Великий Пост для православных верующих является временем покаяния и сугубой молитвы.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Во время Великого поста верующие молятся каждый день, но это важно делать по особому молитвенному правилу. Молитва в Великую среду. «Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Великий пост длится шесть седмиц, а завершает его светлая Пасха Христовая — день воскрешения Христа. Во время Великого Поста молитвой и покаянием каждый из православных может испросить у Господа, говением и исповедью, прощение своих грехов и причаститься. Необходимым усилением Великого поста является усиление молитвы: кроме утренних и вечерних молитв хорошо бы ежедневно читать.
Какие молитвы читают на первой неделе Великого поста в 2023 году
Необходимым усилением Великого поста является усиление молитвы: кроме утренних и вечерних молитв хорошо бы ежедневно читать. Службы на каждый день в формате PDF с нотами и разбивкой песнопений. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию.
Навигация по записям
- Молитвы на Чистый понедельник и каждый день Великого поста
- Навигатор Великого поста: не пропустите главное
- Утренние молитвы в Великий пост 2023 года
- Правила моления в постное время
- 1. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче: покаянные тропари на утрене
Каким шести святым необходимо молиться в Великий пост
К сорокадневному периоду церковь добавила Страстную Седмицу, вспоминая о входе Христа в Иерусалим. Там он принял смерть на кресте. В этот период христиане вспоминают мучения Иисуса, переживают и скорбят о его смерти. Зато потом, в праздник Светлого Воскресения, радуются. Верующий, приступая к Великому посту, преследует такие цели: очищение души; оздоровление тела; противостояние внешним и внутренним соблазнам. Придерживаясь правильного поведения, человек начинает понимать, какой подвиг совершил Христос. В этом случае он на себе ощущает тяжесть сопротивления искушениям. Великий пост не только самый длинный, но и самый строгий.
Во время него отказываются от мясных и молочных продуктов. Рыбу и растительное масло разрешается употреблять всего несколько раз за 48 дней. Но каждый христианин должен понимать, что многодневный пост — не только воздержание в еде. Это прежде всего: противостояние всякому греху; отказ от алкоголя; воздержание от интимных отношений и злословия. Святые отцы церкви указывают на то, что 48-дневной пост — это воспитание духа. Если человек отступится от запретов в еде, то Господь простит ему. Но когда верующий сквернословит, совершает греховные поступки, он очерняет свою душу.
Правила моления в постное время Придерживаться канонических законов в период поста сложно. Для каждого верующего главным помощником для правильного проведения этого времени станет молитва. В постный период нужно больше молиться, чем в обычные дни. Необходимо также по возможности чаще посещать храм, где священнослужители направят человека, который принял пост. Это настраивает на отличный от окружающей действительности лад. В церкви каждый день проводятся богослужения, помогающие людям молиться. Посещая их, человек не будет себя чувствовать одиноким в вере, он получит поддержку, сможет пообщаться с единомышленниками.
Это поможет верующему выдержать пост, согласно установленным правилам.
Даже во сне я, раб а Божий ия , не теряю веру в Тебя. Молитва Ефрема Сирина на Великий пост: когда и как читается покаянное обращение дома Если вы впервые слышите о молитве Ефрема Сирина на Великий пост, обязательно изучите, когда и как читается покаянное обращение дома. Согласно преданиям, написана она была божьим подвижником Ефремом Сирином. Текст небольшой, но он очень точно отражает смысл самого воздержания. Молящийся просит избавления от пороков, отравляющих его существование лень, праздность, уныние, властолюбие. Следом идет прошение о получении добродетелей мудрости, терпения, целомудрия, любви. Правила чтения молитвы Ефрема Сирина дома Читать молитву Ефрема Сирина следует еженедельно с понедельника по пятницу в такой последовательности: 1. Произносится сам текст, затем следует поклон до земли.
Читается двенадцать раз фраза про себя : «Боже, очисти мя, грешнаго». Каждое повторение сопровождается поясным поклоном. Молитва проговаривается вслух еще раз. Завершает ее снова земной поклон.
Многие священники акцентируют внимание прихожан на том, что важно не отказываться от пищи, а стараться "не есть" друг друга, не причинять близким зла. Традиция просить прощения за 40 дней до Пасхи возникла еще в период раннего христианства.
Тогда египетские иноки, подобно Иисусу, удалялись в пустыню, чтобы на протяжении 40-дневного периода предаваться молитвам и поститься. В древние времена пребывание в таких условиях представляло серьезную угрозу для жизни. Поэтому, отправляясь в дорогу, монахи старались попросить прощенья у всех остающихся, так как были серьезные основания полагать, что они больше не увидятся. Важные молитвы Великого поста Христианам на всех жизненных дорогах помогает искреннее обращение к Создателю. Господь даровал нам и тексты специальных молитв, помогающих пережить испытания Великого поста. Христиане читали дома такие молитвенные тексты, уповая на Божью помощь.
Вечерняя молитва во время Великого поста Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царю небесный, прости меня за грехи, совершенные мной за день словом или делом. Даже во сне я, раб Божий, не теряю веру в Тебя.
Наступающий 18 марта пост — один из самых важных.
Он предшествует Пасхе — главному празднику верующих. Реклама Считается, что Великий пост — довольно строгий. Он длится почти семь недель.
Особые ограничения христиане соблюдают в первую и последнюю неделю поста. В некоторые дни верующие и вовсе отказываются от пищи. Врачи и священнослужители сходятся во мнении, что принимать решение о соблюдении поста нужно индивидуально и с умом.
Для церкви она заключается в напоминании верующим, что суть поста — это взаимоотношения с ближними, рассказал в беседе с «360» настоятель храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин. И самый последний день перед Великим постом, так называемое Прощеное воскресенье, формулирует этот постулат. Бессмысленно начинать Великий пост, никому не будет нужно воздержание, если ты не сделаешь все от тебя зависящее для того, чтобы помириться с окружающими тебя людьми», — отметил протоиерей.
К Прощеному воскресенью на Руси относились очень серьезно, добавил Бородин. Каждый просил прощения у каждого: у своих близких, соседей и знакомых. Цели Великого поста По словам собеседника «360», Великий пост имеет несколько целей.
Во-первых, это укрощение плоти.
Какие молитвы читать в великий пост дома
Молитвы читаемые во время поста Утренние В утреннее время можно читать короткие и легкие молитвы , позволяющее задать положительное настроение на весь день. Молитва мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Молитва к Пресвятой Троице: "Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла».
Но как еще малы сии примеры для уподобления тому, что происходит между Христом и христианином! Царь Небесный, Сын Божий и Бог не только посылает Своих рабов и служителей, но и Сам сходит на землю, для тебя и для меня, ибо как для всех человеков без изъятия, то, конечно, и для тебя, и для меня, и все равно, как если бы именно и единственно для тебя и для меня, — для нас, рабов низшей и малой области безмерного Царствия Его, и притом для рабов греха, для потомков преступника Адама, которые в беззакониях зачинаемся, во грехах рождаемся, живем, естественно, не лучше своего рождения, потому что жизнь наша еще в прародителях, не хотевших довольствоваться благословенною райскою пищею, отравлена хищным вкушением запрещенного плода, — для нас приходит Небесный Угоститель и не только питающую и услаждающую, но и врачующую и животворящую трапезу Сам учреждает, Сам призывает к ней, и Сам преподает нам то, что уготовал нам в пищу и питие. Приимите, — глаголет, — ядите… Пийте от нея вси Мф. Глаголет и ныне, и для нас то, что некогда изрек апостолам: потому что слово Его бессмертно и всегда действенно. Здесь можно спросить, что достойнее удивления: счастие ли тех, которые вняли сему гласу Его, или невнимание тех, которые сами себя лишают сего счастия? И что предлагает нам на Своей трапезе Небесный Угоститель! Все, что нашли бы вы на самой великолепной трапезе царя земного, избранные произведения земной природы, многодельным искусством устроенныя в пищу и питие, которые, однако, изящны только до употребления, а после употребления идут в тление, наравне с черствым хлебом нищего, — все сие было бы недостойно Царя веков нетленнаго 1 Тим. Что ж? Не соберет ли Он всего, что еще прежде тления греховного Сам, как Творец, положил в природе вещей, способнейшего к питанию и услаждению? Не извлечет ли из глубины ее всех сокровищ благотворной и врачебной силы, которых так малые виды, веками, с трудом, наугад, отыскивают врачи земные? И сие было бы недостаточно и для щедрости Учредителя таинственной Трапезы, и для потребности причастников ее: потому что Божественная только пища может истинно питать, и только Божественное врачевство врачевать болящую душу человека, которая по началу своему есть дыхание жизни от уст Божиих. Но как Божественное по существу своему не может не быть сокровенным для человека, то надлежало еще изобрести средство соделать Божественную пищу и врачевство удобообретаемыми и удобоприемлемыми для человека в простоте веры. И таким образом Сын Божий предлагает нам в таинственную пищу и питие и во всецелебное врачевство под видами хлеба и вина Свое Божественное Тело и Свою Божественную Кровь. Ядите, — глаголет, — сиe есть Тело Мое. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Мф. Может быть, вам представится нечто подобное сей трапезе в том, когда мать питает младенца млеком своим, которое только на время сего питания отделяется из ее тела и крови. Но как мало и сие подобие пред великим Таинством! Мать преподает младенцу только избыток своего тела, приготовленный для сего природою, — преподает без труда, и даже к облегчению своему от избытка, который мог бы обременить ее. Наш Божественный Питатель преподает нам самое Тело Свое, — всецелое Тело Свое, — преподает со сладостию любви, без сравнения превышающей материнскую, но притом преподает нам Тело Свое, горьким и смертным страданием уготованное нам в пищу. Сие есть, — глаголет, — Тело Мое, еже за вы ломимое. Сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая. Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебоделателя, и в разженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека, как кровь гроздова страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека, так благоволил воплощенный Сын Божий предать Тело Свое на разнообразные страдания Елеонские, Иерусалимские и Голгофские, допустил многострадально источить кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства. Таинство Тела и Крови Христовы так дивно и непостижимо, что Богомудрые отцы наши, как бы опасаясь за простоту и твердость нашей веры, желают как бы некими подпорами подкрепить ее своими богомудрыми рассуждениями. Иоанн Дамаскин, — Адам сей — то есть второй Адам, Иисус Христос — духовен есть, подобаше и рождению быти духовному, и пищи таковой же: обаче, поелику сугуби и сложни есмы, то подобает и рождению быти сугубому, и пищи сложной. Сего ради рождение убо нам водою и духом, сиречь Святым Крещением, дадеся; пища же есть самый хлеб животный, Господь наш Иисус Христос, с небесе сшедый».
Это перечень основных молитв, как молиться в Пост первого дня и перед Пасхой. Вечерние молитвы В течение дня нужно обращаться к Богу с молитвами и благодарностью за дарованный хлеб насущный. Молитвы читаются перед принятием пищи и после окончания трапезы. Перед тем как ложиться спать, верующий должен обратить сердечные слова к Ангелу Хранителю, благодарить его за помощь и заступничество. Это самое прекрасное время для раскрытия своего сердца и обращения молитвы к Богу Отцу. Великопостная молитва Иисусу Христу должна быть пронизана чувством благодарности и просветления. Сын Божий взошел на голгофу за грехи людские. Важно это помнить и понимать. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Далее можно читать церковные молитвы, а можно разговаривать с Богом так, как велит сердце. Важно понимать, что Господь услышит любые слова, произносимые искренне и с душой. Нельзя отвлекаться во время молитвы. Думать о проблемах, мирской суете или предаваться неправедным мыслям.
Молитвенное правило. Аудио
Дни Великого поста готовят нас к Светлому Христову Воскресению через воздержание в словах, делах, еде и через покаянные богослужения. Во время Великого поста верующие молятся каждый день, но это важно делать по особому молитвенному правилу. Молитвы, читаемые в Великий пост — открытые двери к очищению от грехов, прощению и получению благодати от Творца, Сына и Святого Духа. Если не ошибаюсь, то в Великий пост дома лучше читать утреннее и вечернее правило с молитвой Сирина.
Молитвы в пост перед Пасхой — на каждый день, перед едой, в утреннее и вечернее время
Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая. Ставя свечи на подсвечник, следует дважды совершить крестное знамение с поясным поклоном, затем приложиться к иконе поцеловать руку или ногу того, кто на ней изображён , а затем, зажигая свою свечу от других горящих свечей, установить её на подсвечнике и совершить ещё одно крестное знамение с поясным поклоном перед иконой. Свечи за здравие нужно ставить перед иконой того святого, которому хотите помолиться. Свечи за упокой ставят на канун — особый столик, как правило, перед изображением распятия Господня. В дни общецерковного поминовения усопших этот столик устанавливается посреди храма. Обязательных правил, куда и сколько ставить свечей, нет. Те, кто ходит в храм регулярно, обычно стараются поставить несколько свечей: перед праздничной иконой на аналое посреди церкви, перед образом Спасителя или Божией Матери, на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечу перед иконой того святого или святых, кого вы особенно почитаете, чаще обращаетесь с молитвой. Желательно поставить свечу и перед особо почитаемой в храме святыней. Эту молитву следует произносить перед началом всякого дела, с неё начинаются последования утренних и вечерних молитв.
Молитва Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твоё, да приидет Царствие Твоё, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Обращаясь к своей Александрийской пастве, он предписывает ей «Четыредесятницу», которая уже утвердилась у других христианских общин, «ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию». XI век. Третьяковская галерея Продолжительность поста, однако, установилась не сразу: количество дней подготовки к празднику различалось, так как Церковь не приветствовала постное воздержание по субботам иудейская традиция и воскресным дням «малая Пасха».
Поэтому: одни общины в эти дни допускали послабления постного воздержания; другие же совсем исключали субботы и воскресения из дней поста. В последнем случае для того, чтобы получилось 40 постных дней, общая продолжительность календарных дней поста, естественно возрастала. При таком подходе количество недель подготовки к Пасхе в общей сложности составляло 8. Именно такую длительность, по многочисленным свидетельствам современников, имел пост в Иерусалиме. Интересный факт Отголосок этой традиции — современная практика Русской Церкви, когда Посту предшествует «Сырная Седмица», на которой уже не благословляется мясная пища, но можно вкушать яйца, молочное, рыбу. При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается. Впоследствии возобладала традиция все же включать субботние и воскресные дни в число Четыредесятницы, что, как полагает, например, русский литургист М. Скабалланович, произошло, скорее всего под влиянием монашества.
Читайте также: Страстная седмица 2023 года Кроме этого порядка, принятого на христианском Востоке, существовала также Западная традиция шестинедельной подготовки к Пасхе. При этом, например, в Римской Церкви V в. Возможно, такой порядок восходит к древней практике поста как подготовки к Крещению оглашенных. Отголоском этой традиции является нынешняя практика католиков, правила о Великом Посте у которых значительно менее строги, чем у православных. Постное делание Правила о богослужениях и телесном посте также устанавливаются не сразу, причем изначально не являлись единообразными: судя по всему, они потребовались Церкви не ранее IV в. На территории Византийской империи, раскинувшейся от Дуная на севере до Африканских владений на юге, параллельно сосуществовали множество традиций поста, как для мирян, так и для иноков. Наиболее распространенными из них к IX в. Феодора Студита, игумена обители близ Константинополя; прп. Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима.
Студийская традиция Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры. Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси 840-е гг. Основой традиции соблюдения поста, созданной прп. Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом: совершается ежедневная литургия; в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника сухоядение, то есть невареная пища и Пятницы разрешалось только сочиво ; в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв.
Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье; иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино. Устав прп. Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп. Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным». Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св.
Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне. В XIV в. Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом.
Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником. Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста. Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней.
Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу. Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Что можно и что нельзя кушать Устав св.
Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему. В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов.
Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни. Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении.
Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава. Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру.
Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить.
Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской».
Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой.
Последний день чтения молитвы Ефрему Сирину - 12 апреля. Субботы со второй по четвертую неделю — поминальные. Первая неделя с понедельника по четверг пятница - кондак Феодору Тирону. Вторая неделя — тропарь Григория Паламы. Третья неделя — тропарь и кондак Кресту.
Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Тропарь святому Феодору Тирону Велия веры исправления во источнице пламене, яко на воде упокоения святый мученик Феодор радовашеся, огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы.
Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши». Кондак святому Феодору Тирону Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый. Филарет Московский Дроздов. Слово в субботу 1-й недели Великого поста И рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами. Празднику духовному духовная и трапеза, без сомнения, преимущественно приличествует. Но и телесной праздничной трапезы не отвергает праздник, даже духовный: потому что мы не бестелесны, потому что нас учат прославлять Бога не только в душах, но и в телесех наших, и, аще ямы, аще пием, и сие в славу Божию творити см.
Была некогда, и ныне есть, торжественная трапеза телесная, только не просто телесная, которой желал вкусить и не стыдился изъявить сие желание даже Неимеющий нужды ни в какой трапезе, потому что Сам дает пищу всякой плоти Пс. Желанием, — говорит, — возжелех сию пасху ясти с вами. Ныне мы празднуем блаженную память святителя и чудотворца Алексия. Какою же трапезою почтим сей праздник? Попечению о трапезе телесной не противоречит ли постное время? Трапезе духовной не воспрепятствует ли наша духовная скудость?
Затруднение прекращает сей же самый чин церковных времен, который ныне преимущественно вам открывает торжественную, не только духовную, но и Божественную трапезу, и, конечно, нет другого дня в году, в который бы столь многие присные Богу наслаждались Божественною трапезою, как в нынешний. По увещанию Евангельскому не станем пещися и молвити о мнозе см. И те, которые не последовали еще сему зову, да слышат наше радостное исповедание и да поревнуют нашему благополучию: да приидут, и вкусят, и видят, яко благ Господь Пс. Если бы человек, высший тебя званием, тобою и всеми чтимый по достоинству и добродетели, к которому войти в близость и знакомство ты и сам себя не удостоил бы, сверх чаяния взыскал тебя, принял дружелюбно и пригласил к своему столу, как охотно ты поспешил бы на сей зов, с какою радостию возвратился бы, с каким удовольствием говорил бы в кругу искренних твоих о угостителе и угощении. Что сказать, если бы так поступил царь, и притом не с каким-нибудь избранным служителем своего царствия, но с рабом, и еще с виновным и достойным осуждения смертного? Но как еще малы сии примеры для уподобления тому, что происходит между Христом и христианином!
Царь Небесный, Сын Божий и Бог не только посылает Своих рабов и служителей, но и Сам сходит на землю, для тебя и для меня, ибо как для всех человеков без изъятия, то, конечно, и для тебя, и для меня, и все равно, как если бы именно и единственно для тебя и для меня, — для нас, рабов низшей и малой области безмерного Царствия Его, и притом для рабов греха, для потомков преступника Адама, которые в беззакониях зачинаемся, во грехах рождаемся, живем, естественно, не лучше своего рождения, потому что жизнь наша еще в прародителях, не хотевших довольствоваться благословенною райскою пищею, отравлена хищным вкушением запрещенного плода, — для нас приходит Небесный Угоститель и не только питающую и услаждающую, но и врачующую и животворящую трапезу Сам учреждает, Сам призывает к ней, и Сам преподает нам то, что уготовал нам в пищу и питие.
Библиотека. Архив «Русской веры»
- Великий Пост.
- Молитвы на каждый день в Великий пост 2024 года. Православные молитвы во время Великого поста
- Молитвы на Чистый понедельник и каждый день Великого поста
- Каким шести святым необходимо молиться в Великий пост
- Какие молитвы читать в великий пост дома
Правила моления в постное время
- Молитвы на Чистый понедельник и каждый день Великого поста
- About the creator
- чтец Сергий Лопухов
- Три божественных молитвы на каждый день Великого поста для россиян
- Навигатор Великого поста: не пропустите главное
- чтец Сергий Лопухов
Молитвы в великий пост на каждый день — что читать дома во время поста
Какие молитвы читают дома в Великий пост 2024 года | Великий пост длится шесть седмиц, а завершает его светлая Пасха Христовая — день воскрешения Христа. |
Как правильно молиться дома в пост, чтобы ваши просьбы были услышаны | Утренняя молитва во время Великого поста. Молитва о прощении грехов на каждый день. |
Чтение на каждый день Великого Поста
Данное чтение, очень помогает избавить душу от черных помыслов. Владимир Паданин 5 ноября 2014, 17:33 Прекрасно что Вы помогаете нам рабам Господа нашего Иисуса Христа,немного узнать о законах и правилах поведения. Как правильно соблюдать посты,как правильно их провести. Как относиться к своим братьям и сестрам,и своим родным. Большое Вам спасибо! Olga19 марта 2013, 10:35 Thank you.
Very helpful.
Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Каждое утро, особенно в пост, необходимо начинать с молитвы, создавая тем самым позитивный настрой и защищая себя от любых неприятностей. Помогает в этом короткая молитва: — Господи Боже, будь милостив ко мне грешному. Очисти дyшу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний.
Верю я в щедрость и доброту Твою, которую даришь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Завершать день также желательно молитвой. Даже во сне я, раб а Божий я , не теряю веру в Тебя.
И все поклоны должны быть земные.
И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина. Молитва св. После этого полагаются еще 12 земных поклонов метаний с молитвами: 1.
Тогда египетские иноки, подобно Иисусу, удалялись в пустыню, чтобы на протяжении 40-дневного периода предаваться молитвам и поститься. В древние времена пребывание в таких условиях представляло серьезную угрозу для жизни. Поэтому, отправляясь в дорогу, монахи старались попросить прощенья у всех остающихся, так как были серьезные основания полагать, что они больше не увидятся. Важные молитвы Великого поста Христианам на всех жизненных дорогах помогает искреннее обращение к Создателю. Господь даровал нам и тексты специальных молитв, помогающих пережить испытания Великого поста. Христиане читали дома такие молитвенные тексты, уповая на Божью помощь. Вечерняя молитва во время Великого поста Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царю небесный, прости меня за грехи, совершенные мной за день словом или делом. Даже во сне я, раб Божий, не теряю веру в Тебя. Верю, что избавишь меня от грехов и очистишь душу мою. Каждый день надеюсь я на защиту Твою.
Перечень утренних молитв, которые стоит читать в Великий пост 2023 года
Утренние молитвы на каждый день. Пост не является обычной диетой, поэтому невозможен без прочтения молитв. Если не ошибаюсь, то в Великий пост дома лучше читать утреннее и вечернее правило с молитвой Сирина. Практически в каждый день Великого Поста предусмотрены свои молитвы. Великий пост (субтитры) 29 марта 2020 г. Последование ко Святому Причащению.
3 молитвы Великого поста
У православных христиан начался Великий пост 2023 года. в этот период стоит читать утренние молитвы. У православных христиан начался Великий пост 2023 года. в этот период стоит читать утренние молитвы. Обязательные утренние молитвы во время Великого поста 2023 года Молитва первая «Господи, будь милостив к рабу своему (имя)! Молитва 1, святого Макария Великого.
ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Либо молитву к Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй Трижды. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Утренние молитвы дополняются вышеуказанной молитвой Ефрема Сирина. Она может читаться не только в храме, но также дома, и имеет предназначение подготовить человека к исповеди, покаяться и очиститься.
Перед сном можно молиться ангелу-хранителю: «Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Можно читать молитву: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец». А также произносить: «В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же меня благослови, помилуй и живот вечный даруй. Приведем другие молитвы в Великий пост, которые читаются дома каждый день.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Молитва перед вкушением пищи: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения» строки из Пс. Перед тем как приступить к еде вы можете прочесть «Отче наш»: «Oтче наш, Иже еси на небесех!
Великий Пост для православных верующих является временем покаяния и сугубой молитвы. Богослужение, совершаемое в дни поста, отличается от обычного некоторыми существенными особенностями. Прежде всего, исключаются тексты, носящие торжественный, праздничный характер. Облачения используются темного цвета. Совершаются многочисленные земные поклоны. Псалтирь, согласно Уставу, прочитывается в течение недели дважды в обычное время — один раз. На утренях вместо полных канонов, состоящих из восьми или девяти песней, читаются «трипеснцы» отсюда и название богослужебной книги трипеснец. На вечернях читаются паремии из книги Бытия и книги Притчей Соломоновых: в течение поста обе книги прочитываются почти целиком Быт. На 6-м часе прочитывается значительная часть книги пророка Исаии. В седмичные дни поста не совершается полная литургия. По понедельникам, вторникам и четвергам литургии вообще не бывает, а по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. В седмичные дни поста не читаются Евангелие и Апостол.
Молитва вторая «Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Молитва четвертая «Пресвятая Богородица, защитница и покровительница всего рода людского. Будь со мной, рабом Божьим имя , во время воздержания и очищения. Не отведи взора, помоги справиться со всеми проявлениями зла. Усмири плоть мою, направь мысли в русло прощения и покаяния. Молитва пятая «Отче наш! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя как на земле, так и на небесах. Возношу молитвы Тебе в надежде и смирении.
К примеру, земные поклоны не совершаются в период от праздника Пасхи до дня Святой Троицы, а также в воскресные дни и дни великих праздников. Тем, кто только начинает посещать храм, можно посоветовать наблюдать за более опытными прихожанами и следовать их примеру. О церковных свечах Фото: Сухинин Михаил Войдя в храм после совершения крестного знамения, следует приложиться к иконе, находящейся в центре храма на аналое наклонной подставке и обычно именуемой праздничной. При этом вполне допустимо поставить на подсвечник перед иконой свечи, приобретённые за церковным ящиком. В храме все свечи перед продажей освящаются священником, поэтому приобретать их лучше там, а не где-то на улице. Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая. Ставя свечи на подсвечник, следует дважды совершить крестное знамение с поясным поклоном, затем приложиться к иконе поцеловать руку или ногу того, кто на ней изображён , а затем, зажигая свою свечу от других горящих свечей, установить её на подсвечнике и совершить ещё одно крестное знамение с поясным поклоном перед иконой. Свечи за здравие нужно ставить перед иконой того святого, которому хотите помолиться. Свечи за упокой ставят на канун — особый столик, как правило, перед изображением распятия Господня. В дни общецерковного поминовения усопших этот столик устанавливается посреди храма. Обязательных правил, куда и сколько ставить свечей, нет. Те, кто ходит в храм регулярно, обычно стараются поставить несколько свечей: перед праздничной иконой на аналое посреди церкви, перед образом Спасителя или Божией Матери, на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечу перед иконой того святого или святых, кого вы особенно почитаете, чаще обращаетесь с молитвой. Желательно поставить свечу и перед особо почитаемой в храме святыней. Эту молитву следует произносить перед началом всякого дела, с неё начинаются последования утренних и вечерних молитв. Молитва Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.