Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский. Филипп долго отказывался становиться предстоятелем Русской Церкви: духовной близости с царем он не чувствовал — он все пытался убедить Ивана уничтожить опричнину.
16 июля 2023 года Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. Главная Новости Главные событияВ год 455-летия мученической кончины святителя Филиппа Московского в Успенском Отроче монастыре митрополит Амвросий совершил Божественную литургию. Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений.
Святитель Филипп II, митрополит Московский и всея Руси
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 22 января 2024 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Святой митрополит Филипп родился1 в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский. Филипп долго отказывался становиться предстоятелем Русской Церкви: духовной близости с царем он не чувствовал — он все пытался убедить Ивана уничтожить опричнину.
16 июля 2023 года Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
Недруги не дали ему возможности так просто сложить полномочия, ведь цель у них была отомстить. Во время литургии митрополита Московского, которую служил святитель, в Успенский собор явились опричники. Перед народом был зачитан приговор о низложении обязанностей митрополита, с него сорвали священные одежды, выдворили из храма и отвезли на дровнях в Богоявленский монастырь. После этого Филиппа сослали в Отрочь-монастырь в Твери. Спустя год сюда приехал Малюта Скуратов, любимый царский опричник, и задушил святителя подушкой, а царю поведал, что тот погиб от угара. Так, в 1569 году святитель Филипп принял мученическую смерть.
Сам же святой старец предвидел свою кончину еще за три дня до этого происшествия и успел отдаться молитвам и причаститься Святых Таин. Захоронение и обретение мощей святителя Тело подвижника было предано земле в монастырских окрестностях. В 1591 году по ходатайству игумена Иакова произошло перенесение гроба с нетленным телом в Соловецкий монастырь, где святыню стали почитать. Мощи положили в могилу, которую святитель ранее приготовил для себя. В 1646 году тело переложили с почестями в другую гробницу и расположили ее в Преображенском соборе обители.
В 1652 году было решено царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом осуществить перенесение святых мощей в Москву. С этой целью в Соловецкий монастырь отправили посольство. По возвращении с гробом в Москву духовенство с местным народом воздвигли крест на месте встречи святыни. Это место получило название Крестовской заставы. Сейчас крест находится в алтаре Знаменского храма.
Мощи поместили в серебряную раку в Успенском соборе, где они пребывают и сейчас. День памяти митрополита Московского Филиппа II с 1591 года русская церковь празднует 23 декабря дата мученической смерти.
После Божественной литургии отец Христофор Хилл отслужил водосвятный молебен, отец Павел Зуев — литию по усопшим. Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Мощи святителя Филиппа с 1591 года находились в Соловецкой обители, куда были перенесены из тверского Отроча монастыря. Перенесение мощей святителя Филиппа с Соловков в Москву состоялось в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, взошедшем на престол в 1645 году.
В том же году состоялось знакомство молодого царя и игумена Кожезерского монастыря Никона, будущего патриарха Никона, переросшее в тесную дружбу. В 1652 году Никон уже в бытность митрополитом Новгородским предложил перенести в Успенский собор Московского Кремля мощи трех святителей: патриарха Иова из Старицкого Успенского монастыря, митрополита Филиппа с Соловков и патриарха Ермогена из Чудова монастыря в Кремле, что и было осуществлено в 1652-1654 годах. Торжественное перенесение мощей святителя Филиппа состоялось 3 июля 1652 года. На месте встречи мощей московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава у нынешнего Рижского вокзала.
И царь, движимый особенностями своего характера, совершил преступление, и не где-нибудь, а в том месте, где мы с вами сейчас находимся. Здесь совершалась служба, святитель стоял на стасидии, по обычаю тогдашних Предстоятелей Русской Церкви, а царь стоял вот на этом месте; и, казалось бы, ничто не предвещало трагической развязки. Но царь, как уже сказано, был человек возбудимый — по всей вероятности, врачи могли бы сейчас диагноз поставить, что не очень-то он мог совладать с болезненным состоянием своей нервной системы. Подозревая митрополита Филиппа в сговоре с боярами, в его готовности противостоять царской власти, Иван Грозный заточил святителя, а затем тот был сослан в Отроч монастырь, где его убил посланник царя Малюта Скуратов. Вот такая трагическая история. Вообще она свидетельствует о том, что Церковь по своей природе не должна вмешиваться в государственные дела. У каждого члена Церкви есть право высказываться по любым вопросам, в том числе политическим, участвовать в избрании различных должностных лиц, а Церковь как институт, единственный в нашей стране, объединяет всех. В Церкви могут найти место люди разных политических убеждений, и правые, и левые, при одном только условии: эти взгляды не должны приносить зла другим, не должны нарушать мир, покой и благоденствие Отечества и не должны нести смуту внутрицерковную. Все эти требования сегодня в достаточной мере осуществляются, и Церковь, будучи духовной силой, оказывающей большое влияние на жизнь народа, не вмешивается в политические процессы, не выступает за одних против других. Потому что всякое участие в такого рода действиях влечет за собой разделение людей, а Церковь призвана соединять всех вне зависимости от политических убеждений, от национальности, от историософских взглядов и т. Церковь — это мать, и двери храма открыты для всех. Именно как таковая Церковь и представляет особое значение для жизни народа, а в определенном смысле — и для жизни государства. Вот и сегодня хорошо известно, как с разных сторон — и из-за рубежа, и из самой России — стараются повлиять на Церковь, чтобы она заняла ту или иную политическую позицию, кого-то осудила, кого-то поддержала.
Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн. Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель 11 августа 1591 и оттуда - в Москву 3 июля 1652. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины - 23 декабря ст. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января 22 января по новому стилю. Ранее эта улица называлась 1-й Мещанской, а в 1957 году получила современное название в память VI Всемирного фестиваля молодежи, праздника мира. Как известно, церковь построена на месте торжественной или покаянной встречи в Москве св. Само место было очень символичным для этого события. Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram. А где-то здесь поблизости лежало одно из сел боярина Кучки. Местность эта, по-видимому, одна из древнейших в Москве. Недаром именно здесь появилась и самая древняя ныне в Москве за пределами Кремля церковь во имя св. Трифона появилась именно в этой местности. И уже в старину Троицкая дорога стала очень многолюдным и бойким местом. По ней богомольцы и ездили и часто ходили из Москвы пешком. Богомольный люд делился на несколько категорий: "черный народ" -деревенские жители, крестьяне; "красный" - торговые люди, богатые, городские; и "белый" - "господа". В настоящее время настоятелем храма является исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки Преосвященнейший Константин, Епископ Зарайский. Также можно посмотреть интересный фильм о храме святителя Филиппа на сайте телеканала "Москва-Доверие", записи цикла программ "Вера. В XVI веке, по печальному совпадению, эта же дорога вела и в Александровскую слободу, опричную резиденцию Ивана Грозного. Однако Троицкая дорога тогда вела и на Север, в Соловецкий монастырь, тесно связанный с жизнью святителя Филиппа. С того же столетия по этой дороге возили товары иностранцы и русские купцы в город Архангельск, основанный в 1584 году. А в 1613 году у Сретенских ворот духовенство, народ и стрелецкие полки встречали прибывшего по этой же дороге из Костромы Михаила Федоровича Романова. В 1671 году из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица, когда здесь возникли слободы мещан. Так назывались переселенцы из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 году: городские жители, или как тогда говорили, посадские люди, ремесленники и торговцы там носили звание мещан от польского "място", "место" - "город". Поселили их за Сретенскими воротами - будущими Сухаревскими, где им даже пожаловали свободные пахотные земли от дворцовой Напрудной слободы, на берегу москворецкого притока, речки Самотеки. Они самостоятельно управлялись своими выборными лицами, которых лично возглавлял назначенный царский наместник. Всего было 4 старых мещанских слобод, и все они вошли в историю Москвы под именами соответствующих 4-х Мещанских улиц: после революции 2-я Мещанская стала улицей Гиляровского, 3-я Мещанская - улицей Щепкина, а 4-я так и осталась просто Мещанской улицей. И здесь, у Троицкого тракта, в июле 1652 года встречали мощи мученика святителя Филиппа, митрополита Московского. Его роль в русской истории имела огромное значение. Икона святителя Филиппа, Митрополита Московского, с житием. А затем последовали долгие уговоры царя принять сан митрополита Московского - патриаршества тогда еще не было. И в 1566 году св. Филипп согласился. Есть версия, что в том же году своего восшествия на митрополичью кафедру св. Филипп основал близ Кремля в Москве в Китай-городе знаменитую Никольскую церковь "Красный звон" с приделом во имя св. Зосимы Соловецкого - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И есть версия, больше похожая на легенду, что главный престол этой церкви был изначально Зосимовским, а когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.
Неделя 32-я по Пятидесятнице. День памяти свт. Филиппа митрополита Московского и всея Руси
Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников».
Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил.
Из опричников Грозный формирует подобие монашеского братства. Вместе они посещают богослужения, молятся, поют в церковном хоре. И так же вместе пируют, пытают и казнят обвинённых в измене бояр.
Кровь льётся рекой. И ни в ком царь не встречает противодействия. Всё это известно святителю Филиппу. Он понимает: кроме него никто не скажет правду грозному царю. Скрепя сердце, Филипп даёт согласие занять престол митрополитов Московских.
Не добившись отмены опричнины, он оставляет за собой право заступаться за опальных. И поначалу его заступничество приносит плоды. Кроткие и мудрые увещевания святителя смягчают свирепый нрав Иоанна. Пытки и казни на время прекращаются, страна отдыхает от крови. Но спокойствие и тишина продолжаются недолго.
Обострение отношений с Литвой и Польшей вызывает новую волну террора. Опять бесчинствуют опричники, опять Русь замирает от страха. И вновь святитель Филипп обращается к Грозному; снова и снова обличает он беззакония, которые творят опричники. Но уже не так благосклонно слушает царь митрополита. Всё чаще гневно прерывает его, а порой приходит в бешенство.
Всё чаще прислушивается он к опричникам, для которых святитель становится смертельным врагом. Окончательный разрыв наступает весной 1568 года. Внезапно в храме появляется Иоанн Грозный с толпой опричников. И царь, и свита - все в чёрных высоких шапках и чёрных рясах. Царь подходит к владыке Филиппу, ожидая от него благословения.
Но святитель словно не замечает присутствия царя. Наконец, один из опричников обращается к митрополиту.
Со смирением и кротостью принял жезл игуменства. Обитель при новом игумене духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав и построены два величественных храма. Для тайных молитвенных подвигов святой часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от обители. Когда о подвигах и трудах святого игумена стало известно в Москве, он был вызван и поставлен на Первосвятительскую кафедру. На новом поприще митрополит Филипп продолжал нести труды: просвещать народ и призывать его к покаянию. Разящее слово его было направлено в адрес царя Ивана Грозного и опричников. Он взывал к правителю, что народом нельзя управлять, водимым злобой и жестокостью, но лишь в согласии с законом Божиим.
Святитель не был услышан. Оклеветанный опричниками, он был сослан в Тверской Отрочь монастырь, мучим и, наконец, жестоко убит — задушен.
Грозный не выказывал еще гнева, но в особой грамоте повелел "архиепископам и епископам сказать Филиппу, чтобы он отложил свое требование, не вступался бы в дела двора и опричнины". Игумен Филипп был вынужден уступить царской воле. Святитель Филипп был посвящен в митрополита Московского и Всея Руси 25 июля ст.
Сам царь казался растроганным миролюбивой речью митрополита. Приняв на себя бремя правления, святитель Филипп "как бы не отлучался духом от своей возлюбленной пустыни". Он постоянно помнил о соловецкой братии и с радостью принимал приезжавших из монастыря. На дворе митрополии он выстроил храм в честь Соловецких Чудотворцев. В 1568 году им было отдано распоряжение об окончании озера, которое не было закончено в его бытность в Соловках.
В январе 1567 года царь переехал из Кремля в свой укрепленный дворец среди опричников и был уже совершенно в руках у этих извергов. Среди общего безмолвия, все ожидали, что раздастся единственный спасительный голос Филиппа". Митрополит обратился к епископам, но "единодушия между ними не оказалось". Святитель Филипп не устрашился и без помощников вступить в подвиг. Сначала наедине, потом в собраниях он стал обличать царя.
Грешно не возбранять согрешающим, но зачем разделять единство державы! Ты поставлен от Бога судить людей Божиих в правду, а не представлять из себя мучителя. Обличи тех, кто неправо говорит пред тобою... После таких встреч царь бывал мрачен и задумчив. Малюта Скуратов и Василий Грязной умели пользоваться таким настроением и еще более разжигали его гнев на праведные слова.
Святитель Филипп с твердостию утешал и ободрял скорбных. А я радуюсь, что могу пострадать за вас: вы - мой ответ пред Богом, вы - венец мой от Господа. Царь трижды наклонял голову, желая получить благословение от архипастыря, но святитель Филипп не отводил глаза от образа. Свита заговорила вслух: "Владыко святый! Царь Иван Васильевич всея России требует твоего благословения.
У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а в России и к невинным нет жалости. Посмотрим, велика ли твоя крепость. Была открыта дорога клеветникам. Сам же царь избегал встречи с митрополитом. Святитель Филипп переехал из Кремля на Никольскую улицу, в Никольский монастырь.
Святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход в присутствии царя. Когда крестный ход достиг святых врат и митрополит перед чтением Евангелия повернулся к народу, чтобы преподать: "мир всем", он вдруг увидел одного из опричников, стоящего в татарской тафье. Святитель указал царю на кощунствующего, но пока царь обернулся, тот уже успел обнажить голову. Тогда Иоанн назвал митрополита обманщиком и мятежником. Митрополичьих бояр взяли под стражу и пытали.
Пытки бояр не дали результатов, и обвинить святителя было не в чем. Тогда в Соловки был послан недоброжелатель митрополита, епископ Пафнутий с архимандритом Феодосием, князем Василием Темкиным, дьяком Пивовым и военным конвоем. Посланные расточали сначала деньги, а потом прибегли к угрозам, желая склонить соловецких иноков на лжесвидетельство. Тогда Пафнутий прельстил игумена Паисия, и тот, в свою очередь прельстив нескольких монахов, направился вместе с посланцами в Москву, желая возвести клевету на святого. Иоанн повелел боярам и епископам собраться в Успенском соборе для открытого суда над митрополитом.
После чтения доносов святитель Филипп, не считая нужным оправдываться, обратился к Грозному с такими словами: "Царь! От юности находясь в пустыне, я сохранил доселе честь и целомудрие... Я умираю, желая лучше оставить по себе память невинного мученика, нежели человека, о котором могли бы сказать, что он, оставаясь митрополитом, терпел неправосудие и нечестие. Во время этой службы в храм вошел Алексей Басманов с опричниками, и, прервав богослужение, стал читать обвинительный свиток.
В Лавре молитвенно почтили свт. Филиппа, митрополита Московского
Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: «Блажен его же избрал и приял еси Господи», — и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.
Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты. Мощи святителя Филиппа почивют с 1652 года в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига.
Традиции и обычаи: переделывали всю работу по дому, скопившуюся за время праздников; мужчины чистили снег, убирали в хлеву, заготавливали дрова; женщины занимались стиркой и уборкой с самого утра. Житие Филиппа Московского Родителями святителя Филиппа, который появился на свет в начале 16-го века, были бояре Колычевы, назвавшие сына Феодором. Молодой человек ушел в Соловецкий монастырь, где получил чин игумена. Местные послушники считали Филиппа способным руководителем. По политическим и личным вопросам митрополит Московский Филипп II не давал советов государю, но он осуждал безнравственные и противные Богу явления, распространенные на Руси в то время, в частности, опричнину. Митрополит защищал людей, которые находились в опале. В 1568 году царь Иван Грозный потребовал созвать церковный собор для лишения Филиппа митрополичьего престола. Его отправили в заключение, в Богоявленский монастырь, а позже он находился в заточении в Староникольской обители.
После таких встреч царь бывал мрачен и задумчив. Малюта Скуратов и Василий Грязной умели пользоваться таким настроением и еще более разжигали его гнев на праведные слова. Святитель Филипп с твердостию утешал и ободрял скорбных. А я радуюсь, что могу пострадать за вас: вы - мой ответ пред Богом, вы - венец мой от Господа. Царь трижды наклонял голову, желая получить благословение от архипастыря, но святитель Филипп не отводил глаза от образа. Свита заговорила вслух: "Владыко святый! Царь Иван Васильевич всея России требует твоего благословения. У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а в России и к невинным нет жалости. Посмотрим, велика ли твоя крепость. Была открыта дорога клеветникам. Сам же царь избегал встречи с митрополитом. Святитель Филипп переехал из Кремля на Никольскую улицу, в Никольский монастырь. Святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход в присутствии царя. Когда крестный ход достиг святых врат и митрополит перед чтением Евангелия повернулся к народу, чтобы преподать: "мир всем", он вдруг увидел одного из опричников, стоящего в татарской тафье. Святитель указал царю на кощунствующего, но пока царь обернулся, тот уже успел обнажить голову. Тогда Иоанн назвал митрополита обманщиком и мятежником. Митрополичьих бояр взяли под стражу и пытали. Пытки бояр не дали результатов, и обвинить святителя было не в чем. Тогда в Соловки был послан недоброжелатель митрополита, епископ Пафнутий с архимандритом Феодосием, князем Василием Темкиным, дьяком Пивовым и военным конвоем. Посланные расточали сначала деньги, а потом прибегли к угрозам, желая склонить соловецких иноков на лжесвидетельство. Тогда Пафнутий прельстил игумена Паисия, и тот, в свою очередь прельстив нескольких монахов, направился вместе с посланцами в Москву, желая возвести клевету на святого. Иоанн повелел боярам и епископам собраться в Успенском соборе для открытого суда над митрополитом. После чтения доносов святитель Филипп, не считая нужным оправдываться, обратился к Грозному с такими словами: "Царь! От юности находясь в пустыне, я сохранил доселе честь и целомудрие... Я умираю, желая лучше оставить по себе память невинного мученика, нежели человека, о котором могли бы сказать, что он, оставаясь митрополитом, терпел неправосудие и нечестие. Во время этой службы в храм вошел Алексей Басманов с опричниками, и, прервав богослужение, стал читать обвинительный свиток. Опричники кинулись на святителя и стали срывать с него облачение. Святителя Филиппа, насильно одетого в рваную монашескую рясу, били метлами по спине, посадили на дровни и повезли из Кремля. Народ, видя бесчестье митрополита, перегородил Никольскую улицу. Святитель Филипп говорил: "Дети! Все, что мог, я сделал; если бы не любовь к вам, и одного дня не остался бы я здесь; уповайте на Бога! На следующий день его с поруганием привезли в митрополию, где его встретил царь с епископами и опричниками. Здесь же он встретил своего преемника в соловецком игуменстве Паисия, оклеветавшего его. Святитель Филипп последний раз публично обличил царя. По знаку царя святого ввергли в темницу. Он был в оковах; связка соломы служила ему постелью. В то время возраст его был 62 года. Неделю узнику не давали пищи, надеясь уморить его голодом. Когда к нему вошли посланные от царя, то увидели его стоящим на молитве и свободным от оков. Грозный воскликнул, узнав об этом: "Чары! Утром царь пришел сам и увидел, что святой молится, а зверь, не трогая его, спокойно лежит в углу. Царь определил местом заключения митрополита монастырь св.
Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание. В первое время святительства Филиппа 1567—1568 гг. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения не помогают, решился действовать открыто. В Крестопоклонную неделю перед началом литургии митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь вошел Иоанн с толпой опричников. Все они, и сам царь, были в высоких черных шапках и в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие?
Неделя 6-я по Пятидесятнице. Святителя Филиппа, митрополита Московского
Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери "Хлебенный", чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику.
По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии , принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь , принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца.
Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора.
Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига.
В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.
Митрополит Московский Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал.
В Москве Филипп построил церковь святых Зосимы и Савватия, способствовал развитию книгопечатания [37].
Старицкий князь Владимир Андреевич в 1567 году освободил от пошлин и кормов все митрополичьи села и монастыри в своём уезде, а также предоставил ему право суда: «А судит их отец наш Филипп митрополит всея Русии, или его бояре» [12] [38]. В 1567 году митрополит Филипп созвал церковный собор в работе которого принял участие царь Иван IV [39]. Причиной созыва собора стала смерть нескольких иерархов и необходимость решить вопрос замещения вдовствующих кафедр.
Дмитрий Володихин отмечает, что Филиппу приходилось постоянно заниматься «кадровыми вопросами», несмотря на то что в этом он не имел опыта [40]. Противостояние с царём[ править править код ] Яков Турлыгин. Причиной послужили перехваченные письма к московским боярам польского короля Сигизмунда и гетмана Ходкевича с предложением перейти в Литву.
Начались массовые казни. Первым пострадал боярин Иван Челяднин с семьёй, а затем по его изменническому делу погибли князья И. Куракин-Булгаков, Д.
Ряполовский, трое князей Ростовских, принявшие монашество князья Щенятев и Турунтай-Пронский [12]. События в 1568 году переросли в открытый конфликт между ним и царём [41]. Филипп активно выступил против опричного террора.
Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом [42]. Тогда, по словам Андрея Курбского , Филипп «начал первее молити благовременно, яко апостол великий рече, и безвременно належат и; потом претити страшным судом Христовым, заклинающе по данной ему от Бога епископской власти» [43] [44]. Василий Пукирев.
Новгородский летописец сообщил об этом кратко: «Лета 7076 марта в 22 учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати опришнине» [45] [46]. Подробности этого известны по житию Филиппа и рассказам иностранных наёмников на русской службе. Иван вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Филиппу за благословением.
Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с обличительной речью: В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно!
В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским!
Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Боюся Господа единого!
О попытках Филиппа увещевать царя пишет и Генрих Штаден [48]. На следующий день начались новые казни, погиб князь Василий Пронский. Бояр и служилых людей митрополичьего двора подвергли пыткам с целью выбить показания о замыслах Филиппа против царя.
На самого Филиппа, по свидетельству Н. Карамзина, царь не решился поднять руку по причине его всенародного почитания. В знак протеста Филипп покинул свою резиденцию в Кремле, переехав в один из московских монастырей [49].
После крестного хода по стенам монастыря он остановился у Святых врат обители и должен был читать Евангелие [50]. Оглянувшись, он увидел одного из опричников в тафье , в то время как во время чтения Евангелия принято стоять с непокрытой головой. Митрополит сделал царю замечание: «так ли подобает благочестивому агарянский закон держать?
Иван разгневался на святителя, назвал его лжецом, мятежником, злодеем [31]. После этого случая царь начал подготовку церковного суда над Филиппом, чтобы каноническим путём избавиться от неугодного ему иерарха [12]. Суд и изгнание[ править править код ] По указанию царя в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора обвинительного материала против митрополита Филиппа [53].
В её состав вошли суздальский епископ Пафнутий , боярин Василий Темкин-Ростовский , архимандрит Андроникова монастыря Феодосий и дьяк Дмитрий Пивов [5]. Комиссия, чтобы добиться от монахов свидетельств против Филиппа, действовала угрозами и подкупом соловецкому игумену Паисию был обещан епископский сан ; однако составленное обвинение было столь сомнительным, что епископ Пафнутий даже отказался его подписать [49] [54]. В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд, главным обвинителем Филиппа стал новгородский архиепископ Пимен [55].
Неизвестно о чём свидетельствовали соловецкие монахи [12] , вероятно это были типичные для того времени обвинения в колдовстве [36] , а также проступки церковного характера в бытность его соловецким игуменом [56] [57] На суде Пимен вместе с другими обвинителями сказал Филиппу «Како царя утвержает, самому же неистовая творящу» и в ответ услышал: «И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши» [58] [59].
Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, жестокий террор не был ее политической традицией. Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают!
Оклеветан и убит «Митрополит Филипп 1507-1569 и Малюта Скуратов». Неврев, 1898 Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд. Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу.
Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь. Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила. В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя. Мученика-митрополита сразу после его кончины народ почитал святым.
В 1590 году мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, уже тогда было засвидетельствовано множество исцелений. А в 1652 году, приказом патриарха Никона и с большими торжествами, мощи прославленного Церковью митрополита Филиппа перенесли в Успенский собор Московского кремля. Царь Алексей Михайлович зачитал свою царскую грамоту, где каялся за родственника своего царя Ивана Грозного перед невинно пострадавшим митрополитом и испрашивал для него прощения и отпущения грехов. Себе же просил благословения на годы царствия и разной помощи.
Музей-заповедник «Коломенское». Справа — Федор у стен Соловецкого монастыря. Фото: wikipedia В крайне суровых условиях севера, много и тяжело работая на хозяйственных послушаниях, Филипп старался для молитвы удаляться в пустынь. Там, по монастырскому поверью, Филиппу явился окровавленный Христос, предрекая дальнейшую судьбу и мученичество. Братья неоднократно пытались выбрать Филиппа игуменом, а тот неоднократно отказывался. Но в 1546 году он принимает игуменство и управляет монастырем 20 лет.
Тяга к уединению и молитве у игумена Филиппа сочеталась с редкими административными способностями, а две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и запасливого Иосифа Волоцкого в его жизни соединялись без конфликта. При игумене Филиппе выросли земельные владения обители, богатые жертвователи, в том числе и сам царь Иван IV, сами одаривали монастырь вкладами. На полученные средства игумен начал масштабное строительство. При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков. На Большом Заяцком острове появилась превосходная гавань с гостиницей. Пополнились монастырская библиотека и ризница. Вместе с тем, строгий устав, разработанный Филиппом, не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители давала добрый образец другим монастырям Беломорья. От судьбы не уйдешь Икона митрополита Филиппа. Слева — работы Симона Ушакова, 1653 год.
Справа — святитель Филипп митрополит московский в житии, икона 17 века. Фото: wikipedia, obraz.
Кого Церковь может и должна поддерживать?
21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. 21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году. Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского.