23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост". Прошло 15 лет: в Москве вспоминают трагедию "Норд-Оста". Статья автора «ФедералПресс» в Дзене: 21 год назад группа чеченских террористов взяла в заложники 916 зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра в Москве. Прошло 15 лет: в Москве вспоминают трагедию "Норд-Оста".
«Люди поспят и проснутся»: штурм «Норд-Оста», как это было
21 год назад группа вооруженных чеченских боевиков захватила и почти трое суток удерживала 900 заложников — зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра на Дубровке. — Считаете ли вы правильным, что тему «Норд-Оста» в СМИ замалчивают и стараются не вспоминать? Помимо «Норд-Оста» в истории Москвы есть ещё одна печальная страница, напоминающая события в «Крокусе». В бывшем Дворце культуры Первого государственного подшипникового завода играли второй акт мюзикла «Норд-Ост», когда группа из 40 вооруженных террористов во главе с Мовсаром Бараевым захватила здание.
«Норд-Ост»: 20 лет теракту на Дубровке — Москва 24
Новости 23 октября 2002 года «Норд-Ост» на YouTube. Премьера восстановленного «Норд-Оста» состоялась 8 февраля 2003 года — спустя три месяца после трагедии. — В самом сердце России, в Москве, они с легкостью захватили 916 зрителей и участников труппы «Норд-Оста».
Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста»
Не надо стесняться этого, говорит Ольга, следует вовремя обратиться за помощью, тогда вы избавите себя от проблем на долгие годы. Они просто не могут, не в состоянии жить дальше. Сейчас я горюю, я в трауре вместе с моей страной. Но я уверена, что мы выстоим. Я смотрю на людей, которые пришли сдать свою кровь раненым и пострадавшим, и я уверена в этом». Не попала на лечение — сдала билет Сейчас Ольга Бадсон-Черняк помогает онкологическим пациентам.
Пациенты рассказывают ей свои невероятные истории преодоления и спасения. После «Крокуса» появились новые. Есть женщина, которая хотела приехать на обследование в Москву и заодно сходить на концерт «Пикника». Очень любит эту группу. Но запись в клинику не состоялась, и поездку пришлось перенести.
А еще одна участница подарила свои билеты дяде с тетей, потому что плохо себя чувствовала. Они погибли. То, что произошло, трагическая случайность. Но начинаешь невольно думать, значит, для чего-то ее Бог сохранил? Не могла ездить в метро.
По телевизору смотрела только передачи о животных. С тех пор прошло двадцать лет, а она до сих пор отслеживает моменты, где безопасно, где нет. Куда бы ни приходила, ищет запасные выходы, иногда проверяет, открыты ли они. К сожалению, часто нет. И непонятно, у кого ключ, где его искать, случись ЧП, и все это повсеместно происходит в торговых центрах, кинотеатрах, театрах, торговых залах...
Когда случается очередная трагедия, об этом безобразии поговорят пару недель, а затем опять забывают до новой. Не ставьте на окна решетки «Вот этим, я считаю, должны заниматься в школе на уроках безопасности дети. Они должны изучать определенные алгоритмы поведения, как правильно реагировать на чрезвычайную ситуацию. Все правила написаны на крови. А строить высокие заборы или перегородки возле тех же школ, ставить решетки на окна, мне как человеку, который всегда перво-наперво думает о том, куда и как спастись, кажется излишним.
Гораздо проще вылезти из открытых окон на открытую территорию и не бежать по одной-единственной дороге к единственному выходу. Это мое мнение. Далее рамки металлоискателей.
Это были «Сказки Пушкина» из театрального буфета, который разграбили террористы. Когда принесли воду и соки, мне достался мультифруктовый сок, который я не пью — меня от него тошнит. Позже была информация, что якобы в эти коробочки с соками кололи антидот, чтобы организм мог противостоять газу, который пустили в ходе штурма.
Но я этого не знала и сок не пила. Дети — первые из освобожденных заложников, находившихся в здании ДК на Дубровке. Пытаюсь себя контролировать, боюсь опоздать, часто подвожу людей. Когда что-то покупаю, не могу сказать, сколько стоит покупка, особенно когда это не наличные, а карточка. По словам врачей, возможно, у меня был микроинсульт, я больше месяца лежала в больнице в Калининграде, у меня висела правая рука, были проблемы с почками, сосудами. Я не знаю, от чего умер мой муж — в причине смерти прочерк.
Высокий, красивый, сильный мужчина, он был очень подавлен своей беспомощностью. У меня до сих пор очень острое чувство вины за его смерть. Ведь это я купила билеты, я потащила его в этот зал, я выжила, а он — нет. Но тогда, в октябре 2002 года, у меня была цель — выжить ради детей, и я была уверена, что пусть без рук, без ног, но я выползу из этого зала. Весь Калининград нас ждал. Я увидела поток информации о нас с мужем в газетах и новостях — все очень переживали.
Я им очень благодарна — они вытащили меня своими молитвами. Пикет сотрудников правоохранительных органов столицы на Дубровке. Я с этим категорически не согласна. Эти люди пришли нас убивать, они выполняли заказ. Да, они были разные, но это террористы, эти люди нам были не друзья. Что изменится в регионах, где повысили уровень террористической опасности После теракта я закрылась в себе, в своем доме и чуть не сошла с ума.
До «Норд-Оста», когда я по своей журналистской работе брала интервью у ветеранов-афганцев, не могла понять, почему они через столько лет обычной мирной жизни мыслями постоянно возвращаются на войну. А сейчас я вижу, что сама до сих пор сижу в этом зале на Дубровке — не могу из него выйти окончательно. Каждый октябрь я смотрю фильмы, поднимаю газеты, ищу информацию о выживших заложниках. Мне важно знать, что у кого-то родился ребенок, что они продолжают жить, как обычные люди. Что жизнь победила страх и смерть! Моему старшему сыну 30 лет, младшему — 21.
Он, к сожалению, не помнит отца, но очень на него похож. Когда мой годовалый внук мне улыбается своими тремя зубами — это безумное счастье. Я благодарна судьбе за то, что дожила до этого момента. Так по крайней мере считает он сам. Уверяет, что, кроме частичной утраты слуха, никаких особых синдромов нет. Жизнелюбивый характер не дает Александру зацикливаться на прошлом, держит в настоящем.
В октябре 2002-го он был студентом, на мюзикл пришел вместе с девушкой — она тоже осталась жива. Книжка «Два капитана» мне нравилась в школе, и это был едва ли не первый, если не считать «Юнону и Авось», российский мюзикл. Помню, что еще в первом акте сиденье мне показалось очень тесным, я подумал: как же тут высидеть два часа? Ноги вплотную примыкали к спинке соседнего кресла. Мы подумали: шутка, как может быть такое? Потом они стали стрелять, полилась первая кровь, и все поняли, что это всерьез.
С самого начала и до последнего момента мне казалось, что шансов у нас никаких нет. Я просчитывал все варианты и был уверен, что ради нас выводить войска из Чечни никто не будет. На тот момент войну более-менее усмирили, а тут будет новый этап эскалации, и жертв явно будет больше.
Попытки переговоров продолжались и 24, и 25 числа. Их помогала вести заложница Мария Школьникова. В них участвовали российские политики и медийные персоны. Контакт с террористами пытается установить также Алла Пугачёва. В середине дня 25 октября тогда еще глава Федеральной службы безопасности Николай Патрушев заявил, что власти гарантируют террористам сохранение жизни, если они отпустят всех заложников. Но это не помогло. Активные действия начались ранним утром 26 октября.
В начале шестого часа российские спецслужбы наполнили здание усыпляющим газом. В 6:30 власти объявили, что полностью контролируют театральный центр, а большая часть террористов уничтожена. Почти сразу по рации прозвучала команда "всем подразделениям - штурм". В здании выключили свет. Снайперы с помощью бесшумного оружия с оптикой ночного видения уничтожили со сцены сидящих в зале террористов. Руководителю отдела Управления "Альфа" Юрию Николаевичу Торшину досталось самое опасное направление: второй этаж, где был кабинет, в котором главарь банды Бараев давал журналистам интервью. Торшин одним из первых ворвался в здание через центральный вход, был ранен. Сначала спецназ рванул налево, но оттуда в них полетели гранаты. К счастью, они оказались наступательными, с небольшим разлетом осколков. Пока уничтожали бандитов ответным огнем, другая группа ворвалась в зал по правому коридору.
Оттуда, нам на навстречу, пошатываясь, уже выходили заложники", - рассказал КП Виталий Демидкин, полковник ФСБ, участвовавший в операции. Здание стали покидать заложники, некоторых выводили, а некоторых выносили — сказалось действие газа. На место прибыли более ста машин "скорой помощи" и множество автобусов. Горели фонари. Было видно лишь сцену и первые ряды. Зрители сидели в креслах с закрытыми глазами, с белыми лицами, как у восковых фигур. У многих была закинута голова, и открыты рты.
Поверить, что мы попали в такой переплёт в центре Москвы… Мозги отказывались это понимать», — вспоминала позже одна из зрительниц, Виктория Кругликова. Террористы быстро заминировали здание и рассадили смертниц в зрительном зале. Через несколько часов томительного ожидания террористы огласили список лиц, с которыми они готовы были вести переговоры. Кобзон, Хакамада, Рошаль и другие В качестве переговорщика от властей в здание захваченного театра зашел депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Вместе с ним для оказания медицинской помощи к пострадавшим пропустили еще двух представителей Красного Креста, а от СМИ — британского журналиста Марка Франкетти. Вместе с собой женщина помимо двух собственных детей забрала и чужую девочку, выдав ее за свою дочь. Позже Иосиф Давыдович снова придет к террористам на переговоры. Но уже вместе с Ириной Хакамадой. Увы, в этот визит им не удастся забрать с собой хоть кого-то из заложников. Первые жертвы Именно Рошаль и его коллега вынесли тело убитой Ольги Романовой — 26-летней продавщицы «Лэтуаль», жительницы соседнего дома, узнавшей о захвате из новостей и пришедшей на Дубровку требовать освобождения заложников. Архивное фото Ольга Романова стала первой жертвой террористов на Дубровке Несколько заложниц, отпросившись в туалет, выпрыгивают из его окна. Одна, будучи на каблуках, прыгает босиком и повреждает связки. Вытаскивая ее из-под огня автоматов и гранатометов, открытого террористами по убегающим, ранен майор «Альфы» Константин Журавлев. После побега заложников в туалет их больше не отпускают. Ради этой цели используют оркестровую яму. Тем временем отряд «Альфа» начинает отрабатывать штурм на здании-близнеце театра на Дубровке — доме культуры «Меридиан» на Профсоюзной улице. Удается договориться, что, если Путин позвонит Масхадову и начнет вывод войск хотя бы из одного района Чечни, террористы отпустят половину заложников. С этим предложением Явлинский выезжает в Кремль. После отъезда Явлинского боевики раздают заложникам мобильные телефоны.
"Норд-Ост". Без цензуры и вранья
После "Норд-Оста" было необходимо сохранить все в тайне, но этого не сделали, и получили такое количество жертв в Беслане. 26 октября 2002 г. была ликвидирована террористическая группа, захватившая в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в концертном центре на Дубровке в Москве. 17 лет назад, 26 октября 2002 года, спецслужбы РФ провели вынужденную операцию по освобождению заложников, захваченных в здании Театрального центра на Дубровке в Москве группой вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. Более того, про «Норд-Ост» по-прежнему толком ничего не известно: кто организатор, почему умерли заложники, что это был за газ. В докладе общественной организации «Норд-Ост», по этому поводу говорится: «Неприемлема ситуация, когда ответственность рядового сотрудника превышает ответственность руководителей ведомств, которые не смогли предотвратить трагедию на Дубровке.
“Норд-Ост”, 11 лет назад. Свидетельство заложника
Мы уже говорили с актером детской труппы «Норд-Оста» о том, что он видел и чувствовал во время захвата. В 2002 году группа террористов во главе с боевиком Мовсаром Бараевым захватила в Москве театральный центр на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». Бывшие заложники «Норд-Оста» о погибших близких и жизни после теракта. В Москве вспоминали трагедию «Норд-Оста». Перезагрузить видео. Этот функционал доступен только зарегистрированным пользователям.
Пережившая "Норд-Ост" россиянка высказалась о теракте в "Крокусе": "Выжившим будет тяжелее"
В результате теракта погибли 130 заложников. Все боевики были уничтожены. Захват заложников и требования террористов 23 октября 2002 года в Москве группа из 40 вооруженных боевиков захватила заложников в здании Театрального центра на Дубровке бывший Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода. В момент захвата в здании шел второй акт мюзикла "Норд-Ост". В заложниках оказались 912 человек - зрители спектакля, артисты и работники Театрального центра, в том числе около 100 детей школьного возраста. Главарь террористической группы Мовсар Бараев потребовал от российских властей прекратить контртеррористическую операцию федеральных войск в Чечне. Боевики заминировали зрительный зал и разместили среди зрителей женщин-смертниц с "поясами шахидов". Переговоры Более двух суток переговоры с террористами вели политики, депутаты, общественные деятели, представители Международного комитета Красного Креста и др. Позднее в тот же день в здание смог зайти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф Леонид Рошаль, который передал заложникам медицинские препараты и оказал им первую помощь. В период 23-25 октября около 60 человек были выведены из здания переговорщиками или смогли убежать самостоятельно.
Остальные заложники все это время находились без воды и пищи. Штурм театрального центра Рано утром 26 октября 2002 года у Театрального центра прозвучали выстрелы. В связи с угрозой взрыва здания и гибели людей президентом РФ Владимиром Путиным было принято решение о немедленном начале спецоперации по освобождению заложников силами спецподразделений ФСБ России.
Их отправили на КамАЗе, спрятав под яблоками, но по пути машина сломалась, а другую такую же найти не удалось, поэтому груз разложили по багажникам «Жигулей» и тоже прикрыли яблоками. Всю партию — 18 «калашей», 20 «макаровых» и «стечкиных», свыше сотни гранат и несколько сотен кило пластита — привезли в деревню под Балашихой в ближнем Подмосковье. Часть взрывчатки пустили на изготовление поясов для смертниц: их подготовили 25 штук. Три мощных бомбы для минирования Театрального центра на Дубровке были изготовлены из артиллерийских снарядов калибра 152 миллиметра. В Чечне их замаскировали под ресиверы — воздушные баллоны тормозной системы КамАЗа, перевезли в Ингушетию, а оттуда доставили в Москву. На перевалочном пункте возле МКАДа баллоны сняли, погрузили в «девятку» и перевезли в гараж на улице Академика Пилюгина. Для обустройства в столице террористы использовали поддельные паспорта, с которыми обращались в агентства недвижимости и снимали квартиры в аренду, расселяясь по четверо-пятеро в каждой. По этим же квартирам распределили оружие и взрывчатку. Обосновавшись в Москве, группа террористов начала выбирать место для нападения. Захват заложников было решено осуществить на каком-нибудь массовом культурном мероприятии. В качестве объектов боевики выбрали три варианта — Театральный центр на Дубровке, где как раз шел «Норд-Ост», Московский дворец молодежи на Фрунзенской там в свое время проводился КВН и Московский государственный театр эстрады — в его репертуар входил популярный мюзикл «Чикаго». Ясира Виталиева вместе с одной из подельниц прошлась по мероприятиям во всех трех учреждениях культуры. Их задачей было оценить ситуацию с точки зрения охраны зданий, легкости проникновения внутрь и удержания заложников под контролем. Центр на Дубровке выбрали по той причине, что помимо зрительного зала в нем было мало прочих помещений, а попасть туда не составляло труда. Сначала террористы решили устроить несколько взрывов в центре Москвы, а уже потом захватить заложников. Мест для установки заминированных автомобилей выбрали три — Концертный зал им. Чайковского возле станции метро «Маяковская» на Триумфальной площади, Государственная дума и «Макдональдс» на улице Покрышкина. Из трех машин взорвалась только одна — возле «Макдональдса», жертвой теракта стал оказавшийся поблизости 17-летний подросток. В двух других автомобилях взрывчатка не сработала: по некоторым данным, она вообще была учебной. Захват «Норд-Оста» Изначально захват заложников планировался на 7 ноября, но после взрыва «Таврии», унесшего жизнь молодого человека, столичная милиция усилила бдительность, и главари террористической группы решили перенести все на более ранний срок. Вечером 23 октября 2002 года к зданию, где показывали «Норд-Ост», подкатили три микроавтобуса. В каждом сидела группа террористов. Охрану боевики обезвредили без труда: она состояла всего лишь из четырех или пяти мужчин с электрошокерами и газовыми пистолетами, совершенно не подготовленными к вооруженному нападению. Основная группа террористов, под командованием Абубакара, ворвалась в зрительный зал, где находились более 800 человек, — там как раз подходила к концу первая сцена второго действия. Остальные бросились проверять другие помещения театрального центра, сгоняя всех обнаруженных там людей в основной зал. Так среди заложников оказались около 30 учеников Школы ирландского танца «Иридан», проводившие репетицию в одной из комнат. Мовсар Бараев не собирался умирать в «Норд-Осте»: роль смертниц была отведена вдовам, которых возглавила дядина Зура. Для шахида парень чересчур любил деньги и женщин. На что он надеялся?
В руках — пистолеты. Соседка слева, еще не понимая, что происходит, наклоняясь ко мне, прошептала: — У Каверина я такого не помню. Это что-то новое? Понимая, что произошло самое худшее, и сжав твою руку, я почти выдохнула: — Нас захватили! Юрий и Татьяна Жаботинские на отдыхе, 5 октября 2002 года. Снимок подписан: «Последний отдых вместе» Источник: книга «Комета моей судьбы» Под дулами автоматов террористы согнали со сцены в зал всех артистов. На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым. Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни». Тем временем двое боевиков прикрепили на сцене лозунг на арабском языке. Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям. Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск. На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах. Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать. Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку. Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму. Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии. Если время истекало, доступ в яму прекращался. И это была пытка. В пытку превращалось и само посещение этой ямы. Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом. Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее. Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах. Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках. Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета. Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя. Эти две девочки были старшеклассницами. Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать». Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались! Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман. Юрий Жаботинский был доктором технических наук, профессором, автором 70 изобретений, руководителем научно-производственной фирмы «Старт» Источник: книга «Комета моей судьбы» Успокаивая девочек, сам ты в благополучный конец не верил. Я это поняла, когда террористы велели звонить своим родным и знакомым, чтобы те устроили митинг на Красной площади с требованием вывести русские войска из Чечни. Свой телефон я забыла, и звонил ты.
Ровно 20 лет назад, 23 октября 2002 года, произошел захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост». В течение трех дней боевики удерживали в здании более 800 человек. В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. Спецслужбы понимали, что дальше тянуть нельзя, иначе жертв будет только больше. Штурмовые группы спецназа «Альфа» и «Вымпел» пробрались в здание с трех сторон: через ночной клуб, главный вход и окно вестибюля. Террористы могли находиться где угодно. Штурм длится всего 15 минут.
«Норд-Ост» задул в марте. Кто стоит за самым масштабным терактом последнего двадцатилетия
Спустя полгода после трагедии Аркадий вместе с мамой снова пришли в театральный центр на Дубровке, чтобы увидеть «Норд-Ост». Премьера восстановленного «Норд-Оста» состоялась 8 февраля 2003 года — спустя три месяца после трагедии. Как спектакль закрыли Премьера восстановленного после теракта «Норд-Оста» состоялась 8 февраля 2003 года, спустя три месяца после трагедии.