Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте). Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки, появившийся в XIX веке, — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1]. Поначалу увертюра носила развлекательный характер: исполняли её в то время, когда публика заполняла зрительный зал. скорби и страха”. Оперная увертюра оказалась прародителем симфонии и программной симфонической музыки, а также способствовала усилению роли оркестра в опере.
Что такое увертюра
Постепенно «увертюры» стали преобразовываться в одночастные композиции с сонатно-симфоническим принципом развития, и с музыкальным материалом, основанным на темах, характеризующих главных героев или важные события произведения. инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям. При этом часто вместо увертюры композитор создаёт просто маленькое вступление, где передаёт исключительно одну основную музыкальную мысль. Наш разговор об увертюре мы начнем с увертюры к опере; именно в этом качестве увертюра утвердилась при первом своем появлении.
Увертюра: определение и история
Увертюра обычно большая (развернута во времени), в ней проводится много тем (мелодий), которые, чаще всего, контрастируют друг другу по темпу и настроениям. Оперная увертюра (главным образом итальянская) подготовила классическую симфонию (от французской увертюры перешло медленное вступление в первых частях симфоний). Именно поэтому музыкальная история знает случай, когда одна и та же увертюра исполнялась неоднократно, как вступление к различным операм. Музыкальное начало любого крупного произведения, ярко передающего его суть – вот что такое увертюра. Увертюра – это интродуктивное музыкальное произведение, которое открывает оперу, балет или симфонический концерт. Второе значение слова «увертюра» заключается в обозначении жанра симфонической музыки, а именно самодостаточного одночастного концертного произведения, как правило, написанного в сонатной форме. это музыкальное произведение.
Презентация о музыке-Увертюра Эмонт. Разделы сонатной формы
Увертюра французская к середине XVIII века вышла из употребления, но до того успела перерасти оперный контекст: изобретение Люлли без труда опознается во вступлениях хоть оркестровых сюит Баха, хоть “Музыки для королевских фейерверков” Генделя. Второе значение слова «увертюра» заключается в обозначении жанра симфонической музыки, а именно самодостаточного одночастного концертного произведения, как правило, написанного в сонатной форме. Теперь понятно, что открывает увертюра – она призвана открывать (то есть начинать) спектакль – драматический или оперный, будучи музыкальным вступлением к нему. Увертюра французская к середине XVIII века вышла из употребления, но до того успела перерасти оперный контекст: изобретение Люлли без труда опознается во вступлениях хоть оркестровых сюит Баха, хоть “Музыки для королевских фейерверков” Генделя. Жанр У. явился важнейшим источником симфонизма в рус. музыке до М. И. Глинки (в 18 в. увертюры Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, в нач. Справка из Вики: Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто.
Что такое программная увертюра определение. Что такое увертюра. Увертюра
Это вступление — родоначальник жанра увертюры — само еще не увертюра в современном понимании, то есть не введение в музыкальный мир всей оперы. Поначалу увертюра носила развлекательный характер: исполняли её в то время, когда публика заполняла зрительный зал. Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки, появившийся в XIX веке, — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1].
Увертюра. Что такое увертюра? Сообщение на тему увертюра
Композиторы XVIII века открывали ею не только музыкальные спектакли, но и кантаты с ораториями и даже инструментальные сюиты. Однако в тот период назначение увертюры не устраивало авторов опер, которые часто задумывались над тем, что вступительный раздел, предваряющий музыкальную драму должен быть взаимосвязан с сюжетом произведения. Революционный прорыв в вопросе преобразования увертюры помогла осуществить оперная реформа немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка , один из пунктов которой гласил, что вступление оперного спектакля должно являться музыкальным предисловием к действию, в дальнейшем происходящему на подмостках сцены. Постепенно «увертюры» стали преобразовываться в одночастные композиции с сонатно-симфоническим принципом развития, и с музыкальным материалом, основанным на темах, характеризующих главных героев или важные события произведения. Таким образом, когда поднимался занавес, зритель посредством музыкальных звуков непроизвольно настраивался на лад, соответствующий тематике спектакля.
Моцарт значительно расширил содержание музыкальных предисловий к оперным спектаклям, а для более точной передачи смысла и настроения оперы, не переставая, занимался усовершенствованием формы. Россини, в нынешнее время именуемый большим мастером увертюр, создал свою формулу, по которой неповторимый стиль композитора в его уникальных музыкальных шедеврах и сегодня узнаётся без труда. И, конечно же, исключительную роль в развитии жанра сыграл великий Бетховен. Данные произведения, обладающие внутренним единством, предельно насыщенные драматическим накалом и не уступающие симфоническим творениям композитора, обрели право на самостоятельное существование.
Так появился новый музыкальный жанр— концертные увертюры, которые весьма часто привлекали внимание композиторов эпохи романтизма. К ранним произведениям данного вида, отражённой в названии, программной инструментальной музыки относятся «Властелин духов» Карла Марии Вебера , «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое путешествие» Феликса Мендельсона , «Уиверли», «Тайные судьи» и «Буря» Гектора Берлиоза. Помимо произведений, основанных на темах из литературных источников и ярких впечатлениях от путешествий по дальним странам, композиторы охотно сочиняли увертюры прикладного характера, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, то есть «торжественные», «юбилейные», «приветственные». Среди образцов данного вида необходимо отметить «Именинную увертюру» Бетховена, «Юбилейную увертюру» Вебера, «Академическую торжественную увертюру» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественную увертюру» Глазунова.
Постепенно во второй половине XIX века отношение композиторов к увертюре заметно меняется. Всё чаще наряду с замечательными образцами увертюр в сонатной форме, какими являются «Сила судьбы» Верди , «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Князь Игорь» Бородина , «Псковитянка» Римского-Корсакова, музыкальным предисловием к операм и балетам становятся вводящие в действие небольшие интродукции, например, к операм «Евгений Онегин» Чайковского , «Кармен» Бизе и балету «Коппелия» Делиба. Помимо этого, концертные увертюры тоже впоследствии уступили место симфоническим поэмам, музыкальную форму которых создал Ференц Лист. В XX веке композиторы тоже нередко обращаются к жанру «увертюры», однако если в операх и балетах они используют различные виды вступлений, то довольно часто сочиняют произведения, приуроченные к торжественным датам.
Среди таких композиций выделяется «Приветственная увертюра» Хачатуряна , «Праздничная увертюра» Шостаковича , «Торжественная увертюра» Глиэра. Также нельзя оставить без внимания увертюры, написанные к кинофильмам и мюзиклам — жанрам, зарождение которых произошло лишь в прошлом веке. Интересные факты Увертюра к опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, ещё при жизни композитора получившая признание слушателей, и в нынешнее время причисляется к хитам классической музыки. Огромной популярностью она стала пользоваться после того, как прозвучала с экранов телевизоров в мультфильме «Кролик из Севильи» выпущенного 1950 году студией Warner Bros.
Россини написал оперу «Севильский цирюльник» в сжатые сроки: всего за двадцать дней. Партитуру оперы нужно было сдавать, а времени на написание увертюры совсем не было. Долго не раздумывая, композитор взял вступление, изначально предназначенное к опере «Аврелиан в Пальмире», а затем послужило музыкальным прологом к спектаклю «Елизавета, королева английская». Лишь, исполненная перед началом «Севильского цирюльника», она завоевала любовь публики.
Стоит отметить, что дирижёры, чтобы не утомлять публику слишком длинным вступлением, значительно сокращают увертюру, начиная её с заключительной четвёртой части. Поскольку увертюра долгое время выполняла функцию привлечения внимания, то и начинать её полагалось с громких звуков.
Этюд о Бетховене, в кн. Асафьев , "Руслан и Людмила" Глинки, в кн. Вагнера, М.
Статьи и материалы, М. Berlioz: a study in. Смотреть значение Увертюра в других словарях Увертюра — ж. Толковый словарь Даля Увертюра — увертюры, ж. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра. Толковый словарь Ушакова Увертюра Ж. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т. Начальный этап, предваряющая часть чего-л.
Толковый словарь Ефремовой Увертюра — -ы; ж. Оркестровое вступление к опере, балету и т. Опера открывается увертюрой. Оркестр заиграл увертюру, спектакль начался. О том, что служит........
Толковый словарь Кузнецова Увертюра — франц. Большой энциклопедический словарь Увертюра — Известно ли вам, что знаменитую увертюру к опере «Севильский цирюльник» Россини написал значительно раньше, когда не думал еще о создании оперы по бессмертной комедии........ Музыкальный словарь Увертюра — — открытие, начало — оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму.
Даргомыжский, М. Балакирев и др. Эта разновидность продолжает развиваться в творчестве советских композиторов. Во 2-й пол. В опере её постепенно вытесняет более краткое, не основанное на сонатных принципах вступление.
Оно обычно выдержано в одном характере, связано с образом одного из героев оперы "Лоэнгрин" Вагнера, "Евгений Онегин" Чайковского или в чисто экспозиционном плане знакомит с несколькими ведущими образами "Кармен" Визе ; сходные явления наблюдаются и в балетах "Коппелия" Делиба, "Лебединое озеро" Чайковского. Идея подготовки к восприятию оперы вытесняет идею симф. Вагнер, постепенно отошедший в своём творчестве от принципа развёрнутой программной У. Однако наряду с короткими вступлениями отд. Основываясь на закономерностях сонатной формы, У. Изредка возникают У. На конц. Барбера к "Школе злословия" Шеридана. Среди них наибольшее распространение имеют нац.
Литература: Sеrоff A. Этюд о Бетховене, в кн. Асафьев , Увертюра "Руслан и Людмила" Глинки, в кн.
Глюк , считавший, что увертюра должна быть «вступительным обзором содержания» оперы [1]. В сонатной форме , с её тремя основными разделами — экспозицией , разработкой и репризой , воплотилась художественная логика классической драмы : завязка, развитие действия и развязка [5] [6] , — именно в такой форме Глюк представил в увертюре содержание своей оперы « Альцеста », написанной в 1767 году [7].
В реформаторских операх Глюка циклическая трёхчастная форма уступила место одночастной увертюре, призванной передать характер основного конфликта драмы и её господствующий тон; иногда увертюру предваряло короткое медленное вступление. Моцарта ; но широкое распространение этот принцип получил лишь в XIX веке [1]. Ученик Сальери и последователь Глюка Л. Оперная увертюра в XIX веке Опыт Бетховена получил своё дальнейшее развитие в творчестве немецких романтиков , которые не просто насыщали увертюру тематизмом оперы, но и отбирали для неё наиболее важные музыкальные образы, у Р. Вагнера и его последователей, в том числе у Н.
Римского-Корсакова , — лейтмотивы. Порою композиторы стремились привести симфоническое развитие увертюры в соответствие с развёртыванием оперного сюжета, и тогда она превращалась в относительно самостоятельную «инструментальную драму», как увертюры к « Вольному стрелку » К. Вебера , « Летучему голландцу » или « Тангейзеру » Р. Вагнера [8]. При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с « Севильским цирюльником » [9] [8].
Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм « Вильгельм Телль » Россини или « Сила судьбы » Дж. Верди , с образцовым вагнеровским лейтмотивом [8].
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ: УВЕРТЮРА.
Яркий пример отечественной увертюры Развиваясь и совершенствуясь, музыкальное вступление превратилось в самостоятельное произведение, и не только оркестровое. Примеры увертюры этого вида представляет грандиозное произведение П. Чайковского, посвященное судьбоносному событию российской истории — победе над Наполеоном. В ней кроме оркестра звучат колокола, хор, а заключают «Торжественную увертюру в память 1812 года» орудийные залпы. Только так можно было определить и подчеркнуть популярность армии-победительницы в мире и значимость самой победы. В этом случае грандиозное музыкальное произведение — вот что такое увертюра. Необходимость, обусловившая появление А задумывалась такая вступительная часть изначально как третий звонок.
То есть предоставление возможности зрителям рассесться по своим местам и внутренне, ориентируясь на звучащую музыку, подготовиться к прослушиванию произведения. Разумеется, талант композитора определяет все, и некоторые увертюры так красивы, что живут самостоятельной жизнью в разделе «Популярная классическая музыка». Яркими примерами служат преддверия опер Бизе «Кармен» и Леонкавалло «Паяцы». Рассказ о трагической судьбе героев, о жестокости, на которую способна безответная любовь и ревность, переданный при помощи очень красивой музыки — вот что такое увертюра в данном конкретном случае. Музыкальное вступление к художественным произведениям Список музыкальных вещей, служащих вступлением к чисто драматическим произведениям, пополняет музыка к драме Гете «Эгмонт», написанная Бетховеном.
Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С. Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д. Шостаковича, «Увертюра» О. Такт а-кишвили; для оркестра русских народных инструментов - «Русская увертюра» Н.
Бу-дашкина и др. Увертюра Чайковского Увертюра 1812 года - это оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память об Отечественной войне 1812 года. Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора , напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах. Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне. Объявление войны и реакция народа на него была описана в романе Льва Толстого «Война и мир». Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная при помощи труб. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного танца символизируют битву при Бородино. Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции.
По окончании войны возвращаются звуки хора, на этот раз исполненные целым оркестром с отзвуками колокольного звона в честь победы и освобождения России от французской оккупации. За пушками и звуками марша слышна мелодия Российского национального гимна «Боже, Царя храни». Российский гимн противопоставлен французскому гимну, который звучал ранее. Настоящая пушечная канонада, задуманная Чайковским, обычно заменяется басовым барабаном. Иногда, однако, используется пушечная канонада. Впервые такую версию записал Симфонический оркестр Миннеаполиса в 1950-х гг. Впоследствии подобные записи были сделаны и другими группами, использовавшими прогресс в звуковой технике. Пушечная канонада с фейерверком используется в представлениях оркестра Boston Pops, посвященных Дню независимости США, и проводимых ежегодно 4 июля на берегах реки Чарльз-Ривер. Также она используется на ежегодном выпускном параде австралийской академии сил обороны в Канберре. Хотя это произведение никак не связано с историей США в том числе с англо-американской войной, начавшейся также в 1812 году , оно часто исполняется в США вместе с другой патриотической музыкой, особенно в День независимости.
Постоянный адрес статьи: Что такое увертюра. Увертюра Разделы сайта Форум электронной музыки Квартет В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет , состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Из чего состоит опера: увертюра. Фото — Юрий Мартьянов Опера непонятна, смехотворна, абсурдна, противоестественна. В век сериалов и YouTube рассказывать зрителю о замшелых страстях и тяжеловесных перипетиях путем пения - что может быть страннее? Однако напрасно думать, что для такого вопроса возникли основания только сейчас. В новом проекте Weekend Сергей Ходнев будет рассказывать, из каких компонентов состоит опера, почему они появились и чем интересны современному слушателю. Даже в самые, как нам кажется, великолепные для нее времена опера так и ходила в странных явлениях, которые непонятно как соотносятся с жизнью. Но именно благодаря этому пожиманию плечами и недоумевающему взгляду опера - не театр кабуки, не что-то застывшее в одних и тех же эстетических формах.
С ней всегда что-то происходит, и то, что нам кажется моментами ее благополучия, великолепия, массовейшей востребованности,- на самом деле периоды очередных поисков, споров, экспериментов. С одной стороны, теперешний общеупотребительный репертуар оперных театров - торжество ретроспекции: в нем мирно и на равных правах с современными уживаются произведения столетней, двухсотлетней, трехсотлетней давности. Эти изменения на поверку волнуют на удивление обширный для столь абсурдного искусства круг. Мало кто из первых встречных станет запальчиво говорить о положении дел, допустим, в современной академической музыке. Но зато многие охотно поддержат беседу о том, что в опере нынче развелось охальников, которые заставляют героев Верди и Чайковского выходить на сцену в джинсах, в тоталитарных шинелях или вовсе голышом. И все равно встреча с оперой, даже такой, продолжает восприниматься как нечто чинное, важное, бонтонное, все равно партер наряден, а ложи блещут, все равно на премьеры в капища вроде Зальцбурга или Байрейта стекаются главы государств и прочие знатные особы. Значит, все-таки есть вполне себе постижимая структура, в которую встраиваются все новые комбинации вкусов, ожиданий, пристрастий. Как эта структура устроена, что в нее входит, когда и для чего появились ее отдельные элементы? Разобраться в устройстве оперы - задача более посильная, чем с непривычки отсидеть четырехчасовое действо, где поют, поют и поют без умолку. Зато, разобравшись, можно от этого действа испытывать более осознанное удовольствие или неудовольствие.
Увертюра Увертюра - инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. Так что это такое - увертюра, зачем она? Скажем сразу: ей на этом переднем крае не так уж и уютно, и споры о том, какой должна быть правильная увертюра, в каком виде она необходима, статистически возникали даже чаще, чем дискуссии о существе оперы как таковой. Но только те первые оперные прологи - это почти всегда именно что сцены с пением, а не самостоятельные инструментальные номера. Приоритет слова и нарратива казался очевидным; условные персонажи вроде Трагедии, Гармонии или Музыки в изысканной форме анонсировали публике сюжет предстоящего действа. Со временем затея эта утратила острую новизну и в столь возвышенной апологетике нуждаться перестала, но прологи никуда не девались десятилетиями. Нередко в них возникало вдобавок прославление того или иного монарха: за исключением Венецианской республики , опера XVII века оставалась прежде всего придворным увеселением, тесно связанным с официальными празднествами и церемониями. Полноценная увертюра возникает в 1640-е годы во Франции. Она тоже связана по духу со строгим порядком двора Людовика XIV, но стала необычайно популярной во всей Европе - даже там, где французскую оперную музыку в целом встречали в штыки. Соперничество этих двух увертюр на самом деле очень показательно.
Увертюра итальянская ее, как правило, называли sinfonia в оперном контексте жила подольше, но куда важнее совсем другая ее жизнь - ее превращение в последней трети века из оперной увертюры в самостоятельное произведение , из sinfonia в симфонию. А с чем осталась опера? Опера в лице Глюка и его современников меж тем задумывалась о том, что хорошо бы увертюре быть тематически и эмоционально, органически связанной с материалом самой драмы; что не стоит поступать, как прежде - когда по одной и той же схеме склепанные вступления писались к операм любого содержания. И так появились одночастные увертюры в сонатной форме, так появились невиданные прежде цитаты из тематического материала самой оперы. Отход от жестких схем сделал XIX век столетием знаменитых увертюр. Будучи для оперы своего рода рамой, функционально увертюра воплощает идею порядка - потому король Пруссии и был так к ней внимателен. Порядка, во-первых, в этикетном смысле, но и в смысле более возвышенном тоже: она - средство разграничить будничное человеческое время и время музыкального действа. Вот только что это была просто толпа, случайный набор более или менее нарядных людей.
Оркестр проиграл увертюру из «Свадьбы Фигаро»… Занавес поднялся: пьеса началась. Тургенев, Вешние воды. Сквозь раскрытое окно галереи грянули первые раскаты увертюры из «Жизни за царя». Куприн, Поединок. Концертное оркестровое произведение в сонатной форме. Испанская увертюра Глинки.
Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи — символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С. Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д. Шостаковича, «Увертюра» О. Тактакишвили; для оркестра русских народных инструментов — «Русская увертюра» Н.
Музыка. 6 класс
Монтеверди 1607 , считается первой оперной увертюрой в оригинале «токката». В середине 17 в. Люлли установился тип французской увертюры, состоящей из вступительной медленной патетической, с острым ритмом и быстрой фугированной частей замыкаются кратким медленным разделом, иногда возвращением к вступительному материалу. Во 2-й половине 17 в.
Страделла , А. Скарлатти сложился тип 3-частной итальянской увертюры sinfonia , в которой крайние полифонические части быстрые, средняя — медленная. В немецкой музыке 1-й половины 18 в.
Оперная увертюра главным образом итальянская подготовила классическую симфонию от французской увертюры перешло медленное вступление в первых частях симфоний. Во 2-й половине 18 — начале 19 вв. Глюка ; использование материала из сцен оперы «Дон Жуан» В.
Люлли установился тип французской увертюры, состоявшей из вступительной медленной и быстрой фигурированной частей. Во 2-й половине 17 века в неаполитанской оперной школе сложился тип 3-частной итальянской увертюры sinfonia , в которой крайние части быстрые, средняя - медленная, певучая. В немецкой музыке 1-й половины 18 века франц. Во 2-й половине 18 - начале 19 века увертюра приобрела новые черты: использование материала из сцен оперы; сонатная форма, обобщение основного характера драм.
Вебера «Вольный стрелок» - одна из первых, заключающих в себе «вступительный обзор содержания» всего произведения. Все разнохарактерные темы - пасторальные и мрачно-зловещие, мятущиеся и полные ликования - связаны либо с характеристикой одного из действующих лиц , либо с определенной сценической ситуацией и впоследствии неоднократно появляются на протяжении оперы. Также решена и увертюра к «Руслану и Людмиле» М.
Глинки: в вихревом, стремительном движении, словно, по выражению самого композитора, «на всех парусах», проносятся здесь и ослепительно жизнерадостная главная тема в опере она станет темой хора, славящего освобождение Людмилы , и распевная мелодия любви Руслана и Людмилы она прозвучит в героической арии Руслана , и причудливая тема злого волшебника Черномора. Чем полнее и совершеннее воплощается в увертюре сюжетно-философская коллизия сочинения, тем быстрее она обретает право на обособленное существование на концертной эстраде. Поэтому уже у Л. Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. В XIX в.
Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи - символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер.
Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С. Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д. Шостаковича, «Увертюра» О. Тактакишвили; для оркестра русских народных инструментов - «Русская увертюра» Н. Будашкина и др.
Из чего состоит опера: увертюра. Фото — Юрий Мартьянов Опера непонятна, смехотворна, абсурдна, противоестественна. В век сериалов и YouTube рассказывать зрителю о замшелых страстях и тяжеловесных перипетиях путем пения - что может быть страннее? Однако напрасно думать, что для такого вопроса возникли основания только сейчас. В новом проекте Weekend Сергей Ходнев будет рассказывать, из каких компонентов состоит опера, почему они появились и чем интересны современному слушателю. Даже в самые, как нам кажется, великолепные для нее времена опера так и ходила в странных явлениях, которые непонятно как соотносятся с жизнью. Но именно благодаря этому пожиманию плечами и недоумевающему взгляду опера - не театр кабуки, не что-то застывшее в одних и тех же эстетических формах.
С ней всегда что-то происходит, и то, что нам кажется моментами ее благополучия, великолепия, массовейшей востребованности,- на самом деле периоды очередных поисков, споров, экспериментов. С одной стороны, теперешний общеупотребительный репертуар оперных театров - торжество ретроспекции: в нем мирно и на равных правах с современными уживаются произведения столетней, двухсотлетней, трехсотлетней давности. Эти изменения на поверку волнуют на удивление обширный для столь абсурдного искусства круг. Мало кто из первых встречных станет запальчиво говорить о положении дел, допустим, в современной академической музыке. Но зато многие охотно поддержат беседу о том, что в опере нынче развелось охальников, которые заставляют героев Верди и Чайковского выходить на сцену в джинсах, в тоталитарных шинелях или вовсе голышом. И все равно встреча с оперой, даже такой, продолжает восприниматься как нечто чинное, важное, бонтонное, все равно партер наряден, а ложи блещут, все равно на премьеры в капища вроде Зальцбурга или Байрейта стекаются главы государств и прочие знатные особы. Значит, все-таки есть вполне себе постижимая структура, в которую встраиваются все новые комбинации вкусов, ожиданий, пристрастий.
Как эта структура устроена, что в нее входит, когда и для чего появились ее отдельные элементы? Разобраться в устройстве оперы - задача более посильная, чем с непривычки отсидеть четырехчасовое действо, где поют, поют и поют без умолку. Зато, разобравшись, можно от этого действа испытывать более осознанное удовольствие или неудовольствие. Увертюра Увертюра - инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. Так что это такое - увертюра, зачем она? Скажем сразу: ей на этом переднем крае не так уж и уютно, и споры о том, какой должна быть правильная увертюра, в каком виде она необходима, статистически возникали даже чаще, чем дискуссии о существе оперы как таковой. Но только те первые оперные прологи - это почти всегда именно что сцены с пением, а не самостоятельные инструментальные номера.
Приоритет слова и нарратива казался очевидным; условные персонажи вроде Трагедии, Гармонии или Музыки в изысканной форме анонсировали публике сюжет предстоящего действа. Со временем затея эта утратила острую новизну и в столь возвышенной апологетике нуждаться перестала, но прологи никуда не девались десятилетиями. Нередко в них возникало вдобавок прославление того или иного монарха: за исключением Венецианской республики , опера XVII века оставалась прежде всего придворным увеселением, тесно связанным с официальными празднествами и церемониями. Полноценная увертюра возникает в 1640-е годы во Франции. Она тоже связана по духу со строгим порядком двора Людовика XIV, но стала необычайно популярной во всей Европе - даже там, где французскую оперную музыку в целом встречали в штыки. Соперничество этих двух увертюр на самом деле очень показательно. Увертюра итальянская ее, как правило, называли sinfonia в оперном контексте жила подольше, но куда важнее совсем другая ее жизнь - ее превращение в последней трети века из оперной увертюры в самостоятельное произведение, из sinfonia в симфонию.
А с чем осталась опера? Опера в лице Глюка и его современников меж тем задумывалась о том, что хорошо бы увертюре быть тематически и эмоционально, органически связанной с материалом самой драмы; что не стоит поступать, как прежде - когда по одной и той же схеме склепанные вступления писались к операм любого содержания. И так появились одночастные увертюры в сонатной форме , так появились невиданные прежде цитаты из тематического материала самой оперы. Отход от жестких схем сделал XIX век столетием знаменитых увертюр. Будучи для оперы своего рода рамой, функционально увертюра воплощает идею порядка - потому король Пруссии и был так к ней внимателен. Порядка, во-первых, в этикетном смысле, но и в смысле более возвышенном тоже: она - средство разграничить будничное человеческое время и время музыкального действа.
Увертюра с церемонией. При ликующе-торжественном духе она проста и даже архаична: по сути, это трижды повторенная фанфара, какими тогда сопровождались церемониальные события так композитор хотел приветствовать своего главного зрителя - герцога Винченцо Гонзага. Увертюра с трагизмом.
Увертюра с барабанами. Это пространная сонатная композиция с типичными россиниевскими беззаботностью, мелодической привязчивостью и огненными крещендо, но открывается она оглушительно-эффектным маршем с участием двух военных барабанов. Увертюра с атональностью. Но дело не в трансгрессии, а в почти физическом ощущении великого томления, глубинного, но неутолимого желания, которое создается в результате. Увертюра от фр. Средствами одной лишь музыки, еще до того, как поднимется театральный занавес, оказалось возможным настроить зрителя на определенный лад, рассказать о предстоящих событиях. Все разнохарактерные темы - пасторальные и мрачно-зловещие, мятущиеся и полные ликования - связаны либо с характеристикой одного из действующих лиц, либо с определенной сценической ситуацией и впоследствии неоднократно появляются на протяжении оперы. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах.
Первую статью нашего цикла « Музыкальные жанры », посвященную опере, мы закончили словами остряка Джоаккино Россини о том, что самый простой способ начать оперу - не написать к ней никакой увертюры. Мало кто из композиторов принял этот совет всерьез, и в результате мы вряд ли найдем музыкальный спектакль, который не начинался бы бo льшим или меньшим оркестровым вступлением. И если небольшое вступление так и принято называть - Вступление, то развернутую прелюдию к оперному спектаклю называют Увертюрой. Со словом как и с самим понятием увертюра неразрывно связано представление о вступлении к чему-то. И это понятно, ведь слово заимствовано из французского, в который, в свою очередь, пришло из латинского: aperture - значит открытие, начало. Впоследствии - и об этом мы тоже скажем - композиторы стали писать самостоятельные оркестровые пьесы, в программе которых мыслилась определенная драматургия и даже сценическое действие увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта», «Праздничная увертюра» Д. Наш разговор об увертюре мы начнем с увертюры к опере; именно в этом качестве увертюра утвердилась при первом своем появлении. История появления История увертюры восходит к начальным этапам развития оперы.
Принято считать, что первой увертюрой является вступление к опере итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей» точнее - «Сказание об Орфее». Опера была поставлена в Мантуе при дворе герцога Винченцо I Гонзага. Она начинается с пролога, а сам пролог - с вступительных звуков фанфар. Это вступление - родоначальник жанра увертюры - само еще не увертюра в современном понимании, то есть не введение в музыкальный мир всей оперы. Это, в сущности, приветственный клич в честь герцога дань ритуалу , который, как можно предположить, присутствовал на премьере, состоявшейся 24 февраля 1607 года. Музыкальный фрагмент и не назван в опере увертюрой термина тогда еще не существовало. Действительно, на первый взгляд странно, ведь мы привыкли, что токката - это клавирная пьеса виртуозного склада. Дело в том, что Монтеверди, вероятно, было важно отличить музыку, которая исполняется на инструментах , то есть посредством пальцев, касающихся струн или духовых инструментов, как в данном случае итал. Итак, идея вступления к сценическому музыкальному спектаклю родилась.
Теперь этому вступлению суждено было превратиться в истинную увертюру. В XVII и, быть может, даже в большей степени в XVIII веке, в эпоху кодификации многих, если не всех, художественных понятий и принципов жанр увертюры тоже получил эстетическое осмысление и конструктивное оформление. Теперь это был вполне определенный раздел оперы, который должен строиться по строгим законам музыкальной формы. Это была «симфония» но не путать с более поздним жанром классической симфонии, о котором у нас речь впереди , состоявшая из трех контрастных по характеру и темпу разделов: быстро - медленно - быстро. В крайних разделах могла использоваться полифоническая техника письма, но при этом заключительный раздел имел танцевальный характер. Средняя часть - всегда лирический эпизод. Еще долгое время композиторам не приходило в голову ввести в увертюру музыкальные темы и образы оперы. Быть может, это объясняется тем, что оперы того времени состояли из замкнутых номеров арий, речитативов, ансамблей и не имели еще ярких музыкальных характеристик персонажей. Было бы неоправданно использовать в увертюре мелодию какой-то одной или двух арий, когда их в опере могло быть до двух десятков.
Позже, когда сначала робко возникла, а затем превратилась в основополагающий принцип как, например, у Вагнера идея лейтмотивов, то есть определенных музыкальных характеристик персонажей, естественно родилась мысль эти музыкальные темы мелодии или гармонические построения как бы анонсировать в увертюре. В этот момент вступление к опере стало истинной увертюрой. Поскольку всякая опера драматургическое действо, борьба характеров и, прежде всего, мужского и женского начал, то естественно, что музыкальные характеристики этих двух начал составляют драматическую пружину и музыкальную интригу увертюры. Для композитора искушением может быть стремление вместить в увертюру все яркие мелодические образы оперы. И здесь талант, вкус и не в последнюю очередь здравый смысл ставят границы, чтобы увертюра не превратилась в простое попурри из мелодий оперы. Великие оперы имеют великие увертюры. Трудно удержаться, чтобы не дать краткий обзор хотя бы самых известных. Здесь нужно сделать одну оговорку. Читатель помнит, что было сказано о первой увертюре - Монтеверди к его «Орфею»: там фанфары призывали слушателя к вниманию.
Здесь два первых аккорда формально, казалось бы, играют ту же роль так, кстати, считал А. Улыбышев, страстный почитатель Моцарта, автор первого обстоятельного исследования его творчества. Но это толкование в корне неверно. В увертюре Моцарта вступительные аккорды - та же музыка, которая сопровождает роковое появление Каменного гостя в последней сцене оперы. Декорации к опере В. Моцарта «Дон Джованни» «Дон Жуан» в Гранд-опера Таким образом, весь первый раздел увертюры - это картина развязки оперы в некоем поэтическом предвидении. В сущности, это гениальная художественная находка Моцарта, которая впоследствии, еще и с легкой руки Вебера в увертюре к его «Оберону» , стала художественным достоянием многих других композиторов. Эти тридцать тактов вступления к увертюре написаны в ре миноре. Для Моцарта это трагическая тональность.
Здесь заявляют о себе сверхъестественные силы. Это всего лишь два аккорда. Но какая потрясающая энергия заключена в многозначительных паузах и в не имеющем себе равных эффекте синкоп, следующих за каждым аккордом! Аберт, крупнейший знаток Моцарта. Но эти аккорды проходят, увертюра разражается солнечным мажором и теперь звучит необычайно живо, как и должна звучать увертюра к dramma giocoso итал. Эта увертюра не только гениальное музыкальное произведение, это гениальное драматургическое творение!
Роль увертюры в классической музыке
- Значения слова "увертюра"
- Ответы : Что такое увертюра?
- Определение увертюры
- Страницы блога
- Увертюра в музыке: определение и история
Увертюра в музыке: определение и история
- Музыкальные жанры. Увертюра
- Презентация на тему Что такое увертюра?
- Свежие записи
- Увертюра — Энциклопедия
- У фонтана на Центральной аллее
- Из чего состоит опера: увертюра. Музыкальные жанры: Увертюра Что идет после увертюры