В частности, ведется работа с Китаем по сопряжению интеграционных процессов, тем самым реализуется масштабная идея построения большого евразийского партнерства. Именно об этом свидетельствует состоявшийся в Бишкеке первый Евразийский экономический форум, на котором президент России Владимир Путин выступил с инициативой создания большого евразийского партнёрства. Инициатива по формированию Большого евразийского партнерства получила политическую поддержку со стороны Китая. О возможном синергетическом эффекте в рамках Большого Евразийского партнерства высказался Генеральный директор «Россетей» Андрей Рюмин. Целью Большого евразийского партнёрства (далее — БЕП) является превращение Евразии в зону мира, сотрудничества и процветания.
На пути к Большому евразийскому партнерству: вызовы и возможности
Эта философия созвучна и российской идее – создать большое евразийское партнерство в самых разных сферах. Большое Евразийское партнерство (БЕП) – конкретная, практическая инициатива Президента Российской Федерации , выдвинутая в его послании Федеральному собранию в 2015 г. в целях формирования широкого интеграционного контура на евразийском континенте. Статья посвящена исследованию перспектив интеграции Большого евразийского партнерства в глобальную экономику и связанных с этим вызовов.
Вы точно человек?
— цифровой дипломатии, которая может стать катализатором в решении важных экономических задач в контексте формируемого Большого евразийского партнерства. Статья о большом Евразийском партнёрстве, соединении Центральной и Юго-Восточной Азии, подготовлена Порталом по материалам сотрудника агентства Silk Road Briefing – Chris Devonshire-Ellis. @GokhunGocmen: «Си и Путин встречаются впервые после объявленного ими в феврале «Большого евразийского партнерства» «без границ и запретов». Проект «Большое Евразийское партнерство: взгляд с Востока и Запада» направлен на экспертную проработку и продвижение инициативы Большого Евразийского партнерства (БЕП), озвученной президентом В.В. Путиным в 2015 году. 27 апреля 2023 г. в Томском государственном университете (НИ ТГУ) открылась конференция «Большое Евразийское партнерство в условиях трансформации международной системы». У них на глазах выстраивается Большая Евразийская Ось, и они ничего не могут противопоставить, и никак – помешать, кроме как зубоскалить, спекулируя на манихейской дилемме Добра и Зла, резюмирует обозреватель REX.
Большая Евразийская Ось крепнет на фоне провалов Запада
формирование социального капитала человечества, который позволит усилить кооперацию, солидарность и доверие. "Готовится также концепция большого Евразийского партнерства, идею о создании которой выдвинул президент России. "Один пояс, один путь" и Большое Евразийское партнерство являются двумя сторонами одной медали, обеспечивающими суверенное и равноправное развитие всех стран Евразии.
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция"
Эта философия созвучна и российской идее – создать большое евразийское партнерство в самых разных сферах. К настоящему времени концепция «Большой Евразии» трансформировалась в Большое Евразийское партнерство, включив все страны Мирового большинства. "Один пояс, один путь" и Большое Евразийское партнерство являются двумя сторонами одной медали, обеспечивающими суверенное и равноправное развитие всех стран Евразии. Целью Большого евразийского партнёрства (далее — БЕП) является превращение Евразии в зону мира, сотрудничества и процветания. У них на глазах выстраивается Большая Евразийская Ось, и они ничего не могут противопоставить, и никак – помешать, кроме как зубоскалить, спекулируя на манихейской дилемме Добра и Зла, резюмирует обозреватель REX.
Лавров заявил, что большое евразийское партнерство стало флагманским проектом России
Михаил Мясникович акцентировал внимание на создании бесшовной системы взаимодействия в Большой Евразии – формировании правового каркаса Большого Евразийского партнерства. практически вдвое больше, чем на момент создания. Текст научной работы на тему «Большое евразийское партнерство: возможное региональное влияние и интересы России». подготовка концепции Большого евразийского партнерства, в которой должны быть отражены приоритеты сотрудничества России с ближайшими соседями и союзниками. Москва заинтересована в том, чтобы при развитии инициативы Большого евразийского партнерства увязать ее с Пекином в единое целое ради достижения общих целей развития, заявил Путин.
Главное о Большом Евразийском партнерстве
Заключены меморандумы о сотрудничестве с рядом государств. Ведутся переговоры о формировании зон свободной торговли. Уже сегодня они работают с Вьетнамом, Сингапуром. Подписано соглашение об основах перехода к зоне свободной торговли с Ираном. Ведутся дискуссии по полноформатному торгово-экономическому сотрудничеству с Китаем, — заявил Сергей Глазьев, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии ЕЭК.
По его словам, первые результаты уже есть. Так, идет активная проработка совместных проектов в рамках ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс - один путь». Член коллегии министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев во время видеообращения на сессии "Ценность и ценности Большого евразийского партнерства". Его основная тема в 2021 году - «Новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире».
Участие в ВЭФ приняли делегаты из 57 стран. Было подписано соглашений на 3,6 трлн рублей.
Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии "Евразийская интеграция в многополярном мире", это вдвое больше, чем в момент создания объединения. В 2023 году в Евразийском экономическом союзе она достигла рекордных 7 трлн 400 млрд рублей - практически вдвое больше, чем на момент создания.
DOC:4 минуты» и долгожданное награждение победителей… В 2022 году в оргкомитет конкурса поступило свыше 240 заявок, в шорт-лист вошли 32 фильма.... Напомним, в 2022 году в программу Фестиваля вошли 32 фильма.
Подробнее «Молодежи нужна сопричастность» В Узбекистане за круглым столом обсудили перспективы сотрудничества на евразийском пространстве.
Перспективной формой реализации крупномасштабных совместных инвестиционных проектов в этой области является создание межгосударственных консорциумов, участниками которых могут стать как государственные, так и частные корпорации, банки и другие институты развития, национальные, региональные и местные органы власти. Объединяя капиталы, технологии, земельные участки и расположенные на них производства, такие консорциумы с наднациональными структурами управления могли бы на концессионных началах создавать коридоры развития, связывающие производственно-технологические потенциалы стран Евразии.
Такой подход откроет новые возможности для развития регионов, позволит повысить их инвестиционную привлекательность, активизировать межрегиональную кооперацию и ускорить рост отраслей экономики. При этом должна решаться задача оптимизации организационных схем распределения доходов от интегрированного использования транспортно-логистической инфраструктуры государств — участников БЕП в соответствии с их национальными интересами. Работу в данной области целесообразно начинать в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс — Один путь».
Достаточно мощный для этого инициирующий импульс могла бы дать реализация проекта создания Трансевразийского пояса «Развитие», разрабатываемого Российской академией наук. Он связывает проекты создания трансевразийских высокоскоростных магистралей со строительством «умных городов», освоением месторождений природных ресурсов, модернизации экономики интегрируемых стран на основе нового технологического уклада. Частью этой работы может стать создание общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных волоконно-оптических линий связи.
Она должна включать вопросы гармонизации технического и хозяйственного регулирования, норм безопасности и гарантии защиты капитальных вложений. Сотрудничество в телекоммуникационной сфере могло бы включать также вопросы кибербезопасности. Современные информационные технологии не только объединяют страны и континенты, формируя единое информационное пространство, но и используются в противоправных целях, как преступными сообществами, так и отдельными государствами.
Для противодействия этому целесообразно, как уже обосновывалось выше, подписать международный договор по кибербезопасности. Важным элементом этого соглашения должно стать правовое регулирование функционирования евразийского сегмента сети интернет и иных глобальных информационных систем, выведение вопросов их администрирования из национального ведения в международное правовое поле и установление правил, исключающих какую-либо дискриминацию потребителей на национальной почве. Целесообразно также предусмотреть введение общей системы сертификации и тестирования оборудования, эксплуатируемого в странах — подписантах соглашения.
В рамках БЕП могут также решаться другие вопросы регулирования евразийского киберпространства. В том числе решаться задачи идентификации работающих в евразийских информационно-коммуникационных сетях лиц, борьбы с уходом от налогообложения и незаконным вывозом капитала, а также осуществлением противоправной предпринимательской деятельности в сети интернет, включая электронную торговлю и финансовые услуги. Топливно-энергетический комплекс традиционно является сферой конкурентных преимуществ России.
В ЕАЭС ведется последовательная работа по формированию евразийского энергетического рынка, включая его газовую, нефтяную и электроэнергетическую составляющие, который должен заработать в рамках единого экономического пространства с 2025 г. Отрабатываемые в этой области в ЕАЭС принципы могут быть положены в основу формирования общего энергетического рынка Евразии. Важной частью этой работы должно стать развитие евразийской сети трубопроводов, для модернизации и развития которой возможно создание межгосударственных консорциумов.
В агропромышленном комплексе главной задачей является гармонизация национальных и региональных рынков с оптимальным сочетанием конкурентных преимуществ стран Евразии. Нужно стремиться к устранению тарифных и нетарифных барьеров, гармонизации национальных стандартов в области продовольствия, созданию продовольственных бирж и региональных центров ценообразования и оптово-распределительных центров в странах, обладающих конкурентными преимуществами в производстве соответствующих видов продукции. Важным для населения направлением является разработка Евразийской системы продовольственной безопасности, гарантирующей устойчивое снабжение продовольственными товарами и оказание, при необходимости, продовольственной помощи всем странам — участницам БЕП.
Приоритетным направлением является развитие сельскохозяйственной науки, включая создание евразийской системы разработки и обращения трансгенных семян и племенного материала. Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов Составление пула приоритетных инвестиционных проектов может стать ключевым направлением развития БЕП. Программа должна объединить планы создания интегральной инфраструктуры нового поколения, схемы территориально-производственного планирования, инструменты финансирования долгосрочных прямых инвестиций в целях создания дееспособного транспортно-коммуникационного каркаса евразийской интеграции.
Для ее реализации предлагается образовать международный консорциум, включающий в себя заинтересованные корпорации, инвестиционные институты, региональные администрации. Создание данного консорциума предполагает выделение национальными правительствами и региональными администрациям земель, прав на использование природных ресурсов, а также выпуск облигаций, образование целевых паевых инвестиционных фондов, участниками которых станут национальные и международные евроазиатские институты развития, администрации регионов, государственные и частные корпорации заинтересованных стран Евразии. Утверждение программы и создание международного консорциума Трансевразийского пояса «Развитие» потребует принятия соответствующего международного соглашения.
Пул инвестиционных проектов должен оформляться через механизмы частно-государственного партнерства с использованием специальных инвестиционных контрактов, сеть которых сформирует ткань индикативного планирования Большого евразийского партнерства.
Россия и Казахстан расширят партнёрство в ЕЭАС
В этот раз главной темой форума стало Большое Евразийское партнерство и Стратегия опережающего развития. В мероприятиях форума приняла участие делегация Российского союза промышленников и предпринимателей. На пленарном заседании форума выступил вице-президент РСПП, уполномоченный представитель координатора Российской Стороны в Деловом совете ЕАЭС Александр Мурычев, рассказавший о роли Делового совета в разработке механизма евразийского финансирования промышленной кооперации.
Таким образом, БЕП не может не быть многоуровневым и сложносоставным объединением стран, каждая, из которых имеет свои специфические отношения с другими государствами и вытекающие из них международные обязательства и ограничения своего национального суверенитета.
БЕП охватывает вопросы экономического сотрудничества, включая его торговые, отраслевые, инвестиционные, инновационные, научно-технические составляющие. Оно не касается военно-политических, религиозных и этнических аспектов интеграции. В каждой из этих областей действуют свои региональные объединения и международные организации, специфика которых не должна мешать формированию БЕП.
Первоочередными направлениями деятельности, в которых создание БЕП может принести дополнительный интеграционный эффект, «сделать движение товаров на евразийском пространстве самым быстрым, удобным, необременительным», являются: «таможенное дело, санитарный и фитосанитарный контроль, отраслевое сотрудничество и инвестиции, защита прав интеллектуальной собственности. В сфере таможенного регулирования может быть предложена гармонизация норм таможенного оформления и контроля на основе программы Автоматизированной системы обработки таможенных данных АСИКУДА , внедрение которой более чем в 90 странах — членах ЮНКТАД помогло в упрощении процессов таможенной очистки грузов. Эта система позволила бы большую часть грузооборота, осуществляемого добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности на евразийском пространстве, проводить в режиме «зеленого коридора».
Нормы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля унифицированы в ЕАЭС на современной научной основе и могут быть предложены в качестве основы для гармонизации всем государствам и региональным объединениям в Евразии. Отраслевое сотрудничество имеет множество составляющих, среди которых наибольший интеграционный эффект имеют транспортный, телекоммуникационный, топливно-энергетический, агропромышленный комплексы. Транспортный сектор и развитие транспортной инфраструктуры традиционно занимает ключевое положение в проектах евразийской интеграции, включая сопряжение ЕАЭС и концепции «Один пояс — Один путь».
Ведется работа по модернизации и дальнейшему развитию основных евразийских транспортных коридоров автомобильных и железнодорожных. Перспективной формой реализации крупномасштабных совместных инвестиционных проектов в этой области является создание межгосударственных консорциумов, участниками которых могут стать как государственные, так и частные корпорации, банки и другие институты развития, национальные, региональные и местные органы власти. Объединяя капиталы, технологии, земельные участки и расположенные на них производства, такие консорциумы с наднациональными структурами управления могли бы на концессионных началах создавать коридоры развития, связывающие производственно-технологические потенциалы стран Евразии.
Такой подход откроет новые возможности для развития регионов, позволит повысить их инвестиционную привлекательность, активизировать межрегиональную кооперацию и ускорить рост отраслей экономики. При этом должна решаться задача оптимизации организационных схем распределения доходов от интегрированного использования транспортно-логистической инфраструктуры государств — участников БЕП в соответствии с их национальными интересами. Работу в данной области целесообразно начинать в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс — Один путь».
Достаточно мощный для этого инициирующий импульс могла бы дать реализация проекта создания Трансевразийского пояса «Развитие», разрабатываемого Российской академией наук. Он связывает проекты создания трансевразийских высокоскоростных магистралей со строительством «умных городов», освоением месторождений природных ресурсов, модернизации экономики интегрируемых стран на основе нового технологического уклада. Частью этой работы может стать создание общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных волоконно-оптических линий связи.
Она должна включать вопросы гармонизации технического и хозяйственного регулирования, норм безопасности и гарантии защиты капитальных вложений. Сотрудничество в телекоммуникационной сфере могло бы включать также вопросы кибербезопасности. Современные информационные технологии не только объединяют страны и континенты, формируя единое информационное пространство, но и используются в противоправных целях, как преступными сообществами, так и отдельными государствами.
Для противодействия этому целесообразно, как уже обосновывалось выше, подписать международный договор по кибербезопасности. Важным элементом этого соглашения должно стать правовое регулирование функционирования евразийского сегмента сети интернет и иных глобальных информационных систем, выведение вопросов их администрирования из национального ведения в международное правовое поле и установление правил, исключающих какую-либо дискриминацию потребителей на национальной почве. Целесообразно также предусмотреть введение общей системы сертификации и тестирования оборудования, эксплуатируемого в странах — подписантах соглашения.
В рамках БЕП могут также решаться другие вопросы регулирования евразийского киберпространства. В том числе решаться задачи идентификации работающих в евразийских информационно-коммуникационных сетях лиц, борьбы с уходом от налогообложения и незаконным вывозом капитала, а также осуществлением противоправной предпринимательской деятельности в сети интернет, включая электронную торговлю и финансовые услуги. Топливно-энергетический комплекс традиционно является сферой конкурентных преимуществ России.
В ЕАЭС ведется последовательная работа по формированию евразийского энергетического рынка, включая его газовую, нефтяную и электроэнергетическую составляющие, который должен заработать в рамках единого экономического пространства с 2025 г. Отрабатываемые в этой области в ЕАЭС принципы могут быть положены в основу формирования общего энергетического рынка Евразии.
Сначала по итогам визитов. На то же самое — на многократное превышение китайского экспорта в США над китайским импортом из США, — помнится, в бытность президентом, сетовал и Дональд Трамп. Из-за этого он даже развязал с Пекином торговую войну, последствия которой Вашингтон не в состоянии разгрести до сих пор. Запад, кажется, никак не может взять в толк, что приоритет частных инвестиций, на котором там настаивают, является не «универсальной ценностью», а продуктом полностью исчерпавшего себя западного лидерства. Свет клином на нем явно не сошелся. В том многополярном миропорядке, который идет на смену Pax Americana в политике и, соответственно, Pax МВФ в экономике, конкурентные преимущества получает не создающий условия для обогащения олигархов и колониального подчинения всех остальных, а тот, кто разумно сочетает рыночные начала с плановыми. Си Цизньпин как-то заявил, что «рынок лучше перераспределяет ресурсы». В рамках плана, конечно же.
Не в этом ли главная причина китайского успеха, против которого Запад, устраивая обыски в китайских компаниях, включает самые, что ни на есть, командно-административные, нерыночные методы, сигнализируя о собственном банкротстве? Что касается заявлений о «вмешательстве в выборы», то помимо того, что это — фактическая констатация предводителем вашингтонской дипломатии провала своей миссии, так еще, в определенном смысле, американская комплексная самодискредитация. Во-первых, не кто иной, как демократы, дорвавшись в 2021 году до Белого дома, Госдепа и Пентагона, «размазали» Трампа за торговую войну с Китаем и, излучая самоуверенность, предрекали потепление с ним отношений, поскольку у демократов «всегда получалось». Если теперь эти же самые люди запели, что Пекин их пытается «свергнуть», ибо если бы «вмешивались» в их интересах, они бы помалкивали в тряпочку, то это прежде всего констатация собственной профнепригодности. Это ж надо было за три года до такого плинтуса уронить отношения с «удобным» партнером! Не у каждого получится, особый «талант» нужен. Во-вторых, подобные фантазии из Вашингтона уже звучали применительно к Москве.
Конференцию торжественно открыл директор ИСАА МГУ профессор Алексей Маслов, поприветствовав участников конференции по видеосвязи с полей Петербургского международного экономического форума. Она отметила многолетнее и плодотворное сотрудничество ЦВЛ и ИСАА, направленное на распространение знаний, сохранение культурного, языкового многообразия, рассказала о новой выставке «Россия и мир ислама», открывшейся в день проведения конференции. В рамках тематических секций были детально рассмотрены геополитические и геоэкономические аспекты интеграционных процессов в макрорегионе.
О Большой Евразии
В этот раз главной темой форума стало Большое Евразийское партнерство и Стратегия опережающего развития. В мероприятиях форума приняла участие делегация Российского союза промышленников и предпринимателей. На пленарном заседании форума выступил вице-президент РСПП, уполномоченный представитель координатора Российской Стороны в Деловом совете ЕАЭС Александр Мурычев, рассказавший о роли Делового совета в разработке механизма евразийского финансирования промышленной кооперации.
Приоритетные направления сотрудничества в рамках реализации концепции Большого Евразийского партнерства напрямую коррелируют с договоренностями, которые страны ЕАЭС зафиксировали в новом стратегическом документе «Евразийский экономический путь» — Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Союза до 2030 и 2045 года. При этом всё в большей степени роль драйверов для «Большого евразийского партнерства» БЕП выполняют приоритетные направления развития Евразийского экономического союза. Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев дал характеристику процесса декарбонизации энергетики в странах евразийской «пятерки», а также отметил актуальность разработок и внедрения совместных низкоуглеродных технологий в рамках ЕАЭС. При этом в ЕАЭС есть все предпосылки для реализации указанных направлений». Арзыбек Кожошев также отметил значимость развития транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве, формирования общего транспортно-логистического пространства и развития евразийских транспортных коридоров. По его словам, интеграционные инфраструктурные проекты в сфере транспорта позволят обеспечить транспортную связуемость стран Евразии и создать надежный транспортный каркас на континенте. Министр ЕЭК подчеркнул важность работы по подготовке дорожной карты реализации транспортной политики на 2024-2026 годы, направленной на реализацию транзитного потенциала евразийских стран.
Заместитель председателя Правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян в ходе форума обратил внимание на важность цифровой повестки в рамках ЕАЭС: «Глобальные трансформации, которые сегодня происходят в мире, показали востребованность Евразийского экономического союза. Прежде всего, со стороны граждан и хозяйствующих субъектов. ЕАЭС продемонстрировал свою устойчивость и высокую эффективность.
Стоит отметить, что среди приоритетов внешней политики России в АТР первенство принадлежит отношениям с Китайской Народной Республикой. В качестве партнера по диалогу сегодня выступает Казахстан. Так, в Казахском национальном техническом университете имени К.
Сатпаева 15 мая 2023 года был проведен Круглый стол на тему: «Большое евразийское партнёрство в период глобальных трансформаций», где политологи, эксперты по международным отношениям, представители правительственного сектора, научного, инновационного, бизнеса, не только Казахстана, но и стран-партнеров, в том числе Центрально-Азиатских регионов ЦАР , поделились своим видением, последними новостями, обсудили возможности сотрудничества в сфере международной безопасности, торговли, науки и технологий. Основной целью Круглого стола стало выявление места отношений Казахстана с Россией, со странами ЦАР, АТР, ЮВА в глобальной архитектуре международных отношений и модели многополярного мира, налаживание новых путей союзничества в эпоху мировых трансформаций, обсуждение актуальных проблем, построение прогнозов и перспектив на развитие международного сотрудничества. Заседание прошло в комбинированном варианте и стало большой дискуссионной площадкой. В начале программы со вступительным словом выступила администрация университетов, а это именно: Кульдеев Е. Все они пожелали успехов и плодотворной работы в дискуссии на Круглом столе. Отметили важность данного мероприятия, необходимость сотрудничества в рамках проекта «Один пояс — один путь», выделили стимулы для государств АТР, ЮВА к развитию деловых связей с Казахстаном и Россией, призвали к формированию партнерских отношений на пути построения БЕП.
Шамишев Е. Зеленков М.
В этой связи интересно, что все страны-члены союза так или иначе находятся в неблагоприятных политических и экономических отношениях с некоторыми другими государствами, однако для каждого участника Евразийского союза эти пресловутые «третьи страны» разные. У Армении традиционно враждебные отношения с Турцией и Азербайджаном, Беларусь после прошлогодних президентских выборов и последовавших за ними массовых протестов оказалась под санкциями ЕС, а Россия также находится в санкционном противостоянии с той же Европой, США и некоторыми другими государствами. Поэтому сама формулировка, озвученная Пашиняном, действительно актуально для ЕАЭС в сегодняшних условиях. В обоих перечнях предложений прослеживается стремление членов союза максимально интегрироваться внутри объединения, при этом повышая конкурентоспособность своих экономик на внешних рынках. Однако при тех взаимоотношениях с большинством развитых стран, которые описаны выше, ЕАЭС скорее будет больше дистанцироваться от внешних партнёров и становиться более экономически замкнутой структурой. Этот вывод подтверждается другим предложением Пашиняна, который призвал принимать скоординированные ответные меры на экономическое давление извне, а это означает ничто иное, как предвестие очередного витка «санкционных войн», как это, например, уже происходит в случае запрета продовольственных поставок в Россию из Евросоюза и США в ответ на финансовые ограничения российским компаниям, введённые Западом из-за украинского кризиса. Наряду с другими участниками совещания коснувшись темы санкций, президент России Владимир Путин заявил , что экономические ограничения против наших стран — это не только один из методов недобросовестной конкуренции, но и попытка подорвать законные правительства путём дестабилизации социальной обстановки. Путин, однако, не упомянул, что как раз сама законность действующих властей в некоторых странах оспаривается мировым сообществом, что как раз и приводит к введению санкций.
Так произошло и с Лукашенко, который был объявлен победителем президентских выборов в Беларуси в августе 2020 года, однако у внешних наблюдателей и самих граждан Беларуси честность процедуры выборов вызвала значительные сомнения.
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция"
Пресс-релиз «Энергетика как опора для формирования Большого Евразийского партнерства» - одна из важнейших сессий Российской энергетической недели 2022 Сессия «Энергетика как опора для формирования Большого Евразийского партнерства» входит в блок «Мировые рынки: сотрудничество для развития» деловой программы юбилейного, пятого Международного Форума «Российская энергетическая неделя», который состоится с 12 по 14 октября в ЦВЗ «Манеж» г. На фоне масштабных изменений мирового политического и экономического порядка, переориентации транспортно-логистических цепочек, энергетического кризиса, вызванного санкционной политикой западных стран и затронувшего многие государства, идея Большого Евразийского партнерства сегодня приобрела особую актуальность. Сегодня страны Большой Евразии стали центром глобальной экономической активности, подтверждением чему являются успешно развивающиеся интеграционные объединения, такие как ЕАЭС и АСЕАН, субрегиональные организации, например ШОС , а также масштабные инициативы, в частности «Один пояс — один путь». Энергетика имеет большие шансы стать одной из основ формирующегося Большого Евразийского партнерства. Вопрос надежного обеспечения энергоресурсами в условиях постковидного восстановления экономик и для будущего наращивания темпов роста становится ключевым во внешнеэкономических стратегиях евразийских государств.
В сельском хозяйстве, промышленности, энергетике, транспорте и коммуникациях и инфраструктуре должны появиться «общие форматы по проектам общего интереса»14. Российская сторона предлагает, помимо ведения переговоров по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве, на которых должны обсуждаться вопросы, находящиеся в ведении ЕЭК, запустить еще один трек переговоров по мерам нетарифного регулирования. Согласно заявлению министра ЕЭК по торговле В. Никишиной, заключение непреференциального соглашения с Китаем возможно уже в краткосрочной перспективе два года 16.
Оно не будет подменять двустороннее взаимодействие государств-членов с КНР. При этом Россия готова также проводить в рамках подготовки соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве переговоры по принятию мер тарифного регулирования, которые должны завершиться созданием зоны свободной торговли ЗСТ , полагая, что этот процесс может быть завершен к 2030-2035 годам. Главным источником «Дорожной карты» станут средне- и долгосрочные планы экономического развития государств, участвующих в инициативе. Саркисяна с вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли также была одобрена инициатива китайской стороны относительно создания общего банка данных по проектам. Работа над созданием банка данных уже началась17. Инициатива по формированию Большого евразийского партнерства получила политическую поддержку со стороны Китая. Он добавил, что Китай и Россия будут прилагать совместные усилия для изучения вопроса по продвижению данной инициативы. По его словам, МИД и экономические ведомства Китая проводят тесные контакты для выработки конкретных мер с целью реализации договоренностей, достигнутых между главами наших стран по созданию БЭП.
Не менее важен и диалог представителей экспертного сообщества России и Китая по осмыслению и научному обоснованию БЕП. Китайские ученые и эксперты в целом положительно относятся к данной инициативе, видя в ней большие возможности для развития и обустройства Большой Евразии. Так, профессор Фэн Юйцзюнь пишет: «В Евразии существуют разные механизмы регионального экономического сотрудничества и интеграционные инициативы. Все они обладают своими преимуществами и должны являться взаимодополняющими, а не находиться в конфликте между собой. Любая интеграционная инициатива не должна быть замкнутой. Более того, китайские ученые в сотрудничестве со своими российскими коллегами приступили к углубленному и упорядоченному анализу интересов, рисков и возможностей взаимодействия КНР и РФ в данной сфере. Например, И. Тимофеев и Е.
Алексеенкова так определяют интересы России в Евразии: - увеличение числа дружественных или нейтральных сил, концентрация на решении тех проблем, которые не могут быть осуществлены дипломатическим путем, в коалиции с максимально возможным числом участников; - противодействие хаотизации евразийского макрорегиона, увеличению числа «горячих точек», кризисных зон, слабых государств. Именно они служат питательной средой для террористов и экстремистов всех мастей, расшатывают систему региональной безопасности; - активная роль в проектах экономической и гуманитарной интеграции, снижении или ликвидации барьеров в движении капиталов, товаров, рабочей силы, подключение к масштабным инфраструктурным проектам, использование транзитного потенциала страны; - стремление избежать углубления существующих и создания новых расколов на пространстве Евразии, выстраивание механизмов решения общих проблем; - закрепление за страной роли равноправного, конструктивного и созидательного партнера20. К числу сильных сторон России в Евразии можно отнести: - преимущества географического положения. Россия имеет сухопутный или морской выход на большинство ключевых точек евразийского континента. Данное преимущество усиливается транспортной и инфраструктурной связанностью этого огромного пространства в пределах одной страны; - масштаб российской экономики, возможность выступать привлекательным рынком, а также вносить заметный вклад в региональные экономические и инфраструктурные проекты; - возможность внести весомый вклад в безопасность экономических проектов и региона в целом. Россия обладает достаточно мощными и мобильными вооруженными силами, способными опера-тивно реагировать на кризисные ситуации, оказывать помощь своим партнерам и союзникам21. К недостаткам и рискам России в Евразии данная группа исследователей относит следующие: - сложности экономического развития, слабо диверсифицированная экономика, ослабевшая технологическая база. Российской экономической системе не хватает гибкости, в ней растет доля государственного сектора.
Недостаточная производительность труда накладывается на демографические проблемы - низкий прирост населения, старение населения, высокая смертность; - региональные демографические диспропорции. Население России распределено крайне неравномерно. Основная его масса сосредоточена в западной части. Возможности Сибири и Дальнего Востока осваиваются слабо в том числе из-за недостатка человеческих ресурсов. В плане сокращения населения эти части России остаются наиболее уязвимыми; - рост конкуренции с коллективным Западом, особенно обострившийся на фоне украинского кризиса. Конкуренция требует отвлечения ресурсов на военные нужды, лишает возможностей партнерства в решении общих проблем, создает зоны нестабильности, которые в будущем также станут отвлекать на себя немалые ресурсы22.
Об этом заявил заместитель Министра экономического развития России Дмитрий Вольвач в ходе онлайн выступления на сессии «Большое евразийское партнерство: от доверия людей к доверию экономик» международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. При этом совместный поиск новых решений и синхронизация развития существующих интеграционных проектов являются базисом для выстраивания новой архитектуры мирохозяйственных связей Евразии», - сказал Дмитрий Вольвач. От также отметил, что в качестве одного из центров формирования интеграционного контура БЭП рассматривается Евразийский Союз.
На этой площадке ежегодно обсуждают перспективы промышленного и экономического сотрудничества, а также развитие взаимодействия предпринимателей на пространстве ЕАЭС и стран-партнеров. В этот раз главной темой форума стало Большое Евразийское партнерство и Стратегия опережающего развития. В мероприятиях форума приняла участие делегация Российского союза промышленников и предпринимателей.