Братья Гримм (по-немецки Brüder Grimm или Gebrüder Grimm) известны нам своими детскими сказками.
Сказки Братьев Гримм
Братья Гримм приобрели всемирную славу благодаря сборнику «Детские и семейные сказки», которые были изданы в 1812 году. Сказки братьев Гримм читают и дети и взрослые. Мы отобрали самые интересные и понятные детям сказки из большого списка сказок писателей! Братья-близнецы Борис и Константин Бурдаевы создали группу «Магеллан» еще в 90-е, а позже переименовались в «Братьев Гримм».
Фольклор, который объединил Германию. О жизни сказочников-ученых братьев Гримм
24 февраля 1786 года родился Вильгельм Гримм, немецкий филолог, брат Якоба Гримма. Братья Гримм приобрели всемирную славу благодаря сборнику «Детские и семейные сказки», который был издан в 1812 году. Причиной распада группы «Братья Грим» стали разногласия между участниками. Братья Гримм были желанными гостями у соседей, так как те с удовольствием записывали истории, которые на протяжении веков передавало из уст в уста старшее поколение младшему. Вновь братья Гримм сильно рисковали, работая над проектом, ставшим символом их биографии, а также их общего творчества: одновременно он был успешным и провальным, обращенным в будущее и преходящим. Братья Гримм провели годы своего становления в городке Ханау в ландграфстве Гессен-Кассель.
Костя Грим о музыке брата: «Странно петь в 40 лет, что ты бегаешь от полиции и закладки собираешь»
13 сентября В рубрике "Детская книга", в день рождения писателей подписчикам. Главная Новости Новости библиотек. Удивительные и увлекательные картинки "Фото писатели Братья Гримм" смотрите на нашем сайте.
Хранители сказок. Братья Гримм и их наследие
Братья Гримм — все публикации автора на портале Правмир — Братья Гримм были очень дружны, вместе занимались наукой, став признанными авторитетами в области филологии и мифологии, вместе собирали, обрабатывали и издавали сказки, которые теперь известны во всем мире. Братья Гримм (по-немецки Brüder Grimm или Gebrüder Grimm) известны нам своими детскими сказками. Главная» Новости» Братья гримм афиша. Из университета братья Гримм были уволены в 1837 г. за протесты по поводу изменения конституции новым королем.
235 лет со Дня рождения Вильгельма Гримма
Уже много лет Костя выступает отдельно от брата При этом он отдает должное музыкальному таланту родственника. Именно Борис, заявивший, что отрекается от творчества «Братьев Грим», создавал первые три альбома коллектива, ставшие хитовыми. Не пропустите Солист группы «Братья Грим» женился на молодой поклоннице Сейчас же Борис ушел в альтернативный рок с элементами психодела. К его творчеству есть вопросы у многих, в том числе и у брата. Петь в 40 лет, что ты бегаешь от ментов и закладки собираешь — это странно.
Как рассказала автор книги, все сказки Гримма, кроме «Волшебного коня», фактически неизвестны нашему читателю — это так называемые беспризорные сказки. Первым перевел сказки с арабского на французский язык арабист Антуан Галлан — и Европа узнала «1001 ночь» благодаря ему.
У Антуана был друг — образованный христианин-маронит, араб по происхождению, Ханна. В Париже они встречались, и Ханна наговаривал Галлану сказочные сюжеты, а тот записывал их. Так появились восемь «беспризорных» сказок, у которых нет письменного источника. Позднее арабы перевели с французского эти восемь галлановских сказок, записанных по рассказам из уст араба Ханны, и они вошли в состав нового сборника вместе с историями, переведенными с арабских письменных оригиналов. Эти сюжеты сказок 1001 ночи уже были известны и русским писателям начала XIX века, в частности А. Пушкину, который читал их в вольном переложении текстов Галлана, сделанном Сенковским, для русских читателей.
Известно, что поэту очень понравились эти сказки и он приобрел их для своей библиотеки. Альберт Людвиг Гримм также высоко ценил это произведение арабского народного творчества и в начале XIX века адаптировал эти сказки для детей. Причем привнес много своего. У него вообще была своя педагогическая система чтения литературы детям.
