Новости почему отделилось приднестровье от молдавии

В Молдавии назвали пропагандой обращение Приднестровья к России. Депутат Верховного совета Приднестровья Андрей Сафонов считает, что, наращивая экономическое давление, власти Молдавии хотят реализовать «сценарий цветной революции» на левом берегу Днестра.

Как живет и согревается непризнанное Приднестровье

Верховному Совету Молдавии предлагалось пересмотреть языковой закон, решение съезда приднестровских депутатов объявлялось не имеющим силы. Подготовка Молдавии к аннексии: Что будет с Приднестровьем и почему готовится война с Россией. Новости Приднестровья (ПМР) и Молдовы можно прочитать на нашем сайте.

Почему Приднестровье ушло от Кишинева - Владимир Букарский рассказал о том, что все замалчивают

Что-то грядет: в Молдавии заявили о демилитаризации Приднестровья, а на границе уже ждут войска ВСУ. Это говорит о том, что консолидированный Запад нацелен на превращение Молдавии в некий источник угрозы и опасности для Приднестровья в первую очередь", – отметил министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев. Впервые спор на территории Молдавии и Приднестровья начался в 40-годах 20-го века из-за того, что оба берега Днепра во времена Российской империи принадлежали ей.

Гагаузы многое решают

  • Рай, залитый кровью
  • Главное меню
  • Шаповалов: молдавские власти самоустранились от приднестровского урегулирования
  • Эксперт объяснил, почему Приднестровье не хочет войти в состав Молдавии | ИА Красная Весна
  • Последние новости о ситуации в Приднестровье
  • Шаповалов: молдавские власти самоустранились от приднестровского урегулирования

Подготовка Молдавии к аннексии: Что будет с Приднестровьем и почему готовится война с Россией

Это вызвало недовольство в Приднестровье, жители которого выступили за введение двух государственных языков - молдавского и русского. В августе 1989 года здесь прошли забастовки с требованием отложить принятие законов о языке, были созданы Интердвижение и Объединенный совет трудовых коллективов, ставшие координирующими органами протестного движения. В ответ 27 августа 1989 года в Кишиневе по инициативе националистического "Народного фронта Молдовы" прошло т. Великое национальное собрание, участники которого потребовали придания статуса государственного исключительно молдавскому языку. Русский получил статус языка межнационального общения. После этого в Приднестровье начались массовые акции протеста. Плебисцит проходил с января 1990 года в течение многих месяцев.

Власти Молдавской ССР объявили его незаконным. Кишинев, объявив действия приднестровцев незаконными, отказался от политических средств урегулирования ситуации. Власти Молдавии попытались с помощью военной силы установить контроль над территорией региона. Основные боевые действия развернулись в марте - июле 1992 года. Прекращение огня было достигнуто 21 июля 1992 года, когда в Москве президенты России и Молдавии Борис Ельцин и Мирча Снегур в присутствии лидера непризнанного Приднестровья Игоря Смирнова подписали Соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. В соответствии с документом удалось разъединить противоборствующие силы и создать между ними зону безопасности протяженностью 225 км и шириной 12-20 км.

В зону безопасности были введены совместные миротворческие силы. Попытки урегулирования конфликта Начиная с 1993 года Кишинев и Тирасполь ведут переговоры о правовом статусе Приднестровья. Молдавия выступает за предоставление Приднестровью статуса особого автономно-территориального образования в составе республики. Согласно документу Приднестровье получило статус "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью" Молдавии. Закон был принят в одностороннем порядке, без консультаций с Тирасполем. Власти непризнанной республики заявили, что решение Кишинева "практически похоронило план приднестровского урегулирования".

Власти Приднестровья заявили, что вопрос о возможном вхождении в состав РФ будет рассматриваться только после международного признания независимости региона, а итоги голосования "будут положены в основу позиции Тирасполя на переговорах по приднестровскому урегулированию".

Румынская армия не оказала сопротивления и спешно удалилась за Прут. В Буковине в ноябре 1918 года, после распада Австро-Венгрии, была провозглашена самостоятельная республика, но вскоре она была тоже оккупирована Румынией. В отношении Бессарабии Сталин произвёл следующие изменения.

В её южной части была образована Измаильская область, которую включили в состав Украины в 1954 году Измаильскую область слили с Одесской областью УССР. Сталинская политика нациестроительства на этнической основе Так в результате разных административных прирезок сложилась территория Молдавской ССР, ставшая основой для будущей независимой Молдавии. Эта территория не имела никакой опоры в историческом прошлом. Никогда границы старинного Молдавского княжества не проходили подобным образом.

Единственным обоснованием существовавших границ могло быть только случайно сложившееся на тот момент середина ХХ века этнографическое расселение.

В Приднестровье расценило эти изменения как «акт агрессии». Там заявили, что принятые поправки «ставят под вопрос дальнейшие переговоры с Кишиневом». В МИД Приднестровской молдавской республики заявили, что законопроект по сути дает основания для политически мотивированного уголовного преследования практически каждого жителя ПМР. Фото: pixabay. Вся ответственность за эскалацию напряженности полностью лежит на молдавской стороне, — заявили в ведомстве.

На фоне этих обострений заявления о войсках у границ ПМР только осложняют ситуацию. Данные о том, что Украина надеется «открыть второй» фронт появлялись с лета прошлого года. Военный аналитик Игорь Стрелков заявлял, что Румыния может вести скрытую подготовку к военным действиям. Якобы этому всеми силами способствует Украина и именно она «разжигает» ещё больше приднестровский конфликт. Фото: МИД Приднестровья. В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему, Приднестровье остается независимым, но непризнанным государством.

Красносельский тогда заявил, что, по данным следствия, следы диверсантов ведут на территорию Украины, а в некоторых из них замешаны сотрудники молдавских спецслужб. После терактов в Приднестровье был введен наивысший уровень террористической угрозы, который позже был снижен до уровня террористической опасности и сохраняется до сих пор. В прошлом году в СМИ Украины развернулась дискуссия о том, как вооруженные силы этой страны за считаные часы могут ликвидировать Приднестровье, чтобы одним махом помочь руководству Молдавии решить проблему сепаратизма. Также обсуждались планы захвата складов боеприпасов в Колбасне, которые находятся в километре от украинской границы, с целью пополнить запасы испытывающей нехватку вооружений украинской армии.

Тему подхватили политики в Кишиневе, после чего МИД России выступил с заявлением, в котором пригрозил «адекватным ответом» на «провокацию киевского режима, если таковая все же произойдет» против «соотечественников, российского миротворческого контингента, военнослужащих Оперативной группы российских войск и военных складов в населенном пункте Колбасна». Мой собеседник, хорошо осведомленный с ситуацией в силовых структурах Молдавии, рассказал, что представители США, которые курируют молдавских и украинских политиков, дали по рукам горячим головам и в Киеве, и Кишиневе. Атака же на Приднестровье создаст угрозу разрастания конфликта на континенте, что вызовет еще больший рост недовольства среди европейских политиков. Такая операция потребует отвлечения нескольких бригад с фронта, испытывающего острую нехватку бойцов, которых насильно набирают на улицах украинских городов.

К тому же атака на арсенал, охраняемый российскими военными, развяжет руки Москве, которая может нанести ракетный удар по складам, чтобы их уничтожить. И это приведет к очень большим проблемам не только в Молдавии и сопредельной Украине, но и в Европе». Кому не нужно объединение страны «Санду и ее правящая партия не заинтересованы в решении приднестровской проблемы и объединении страны, так как проводят курс на ее дезинтеграцию», — считает бывший советник главы государства и один из лидеров молдавской партии «Гражданский конгресс» Марк Ткачук. По словам политика, который в 2003 году принимал участие в подготовке меморандума об урегулировании приднестровского конфликта, «режим Санду фактически заморозил переговорный процесс, были приняты поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие тюремный срок за сепаратизм, который поставил под удар 350 тыс.

Теперь последовали экономические санкции. Все это говорит о том, что находящиеся у власти в Кишиневе политики боятся объединения страны, которое поставит крест на их планах отказаться от прописанного в Конституции статуса постоянного нейтралитета, сделать Молдавию членом НАТО , объединить ее с Румынией, против чего, как свидетельствуют все опросы, выступает большинство населения», — пояснил Ткачук. Приход пророссийски настроенных приднестровцев может привести к тому, что в ходе предстоящей осенью президентской гонки сторонники нормализации отношений с Россией окажутся в большинстве. К тому же прошедшие в ноябре 2023 года местные выборы показали, что поддерживающая Санду правящая партия растеряла почти половину электората, чему, как считают местные политологи, способствовал проводимый ее неформальным лидером жесткий антироссийский курс.

Хотя на выборах 2020 года президент выступила с объединительной повесткой, собрав максимальный урожай голосов на молдавском политическом поле, которое, как свидетельствуют опросы, расколото в симпатиях между Россией и Западом. Так, в своей предвыборной программе она пообещала «улучшить отношения с Россией в интересах граждан, отправиться в Москву с целью разрешить проблемы, связанные с поставкой природного газа, приднестровским конфликтом, молдавским экспортом и проблемами» сотен тысяч работающих в России молдавских граждан. Однако три года спустя Санду заявила, что у нее «нет больше общих тем для обсуждения с Россией», которую в стратегии национальной безопасности страны назвала «главной угрозой». Хотя большинство жителей государства считают, что Санду все же должна отправиться в Москву для переговоров в интересах страны, что подтвердил даже опрос, проведенный центром социологических исследований SBS-Reseаrch по заказу близкой к властям республики общественной организации Watch.

Кому нужно разморозить конфликт в Приднестровье

Эксперт считает, что Украине могут понадобиться эти боеприпасы, если поставок от западных партнеров не будет. Он также напомнил о многочисленных террористических актах, которые происходят в Приднестровье в последнее время. По словам политолога, кому-то сегодня выгодно нагнетание ситуации в регионе, но сторонам нельзя поддаваться на провокации горячих голов. Надо понимать, что мы все-таки один народ", - заявил Шаповалов.

Не менее важным фактором обеспечения безопасности Приднестровья стала внутренняя сплочённость населения и ведущих политических сил ПМР, что ограничило если вообще не исключила возможность использования «майданных технологий» для дестабилизации изнутри действующих властей вне зависимости от того, являют- ся ли они демократически избранными, олигархическими или диктаторскими. Наконец, важнейшим фактором обеспечения безопасности Приднестровья является российское гражданство значительной части его населения. В настоящее время российское гражданство имеют от 150 тыс. Готовность российского руководства к защите российских граждан за рубежом в случае возникновения угрозы их безопасности в соответствии с положениями п.

Международный аспект конфликта: позиции основных игроков Россия Для России значение Приднестровского конфликта связано не только с тем, что он несёт потенциальную угрозу безопасности российским гражданам, составляющим значительную часть этого непризнанного государственного образования. Пророссийски настроенное Приднестровье - своего рода форпост российских интересов в этой части постсоветского пространства и противовес политике США и Евросоюза, направленной на ограниче- ние пространства геополитического влияния России. Отсюда - последовательная линия России не только на политическую, но и реальную экономическую поддержку ПМР, включая предоставление льготных условий поставок газа и льготного таможенного режима приднестровским предприятиям и товарам, масштабная гуманитарная помощь Приднестровью в период резкого обострения экономической войны, развязанной против Тирасполя Киевом и Кишинёвом в 20052006 гг. Россия последовательно поддерживает право народа Приднестровья на самоопределение в рамках единого молдавского государства. При этом не исключается, что при определённых обстоятельствах Россия будет готова принять и иные формы самоопределения народа ПМР, включая её выход из состава Молдавии. Эта позиция неоднократно была подтверждена официально. Так, 20 октября 2014 г.

Лавров на открытой лекции по внешнеполитическим вопросам заявил: «... Если Молдова теряет свой суверенитет и поглощается другой страной, или если Молдова меняет свой военно-политический статус на блоковый с нейтрального, то при-днестровцы имеют полное право принять решение о своём будущем самостоятельно, и мы будем эту базовую позицию, с которой все согласились, с которой всё началось, отстаивать» [5]. Карасин на выступлении в Госдуме охарактеризовал будущее спорного региона как «особый район с особыми гарантиями статуса в рамках единого молдавского государства» [6]. Украина Позиция официального Киева по приднестровскому конфликту неоднократно колебалась между политической медиацией и экономическим давлением на Приднестровье с целью его принуждения к реинтеграции с Молдавией на условиях, диктуемых Кишинёвом, а во многом и Бухарестом. После государственного переворота на Украине февраль 2014 г. Киев активизировал давление на ПМР, вопреки своей роли гаранта политического урегулирования конфликта, и воспринимает ПМР как пророссийский анклав, который может быть использован Москвой в качестве плацдарма для атаки на южные области Украины. Действия Киева по изоляции ПМР и ослабление её связей с Россией имеют негативные последствия для экономики и социально-политической ситуации в непризнанной республике, которые могут быть нивелированы только сохранением льготного режима для экспорта приднестровских товаров в ЕС.

В этих условиях Киев всё больше отходит от изначальной роли гаранта безопасности Тирасполя и, по существу, превращается в реальную военно-политическую угрозу. Молдавия Среди политической элиты Молдавии, несмотря на партийные различия, нынешнее резкое обострение внутриполитической ситуации и глубокие противоречия между различными сегментами молдавского истеблишмента правящей проевропейской коалицией и левыми силами, представленными коммунистами и социалистами , существует своего рода консенсус по отношению к Приднестровью. Он опирается на принципиальное единство по вопросу сохранения территориальной целостности Молдавии. Смена власти в Республике Молдова вряд ли может привести к принципиальным сдвигам как во внешнеполитической ориентации страны, так и в урегулировании приднестровского конфликта. Однако, в отличие от Киева, Кишинёв заинтересован в предотвращении масштабной конфронтации с Москвой. Это связано, во-первых, с наличием значительного условно пророссий-ского электората голосование за левые силы мотивировано, среди прочего, запросом на улучшение российско-молдавских отношений , а во-вторых, со стремлением не допустить нарастания противоречий с Гагаузской автономией, которая также демонстрирует свою приверженность евразийской интеграции. США и Европейский союз Для Вашингтона и Брюсселя Приднестровье и приднестровский конфликт в настоящее время не представляются приоритетной проблемой, особенно на фоне событий на Украине и вокруг неё.

