Информацию о смерти Нины Михайловны Молевой подтвердили представители Министерства культуры РФ. Нина Молева родилась 5 декабря 1925 года. Большая жизнь Нины Михайловны Молевой вместила так много ею совершенного, что остается только удивляться, как ей все это удалось. Если кому интересно, прочитайте биографию Нины Михайловны, и вы удивитесь, сколько у нас выдающихся людей, о которых мало кто слышал. Но перейдем к поразительной и главной части этой новости. Нина Молева — специалист известный и авторитетный, исследовала историю русского и зарубежного искусства. Нина Молева, 1988 год. Культура. Фото: Юрий Заритовский/РИА Новости.
Памяти искусствоведа Нины Молевой
российская писательница, историк, искусствовед. Жена художника Э. Белютина. Окончила филологический факультет и аспирантуру Московского университета. Нина Михайловна Молева (род. 5 декабря 1925, Москва, СССР) — советская и российская писательница, историк, искусствовед. «11 февраля 2024 ушла из жизни Нина Михайловна Молева, писатель, выдающийся учёный — историк, искусствовед, журналист, ветеран войны. Светлая память уникальному учёному, писателю, воину, удивительной женщине», — говорится в некрологе. Писатель, историк и искусствовед Нина Молева 11 февраля ушла из жизни в возрасте 98 лет. Об этом сообщили РИА «Новости» в пресс-службе минкультуры РФ. Молева — вдова художника-авангардиста Элия Белютина.
На 99-м году жизни умерла писатель и искусствовед Нина Молева
С 1958 по 1964 год вела курс психологии создания и восприятия художественного произведения на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР. С 1968 года выезжала с курсом лекций о русской и славянских культурах в Варшаву, Париж, Милан, преподавала в университетах Швейцарии. В 1975-1989 годах совместно с актерами Малого театра Михаилом Царевым , Еленой Гоголевой , Эдуардом Марцевичем , а также певцами Большого театра и музыкантами Московской консерватории организовала и вела Театр сценического рассказа. С 2000 по 2008 год - член Комиссии по монументальному искусству при Московской городской думе. Автор монографий о русских живописцах Иване Никитине, Федоре Рокотове, Дмитрии Левицком, Владимире Боровиковском, Павле Чистякове, Константине Коровине, исследований по истории русского и зарубежного искусства, книг о древнерусской и старинной московской архитектуре. Ряд ее произведений переведен на польский, итальянский и французский языки. Коллекция Белютина После смерти мужа 27 февраля 2012 года Нина Молева вступила в права наследования коллекции работ старых мастеров около 1000 предметов, из них около 200 живописных полотен , согласно семейному преданию, основанной дедом Белютина - художником московской конторы императорских театров Иваном Егоровичем Гриневым. Сама Молева поясняла: «Мы с мужем хотели, чтобы все это осталось России. Первое завещание составили еще в 91 году, и оно хранилось в нотариальной конторе...
Когда муж умер, выяснилось, что в нашей стране, оказывается, по закону завещать что-то можно только физическому лицу или учреждению. Не государству... Почему Путин?.. Помните конец 1999 года: начиналось новое тысячелетие, и это знаменитое выступление Ельцина: «Я ухожу!
Он проверил ее знания польского, узнал, что девушка еще блестяще разговаривает по-немецки, и судьба Нины была решена. Она стала разведчицей. Благодаря ее разведданным удалось спасти от уничтожения два польских городка. За это Молевой вручили высшую военную награду Польши - золотой Офицерский крест.
В 1945-м война закончилась. После парада на Красной площади представителей всех фронтов собрали в Георгиевском зале. Среди них, по предложению Рокоссовского, была и Нина. Очередь дошла и до меня. Отвечая на его вопрос, я обратилась к нему по имени-отчеству. А в военное время это было недопустимо, - рассказывает Нина Михайловна. Но я ответила, что война для меня закончена. Сама себя мобилизовала, сама себя и демобилизую!
Для коллектива музея она была не просто уважаемым искусствоведом, но и добрым другом, который неоднократно выступал в роли дарителя. Благодаря бесценным дарам, сделанным в 2012-2015 годах, Псковский музей-заповедник обладает самой большой коллекцией работ Э. Белютина в России и мире. В состав коллекции входят 145 работ, 30 из которых — живописные полотна, 115 — акварельные и графические наброски. Среди них: набор для игры в домино, кольцо со вставками из перламутра, икона на ткани «Святая преподобная Евфросиния, Великая княгиня Московская», прибор для ухода за ногтями, пудреница, две запонки с белым перламутром, карманные часы и другие предметы.
Тургенев без Виардо, или Три надежды на любовь. Александр Пушкин. Верность ловеласа.
Истории Великой Любви. От Кремля — в Хамовники. Пётр I. Любовь тирана. Семь загадок Екатерины II, или Ошибки молодости. Царица смуты : ист. Достоевский и его женщины, или Музы отложенного самоубийства : [роман]. Есенин без Дункан, или Обратная сторона солнца : [роман].
Моя прекрасная графиня, или Любимая женщина Гоголя и Дюма. Страна Маросейка. Дыхание зодчества. Доброчиньска-Клишко А. Манеж : [альбом]. На исходе. Путями истории — дорогами искусства. Слово — натуре : [альбом].
Архивными тропами : [ист. Первыми рождаются дороги. Москва — Беллуно — Милан. Рыжие сосны на тёплом ветру. Яблочный Спас. В лабиринтах истории. Избранные статьи. Избранные статьи : [О Москве].
Альбом Серебряного века. Наш век : Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой. Театр мысли. Альбом стального века. Гений Белютина. За порогом милениума. Перемена мест слагаемых. Редактор, составитель[ править править код ] 1953 Чистяков П.
Дочь ставропольца завещала Путину картины и скульптуры на 2 млрд долларов
Молевой существовали противоречия с заведующим кафедрой и ее официальным руководителем профессором А. Профессор неожиданно возглавивший к этому году все основные искусствоведческие аспирантуры Москвы МГУ, ГТГ, Академия общественных наук настаивал на теме, которая подтверждала незыблемую для него истину, что искусство от первобытного до наших дней идет по пути от «не умею» к «умею». Под последним подразумевался примитивный реализм. В подобном контексте он хотел видеть у аспирантки тему «Развитие реализма в русском портрете от Рокотова к Левицкому. Иначе говоря, появление прямого отражения натуры в иконописи указанного времени. Кстати сказать, выводы исследования основывались на документальных доказательствах, что живопись как метод проникла в художественный русский метод не через мастеров Ирана и Армении. Суммируя свои выводы, оба автора исследователя приходят к выводу о своеобразии формирования русской изобразительной, а вместе с ней и русской педагогической системы. Именно в русском искусстве удается проследить общую направленность на выявление и формирование человеческой личности посредством изобразительного искусства. Здесь особую роль приобрела проделанная Э. Белютиным огромная работа по расшифровке сложнейшего для чтения почерка «учителя русских художником» Павла Петровича Чистякова и восстановления его сохранившейся лишь в отдельных отрывках педагогической системы, по сути развившей начала учения Гегеля о сущностных силах человека. Год с лишним совместной работы позволяет авторам прийти к выводам, любопытным для формирования личности современного человека, и тогда они решат сформулировать их и представить в Идеологический отдел ЦК оба не были членами партии , как основание для анализа и пересмотра принятой в отношении советской культуры политики ее руководителей.
Борьба в виде отдельных выступлений и публикаций смысла не имела. В таком решении вероятнее всего сказался военный опыт авторов. Оба он прошли Великую Отечественную войну. Белютин уехал на оборонные работы с первым уходившим из Москвы эшелоном на Смоленщину 27 июня 1941 года, Н. Молева начала службу 22 июня 1941 года и окончила ее в составе 2-го Белорусского фронта под Кенисбергом, в чине старшего лейтенанта, с военными наградами, в частности, «За оборону Москвы» и одним из высших военных орденов союзников — «Золотым офицерским крестом высшего достоинства» Польша. Для авторов, по их собственному выражению, это была работа на опережение, чтобы попытаться скорректировать объявленную партией линию руководства культурой. Статья на два подвала в газете «культура и жизнь» 1 вариант — для внутреннего пользования Идеологического отдела корректируется одиннадцать раз. Только предложенный авторами 12-й вариант оказывается возможным для публикации. Сразу после ее выхода авторы приглашаются в Идеологический отдел ЦК. Коняхин, только что окончивший аспирантуру в Академии общественных наук.
Молеву просто ставят в известность с какого числа она становится сотрудником Идеологического отдела в качестве старшего консультанта по всем видам искусства в порядке распределения лиц, завершивших аспирантуру. Возражения с ее стороны не представлялись возможным, но Э. Белютин от предложенной должности категорически отказывается под предлогом, что для завершения своей педагогической системы и Теории всеобщей контактности ему необходимо время для научной работы и преподавания. Авторам предстояло издать книгу о существе чистяковского метода первая книга — «Чистяков — теоретик и педагог» вышла в издательстве Академии художеств СССР в 1953 году , все теоретическое наследие Чистякова «П. Издательство «Искусство» , организовать выставку Чистякова и его учеников, раскрывающих систему. Нам поручалось одновременно собрать и открыть в залах Академии художеств выставку с изданием аннотированного по системе Чистякова. Несмотря на смерть Сталина, «дорожная карта» соблюдалась вплоть до выхода последнего, оговоренного в ней издания и достаточно несуразную, чисто внешнюю, но жесткую борьбу с культом, хотя Идеологический отдел, конечно, не забывал, что «дорожная карта» при своем возникновении получила одобрение вождя.
В апреле 2013 года искусствовед передала коллекцию в дар по завещанию президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России. Лусине Баласян.
Статья на два подвала в газете «культура и жизнь» 1 вариант — для внутреннего пользования Идеологического отдела корректируется одиннадцать раз. Только предложенный авторами 12-й вариант оказывается возможным для публикации. Сразу после ее выхода авторы приглашаются в Идеологический отдел ЦК. Коняхин, только что окончивший аспирантуру в Академии общественных наук. Молеву просто ставят в известность с какого числа она становится сотрудником Идеологического отдела в качестве старшего консультанта по всем видам искусства в порядке распределения лиц, завершивших аспирантуру. Возражения с ее стороны не представлялись возможным, но Э. Белютин от предложенной должности категорически отказывается под предлогом, что для завершения своей педагогической системы и Теории всеобщей контактности ему необходимо время для научной работы и преподавания. Авторам предстояло издать книгу о существе чистяковского метода первая книга — «Чистяков — теоретик и педагог» вышла в издательстве Академии художеств СССР в 1953 году , все теоретическое наследие Чистякова «П. Издательство «Искусство» , организовать выставку Чистякова и его учеников, раскрывающих систему. Нам поручалось одновременно собрать и открыть в залах Академии художеств выставку с изданием аннотированного по системе Чистякова. Несмотря на смерть Сталина, «дорожная карта» соблюдалась вплоть до выхода последнего, оговоренного в ней издания и достаточно несуразную, чисто внешнюю, но жесткую борьбу с культом, хотя Идеологический отдел, конечно, не забывал, что «дорожная карта» при своем возникновении получила одобрение вождя. Речь шла для него, да и всех последующих исполнителей о повышении энергии людей в части их производственной работы. Особенно на этом смысле системы и Чистякова и Белютина был в связи с экономикой. По словам А. Косыгина, разоренная войной страна особенно остро нуждалась в развитии творческой потенции человека. Хотя позиции в отношении издания всей истории и теории русской художественной педагогики формально и не меняется, само отношение к чистяковской теории и главной ее посылке — формированию в каждом художнике независимой человеческой личности начинает меняться. В намеченной выставке великого педагога и его учеников оспариваются имена Врубеля, Борисова-Мусатова, «лучистов», их пытаются физически убрать из экспозиции вплоть до момента открытия выставки. Аннотированный каталог, на их примере показывающий основные позиции чистяковской системы выходит из печати только через год по окончании выставки. Русский музей и Третьяковская галерея не согласились с выводами Н. Молевой и Э. Белютина о философской подоснове системы Чистякова. Алпатов и ответственный секретарь В. Сысоев заявляют, что «простой мужичок из Красного Холма» не может обладать знанием философии на уровне Гегеля и Фихте, вызвав бурный протест даже со стороны самого академического президиума. Основной костяк выставки Н. Молева собирает в частных собраниях учеников Чистякова под свою личную ответственность. К выставке не печатаются ни пригласительные билеты, ни уличные афиши. Делается попытка сорвать издание четырехтомника о теории русского искусства. Неожиданно первым выходит второй том под названием «Педагогическая система русской Академии художеств XVIII века», а первый во вторую очередь под заголовком «Живописных дел мастера» - теория русского искусства XVII — первой половины XVIII столетий с приложением энциклопедических материалов о художниках этого времени.
Известно, что еще в 2013 году Нина Молева составила завещание, в котором по информации СМИ ее коллекция картин перейдет к Владимиру Путину, как юридическому представителю России. По оценкам специалистов, коллекция картин, которая насчитывает около 200 работ, по стоимости может достигать двух миллиардов долларов. Вот это вдохновляющий уровень доверия к нашему президенту. Где-то, наверное, взгрустнул Леха Навальный, которому в наследие оставили только лайки на YouTube и хороший американский демократический пендель под зад. Это как всегда частное субъективное мнение.
МОЛЕВА Нина Михайловна
По данным "МК", Нина Молева с 1955 года была женой художника-авангардиста Элия Белютина, основателя художественной студии "Новая реальность". Посредством даров Нины Михайловны фонды Псковского музея-заповедника пополнились личными вещами великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой – супруги брата императора Александра III. МОЛЕВА НИНА МИХАЙЛОВНА – искусствовед, писатель. Родилась 5 декабря 1929 года в Москве.
Завещала картины на 2 миллиарда долларов Путину. Кто такая Нина Молева и откуда у нее коллекция?
Нина Молева скончалась на 99-м году жизни. Но Моссовет по просьбе редактора журнала Вопросы истории, где работала Нина Михайловна, вдруг предложил вернуть ей часть жилплощади деда мужа. Тайна оставленного Путину «миллиардного» наследства: что после смерти Нины Молевой охраняла полиция? Екатерина Сажнева: Кто такая была Нина Михайловна Молева и насколько ее реальная биография совпадает с тем, что она сама и другие о ней говорили?
Рокоссовский назвал ее хулиганкой
Нина Молева умерла 11 февраля. Молева была владелицей уникального собрания картин, которую оценивается в десятки миллионов долларов. Нина Молева родилась 5 декабря 1925 года. Она была автором более 120 работ о русских живописцах Иване Никитине, Федоре Рокотове, Дмитрии Левицком, Владимире Боровиковском, Павле Чистякове, Константине Коровине, а также исследований по истории русского и зарубежного искусства. Сохрани номер URA.
Остается ждать полгода, но вопрос — примет ли президент такое наследство, которое в искусствоведческой среде много лет считают крайне спорным. Мэр Москвы Юрий Лужков в свое время не принял собрание Белютина в дар, напоминает искусствовед и автор телеграм-канала «Ку-ку» Ксения Коробейникова: Ксения Коробейникова искусствовед и автор телеграм-канала «Ку-ку» «Говорили, что там много подделок, много вещей даже не второго, а третьего ряда, и даже пятого, десятого, что если и есть там что-то более или менее ценное, оно того не стоит, чтобы с этой коллекцией связываться. Видимо, поэтому в свое время Юрий Лужков не принял в дар эту коллекцию и не взял ее на баланс города, тем более что Нина Молева тогда просила: если уж вы принимаете дар, то откройте музей для этой коллекции. Тогда с этим связываться не стали, и она решила, что хочет подарить, завещать эту коллекцию государству. В общем-то, сейчас, когда она умерла и все вспомнили, что завещание-то на Владимира Путина, и в этом-то вся загвоздка, потому что это юридически обязывающий акт. Администрация президента должна решать, что с этим делать». От коллекции Белютина отказался также Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Несмотря даже на то, что о собрании в 1990-х была пара высоких отзывов со стороны зарубежных специалистов. Известный французский независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен сказал, что в Белютинской коллекции есть десяток более или менее интересных картин. Но реальной экспертизы так и не было, отмечает директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова: — По-настоящему коллекцию никто не изучал. Она не проходила никаких исследований, сказать, что там на самом деле, на сегодняшний день, наверное, все-таки преждевременно. К ней приходили в разные годы из-за рубежа, о ней писали, например, во французских ежедневниках.
До конца 1941 года работала санитаркой, операционной сестрой в сортировочном госпитале, участвовала в обороне Москвы. Прошла путь от подмосковной Немчиновки до Кёнигсберга 2256 выступлений , была контужена. Демобилизовалась в звании старшего лейтенанта. Награждена боевыми медалями, Орденом Возрождения Польши. В мае 1942 года получила диплом артиста-чтеца высшей категории, выступив с зачётным сольным концертом в Октябрьском зале Дома Союзов. Осенью того же года заочно поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ и в Высшее театральное училище имени М. Щепкина при Малом театре с условием зачёта сдаваемых в МГУ дисциплин и практики в театральной бригаде солдаты-заочники дважды в год получали десятидневное увольнение для сдачи сессии.
Формула времени» — одна из самых востребованных выставок нашей постоянных экспозиции. Региональное отделение Союза дизайнеров России Калининградское отделение во главе с Еленой Бодяковой подготовили к этой знаменательной дате экспериментальную линейку дизайнерской сувенирной продукции по мотивам работ художника Элия Белютина и учеников его студии «Новая реальность». Поздравление директора Музея Галины Заболотской в дизайнерском худи порадовало и Нину Михайловну, и гостей ее праздника.