когда им что-нибудь нужно». Вспомним сам евангельский текст: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Рисовал любимую богиней и работал вслепую: судьба Рембрандта в шедеврах из Эрмитажа
Однако специалисты не сразу поверили в подлинность портретов , так как ранее они не были известны искусствоведам и не выставлялись перед публикой. На них изображены представители известной семьи в голландском городе Лейден — Ян Виллемс ван дер Плайм и его жена Яапген Карелс. Их сын Доминик ван дер Плайм был женат на двоюродной сестре Рембрандта, а их ребенок Карел ван дер Плайм, как считается, был учеником Рембрандта.
Это олицетворение библейской притчи о блудном сыне, которого приняли обратно в семью после его разгульного образа жизни.
Великолепие и мастерство Рембрандта ярко проявляются на этой картине. Художник сумел передать эмоции и психологические состояния, что делает картину особенно пронзительной и живой. Яркий свет, тени и детали, сочетающиеся с умелой композицией, погружают зрителя во всю мощь и значимость этого произведения искусства.
Ты всегда со мною, и все мое — твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Лк 15: 11 — 32.
Главная группа сразу бросается в глаза, хотя и расположена не в центре. Правая стоящая фигура выделена светом слабее, воспринимается как световой и цветовой отзвук главной. Здесь известное внутреннее единство. Сидящая фигура, выражающая осуждение, затенена сильнее, и в позе, и в колорите — контраст. Другие свидетели едва проступают из мрака. На фоне происходящего — тишина. Смысл картины существует только на ее языке, на языке всех ее форм.
Смысл — внутренняя сторона целостного образа. Словесный анализ смысла может быть только толкованием. Понимание смысла картины всегда богаче ее толкования ». Поэтому есть логика в том, что в «Возвращении» блудный сын — тоже Рембрандт. С одной стороны, Рембрандт представляет себя блудным сыном, кающимся в собственных грехах перед своим земным отцом и Богом, который изображен стариком. С другой, это старший сын сидящий справа , в котором воплощается совесть. Здесь же младший сын как символ упрека в грехах молодости». Картиной восхищался Ван Гог и вдохновлялся Бродский Ван Гог о Рембрандте в контексте размышления над картиной «Возвращение»: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать». Второй самый читаемый христианский автор США Генри Нувен вдохновился картиной Рембрандта, по-новому взглянул на притчу и позже написал христианское сочинение, которое тоже назвал «Возвращение блудного сына».
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Завещание «Блудного сына» |
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- «Возвращение блудного сына» – тайны картины Рембрандта
- История блудного сына в творчестве Рембрандта
- КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. Рембрандт ван Рейн. Эрмитаж
«Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. (картины с историей)
Бритая голова, пастушеский нож у пояса, рваная одежда напоминают о страданиях и лишениях. Четыре человека молча, сосредоточенно наблюдают эту сцену, находясь в глубине и сбоку. Зритель, стоя перед картиной, оказывается как бы в одном кругу с ними, так же как и они, останавливает свой взгляд на той человеческой трагедии, которая разворачивается перед его глазами: глубокий старик, смерть которого, быть может, уже близка, и его сын, потерявший веру в счастье и будущее. Рембрандт и в этом произведении провозглашает гуманистическую идею о близости людей, об их готовности помочь друг другу в самую трудную минуту и о том достоинстве, которое рождают не богатство и роскошь, а подлинно человеческие отношения, равенство людей, благородство и чистота души, которые надо уметь сохранить на всю жизнь, несмотря на горести и невзгоды.
И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс — поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой.
И видя это, Господь выходит ему навстречу — в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого. А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне — личностный. Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное — образ Бога, и характер Его участия в этом процессе. Для святых отцов Востока грех — это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем. В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной.
Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно — рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием. Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати. Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему.
Главное — сокрушение, главное — искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам — важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын. Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой — старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына соблазн — возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм.
Картины одного из осуждённых будут доступны посетителям музея в течение трёх дней. Оригинал картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» представлен в Эрмитаже.
Ранее 78.
На них изображены представители известной семьи в голландском городе Лейден — Ян Виллемс ван дер Плайм и его жена Яапген Карелс. Их сын Доминик ван дер Плайм был женат на двоюродной сестре Рембрандта, а их ребенок Карел ван дер Плайм, как считается, был учеником Рембрандта.
Размер картин составляет восемь дюймов примерно 20,32 см , они подписаны Рембрандтом и датированы 1635 годом.