На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология.
КПТ: анализируй убеждения и корректируй поведение
- Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить
- Что такое гештальт и в чем суть данного подхода?
- Что такое гештальт и в чем суть данного подхода?
- Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Гештальт в психологии: что это простыми словами
гештальт терапия это в психологии. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД. Гештальт-подход в психологии представляет собой фундаментальную концепцию, разработанную немецкими психологами в начале 20 века, прежде всего Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффка. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно.
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
- КПТ: анализируй убеждения и корректируй поведение
- «Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
- Гештальт: что это такое и как его закрыть?
- Подписка на рассылку!
Еще раз о гештальт-терапии
Больной вспоминает причинно-следственные связи возникновения трудностей, психолог предлагает их пережить сегодня, обговаривая, почему так получилось, что надо исправить в себе, в окружении, чтобы пройти эту преграду. Это должно происходить в настоящем времени, никак не позже, в будущем. Говорить утверждающе, без сомнений Психолог помогает пациенту формировать свою мысль как аксиому, констатацию факта, без знаков вопроса. В приватной беседе пациент сам доходит до утверждений, отбрасывая ненужные «почему». Надо сказать, психологи не одобряют вопросы, что начинается со слова «почему? Например, вопрос «почему ты меня не уважаешь? Пациент уже берет на себя смелость утвердительно говорить неприятные для себя словосочетания. Таким образом он более осознанно подойдет к решению своих больных точек.
Собака сверху-собака снизу Пациент вместе с психологом рассматривает две ипостаси своей натуры, стараясь сгладит внутренний конфликт. Собака сверху более агрессивная, деятельная, а нижняя не хочет перемен. Если верхняя готова работать, то нижняя лучше отдохнет. Терапевт предлагает пациенту побывать и той и другой «собакой», чтобы вернуть целостность натуры. Сны Сновидения играют немаловажную роль в психоанализе, хотя в гештальт-терапии не играют самую ключевую роль, но помогают при анализе подсознательного. На основе снов пациента специалист более ясно видит картину личности, его переживания, эмоции. Моделирование событий или ролевые игры Метод лечения при помощи моделирования событий в основном предлагается на групповых сеансах.
Пациентам предлагают разные вариации ролевых игр, где более подробно раскрываются личностные черты характера. Примеряя на себе какую-нибудь роль, человек открывается совершенно по-другому, неожиданно для себя находит пути решения проблемы, совершает неожиданные для него поступки. Занимаемся гештальт-терапией самостоятельно Давайте рассмотрим методы и упражнения гештальт-терапии, что легко делать даже самостоятельно. Стул напротив Психотерапевт советует пациенту поставить перед собой простой стул, где никто не сидит. Теперь надо представить на нем человека, которому хотелось бы рассказать свои проблемы, излить душу. Больной раскрепощен, так как никто не смотрит ему в глаза, он говорит то, что у него наболело без всяких стеснений, потому что его никто не слышит, так обнажаются самые животрепещущие проблемы.
Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит. Несбывшиеся мечты Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная. Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли. Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития. Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении. Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность.
Гештальт-терапия эффективна при работе с подростками, со взрослыми людьми и с семейными парами. Записаться на гештальт-терапию Что такое «Незакрытый гештальт»? Гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось например, отношения разорвались — психологически незавершенность будет давить. Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Казалось бы, просто — удовлетвори свою потребность, реализуй эмоцию, разряди напряжение. Однако частенько мы не осознаем из-за чего возникла проблема, какова же истинная потребность, или не позволяем себе проявлять чувства, так как нам мешают наши внутренние запреты. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать.
Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII — XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы бессознательное и детальность человека. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте. Что такое гештальтпсихология? Гештальтпсихология нем. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Гештальтпсихология — это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» гештальт — целостная форма , суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира. Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания структурная психология на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека. Школа гештальтпсихологии Школа гештальтпсихологии ведет свое начало родословную от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера — «фи — феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы — стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей две прямые линии путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее: Если интервал велик — испытуемый воспринимает линии последовательно Очень короткий интервал — линии воспринимаются одновременно Оптимальный интервал около 60 миллисекунд — создается восприятие движения глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно При оптимальном временном интервале — испытуемый воспринимал только чистое движение осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии — это явление и получило название «фи-феномен». Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год. Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. Вертгеймер 1880 -1943 — родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе — в Вюрцбурге получил в 1904 году ученую степень доктора философии. Летом 1910 года переезжает во Франкфурт — на — Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения. Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка 1886 — 1941. Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года.
Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. Реляционный гештальт-подход в психологическом консультировании. "Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту. Критика гештальт-подхода. Гештальт-подход в других сферах.
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова».
Как понять, что гештальт не закрыт
- Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
- Что такое гештальт: техники, законы и примеры
- Истоки гештальт-терапии
- Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
- Популярное
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить
Фото: istockphoto. Человек приближается к объекту, который, как ему кажется, может удовлетворить его потребность, оценивает возможности и его качества, предпринимает определённые действия, направленные на получение необходимого. После полученного результата делает выводы — насколько взаимодействие было удовлетворительным. Если в результате контакта его потребность была закрыта, то принимается решение взаимодействовать с этим объектом и дальше. Если нет, возникает необходимость искать другие способы реализации запроса. Можно взять в качестве примера поиск информации о каком-то событии. Человек проявляет интерес к чему-то и хочет узнать больше о нём. Он ищет информацию в интернете или контактирует со знакомыми с целью найти подходящий источник знаний.
Кто-то ему советует посмотреть определённый сайт. Он открывает ресурс, получает всю интересующую его информацию и удовлетворяет возникший у него интерес. Гештальт закрыт. Начиная с простого утоления чувства голода до сложного ответа по поиску смысла жизни. Но случается так, что человек не умеет определять свои истинные потребности, или обрывает контакт в середине процесса, или не может присвоить себе полученный опыт. В таком случае происходит когнитивный диссонанс. Человек начинает испытывать трудности, неудовлетворённость жизнью, тревогу, злость.
В таком случае необходима терапия, которая поможет развить способности контактировать. С этими задачами и работает гештальт-терапия. Когда был сформулирован термин? Понятие ввёл австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс 1890 год в своей статье «О качестве формы». Далее тему гештальта как целостного образа развивали гештальт-психологи Макс Вертхаймер, Курт Коффка, Вольфганг Келлер, исследуя особенности человеческого восприятия. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз — его основателем. Тем не менее понятие прижилось, получило популярность и стало официальным названием отдельного направления психологии — гештальт-терапии.
Когда была открыта наука? В 1942 году Фриц Перлз, будучи изначально психоаналитиком, выпустил свою первую книгу «Эго, голод и агрессия» и уже в ней начал описывать то, что, спустя девять лет сформировалось в полноценную гештальт-терапию: важность телесных проявлений, работу с настоящим моментом — в «здесь и сейчас», ценностный подход, развитие ответственности клиента, ценность чувств, прямой контакт и так далее. В 1951 году вышел труд «Гештальт-терапия», уже более полно описывающий новый подход в психотерапии.
Автомобиль «стремится» ехать прямо, он сам корректирует курс. А вот для того, чтобы курс изменить, необходимо приложение дополнительных физических сил, возникновение новых обстоятельств, обусловленных внутренними причинами дефекты, поломки, неправильная регулировка , внешними причинами выбоины на дороге, ветер, вода, грязь или решениями, которые принимает водитель. Нечто похожее происходит и в случае с незавершенной ситуацией: психика постоянно возвращает человека к тому, что он не доделал, не допрожил. И попытка «свернуть», заняться чем-то другим, требует либо привнесения в ситуацию новых обстоятельств помните поговорку «клин клином вышибают»? Но даже и в этом случае ситуация не будет завершена, она просто уйдет в фон, чтобы периодически напоминать о себе в будущем, напоминать о себе благодаря чувству боли, вины, стыда… Нерешенная задача, «не финишировавшее действие» останавливают движение человека на его пути к новым встречам и новому опыту вспомните историю о мальчике, у которого умерла собака. Поэтому психотерапевты часто говорят: если человек начинает вести себя как-то странно, первым делом поищи незавершенную ситуацию. Используя определенные тактики, мы пытаемся такую ситуацию идентифицировать, найти временно остановленные интенции и связанные с ними действия и завершить их в терапевтическом эксперименте. Если нам это удается, человека словно бы «отпускает», энергия жизни и контакта снова движется свободно, и клиент возвращается к обычному стилю поведения хотя, строго говоря, поведение тоже немного меняется — под влиянием опыта, приобретенного при завершении ситуации. А теперь представьте, тренер обращается к психологу и говорит, что его подопечный как-то неровно выступает. На тренировках он вроде бы выкладывается и показывает очень хорошие результаты, а во время соревнований не дотягивает до такого же уровня. И первое, что мы можем предположить: по каким-то причинам действие для спортсмена завершается именно на тренировке; собственно, к выступлению он не мотивирован. Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях. Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения. Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим. Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор. Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора. То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии. Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч. Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь. Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы. Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной. Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением?
В процессе, осознавая свои изменения и свой интерес, я приняла решение учиться. Так я стала гештальт-терапевтом. Для меня уникальность этого направления заключается в готовности психолога оставаться с клиентом там, где больше вопросов, чем ответов. Такой специалист не навешивает ярлыки ради собственного спокойствия, а помогает человеку осознавать то, что происходит в его жизни, и находить новые варианты решений. Гештальт-терапия — это возможность заметить нового себя. Все мы живем в образах старого мира, устаревших картинах реальности, образах детства и с неактуальными установками. Мы часто не замечаем, что меняемся — так и возникает огромная пропасть между тем, что грезится и тем, что есть на самом деле. Человек погружается в растерянность, страдание, усталость и отчаяние. Гештальт-терапия — это способ войти в реальную жизнь, перестать быть образом самого себя. Гештальт-подход можно использовать в индивидуальной и групповой работе. К такому специалисту обращаются с семейными и детскими проблемами, с вопросами по разводу и сексуальности, с расстройствами пищевого поведения, приходят с психосоматикой и онкозаболеваниями. Обычно это зависит от личного интереса специалиста и пройденных специализаций в разных темах. Мои специализации — это работа с кризисами и травмами, эмоциональные зависимости и длительная терапия личностных расстройств характера. Когда вы захотели не только работать, но и обучать других? Мне интересно погружаться в информацию, перерабатывать источники, искать новые формы, обмениваться знаниями.
Как формируется гештальт Давайте подробнее рассмотрим, как образуются деструктивные гештальты, отравляющие человеку жизнь. Основой для них обычно служат неприятные и болезненные ситуации. Потому что тревога, вызванная ими, связана с настоящим и будущим. Например, почти любой конфликт становится причиной появления незакрытого гештальта. Даже если он остался в прошлом, возможные последствия могут отразиться на настоящем. Поэтому человек пытается довести его до логического завершения, постоянно обдумывает и в итоге только сильнее закрепляет. Что значит закрыть гештальт Закрыть гештальт — значит переосмыслить травмирующий опыт, довести его до логического завершения, чтобы он перестал перетягивать внимание на себя. Пока человек этого не сделает, он будет испытывать постоянную тревогу и неосознанно воспроизводить ситуации, связанные с прошлым негативным опытом. Например, девушка может неосознанно выбирать себе в партнеры для отношений мужчин, похожих на ее первого парня. Несчастная любовь превратилась в незакрытый гештальт, и теперь мозг пытается каким-то способом прийти к логической развязке. Часто незакрытый гештальт преследует человека с самого детства. В раннем возрасте психика очень восприимчива и уязвима, поэтому многие ситуации оставляют неизгладимый след. Человек может даже не помнить их, но это не мешает им влиять на его образ мыслей и поведение. Типичный пример: ребенок очень хотел заниматься спортом, а родители отдали его в музыкальную школу. Он пронес свое желание через всю жизнь и очень страдал от невозможности реализовать его. Повзрослев, он решил воплотить свою мечту через детей и отдал их в спорт. Хотя они больше тяготели к музыке… Незакрытые гештальты нужно стремиться закрыть. Они создают очаги напряжения в психике и не дают человеку гармонично развиваться. Проще всего это сделать, обратившись к гештальт-терапевту. Он поможет проработать болезненные ситуации и избавиться от психологического мусора. Специальные техники и психологические приемы позволяют ему работать даже с теми гештальтами, о которых человек давно забыл. Как закрыть гештальт самостоятельно Можно также попытаться закрыть гештальт самостоятельно. Не факт, что у вас это получится, ведь некоторые гештальты сидят глубоко в подсознании. Но с теми, которые вы хорошо осознаете, можно успешно работать. Возьмите на вооружение несколько советов и техник. Переосмыслите ситуацию Иногда рационального переосмысления ситуации бывает достаточно, чтобы закрыть гештальт. Вспомните все обстоятельства в мельчайших деталях: что происходило, где, когда, какие люди были непосредственными участниками процесса. Задайте себе несколько вопросов: Что поспособствовало такому развитию событий? Могли ли вы предотвратить неприятные последствия?