Новости ямщик что такое

Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. Связанные новости. Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений.

Разбираемся, что такое ямщик

Еще в средние века, когда транспортные средства были не так развиты, ямщики играли важную роль в обеспечении передвижения людей и грузов. В то время, основным видом транспорта были повозки и кареты, которые использовали для перевозки людей и грузов. Однако дороги того времени были неровными и плохо ухоженными, и постоянно возникала необходимость в ремонте и обслуживании. Здесь на сцену выходили ямщики, специалисты по уходу за дорогами. Задачей ямщика было исправление ям и выбоин на дороге, а также обеспечение ее безопасности. Для этого ямщики использовали различные инструменты, такие как лопаты, вилы, колесные и ломы.

Они ремонтировали и укладывали дорожное покрытие, а также следили за состоянием мостов и прочих сооружений на пути следования. Профессия ямщика была трудной и опасной. Работа выполнялась в течение всего года, независимо от погодных условий. Ямщики должны были быть готовы работать даже в самые холодные и жаркие дни. Они часто сталкивались с тяжелыми физическими нагрузками и рисковали своим здоровьем и жизнью.

С течением времени профессия ямщика изменилась. Развитие автомобильного транспорта привело к изменению задач и обязанностей ямщика. Теперь их главная задача — проверять и обслуживать дорожное покрытие, а также контролировать дорожное движение и регулировать его при необходимости. Несмотря на это, история ямщиков остается важным элементом истории транспорта и сооружения дорог. Они играли и продолжают играть важную роль в обеспечении безопасности и доступности дорог для всех участников дорожного движения.

Профессиональные навыки Работа ямщика требует определенных профессиональных навыков, чтобы добиться эффективности и безопасности. Основные профессиональные навыки ямщика: Владение основами коневодства, умение управлять лошадью и правильно обращаться с ней; Знание принципов и приемов тяговой работы, а также умение правильно пристегнуть лошадей к тяглу; Умение оценивать состояние дороги и опасности на ней, чтобы предотвратить непредвиденные ситуации; Навыки обслуживания и ремонта транспортных средств, чтобы обеспечить их надежную работу; Способность работать в команде и выполнять инструкции; Физическая выносливость и готовность к работе на открытом воздухе в различных погодных условиях; Осведомленность о правилах безопасности и умение соблюдать их во время работы. Эти навыки позволяют ямщику успешно выполнять свои задачи и обеспечивать безопасность процесса тяговой работы. Обязанности Обеспечивать уход за лошадьми, включая их кормление, поение и уход за копытами. Управлять колесницей или санями, перевозить грузы и пассажиров по необходимому маршруту.

Ухаживать за экипажем, включая проверку готовности ремней и прочего снаряжения.

Руководитель «Ямщицкого подворья» Лидия Яйлиян — человек в Якутии известный. Она художественный руководитель народного самодеятельного ансамбля «Реченька» села Синск, Почетный потомок государевых ямщиков, лауреат премии Главы Республики Саха Якутия в области сохранения, изучения и развития родных языков им. Кроме того, Лидия Андреевна — потомок известного ямщицкого рода Фёдоровых. Два первых гостевых дома новой туристической базы, беседки и хозяйственные постройки построены на родовых землях. Для развития проекта Аресу и Лидии потребовалась дополнительная территория.

В 2020 году семья оформила «дальневосточный гектар», примыкающий к землям подворья. Сейчас на полученном по программе участке строится третий гостевой дом — самый крупный, вместимостью на 12 человек, и работает русская баня. Я родом из Синска, поэтому каждый уголок здесь мне хорошо знаком. Выйдя на пенсию, мы с мужем переехали из Якутска сюда, в родное село.

В первой половине XIX века, кроме однодворцев, ямщицкая внутрисословная категория была второй и последней ярко выраженной группой в среде казённого крестьянства. Ямщики продолжали оставаться с теми же правами и обязанностями, каковые были у них ранее. По своему ведомству они, а равно и их конкуренты, могущие по Указам 1810 и 1812 гг. Так, владелец или содержатель яма занимал должность станционного смотрителя вспоминайте А. Пушкина с его рассказом , каковая должность числилась в IX классе "Табели о рангах". Однако Указом 1822 г.

В 1824 г. Указом 7 июня 1826 г. С 1830-х годов в стране началось развитие железных дорог, и ямщицкая внутрисословная категория оказалась не нужна. Именно после 1826 года термин «ямщик» окончательно огрубляется и начинает применяться к обыкновенным извозчикам, не имеющим с настоящими ямщиками ничего общего. Впрочем, с другой стороны, многие мелкие представители ямщицкой категории переходили в городской извоз.

Указы Петра I выключали ямщиков из подушного оклада, что было чрезвычайно важной привилегией; кроме того, до 2-й ревизии они были свободны от рекрутчины.

Указ 1704 г. С 1747 г. В 1788 г. К эпохе Екатерины II "казённые ямщики" оставались единственной привилегированной категорией среди казённого крестьянства. Избегали этой участи только однодворцы и ямщики: ни тех, ни других, ни в каких случаях нельзя было обратить в крепостное состояние. После 1785 г.

Ямские общества остались только в местах компактного проживания ямщиков, остальные становились просто казёнными крестьянами, имеющими, однако, отдельного от крестьян собственного выборного в волостном суде. Указы 16 ноября 1810 г. Согласно этим Указам, все категории государственных крестьян, а также помещичьи крестьяне — по поручительству помещика — допускались к торгам для содержания почтовых станций. После 1812 г.

Определение и задачи

  • Когда я на почте служил ямщиком…
  • На ямах и в ямских слободах
  • На государственной службе
  • Происхождение слова Ямщик: anti_fasmer — LiveJournal
  • Разбираемся в топографии. Что такое "ям"?
  • Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик"

Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог

Как минимум у него должен быть лом и лопата. Не думаю, что ямщики все это возили, все-таки сани — не грузовик. Если бы дело было в лесу, товарищ мог бы повалить несколько деревьев, разжечь большой костер — и сам согрелся и землю под могилу разогрел. Но дело происходит в безлесой степи. Из песни можно сделать вывод, что умирающий ямщик просит доброго друга о последней услуге. Из текста стихотворения следует вопрос, заданный Остапом Бендером над могилой Паниковского: — Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Умирающий занимался буллингом товарища.

Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. И вот теперь он просит свою жертву не только похоронить его, но и передать семье значительные материальные ценности — коней отцу, жене кольцо золотое. Помимо вышеупомянутого должны быть сани, личные вещи и деньги умершего.

Ямские службы использовали для того, чтобы менять лошадей на более свежих, что было особенно важно при доставке важных донесений. Слово отличается татарскими корнями, где оно и сегодня означает остановку или место для отдыха. До 18 столетия данное слово повсеместно используют в отношении стоянок, которые обеспечивали отдых для путников во время путешествий.

Также ямы выполняли и почтовые функции. Только в конце 18 столетия ямы заменяют почтами. Данная частица и сегодня встречается в названии многих населенных пунктов, к примеру, Ям-Ижора, что в Ленобласти. Слово использовали и в отношении особой повинности, существовавшей в княжеский период. Она заключалась в том, что каждый владелец повозки должен был обеспечить перевозку государственного служащего, а также его имущества, если он не имел своего собственного коня. В 13 столетии появилось отдельный термин для повинности, которую начали называть повозом. В дальнейшем эта обязанность была расширена и жители определенных населенных пунктов отвечали за состояние близлежащих дорог, а также предоставляли государству подводы в случае необходимости.

Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде.

Сосланных в этот суровый край сажали в лодки «для гребли в цепях, чтобы не разбежались и зла никакого не учиняли». Так было до 1707 года, после чего каторжан и пленных стали использовать на вновь открытых рудниках.

Да, западная цивилизация насаждалась в России окровавленными руками. Когда будет написана полная и объективная история царствования Петра Первого, не исключено, что и разбой вдоль русских дорог будет осмыслен исследователями как стихийное народное сопротивление царю, строившего Россию по чертежам исконных врагов нашего Отечества. Но вернемся к родным краям тосненских ямщиков.

Не удивительно, после всего сказанного, что у ямских охотников Владимирского тракта в те годы появился обычай при рождении ребенка выходить на дорогу и спрашивать имя у первого арестанта и этим именем называть новорожденного. Об этом обычае писал в XX веке в своих воспоминаниях выдающийся русский художник Константин Коровин, происходивший из потомственных ямщиков знаменитой Рогожской слободы [80]. Русь народная относилась к петровским колодникам, как к страдальцам, мученикам, понимая, что в большинстве случаев именно за свое благочестие, за приверженность к отеческому мироустройству стали эти люди гонимы царем.

Тогда и возникли у населения, живущего вдоль Владимирской дороги, обычаи подавать бредущим в Сибирь арестантам еду и теплые вещи, называть своих новорожденных детей их именами, жалеть несчастненьких — именно такое общее наименование закрепило за узниками сострадательное русское сердце. Свидетелями того, как тянулся по дороге угонявшийся в Сибирь, закованный в кандалы русский люд, стали и будущие тосненские переселенцы. Ямщики, жившие у Владимирки, как, может быть, никто другой, понимали, что им, возможно, тоже будет уготована подобная участь.

Переселение ямщиков из Казанской губернии на Тосненский Ям Возвращаясь к истории основания Тосненского Яма, надо сказать, что в 1714-1716 годах между губерниями и столицей шла по ямщицкому вопросу оживленная переписка. Писали в столицу и губернаторы из губерний, переселявших ямщиков «на половину до Волхова», т. Петр Салтыков, губернатор Казанской губернии, высланные в разное время из Канцелярии Сената упоминавшиеся выше указы и приговоры, получил 23 июля и 19 августа 1714 года.

Уже через месяц, 19 сентября, направил он в Петербург доношение, в котором сообщал, что «для переведения в С. Писал губернатор по начальству и о том, что «подможныя деньги с оставшихся ямщиков… собраны»; что «с теми деньгами для получения об отводе земли ведомости и строения дворов» отправился в Петербург из Казани «комиссар Иван Полеологов»; что казанский комиссар привезет списки, «которых городов и кто именами ямщики на переведение выбраны, и что у них детей и других свойственников, и по чему на выти дворов». Салтыков, — в С.

Меньшиковым, а, возможно, и самим Петром Первым, не ранее 13 октября 1714 года. Вскоре П. Салтыков послал в Сенат из Казани очередное доношение, в котором сообщал, что переселяющиеся выти «выбраны из тех, которые наперед сего в службе не бывали, а детей у них и братьев и наемщиков в драгунскую и солдатскую службу не взято».

Губернатор доводил до сведения Сената, что «подможные деньги с оставшихся ямщиков 820 рублей собраны». Иван Полеологов ехал в столицу без плотников и «плотничьих снастей», как требовал того указ. На это была причина: «по скаске ямских старост» среди «выборных ямщиков плотников» не оказалось.

Так и объяснял в своем доношении П. Салтыков Сенату причины невыполнения некоторых пунктов полученного указа. Казанский губернатор заканчивает свое доношение вопросом: «Об отводе тем ямщиком земли и о дворовом строении и о выдаче оному коммисару подможных денег, которыя определены взять Сибирской губернии с ямщиков, 211 рублей Прав.

Сенат что повелит? Доношение от губернатора Казанской губернии было рассмотрено в Сенате в тот же день и по нему было принято определение, дающее возможность считать, что в декабре 1714 года ямщики из Казанской губернии на Тосненском Яму еще не поселились. Приговор Сената был сформулирован так: «…о показании под то строение мест писать к генералу фельт-маршалу, светлейшему князю, и при том письме послать ведение, сколько… той губернии ямщиков поселить велено; а о заплате с Сибирской губернии денег выписать без мотчания».

Приговор Сената «1715 года февраля в 4 день», принятый по доношению казанского комиссара, приказывал «помянутые денги 211 рублев 2 алтына 4 денги, к строению ямов на подмогу Казанской губернии отдать» И. Полеологову «из наличных денег с распискою…» [85] Нельзя не отметить, что Иван Полеологов оказался «пробивным» человеком, и всю казну, причитающуюся к строительству яма для казанских ямщиков «на полпути до Волхова», сумел собрать. Пока строились дома для переселенцев, потянулись из Казанской губернии на Тосну обозы, на которых со своим нехитрым скарбом ехали семьи ямщиков, включая ветхих стариков и грудных младенцев.

Можно себе представить, с какой тревогой «лучшие и семьянистые лошадные люди, добрые и пожиточные», переселялись на новое место. Лишь с упованием на милость Бога, предав себя и свои семьи Его святой воле, отправлялись ямщики в невозвратный путь, в неизведанный северный край, исполняя указы царя и его правительства. Ивану Полеологову удалось выстроить ямской поселок на реке Тосне [86] уже в первой половине 1715 года, где и поселились прибывшие ямщики-переведенцы.

Среди дел по ямщицкому вопросу, которые рассматривал Сенат в первом полугодии 1715 г. Это дело приоткрывает поспешность и поверхностность, с какими губернские власти высылали ямщиков с насиженных мест в новую столицу. Причем, подобное положение прослеживается и по другим губерниям.

Во всех встречающихся делах по переселению ямщиков чувствуется торопливость и нервозность тех, кто за это переселение отвечал. Итак, 30 мая 1715 года ямщик Козма Вологженинов из города Козмодемьянска Казанской губернии подал в Сенат свое прошение об отъезде назад, в родной дом. Он писал, что по царскому указу должны были выслать из их города лучших ямщиков, «а он, Козма, …стар и дряхл и бездетен».

И просил ямщик Козма сенаторов «для его старости и одиночества отпустить в Козмодемьянск». Рассмотренные выше дела дают возможность относительно точно установить время расселения ямщиков на Тосненском Яму: между 4 февраля и 30 мая 1715 года. В прошении Козмы Вологженинова нет жалобы на отсутствие нормальных условий для жизни на новом месте, но уже сам факт, что он настоял на своем возвращении домой, говорит сам за себя: «от добра добра не ищут» — гласит русская пословица.

И хотя комиссар Иван Полеологов оказался человеком расторопным и сумел подготовить на Тосне пригодные для жизни дома и дворы, трудностей и казанским ямщикам при переселении, надо полагать, выпало немало. Трудности устройства переселенцев на новом месте Исследователям истории ямской почты в Ингерманландии еще предстоит обнаружить материалы, иллюстрирующие трудности, с которыми столкнулись при переселении на новое место жительства переведенцы из Казанской губернии. Пока же мы можем представить себе непростые обстоятельства их расселения, ознакомившись с подробностями переселения ямских охотников на большую перспективную дорогу из других губерний.

Часть губерний отправила ямщиков в соответствии с указом Сената сразу, «по первому зимнему пути», не построив для переселенцев жилья заранее. Ямщики прибыли в Петербург в начале зимы 1714-1715 гг. Ямщики, часть из которых прибыла в столицу с семьями, оказались в Санкт-Петербурге без крыши над головой и без пропитания.

Так, переведенцы из разных городов Московской губернии в 1715 году жаловались в Сенат, что они высланы в Петербург «с женами и с детьми в скором времени», «неисправясь в нужде», «и до С. В своей жалобе переселенец сообщал, что «высланы они с Воронежа, с ямской слободы на житье на Волхово и для строения домов своих», но «им из ямской слободы с мирских людей никакой подмоги не дано и государева жалованья нигде не выдано», а потому «им построиться и кормиться не чем». Воронежские ямщики просили, «чтоб великий государь пожаловал их, велел на строение домов и им на пропитание выдать жалованье, чтоб им чем было пробыть».

Ямщики объясняли, что они сделали все по указу, были «высланы они к тому строению с лошадьми и плотничными снастями на Волхов всего 7 дворов по человеку». В губернии своей «велено им требовать» в Петербурге «под то строение места и других припасов у кого надлежит». Когда они «приехали в С.

Потому что «ныне они живут в С. Так писали ямщики из Воронежа. Канцелярия Сената навела справки, и оказалось, что хотя ямщики и высланы из Азовской губернии, но «коммисара по 19 сего ноября для того поселения с деньгами не прислано».

Не взирая на угрожавший наказанием указ Петра о порядке подаче челобитных, ямщики шли на его нарушение и пытались искать в Сенате правду. В своем доношении переведенцы писали, что они «самые скудные, одинокие и безлошадные люди»; что «ныне в С. Не зная, что делать со скопившимися в Петербурге ямщиками, А.

Меньшиков 15 марта 1715 года пишет в Сенат, что «царское Величество указал изо всех ямщиков», прибывших в столицу «на переведение, оставить здесь треть, а достальных отпустить в домы их до того времяни, как на здешних ямах дворы им построены будут; а для строения дворов их нарядить изо всех губерний», «из ямщиков, которые на переведение сюда не написаны», «со всякою плотничною снастью, и с подмогою и с провиантом до того времени, как они на здешних ямах все домы переведенцам построят»! Причем, построить эти дома должны были их же земляки, которым надо было прибыть в Петербург с плотниками и «плотничною снастью». Потом эти ямщики-«непереведенцы» должны были вернуться в свои губернии, а переведенцы снова возвращаться в Петербург!

Такие решения Петра Первого и его помощников в комментариях не нуждаются. Можно только посочувствовать русским людям, добравшимся до новой столицы в столь сложное время и вынужденным возвращаться назад без средств к существованию. Вот так и ходила Русь-матушка туда и сюда по «прешпективной» большой дороге.

Ходила и умывалась слезами. Часть ямщиков из Азовской губернии осела в Чудово, также претерпев немало. Челобитные ямских людей в Сенат красноречиво рисуют картину обустройства в новом крае, по которой отчасти можно судить, как заселялся и Тосненский Ям.

Он выделил дворянина Д. Шамшева для расселения ямщиков «на Волхове на Соснинке реке на новоочищенной большой дороге». А местные «крестьяне в скасках написали, что на том месте» ямщикам «жить и селиться невозможно, потому что то место ниско, вода… стоит на том месте многое число».

А «хлеба пахать и сена косить негде, потому что подошли вблизости болота». Тогда дворянин Шамшев отвел ямщикам «под дворы землю на Чудове на Кересте реке на новоочищенной большой дороге».

Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть.

Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной.

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?

Само же войско из земского и ясачного сбора получало за ямскую гоньбу ежегодно по 64 240 рублей. В 1865 году Александр II освободил сибирское казачество от казенной ямщины. Вскоре после начала Русско-Шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков.

После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: «Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях.

Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков.

Она заключалась в том, что каждый владелец повозки должен был обеспечить перевозку государственного служащего, а также его имущества, если он не имел своего собственного коня. В 13 столетии появилось отдельный термин для повинности, которую начали называть повозом. В дальнейшем эта обязанность была расширена и жители определенных населенных пунктов отвечали за состояние близлежащих дорог, а также предоставляли государству подводы в случае необходимости. Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде. Уже в следующем столетии ямщиков начинают выбирать среди жителей слободы. Данная профессия становится все более прибыльной, а сам человек, который занимается извозом, был свободным и владел небольшим наделом земли.

Чтобы устроить очередной ям необходимо было получить разрешение от московских чиновников, а подходящее место для яма выбирал соответствующий приказной человек. Именно он занимался определением протяженности дороги и отмерял 40 верст, через которые ставили новый стан, где и находились ямщики. Договор о создании стана обычно получал старший или голова местных жителей. Сохранилась также информация о том, во сколько обходилось содержание ямщика. К примеру, стандартной платой для новгородских извозчиков были пять рублей в год, а также необходимый запас зерна для коней или вместо этого денежная компенсация, соизмеримая с ценами на зерно в этом году.

В документах оговаривался возраст ямщиков: не старше 50 и не моложе 16 лет. В более позднем контракте 1911 г. Так же не разрешалось ямщикам курить во время езды без разрешения пассажиров Е. Орловский Интересно, что за важная фигура — «Ямщик» в российской истории и жизни? Попасть в ямщики было не просто, хотя по существу, крестьяне, имеющие лошадей, становились кучерами при своих, либо ямских лошадях.

Жили при «ямах», получали жалованье от государства и освобождались от подушных налогов, благодаря чему профессия считалась почётной, государевой и популярной. Требования предъявлялись жёсткие, и кандидата в ямщики обсуждали всей округой. Он должен был обладать крепкой физической силой, иметь семью с ребёнком, причём мужского пола. Но чтобы в карты и кости не играл и не бражничал. Кроме всего этого надлежало знать грамоту и уметь…свистеть! Верно, чтобы не спасовать перед соловьём-разбойником, если вдруг повстречается по дороге. Далее кандидатуры рассматривались и утверждались «Ямским приказом» в Москве. Порядка в организации ямщицкой гоньбы стало больше. Но проблемы остались. Огромные расстояния России, низкая плотность населения, плохие дороги не способствовали развитию экономики и ямской службы.

За 100 лет действия «Ямского приказа» до отмены его в 1711 году не удалось облегчить бремя ямской повинности. И только при Петре I ямской извоз был устранён, ямщики обрели форменную одежду: зипун из домотканого грубого синего сукна, матерчатого кушака красного цвета, шапки-малахая и ножа, привязанного к кушаку. Вряд ли где нынче в России сыщешь настоящего ямщика, каким представил нам его в «Мёртвых душах» Николай Васильевич Гоголь. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Больше века назад на смену гужевому транспорту — курьерским и фельдъегерским тройкам, кибиткам, каретам и разным другим повозкам вплоть до почтового дилижанса пришли автомобили, поезда, самолёты. В нынешнее время они развозят пассажиров, почту, разные грузы по всем российским дорогам. А тройка, та самая птица-тройка осталась символом России. Не случайны у современных скорых поездов имена: Сапсан, Ласточка, Стриж. Никакого сравнения по скоростям и комфорту не то, чтобы со старинной ямской, но даже если лет на 15 или того меньше, назад оглянуться. Название старинного городка свидетельствует о его достойной родословной — ямской слободе и удалых ямщиках.

Музей ямщика Добрались до Гаврилова-Яма?

Например, в Тобольске в 1619 г. В Москве конца XVI в. Путешественник, выезжая из Москвы через Смоленские Арбатские ворота Белого города, попадал в Дорогомиловскую ямскую слободу. Правее, к северо-западу у Тверских ворот, там, где теперь Тверские-Ямские улицы и переулки, стояла слобода охотников, ездивших в Тверь и Новгород. Возле Дмитровских ворот, в районе современной Селезневской улицы, находилась Иверская ямская слобода. И почти рядом с ней за селом Напрудным раскинулась по Ярославской дороге Переславская слобода. Ее огороды были разбросаны вдоль современного проспекта Мира до Сретенских ворот. Дворы и пашни Рогожской ямской слободы тянулись по современным Ульяновской и Тулинской улицам вдоль Владимирской дороги.

Одна из московских улиц теперь носит имя большевика Ивана Константиновича Дубинина. А раньше ее называли Коломенская-Ямская. Здесь жили гонщики, ездившие в Коломну и Рязань. Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста. Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41]. Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц. Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом.

Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы. Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина. Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым. Мирской сход выносил свои постановления от лица всех слобожан, но фактически выражал волю зажиточной части населения, вершившей всеми делами слободы [43]. Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы.

Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры. Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих. Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари. Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, таще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы. Некоторые из них описаны в новгородских устройных книгах конца XVI в. Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе.

Поэтому еще Иван IV указом 1556 г. По рекомендации Д. Пожарского, это положение было подтверждено указом 1619 г. Ямщики жили значительно лучше тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом[15], торговлей. Поэтому крестьяне, по словам А. Олеария [25], стремились попасть в число гонщиков. Известны случаи, когда к наиболее крупным ямам и слободам приписывались целые деревни, население которых, кроме выполнения обязательных государственных повинностей, обеспечивало ямщиков хлебом, овсом, сеном. Те из ямщиков, которым не платили прогонов, ежегодно получали от правительства под названием подмоги — денежное жалованье.

Иногда вместо денег из Москвы на ямы присылали сукно, кумач и другие нужные в хозяйстве товары. Величина подмоги была различной в разных местах государства. Объяснялось это, в первую очередь, интенсивностью ямской гоньбы самым напряженным в России был тракт Москва — Новгород — Псков , состоянием дорог легким путем считалась дорога из Москвы в Казань и стоимостью лошадиных кормов и пищи для людей. В первой половине XVII в. По тем временам это были большие деньги: Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г. По тем дорогам, где разгоны были небольшие, ямщикам платили гораздо меньше, например в Козьмодемьянске — 8, а в Свияжске — 2 руб. Кроме того, еще давали «хлебное жалование» по 8 четвертей ржи и столько же овса. Одновременно с развитием ямской гоньбы возникали промыслы для обеспечения ямщиков всем необходимым. Иногда телеги, сани, кибитки, конскую упряжь гонщики мастерили сами, но обычно этим занимались умельцы в городских посадах — тележники, седельники и др.

А знаменитые ямские ножи ковали в Туле. Охотники пользовались ими и как столовыми, и как шорницкими [49]. Но благополучие в ямских слободах было видимое. Изматывала гоньба. Нехватка людей на станах увеличивала разгоны. Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. Ямщики бросали гоньбу и бежали. Некоторые из них уходили на Дон, в вольные казачьи станицы.

Большинство же селилось в посадах и оседало на помещичьих землях. Правительство строго наказывало беглых.

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?

Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми.

Почтовые станции и станционные смотрители

Ямы и почта в России в старину Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале
Ямщик, не гони...: ural_ga — LiveJournal Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках.
История о ямщиках и почтовых трактах Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых».
"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве" Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых».

Почтовые станции и станционные смотрители

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках. Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. это гонец, посланник. Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Значение слова и примеры употребления Вы знаете, что такое ямщик?

Ямщик сообщение о профессии

Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. Главная» Новости» Что такое ямщик. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Значение слова и примеры употребления Вы знаете, что такое ямщик?

Значение слова «Ямщик»

Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог Ямщик сообщение о профессии | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Ямщик — значение и сущность этой профессии Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках.

Разбираемся, что такое ямщик

Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми. Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий