Ново-Чаплино совсем недалеко в 4-х километрах, где живут чукчи. Процент чукчей в Чукотском автономном округе и смежных районах, где проживает значительное количество чукчей, в % по данным переписи 2010 г. Чукчи относятся к коренным малочисленным народам, как и живущие на Чукотке эвены, эскимосы и чуванцы.
Report Page
- Трудности перевоза
- Жизнь оленеводов
- Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
- Чукотский народ
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
Однако на востоке Чукотки, где морской промысел играет ключевую роль, культура береговых чукчей сохраняет свои уникальные черты. Чукчи, народ в России. Численность 16,2 тыс. человек, в том числе в Чукотском автономном округе 13,3 тыс. человек (2020, перепись); живут также на. В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, сохраняя традиционный уклад жизни, язык и промысел своих предков.
Дальний Восток
- Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
- ✈ Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
- Оленные и приморские
- Современный портрет
- Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете? | Реализуй Мечту
- Народы Севера. Чукчи – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Alexandr Postovoi
Первая кровь: как живут чукотские китобои
Империи пришлось договариваться. В обмен на мир и прекращение нападений на остроги колонистов чукотским вождям предложили дворянство и практически полное самоуправление — в состав империи чукчи вошли номинально, без уплаты ясака. Там, где оказались бессильны ружья и артиллерия, роковую роль сыграли сначала алкоголь, а в советское время — интернаты, куда насильно забирали детей малых народов Севера. В перестройку китобои фактически спасли тающее население полуострова. Тогда магазины опустели по всей стране, но здесь это вылилось в настоящую гуманитарную катастрофу и полномасштабный голод.
Без дотаций, без современного оружия и скоростных катеров китобои кололи морского зверя пиками со старых лодчонок и кормили людей. Владимир говорит о трудных временах просто: «Когда киту зимой нужно вдохнуть, он проламывает лёд». Но вымирание Чукотки, начавшееся в советское время, продолжается. Сегодня чукчей осталось около 16 тысяч, из них родным языком владеют менее трети — в основном старики.
Речь не об ассимиляции, поскольку коренные жители Арктики не становятся русскими. Утратив язык и культуру, чукчи в посёлках спиваются и гибнут, особенно если не заняты оленеводством и не ходят за морским зверем. У ангара китобоев из «Дауркина» тяжёлые железные ворота с двух сторон: одни обращены на село, другие открываются в море. У входа — тёмная комнатка, где пьют чай, чуть дальше — общая мастерская, где китобои точат гарпуны и ремонтируют снаряжение.
Над столом Владимира висит большая фотография осетинских гор — напоминание о кавказских корнях. За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно. В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта. Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам.
Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами. Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника. Большая часть правительственных квот приходится на нерп. Разве что зрачок сложно прожевать, — рассказывает Владимир.
Пытается раскусить — не выходит. Выплёвывать не хочется. И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту». Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо.
Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом.
Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду. Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова.
Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада. На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения.
Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит. В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет.
К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов. Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов. Сотрудники заповедника «Берингия» считают, что промысел морского зверя ручным гарпуном не наносит существенного урона популяции.
На четырнадцать чукотских сёл годовая квота разрешает коренным легально добывать сто сорок китов в год — меньше одного кита на село в месяц. Старожилы вспоминают, что в пятидесятых китов добывали здесь в промышленных масштабах, расстреливая из противотанковых пушек. Около трети тонули, к остальным успевали подплыть, засунуть внутрь шланг и накачать сжатым воздухом. Мясо после такой процедуры в пищу людям не годилось, поэтому им кормили голубых песцов на зверофермах.
Современные экологи называют советские методы и объёмы промышленной охоты на китов одним из самых бессмысленных преступлений против окружающей среды в истории. По подсчетам экологов, с 1930-х по 1980-е в акватории СССР добыли порядка 540 тысяч крупных китов разных видов — в обход всех международных соглашений. Однако к восьмидесятым годам численность крупных китов на планете упала настолько, что усилиями международных организаций был введён мораторий на коммерческую охоту. Тогда мировой объём добычи китов единовременно упал с 50—60 тысяч голов в год до примерно 4—5 тысяч — охота на морского зверя стала почти исключительной привилегией учёных-океанологов и коренных народов Арктики.
В остальном мире профессия охотника на морских гигантов фактически исчезла. Гренландские инуиты сегодня имеют право добывать 170 больших китов в год — немногим больше, чем чукчи в России. СССР короткое время сопротивлялся введению моратория, но вскоре началась перестройка — и вопрос решился сам собой. Остовы старых китобойных судов Чукотки до сих пор догнивают на окрестных отмелях.
Новые катера, обзаведясь в ангаре номерами и моторами, покидают залив Лаврентия, чтобы отправиться через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Лето по арктическим меркам тёплое, море спокойное, и всё равно на полной скорости ветер пронизывает до костей. Рулевой правит на мыс Дежнёва — восточную оконечность Евразии. До него чуть больше двух часов.
Справа из воды поднимается чёрная скала — остров Ратманова. Через час из-за неё выглядывает скала поменьше — остров Крузенштерна. Десятки поколений эскимосов строили там жилища, рыбачили, охотились на китов, пересекали узкую полоску воды, чтобы навещать друзей и привозить невест. Со времен продажи Аляски здесь проходит граница между Россией и США, и на острове Ратманова сегодня никто не живёт: в середине XX века местных эскимосов выселили, и сейчас их потомки живут неподалёку, на побережье Чукотки.
Это оказалось сложной задачей, так как живут там почти одни русские. А вот в Анадыре чукчей много, но все они "городские": оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги - на квартиры с отоплением. Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину.
Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира.
Площадь Чукотки огромна —721 тыс. Самый крупный из них — Анадырь, административный центр Чукотки, где проживает около 15 тысяч человек. В Билибино насчитывается всего 5,3 тысячи жителей, в порту Певек и того меньше — 4,3 тысячи. Остальные живут в поселках, сосредоточенных вокруг промышленных и добывающих предприятий. Климат на Чукотке более чем суровый.
Из 45 населенных пунктов треть находятся за полярным кругом — а значит, переживают полярную ночь. Впрочем, даже в «нормальных» районах округа день очень короткий. Например, в Анадыре зимой солнце поднимается лишь на два-три часа в день. Так что здесь с постоянным холодом соседствует постоянная темнота. На практике это означает, что в такие морозы на улицу нельзя выходить без спецкостюма,а кипяток за долю секунды превращается в лед. Летом здесь тоже весьма прохладно: средняя температура редко превышает 10 градусов тепла.
Тундра живет полной жизнью всего несколько недель. Здесь молниеносная весна, невероятно скоротечное лето и такая же быстрая осень. Уже в августе начинает выпадать снег, а в сентябре начинаются по-настоящемулютые морозы. Впрочем,именно благодаря такому климату на Чукотке сформировалась уникальная природа, которая в наше время стала настоящим магнитом для туристов. В регионе существуют два государственных природных заповедника, пять заказников и 19 природных памятников: посмотреть действительно есть на что. Однако если говорить об экономическом развитии, здесь все не так радужно.
На Чукотке, например, почти нет дорог — строить их в таком климате невероятно сложно. Продукты доставляют самолетами, из-за чего цены вырастают до небес. В каком-нибудь Приморье ценник в 500 рублей за килограмм огурцов наверняка бы вызвал социальный бунт. Для Чукотского АО это норма жизни. Возглавляли непростое предприятие казаки. В свое время Анадырский острог, на месте которого теперь стоит столица региона, имел огромное значение и при освоении Камчатки.
Казакам приходилось бороться не только с вечной мерзлотой, но и с «немирными чукочами». Покорители Крайнего Севера долгое время враждовали с местными народами и далеко не всегда побеждали в сражениях. Местных жителей даже пытались обратить в христианство, но в большинстве случаев эти попытки завершились провалом. Когда в XIX веке на Чукотке обнаружилось золото, сюда начали стекаться не только русские, но и американцы.
Чукотский автономный округ: ительмены, кереки, коряки, чуванцы, чукчи, эвены, эскимосы, юкагиры. Ямало-Ненецкий автономный округ: ненцы, селькупы, ханты. Республика Коми: манси, ненцы, ханты. Несколько районов Республики Саха Якутия : долганы, чукчи, эвенки, эвены, юкагиры. Два района Красноярского края: долганы, нганасаны, кеты, ненцы, селькупы, чулымцы, энцы. Муниципальные образования Архангельской области: ненцы. Часть Республики Карелия: вепсы. Где живут коренные малочисленные народы Численность коренных малочисленных народов Арктики согласно переписи населения 2010 года, без выделения Арктической зоны Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269. Численность коренных малочисленных народов Арктики согласно переписи населения 2010 года, без выделения Арктической зоны Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269. Вопреки представлениям о кочующих оленеводах, большинство коренных народов Арктики живут оседло. Часть из них, подобно своим предкам, занимается скотоводством, подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством и морским зверобойным промыслом. Некоторые продолжают вести кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с оленеводством. Чем жили и живут коренные народы Арктики В Арктике кочуют около 20 000 человек. У каждого коренного народа свои язык, эпос, традиционные занятия, уникальный жизненный уклад и приёмы природопользования, унаследованные от предков и адаптированные к суровым условиям выживания. Представители малочисленных народов Севера объединяются в общины. Это выгодно с экономической точки зрения: они получают государственную поддержку и могут использовать упрощённую систему налогообложения. Саамы Саамы жили на территории Кольского полуострова ещё до нашей эры. Они занимались оленеводством, ловили рыбу и охотились. Жили в общинах — сийтах — численностью от 70 до 300 человек. Сегодня территория проживания саамов входит в состав сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии, Швеции. Общая численность представителей этого народа — от 60 000 до 80 000 человек, из которых в российской Арктике живут 2000 человек. Центр культурной жизни саамов России — село Ловозеро. Долганы Долганы считаются самым северным тюркским народом и самым молодым — в этом районе. В основе долганского языка — якутский, а письменность на базе русского алфавита официально принята в 1970 г. Долганское искусство представлено фольклором: былинами, песнями, сказками, загадками и поговорками. Манси Этнос манси сложился в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Поэтому в культуре этого народа сочетаются традиции таёжных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Манси делятся на группы родов фратрии : Пор — потомки аборигенов-уральцев и Мось — потомки угров. Они различаются происхождением и обычаями. Браки заключаются только между представителями противоположных фратрий. Кеты Предки современных кетов появились в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея: произошло смешение европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В I тыс. До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родоплеменным строем. В состав Московского государства они вошли в 1607 г. Тогда основным занятием большинства кетов были рыболовство и охота. Кстати, кетский язык — последний живой язык енисейской языковой семьи.
Среди тундры и вечной мерзлоты. Самый восточный город России и Евразии глазами altapress.ru
В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Восточную часто называют «истинной Чукоткой» — это единственное место в России, где чукчи и эскимосы занимаются охотой на морских животных: китов, моржей и тюленей, а также оленеводством. Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной.
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Чукчи этим живут, и не нам их жизни учить. Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов.
Курсы валюты:
- Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке - МК Чукотка
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- 1. Что такое чукотская война?
- Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
- Северное спокойствие
Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке
Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны.
Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами. Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур.
Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур. Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров.
Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9—10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX в. В полуземлянках жили в основном зимой. Тип и конструкцию их заимствовали у эскимосов. Каркас жилища сооружали из китовых челюстей и ребер; сверху покрывали дерном. Четырехугольное входное отверстие располагали сбоку. За работой Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда.
Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда. Посуду хранили в ящичке. Оленьи кости, моржовое мясо, рыбу, китовый жир дробили каменным молотком на каменной плите. Кожу выделывали каменными скребками; съедобные корни выкапывали костяными лопатами и мотыгами.
Мясо оленей ели мороженым в мелко нарубленном виде или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. Употребляли также свежую и мороженую кровь оленя. Готовили супы с овощами и крупой. Приморские чукчи особенно сытным считали мясо моржа. Заготовленное традиционным способом, оно хорошо сохраняется. Из спинной и боковых частей туши вырезают квадраты мяса вместе с салом и шкурой. В вырезку закладывают печень и другие очищенные внутренности. Ближе к холодам его края стягивают еще сильнее, чтобы предотвратить чрезмерное закисание содержимого. Свежее моржовое мясо варят. В сыром и вареном виде едят мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира. В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру. Мясо морских зверей очень жирное, поэтому к нему требуются растительные добавки. Оленные и приморские чукчи традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты. Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из корней, толченных с мясом и моржовым жиром, делали колобки. Из привозной муки издавна варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире. В состав общины входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных узами родства. У береговых чукчей производственные и социальные связи складывались вокруг байдары, размер которой зависел от количества членов общины. Во главе патриархальной общины стоял старшина — «лодочный начальник». У тундровых патриархальная община объединялась вокруг общего стада, ее также возглавлял старшина — «силач». Лампа-жирник Оседлые чукчи жили в поселках. На общих участках селилось несколько родственных общин, каждая из которых размещалась в отдельной полуземлянке. Кочевые чукчи жили на стойбище, также состоящем из нескольких патриархальных общин. Каждая община включала две—четыре семьи и занимала отдельную ярангу. У оленных существовали и патрилинейные родственные группы, связанные кровной местью, передачей ритуального огня, обрядами жертвоприношений, и начальная форма патриархального рабства, исчезнувшая вместе с прекращением войн против соседних народов. В основе религиозных верований и культа — анимизм, промысловый культ. Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника у чукчей старики, неспособные промышлять, просили ближайших родственников лишить их жизни ; подземный мир — обиталище носителей зла — кэле, куда попадали люди, умершие от болезни. По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория благодетельных существ — домашние покровители, в каждой яранге хранились ритуальные фигурки и предметы. Система религиозных представлений породила соответствующие культы у тундровых, связанные с оленеводством; у береговых — с морем. Жертвоприношения носили общинный, семейный и индивидуальный характер. Чукотский бубен круглой формы, диаметром от 35 до 90 см, с тонкой мембраной из пленки моржового желудка или шкуры трехмесячного оленя. Ее натягивают с помощью жгута на брусовый обод-обечайку. С внешней стороны к обечайке крепят рукоятку. Звуки из бубна извлекают тонкой палочкой из китового уса Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке их не выделяли в профессиональную касту, на равных они участвовали в промысловой деятельности семьи и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен. Шаманские функции мог выполнять глава семьи семейное шаманство. Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением.
Они называют себя луораветлан или лыгъоравэтлъан, что означает "настоящие люди". Традиции чукчей связаны с охотой на морских животных, таких как киты, тюлени, моржи и др. Кроме того, они владеют уникальными навыками выживания в суровых условиях Арктики. Жилье чукчей - это большие хижины, называемые йаранами или палатками лавву. Традиционная одежда включает в себя кожаные шубы, шапки и перчатки. Несмотря на бурные изменения в мире, чукчи сохраняют свою уникальную культуру и традиции, передавая их из поколения в поколение.
История Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала XVIII веков. В 1644 году казак Михаил Стадухин , первый доставивший известие о них в Якутск , основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы , после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края подробнее см. Присоединение Чукотки к России. В 1770 году после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова 1730 , Анадырский острог , служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами. Но, по непонятой причине, русские презрели своё предназначение и стали воевать. До первой половины XIX века , когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путем через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус , шкуры белых медведей , но и самые дорогие меха бобров , куниц , черных лисиц , голубых песцов , которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки. С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота в 1880-х гг. Хозяйство Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем незадолго до появления русских они освоили оленеводство , которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Быт чукчей В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Перекочевки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический 2-3 жены ; среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли. Жилище - яранга - представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага. Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков подросшего осеннего теленка и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи нижней мехом к телу и верхней мехом наружу , таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки.