Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году.
Хованщина (опера)
Магическое впечатление от оперы Хованщина (Мари Козлова) / Проза.ру | Опера Модеста Мусоргского "Хованщина" о драматичных исторических событиях, столкновение старой Руси и новой, дворянской России, трагедия раскольников. |
Опера «Хованщина» | «Хованщина» — произведение столь неоднозначное, что каждый режиссер может трактовать оперу по-своему. |
ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. "Хованщина". Опера для политиков | АиФ Архив | "Хованщина" в Большом театре - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. |
Хованщина как зеркало добра и зла
Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни.
По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей.
Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля. Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит.
Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение.
Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине.
Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни.
Это то, что нас питает морально, духовно.
Шакловитый доносит на Хованских своему подьячему, что те готовят заговор против Петра. Тем временем на Красную площадь стекается народ, прославляя князя Ивана Хованского. Тем временем сын князя Андрей Хованский преследует Эмму — «лютерку» , однако ему помешала его бывшая любовница Марфа, которая, как оказалось, следила за ним. Снова появляется Иван Хованский. Видя Эмму, он отнимает девушку у своего сына. Тогда Андрей, не желая расставаться с Эммой, хочет ее убить. Девушку спасает лишь заступничество Досифея — руководителя лагеря раскольников. Последний напоминает, что в скором времени в Кремле состоится большой «спор о вере» , и на этом споре ему предстоит отстаивать интересы веры своей от последователей и сторонников реформ патриарха Никона.
Тогда Хованский посылает своих стрельцов на стражу Кремля. Досифей же и его сторонники взывают к Господу, чтобы тот придал им силы в грядущих испытаниях. Картина 2 Кабинет князя Голицына. Сам Василий Голицын читает послание от царевны Софьи, с которой у него любовная связь.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского | Либретто написал сам композитор, заинтересовавшийся историей стрелецкого восстания и началом раскола, к сожалению, Модест Петрович не закончил ни одну из своих опер, Хованщина» — не исключение в списке незавершенных творений. |
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины" - ТАСС | 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». |
Что слушать этой зимой: блокбастер в Большом и премьера оперы «Война и мир» - Ведомости.Город | С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. |
Опера Мусоргского "Хованщина". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников | Партитура "Хованщины" не была завершена автором, поэтому существует несколько ее версий, сделанных другими музыкантами. |
Опера Мусоргского «Хованщина»
«Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. В "Хованщине" такой конфликт постоянно обострен, на нем построены все линии сюжета. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
1 действие
- Мусоргский | Опера «Хованщина»
- К истории постановок «Хованщины» Мусоргского
- Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
- Опера «Хованщина» в Мариинском театре
- Опера «Хованщина»
«Хованщина»
С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. В советском фильме-опере «Хованщина» арию у Шакловитого вообще отобрали, передали безымянному «человеку из народа». Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа.
К истории постановок «Хованщины» Мусоргского
- На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
- Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
- Мусоргский - Хованщина: краткое содержание, пересказ для читательского дневника - РуСтих Кратко
- Опера Мусоргского «Хованщина» (Khovanshchina) |
- Хованщина | MAMT
Хованщина (опера)
«Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа. Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину" с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Видеоурок по музыке для 4-го Для благодарных зрителей.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину». В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину" с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
Мусоргский же использовал не только события конкретно этого бунта, но и второго 1689 и некоторые фрагменты третьего 1698 , после которого власть окончательно перешла к Петру I. Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей.
В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака. С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви.
Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля 5 июля 1682 г. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра.
Хованский бросается к Шакловитому с поднятыми кулаками, но, встретив его решительный взгляд, отступает. Он поворачивается к Голицыну, ища поддержки у него, но, не найдя, опускается в кресло. В это время мимо окон проходит отряд петровских войск. Заговорщики со страхом смотрят на эту нарождающуюся, но уже грозную для них силу. В оркестре мощно звучит тема «Рассвета на Москве-реке». Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа. Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей. Ему поверяет Марфа свое отчаяние. Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских. В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый. Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть!.. Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов. Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам. Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление. Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается. Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы. В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет — поберечься. Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине? Он велит схватить гонца и выпороть на конюшне. Хованского гнетет тоска. Чтобы развлечься, князь требует к себе танцовщиц-персидок.
«Хова́нщина» — опера («народная музыкальная драма») М.
Концертный зал им. Условно программу можно было бы назвать «До и после модернизма»: в нее вошли Первый скрипичный концерт, оконченный совсем молодым композитором в год революции, и Пятая симфония, премьера которой состоялась зимой 1945 г. Романтизированный, лирический концерт и эпическая монументальная симфония, между ними — годы эмиграции, период экспериментов, поиск музыкального языка, попытка ответить на вызов времени. Первый скрипичный концерт, который, по словам автора, обещал «быть трогательным», Прокофьев писал, переживая влюбленность, которая затмевала предчувствие глобальных катаклизмов. Симфонию — вернувшись из эвакуации, пытаясь написать оммаж «величию человеческого духа». По легенде, на премьере в Большом зале Московской консерватории Прокофьев дирижировал сам — и как только он поднял руки, раздался грохот салюта, которым в то время отмечали победы на фронте. Триумфальная кода первой части симфонии как будто живописует торжественные залпы. Сольную партию в концерте исполнит концертмейстер MusicAeterna, виртуозная скрипачка Ольга Волкова, которая совмещает работу в оркестре и сольную карьеру. Большой зал консерватории Премьера оперы «Война и мир. Наташа и Андрей» Московский театр Новая Опера им. Колобова Снова музыка Сергея Прокофьева.
На открытии Крещенского фестиваля в театре «Новая опера» представят премьеру спектакля «Война и мир. Наташа и Андрей» по его знаменитой опере.
Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки. Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим.
Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей. Через десять лет она была представлена в Русской частной опере с участием Фёдора Шаляпина в роли старца Досифея. Благодаря мировой известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 году в Мариинском театре и в 1912 году в Большом театре. Оба раза Фёдор Шаляпин участвовал в постановке и исполнил роль Досифея. В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, а в 1959 году появился фильм-опера «Хованщина».
Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи. Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников.
Опера «Хованщина» в Мариинском театре
Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург.
Партию начальника стрельцов князя Ивана Хованского исполняет знаменитый украинский бас Анатолий Кочерга, его сына Андрея - один из известнейших украинских теноров Миша Дидык, раскольницы Марфы, главы раскольников Досифея и князя Василия Голицына - солисты Мариинки Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков и Владимир Галузин, боярина Шакловитого - знаменитый грузинский баритон Георгий Гагнидзе. Мягкость и твердость меццо-сопрано Ольги Бородиной идеально подходят для роли раскольницы Марфы", - отмечает издание.
Восторженных отзывов удостоились и все остальные исполнители главных ролей, а также хор, оркестр и, в особенности, дирижер. Временами оркестр звучал мощно и громко, однако в тихие, спокойные моменты играл более сдержанно, не заглушая певцов", - пишет американский культурный критик. Петренко, который в 2013 году займет пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы, дебютировал в Метрополитен в 2003 году с опереттой "Веселая вдова" Франца Легара. Казалось бы, "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения, борьбы за власть вокруг юного Петра - может быть близка и понятна только русскому человеку. Однако еще до премьеры все артисты выразили уверенность в том, что опера, без сомнения, понравится и американской публике. Но я думаю, что американскому слушателю и зрителю она понравится".
Проходит стрелецкий дозор, обсуждающий «подвиги» стрельцов в схватках с неугодными им боярами.
Появляется подьячий — «строчило». К нему подходит начальник сыскного приказа Шакловитый. Под его диктовку подьячий пишет донос на князя Ивана Хованского и его сына Андрея: «замутить хотят на государстве» — захватить московский престол. Бросив подьячему кошелек с деньгами, Шакловитый берет донос и быстро уходит. Собирается народ. Стрельцы восторженно приветствуют появление своего начальника, «бати» — князя Ивана Хованского, полновластного хозяина Москвы. Окруженный стрельцами, Хованский отправляется на объезд города.
На площадь прибегает Эмма, девушка из Немецкой слободы, спасающаяся от преследований молодого князя — Андрея Хованского. Андрей догоняет ее, обнимает, требует полюбить его. Эмма плачет, рвется из его объятий. Это видит раскольница Марфа, любовница князя Андрея. Она упрекает князя в измене и настаивает, чтобы он отпустил Эмму. Возвращается князь Иван Хованский со стрельцами. Ему приглянулась Эмма, он приказывает стрельцам схватить «лютерку» и отвести ее к нему, за «караул».
Андрей выхватывает нож, чтобы убить Эмму, не отдать ее живой в руки отца и стрельцов. Рассерженный Иван Хованский хватается за саблю. Их останавливает Досифей, глава раскольников. Ей грозит гибель от царя Петра и его приверженцев. Досифей молится о победе над «антихристом». Под тяжелые, мрачные звуки колокола Досифей и раскольники медленно уходят на церковный собор. Голицын читает любовное письмо, полученное им от государыни.
Голицыну льстит любовь Софьи, но он боится связать свою судьбу с судьбой царевны. Как знать — кто победит в борьбе: Софья или Петр? Приближенный князя Варсонофьев докладывает, что к Голицыну пришла «колдовка». Входит Марфа. Над чашей с водой гадает она князю — предсказывает ему судьбу. Голицын с тревогой спрашивает: «Что сказалось? В кабинет входит приглашенный на тайное свидание князь Иван Хованский.
С таким иммунитетом и апокалипсис пережить - раз плюнуть, что символично продемонстрировано в спектакле. После самосожжения раскольников, из темноты и праха вновь рождается мотив знаменитого "Рассвета на Москве-реке", а это значит, что жизнь продолжается несмотря ни на что. Рассказывая некоторое время назад о своем замысле, Борис Александрович Покровский поделился опасением, что после такой постановки могут быть и самоубийства, ибо люди поймут, кто они есть. Действительно, в "Хованщине" много такого, что звучит как удар топора, как приговор. Чего стоят, к примеру, слова пришлых людей, олицетворяющих в опере русский народ: "pre" Ох ты, родная матушка Русь, Нет тебе покоя, нет пути, Да тебя же, родимую, гнетут. Что гнетет тебя Не ворог злой, злой, чужой, Непрошеный, а гнетут тебя, Родимую, все твои ж ребята удалые...
И Покровский, и Ростропович по отдельности достигли высот, по праву им подобающих, но, к сожалению, музыка и действие существуют на сцене не в диалоге, а в разных, непересекающихся плоскостях. И уж совсем "не из той оперы" чрезмерно авангардистская и ироничная для этих стен сценография Теймураза Мурванидзе, в которой нет и намека на любовь к России и Богу. Короче говоря, совместные усилия режиссера, дирижера и художника увенчались примерно таким же успехом, как в достопамятной басне Крылова "Лебедь, рак и щука".
Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству
- Краткое содержание оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского
- «Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского
- М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
- Мусоргский. Опера «Хованщина»
- Оперы. Краткие пересказы
- На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Увы, ее предсказания сулят князю изгнание и опалу, несчастливый поворот судьбы. Именно тут звучит знаменитая ария «Силы потайные». Голицын велит убить гадалку, но та успевает убежать. Затем на сцене — тут же, в покоях князя Голицына — появляется Хованский. И опять ссора между двумя боярами. И снова Досифей их разнимает. Марфа, увидев Досифея, вбегает в покои и умоляет пощадить ее, не убивать. Досифей ее утешает. Действие третье Толпа раскольников ходит по Стрелецкой слободе, они поют песни. Марфа у терема Ивана Хованского тоже поет народную песню «Исходила младёшенька», предчувствуя неизбежную беду. В этом же действии боярин Шакловитый выходит с арией «Спит стрелецкое гнездо».
Однако нет, не спит — все пьют, кутят. И тут врывается на сцену подьячий, возвещая приход войска Петрова.
Либретто композитора. Мусоргский писал оперу до самой своей смерти и совсем немного не успел.
Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением. Путь "Хованщины" на сцену был долгим и сложным из-за цензуры, которую не устраивало в произведении важная роль раскольников.
И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев. Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь...
Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?.. В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину. И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым.
И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний.
После «Хованщины» можно уже говорить, что на смену легкомысленно поэтическому Тителю пришел монументально трагический Титель. Его «Хованщина» продолжает линию, заявленную спектаклем «Война и мир» Прокофьева 2012 года, и представляет собой мощную и, как ни странно для «Хованщины», компактную ораториальную драму, где главный герой — хор, а самые важные сцены — массовые. Вслед за прокофьевским спектаклем опера Мусоргского предъявлена в еще более аскетичном — до пустынности — оформлении художник Владимир Арефьев выстроил на сцене символический дом-избу-терем-скит, куда удобно уместились все сцены. В ней также есть знаковый для «Войны и мира» прием, когда хор словно прямо обращается к публике, буквально глаза в глаза, и в зале горит свет. И как в прокофьевских сценах, Титель опять изобретательно и выразительно манипулирует массовкой — играет планами, плотностями, видимыми и незаметными линиями, движениями групп, иллюзиями глубины и надвигающейся близости.
Хор у Тителя не масса, но и не пестрое множество персонажей. Здесь каждый полностью идентичен собственному соседу, разница только в групповых ролях. Но и набор этих ролей небезграничен, весь диапазон — от смелости умереть вместе, сражаясь за правду, до готовности коллективно сгинуть без боя. И если у Прокофьева народ сплотился и победил, то в «Хованщине» он обнялся и умер в тонко и трепетно, без пламени поставленной последней сцене самосожжения. Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью. Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте.
Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей.
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
это быстро, легко и просто. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. На этой неделе состоится премьера оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, плодотворная работа над которой длилась несколько месяцев. В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину». Опера-хроника, опера-эпопея ’’Хованщина” не укладывается в русло русской эпической оперы ни по градусу драматической конфликтности, ни по остроте столкновений борющихся группировок, ни по эмоциональному накалу переживаний действующих лиц.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Мусоргский. Опера «Хованщина» | В советском фильме-опере «Хованщина» арию у Шакловитого вообще отобрали, передали безымянному «человеку из народа». |
Хованщина, отзывы на Оперу – Афиша-Театры | Опера «Борис Годунов» кончается предсказанием Юродивого о горестной судьбе Руси — это пророчество начинает сбываться в «Хованщине». |
«Хова́нщина» — опера («народная музыкальная драма») М. | Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. |
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский за 2 минуты пересказ сюжета | Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». |
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника | Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. |