На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. Но в России ещё в конце XVII века наступление «новолетия» отмечали по византийскому календарю, 1 сентября. Рождество в России отмечается 7 января. История Рождества Христова, традиции, обычаи и связанные с ним запреты — в материале «Вечерней Москвы».
Рождество Христово в 2024 году: дата, история, основные традиции и символы праздника
Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг.
Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров.
Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня».
С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно.
Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются.
В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах.
Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье.
Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры.
НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул.
Сочивом и взваром разговляются — это первое, что нужно кушать после первой звезды. После вкушения скоромной пищи подаются мясные кушанья, жирная рыба, пироги и всевозможные десерты. Хорошо, если на праздничном столе будет 12 блюд, символизирующих Апостолов — учеников Христа. В качестве основного блюда принято готовить гуся или индейку. Их фаршируют по своему вкусу и выпекают в духовке.
Обязательно делают холодец, ставят на стол домашние соленья. На сладкое пекут печенье в виде фигурок, пряники, кексы. Какие обряды и ритуалы проводили на Руси? В Сочельник на закате все домочадцы во главе со старшими начинали молиться. Затем зажигали свечку и прикрепляли ее к караваю хлеба.
В передний угол под иконами укладывали сено или солому, застилали белоснежной скатертью, на которую ставили сноп пшеницы и сочиво. После всех приготовлений возобновляли молитвы, а по окончании садились за стол. Все эти предметы считались непременной атрибутикой Рождества. Солома и пшеница символизируют пробуждение сил Природы, сочиво означает плодородие. Первое вкушение пищи после поста проходило в тишине.
Но у крестьян было несколько обрядов: гадали на будущий урожай, выдергивая соломинки из снопа пшеницы; дети сидели под столом и пищали, как цыплята, чтобы у семьи водились куры. Остатки кутьи раздавали соседям, которые жили в бедности. После ужина начинались колядки. Молодежь ходила по дворам, пели песни, славили рождение Христа, поздравляли с большим праздником. За это хозяева дома должны дать деньги или угостить колядующих.
Вот несколько простых стихов для колядок, которые могут запомнить даже дети: Коляда, коляда, открываем все дома, все окошки, сундучки, даем конфет и пирожки. Чтобы было благо вам, скажи спасибо небесам, Бог здоровья всем нам даст, ведь на это он горазд. Мы сегодня в доме вашем и станцуем вам, и спляшем! Всех зовем на наши Святки, ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех, шуток хватит здесь на всех!
Не дашь мне ватрушки — получишь по макушке! Не дашь пирога — уведу корову за рога! Хозяйки неделю после Сочельника не выметают сор из избы, а собранный за это время мусор потом сжигают на улице. В ночь на Рождество крестьяне выходили в поле и смотрели на небо.
Наши предки получили рождественское богослужение в Х веке почти уже в готовом виде из Константинополя. Примерно с конца XII века праздник стал предваряться сорокадневным постом, который иногда называется еще «Филиппов пост», потому что он начинается 28 ноября — сразу после празднования памяти апостола Филиппа. У древних христиан был обычай строго поститься накануне великих праздников, чтобы почувствовать величие праздника, перед которым должны отступить даже самые естественные потребности человека в пище. Такой строгий однодневный пост по сей день сохраняется накануне праздников Рождества и Крещения и называется Навечерием или Сочельником от обычая вкушать вечером этого дня после первой звезды сочиво — вареную пшеницу с медом. Почему именно после первой звезды? Никакого мистического смысла здесь искать не стоит.
Просто первая звезда появляется на небе с наступлением темноты, то есть весь день христиане проводят в строгом посте, а вкусить сочиво можно только вечером. Но конечно, накануне Рождества хочется, чтобы даже самые малейшие церковные установления напоминали о наступающем торжестве. Потому и говорят о звезде. От Рождества до Крещения следуют особые дни духовного торжества, которые на Руси называются святками. У славян-язычников на это время тоже приходился солнечный праздник. Начинался он в конце декабря и длился до первых чисел января.
Главное сегодня
- Как встречали Рождество на Руси
- Лента новостей
- Традиции Рождества
- Комментарии (0)
Рождество Христово: традиции и история праздника
Нет праздника важнее Рождества». Это связано с тем, что католики больше ориентируются на земную жизнь Христа. На Бога, который воплотился в человеке: Бог настолько любит меня, что сам сошёл на землю. Стало быть, я хорош таков, каков я есть. В православной традиции акцент больше делается на Христе — на Сыне Божием: в Пасхе, в своих страданиях Бог зовёт человека подняться к Нему на небо, чтобы стать подобным Ему и соединиться с Ним. Праздничный вертеп — Когда Рождество на Руси стали отмечать как общенациональный праздник?
Были ли у него особые традиции? В это время появляется традиция устраивать вертепы и вертепные театры. События, связанные с рождением Христа, обыгрывали при помощи кукол или актёров. Верхушку ели озаряла Вифлеемская звезда, возвестившая волхвам о рождении Иисуса Христа. Хотя сейчас многие ошибочно считают, что прототипом этого новогоднего украшения стала пятиконечная советская звезда.
Так ли это на самом деле? Но, например, сохранилось предание, что Дева Мария и Иосиф укрывали от холода пещеру, где родился Христос, еловыми лапами, отсюда пошла традиция. Кроме того, ель — вечнозелёное растение, а Христос — символ жизни вечной. В том числе и поэтому ель стала одним из символов Рождества. Надо сказать, что в дореволюционной России была очень развита главная традиция рождественского милосердия, помощи нуждающимся, чтобы все могли встретить праздник достойно.
Статья по теме — Действительно ли в сочельник, 6 января, нельзя есть до первой звезды?
Именно в этот день праздник отмечают представители многих конфессий. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и некоторые другие церкви празднуют Рождество Христово 7 января. В России праздник Рождества Христова является государственным выходным и нерабочим днем с 1991 года. В 2023 году Рождество Христово будут праздновать в субботу. Его рождение произошло в очень необычных обстоятельствах. Оно было предречено.
Об этом говорили ветхозаветные пророки. Христиане празднуют этот великий праздник во всем мире многие века. Мы сохраняем традиции и стараемся подчеркнуть в России религиозный смысл этого праздника. На Западе о нем говорят как о хорошем светском мероприятии с подарками и добрыми хорошими пожеланиями. Это прекрасно, но нельзя забывать об и истории и значении этого дня для христиан. Рождественский пост Рождественский пост готовит православных христиан к самому важному — Рождеству Христову. Рождественский пост является последним многодневным постом в году.
Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь. В этот же вечер обходили дома родственников с угощением, что символизировало единение всего рода за общей трапезой. Затем шли на ночную службу в церковь. Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу. В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб.
После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно.
Колыбельной Ему стали ясли. Через некоторое время в хлев первыми пришли пастухи, чтобы приветствовать Младенца. Позже явились волхвы, которых привела первая взошедшая на небе звезда.
Они принесли дары. Значение Рождества для верующего человека велико. Во-первых, праздник означает, что в этот день на свет появился Спаситель всего человечества. Во-вторых, Он — символ примирения человека и Бога.
Кроме того, этот праздник служит предвозвещением искупительного подвига Иисуса, обновления человеческой природы. В 20-е годы в СССР упраздняли все религиозные торжества. Начали восстанавливать рождественские традиции, устраивать светское празднование Нового года.
Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин.
Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю. Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен.
Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи.
Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение".
Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно.
Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении. Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой. Также во главе стола ставили кутью рисово-пшеничную кашу с добавлением изюма, кураги или орехов. В остальном хозяйки вольны в выборе блюд. В северных областях популярны архангельские козули — фигурки козочек, овечек, барашков и лошадок, вылепленные из сдобного теста на сливочном масле и яйцах. Такие фигурки связаны с хлевом, где родился Иисус.
Еще одно традиционное мясное блюдо русской кухни — полотки — половинки птичьих тушек, просоленные и копченые или вареные.
В 20-е годы в СССР упраздняли все религиозные торжества. Начали восстанавливать рождественские традиции, устраивать светское празднование Нового года. При этом в 1937 году в Колонном зале Дома союзов Москвы установили елку, но не с Вифлеемской звездой, а с красной. С тех пор она стала новогодней, а не рождественской. Праздновать Рождество в России на государственном уровне вновь начали с 1991 года. Официальным выходным объявили 7 января. Так, в стране праздник отмечают в ночь с 6 на 7 число, а не с 7 на 8. В дореволюционное время в царской России рождественские празднования устраивали 25 декабря. В СССР в этот день отмечали торжество еще несколько лет.
Затем дата начала меняться: в 1923 году Рождество отметили 7 января, в 1925 году — 25 декабря.
Отвечает Екатерина Гудкова , филолог, автор портала «Культура. РФ» Для привлечения достатка важно было встречать Рождество в новой одежде, а специальные обряды в хлеву и во дворе должны были обеспечить богатый урожай и приплод скота. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год сегодня это старый Новый год , а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.
Как появилась песня «В лесу родилась ёлочка»?
8. До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. Рождество в России – один из самых светлых, добрых и радостных дней в нашей жизни. 25 Декабря (7 Января по старому стилю). История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. История празднования Рождества в России.
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
Всем жителям Москвы предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». Всё это напоминало европейские, в первую очередь, немецкие праздники. К новой моде будут долго привыкать, но со временем она полностью обрусеет — не последнюю роль в этом сыграют русские немцы. В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки. Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор. Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год: «Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие.
Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей. Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности. При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 2 февраля 1918 г. Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января. В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать.
Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю. Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались». Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл.
Возле каждой елки ставили маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками. Младший брат Николая II Михаил писал в дневнике, что накануне Рождества он «валялся в кровати и думал о елке». Вскоре праздник заканчивался, и елки, простоявшие во дворце три дня, убирали. Снимали украшения с елок дети: «Все изящные, похожие на тюльпаны подсвечники и великолепные украшения, многие из которых были изготовлены Боленом и Пето, раздавались слугам. До чего же они были счастливы, до чего же счастливы были и мы, доставив им такую радость! При Александре III было положено начало традиции посещения других многочисленных елок членами Императорской фамилии. Так, ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака ехали с детьми и великими князьями в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки.
Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояла елка и стол с подарками, после раздачи даров, всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Собственно, календарный Новый год 31 декабря в царской семье отмечался только молебном, поскольку для людей того времени это был обычный календарный рубеж, не имевший ничего общего с рождественскими чудесами. С началом нового царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства, воспроизводились при императорском дворе вплоть до 1917 года. Спальная комната Николая Второго Конечно, из череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки. Все повторялось из года в год. Многочисленные елки для охраны, с родственниками, домашние, в которых стали принимать участие и дети. Для них, кстати, устраивались отдельные елки.
А в 1906 году Николай II записал: «В новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Следует также отметить, что и в праздники работа для царя не останавливалась. Например, 31 декабря 1905 года рабочий день императора включал в себя: смотр лейб-гвардии Казачьего полка с 10 часов 30 мин. Поскольку день был насыщенный, он в своем дневнике отметил: «Гулял очень мало». Потом в 16. После обеда царь, стараясь закончить нескончаемые дела, «занимался усиленно» до 23 часов 30 мин. И только затем семья «пошла к молебну». И так повторялось из года в год. В декабре 1895 г.
Затем 25 декабря: «В 3 ч. Как всегда были песни, пляски и балалайки. После чаю зажгли маленькую елку для дочки и рядом другую для всех женщин, Алике и детской». После раздачи подарков смотрели опять на лезгинку и пляску солдат». Таким образом, начиная с Александра III, рождественские праздники для императорской семьи стали важной частью публичной демонстрации «нерушимого единства» царя и его личной охраны. Конечно, из этой череды обязательных праздничных мероприятий старались выделить время и для семейной елки с обязательными взаимными подарками. В этот день Александра Федоровна недомогала, а у царя «трещала голова», поэтому они в 11 вечера легли поспать, а затем, проснувшись через час, «показали наши взаимные подарки. Оригинальная Елка в первом часу ночи в спальне! Хотелось бы подчеркнуть, что тогда рождественские праздники не носили характера «всенародного праздника», а являлись тихим, семейным делом.
Естественно, царем незатейливо подводились и итоги года: «Не могу сказать, чтобы с грустью простился с этим годом. Дай Бог, чтобы следующий, 1897 г. Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г. В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица. Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Под елкой положили музыкальную шкатулку, она наигрывала бессмертное: «Ах, мой милый Августин, Августин…» Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Остальные праздники Рождества в семье Николая II проходили по сложившейся «схеме».
Менялось только количество детей, и с 1904 г. Поскольку детей поселили на втором этаже дворца, то 24 декабря 1904 г. В этот же день, к вечеру, семьей поехали в Гатчинский дворец к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Там, после всенощной, «внизу» устроили елку «для всех». В следующие два дня члены императорской семьи присутствовали на рождественских елках, устроенных для различных подразделений охраны. В последующие годы все повторялось без изменений. Многочисленные елки для охраны, елки с родственниками, домашние елки, в которых стали принимать участие и дети. Для них устраивались отдельные елки. Так, 24 декабря 1905 г.
Готовились и личные подарки. У родителей была «собственная елка». В 1906 г. Николай II записал: «В новой комнате Алике была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков». Одна из мемуаристок упоминает, что императрица имела маленькую «рождественскую» слабость: «Она непременно хотела, чтобы свечи на елке задувала она сама. Она гордилась тем, что особенно сильной струей воздуха ей удавалось погасить самую верхнюю свечу». Когда дочери подросли, их стали привлекать к посещениям елок, организованных для охраны. Даже появились специфические выражения «елка первой очереди», «елка второй очереди». Посещение этих обязательных елок было важной частью публичной «профессии» царя.
После того как началась Первая мировая война, многое в жизни страны изменилось. Александр II отметил для себя только обедом с тремя взрослыми сыновьями — Александром, Владимиром и Алексеем691. Когда великий князь Александр Александрович в 20 лет стал цесаревичем, для него практически ничего не изменилось в день 31 декабря 1865 г. Этот вечер наследник провел «в своих комнатах в беседах с друзьями». Только около 12 часов ночи отворилась дверь кабинета и вошел Александр II. Он поздравил цесаревича с Новым годом и благословил его. Так в 1860-х гг. Традиция формальной фиксации наступления Нового года, в лучшем случае отмечаемого семейным молебном, сохранялась в императорской семье вплоть до падения монархии в феврале 1917 г. По дневнику Николая II можно проследить, как отмечалось 31 декабря на протяжении двух десятилетий.
Эти события носили повторяющийся из года в год характер, мало меняясь со временем. В дневнике цесаревича Николая 31 декабря 1891 г. Три смерти, болезнь и долгая разлука с Георгием, и, наконец, мой случай в г. Если по дневникам Николая II посмотреть, как он проводил последний день уходящего года, то увидим, что для него, как и для его предшественников, то был обычный рабочий день, отличавшийся от остальных дней только тем, что в последние часы уходящего года вся семья собиралась на новогодний молебен. Этот новогодний молебен появился при Николае II, когда уже начиналась формироваться традиция торжественно встречать Новый год. Когда Николай II жил с семьей в Зимнем дворце, то размах молебна стал соизмерим с уровнем большого императорского выхода. Одна из мемуаристок описывает такой молебен, состоявшийся в ночь 31 декабря 1900 г. Молебен служился в Большой церкви Зимнего дворца, и на нем присутствовало все императорское семейство. Соответственно, все дамы оделись в придворные платья, усыпанные драгоценностями.
Следуя стандартам «формы одежды», Александра Федоровна была в кокошнике, украшенном алмазами. Она выглядела настолько хорошо, что старшая из дочерей, 5-летняя Ольга, в восторге сравнила императрицу-мать с рождественской елкой: «О! Мама, Вы — такая же прекрасная, как Рождественская елка! Примечательно, что после рождественского молебна императрица должна была продолжить свою «работу», поскольку ей представляли всех новых фрейлин-дебютанток. После того как царская семья переселилась в Александровский дворец Царского Села, новогодний молебен стал проводиться гораздо камернее, и в этой церемонии кроме царской семьи участвовали только самые близкие к ней люди. Затем, стараясь оставить все дела в «старом году», работал с документами «до чая и до обеда», то есть до 5 и 8 часов вечера, и «окончил все, что было на столе». Затем — семейный обед, после которого поиграл с великим князем Дмитрием Павловичем на бильярде «в пирамиду». Около 11 часов вечера в Александровский дворец подъехала императрица Мария Федоровна вместе с младшим братом царя Михаилом Александровичем. Все вместе пили чай, а затем в 23.
Феодоровский собор Царского Села Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года 31 декабря 1913 г. Николай II все утро с 10 до 13 часов принимал доклады.
Все дети получат в одинаковом количестве конфекты, украшения с елки, угощение чаем с печеньем, — такое объявление появилось в газете 26 ноября 1914 года. В 1912 году, кстати, перед зданием городской думы впервые установили уличную елку высотой 27 метров. Ее привезли из Тугулыма. Как рассказывает краевед Александр Иваненко, украшали елку солдаты местной военной команды стеклянными шарами и шариками, китайскими хлопушками, картонными и ватными фигурками зверей и рыб, были также свечи, медовые коржи и пряники.
По воспоминаниям тюменского старожила Алексея Улыбина, записанным краеведом Станиславом Беловым, елку и каток устраивали еще и пожарные. Большую елку украшали электрическими гирляндами и даже устраивали соревнования конькобежцев. В день закрытия елки игрушки снимались и раздавались всем желающим, — вспоминал Алексей Улыбин. Рождество и Новый год в советские времена В первые годы после революции советская власть особо людей не трогала если не брать в расчет Гражданскую войну и период военного коммунизма. Люди жили так, как привыкли при царе: отмечали Рождество, ходили в церковь, друг к другу в гости, дарили подарки и угощались. Единственное, что пытались делать активисты новой власти, — это высмеивать православные и народные традиции. В эти дни тюменские комсомольцы устраивали шумные шествия с факелами, во время которых пели ернические частушки, задирали верующих, а порой и били окна в церквях.
Однако вскоре стало ясно, что это больше похоже на групповое хулиганство, и с 1923 года от шествий пришлось отказаться, — рассказывает краевед и историк Станислав Белов. Тюменский вокзал второй половины 10-х годов, приглядитесь к табличке на вагоне. Поезд идет из Петрограда во Владивосток. В 1929 году Рождество запретили, даже за елку в доме можно было пострадать. Власти приступили к выведению советского человека. Это было сложно, поскольку подавляющее большинство оставалось всё же россиянами с дореволюционным культурным бэкграундом. Прежние традиции, образ мышления, менталитет, привычки — всё это ликвидировалось, как правило, вместе с носителями.
Именно на 30-е пришлись массовые и жуткие репрессии в СССР. Впрочем, как говорит доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Анатолий Кононенко, большая часть советских граждан первое время все-таки оставалась верующими. Тогда была одна действующая. В Рождество к ней стояла очередь, даже несмотря на репрессии. Что бы ни делали — гнобили, унижали, оскорбляли, расстреливали, но не удалось вытравить религию, значительный процент верующих оставался. Люди соблюдали традиции, и большевиков это раздражало: где звучал голос священнослужителя, они чувствовали свое бессилие, — рассказывает Кононенко.
Более древней традиции, то есть старого стиля, придерживаются приверженцы юлианского календаря. Они отмечают Рождество 7 января.
Церковную жизнь по новому стилю, где этот праздник отмечают 25 декабря, определяют григорианский и новоюлианский календари. Разницу в церковных календарях ошибочно связывают с расколом церкви. Новый — григорианский — календарь появился лишь через пять веков после того, как главы Западной и Восточной церкви обменялись отлучительными грамотами в 1054 году. Он пришёл на смену юлианскому, который существовал с 45 года до нашей эры и был так назван в честь Юлия Цезаря. В юлианском календаре, которого по сей день придерживается и Русская православная церковь, год разделён на 12 месяцев и состоит из 365 дней и шести часов. Каждые четыре года добавляется один день — 29 февраля, делая год високосным. Цель этого календаря — привести день весеннего равноденствия к 21 марта в соответствие решениями I Вселенского собора христианских церквей. В юлианском календаре эта дата является плавающей.
Декрет папы сразу установил разницу в летоисчислении в десять дней. Пятое октября, когда он был принят, стало считаться пятнадцатым. Со временем к календарю добавлялись високосные годы, а потому к началу XXI века разница в календарях составляет 13 дней. Но почему же значительная часть православного мира не следует юлианскому календарю? Это связано с событиями 20-х годов XX века. Тогда Александрийский патриарх Мелетий IV созвал в Константинополе собор восточных православных церквей и, чтобы не принимать григорианский календарь, предложил ввести свой собственный — новоюлианский.
Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника
Рождество, история и традиции Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ. В царской России Рождество праздновали с размахом, как-никак, второй по значимости христианский праздник. Православные христиане России сейчас отмечают Рождество.
Рождество Христово в России
Сегодня Россия и некоторые другие государства постсоветского пространства — чуть ли не единственные страны в мире, где главным зимним праздником считается Новый год, а не Рождество. Праздник Рождества Христова — христианский праздник, отмечаемый в России 7 января по григорианскому календарю. История Рождества: древние традиции, которые почитают в России. 25 Декабря (7 Января по старому стилю).
История празднования Рождества в России
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества | Рождество, история и традиции Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. |
Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи. | История возникновения праздника Рождества. Традиционно в России этот праздник отмечают с 6 на 7 января. |
История Рождества: православный священник разоблачает мифы / «Реальное время Live» | Рождество Христово: история и традиции праздника. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте |
ЛУГА новости
Рождество Христово: история и традиции праздника. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте История празднования Рождества Христова. Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января).