Иран не подлежит санкциям, а введение санкций против страны никогда не приводило и не приведет ни к чему, заявил президент Ирана Эбрахим Раиси в ходе выступления на. Текущие данные экономики Ирана (прогнозируемые на 2024 год). Счетчики экономических показателей: национального долга и ВВП. мировая экономика. новости. в мире. россия. иран. энергетика.?1701962883. Иран поддерживает палестинскую группировку ХАМАС, ливанскую «Хезболлу» и другие группы боевиков на Ближнем Востоке.
Цены взлетят. Конфликт Ирана и Израиля может привести нефтяному кризису
Рухани обещание выполнил. Иранская валюта оставалась стабильной почти 4 года. Но в конце 2017 года, когда президент Трамп отказался подтвердить ядерную сделку в Конгрессе, риал снова начал падать. С сентября 2017 года риал потерял почти половину своей стоимости по отношению к доллару. Что эксперты говорят об экономике Ирана? Али Фатхоллах-Неджад, сотрудник Iran Project Гарвардской школы Кеннеди, отметил, что протесты обусловлены экономическими и политическими причинами: «Экономическая политика Рухани провалилась». Экономисты обнаружили, что, несмотря на рост ВВП, в последние несколько лет выросли уровень бедности и неравенство в доходах.
По словам Фатхоллаха-Неджада, обещания Рухани оживить торговлю с внешним миром так и не оправдались. По крайней мере, среднестатистические иранцы этого на себе на почувствовали. Сколько нефти экспортировал Иран после отмены санкций? Согласно данным ОПЕК , в начале 2018 года объем добычи нефти в Иране достигал 3,8 млн баррелей в сутки. Страна экспортировала 2,3 млн баррелей в сутки. Большую часть нефти Ирана покупали 8 стран или регионов, которым США предоставили шестимесячные отсрочки от санкций против иранского энергетического сектора.
Как ведение новых санкций повлияло на экономику Ирана?
Санкции История санкций против Ирана достаточно длинная, но в прошлом она касалась главным образом его отношений с США. Санкции то становились строже, то частично снимались, но в целом не останавливали рост иранской экономики. Новые санкции уже совместно ввели США и Европа: отключение от SWIFT; блокировка активов иранских банков, включая центральный банк; отказ от покупки иранской нефти; запрет на ведение бизнеса с Ираном во многих отраслях. Итого санкционные ограничения существуют в Иране давно, но по-настоящему масштабные и глобальные санкции вводились в период с 2012 по 2016 год, а затем к ним возвратились в 2018. Изменения в экономике Санкции 2012 года полностью поменяли тенденции развития экономики Ирана. Стабильный и быстрый рост сменился падением ВВП. Снятие санкций в 2016 году улучшило ситуацию, но санкции вернулись, а с ними — и падение. Сейчас ВВП Ирана откатился на уровень 2004 года: Еще один параметр, который оказался очень чувствительным к санкциям — инфляция. Высокая инфляция была проблемой Ирана даже в хорошие годы, тем логичнее, что на каждую волну санкций экономика отвечает новым взрывным ростом цен: Интересно, что на безработицу в стране санкции не оказывают почти никакого влияния.
Судя по всему, это связано как с высокой долей государственного сектора, так и с социальной политикой, направленной на поддержку беднейших слоев населения. Международная торговля Главным образом Иран экспортирует энергоресурсы: нефть и газ. Интересно, что Европа никогда не входила в число основных торговых партнеров Ирана, это смягчало эффект от торговых санкций. Так выглядят четыре крупных покупателя иранских товаров: Еще 20 лет назад Иран торговал только нефтью, но с начала 2000-х в экспорте появляется газ, объемы его продаж стремительно растут и ни кризисы, ни санкции не влияют на этот рост достаточно заметно. В последние годы всё серьезнее ставится вопрос о том, что Иран может стать новым главным поставщиком газа в Европу вместо России. Экспорт газа сейчас в основном идет в Турцию. Экономическая стратегия Иран — не совсем рыночная экономика. Статья 44 Конституции Исламской Республики Иран, принятой в 1979 году и действующей до сих пор, гласит: «Экономическая система Исламской Республики Иран основана на трех секторах — государственном, кооперативном и частном, при регулярном и правильном планировании. Все это в виде общественной собственности находится в ведении государства.
Среди стран, которые Иран обогнал их и занял более высокое место в 2023 году находятся Англия, Нидерланды, Венгрия, Pумыния, Азербайджанская Pеспублика и Босния и Герцеговина. Соединенные Штаты также не улучшили свою позицию, заняв 125-е место с ростом на 2 процента. Франция заняла 158-е место с экономическим ростом в 0,95 процента, а Германия заняла 181-е место с отрицательным ростом в 0,53 процента.
В Иране субсидировали отрасль, но эффект от субсидий был скорее нейтральным. В районах, где была запущена программа MHP, цены временно снизились. А затем начали расти быстрее, чем инфляция. Инвесторы, которые вложились в рынок жилья — защитили свой капитал без риска дальнейшего падения цен, так как рост был органический из-за рыночных условий и высокой инфляции. Коммерческая недвижимость Еще более закрытый и намного менее развитый рынок в Иране, поэтому практически невозможно найти информацию или статистику о том, как переживают санкции разные сектора коммерческой недвижимости. Небольшую статью на тему коммерческой недвижимости выпустил портал Financial Tribune. Портал осветил последствия первой волны санкций на рынок Ирана в 2010-2015 году. Статья затронула сектор стрит ритейла, который по словам старшего министра дорог и городского развития испытывал бум в последние несколько лет и был сильно перегрет на конец 2016 года. Складская недвижимость плохо представлена в Иране. В основном это старые переделанные производственные здания или амбары в сельскохозяйственных угодьях. В 2018 году были собраны инвестиции под строительство первого склада класса А в Тегеране. Дальнейшая судьба здания неизвестна — скорее всего проект был приостановлен на фоне нового пакета санкций. Можно сделать вывод о катастрофической нехватки площадей. Сектор стоит на месте, так как в страну не поступают западные инвестиции и нет спроса на хранение от внутренних компаний. Офисная недвижимость существует только в самых крупных городах Ирана. В 2016 году страна начала привлекать иностранные компании на фоне ослабления санкций. Рынок снова заполнялся, начала падать вакансия. Но в каком состоянии он сейчас — понять очень сложно. Торговая недвижимость хорошо представлена в Иране. Там даже построили самый большой в мире торговый центр. Со временем рынок торговой недвижимости Ирана эволюционировал из «базаров» в локальные торговые центры. После ослабления санкций в 2016 году развитие торговой недвижимости ожило — по сути проект самого большой в мире ТЦ был начат до второго пакета санкций, но на данный момент сектор стагнирует. Иран и России: что общего Если в Иране фондовый рынок смог защитить инвесторов на долгосрочном горизонте, то в России последние события показали, что за неделю можно потерять все нажитые средства.
Власти Ирана готовы расширять экономические связи республики со странами Африки
самые свежие новости рынков и инвестиций на РБК Инвестиции. Последние новости по теме ИРАН: Посол в Тегеране рассказал, от чего больше всего пострадала экономика Ирана. Смотрите видео онлайн «"Пятиминутка экономики". Иран vs Израиль: реакция мировой экономики» на канале «Fridrih_Show» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 19. ЦТАК: КНДР отправила экономическую делегацию в Иран. Делегация министерства внешнеэкономических дел КНДР отправилась с визитом в Иран.
Иран бурлит: КСИР, кланы и олигархи загнали экономику страны в тупик
самые свежие новости рынков и инвестиций на РБК Инвестиции. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали с Ираном полноформатное соглашение о зоне свободной торговли, которое сменит временный договор, действовавший с. Согласно информации МВФ, средний экономический рост развитых экономик составил 1,6% в 2023 году, в то время как в 2022 году этот показатель составил 2,6%. Иран неуязвим перед санкциями, которые против страны вводит Запад. Соответствующее заявление в рамках церемонии открытия Шестой международной выставки Iran Expo — 2024.
«Экономика сопротивления»: как Иран более 40 лет живет под санкциями
В отчете добавлено, что двусторонний обмен валюты, бартер и другие косвенные платежные каналы все чаще используются для расчетов по международным транзакциям, поскольку большинство активов за рубежом стали недоступны из-за санкций Экономическая активность также адаптировалась к санкциям, в том числе за счет снижения обменного курса, что помогло товарам отечественного производства стать конкурентоспособными по ценам на международном уровне, говорится в отчете. Снижение экспорта нефти побудило к дополнительной переработке сырой нефти и углеводородов, которые затем экспортировались в качестве продуктов нефтехимии, добавил источник. В условиях санкций торговля еще больше развернулась в сторону соседних стран и Китая, а двусторонний обмен валюты, бартер и другие косвенные платежные каналы все чаще используются для расчетов по международным транзакциям, поскольку большинство активов за рубежом стали недоступны из-за санкций, добавляется в отчете. Всемирный банк предсказал, что экономика Ирана вырастет на два процента в 2023 году. Ожидается, что рост экономики страны составит 2,0 процента в 2024 году, добавил ВБ. По данным Всемирного банка, Иран занимает второе место в мире по запасам природного газа и четвертое место по доказанным запасам сырой нефти.
Да, последний раз был продлен в 2016 году на 10 лет. Но если говорить о том, как Иран переживает это сильнейшее санкционное давление — к этому он приспособился. Но американцы накладывают ещё и вторичные экстерриториальные санкции. То есть санкции действуют на компании других стран, которые пытаются или войти в нефтяной сектор, или поставлять Ирану продукцию, которая может иметь двойное назначение — для развития военной, ядерной программы Исламской республики. И поэтому, например, когда Россия начала строительство Бушерской АЭС в Иране, РФ было приложено множество усилий, чтобы её вывести из-под санкций США и позволить отечественным предприятиям работать там.
Потому что вначале попали под санкции и научные центры, и даже наши институты — учебные институты, которые готовили кадры для иранских атомных электростанций, — и, естественно, технические предприятия, которые тоже производили необходимое оборудование. Самый сложный период для Ирана начался с 2006 года, когда накладывались санкции уже Советом Безопасности ООН за развитие Ираном ядерной программы. Да, периодически возникают у МАГАТЭ определённые вопросы к Ирану, которые, может быть, не дает тех полных ответов, которые они бы хотели получить. Но Иран сотрудничает, и — особенно в период наложения этих санкций — открыл многие свои центры для наблюдателей из этой организации и активно поддерживал с ней контакт. Ядерная программа — скорее повод, а суть в независимой внешней политике Ирана, в стремлении стать региональной державой на Ближнем Востоке и во многом определять, или по крайней мере играть ведущую роль в раскладе сил. Противостояние с США, которое началось в 1979 году, — это основной подводный камень, который стал на пути ведущей роли Исламской республики в региональных вопросах. Потому что, если бы, прямо скажу, позиция Ирана и США каким-то образом совпадала в плане арабо-израильского конфликта, по революциям так называемой «Арабской весны», демократическим процессам, то санкции навряд ли бы вводились. Но нет. Оценки ситуации в регионе противоположны. Прежде всего, конечно, по ситуации в Ираке — под предлогом наличия какого-то оружия массового поражения или его разработки американцы ввели войска.
Много таких болевых точек в регионе. И, конечно, это сталкивает Иран и Соединённые Штаты. И та ядерная программа которой, скажем так, они обеспокоены. Я считаю, что своим давлением США стимулировали её развитие — ужесточение условий международной блокады вызывало ответную реакцию Ирана. В основе, это та программа, которую американцы развивали в период Мохаммада Реза шаха. Именно они подготовили первых учёных-ядерщиков для Ирана, американцы поставили первый ядерный учебный реактор для Тегеранского университета. И когда шах разрабатывал программу строительства 20 атомных электростанций, американцы только это поддерживали. А как Иран обходит санкции? Хочу сказать, что введение наиболее жёстких санкций опять-таки произошло не в рамках Совета Безопасности ООН. СБ ООН в 4 резолюциях с 2006 по 2010 годы годы запретил импорт в Иран ядерных материалов и необходимого оборудования, импорт оружия из Ирана, экспорт в Иран вооружений, потребовал установления контроля за некоторыми национальными банками, наложил запрет на инвестиции в заводы по обогащению ядерного топлива, урановые рудники и технологии, связанные с ядерным оружием.
Был наложен запрет на оказание финансовой помощи Ирану, кроме гуманитарного характера. Были наложены санкции на физических и юридических лиц, связанных ядерной и ракетной программам. В 2010 году санкции были расширены. Под них попали банки, транспортные компании, разрешался досмотр транспортных средств, которые могли бы перевозить запрещенные грузы. А США к 2010-2011 годах наложили свои санкции на судоходные и танкерные компании, ввели запрет для доступа к финансовой системе. Позже они распространились на иностранные банки, сотрудничающие с Ираном. Евросоюз в 2010 году со своей стороны также ввел санкции на поставки оборудования для нефтегазовой отрасли и финансовые запреты. А год спустя поддержал нефтяное эмбарго США. В 2018 году США вновь вело нефтяное эмбарго против Ирана, которое не снято до сих пор. Конечно, резкое ограничение закупок нефти вызвало уход иностранных, особенно западных, фирм из Ирана, вывод капиталовложений из экономики страны, что привело к инфляции, к сокращению расходной части государственного бюджета, что вызвало падение иранской национальной валюты и, естественно, сокращение доходов населения страны, безработицу, дороговизну.
Надо сказать, что Исламская республика в этот период выдвинула стратегию противостояния санкциям. С одной стороны, была разработана так называемая «стратегия экономики сопротивления». Это прежде всего опора на свои силы, импортозамещение и развитие не нефтяного экспорта. То есть, Ирану нужно было в кратчайший срок переориентироваться с экспорта нефти на экспорт нефтепродуктов. Ему, надо сказать, удалось это сделать. Несмотря на сложную ситуацию, на сегодняшний день не нефтяной экспорт составляет значительную часть иранского экспорта и приносит 30-40 млрд долларов в год. Основными отраслями стали нефтехимия, металлургия и автомобилестроение. И помимо этого развивались химическая, фармацевтическая промышленность и сельское хозяйство. Второе — это обход санкции. Конечно, за этот период Иран приспособился обходить санкции.
Здесь помогла ориентация на исламский банкинг. Во-вторых, это расчёты в национальной валюте, например, с Индией, Китаем, частично с Россией. Перешли на юани, там перешли на рупии. Даже в период жесткого нефтяного эмбарго Китай и Индия несколько сократили закупки нефти, но продолжили импорт. За счёт рупий или юаней Иран смог закупать необходимые комплектующие для производства — а в Иране много производств ещё сборочного типа или полусборочного, и товары народного потребления. Например, автомобилестроительная промышленность, которая, в общем-то была ориентирована на основные марки «Пежо», «Рено», расширила производство корейских и китайских автомобилей. Но производство нескольких моделей машин в последние годы полностью локализовано в Иране. И Исламская республика в благоприятные годы выступает вторым после Турции поставщиком автомобилей на Ближнем Востоке — это Сирия, Пакистан, Афганистан, Ирак, — республики Центральной Азии. Далее — это традиционная, ещё средневековая так называемая хавала. Это традиционный для исламских государств способ перевода денег, утвердившийся ещё в Средневековье.
Далее — его прямая речь Думаю, что основных сценариев два, они будут зависеть от того, каким будет ответ Израиля на действия Ирана. Сейчас мы видим войну ответов. С одной стороны, Израиль нанес удар по посольству Ирана в Сирии, убив иранских военных и чиновников, Иран ответил ударами беспилотников и ракет уже по израильской территории. Теперь все ждут ответа Израиля на эти действия иранской стороны. И все будет зависеть от его масштабности. Пока есть эскалация конфликта, каждый последующий удар становится все более жестким и прямым. Потому что изначально все начиналось с сектора Газа, стороны обменивались ударами через своих союзников, потом через Йемен началась, по сути, война, а теперь напрямую начинают бить друг по другу. И тут может быть два пути развития события.
РИА «Новости» Первый сценарий со скачком к 120 долларам за баррель Если Израиль будет наносить удары по территории Ирана, это может коснуться и экспорта иранской нефти на мировой рынок. Иран может сократить экспорт или вообще остановить его, тогда с рынка может уйти до миллиона баррелей в сутки. Это тот объем, который Иран сейчас примерно экспортирует. И это уже будет шок для мирового рынка. Потому что в 2022 году, когда мы перестраивались и уходили на азиатские рынки, когда западные для нас уже были ограничены, а с восточными контракты еще не подписали, потребовалось буквально две-три недели, чтобы логистика наладилась.
Мы очень рады, что Тегеран и Москва начали сотрудничество в вопросе своповых поставок нефти и газа». В феврале вице-премьер РФ Александр Новак говорил о том, что Россия и Иран продолжают прорабатывать вопросы своповых операций с энергоносителями. В декабре 2022 года он же заявлял , что РФ в перспективе может направить свой природный газ на рынки Афганистана и Пакистана — «либо с использованием инфраструктурных проектов Средней Азии, либо свопом с территории Ирана».
Iran Economy
Экономика Ирана, одной из наиболее богатых стран Азии — 18-я в мире по объёму национального производства и крупнейшая среди государств Западной Азии, Ближнего Востока. Согласно информации МВФ, средний экономический рост развитых экономик составил 1,6% в 2023 году, в то время как в 2022 году этот показатель составил 2,6%. Развитие экономики Ирана вопреки санкциям. Россия может воспользоваться китайским и иранским опытом противодействия санкциям, хотя и с оговорками, считают эксперты ВШЭ, мнение которых опубликовал РБК. Пример экономики Ирана дает в 2023 году предпринимателям из РФ надежду на то, что международный бизнес России продолжит развиваться вопреки наложенным запретам со. В 2023 году Иран рассчитывает получить «огромные объемы» своповых поставок нефти и газа из России, заявил министр экономики и финансов Ирана Эхсан Хандузи.