Скажем, когда они искали материал, то много собирали в районе Геттингена. Так вышло, что во время религиозных войн во Франции эти немецкие земли приняли гугенотов, которые к началу XIX века уже несколько поколений жили в Германии и были вполне полноправными членами немецкого общества. Среди информантов Гриммов, например, была семья Хассенпфлюг, потомки тех самых французов-протестантов. В устной традиции этой семьи существовали сказки Шарля Перро — так Гриммы записали «Красную шапочку», «Золушку» и некоторые другие сказки. Потом, в процессе работы над текстом, Гриммы столкнулись с тем, что, с одной стороны, они действительно записали устную традицию, но, с другой, было очевидно, что это сказки Перро, в чем-то, может быть, переработанные. В итоге вариант сказки о Синей бороде «Ужасный замок» не был включен в финальное издание именно по той причине, что близость к Перро была слишком очевидна.
Но на кого были ориентированы эти тексты, на детей или на взрослых? Кто их читал? И в принципе определить жанр сказки — не самая простая задача. Корпусу гриммовских сказок присуще огромное жанровое разнообразие: в него входят предания и басни, анекдоты и шванки. Более бытовые тексты были менее интересны таким романтикам, как Брентано и Ахим фон Арним. Первая критика гриммовских сборников, которую сформулировал Арним, состояла в том, что сказки не очень подходят детям. Какие-то сказки, по его мнению, были слишком жестоки, какие-то концентрировались на социальных противоречиях эпохи, и для детей это было не лучшим чтением. При этом первый сборник был посвящен супруге Арнима: в посвящении говорится, что он издан, «чтобы ты могла читать из него своим детям». Надо сказать, что после критики Арнима братья начали адаптировать содержание сказок. В первую очередь перерабатывалась вся тематика телесного низа, какие-то сцены в более поздних сборниках были целиком выпущены.
Так, сказка «Как дети играли в скотобойню» была записана Вильгельмом от его матери. Она вошла в первое издание сказок, но потом была исключена из основного собрания. Там просто описывается, как дети играли в скотобойню и один ребенок погиб, причем описывается это довольно натуралистично. И конечно, Арним не хотел такое читать детям, я его понимаю. Другой аспект — социальные противоречия. Народная сказка их обязательно фиксирует и передает, но Гриммы, во-первых, не хотели сильно политизировать сказки, а во-вторых, видимо, им была важна в сказках вневременная составляющая. В общем, этот момент они старались всячески сгладить. Тут они ближе к протестантской просветительской традиции, потому что к теологии Лютера восходит представление о том, что семья, причем семья в широком смысле слова, то есть люди, живущие под одной крышей, в том числе слуги, — это отдельный маленький мир. Отец должен просвещать семью, читать поучительные тексты и обсуждать их всем домом. Видно, что именно в этом ключе братья и перерабатывали свои сказки.
В более поздних версиях они активнее расставляли христианские акценты даже в изначально языческих сюжетах. Это видно и на лексическом уровне — отрицательные персонажи награждаются эпитетами типа «безбожный» или «неверный». Вообще, когда мы говорим о «Детских и домашних сказках», то сразу представляем себе что-то народное, и действительно часть информантов Гриммов были крестьянами, но основную аудиторию их книг, безусловно, составляли городские бюргерские семьи. На них Гриммы и ориентировались, они перерабатывали тексты на основе их ценностей — буржуазной протестантской этики. И у его истоков стоят сами братья Гримм? Более того, это происходило на разных уровнях. С одной стороны, чтобы сказки можно было читать детям, вносились правки в сюжет. Например, в первой версии сказки «Рапунцель» перед тем, как родить близнецов, девушка неоднократно встречалась с принцем, а в последней они, ну, просто появились. С другой стороны, чрезвычайно важной была идея национального духа, которая появляется тогда в романтизме. Якоб в самых первых письмах, посвященных работе над сказками, спорил с Арнимом и говорил, что не хотел бы уходить от народного текста, хотел бы сохранить близость к немецкому духу и немецкой культуре.
При этом в понятие «народного духа» вошли традиции очень разных времен.
Через два года братья Гримм выпустили сборник «Немецкие предания». В 1819 году за учёные заслуги Вильгельм был удостоен степени доктора в университете Марбурга. В историю науки и литературы братья Гримм вошли как основоположники германистики — науки о немецком языке и немецкой литературе.
Братья гримм. Hовости книжного мира
Классические сказочные сюжеты в них переплетаются с жуткими реалиями: детоубийством, каннибализмом и даже инцестом. Именно эти мрачные моменты становятся объектом исследования Марии Татар, которая использует свои познания в психоанализе, фольклоре, литературоведении и истории для их анализа. Анализируя язык произведений, исследователи приходят к некоторым выводам: братья стремились представить сказки как немецкие хотя многие из них были вдохновлены французскими сюжетами , добивались идеального сочетания архаичных и разговорных слов с целью создать особый язык для нового жанра, а также продвигали представления о допустимых ролях для мальчиков и девочек. Они не только анализируют сказочные сюжеты, но и предлагают новое их прочтение, отличающееся от традиционного.
Как и прежде, писатели оставляли за собой право давать сказкам собственную языковую редакцию. Их вторая книга увидела свет в 1815 году. Правда, книги подвергались переизданиям. Дело в том, что некоторые сказки были расценены неподходящими для детей. К примеру, был удален фрагмент, где Рапунцель невинно интересуется у крестной, почему платье так обтянуло ее округлившийся живот. Речь шла о ее беременности, наступившей после тайных встреч с принцем. Первым переводчиком сказок братьев Гримм для русского читателя стал Василий Андреевич Жуковский.
В родном городе Ханау благодарные жители установили неразлучным братьям бронзовый памятник. Якоб сидит в кресле, в его руке — перо, а рядом с ним стоит Вильгельм. Жители города верят, что по ночам братья сходят со своего пьедестала и тихо, незаметно бродят по улицам, подходят к окнам домов и слушают, как читают и размазывают их сказки. Личная жизнь Вильгельм Гримм в доме аптекаря Вильда познакомился с его дочерью - Дортхен. На тот момент она была еще совсем крошкой. Разница между ними — 10 лет. Но, повзрослев, молодые люди сразу же нашли общий язык. Девушка его поддерживала во всех начинаниях, став в первую очередь для него другом. В 1825 году пара поженилась. Вскоре девушка забеременела.
В 1826 году Дортхен родила мальчика, которого назвали Якобом, а Якоб-старший стал его крестным отцом. Но через полгода малыш скончался от желтухи. В январе 1828 года у супругов родился второй сын — Герман. Позднее он выбрал профессию искусствоведа. А вот Якоб Гримм так и остался холостяком, свою жизнь мужчина посвятил работе и семье брата. Смерть 16 декабря 1859 года скончался Вильгельм Гримм. Смертельная болезнь была спровоцирована фурункулом на спине.
Вскоре был издан новый двухтомник — «Немецкие предания». Интерес к книгам был огромен, причем, не только у детей, но и у взрослых, многие из которых благодаря им впервые ощутили все очарование народных сказок и преданий. В 1815 году Якоб Гримм чуть не отошел от занятия наукой. Он сопровождал на Венский конгресс представителя Кассельского курфюршества. Своей эрудицией и аналитическими способностями Якоб произвел впечатление на профессиональных дипломатов. Последовало несколько заманчивых предложений, но принятие предлагаемых должностей практически не оставляло бы ему времени для научных занятий. Поэтому дипломатом Якоб не стал, отклонил он и предложенную профессорскую должность в Бонне. Успешной карьере он предпочел место библиотекаря в Касселе, где уже работал его брат, и серьезное занятие наукой. Вильгельм и Якоб Гримм, 1847 г. Они умело сочетали служебные обязанности с научными исследованиям, особенно филологическими. Вильгельм в этот период женился и у него родился сын Герман, ставший впоследствии профессором Берлинского университета и известным историком литературы. Якоб же так и остался холостяком. В 1830 году Якоб Гримм переехал в Геттинген, где принял должности профессора немецкой литературы и старшего библиотекаря местного университета. Вскоре к нему присоединился Вильгельм, через несколько лет тоже ставший профессором.
Однако у них было ещё шесть братьев и сестра. Кто-то умер в раннем детстве, а кто-то — прожил долго и даже достиг успеха в жизни. К примеру, Людвиг Эмиль Гримм стал известным художником. Из-за этого старшего сыну — Якобу пришлось взять на себя заботу о семье. В 2006 году этому городу был присвоен статус: «Город Братьев Гримм». Братья Гримм Братья Гримм 4 — В 1810 году братья Гримм завершили черновую работу над сборником сказок. Друг братьев — немецкий писатель Клеменс Брентано попросил прислать рукопись, чтобы ознакомиться с ней. Но спустя время он так и не вернул её.
Жестокие сказки братьев Гримм: почему пришлось смягчать народные истории
Девриен, 1910. Владимир Конашевич. Евгения Соколова. Ходатаева и Ольги Фавр. О жизни и творчестве Bluhm, L. Bottingheimer, R. Denecke, L. Jacob Grimm und sein Bruder Wilhelm.
Freund, W. Grass, G. Kaiste, J. Das eigensinnige Kind: Schrecken in pad. Warnmarchen der Aufklarung u. Studia Germanica Upsaliensia; 49. Martus, St.
Postma, H. Schede, H. Tatar, M. Venzke, A. Брауде, Л. Рождественского Ю. Власова, М.
Миловидов отв. Волков, А. Герстнер, Г. Герстнер ; пер. Шеншина ; предисл. Клокова, Е. Кобленкова, Д.
Лужбина, С. Якоб Гримм — ученый, писатель и... Махов, А. Науменко, А.
Сказочный мир братьев Гримм Вильгельм Гримм Невероятное терпение и азарт настоящих учёных позволили братьям Гримм собрать первый том сказок. Неоценимую помощь в этом оказала будущая жена Вильгельма Гримма, дочь кассельского аптекаря Дортхен Вильд. На свиданиях с Вильгельмом девушка рассказывала ему сказки, которые с детства слышала в родном доме: «Госпожа Метелица», «Шесть лебедей» и многие другие. Ценным источником информации стала няня в семье незабвенного Савиньи, а однажды Вильгельму пришлось уговаривать известную марбургскую сказительницу поделиться своими знаниями — женщина никак не могла взять в толк, почему почтенных учёных интересуют детские глупости.
В 1812 году свет увидел первое издание «Детских и семейных сказок» братьев Гримм, которое ныне считается одной из главных библиографических редкостей. Впоследствии братья неоднократно переиздавали и дополняли сборник, приводя народные истории к единому литературному стилю. Но в то же время они признавали: «Само собой разумеется, что стиль и построение отдельных частей по большей части принадлежат нам». Известно, что в оригинале сказки братьев Гримм а вернее, сказания, на которых они основаны содержат немало жестоких и страшных сцен. Так, в более поздних изданиях история о прекрасной Рапунцель лишилась упоминания о её беременности, а в «Белоснежке» колдунья пляшет в раскалённых железных башмаках до тех пор, пока не падает замертво. На самом деле такие детали присущи легендам многих народов мира — например, дикая, на наш современный взгляд, сказка братьев Гримм «Девушка-безручка» почти не отличается от словацкого предания. Не разлей вода Много лет братья Гримм с невероятным рвением продолжали научную деятельность. Наученные горьким опытом, они старались не придавать особого значения внешним обстоятельствам.
И мы продолжаем работать; и нет в этой жизни лучшей работы, чем наша», — писал Вильгельм своему другу в 1813 году, когда союзные войска были уже на подходе к Лейпцигу. Сегодня о реальном вкладе братьев Гримм в науку знают только специалисты. Только им под силу оценить работоспособность братьев, которые вдвоём были полезнее целого университета лингвистов. В 1819 году появилась первая часть четырёхтомника «Немецкая грамматика», которая произвела сенсацию в научном сообществе.
Из университета братья Гримм были уволены в 1837 г. В 1840 г. Откликнувшись на вызов короля, братья Гримм прибыли в Берлин, где были избраны в члены Берлинской Академии Наук и получили право на чтение лекций в Берлинском университете.
С тех пор братья Гримм жили в Берлине постоянно до самой смерти. Последние годы биографии братьев Гримм были посвящены главным образом чтению лекций и научным исследованиям. В 1852 г. Вильгельм Гримм умер в декабре 1859 года, завершив работу над буквой D словаря немецкого языка. Он умер за рабочим столом, работая над словом «Frucht» фрукт.
Любому из нас знакомы писатели братья Гримм и их сказки, которые с нами идут по жизни: сначала в нашем детстве, затем в детстве наших детей, а потом и наших внуков. Братья Гримм приобрели всемирную славу благодаря сборнику «Детские и семейные сказки», которые были изданы в 1812 году.
Появление такой, казалось бы, «несерьезной» книги — сборника сказок этих братьев — сделало революцию в филологии. Долго придётся перечислять героев их сказок, так же, как невозможно вспомнить все фильмы, спектакли, сборники, исследовательские работы, связанные с творчеством братьев Гримм. Сказочники братья Гримм были погодками. Якоб Гримм родился 4 января 1785 года, а через год — 24 февраля 1786 года — родился его брат Вильгельм Гримм. Братья росли вместе, любили гулять на природе, наблюдать за животными, рисовать их, собирать гербарии. Так закладывалась у них любовь к родному краю. В семье Гримм были не только Якоб и Вильгельм, всего в их семье было 9 детей, но для 18 века это было обычное явление.
Известными стали не только Якоб и Вильгельм, а, например, Людвиг — младший их брат, стал очень уважаемым гравером. Братья Гримм всегда интересовались литературой. При всем при том, что окончили они юридический факультет, манила их немецкая поэзия, которую им открыл профессор Савиньи.
Братья гримм. Hовости книжного мира
Служба эта была продиктована необходимостью содержать семью, в то время как слабый здоровьем Вильгельм смог сосредоточиться на творческой работе. Лишь в 1814 году он определился на службу в библиотеку Касселя; спустя два года к нему присоединился и его брат. В 1829 году Гриммы, оскорблённые тем, что новым директором библиотеки назначен не один из них, а постороннее лицо, оставляют службу и вскоре переезжают в Геттинген, где Якоб сразу же стал профессором немецкой литературы, а Вильгельм сперва заведовал университетской библиотекой, а в 1835 г. В 1837 году они вынуждены были покинуть университет в составе так называемой «гёттингенской семёрки» профессоров, отказавшихся присягнуть новому королю Эрнсту-Августу после отмены им конституции. С 1841 года они работали в Берлине, где были избраны членами прусской Академии наук и назначены профессорами университета. Там они и работали до конца долгой — по меркам XIX века — жизни Вильгельм умер от последствий фурункулеза, Якоб скоропостижно скончался за письменным столом. Вильгельм Гримм в 1825 году женился на Генриетте Доротее Вильд, и его сын Герман Гримм 1828—1901 также стал крупным филологом-германистом; Якоб Гримм остался холостяком. Братья Гримм Якоб Гримм.
Гравюра Л. Гримма, 1815 Вильгельм Гримм. Офорт по рисунку Л. Гримма, 1854 Якоб Гримм, 1857 Вильгельм Гримм, 1857 Памятник братьям Гримм в Ханау Общей научной работой братьев стал фундаментальный «Словарь немецкого языка», который они успели довести до буквы «F». Наряду с этим Якобу Гримму принадлежит ряд фундаментальных работ по языкознанию, революционных для своего времени «Немецкая грамматика», «История немецкого языка» и др. Он внёс решающий склад в становление индоевропеистики. Кроме того, он известен как историк права.
Вильгельм Гримм составил себе имя трудами по истории литературы и фольклора, публикациями эпических памятников. Однако широкому читателю эти два академических учёных известны как «сказочники». Гриммы начали записывать сказки от различных информаторов крестьян, горожан и даже дворян в 1807 году. Среди них были известная крестьянка-сказительница Доротея Фиман, будущая жена Вильгельма Гримма Генриетта Доротея Вильд и её сестры, знаменитая впоследствии поэтесса Аннете фон Дросте-Хюльсхофф, которая сама стала принимать участие в записи и сборе сказок для собрания Гриммов. Рукопись, в которой было 49 сказок 27 из них записано Якобом, 15 — Вильгельмом, остальные взяты из литературных источников , была в 1810 году отослана поэту Клеменсу Брентано, другу Вильгельма Гримма. В 1812 году был издан том, включавший 86 сказок, с предисловием Вильгельма Гримма. Второе издание 170 сказок вышло в 1819—1822 гг.
Все издания иллюстрировались Людвигом Гриммом. Изменения не сводились к дополнениям и включению новых сказок. Для простоты чтения были сокращены академические комментарии, сюжеты сказок подверглись определённой цензуре были удалены чрезмерно «жестокие» и связанные с сексуальным взаимодействием эпизоды и литературной обработке. Инициатором этих изменений, приближавших сказки к читателю и, в частности, делавших их приемлемыми для детского чтения, был Вильгельм Гримм. Фотограф Hermann Biow 1804 — 1850 гг. Гримм; пересказ А. Введенского, 1959 Обращение Гриммов к народным сказкам связано с идеологией и эстетикой романтизма.
Романтики видели в фольклоре воплощение мистического народного духа, уходящего в незапамятную древность. Немецкий романтизм был теснейшим образом связан с национализмом. В сказках братьев Гримм в самом деле много древних сюжетов, зачастую наполненных хтонической жестокостью. Но далеко не всегда эти сюжеты являются специфически германскими.
Вся жизнь братьев прошла в трудах по созданию «немецкой грамматики» и словаря немецкого языка. Оба брата были профессорами Берлинского университета, но большую славу великих сказочников им принесли народные сказки, которые они собирали и выпустили в свет три сборника «Детских и семейных сказок», куда вошли «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Золушка» и другие известные сказки.
Однако у них было ещё шесть братьев и сестра. Кто-то умер в раннем детстве, а кто-то — прожил долго и даже достиг успеха в жизни. К примеру, Людвиг Эмиль Гримм стал известным художником. Из-за этого старшего сыну — Якобу пришлось взять на себя заботу о семье. В 2006 году этому городу был присвоен статус: «Город Братьев Гримм». Братья Гримм Братья Гримм 4 — В 1810 году братья Гримм завершили черновую работу над сборником сказок. Друг братьев — немецкий писатель Клеменс Брентано попросил прислать рукопись, чтобы ознакомиться с ней. Но спустя время он так и не вернул её.
Вся жизнь братьев прошла в трудах по созданию «немецкой грамматики» и словаря немецкого языка. Оба брата были профессорами Берлинского университета, но большую славу великих сказочников им принесли народные сказки, которые они собирали и выпустили в свет три сборника «Детских и семейных сказок», куда вошли «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Золушка» и другие известные сказки.
Братья Гримм: как академические ученые превратились во всемирно известных сказочников?
А в том, что восьмым и последним выжившим ребёнком четы Гримм была Шарлотта-Амалия 1793—1833 , для родственников и друзей — просто Лотте. Так что сестра Гримм тоже существовала. Дагерротип братьев Гримм «Выжил? Не гордись…» Детская смертность до открытия антибиотиков и внедрения регулярных прививок была — по нынешним меркам — совершенно чудовищной.
Причём от неё не спасал не только относительный достаток как это было у Гриммов — теперь бы их назвали средним классом , но и принадлежность к аристократии, и даже корона правителя. Несколько менялась лишь вероятность: по данным середины XIX века, в семьях бедняков и нищих до взрослого возраста доживал в среднем один ребёнок из двух, а в обеспеченных — четверо из пяти. Основные причины смерти: для детей из всех слоёв общества — инфекции самыми распространёнными были туберкулёз и дифтерит , а для тех, кому не посчастливилось оказаться внизу социальной лестницы, ещё и несчастные случаи, и голод.
Смертность среди девочек была выше. Во-первых, потому, что в бедных семьях им просто доставалось меньше еды мальчики считались будущими кормильцами, а девочки — которые потом выйдут замуж — воспринимались как обуза. Во-вторых, потому, что они с самых ранних лет ухаживали за больными родственниками — это считалось женской работой — и, естественно, сами заражались.
Незаконнорождённые дети умирали ещё чаще. Помимо болезней и несчастных случаев, им угрожала ещё одна серьёзная опасность: инфантицид. Матери, не желавшие огласки или понимавшие после родов, что они не смогут прокормить своих детей, попросту убивали их.
Другой вариант — ребёнка мог убить кто-то из родственников матери: чтобы «не позорил». А ещё почему-то — вот эта закономерность не вполне понятна и сейчас — чаще умирали первенцы. Эта беда семью Гриммов также не миновала.
Оба мальчика удостаивались наивысших похвал от педагогов. И это неудивительно: в гимназии нужно было учиться 8 лет, братья Гримм окончили ее за четыре. Правда, после этого дороги братьев разошлись на год: Якоб уехал в Марбург, поступил в университет и принялся изучать, как и отец, юриспруденцию. А Вильгельм остался у тети в Касселе.
Ему диагностировали астму, и он проходил лечение, поступив в тот же университет, что и брат, через год. Кстати, младшие братья Гримм — Людвиг и Фердинанд — тоже учились в гимназии Касселя, но впечатляющих успехов не достигли. Памятник братьям Гримм в городе Ханау. Источник: Wikipedia.
И он отправился в Париж, где познакомился с учеными, собиравшими народные сказки, предания и легенды. С этого момента Якоб Гримм с головой ушел в собирание фольклора, а потом — и в немецкую словесность и филологию. Он увлек за собой и Вильгельма. Якоб сумел устроиться смотрителем библиотеки к младшему брату Наполеона Бонапарта Жерому, королю Вестфалии государство, подчинявшееся Франции, расположенное на территории современной Германии.
И полностью погрузился в исследования древних фолиантов. За четыре года братья проделали колоссальную работу. Они переработали сотни народных легенд и преданий, еще больше записали из первых уст. Братья Гримм были желанными гостями у соседей, так как те с удовольствием записывали истории, которые на протяжении веков передавало из уст в уста старшее поколение младшему.
Якоб Гримм.
В общем, оказалось, что дело во всех отношениях хорошее, и претензии были сняты. Народный фольклор До сих пор историки и германисты изучают вопрос, из каких источников Якоб и Вильгельм получали свой материал. Сами они утверждали, что во время путешествий по Германии, преимущественно по территории нынешней земли Гессен откуда они были родом, записывали фольклорные сказки у простых крестьян. Причем, сами по себе истории их интересовали лишь постольку-поскольку — в сказках братья Гримм искали ответ на вопрос о происхождении немецкого языка и доказательства его принадлежности к индоевропейской языковой семье. Однако уже после их смерти выяснилось, что истории им рассказывали не только бедные крестьяне, но и образованные дамы того времени. Так, например, рассказщица Доротея Виманн Dorothea Viehmann , у которой братья записали свыше 75 сказок и сказочных интерпретаций, была родом из семьи гугенотов, прекрасно говорила по-французски и рассказала своим слушателям немало французских народных былин.
Не гордись…» Детская смертность до открытия антибиотиков и внедрения регулярных прививок была — по нынешним меркам — совершенно чудовищной.
Причём от неё не спасал не только относительный достаток как это было у Гриммов — теперь бы их назвали средним классом , но и принадлежность к аристократии, и даже корона правителя. Несколько менялась лишь вероятность: по данным середины XIX века, в семьях бедняков и нищих до взрослого возраста доживал в среднем один ребёнок из двух, а в обеспеченных — четверо из пяти. Основные причины смерти: для детей из всех слоёв общества — инфекции самыми распространёнными были туберкулёз и дифтерит , а для тех, кому не посчастливилось оказаться внизу социальной лестницы, ещё и несчастные случаи, и голод. Смертность среди девочек была выше. Во-первых, потому, что в бедных семьях им просто доставалось меньше еды мальчики считались будущими кормильцами, а девочки — которые потом выйдут замуж — воспринимались как обуза. Во-вторых, потому, что они с самых ранних лет ухаживали за больными родственниками — это считалось женской работой — и, естественно, сами заражались. Незаконнорождённые дети умирали ещё чаще. Помимо болезней и несчастных случаев, им угрожала ещё одна серьёзная опасность: инфантицид.
Матери, не желавшие огласки или понимавшие после родов, что они не смогут прокормить своих детей, попросту убивали их. Другой вариант — ребёнка мог убить кто-то из родственников матери: чтобы «не позорил». А ещё почему-то — вот эта закономерность не вполне понятна и сейчас — чаще умирали первенцы. Эта беда семью Гриммов также не миновала. Умершие дети отнюдь не всегда удостаивались своей могилы или даже гроба — это был удел тех, кто появился на свет в хоть сколько-нибудь состоятельной семье. Бедняков хоронили как получится: в коробках или бочках, а то и просто в мешках. Ну хорошо, но известных братьев Гримм — точно двое.