Запад поддерживает курс на «реинтеграцию Молдовы» и сохранение её территориальной целостности. На современном этапе предпочтение отдаётся методам непрямого давления, когда риторика относительно российского «ревизионизма» на постсоветском пространстве дополняется расширением интеграционных связей с Молдавией. Наоборот, они апеллируют к нему, что свидетельствует о том, что Западом выработан общий политический подход. У каждой из сторон по разным мотивам нет стремления к повышению ставок в борьбе за своё влияние: ЕС и США не готовы форсировать приднестровскую ситуацию, учитывая, что кризис и так заставляет Тирасполь искать договорённостей с Брюсселем и Кишинёвом. Додон заявляет: «Только федерализация может стать основой для решения спора. Румыния Среди стран - членов ЕС наибольшей активностью на приднестровском направлении отличается Румыния. В период президентства Т.

Бэсеску 2004-2014 гг. Однако при новом президенте К. Йоханнисе Бухарест скорректировал прежние приоритеты. От популяризации идеи «великого объединения» румынские власти перешли к наращиванию экономических связей не только с Республикой Молдова, но и с непризнанной ПМР. По данным Государственного таможенного комитета Приднестровья, с начала 2015 г. Для сравнения: в страны Евразийского экономического союза отгружено продукции всего на 42 млн долл. Тем не менее Румыния постоянно обозначает своё «присутствие» в приднестровском конфликте, прибегая, в частности, к регулярным воздушным облётам территории ПМР.

Они вызывают протесты как в Тирасполе, так и в Кишинёве, правда, не официальном, а оппозиционном. Последний рассматривает Приднестровье как часть Молдавии, а облёты румынской авиацией территории ПМР - как нарушение воздушного пространства страны. Что же касается нынешнего официального Кишинёва напомню, что статья готовилась в начале мая 2016 г. Ради этого нынешние власти готовы на многое. Им не до нарушений своего воздушного пространства. Мандат организации строится вокруг всеобъемлющего урегулирования конфликта на основе территориальной целостности Республики Молдова, особого статуса ПМР и его признания жителями Приднестровья. Остаются не до конца проработанными и правовые очертания «особого статуса» ПМР.

Между тем в последние два года в конфликте обозначился целый ряд новых факторов: - существенное изменение ситуации на фактической границе ПМР и Украины; - изменение роли Киева в урегулировании конфликта; - продолжение конфронтации между Киевом и Москвой, Западом и Россией. Все факторы, взятые вместе и по отдельности, значительно усложняют разрешение спорных вопросов. Фактически это превращает ОБСЕ из эффективного посредника в простой ретранслятор информации сторон о позициях друг друга.

Сталинская политика нациестроительства на этнической основе Так в результате разных административных прирезок сложилась территория Молдавской ССР, ставшая основой для будущей независимой Молдавии. Эта территория не имела никакой опоры в историческом прошлом. Никогда границы старинного Молдавского княжества не проходили подобным образом. Единственным обоснованием существовавших границ могло быть только случайно сложившееся на тот момент середина ХХ века этнографическое расселение. Правда, и здесь сталинская теория этноса как почвы будущей «социалистической» нации дала сбой. На левобережье Днестра молдаване составляли относительное, но вовсе не абсолютное большинство. Справедливым решением в 1940 году или позднее например, в 1944 году, после освобождения Молдавии от румынско-фашистских захватчиков могла быть передача всего Левобережья Днестра в славянскую республику. Этого Сталин не желал, как не любил он вообще признавать и исправлять какие-то ошибки.

Апогей наступил 19 июня, когда развернулись ожесточенные и кровопролитные бои за город Бендеры. Сейчас противостояние готово вспыхнуть с новой силой. На этот раз главная цель — спровоцировать Россию и создать «второй фронт» в украинском конфликте. Истоки конфликта в Приднестровье Конфликт в Приднестровье существует на протяжении многих десятилетий, но особенно острым он стал на исходе советской эпохи. В конце 80-х годов в Молдавии, частью которой официально считается непризнанная Приднестровская молдавская республика ПМР , начали работу по «национальному возрождению молдавской нации». Главной характерной чертой стали русофобские настроения, которые привели к принятию языкового закона в 1989 году. Он лишал русский язык статуса государственного. Реклама Единственным официальным языком оставался молдавский. Это привело к широкой дискриминации по языковому и этническому принципу, которая затронула в основном славянское население Приднестровья, составлявшее около двух третей всего населения, объяснила «360» доктор политических наук, профессор РАНХиГС и доцент МГУ Наталья Харитонова. В частности, это касается Приднестровья: на левом берегу Днестра проживало население, на две трети состоявшие из славян — примерно треть молдаван, треть русских и треть украинцев Наталья Харитонова. Отказ в независимости После принятия закона о языке 1989 года началась жесткая принудительная «коренизация» немолдавских этносов. Русскоговорящее Приднестровье такие перспективы не устраивали, как и получившие в то время широкое распространение идеи унионизма — объединения Молдавии с Румынией.

Крутой разворот: Приднестровье может уйти из «русского мира» и попроситься в Евросоюз

О ней Приднестровье нельзя "задавить" силой? (с одним исключением)Самая распространенная ошибка украинцев в восприятии ситуации в Молдавии – это ожидание того, что приднестровская проблема будет решена военным путем. Как известно, Приднестровье объявило о своей независимости от Молдавии 2 сентября 1990 года, а после горячей стадии конфликта с молдавскими националистами в 1991-1992 годах отделилось от нее фактически. Главная» Новости» В Приднестровье напомнили, чем завершился последний конфликт с Молдавией. Ровно 20 лет назад США вынудили Молдову отказаться от возвращения Приднестровья, сорвав подписание так называемого «меморандума Козака». Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) обратилась к российским властям за помощью из-за экономической блокады со стороны властей Молдавии.

Политическая война за Приднестровье началась, Запад её проигрывает — мнение

Достаточно очевидно, что если Украина в ходе российской СВО продолжит владеть оперативной инициативой и сумеет успешно осуществить новое масштабное наступление, судьба Приднестровья повиснет на волоске, и, вероятно, история его независимости закончится быстро и бесславно. Говоря об опасности, в которой на данный момент находится ПМР, хочется отметить несколько основных моментов: Формально Приднестровье является частью Молдавии независимость ПМР не признаёт даже Россия , поэтому ВСУ не могут атаковать республику без санкции со стороны Кишинёва. Теоретически Молдавия при содействии Румынии может начать «операцию по восстановлению территориальной целостности», попросив Украину о помощи. Однако на данный момент молдавские власти опасаются ввязываться в прямое противостояние с Россией. Даже если режим, возглавляемый Майей Санду, не будет напрямую участвовать в боевых действиях, предоставив эту привилегию Киеву и Бухаресту , он в любом случае станет стороной конфликта.

Действующий "президент республики" Вадим Красносельский стал гражданином Украины еще во время работы на руководящих должностях в милиции Приднестровья. За годы российско-украинского конфликта он этот паспорт неоднократно восстанавливал, а также много раз пользовался им для пересечения границы с Украиной.

В том числе в период, когда Красносельский находился в розыске по запросу Молдавии — это не вызвало вопросов со стороны украинских пограничников. А поводов ездить сюда у него было достаточно — и для перелетов за границу из аэропорта Одессы, и для отдыха в Одессе, где у "президента" Приднестровья имеется недвижимость. То же самое было с другими должностными лицами оккупационной администрации. Это все стоит помнить, принимая во внимание ответственность сторон за то, что рядом с границей Украины тридцать лет существовала территория под гибридной российской оккупацией. Украина, конечно же, не является виновником этого, но ее роль не всегда была "белой и пушистой". Впрочем, сейчас это дает Украине не только частичку ответственности, но и рычаги для того, чтобы прижать тех, кто де-факто контролирует гражданскую власть региона.

Путь к ликвидации Приднестровья: военная составляющаяВыше уже об этом речь шла, но стоит дополнительно подчеркнуть: военная деоккупация Приднестровья вовсе не соизмерима с гражданской деоккупацией. Недостаток стремления к реинтеграции в обществе и в публичной политике Молдавии не связан с российскими танками осознания этого на Украине порой не хватает! И в то же время, без решения военного вопроса реинтеграция невозможна. В конце концов, надо избежать потенциального хотя и маловероятного, а при нынешней власти Молдавии — исключенного варианта, что Россия дает согласие на реинтеграцию и списывает газовый долг при условии, что ее войска остаются в объединенной Молдавии, и при этом получают доступ к ротации, обновлению и тому подобное. Сейчас Кремль активно пытается "раскачать" власть президента Санду и ее правительство, чтобы, в конце концов, свергнуть их. Эта задача не представляется невыполнимой.

В действующей власти Молдавии сейчас настолько системные проблемы, что никто не даст гарантий относительно ее успеха в следующем цикле выборов, который запланирован на 2024-2025 годы. И в случае, если к тому времени Приднестровье еще будет сохранено в нынешнем состоянии — ослабленная Россия может пойти на экономические уступки, которые будут казаться достаточными для большинства молдавского общества, в обмен на сохранение а по факту — усиление! Однако этот или другие подобные сценарии, при которых в Приднестровье останется армия РФ в том или ином статусе — неприемлемы для Украины с точки зрения национальной безопасности. Поэтому во время переговоров о безопасном укладе в регионе, которые наверняка будут происходить после военного поражения РФ на украинской земле — Украине следует требовать, чтобы в пакет договоренностей вошел вывод кадровых военных РФ из Приднестровья. Возможна даже демилитаризация с заменой "армии ПМР" на миротворческую миссию ООН или ЕС, которая проведет разоружение, обезвреживание огромных советских складов устаревших боеприпасов и тому подобное. Но даже если уйдут только российские офицеры, а местные рядовые останутся как "военные ПМР" — это может стать хорошим началом реинтеграции.

Главное — разорвать звено их официального подчинения Москве. Изгнание армии РФ из Молдавии — обязательный элемент достижения мира в регионе. К счастью, действующий президент Майя Санду и действующая партия власти в Молдавии этот элемент поддерживают. Это окно возможностей, которое скоро может захлопнуться — необходимо использовать. И надо осознавать, что Украине это нужно, наверное, больше всего. Путь к ликвидации Приднестровья: политическая составляющаяДаже когда армия РФ уйдет из Приднестровья, останется вопрос о восстановлении целостности Молдавии.

Потому что непризнанный анклав с гибридным российским влиянием в нем, наполненный российской пропагандой и агентами в местной армии, будет нести для Украины точно такую же опасность. То, что общество и власть Молдавии до сих пор были не готовы к решительным действиям — не повод для бездействия Украины, потому что мы решаем свою проблему даже когда заодно помогаем соседям. А Кишинев должен почувствовать, что происходят исторические изменения и поддержать их. Иначе эти изменения произойдут без их участия. Несмотря на формальное присутствие армии РФ в Приднестровье и несмотря на то, что в начале девяностых годов именно ее участие было определяющим в войне и "разделении" Молдавии, сейчас тираспольский режим держится не на военной силе. Его основа — экономика.

Военная мощь РФ в этом анклаве — мелкая и странная. С 2014 года Россия не может нормально осуществлять там даже ротацию офицерского состава. Зато экономическое влияние РФ — огромное. Но, так же странное. Конечно, из России заходят также "военные деньги". Служба в рядах армии РФ там престижная, за нее неплохо платят.

Но это небольшие средства по сравнению с потребностями региона. Основа экономики региона — это российский газ, из которого вырабатывается электричество на мощностях ТЭС в Кучургане, на юге Приднестровья. Приднестровская власть за этот газ не платит, его стоимость РФ ежемесячно записывает в долг Молдавии с чем Кишинев не согласен. А произведенное электричество продают той же Молдавии, и эти доходы формируют базу Приднестровского бюджета. Также бесплатный газ идет на нужды ЖКХ в Приднестровье советские дома даже не утепляют, потому что в этом нет нужды , для работы металлургического завода в Рыбнице и других предприятий. Остановка поставок газа, или, по крайней мере, угроза такой длительной остановки — необходимый элемент реинтеграции Молдавии.

Потому что местная администрация прекрасно знает, что без газа экономика и социальная сфера Приднестровья безнадежно разрушится. И в случае, если российской армии рядом уже не будет — это подтолкнет руководство ПМР Красносельского, Гушана и т. А неформальные рычаги Киева, связанные с активами тех самых Красносельского, Гушана и тому подобных — могут сделать их еще более сговорчивыми. Газовая блокада, конечно же, должна происходить на законных основаниях и без упоминаний о "блокаде" как таковой, при достаточной креативности — это возможно. Украина не имеет возможности и не может поставлять что-либо в непризнанные территории. Мы, к слову, уже начали это делать с товарооборотом: в 2022 году Украина заблокировала работу всех КПП на приднестровском участке границы и также она не должна их открывать после завершения боевых действий.

Газ не должен быть исключением из правил. Конечно, при этом также важно не обвалить экономику Молдавии. До недавнего времени РФ была сто процентным поставщиком газа в Молдавию, а почти вся электроэнергия шла с левого берега, поэтому остановка потока газа в Приднестровье означала бы катастрофу и для Кишинева.

Погасить конфликт удалось благодаря решительным действиям 14-й российской армии, командовать которой Москва прислала генерала Александра Лебедя. Её успех тогда облегчил задачу дипломатам. В июле того же года в Москве президентами Молдавии и России с участием лидера Тирасполя было подписано соглашение о мирном урегулировании, по которому в зону конфликта вошли миротворцы России. Вплоть до настоящего времени Приднестровье не контролируется молдавскими властями и не собирается входить в состав Румынии. Кстати с этим присоединением проблем только прибавилось. В январе 2007 года Румынию присоединили к Евросоюзу. Я в то время работал сопредседателем Объединённой контрольной комиссии ОКК по проведению миротворческой операции с российской стороны в районе молдавско-приднестровского конфликта. Всем было ясно, Кишинёв рвётся в Евросоюз и ради этого готов войти в состав Румынии на любых, даже самых унизительных условиях. А пока, как Украина и Грузия, Молдавия получила особый статус ассоциированного партнёра. Чем заманили? В общем-то обещаниями безвизового режима со странами Евросоюза. На деле это только облегчило выдачу паспорта и пересечение границы при ограниченном пребывании в странах ЕС, наличии денег и бронировании жилья в гостиницах и прочей чепухой. А что сделали румыны? Они выдали более миллиона паспортов гражданам Молдавии. На основании этого и был принят закон о румынском языке. Это была такая замануха, особенно для молодёжи. Я представлял посольство России. Так вот, прочитал я текст этого партнёрства с Евросоюзом. Никто не обратил или не захотел обратить внимание на две последние статьи. Предпоследняя говорила о том, что представляющее интересы Евросоюза государство обязано участвовать во всех оборонительных, военных, всевозможных учениях, операциях и так далее. То есть уже в самом тексте было заложено не только экономическое, но и военное взаимодействие с Евросоюзом. Последняя статья звучала так: «Если представитель страны не согласен с решением стран Евросоюза, то этот представитель лишается права голоса». Что касается дальнейшего урегулирования. Мы представили «план Козака», который предусматривал федерализацию Молдавии, урегулирование отношений с Приднестровьем и Гагаузией. В итоге вмешались американцы, они вызвали в своё посольство тогдашнего президента Молдавии Владимира Воронина кстати, он выиграл президентские выборы от компартии Молдавии , напомнили ему о спонсировании его предвыборной кампании и «в случае чего» о возможности выставить на всеобщее обозрение все векселя, по которым ему давали деньги на выборы. Президент Воронин отказался от «плана Козака». Думаю, именно с этого момента посольство США в Кишинёве стало, если хотите, «теневым правительством» Молдавии. Можно представить, что все последующие за Ворониным президенты прошли смотрины на улице Алексея Матеевича, 103 адрес посольства США в Кишинёве.

Американцы там реально присутствуют, физически. Есть информация, что СИБ на ручном управлении у них. Там в силовых структурах есть серьезное присутствие и румынских спецов. Тем более, что они от молдаван практически ничем не отличаются: надел молдавскую форму — и вот ты уже молдавский силовик. Когда были последние выступления оппозиции, по той информации, которую я получил из Кишинева, там присутствовали люди в штатском, которые прибыли из Украины для силовой поддержки властей. На тот случай, если бы оппозиция пошла на радикальные действия. Подготовленные, имеющие опыт майдана и боевых действий крепкие боевики. Они бы применили более жесткую силу в отношении протестующих и их лидеров. Они стояли вместе с полицией в капюшонах и с закрытыми лицами. Если взять видео с прошлых митингов сторонников Илана Шора, то они на них стоят прямо за цепочкой полицейских. Закрытые лица, капюшоны, кепки. Для силовых структур Молдовы такое невозможно. Чтобы там служить, надо свободно знать молдавский язык. На стороне молдавской полиции вряд ли были бы представители РФ. Значит, это Украина. У Запада, Молдовы, Румынии и Украины есть весомые мотивы для его ликвидации. Потому что на фоне разворачивающейся геополитической схватки в тылу Украины находится российский гарнизон. Зачем он им нужен? Даже если бы там было три человека с автоматами, зачем они им нужны? В Приднестровье находится ОГРВ, российский миротворческий батальон, там расположены склады с вооружением. Там есть также собственно приднестровская армия, которая находится под командованием пророссийского режима. Итого получается несколько десятков тысяч человек с оружием. Для них это очень серьезный раздражитель. Это будут одновременные удары и со стороны Молдовы, и со стороны Украины. Для того, чтобы все завершить за несколько часов, максимум несколько дней. Там сконцентрировано в пределах 10 тысяч хорошо подготовленных и экипированных военнослужащих, бронетехника, артиллерия, установки залпового огня. Все готово. Им только нужен формальный кивок со стороны Кишинева. И тогда начнется какая-нибудь операция по принуждению Приднестровья к миру или операция по ликвидации анклава сепаратистов-террористов. Назвать это можно по-разному. Уровень ее самостоятельности близок к нулю. Они готовы воровать, брать взятки, кайфовать на ворованные деньги. Воевать они не готовы. Но у них уже никто ничего не спрашивает. Их мнение никому не интересно. Потому что они полностью на подсосе у американцев, и что они там думают — это их проблемы. Если Санду поступит прямая команда, она ее выполнит без обсуждения. Первый — это комбинированная атака с нескольких сторон с расчленением республики на отдельные очаги сопротивления и последующая их ликвидация. Второй сценарий — это если РФ после начала вторжения нанесет удары по наступающим. Это смешает их ряды, поломает планы. Это затянет историю. Если у них получится одновременно с началом вторжения ликвидировать руководителей Приднестровья, обезглавить республику и расчленить ее, то все закончится довольно быстро. Там много факторов, которые трудно просчитать. Приднестровье может и продержаться какое-то время. Это зависит от того, насколько эффективны будут действия нападающих, насколько эффективно будут действовать сами приднестровцы. У Приднестровья есть армия, достаточно серьезная система МВД, есть органы госбезопасности, есть спецназ МГБ, есть вооруженный погранотряд, есть танки, бронетехника, установки залпового огня, артиллерия.

Кишинев и Тирасполь разошлись в оценке молдавского закона о сепаратизме

Крутой разворот: Приднестровье может уйти из «русского мира» и попроситься в Евросоюз Приднестровье является непризнанным государством и официально входит в состав Молдавии.
Что-то грядет: в Молдавии заявили о демилитаризации Приднестровья, а на границе уже ждут войска ВСУ Приднестровье в свое время и отсоединилось от Молдавии только потому, что Молдавия выражала намерение войти в состав Румынии.

Последние новости о ситуации в Приднестровье

  • История и статус Приднестровья
  • Кость в горле НАТО: почему Запад обратил свой хищный взгляд на Приднестровье
  • «Приднестровцам не могут простить желания быть вместе с Россией» | Министерство иностранных дел
  • Кишинев и Тирасполь разошлись в оценке молдавского закона о сепаратизме

Шаповалов: молдавские власти самоустранились от процесса приднестровского урегулирования

Молдавия готовится напасть на Приднестровье: Санду призвала избавиться от «сепаратистского режима» А в Gigabyte почему-то решили спасти от вымирания прошлый стандарт памяти, дав ему жизнь в качестве накопителя.
Кишинев и Тирасполь разошлись в оценке молдавского закона о сепаратизме Когда в 1991 году Молдавия приняла решения о выходе из состава СССР и объявила о своей независимости, Приднестровье тоже провозгласило независимость — от Молдавии — и поменяло название на Приднестровскую Молдавскую Республику.

Грядет эпоха Майи: Страны Молдавии больше не будет, а Приднестровье потеряем?

На тот момент Бессарабия в наше время — основная часть Молдавии и юго-западный район Одесской области на Украине примкнула к Румынии, но ненадолго: уже в 1940 году территорию начала контролировать Красная армия, поэтому она вошла в состав СССР. В послевоенное время часть молдаван выступали за независимость — так появилось движение Народный фронт Молдавии, который обрел широкую известность за счет массовых акций протеста. Люди жаждали возвращения в Румынию. Масла в огонь подлил законопроект 1989 года, в котором предлагалось сделать главным языком республики лишь один — молдавский в латинском написании. Русскоязычное население подняло бунт. В Тирасполе десятки тысяч работников предприятий устраивали протесты, но это не помогло — закон вступил в силу. Массовые возмущения не остались незамеченными: власти решили провести референдум о независимости Приднестровья.

Затем новый премьер-министр страны Дорин Речан заявил, что надо демилитаризировать Приднестровье, и убрать оттуда российских миротворцев. И наконец все это было приправлено жирным соусом конспирологии, Владимир Зеленский передал в Кишинев якобы планы России по организации переворота в Молдавии. И предложил помочь остановить «русскую угрозу». В российском Министерстве обороны тоже заметили подготовку Украины к такой «помощи». Это называется провокация под чужим флагом. Оправдание для вторжения. Но что такого в Приднестровье, почему вокруг него сейчас закрутилась большая политика? Приднестровье — как кость в горле для НАТО. Непризнанная республика — это узкая полоска вдоль левого берега Днестра. Все годы замороженного конфликта глобальному Западу до этих земель, по большому счету дела не было, и проблему там пытались решить прежде всего по-соседски.

Беспорядочная стрельба из всех видов оружия привела к большому числу жертв среди мирного населения. Несколько танков вооружённых сил ПМР пытались прорваться в Бендеры на помощь обороняющимся, но были остановлены огнём противотанковых пушек «Рапира». Днём войска Молдовы предприняли штурм Бендерской крепости, где располагалась ракетная бригада 14-й армии. При отражении атаки ракетчики понесли потери убитыми и раненными. Весь день продолжались провокации войск Молдовы против 14-й армии, сохранявшей строгий нейтралитет. Не было возможности убрать трупы , лежавшие на улицах, что в 30-градусную жару создавало угрозу эпидемии. Жители хоронили убитых прямо во дворах. Для контроля за результатами налёта в операции принял участие один МиГ-29УБ. Пилоты произвели бомбометание, но неточно: мост остался цел, а все бомбы упали на близлежащее болгарское село Парканы. Официальные лица Молдовы поначалу отрицали причастность своих ВВС к налёту. Они и до сих пор отрицают наличие человеческих жертв в результате бомбардировки. Городской совет сумел договориться с отделом полиции о прекращении огня, чтобы похоронить убитых, число которых достигло трёхсот. Однако по-прежнему действовали снайперы, минировались улицы. Вооружённым формированиям ПМР удалось подавить некоторые огневые точки противника лишь через три-четыре дня [2]. В Приднестровье прибывали добровольцы из России, российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет , и 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России. Тем временем в Кишинёве левые силы начали выступления за отставку правительства и парламента, допустивших гражданскую войну. Глава правительства и министр обороны ушли в отставку. Удалось достичь соглашений о прекращении огня, а 21 июля в Москве Ельциным и Снегуром, в присутствии Смирнова, было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Потери[ править править код ] По разным оценкам, потери в ходе конфликта были следующими. На середину июля 1992 года с обеих сторон погибло более 1 тысячи человек, в том числе около 400 мирных жителей [3]. К середине июля с обеих сторон погибло [ прояснить ] 950 человек, около 4,5 тысяч ранено [64]. В ходе событий лета 1992 года в Бендерах погибло не менее 489 человек, из которых 132 — мирные жители, 5 — дети. Ранены 1242 человека, из которых 698 — мирные жители, 18 — дети. Пропали без вести — 87 человек. Впоследствии 40 человек умерли от ранений. Уничтожено и повреждено 1280 жилых домов, из которых 60 полностью разрушены. Разрушено 19 объектов народного образования из них 3 школы , 15 объектов здравоохранения. Повреждены 46 предприятий промышленности, транспорта, строительства. Не подлежат восстановлению 5 многоэтажных жилых домов государственного жилого фонда, 603 государственных дома повреждены частично. Городу был причинён ущерб на сумму, превышающую 10 миллиардов рублей по ценам 1992 года. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными. Перейдя в стадию мирного урегулирования, приднестровский конфликт по сей день остаётся одной из сложнейших проблем региона. Ситуация усугубляется тем, что представления сторон по ряду позиций, в частности, по вопросу о собственной безопасности, радикально разнятся [1]. Приднестровье обвиняет Молдавию в многомиллионных долгах, отрицательном импортно-экспортном сальдо, потребляющем характере экономики. Исходя из этих суждений, в Приднестровье господствует мнение о невыгодности и убыточности объединения с Молдавией. Молдавская сторона, в свою очередь, представляет ПМР в виде так называемой «чёрной дыры», зоны контрабанды и криминального режима [68]. К обвинениям прибавляются и такие объективные факторы, как то, что за более чем 21 год фактической независимости друг от друга в ПМР и Молдавии успели сложиться две самостоятельные экономики и социально-политические системы, а также независимые элиты с зачастую противоположными интересами, которые ни одна из сторон уже не может игнорировать. В том числе и нежелание подавляющей части населения отказываться от родного русского языка и нежелание быть в составе Румынии [1]. До сих пор не получив легитимности на мировой арене, Приднестровье стало региональным «игроком», который способен заблокировать решения, не соответствующие его интересам [68]. С 1994 года ПМР и Молдавией был подписан ряд документов, определяющих принципы выработки статуса Приднестровья: заявление от 28 апреля 1994 года. Вскоре после этой двухчасовой встречи был освобожден от должности начальник особого отдела армии полковник Николай Злыгостев, лояльно относившийся к ПМР и пытавшийся объективно информировать Центр о деятельности А. Степашиным несколько минут. В чем заключались договоренности, достигнутые между А. Калмоем при посредничестве руководителя спецслужбы России С. Степашина, не могло долго оставаться тайной. После этой необычной встречи молдавские спецслужбы начали широкомасштабное использование возможностей генерала Лебедя для осуществления подрывной деятельности против Приднестровской Молдавской Республики. Особенно активно для этой цели использовалась военная комендатура 14-й РОА, возглавляемая полковником Михаилом Бергманом. Не без ведома командарма, в ней служили завербованные МНБ агенты и сотрудники полиции. После разгона в августе 1995 года этого «уникального» в истории армии государства российского спецподразделения, они перебежали в Молдову. По образному выражению О. Гудымо, «при Лебеде спецслужбы Молдовы получили уникальную возможность наносить удары по Приднестровью из-под полы российской шинели». Это было документально зафиксировано правоохранительными органами ПМР после привлечения к уголовной ответственности в сентябре 1995 года двух российских военнослужащих этой комендатуры, которые одновременно являлись сотрудниками полиции Молдовы, — Виталия Ландарева и Ивана Жосана. Подобно им, в двух ипостасях, в комендатуре полковника Бергмана служили два десятка таких, одетых в российскую военную форму, предателей Приднестровья, включая, по утверждению министра ГБ ПМР генерала В. Шевцова , и самого Михаила Бергмана, «агента четырёх разведок». После военной неудачи 1992 года власти Молдовы взяли курс на вбивание клиньев между руководством ПМР и 14-й армии. Регулярно встречались директор румынской службы информации В. Мэгуряну и министр национальной безопасности Молдовы В. Упор с террора перенесен на сбор политической, экономической и военной информации. Мэгуряну признавал, что «спецслужбы должны стоять в авангарде процесса подготовки воссоединения. После визита к командарму в 1994 году С. Степашина и В. Активным участником этой войны был комендант 14-й армии полковник Михаил Бергман [70]. Однако все эти документы не принесли существенных улучшений в вопросе урегулирования отношений между конфликтующими сторонами. В 1999 году в соответствии с решением Стамбульского совещания ОБСЕ Россия обязалась вывести оружие и весь личный состав вооруженных сил с территории ПМР до 2003 года [73]. В 2000 году состоялись встречи Путина с Лучинским и Смирновым, а после визита президента России в Кишинёв 16—17 июня 2000 года им было принято решение о создании госкомиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с Примаковым. Комиссией был выработан проект соглашения между конфликтующими сторонами на основе принципа территориальной целостности Молдавии. Обе стороны согласились принять его за основу, однако позже началась его критика как в ПМР, так и в Молдавии, и он был отклонён на слушаниях в Комитете по делам СНГ в российской Думе [65]. Начиная с 8 сентября 2003 года мобильная связь в ПМР, предоставлявшаяся оператором Интерднестрком , была частично парализована. Причиной этого было начавшееся в тот день «глушение» сигнала оператора в спектре частоты 800 МГц. Данное глушение исходило от вышки государственной компании «Радиокомуникаций» рум. Одновременно в тот же день утром молдавский оператор фиксированной связи Moldtelecom полностью закрыл доступ к телефонным кодам районов приднестровского региона. Дозвониться в Приднестровье из Молдавии стало невозможно ни со стационарных, ни с мобильных телефонов. В Молдове не отрицали процесса использования тех же частот, которые использовал и Интерднестрком, однако в качестве причины указывали начало тестирования цифрового телевидения, которое работает на той же частоте 800 Мгц [75]. В ПМР это восприняли как спланированное давление с целью информационной блокады. В качестве ответных мер начали глушить радиочастоты молдавских мобильных сетей GSM [76]. Также под влияние искажающего сигнала попали частично мобильные сети операторов Румынии. Ситуация с вводом 1 этапа Национального плана нумерации с ноября того же года усугубилась. В 2003 году усилилась активность Европейского союза и США, а Россией был выработан так называемый « Меморандум Козака », направленный на объединение Молдавии с ПМР в составе федеративного молдавского государства. Однако меморандум так и не был принят. Президент Молдавии В. Воронин обозначил отсутствие одобрения со стороны международного сообщества, которое было необходимо ввиду выбранного Молдавией курса на европейскую интеграцию как главную причину своего отказа подписать это соглашение [78]. Ответными действиями молдавской стороны стали поиск альтернативных источников электроснабжения в Украине и Румынии, строительство железнодорожной ветки Ревака — Кайнары , перенаправление поездов через север Молдовы, а не Бендерско-Тираспольский железнодорожный узел как прежде, и т. В большинстве случаев между простыми гражданами Молдавии и Приднестровья нет межнациональных, этнических, религиозных или других форм вражды [81]. В конце сентября 2014 года при выступлении на заседании Генассамблеи ООН министр иностранных дел Молдавии Наталья Герман сообщила, что находящиеся в Приднестровье российские войска без миротворческого статуса «создают дополнительные препятствия для процесса урегулирования», и Молдавия ожидает их вывод без промедления. РФ обязалась это сделать по Стамбульским соглашениям 1999 года. Также российская миротворческая миссия в Приднестровье должна быть превращена из военной в гражданскую, чтобы дать «стимул политическому процессу [82] ». Российская позиция по этому конфликту весьма переменчива.

По всем тюрьмам россии собирали и освобождали зэков на войну. Но уголовники воевать не хотели и массово переходили через Днестр. Тогда прислали ряженых казачков. В общем произошла война между Молдовой и Россией за приднестровье. Во всей остальной Молдавии есть много мест где много не молдаван и никто не запрещает им говорить и учиться на родном языке. Много школ русских и украинских.

30 лет без стрельбы. Как Приднестровье стало непризнанной республикой

Все подробности о пересечении границ непризнанного Приднестровья с Молдовой и Украиной. Приднестровье не для того от Молдовы отделялось, чтобы теперь в неё интегрироваться. Пошли ЕСом: почему в Молдавии возобновились споры о Приднестровье. Когда стало понятно, что с Приднестровьем ничего у Молдавии не получился, то решено было утащить Молдавию в ЕС без Приднестровья". Однако в Приднестровье гордятся своей независимостью, прежде всего, от прорумынской Молдавии. Во-первых, Приднестровье считается частью Молдавии, а во-вторых, в Молдавии принят закон, позволяющий румынский войскам заходить на территорию страны.

«Приднестровцам не могут простить желания быть вместе с Россией»

Конфликт между Молдавией и Приднестровьем существовал несколько десятков лет, однако особенно острым он стал на исходе советской эпохи. Приднестровье отделилось от Молдавии в начале 1990-х годов, вскоре после распада Советского Союза. В результате войны ПМР от Молдавии отделилась и конфликт "заморозился". Мы представили «план Козака», который предусматривал федерализацию Молдавии, урегулирование отношений с Приднестровьем и Гагаузией. Между тем Гагаузская автономия может приступить к отделению от Молдавии, если Кишинев примет решение объединиться с Румынией. На прошлой неделе приднестровские власти никак не комментировали сообщения, широко обсуждавшиеся не только в Молдавии, но и за ее пределами.

Шаповалов: молдавские власти самоустранились от процесса приднестровского урегулирования

Контингент РФ остается там до настоящего времени. Приднестровье граничит как с Молдавией, так и с Украиной, и к концу апреля 2022 года эхо специальной военной операции, которую проводит Россия, докатилось и до непризнанной республики. На следующий день ракеты упали на радиоцентр, две антенны были уничтожены. А 26 апреля СМИ сообщили о нападении на местный склад боеприпасов. За провокациями могут стоять украинские силы, утверждают представители Приднестровья. Поэтому для Украины, которая вооружена в основном советскими видами вооружения, помимо тех, которые сейчас поставляются из Европы и США, это было бы большим подспорьем. В том числе и для ракетных систем залпового огня и гаубичной артиллерии», — объяснил Егоров.

При этом в России многие полагают, что Молдавия может войти в состав Румынии только избавившись от Приднестровья, которое при условии убедительной победы Москвы в СВО станет частью российской территории вслед за Одесской областью. Однако Кишинёв явно вознамерился решить приднестровский вопрос, который действительно резко ограничивает его "европейские перспективы", совершенно иным путём. Буквально на днях молдавское правительство приняло постановление, согласно которому в официальных документах Приднестровье теперь будет называться "приднестровским регионом". Мотивировано это было тем, что, по мнению представителей официального Кишинёва, Приднестровьем именуется территория, неподконтрольная молдавским властям. Также были внесены изменения в законодательную базу, касающиеся процедуры таможенного контроля, что призвано существенно осложнить и без того непростую экономическую ситуацию, в которой находится Приднестровская Молдавская Республика. Другое дело, что агрессию против ПМР со стороны Украины оправдать довольно трудно — формально это территория дружественной Молдавии, а она связываться с Россией боится Приднестровье, зажатое между Молдавией и Украиной, в той или иной степени пребывает в экономической блокаде уже много лет. Выживать ему помогали многочисленные контрабандные и коррупционные схемы, в которые были вовлечены как Тирасполь, так и Кишинёв с Киевом. Однако с приходом к власти Майи Санду и Владимира Зеленского был взят уверенный курс на удушение Приднестровья. С началом СВО в республику был перекрыт доступ лекарств и других социально значимых товаров. При этом весной и летом ВСУ демонстрировали на приднестровской границе заметную военную активность, что дало повод говорить о скором вторжении на территорию ПМР под предлогом помощи Молдавии в деле восстановления её "территориальной целостности". Таким образом, представляется, что Кишинёв при содействии Киева сначала сделает всё возможное для того, чтобы уничтожить приднестровскую государственность экономическими методами. Если это не удастся, то может быть предпринята попытка решить вопрос военным путём, и эта перспектива становится особенно актуальной на фоне неудач, связанных с текущим наступлением ВСУ. Так или иначе, очевидно, что Приднестровье Молдавия не отпустит, и грядущую "евроинтеграцию" Кишинёв планирует провести при условии полной нейтрализации ПМР и лишения её всех атрибутов суверенитета.

Голосование состоялось 3 декабря 1989 года. Явка составила 81 процент. За Приднестровскую автономию с равноправием всех языков высказались более 91 процента. В современных приднестровских СМИ часто утверждается, что это был первый референдум в истории Советского Союза, но это не совсем так — подобные референдумы устраивали и в Закавказье. В следующие месяцы аналогичные голосования прошли в Тирасполе и других будущих населенных пунктах ПМР. Речь на них пока шла об автономии. Однако в июне 1990 года Верховный Совет Молдавии принял Декларацию о суверенитете и постановил, что присоединение Бессарабии к Советскому Союзу в 1940 году было оккупацией, а создание Молдавской ССР — незаконным. После этого в Тирасполе заявили, что если Молдавская ССР была создана незаконно, то и левобережье включили в нее незаконно. А 30 лет назад, 2 сентября 1990 года, в здании нынешнего Приднестровского театра драмы и комедии имени Н. Аронецкой прошел съезд депутатов всех уровней, представлявших левобережные районы Молдавии и города Бендеры, который провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР. Кишинев, естественно, не признал это решение, но не торопился с ответными мерами. Обстановка накалялась, в ноябре 1990 года в Дубоссарах пролилась первая кровь: три местных жителя погибли во время столкновения с молдавским ОМОНом, пытавшимся войти в город. Верховному Совету Молдавии предлагалось пересмотреть языковой закон, решение съезда приднестровских депутатов объявлялось не имеющим силы. Но следующий 1991 год стал последним для самого Советского Союза, и вместе с его развалом сменилось и руководство республики. Противостояние двух берегов Днестра нарастало и, наконец, привело к первым жертвам. В ночь на 2 марта 1992 года в Дубоссарах неизвестные расстреляли машину с приднестровскими милиционерами, в ответ приднестровские гвардейцы и казаки разоружили и задержали молдавских полицейских. В тот же день отряд специального назначения МВД Молдавии атаковал полк российской 14-й армии возле села Кочиеры и захватил оружие.

Даже в годы единственного президента, который был открытым унионистом — Траяна Бэсеску — в Бухаресте предпочитали рассуждать не об аннексии, а о "грядущем объединении в рамках ЕС". И сейчас для этого вроде бы появился некоторый шанс — Молдавии официально предоставили статус кандидата в члены организации хотя при этом очевидно, что в ближайшие годы бедная коррумпированная страна, погрязшая в бесконечном экономическом кризисе, ни на сантиметр не приблизится к воплощению многолетней европейской мечты. Но об инкорпорации Молдавии в Румынию, которая сама явно не блещет экономической мощью, до недавнего времени всерьёз не говорилось. Однако российская СВО, помимо прочего, реанимировала внутри Восточной Европы ряд политических процессов, которые считались давно не актуальными. В частности, территориальные потери Украины, да и в целом ситуация, в которой она оказалась, подстегнула аппетиты Польши, явно нацелившейся на проникновение в Галицию. В таком контексте разговоры о грядущем аншлюсе Молдавии тоже перестали быть предметом политической фантастики. При этом в России многие полагают, что Молдавия может войти в состав Румынии только избавившись от Приднестровья, которое при условии убедительной победы Москвы в СВО станет частью российской территории вслед за Одесской областью. Однако Кишинёв явно вознамерился решить приднестровский вопрос, который действительно резко ограничивает его "европейские перспективы", совершенно иным путём. Буквально на днях молдавское правительство приняло постановление, согласно которому в официальных документах Приднестровье теперь будет называться "приднестровским регионом". Мотивировано это было тем, что, по мнению представителей официального Кишинёва, Приднестровьем именуется территория, неподконтрольная молдавским властям. Также были внесены изменения в законодательную базу, касающиеся процедуры таможенного контроля, что призвано существенно осложнить и без того непростую экономическую ситуацию, в которой находится Приднестровская Молдавская Республика. Другое дело, что агрессию против ПМР со стороны Украины оправдать довольно трудно — формально это территория дружественной Молдавии, а она связываться с Россией боится Приднестровье, зажатое между Молдавией и Украиной, в той или иной степени пребывает в экономической блокаде уже много лет. Выживать ему помогали многочисленные контрабандные и коррупционные схемы, в которые были вовлечены как Тирасполь, так и Кишинёв с Киевом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий