Новости александр македонский история

Смотрите BigPicture история Последняя тайна Великого Александра — куда пропали две тысячи македонских кораблей.

Тайна смерти Александра Македонского разгадана

РИА Новости, 02.03.2024. Александр III, наиболее известный как Александр Македонский, правил Македонией в период между 336 и 323 годами до н.э. На сегодняшний день он считается одним из наиболее успешных полководцев в истории: он смог подавить восстание фракийцев, а. Последние новости о персоне Александр Македонский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Александр Македонский — одна из немногих античных личностей, к которым мы обращаемся в современном культурном контексте. Деятельность Александра во многом напоминает некоторые эпизоды новейшей истории западных стран. Походы Александра Македонского знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными процессами взаимодействия греческих и местных черт, эпохи эллинизма. Смерть Александра Македонского, денежная реформа Канкрина, якутские алмазы.

Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь

Ученые из Университета Аристотеля в Салониках под руководством доктора Томаса Герасимидиса в ходе многолетнего исследования установили причину смерти Александра Македонского. В связи с этим ИА Фергана решила побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского. Новые факты из жизни Александра Македонского вынуждают переписать историю. Сообщество посвящено периоду Священной Освободительной войны Эллинов против Державы Ахеменидов под предводительством пеласгов вошедшая в историю под названием "Поход Александра Македонского". Совсем недавно познакомился с теорией, которая утверждает, что Александр Македонский совершил поход в Сибирь, воевал с русами и покинул наши края, при этом пустив свой флот на отопление войска на зимовке.

Александр Македонский: каким он был на самом деле

Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας; предположительно 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э., Пелла — 10 или 13 июня 323. Последние новости о персоне Александр Македонский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. В ноябре 333 года до нашей эры македонской войско Александра Великого встретилось с армией персидского царя Дария III при городе Исс на юге Малой Азии.

Александр Македонский – величайший правитель свого времени

македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец. К 30 годам Александр, сын македонского царя Филиппа, стал повелителем огромной империи от Греции до Индии. Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики.

Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира

Александр Македонский — одна из самых известных или печально известных фигур в мировой истории. Вы на канале Artifex Ru, и в этом выпуске вас ждет история Александра Македонского о тайнах, легендах и величии великого полководца. Больше никаких упоминаний об усыпальнице Александра Македонского в истории нет. Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας; предположительно 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э., Пелла — 10 или 13 июня 323.

Как умер Александр Македонский

Юный царевич подавил бунт и основал город Александрополь на месте фракийского поселения. Через 2 года он вновь показал себя успешным полководцем, командуя в битве при Херонее левым крылом македонской армии. После убийства Филиппа в 336 году до н. Александр был провозглашен царем Македонии. Правление и великие походы Став царем, Александр уничтожил виновных в смерти отца и отменил налоги. В течение двух лет он подавил варварские племена на севере страны и восстановил власть Македонии в Греции. Объединив Элладу, Александр совершил великий поход на восток, о котором мечтал Филипп. Сражения с персами продемонстрировали военный талант Александра. После битвы на реке Граник в 334 году до н. Александр получил славу величайшего полководца.

Практически без боя подчинив страны Ближнего Востока, Александр отправился в Египет, где его встретили в качестве божества. Там царь основал в свою честь еще один город — Александрию. Последний стал столицей новой державы. В 329 году царь Персии, Дарий, был убит своими приближенными, и Александр вновь показал себя умным тактиком и стратегом.

Об этом свидетельствовал, к примеру, Плутарх — авторитетный древнегреческий писатель и философ, сочинивший «Сравнительные жизнеописания» - труд, в котором он воссоздал образы выдающихся политических деятелей Греции и Рима. По мнению Кэтрин Холл, никакого чуда не было. Согласно поставленному ею диагнозу, полководец скончался от редкого неврологического заболевания, в результате которого был парализован. Недвижимое тело посчитали мертвым, хотя оно оставалось живым. Похоже, что еще живым полководца и похоронили, упрятав в саркофаг. Точных исторических сведений о том, от чего на самом деле умер Александр Македонский, нет. Вот версии и плодятся - уже более двух тысяч лет. Их десятки. Одни исследователи считают, что царя убили — скорее всего отравили.

И это речь идет об официальных экспедициях, количество неофициальных раскопок еще больше. В 1850 году появилось предположение, что тело Александра Македонского лежит под александрийской мечетью Эль-Наби Даниель. Ходили слухи, что некий Амбруаз Скилицис проник в его подвалы и нашел старинную дверь, изъеденную червями. За ней, якобы, лежал стеклянный гроб и тело с золотой диадемой на голове. После этого заходить в склеп ему запретили но, скорее всего, это просто байка. Мечеть Эль-Наби Даниель Более современная версия гласит, что тело Александра Македонского лежит в оазисе Сива, который расположен в Египте, в 50 километрах от границы с Ливией. В рамках одной из экспедиций там был подземный проход с артефактами времен Македонского. Археолог Лилиана Сувалтзи была уверена, что это та самая гробница, однако власти Египта запретили проведение раскопок. Возможно, гробница Александра Македонского лежит где-то под Александрией. Но раскопки там осложнены тем, что руины древнего города лежат под современными улицами. Обычно исследования ведутся во время строительства дорог и зданий, когда поверхностный слой земли раскрывается. Археологи также ведут работы под водой, потому что часть древней Александрии затоплена из-за землетрясений и других природных явлений. Все любители науки и технологий уже подписались на наш Дзен-канал.

Греция в то время распалась на массу мелких, враждующих между собой городов-полисов, завоевать которые Филипп смог довольно легко. Ничего ближе Дуная завоевать было невозможно, поскольку все земли до Дуная входили в великую русскую империю Иванов, которую греки называли "Великая скифь". Именно поэтому пастухи с Дона совершили такой большой переход, чтобы завоевать Филиппу земли для царства и назвать их в честь себя Макдонией. Что он для этого делает? Он за золото покупает себе настоящую царевну маленького греческого царства Эпир. Эпир, как и все греческие государства испытывал крайние затруднения с финансами, поэтому царь Эпира с удовольствием за телегу с золотом отдал свою дочь Олимпиаду за донского бандита Филиппа, отнявшего у северной Греции часть земель на севере, и создавшем царство Македония. Были это нанятые Филиппом историки, или эту историю выдумали историки-троечники, у которых не сходидись концы с концами. А может быть эту дезу запустил сам Александр. Но Филипп прекрасно знал кто он, поэтому на своей первой серебряной монете, которую он выпустил, он написал Филипп-гой. Эта монета дошла до нашего времени. И она доказывает, что Филипп был русским. Слово гой не имеет аналогов в мире, кроме русского языка. В чистом виде это слово в русском языке не сохранилось, хотя в былинах можно прочесть фразу :"Ой ты гой еси Илья Муромец". Однако, сохранилось слово, которое произошло от слова гой, это слово изгой, и означает оно изгнанный или сбежавший из дома человек, вынужденный скитаться. Мало того, если вы внимательно рассмотрите монету с надписью Филипп-гой, то увидите на всаднике войлочную шапку, которую вплоть до сегодняшних дней носят казаки Дона. Эта шапка называется фуражка, делается из валянной овечьей шерсти и никогда не носилась в Греции. Ни на одной монете или рисунке древней Греции вы не увидите такую шапку-фуражку. В Греции такая шапка просто не нужна, там значительно теплее, чем на Дону. Итак, мои исследования показывают, что Филипп был русским пастухом с Дона, а его друзья пастухи назвали территорию, завоеванную в результате войны с севером Греции, Македонией в честь себя "махарей Дона" или сокращённо Македонцов. Я предполагаю, что причиной этого было его крайне низкое, пастушеское происхождение. Были запущены несколько легенд, относительно рождения Александра. Олимпиада сразу после смерти Филиппа запустила дезу, что Александр родился не от Филиппа, а был рождён от бога Зевса спустившегося к ней. Такая деза нужна была для утверждения высокого звания царя, видимо, сына пастуха в Греции никто всерьёз не принимал. Другая деза была запущена придворными историками после завоевания Александром империи Дария. Легенда гласила, что Александр внебрачный сын Дария, которого Филипп подобрал во время охоты рядом с умиравшей роженицей. И женщина поведала ему, что она изгнана из гарема Дария, а мальчик - сын Дария. После того, видимо, как эти легенды не прокатили была создана третья легенда. На эту легенду клюнули римские историки, а за ними немецкие историки разнесли её по всему свету, воткнули во все энциклопедии. Хотя никаких подтверждений этой легенды нет и не может быть.

Установлена причина смерти Александра Македонского

Сливаясь возле Горноалтайска с Катунью, Бия образует Обь. Таким образом, можно предполагать, что в своем восточном походе Александр Македонский доходил до Оби. Перейдя Обь Инд с восточного на западный берег в районе современного Камня-на-Оби, Александр отправился на реку Иртыш Гидасп в районе нынешнего Павлодара. Поскольку на Иртыше в этих местах леса нет, он вынужден был свой флот на Оби Инде разобрать и на телегах перевезти на Иртыш Гидасп. Перевозить флот на телегах можно было только по ровной местности, но никак не по Гималаям. Между Индом и Гидаспом Александр посетил город Таксилу. Этот город был создан древней цивилизацией, поразившей завоевателей своим величием. Там он обнаружил индоскифов и янтарь, увидел замерзшее «свернувшееся» море, познакомился с полярной ночью и оставил «золотую бабу», колокол и оружие. У одного из античных авторов описано, как солдаты жаловались, что их затащили в другой мир, к берегам океана, полного чудовищ и окутанного вечным мраком, с неподвижными волнами, в которых в изнеможении умирает все живое.

Это потрясающее по точности и живописности описание Северного Ледовитого океана, которое свидетельствует, что войско Александра взбунтовалось темной полярной ночью в устье Оби. О походе завоевателя в страну мрака писали и восточные авторы. По их же сведениям, где-то в этих критических широтах македоняне построили башню и стену, защищающую обитаемый мир от яджуджей и маджуджей гогов и магогов. Каким маршрутом Александр возвращался, неизвестно. Впрочем, согласно официальной версии, от реки Биас он повернул назад, затем спустился по Инду к его устью и оттуда по пустыне привел войско в Вавилон. И если отождествлять Инд с Обью, такой фокус, увы, становится невозможным, ибо близ берегов Северного Ледовитого океана город Вавилон ни на одной карте в мире не значится. Деревья и тени Так что же: предположения Николая Новгородцева неверны? С их категорическим отрицанием, возможно, не стоит спешить.

Ибо в пользу своей правоты Новгородцев приводит довольно любопытный аргумент. Речь идет об измерениях длины тени от деревьев в полдень и о расчетах широты местности на основании этих измерений, которые проводили ученые, сопровождавшие армию Александра. Они повсеместно измеряли длину тени от деревьев известной высоты. Делали они это в полдень, когда деревья отбрасывают самую короткую тень. По отношению высоты дерева к длине тени определялся тангенс угла солнца над горизонтом в полдень, а по тангенсу и сам угол.

Македонская армия Александра столкнулась с персидскими войсками под командованием самого царя Дария III на горном перевале в Иссе на северо-западе Сирии в 333 году до н.

Несмотря на то, что армия Дария значительно превосходила армию Александра, сражение, известное как битва при Иссе, завершилось большой победой Александра. После битвы Александр захватил в плен жену Дария — Статиру I, его дочерей — Статиру II и Дрипетис, а также его мать — Сизигамбис, но относился ко всем захваченным женщинам очень уважительно. Александр вступил в Египет в начале 331 года до нашей эры. Он осадил Газу по пути в Египет и очень легко завоевал Египет. В Египте он основал Александрию-за-Египтом, город, задуманный как центр греческой культуры и торговли. Александр и его армия вошли в Индию в 327 году до н.

К этому времени он стал очень амбициозным и желал завоевать весь мир, который, как думали греки, заканчивался в северо-западной Индии. Величайшей из битв Александра в Индии была битва на реке Гидасп против короля Поруса из королевства Пауравов на берегах реки Гидасп в Пенджабе в 326 году. Македонцы одержали победу и аннексировали Пенджаб. Он хотел продвинуться дальше в Индии и направиться на восток к Гангу, где находилась империя Нанда Магадха. Однако его армия была истощена годами боев и отказалась идти дальше. В ответ на мольбы своего генерала Коэна, Александр решил вернуться домой.

Прибыв в Вавилон, Александр начал строить планы для серии новых кампаний. Но у него так и не было возможности её начать, так как вскоре после этого он умер.

В Македонии царь оставил полководца, отвечающего за сбор армии на подмогу солдатам.

Главной задачей Македонского было придерживаться быстрой тактики боя, сметать все на пути и быстро передвигаться дальше, захватывая как можно больше территорий. Невиданная слава Многие страны Ближнего Востока Македонский подчинил себе практически без боя. У реки Граник Александру удалось разгромить 60-тысячное войско персов.

Эта победа подарила македонцам господство над Малой Азией, а Александр вошел в историю, как непобедимый правитель. В завоеванном Египте После битвы царь отправляется в Египет, где его встречают, как божество. Македонский основывает там город Александрию.

Города Персии один за другим терпят поражение в битве с македонцами. Они принимают господство нового царя. В то же время враги персидского царя Дария хладнокровно убивают его, освобождая трон для нового правителя.

Мудрый Македонский принимает сторону добра, оплакивает смерть Дария и клянется отомстить его убийцам. Новоиспеченный царь Азии не останавливается на достигнутом, а завоевывает новые страны — современные Таджикистан, Узбекистан, Афганистан. Там он основывает города, названные в свою честь.

Поход на Индию отличался от других походов. Несколько побед в начале пути не принесли Македонскому желанного. Он хотел двигаться дальше, но измученная длительными походами армия оказала сопротивление полководцу.

Царю пришлось развернуть армию. Македонцы были недовольны тактикой молодого царя. Во избежание конфликтов он не навязывал македонскую культуру, язык и традиции в завоеванных странах.

Иногда он даже оставлял во главе страны местных царей. Подданные видели оскорбление в таком отношении к врагам, нередко высказывая царю недовольство. Личная жизнь У Александра был огромный гарем, где проживало около 360 наложниц.

От одной из них у Македонского родился сын Геракл, были ли другие дети, сказать трудно. Самыми известными романами царя являются отношения с королевой амазонок и длительные отношения с индийской королевой. Первой стала 14-летняя княжна известного бакстрийского происхождения, которая оказалась в плену у македонцев.

Царь влюбился с первого взгляда, решив жениться на пленнице. Супруга подарила Македонскому сына Александра. Малыш родился через месяц после смерти царя.

Из политических соображений Македонский взял в жены двух персидских красавиц. Одну из них Роксана убила после смерти мужа. Смерть В 323 г.

Македонский задумал новый план покорения арабских племен, живущих на Аравийском полуострове.

Мы знаем, что зимой предыдущего года он укрывал в своем доме Спитамена, воззвавшего к нему о помощи, но впоследствии, очевидно, отказался взять на себя ответственность в ходе разразившегося кризиса с Александром. Хорезмийское городище Топрак-Кала времен царя Фарасмана.

Фото с сайта Traveluzb. Географические описания, созданные спустя столетия после смерти Александра, очень часто не имеют ничего общего с реальностью. По словам Квинта Курция, сатрап Хорезмии, области, описанной как находящейся по соседству с массагетами и дахами, просто отправил к Александру своих посланников.

По словам же Арриана, сатрап сам лично прибыл в Самарканд, где он, как непосредственный сосед Колхиды и царства амазонок, предложил Александру сопровождать его в походе к Черному морю, чтобы покорить народы этого региона. Эта странная географическая конфигурация, представляемая древними источниками, возможно, связана с путаницей, возникшей между двумя Фарасманами: один Фарасман был из Хорезмии, другой Фарасман был во времена римского императора Тиберия в I веке нашей эры царем Иберии Кавказской, географически прилегающей к землям Колхиды и амазонок. Подобное описание было бы невозможно, если бы авторы не имели перед глазами соответствующую географическую карту.

Географические карты в эллинистическую эпоху были еще очень далеки от какой-либо унификации. В дополнение к известной карте Эратосфена должны были также существовать и другие карты, более или менее фантазийные, но созданные для того, чтобы историки и их читатели могли лучше понять географию «Востока» вдоль всего маршрута Александра. Ошибками этих карт была путаница между Сырдарьей-Яксартом и Доном, который греки называли Танаисом, и Гиндукушем, который неверно определялся как Кавказ.

Подобная путаница опиралась также и на писания пропагандистов и более поздних историков Александра, которые, чтобы подчеркнуть величие и непобедимость македонского завоевателя, ставили в параллель поход Александра на «Восток» и греческие мифы о Геракле и Дионисе, чтобы показать, что герой-завоеватель может соперничать с богами, чьи истории были связаны с реальным Кавказом. Визит королевы амазонок к Александру. Ее автор раздул все ошибки до такой степени, что, согласно его интерпретации, Александр в ходе своего похода пересек настоящий Кавказ между Черным и Каспийским морями.

Оказавшись севернее горного хребта, Александр якобы повернул налево, пройдя через Бактрию, которую автор карты, вдохновляющей, в частности, Квинта Курция, считал протянувшейся по соседству от Понта Черное море , чтобы добраться до Танаиса, где и столкнулся с так называемыми «европейскими» скифами, так как если бы он был действительно на севере от Черного моря. Эти скифы якобы отговорили Александра от плана пересечения реки, потому что, по их словам, в их тылу были сарматы, затем Фракия, рядом с которой уже начиналась Македония. Поэтому, выступая с берегов Танаиса, эти «европейские» скифы могли бы легко взять Македонию с тыла.

Это описание, корни которого восходят к фантазийной карте, конечно же, является выдумкой; даже если многие читатели истории Александра верили этой версии, нам ясно, что скифы за Сырдарьей не могли знать географию Македонии и разрабатывать детали наступления, которое должно было разворачиваться за Каспийским морем. Более того, эта же воображаемая география повествует об эпизодах, напрямую вышедших из греческих мифов, а именно о встрече Александра с амазонками и аримаспами мифический одноглазый народ на крайнем северо-востоке древнего мира и о посещении скалы, к которой был прикован герой Прометей, подаривший людям огонь. Безусловно, никакие положения этой географии нельзя принимать на веру и интерпретировать как реальную данность.

Соответственно, даже если для нас остается непонятным, действительно ли Александр думал достичь Танаиса, нам ясно, что он никак не мог перепутать Гиндукуш с Кавказом. Поэтому мы не можем строить пустые догадки по поводу того, собирался в действительности или нет Фарасман, как Иван Сусанин, завести на погибель армию Александра в пустыни Аральского моря. Так, в частности, они дают не больше информации, чем ахеменидские источники, по поводу границ областей Средней Азии, особенно Бактрии и Согдианы.

Начиная с XIX века большинство ученых считают, что граница между Бактрией и Согдианой проходит по Гиссарскому хребту, у Железных ворот; исходя из этого, они определяют регион к северу от Амударьи Окса сконструированным наименованием «Северная Бактрия». Сегодня это положение стало аксиомой для многих археологов. Согдийские Железные ворота рядом с Дербентом.

Фото и план Клода Рапэна Однако я хотел бы показать, опираясь на наше новое атрибутирование наименований крупных рек, что Согдиана в ахеменидскую и эллинистическую эпохи занимала иную территорию, и линия границ должна быть прочерчена иначе. Северная граница Согдианы традиционно располагается вдоль реки Сырдарьи; однако фактически в одном из своих сегментов она совпадает с районом ворот Тамерлана близ Джизака. Это означает, что область Уструшана, лежащая между Джизаком и Сырдарьей, должна быть идентифицирована не как согдийская область, а как «скифская», наследница одной из ахеменидских сатрапий Скифии Саки хаумавагра , располагавшейся внутри границ персидской империи.

Что касается южной границы Согдианы, то здесь ситуация еще более проблематичная: вопрос о ее расположении вплоть до сегодняшнего дня является яблоком раздора для исследователей. Согласно источникам, граница между Согдианой и Бактрией должна совпадать с Оксом. Однако этимологический анализ современных наименований рек этой речной системы показал, что граница совпадает сначала с рекой Вахш этимологически это наименование происходит от Окса , затем, начиная от слияния Вахша и Пянджа рядом с городищем Тахти-Сангин, с Амударьей.

Именно в такой прорисовке эта граница «по Оксу» совпадает с той, что была описана Птолемеем, и может быть реконструирована на основе описаний историков Александра. Таким образом, эта часть Амударьи на северной границе Афганистана представляет собой, несмотря на всю условность этого определения, одну из немногих так называемых «естественных» границ в Центральной Азии, в частности, еще и потому, что воды реки в этой географической точке не могут быть использованы для орошения ни на севере, в Согдиане, ни на юге, в Бактрии. На деле это означает, что Термез и Тахти-Сангин являются частью Согдианы и что Бактрия в этом районе должна быть ограничена северным Афганистаном и южным Таджикистаном к востоку от реки Вахш.

В основе этого утверждения лежит то обстоятельство, что река Пяндж, на которой расположен упомянутый город, соответствует, согласно нашей с Францем Гренэ идее, одной из двух известных в древности рек — Оху откуда происходит современное название Вахан , а не Оксу. Настоящий же Окс протекает в 100 км к западу от Ай-Ханума, мимо города Тахти-Сангин, и, с моей точки зрения, именно этот город, где находился великий храм Окса, и является античной Оксианой Oxiana , упоминаемой Птолемеем. Продолжая мою логическую цепочку, это означает, что Железные ворота близ Дербента сейчас это кишлак в Байсунском районе Сурхандарьинской области Узбекистана , в 100 км от Амударьи должны расцениваться скорее не как граница, а как важный перекресток многих дорог в самом центре Согдианы, чья значимость обусловлена тем, что район Дербента представляет собой основной перевал в цепи Гиссарских гор, обеспечивающий легкий доступ в любое время года к северу и к югу Средней Азии.

Александр Македонский: гений или безумец?

Александр Македонский - биография императора полководца Поход Александра Македонского на восток стал поистине переломным моментом в истории античного мира, до неузнаваемости преобразив расстановку сил в Восточном Средиземноморье.
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики.

Александр Македонский как историческая личность

Царь окружил себя персидскими вельможами, начал носить восточные одежды, завёл гарем, при его дворе вошли в употребление персидские церемонии, включая проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. В состав его кавалерии были включены представители восточной знати, начались вербовка местных жителей в пехоту и их обучение по македонскому образцу. Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны азиаток. Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров заключили брак со знатными персиянками и мидийками в частности, Селевк женился на дочери Спитамена Апаме. Свадьба была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки. И такое поведение Александра должно было вызвать вопросы у его «хозяев», поскольку межрегиональный конгломерат навязывает свою культуру, в те времена — эллинизм, а не перенимает культуру порабощаемых народов. Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе Мало кто слышал о греко-буддизме.

Этот термин относится к культурному сочетанию эллинистической культуры с буддизмом, которое развивалось между четвёртым и пятым веками нашей эры в Бактрии и на Индийском субконтиненте территории современных Афганистана, Индии и Пакистана. Эта необычная культура стала культурным следствием длинной цепочки событий, которая была начата греческими набегами на Индию во времена Александра Македонского. Далее её развитие происходило во время создания индо-греческого царства и расцвета Кушанской империи. Всё сказанное в предыдущих двух абзацах говорит о том, что шёл процесс смешения несомой Александром и его армией греческой культуры с культурами аборигенов завоёванных земель. Культура «эллинизма» должна была стать той единой унифицированной культурой, которая бы заместила национальные культуры. А она начала смешиваться с культурой востока. Александр, вне зависимости от того, понимал он это или нет, выполнял некую миссию, возложенную на него «закулисными» субъектами из числа тех, кто пытался управлять глобализацией по своему произволу, но с этой задачей справляться перестал, начав действовать вне логики межрегионального конгломерата.

Промежуточным итогом проекта «Александр Македонский» стала огромная империя от Балкан до Индии, включавшая в свой состав также и Египет. Тем не менее, качество управления ею как целостной системой было настолько низким, что сразу после смерти Александра его империя распалась на множество сатрапий, воюющих друг с другом за ресурсы и право их властителей называться истинным преемником Александра Македонского. В деле же рассеивания иудеев по миру сложилась следующая ситуация: после разрушения персидской монархии Александром «Земля Израиля» Палестина сначала была подчинена Птолемеям в Египте 320—201 г. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык койне , то есть еврейско-иудейская среда оказалась не защищена от основного алгоритма межрегионального конгломерата. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птолемеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте Александрии и др. Во II в.

Для того, чтобы культура иудеев в процессе взаимодействия с культурой древней Греции не потеряла своей целесообразной функциональной специфики, в том же III веке до н. Но это только подстегнуло дальнейшую эллинизацию иудаизма и скоро «греческий» проект был окончательно закрыт, а миссия — быть метрополией межрегионального конгломерата — перешла к Риму. Причины закрытия проекта и его последствия для западной региональной цивилизации и глобальной цивилизации Для подавляющего большинства сподвижников Александра его смерть была неожиданностью. В наше время разные учёные выдвигают самые разнообразные версии смерти Александра: от малярии и воспаления лёгких до отравления. На наш взгляд, смерть Александра была как не случайной, так и не естественной, и смертный приговор царь подписал себе ещё в то время, когда принял решение вторгнуться на территорию Индии. В то время в Индии существовал свой специфический вид толпо-«элитаризма», который, по своей сути, являлся неприкрытым фашизмом, существование которого основывалось на извращении учений о варнах, которые, со временем, в исторически сложившейся культуре трансформировались в касты, которые, по своей сути, жёстко и однозначно определяли разграничения на эксплуатацию одних социальных слоёв другими. Конечно, в Индии тоже существовало «жречество»-знахарство, именуемое брахманами.

Поскольку главной и первостепенной задачей «мировой закулисы» является недопущение становления цивилизации человечности на планете, а кастовая система Индии тех времён, по своей сути, также работала на эту задачу и сейчас работает на эту же цель , вполне вероятно предположить, что у «мировой закулисы» существовали некоторые гласные или негласные договорённости с брахманами древней Индии о разграничении сфер влияния в регионах планеты. Ещё за несколько лет до вторжения на территорию Индии, после окончательного разгрома Дария III, Александру давались недвузначные намёки на то, что пора остановиться. В частности, через непосредственное и опосредованное влияние на его армию: «…Положение Александра усложнялось из-за того, что его армия устала от длительного похода. Солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира, и с конца 330 года до н. Когда македонская армия находилась в Дрангиане, был раскрыт заговор, участники которого хотели убить царя. Командир гетайров Филота знал о заговоре, но не донёс, и поэтому тоже попал под подозрение; его подвергли пыткам, а потом Александр добился от войскового собрания смертного приговора для Филоты. Отец казнённого, Парменион, был убит без суда и какого-либо доказательства вины, и его участь разделил последний из Линкестидов — Александр.

Ещё одного опытного полководца, Клита Чёрного, царь убил своими руками в результате пьяной ссоры осенью 328 года до н. Летом 327 года до н. Заговорщиков побили камнями. Стало известно, что Каллисфен племянник Аристотеля , историк и философ, осмеливавшийся возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки, призывал этих юношей «показать себя мужчинами», а потому он тоже был схвачен и вскоре умер в тюрьме от «вшивой болезни» или был убит по приказу царя. Философ выглядел для многих жертвой растущего деспотизма Александра, и его смерть усилила тайное недовольство среди македонян. Работы по строительству нового порта в Персидском заливе и подготовка флота показывают, что Александр хотел покорить Аравию, чтобы контролировать всё морское побережье от Индии до Египта; Диодор Сицилийский рассказывает, что царь планировал завоевать Средиземноморье. За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел.

После 10 дней жестокой лихорадки 10 или 13 июня 323 года до н.

Мотив обличения персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным. Греко-персидские войны Свои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Эллады перед лицом персов, греки вынесли из Греко-персидских войн первой половины V века до н. Разрозненные в политическом отношении, непохожие во многом на других, греческие племена связывала память об общем прошлом. Центральная фигура воспоминания — история коалиции, панэллинского сплочения против врага на Востоке. Сама мысль о коалиции Европы против Азии навеяна, конечно же, «Илиадой».

Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф или художественный вымысел. На основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себя как один народ, единое целое. Но в еще большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашествия на греческий мир персидского царя Ксеркса в 480 году до н. Из патриотического убеждения в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали — едва ли справедливые — соображения о непрочности персидского государства и легкости завоевания Персии. С середины IV века до н. Возможность прибрать к рукам чужое у них соединялась с долгом отмщения историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные святыни Эллады.

Война с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками. Зато немало других греков расценивали стремительный рост македонского влияния как угрозу свободе. Демосфен обрушивал на Филиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей. После победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с Афинами, одержанной в 338 году до н. Царь Филипп македонский Конгресс объявил войну персам, назвав царя Филиппа вождем военного похода в Азию. Почти вся Эллада, за исключением Спарты, обещала пойти за ним.

Возмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, ее вполне официальной программой. Столь же прямо греки признавались и в собственном экспансионизме. Помимо отмщения за оскверненные и преданные огню греческие святыни общегреческая война против Персидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Эгейского моря. Не заслоняй мне Солнце Летом 336 года до н. Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию, по сообщению греческого историка Арриана, Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария: «Отец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмах».

Этот факт, скорее всего, правдоподобен. Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами. Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. Вся вольнолюбивая Греция, до героя своей «антимакедонской партии» Демосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром. Историки древности и наших дней одинаково высоко ставят царя Филиппа. Сравнивая отца и сына, римский автор Помпей Трог находит такие слова: «Способы побеждать у того и другого были различны.

Александр вел войну открыто. Филипп пользовался военными хитростями. Он радовался, если ему удавалось обмануть врагов. Александр — если удавалось разбить их в открытом бою… Благодаря этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил дело». Смерть Филиппа, казалось, обнаружила непрочность возведенной им политической конструкции. Но уже в первые месяцы царствования юный македонский царь Александр стремительно и жестоко подавил вспыхнувшее с новой силой сопротивление греков и подвластных Македонии фракийских и иллирийских племен.

Потрясением для Греции стало известие о взятии и разрушении могущественных Фив в 335 году до н. Население города было продано в рабство. Примечательное исключение Александр сделал для потомков поэта Пиндара. Остальным — нетронутым — урока на время хватило: например, устрашенные судьбой Фив Афины вымолили себе прощение. Такие военные акции Александра были только приготовлением к большому походу, который намечался против Персидского царства. Александр Македонский и Диоген К этому времени принадлежит и знаменитая сцена с Диогеном, пересказанная бессчетное число раз множеством писателей.

После энергичных военных мер македонского царя, вернувших ему влияние в Греции и ожививших планы войны в Азии, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему свое почтение. Будучи недалеко от Коринфа, Александр Македонский предполагал, что так же поступит и философ Диоген. Но, не дождавшись знаков внимания, царь сам отправился к философу. Диоген лежал и грелся на солнце. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. Начало триумфального шествия Говоря о причинах похода Александра против персов, историк Арриан цитирует письмо Александра к персидскому царю Дарию: «Ваши предки вторглись в Македонию и остальную Элладу и наделали нам много зла, хотя и не видели от нас никакой обиды.

Я, предводитель эллинов, вступил в Азию, желая наказать персов». Строго говоря, большая часть Греции царя Македонии об этом не просила. Весной 334 года до н. Первым делом оттуда он поспешил в Трою, с которой для греческого мира было связано так много. Здесь он принес жертву Афине, а также почтил могилу Ахилла. Умастив тело, он состязался с друзьями в беге вокруг памятника.

Как пишут Арриан и Плутарх, возлагая венок на могилу Ахилла, Александр провозгласил его счастливым, потому что о его славе возвестил на будущие времена такой поэт, как Гомер. Символизм этого жеста вполне понятен. Александр Македонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который явно был для него еще и образцом для подражания. Но это означало еще и другое. Македонский царь обращался к исторической памяти греков, используя гомеровский эпос о Троянской войне в качестве примера единения сил греческого мира для войны в Азии. Военные силы греческих городов, кажется, не были Александру большим подспорьем.

Он ждал от греков, чтобы они хотя бы не выступали на стороне персов. Переход Александра через реку Граник В мае 334 года до н. Победа македонцев была полной. После Граника македонский царь отправил в Афины 300 комплектов персидского военного снаряжения и посвятил их Афине Палладе. Надпись повелел он сделать такую: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме спартанцев, взяли от варваров, обитающих в Азии». В действительности при Гранике и в следующих сражениях греческие наемники составляли наилучшую часть персидской пехоты.

Афинское посольство напрасно просило царя Александра отпустить афинян, взятых в плен при Гранике. Наемников врага македонский царь предполагал сгноить в рудниках. В продолжение следующего года военных действий македонская армия овладела западным и южным побережьями Малой Азии современная территория Турции и укрепилась в важных стратегических пунктах в глубине полуострова.

Последний год жизни Последний год жизни Александр Великий потратил на усмирение и умиротворение своей новой Империи. Он не менял быт и общественный уклад покоренных земель, не притеснял местную знать, оставляя за македонскими наместниками только военные и финансовые вопросы. Для объединения земель он использовал самые разнообразные средства, например грандиозную свадьбу, на которой поженил 10 тысяч македонян на знатных азиатках, а сам взял в жены дочь Дария III Статиру [10]. Умер Александр в Вавилоне, в июне 323 года до н. Болезнь и причина смерти так и не была установлена.

Ни среди наследников Александра, ни среди его окружения не нашлось личности способной сохранить его наследие, и великая держава распалась. Впоследствии она была разделена между полководцами царя — диадохами [9]. Период после смерти Александр умер без указания преемников. Перед смертью он, согласно легенде, передал своё кольцо с печатью Пердикке, который должен был стать регентом при беременной царице Роксане и её будущем сыне. Через месяц Роксана родила сына, который был назван Александром в честь его отца. Однако власть регента вскоре начали оспаривать другие военачальники диадохи , которые стремились править своими сатрапиями. В 321 году до н. Войны диадохов продолжались практически непрерывно до 281 года до н.

Их потомки стали правителями нескольких государств, которые возникли на территории того, что когда-то было огромной империей. Все члены династии Аргеадов стали жертвами борьбы за власть. Брат Александра, Арридей, который временно стал марионеточным царем под именем Филиппа III, был убит по приказу Олимпиады в 317 году до н. Также была убита его жена Эвридика родная племянница его и Александра. Сама Олимпиада стала жертвой Кассандра, сына Антипатра, через год. Сестра Александра, Клеопатра, погибла в 308 году до н. Наконец, в 309 году до н. Таким образом, династия Аргеадов прекратила своё существование.

След в истории Благодаря обширным завоеваниям, имя Александра было известно от Греции и Египта до Индии. В первые годы после смерти царя, эллинистические правители-сатрапы использовали имя Александра для легитимизации своей власти, заручившись личной связью с Македонским. Так Эвмен из Кардии объявил своим подчиненным, что Александр обещал ему незримо присутствовать на всех заседаниях военного совета, чтобы удержать под контролем армию и сохранить единство империи [7]. Сатрап Персиды, Певкест, посвятил Александру и его отцу алтарь в Персеполе, а сатрап Египта Птолемей установил полноценный культ умершего царя в Александрии [8]. Плутарх сообщает, что сатрапы пытались также подражать Александру одеждами и манерами: они облачались в пурпурные одежды, ходили в окружении свиты и копировали образ величия Александра. Александр Македонский также поддерживал искусство и науку, инвестируя в развитие городов и создание библиотек. Одной из известных его инициатив было создание города Александрии в Египте, где была заложена знаменитая Александрийская Библиотека. Первые письменные источники, которые содержат сведения об Александре — «Эфемериды» записи придворного журнала и «Гипомнемата» заметки самого царя с планами походов.

Античные авторы любили цитировать переписку Александра с друзьями, родственниками и официальными лицами, хотя чаще всего они носили полулегендарный характер. Кроме того, существует множество произведений, которые описывают военные походы Александра. Среди них — «История Александра» в 10 книгах Хареса Милетинского, подробные описания похода Александра в Индию дал философ-киник Онесикрит из Астипалеи. Эти сведения легли в основу современных знаний о восточных завоеваниях Александра[9]. Придворный историограф Александра, Калисфен, создал апологетический труд «Деяния Александра», который должен был служить оправданием Александра перед греками, поэтому точность сведений, которые предоставляет Калисфен, оспаривалась уже в Античную эпоху [10]. Последняя запись «Деяний» -битва при Гавгамелах. Позже воспоминания об Александре были положены в основу трудов Птолемея, который создал исключительно привлекательный образ Македонского, как гениального полководца и мудрого правителя. Поскольку Птолемей был опытным военачальником, то он приводил подробные описания военных действий.

Также многочисленные подробности о военном мастерстве Александра приводит его военный инженер Аристобул. В целом, первые античные автор оценивали деятельность Александра позитивно, несмотря на противоречия его вклада в историю. Первыми критиками Александра были перипатеки — последователи Аристотеля. Они создавали образ царя, который, получив блестящее образование, был опьянён внезапным успехом в военном деле и стал одержимым правителем. Критика перипетеков носила не объективный характер, поскольку была основана на неприязни к Александру из-за его казни племянника Аристотеля, Калисфена. Историки и интеллектуалы Древнего Рима также восхищались успехами Александра. Александру подражал Публий Корнелий Сципион, а скульптурный портрет Гнея Помпея был явно сделан под влиянием портретов Александра.

Не говоря уже о том, что и современники не были чужды сочинительству. Информация, которая доходила из Азии в Европу, могла по дороге обрасти совершенно фантастическими подробностями, а зачастую эти подробности были следствием хорошо продуманной идеологической кампании. Так что нам приходится относиться к Александру не только как к конкретному историческому деятелю, а именно как к персонажу. Персонажу собственной, вне всякого сомнения, удивительной жизни и написанной об этой жизни истории». В ней все, начиная с рождения, было окружено тайной. В народе бытовало мнение, что отцом Александра был вовсе не одноглазый царь Македонии Филипп, а высшее божество, которое привечала по ночам в храме его мать Олимпиада [1]. Сама она то поддерживала, то опровергала эти слухи. И вот, провожая сына в персидский поход, царица якобы сказала ему о том, кто же из небожителей являлся его «настоящим» отцом. Впоследствии Александр широко эксплуатировал эту легенду о своем сверхъестественном происхождении. В истории его царствования и завоевания Востока вообще немало таинственного и туманного. До сих пор остаются во многом предметом догадок причины и цели, побудившие молодого царя броситься в столь неслыханную военную, политическую и религиозную авантюру, каким стало завоевание Персидской империи и части Индии. В описаниях древнегреческих и древнеримских авторов весьма противоречивыми выглядят как многие поступки Александра, так и черты его характера. В силу этого одни авторы воспевают его как героя, свершившего великие деяния и наделенного большим умом, знаниями, силой, мужеством и способностью владеть собой, другие, напротив, корят за склонность к порочным страстям, излишнюю импульсивность и впадание в крайности. В частности, по мнению римских стоиков, македонский царь был лишь карикатурой на героя, больным человеком с нездоровым воображением, не умеющим владеть собой и ставшим жертвой собственной невоздержанности. Вот что, к примеру, писал о нем Луций Сенека: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению, или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? Кто отнял у каждого города то, что там было лучшего, заставив Спарту рабствовать, Афины — молчать? Кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружие по всему свету? Чья жестокость нигде не остановилась, уставши, — наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод? Уже множество царств он слил в одно; уже греки и персы боятся одного и того же; уже носят ярмо племена, свободные даже от власти Дария, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельзя нести победу по следам Геракла и Диониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. Он не то что хочет идти, но не может стоять, как брошенные в пропасть тяжести, которые не могут остановиться в своем падении, пока не упадут на самое дно». Древние историки оставили нам порой совершенно противоположные мнения о характере и наклонностях великого завоевателя. Так Квинт Курций Руф в своей знаменитой «Истории Александра Македонского», отдавая должное его мужеству, выносливости, презрению к опасности, быстроте в решениях, верности своему слову, в то же время нелицеприятно пишет о многих присущих ему чертах: «Едва отступили настоятельные заботы, как душа Александра, куда более стойкая на войне, чем на досуге и покое, стала добычей низменных страстей, и тот, кого не сломило оружие персов, был поражен пороками. Беспрерывные пиры, нездоровые до утра попойки и увеселения с толпами распутниц, всяческое погружение в чужеродные обычаи. Перенимая их, будто они лучше родных, царь оскорблял чувства и взоры своих соплеменников, и многие из прежних друзей стали к нему враждебны». А вот Плутарх не усматривал в поведении великого македонца ничего порочного: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали, думали же так потому, что он долго засиживался за пиршественным столом. Но в действительности Александр больше разговаривал, чем пил, и каждый кубок сопровождал длинной речью. Да и пировал он только тогда, когда у него было много свободного времени. Если же доходило до дела, Александра не могли удержать, как это не раз бывало с другими полководцами, ни вино, ни сон, ни развлечения, ни женщины, ни занимательные зрелища». Такой же противоречивый психологический портрет можно найти и у современных историков. Человек огромных амбиций и широких взглядов, в целом расчетливый военачальник и политик, поступки которого, однако, часто совершались под влиянием мгновенного импульса. Практик и идеалист в одном лице. Рыцарь и деспот. С такой неоднозначностью столкнется каждый, кто займется исследованием биографии великого завоевателя», — так характеризует Александра Македонского В. И хотя перед авторами этой книги не стояла задача полной и всесторонней характеристики личности этого выдающегося полководца, эти и другие мнения историков, особенно тех, кто жил в непосредственной временной близости от него, немаловажны для поиска ответа на самые главные загадки, оставленные им потомкам: что послужило причиной или причинами его внезапной смерти и где находится место его последнего упокоения? Загадочный Недуг Александр Македонский скончался скоропостижно, не дожив четырех месяцев до 33 лет. Он ушел из жизни в расцвете сил, процарствовав всего лишь двенадцать лет и десять месяцев. По свидетельству всех его древних биографов, солнце его жизни закатилось в Вавилоне жарким июньским вечером 323 года до н. Что же касается конкретной даты, то чаще всего называются 10, 11 или 13 июня. Но, поскольку до сих пор не найдено ни одного материального памятника, прямо указывающего на тот скорбный день, достоверность этих чисел ничем не подтверждена, и в исторической литературе можно встретить более десяти разных дат ухода великого полководца по юлианскому календарю — от мая 324 года до сентября 323 года до нашей эры. Единственным документальным свидетельством, позволяющим уточнить день его смерти, может служить надпись на фрагменте глиняной таблички, хранящейся в Британском музее Лондона. Она гласит, что Александр Македонский скончался 11 июня 323 года до н. Далее древний автор отмечает, что небосвод в этот момент был покрыт тучами, словно сами небеса скорбели о кончине великого человека. В описании протекания и симптомов его внезапной болезни как древние, так и современные историки почти единодушны: разнятся лишь некоторые детали и комментарии к ним. Все биографы указывают на то, что охватившая царя загадочная лихорадка длилась две недели. А началась она после продолжительных пиров и увеселений, пришедших на смену длительному трауру, объявленному по умершему столь же внезапно в мае того же года молодого грека Гефестиона — друга и любовника Александра. Первое пиршество, по словам немецкого историка С. Фишера-Фабиана, состоялось в доме у грека Неарха, одного из приближенных полководца: «В конце мая 323 года до н. Он словно знаменовал собой последний день великого траура по Гефестиону Смерть друга была большим горем для Александра, но он решил, что хватит предаваться печали. Жизнь напоминала о себе, и когда Неарх пригласил его на праздничный пир, Александр ответил согласием». В ту же ночь, когда гости Неарха уже начали расходиться, царь получил новое приглашение. Вот как описывает последующие события известный австрийский историк античности Фриц Шахермайр: «Только что закончился роскошный пир в честь Неарха и флота; уже брезжило утро, и царь почувствовал себя усталым. Но тут Медий, отпрыск фессалийского княжеского дома, пригласил его на короткий веселый завтрак. Царь охотно принял приглашение. Ему нравился Медий, после смерти Гефестиона он предпочитал его общество всякому другому. Это был третий грек в ближайшем окружении царя после Неарха и Евмена. Царя мало заботила ревность македонян; он приблизил к себе фессалийца, так как ценил его естественное и непринужденное поведение, тонкий ум и литературные увлечения. Итак, за ночным пиром последовал еще один, утренний. Потом царь принял ванну, удалился к себе и проспал весь день… К вечеру царь вновь был бодр и велел передать Медию, что посетит его». Только во время второго застолья у фессалийца, где вокруг Александра собрался тесный кружок из двадцати его приближенных, которые продолжали пить из серебряного кубка Геркулеса, вмещавшего шесть литров, и произносить тосты во славу друг друга, царя вдруг охватила сильная жажда, и он стал пить много не разбавленного водой вина. Не обошлось без поэзии и на этот раз: «Чтобы показать, что Дионису трудно с ним справиться, царь цитирует обширные фрагменты из «Андромеды» Еврипида, виночерпий Иолл [3] снова наполняет кубок царя и, предварительно налив из него немного на ладонь, пробует вино, затем подает его царю, — пишет Фишер-Фабиан. Упоминание о том, что Александр неожиданно почувствовал острую боль в животе, есть практически у всех древних биографов царя. Диссонансом по отношению к их описаниям выступает лишь рассказ Плутарха, который, ссылаясь на другого греческого автора, опровергает это: «Некоторые писатели утверждают, будто Александр осушил кубок Геракла и внезапно ощутил острую боль в спине, как от удара копьем, — все это они считают нужным измыслить, чтобы придать великой драме окончание трагическое и трогательное. Аристобул же сообщает, что, жестоко страдая от лихорадки, Александр почувствовал сильную жажду и выпил много вина, после чего впал в горячечный бред и на тридцатый день месяца десия умер». Здесь мы сталкиваемся с первым противоречием в описаниях древних историков. Но вернемся к работе Ф. Изучив по трудам древних ход развития болезни день за днем, он описывает его следующим образом: «Когда к утру Александр вернулся во дворец, то почувствовал не только усталость, но и жар. По привычке он выкупался и попытался поесть. Однако начался приступ, вынудивший его прилечь тут же, в купальне, сильная лихорадка и полная беспомощность, столь характерные для малярии, обрушились на него. Когда приступ прошел, Александр не смог подняться, и его на носилках отнесли к алтарям, чтобы он мог совершить там обычные жертвоприношения. Потом его перенесли в покои, где царь до вечера отдыхал. Вечером он призвал к себе военачальников. Четко и твердо Александр дал указания о порядке начала экспедиции: на четвертый день должна была выступить армия, на пятый — флот. Вместе с флотом в поход отправится и царь. Так он назначил сроки не только для войска, но и для себя самого». По всей видимости, Александр, а может быть, и его личный врач Филипп, посчитал, что случившийся приступ был только следствием ночных пирушек или одной из эпизодических лихорадок Востока, с которыми ему уже приходилось сталкиваться. Поэтому врач назначил своему венценосному пациенту рвотное средство, а через некоторое время — слабительное. Об опасной болезни мыслей ни у кого еще не возникло. Время шло, но, несмотря на сон и отдых, облегчение не наступало. Александра томили давящий зной Вавилона, внутренний жар и ощущение свинцовой тяжести. Только в летнем дворце на берегу Евфрата, где его разгоряченное тело почувствовало дуновения свежего ветерка и прохладу, недуг ненадолго отступил. Однако весь следующий день царь вынужден был опять провести в спальне, а поздно вечером у него начался второй приступ, и он всю ночь прометался в постели. После этого Филипп пригласил еще двух врачей, которые решили дать царю жаропонижающее — отвар листьев плюща в смеси с вином. В результате утром у Александра еще хватило сил, чтобы принять ванну и принести жертвы богам. Затем он принял флотоводца Неарха и говорил с ним об общих планах, дальнейших экспедициях и океане. Несмотря на непривычную для молодого и сильного полководца слабость, тот старался побороть страшный недуг силой воли и продолжал заниматься своими обычными делами. Но, по словам древних историков, на следующий день состояние Александра резко ухудшилось. По-видимому, именно этот день и стал решающим для исхода болезни. Возможно, что и сам Александр теперь осознавал, что ему вряд ли удастся справиться с недугом. Шахермайр пишет: «Он захотел вернуться во дворец и повелел, чтобы туда прибыли высшие военачальники. Это был его последний приказ». Дальнейшее он описывает исключительно на основе Эфемерид — придворных летописей [4] : «На следующий день силы больного совсем иссякли. Александра перенесли во дворец, где он задремал, но когда проснулся, то уже не мог говорить от слабости. Он еще узнавал своих военачальников. Пердикка не отходил от ложа больного, и умирающий передал ему кольцо с царской печатью [5]. С каждым днем в покоях больного становилось все тише, а вокруг дворца росло беспокойство и волнение. До тех пор, пока не были отменены приказы о начале экспедиции, войска не теряли надежды и веры в силу своего всепобеждающего царя. Но когда прошли все назначенные сроки, а известия о больном становились все менее утешительными, когда военачальники стали переговариваться друг с другом только шепотом, возникло страшное подозрение, перешедшее затем в уверенность: любимый царь уже умер, и это пытаются скрыть. Старые воины — теперь это были уже не те люди, которые бунтовали в Описе и отказывались идти вперед на Гифасисе, а верные воины, разделявшие с царем невзгоды, опасности и победы, — собрались и проникли во дворец. Их пустили к умирающему. И они проходили один за другим, без оружия, осторожно и тихо ступая, мимо царя, который не мог уже говорить и приветствовал их только движением глаз. Чудом казалось, что он еще жив; последнее, что он видел на этой земле, были его верные воины. Надежды уже не было. После того как помощь не пришла ни от Амона, ни от богов Греции, приближенные в отчаянии решили просить ее у вавилонского бога-врачевателя. Местные жрецы наставили их, как совершить обряд, испрашивая помощь от болезни. Мрачен был ответ божества: «Для царя лучше оставаться там, где он пребывает теперь». Доктора не смогли вылечить царя; нижняя часть тела у него была парализована, не спадала высокая температура. На следующий день наступил конец. Все кончилось: Аравийская экспедиция, всемогущая власть, претензии на божественное происхождение, всепобеждающая воля, беспримерное творческое начало, планы мирового господства, империя. Остался человек, который тихо уснул, чтобы никогда уже не проснуться. Вечером 28 десия приблизительно 13 июня Александр умер». С этого дня история Македонской империи начала свой новый отсчет, закончившийся ее полным распадом, а внезапная кончина ее основателя на многие века стала предметом исторических расследований. И поныне существует немало всевозможных версий о причинах загадочного недуга Александра: от отравления до чрезмерного пьянства или заражения инфекционными болезнями. Есть среди них и так называемая мистическая версия, основанная на неблагоприятных предзнаменованиях, с которыми пришлось столкнуться македонскому царю незадолго до смерти. И хотя она не может служить основанием для серьезного исторического исследования, не упомянуть о ней нельзя. Дурные предзнаменования, или Кара богов Как и большинство людей того времени, Александр Великий верил в приметы, предсказания астрологов и прорицателей. А к концу жизни, по словам Плутарха, он и вовсе стал необычайно суеверным: «Исполненный тревоги и робости, Александр сделался суеверен, все сколько-нибудь необычное и странное казалось ему чудом, знамением свыше, в царском дворце появилось великое множество людей, приносивших жертвы, совершавших очистительные обряды и предсказывавших будущее. Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места…» До и после каждого мало-мальски значительного события в жизни Александра обязательно приносились жертвы богам, испрашивались советы у оракулов, проводились гадания по внутренностям жертвенных животных. Как правило, царь относился к мнению жрецов и предсказателей достаточно серьезно и при принятии важных решений руководствовался их рекомендациями. Но были и исключения. Древние историки упоминают об отдельных случаях, когда, уверовав в свою силу и могущество, Александр пренебрег предостережениями предсказателей. Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его. Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить. Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове. Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н. Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря. То, что произошло на обратном пути, привело его команду в ужас: царь сам вел корабль, держа рулевое весло обеими руками. Порывом ветра сорвало и унесло в воду его головной убор вместе с диадемой. Один из финикийских моряков тотчас же прыгнул в море, выловил царский убор, а диадему надел на голову, чтобы освободить руки, — так было легче плыть. Высший знак царского достоинства на голове простолюдина — это предвещало беду. Но Александр рассудил иначе: «Отхлещите его бичами за неуважение к диадеме и наградите тысячей драхм, потому что он был проворнее и смелее многих из вас». Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий