Месторасположением среднерусской возвышенности, которая простилается от Донецкого кряжа до долины реки Оки, выступает Восточно-Европейская равнина. Изучены ответные реакции компонентов природной среды на изменения климата разной периодичности на территории юга Среднерусской возвышенности. Климат в Среднерусской возвышенности умеренно-континентальный с отчетливыми сезонами. Положение провинций Среднерусской лесостепи на Среднерусской возвышенности и Окско-Донской низменности сказывается на распределении основных климатических показателей. менее 4000 лет.
Погода в Кировском районе
Между Приднепровской и Окско-Донской низменностями. Чтобы определить возвышенность на карте, нужно найти вышеописанный город или же географические координаты: 52 градуса 36 минут северной широты 36 градуса 48 минут восточной долготы. Протяженность с севера на юг составляет около 800 км. От европейской части России к азиатской — 300 км. Города Центром Среднерусской возвышенности можно считать город Орёл и область. А также город-миллионер по населению Воронеж. Климат Среднерусская возвышенность находится в умеренном климатическом поясе, характеризующимся четырьмя временами года. Лето теплое, достаточно влажное. Циклоны приносят быстро проходящие грозы.
Средняя температура июля около 20 градусов по Цельсию, именно в это время выпадает большее количество осадков. Зима холодная, снежная. В сумме западные и восточные циклоны приносят около 600 мм осадков в год. К востоку возвышенности количество осадков уменьшается, в этой зоне наивысшая июльская отметка температуры. Умеренный климатический пояс вмещает в себя множество природных зон, но конкретно Среднерусская возвышенность представляет зону смешанных и широколиственных лесов, степи и лесостепи. Животный и растительный мир Зона смешанных лесов.
Немного не доходя до затона, смерч оторвался от земли, на глазах превращается в конус и уходит в небо. Из него уже не сыпятся ёлки и палки, он уже похож на воронку, которая уходит в небо, он светлеет и растворяется в небе. Облачко забирает назад свои грязные щупальца. Через минуту земля перестала гудеть, повылазили откуда-то всякие мошки, козявки, птицы летают, словно ни в чём не бывало.
Ничего не поймём. Сели на землю, улыбаемся как дураки. Только теперь я понимаю, что я маленько пьяненький. Витька тоже, похоже. Через полчасика за нами приезжают из деревни. Мы тычем пальцами в запад, взахлёб рассказываем о страшном чудесном спасении, но нам не верят. Нам говорят — если вы, баловники, хотели выпить, могли бы придумать повод и поинтереснее. Нам грозят пальчиком — хватит гнать, в наших краях не бывает торнадо. Нам говорят — посмотрите на небо, болтушки. Такого тихого ясного неба ещё поискать.
Нам говорят — единственное, что вас оправдывает — это хорошая рыба и вон те две стерлядки. Нам говорят — вы молодцы, но харе замолаживать. Мы не спорим. Мы ничего не доказываем. Мы тихо улыбаемся. Это навсегда останется с нами. Я не знаю, что останется с Витькой, а со мной навсегда останутся эти глаза, глаза зверя, очень хотящего жить, но который выбрал смерть ради чести, ради раненого товарища. А сейчас мы катим в деревню. Мы будем гулять день рождения. Как правило уже в 10.
Любители увеселительных напитков вразнобой, на всех доступных им языках, иногда очевидно непарламентских, укоряют продавщицу Ленку в бесчеловечном формализме и бюрократии, продавщица Ленка угрюмо отгавкивается, тоже в выражениях отнюдь не стесняясь, и жестом дедушки Ленина показывает на часы. Счастье наступит ровно в 11. Это не конфликт, это ритуал, ритуал уже почти религиозный. Сегодня лабаз вообще закрыт до одиннадцати, продавщица Ленка принимает товар. На небольшой площади перед магазином большое движение, напоминающее совещание перед строительством Вавилонской башни. Здесь почти нет штатных деревенских алкашей, они любители народного творчества. Публика всё больше почище и посолиднее, но для контрасту клубится несколько совсем уж конченых доходяг, которые не интересуют самогонщиц даже как рабочая сила, которым нельзя доверить даже выкопать яму или поправить забор. Денег же у алкашей никогда нет. Никогда и никаких. Это не свидетельство бедности, это их принципиальная жизненная позиция.
Перед лабазом людно. Здесь даже посланцы иных миров. На площади стоит конная подвода с делегацией из соседнего села — там вообще нет водки. Гримасы советской торговли. На подводе, лениво развалясь, дремлют импортные селяне, сонная лошадка что-то лениво жуёт. Одиннадцать ноль ноль, секунда в секунду. На содержание эталона времени тратятся государством изрядные средства. Я вам скажу, это расточительное излишество. Главный эталон времени вселенной — любой деревенский лабаз в 11. Вселенная живёт именно по этим часам.
Двери магазина открываются. Мужики, не толпясь, не ругаясь, спокойно и чинно становятся в очередь. Незачем суетиться, всем хватит. По одному, по два, они выкатываются из лабаза с поклажей, кто больше, кто меньше. На лицах нет вожделения. На лицах даже растерянность. Даже мужики из соседнего села, загрузивши подводу, не трогаются с места, не уезжают, они тоже растеряны. Во вселенной какой-то затык, вселенная забуксовала, почти застыла. Так бывает, дорогой читатель. Так часто бывает при достижении великой цели.
Человек ставит себе великую цель, а по достижении цели не испытывает ничего кроме опустошения. Наверное, так родилась легенда о бедном Сизифе. Ты стремишься, строишь планы, рвёшь жилы, исходишь на говно, а когда ты, наконец, упал измождённый возле достигнутой цели, ты вдруг понимаешь, что ты ослик с морковкой, которая была привязана к твоей спине. Только тогда ты понимаешь высшие смыслы. Ты понимаешь, что жизнь не есть цель, жизнь есть процесс. Так бывает. Нет в душе праздника. Вот он, вожделенный продукт, вот он, уже на руках, а праздника нет. Всё вокруг преступно буднично. Мужики выходят из лабаза без чувства победителя.
Здесь силы человеческие заканчиваются. Здесь нужна помощь вселенной. И вселенная приходит на помощь, к людям спускается ангел. У нас хорошая память. Мы помним, как зовут ангела. Ангела зовут дядя Вася Шелупонь. Это он спас легендарного кота Падлу от лишних страданий, это он, мы помним, принёс в операционную детскую аптечку с эфиром. И сейчас мимо площади тихо идёт дядя Вася Шелупонь, старенький глуховатый сторож с молочной фермы. Идёт, постукивая своею палочкой. Останавливается возле площади перед лабазом, прищуривается, без слов шифрует поляну.
Он сразу всё понимает — стоит толпа мужиков, у всех авоськи с водкой, но на лицах нет праздника, на лицах растерянность. У людей нет идеи. Погодитя, — говорит дядя Вася Шелупонь, и продолжает движение. Когда он скрывается из виду, мужики переглядываются — щас, щас, щас что-то будет. Вселенная подала надежду, что не всё в жизни напрасно. Мужики не расходятся. Мужики ждут дядю Васю. Появляется дядя Вася. Медленно, торжественной поступью, повесив клюшку на локоть, дядя Вася несёт что-то на вытянутых руках. Когда дядя Вася подходит к собранию, становится видно — он несёт в обеих ладонях огромный помидор.
Помидор еле-еле умещается на двух ладошках. Глядите, сыночки, — говорит дядя Вася, — первый в этом году помидор. И гляньте, какой здоровенный. В благородном обществе радостное оживление. Становится ясно, за что надо выпить. Надо выпить за первый в сезоне помидор дяди Васи. На подводе расчищается почётное место, туда аккуратно стелется газетка, кто-то достаёт нож и режет сакральный помидор на много-много частей, чтобы всем хватило. Тут же на газете появляются и другие закуски, чёрный хлебушек, сало, лучёк, всякие прочие вещи, но понятно — это лишь обрамление, это свита сакрального помидора. Начинается радостный банкет. Праздник первого помидора.
Банкет, как понятно, затягивается, начинаются лясы-балясы, но никто не забывает предмет, все свято помнят — сегодня праздник первого помидора. Все благодарны ангелу дяде Васе, он привнёс в жизнь нужные смыслы. Дядя Вася, выпив стопку-другую, откланивается и идёт по своим делам. Мужики наперегонки спрашивают — не подвезти ли тебя куда, дядя Вася? Дядя Вася ласково машет рукой и уходит. Мы помним — ангелы несентиментальны. Батька Игорь — наш добрый друг, священник из соседнего села, здоровенный вятский медведь. Он откуда-то из-под Вятки, учился в Троице-Сергиевой Лавре, потом занесло его в наши есенинские места, тут и прижился. Батька наш человек, отменный рыбак, занимается пчёлками, во дворе у него несколько ульев, а когда шлея под хвост попадёт, он гоняет на мотоцикле с Ночными Волками. В общем, наш человек батька Игорь, мы дружим.
И храм у батька хороший, мы его любим, туда ноги несут. Храм старый, сильно пострадавший, ободранный, советская власть от души над ним поглумилась, но красивый, стоит прямо у реки, и история у него интересная. Строили его на деньги Иоанна Кронштадтского. Пошли как-то местные мужики с обозом подсолнечного масла в город Санкт-Петербург, и свела их каким-то образом судьба с отцом Иоанном. Мужики пожалились отцу — вот, мол, храм задумали строить, а денег не хватает. Отец Иоанн достал котлету денег и сказал — нате мужики, стройте храм, дело хорошее. Ну и построили храм, и стоит он у реки, глаз радует. Храм со всех сторон интересный. Из-за этого храма на селе два кладбища. Когда пришла советская власть и стала всячески отменять Бога, велено было храм осквернить.
Нашлись среди местных энтузиасты, с азартом взялись за дело, срывали маковки, колокола, жгли иконы, поганили фрески, старались как могли. Советская власть их похвалила. А потом начались нелады. Шло время, энтузиасты начали умирать. И местные люди заметили, что по ночам творится на кладбище какая-то нездоровая фигня — кто-то вроде как воет по ночам, кто-то шумно вздыхает, иногда вроде бы ветер какой-то проносится по кладбищу тихими ночами и тоже издаёт какие-то тревожные звуки. В общем неуютно стало на кладбище. Обычно сельское кладбище — место покойное, место тихой печали, а в этом селе погост стал пользоваться дурной славой. Поползли нездоровые слухи, старикам стало как-то неподобно здесь ложиться, и люди заложили неподалёку ещё одно кладбище, от греха подальше. Теперь их два на селе. А рядом высится красивый поруганный храм, который по слухам и стал причиной этого неспокойствия — люди говорят, что это маются по ночам на старом кладбище те энтузиасты, что жгли иконы, срывали купола и кресты, и даже, говорят, в азарте своих атеистических упражнений пытались взорвать храм, но потерпели неудачу — раствор для кладки в те времена замешивался на курином яичке, и взрывчатка оказалась бессильной супротив русской курочки.
Позвонил батька Игорь — — Приезжайте, что покажу. Глаз у батьки хитрый. Ничего вроде особенного, всё как обычно, батька ведёт нас в свой дворик, ставит самовар. А глаз хитрый. Обычно мы с удовольствием ездим в это село — и к батьке в гости, и на церковные службы, но в последнее время сюда ноги не несут. Здесь случилась трагедия, за которую стыдно. Очень стыдно. До слёз стыдно за род человеческий. В этом селе с давних пор жили всеобщие любимцы — пара аистов. Они прилетали каждую весну и вили гнездо на старой водонапорной башне.
Башня у самого въезда в село, это была его визитная карточка — огромное гнездо больших красивых птиц. Башню видно отовсюду, это вторая господствующая высота после сельского храма. Было очень хорошо остановиться возле въезда в село, поглазеть на трогательные хлопоты этих стратегических бомбардировщиков, пофотографировать, показать детишкам. Но однажды аистиха исчезла. Какая-то гнида о двух ногах застрелила аистиху. То ли какая-то местная пьянь по куражу, то ли приезжий охотник, не сумевший найти более достойной добычи — того не знаем. Хотели было вчинить иск и найти эту гниду — село дело прозрачное, здесь шило в мешке не утаишь. Хотели найти этого примата, в глазки ему посмотреть, познакомить с хорошим лицевым хирургом, но батька Игорь остановил. Он махнул рукой — оставьте, мол, не надо. Аистиху этим не вернёшь, а множить зло на земле не будем.
Аист пропал. Куда делся — никто не знал. Гнездо опустело. Ветер трепал ветки огромного гнезда на старой водонапорной башне, было тихо, неуютно и очень стыдно. И мы перестали ездить в это село, всячески отлынивали от приглашений батьки Игоря. А тут он звонит — — Приезжайте что покажу. Батьку Игоря зовут на селе журавлиным батькой. К нему прилетают по осени журавли, как он говорит — благословиться перед дальней дорогой. Кто бы рассказал — я бы вряд ли поверил, но сам видел, как журавли кружат над храмом, тоскливо курлыкают, а батька их крестит. Журавли кружат, кружат над храмом, потом выстраиваются в клин и уходят на юг.
Сидим у батьки во дворике, гоняем чаи, ничего не происходит особенного, не очень понятно, для чего он нас позвал, но лишних вопросов не задаём — ждём, когда батя сам к делу перейдёт. Глаз у батьки играет, он тоже чего-то ждёт, но не колется. Дом батькин около храма. Храм из дворика виден. И в какой-то момент становится слышен свист крыльев — на посадку идёт здоровенный боинг. Огромный красивый аист садится на крест. Батька сияет. Это он, наш вдовец. Батька говорит — вот, пропал на многое время, а теперь откуда-то взялся и каждый день прилетает. Прилетает как на работу, каждый день.
Садится на крест и долго-долго сидит. В народе уже заработало сарафанное радио — аист приносит детишек, а ещё и храм Зачатьевский, храм посвящён Зачатию Иоанна Предтечи.
В статье рассказывается о ее происхождении, рельефных особенностях и других свойствах. Среднерусская возвышенность на карте России Чтобы найти Среднерусскую возвышенность на карте России, следует обратить внимание на города Калуга, Воронеж, Белгород, Курск. Район между ними занимает Среднерусская возвышенность. Ее небольшой южный участок продолжается на Украину. Возвышенность расположена в междуречье Дона и Оки и является их водоразделом. Ее окружают низменные равнины Тамбовская, Полесская и Приднепровская.
Смоленско-Московская возвышенность граничит с ней на северо-западе. Характеристики Площадь достигает 480 тыс. Протяженность почти 1 тыс.
В этих землях происходили самые важные в истории России сражения: битвы с татаро-монголами, армией Наполеона, войсками Гитлера… Важное историческое значения имеют места боевой славы: Чудское озеро, Куликово, Бородинское и Прохоровское поля. Природа Русской равнины служила вдохновением деятелям отечественной культуры: А. Пушкину, Н. Гоголя, А. Бородина, П. Чайсковского и многим другим. Она послужила местом исследований знаменитым русский естествоиспытателям: М.
Ломоносову, В. Докучаеву, Д. Менделееву, В. Вернфдскому, Л. Бергу и другим. Тектоника[ ] В основании Русской равнины лежит древняя докембрийская платформа, что объясняет равнинность — главную особенность рельефа. Складчатый фундамент залегает на различной глубине, на поверхность выходит только на Кольском полуострове и в Карелии, этот выход называют Балтийским щитом.
Среднерусская возвышенность
Таким образом, климат среднерусской возвышенности предлагает жителям и гостям региона возможность наслаждаться всеми четырьмя сезонами года с их характерными особенностями и умеренностью. На юго-западе европейской части страны расположена Среднерусская равнина (возвышенность). Среднерусская возвышенность имеет характерные климатические условия, которые отличаются наибольшей континентальностью по сравнению с соседними областями Украины. Климат Среднерусской возвышенности и лежащей к востоку от нее Окско-Донской низменности складывается под влиянием двух факторов. Среднерусская возвышенность медленно возрождается, приобретая свой первозданный вид.
какие города расположены на среднерусской возвышенности
Флора, фауна На возвышенности развиты лесостепные и степные ландшафты с плодородными почвами, поэтому природные комплексы сохранились только в заповедниках 6 площадей и национальных парках 3 парка. Остальная местность распахана. Национальный парк Угра. Представители флоры: дуб, ясень, клен, липа, береза, полынь, злаки, цветковое разнотравье. Животные: медведи, лоси, олени, суслики, тушканчики, бобры.
Что мы узнали? Мы узнали где находится Среднерусская возвышенность, ее параметры. Расположение в пределах крупнейшей равнины мира обусловило особый рельеф. Мягкий климат и богатые почвы способствуют земледелию, национальные парки являются рекреационными зонами.
Среднегодовое количество атмосферных осадков колеблется от 400 до 650 мм. Гидрографическая сеть хорошо развита. В пределах равнины находится исток Оки — одного из главных притоков Волги.
Почвенный покров возвышенности представлен преимущественно черноземами и серыми лесными грунтами на севере. Под крупными лесными массивами распространены дерново-подзолистые, а в речных долинах — лучно-черноземные, болотные и песчаные почвы. Большая часть территории равнины на сегодняшний день распахана.
Значительные территории заняты пойменными лугами и болотами. В лесах главными древесными породами являются дуб, сосна и береза. Реже встречаются клен, липа и ясень.
По берегам рек и речушек произрастают ивовые и ольховые рощицы. Природный заповедник «Белогорье» Заповедник с красивым названием «Белогорье» занимает площадь в 2 тысячи гектаров в Белгородской области. Под особым вниманием ученых пребывает старинная дубрава, возраст которой — не менее 300 лет.
На лицах нет вожделения. На лицах даже растерянность. Даже мужики из соседнего села, загрузивши подводу, не трогаются с места, не уезжают, они тоже растеряны. Во вселенной какой-то затык, вселенная забуксовала, почти застыла. Так бывает, дорогой читатель. Так часто бывает при достижении великой цели.
Человек ставит себе великую цель, а по достижении цели не испытывает ничего кроме опустошения. Наверное, так родилась легенда о бедном Сизифе. Ты стремишься, строишь планы, рвёшь жилы, исходишь на говно, а когда ты, наконец, упал измождённый возле достигнутой цели, ты вдруг понимаешь, что ты ослик с морковкой, которая была привязана к твоей спине. Только тогда ты понимаешь высшие смыслы. Ты понимаешь, что жизнь не есть цель, жизнь есть процесс. Так бывает.
Нет в душе праздника. Вот он, вожделенный продукт, вот он, уже на руках, а праздника нет. Всё вокруг преступно буднично. Мужики выходят из лабаза без чувства победителя. Здесь силы человеческие заканчиваются. Здесь нужна помощь вселенной.
И вселенная приходит на помощь, к людям спускается ангел. У нас хорошая память. Мы помним, как зовут ангела. Ангела зовут дядя Вася Шелупонь. Это он спас легендарного кота Падлу от лишних страданий, это он, мы помним, принёс в операционную детскую аптечку с эфиром. И сейчас мимо площади тихо идёт дядя Вася Шелупонь, старенький глуховатый сторож с молочной фермы.
Идёт, постукивая своею палочкой. Останавливается возле площади перед лабазом, прищуривается, без слов шифрует поляну. Он сразу всё понимает — стоит толпа мужиков, у всех авоськи с водкой, но на лицах нет праздника, на лицах растерянность. У людей нет идеи. Погодитя, — говорит дядя Вася Шелупонь, и продолжает движение. Когда он скрывается из виду, мужики переглядываются — щас, щас, щас что-то будет.
Вселенная подала надежду, что не всё в жизни напрасно. Мужики не расходятся. Мужики ждут дядю Васю. Появляется дядя Вася. Медленно, торжественной поступью, повесив клюшку на локоть, дядя Вася несёт что-то на вытянутых руках. Когда дядя Вася подходит к собранию, становится видно — он несёт в обеих ладонях огромный помидор.
Помидор еле-еле умещается на двух ладошках. Глядите, сыночки, — говорит дядя Вася, — первый в этом году помидор. И гляньте, какой здоровенный. В благородном обществе радостное оживление. Становится ясно, за что надо выпить. Надо выпить за первый в сезоне помидор дяди Васи.
На подводе расчищается почётное место, туда аккуратно стелется газетка, кто-то достаёт нож и режет сакральный помидор на много-много частей, чтобы всем хватило. Тут же на газете появляются и другие закуски, чёрный хлебушек, сало, лучёк, всякие прочие вещи, но понятно — это лишь обрамление, это свита сакрального помидора. Начинается радостный банкет. Праздник первого помидора. Банкет, как понятно, затягивается, начинаются лясы-балясы, но никто не забывает предмет, все свято помнят — сегодня праздник первого помидора. Все благодарны ангелу дяде Васе, он привнёс в жизнь нужные смыслы.
Дядя Вася, выпив стопку-другую, откланивается и идёт по своим делам. Мужики наперегонки спрашивают — не подвезти ли тебя куда, дядя Вася? Дядя Вася ласково машет рукой и уходит. Мы помним — ангелы несентиментальны. Батька Игорь — наш добрый друг, священник из соседнего села, здоровенный вятский медведь. Он откуда-то из-под Вятки, учился в Троице-Сергиевой Лавре, потом занесло его в наши есенинские места, тут и прижился.
Батька наш человек, отменный рыбак, занимается пчёлками, во дворе у него несколько ульев, а когда шлея под хвост попадёт, он гоняет на мотоцикле с Ночными Волками. В общем, наш человек батька Игорь, мы дружим. И храм у батька хороший, мы его любим, туда ноги несут. Храм старый, сильно пострадавший, ободранный, советская власть от души над ним поглумилась, но красивый, стоит прямо у реки, и история у него интересная. Строили его на деньги Иоанна Кронштадтского. Пошли как-то местные мужики с обозом подсолнечного масла в город Санкт-Петербург, и свела их каким-то образом судьба с отцом Иоанном.
Мужики пожалились отцу — вот, мол, храм задумали строить, а денег не хватает. Отец Иоанн достал котлету денег и сказал — нате мужики, стройте храм, дело хорошее. Ну и построили храм, и стоит он у реки, глаз радует. Храм со всех сторон интересный. Из-за этого храма на селе два кладбища. Когда пришла советская власть и стала всячески отменять Бога, велено было храм осквернить.
Нашлись среди местных энтузиасты, с азартом взялись за дело, срывали маковки, колокола, жгли иконы, поганили фрески, старались как могли. Советская власть их похвалила. А потом начались нелады. Шло время, энтузиасты начали умирать. И местные люди заметили, что по ночам творится на кладбище какая-то нездоровая фигня — кто-то вроде как воет по ночам, кто-то шумно вздыхает, иногда вроде бы ветер какой-то проносится по кладбищу тихими ночами и тоже издаёт какие-то тревожные звуки. В общем неуютно стало на кладбище.
Обычно сельское кладбище — место покойное, место тихой печали, а в этом селе погост стал пользоваться дурной славой. Поползли нездоровые слухи, старикам стало как-то неподобно здесь ложиться, и люди заложили неподалёку ещё одно кладбище, от греха подальше. Теперь их два на селе. А рядом высится красивый поруганный храм, который по слухам и стал причиной этого неспокойствия — люди говорят, что это маются по ночам на старом кладбище те энтузиасты, что жгли иконы, срывали купола и кресты, и даже, говорят, в азарте своих атеистических упражнений пытались взорвать храм, но потерпели неудачу — раствор для кладки в те времена замешивался на курином яичке, и взрывчатка оказалась бессильной супротив русской курочки. Позвонил батька Игорь — — Приезжайте, что покажу. Глаз у батьки хитрый.
Ничего вроде особенного, всё как обычно, батька ведёт нас в свой дворик, ставит самовар. А глаз хитрый. Обычно мы с удовольствием ездим в это село — и к батьке в гости, и на церковные службы, но в последнее время сюда ноги не несут. Здесь случилась трагедия, за которую стыдно. Очень стыдно. До слёз стыдно за род человеческий.
В этом селе с давних пор жили всеобщие любимцы — пара аистов. Они прилетали каждую весну и вили гнездо на старой водонапорной башне. Башня у самого въезда в село, это была его визитная карточка — огромное гнездо больших красивых птиц. Башню видно отовсюду, это вторая господствующая высота после сельского храма. Было очень хорошо остановиться возле въезда в село, поглазеть на трогательные хлопоты этих стратегических бомбардировщиков, пофотографировать, показать детишкам. Но однажды аистиха исчезла.
Какая-то гнида о двух ногах застрелила аистиху. То ли какая-то местная пьянь по куражу, то ли приезжий охотник, не сумевший найти более достойной добычи — того не знаем. Хотели было вчинить иск и найти эту гниду — село дело прозрачное, здесь шило в мешке не утаишь. Хотели найти этого примата, в глазки ему посмотреть, познакомить с хорошим лицевым хирургом, но батька Игорь остановил. Он махнул рукой — оставьте, мол, не надо. Аистиху этим не вернёшь, а множить зло на земле не будем.
Аист пропал. Куда делся — никто не знал. Гнездо опустело. Ветер трепал ветки огромного гнезда на старой водонапорной башне, было тихо, неуютно и очень стыдно. И мы перестали ездить в это село, всячески отлынивали от приглашений батьки Игоря. А тут он звонит — — Приезжайте что покажу.
Батьку Игоря зовут на селе журавлиным батькой. К нему прилетают по осени журавли, как он говорит — благословиться перед дальней дорогой. Кто бы рассказал — я бы вряд ли поверил, но сам видел, как журавли кружат над храмом, тоскливо курлыкают, а батька их крестит. Журавли кружат, кружат над храмом, потом выстраиваются в клин и уходят на юг. Сидим у батьки во дворике, гоняем чаи, ничего не происходит особенного, не очень понятно, для чего он нас позвал, но лишних вопросов не задаём — ждём, когда батя сам к делу перейдёт. Глаз у батьки играет, он тоже чего-то ждёт, но не колется.
Дом батькин около храма. Храм из дворика виден. И в какой-то момент становится слышен свист крыльев — на посадку идёт здоровенный боинг. Огромный красивый аист садится на крест. Батька сияет. Это он, наш вдовец.
Батька говорит — вот, пропал на многое время, а теперь откуда-то взялся и каждый день прилетает. Прилетает как на работу, каждый день. Садится на крест и долго-долго сидит. В народе уже заработало сарафанное радио — аист приносит детишек, а ещё и храм Зачатьевский, храм посвящён Зачатию Иоанна Предтечи. В храм потянулись девки, молодые семьи, у кого трудности с чадородием. Говорят, надо подкараулить аиста, когда он садится на крест, зайти в храм, помолиться, и Бог даст чадо, аист похлопочет.
Пялимся на аиста. Чуть не плачем от счастья. Помогает ли аист чадородию — того не знаю, но спасибо тебе, аист. Похоже, ты нас простил. Если ты простил людей, то не всё ещё здесь пропало. Спасибо тебе за надежду.
Всем хочется застегнуться на все пуговицы и молодцевато щёлкнуть каблуками. Стёпа Мрак из тех людей, кто привносит в мироздание дисциплину и сосредоточенность. Это довольно парадоксально, ведь Стёпа — маленький, можно сказать, миниатюрный, худенький, довольно невзрачный пожилой человек, похожий на инженера пуско-наладки на пенсии. Ничего особенного, если не сказать круче — просто незаметненький человечек. Но достаточно поймать его взгляд или посмотреть ему в глазки, как рука сама тянется застёгивать пуговицы, и хочется встать "смирно", и хочется чётко, внятно доложить оперативную обстановку. Взгляд Стёпы, спокойный, оценивающий — это взгляд волка, взгляд этот несколько равнодушен, в этом взгляде лишь один насмешливый вопрос матёрого волка — ты обед или ты не обед?
Стёпа Мрак очень незаметный человек и очень тихий человек. Он никогда не повысит голоса. Голоса, собственно, у него нет, голосовые связки он оставил на зоне в Заполярье. Стёпа не говорит, он тихо хрипит, его голос — тихое шипение старенького патефона, у которого кончилась пластинка. Но перекрикивать Стёпе никогда никого не приходится. Когда Стёпа начинает говорить своим хриплым шипением старой гюрзы, вселенная замолкает.
Вселенная внимательно слушает. Если ты хочешь, чтобы тебя услышали — не говори громко, говори тихо. Если ты хочешь, чтобы тебя запомнили — не говори много, говори мало. Стёпа знает законы вселенной, он говорит тихо и мало. Стёпа Мрак в нашей старой дружной компании человек легендарный. Главная легенда связана с тем, как Стёпа сам пришил себе нос.
Стёпа старый каторжанин. Стёпа топтал в Заполярье изрядно, от звонка до звонка. Стёпа обидел советское государство, а государство этого не прощает, особенно советское. Добро бы Стёпа ограбил частное лицо, это ещё туда-сюда... Сидел Стёпа крепко. И статья уважаемая, и духа немало, и навыки чемпиона Эстонии по боксу в весе пера зело пригодились.
С такой статьёй выбора у Стёпы Мрака не было, не светило ему попасть в мужики, попал он в блатные. И жизнь его пошла по понятному пути альтернативной культуры. И сейчас, спустя много лет, Стёпа трудится там же, на ниве незаконных силовых и финансовых операций, а тогда, после первой ходки в Заполярье, Стёпа просто хотел попасть домой. Логистика и сервис советской зоны крайне ненавязчивы. Откинулся, вышел за ворота — и ты сам себе хозяин, никто тебе ничем не обязан. Стёпа шёл пешочком с маленьким арестантским чемоданчиком к станции сквозь заснеженное белое безмолвие, и поймал по дороге попутку.
Водитель бы пьян до изумления, просто в дрова, и по дороге грузовик угодил в засыпанный снегом ухаб. Пьяный в жопу водила просто его не заметил. Пьяному хоть бы хны, а Стёпа пострадал. Стёпа въехал головой в лобовое стекло, разбил его, и часть лобового стекла упала на него сверху, и отрезала ему кончик носа. Стёпа расстроился. Он как следует отметелил водилу до потери сознания, бережно уложил его голову на руль, а сам озаботился своим экстерьером.
Потерять нос ему было жалко и обидно, всё-таки родная вещь. Стёпа нашёл свой кончик носа под ногами, достал из арестантского чемоданчика нитку с иголкой, заморозил себе остатки носа снегом, чтобы не мешала хлеставшая кровь, и аккуратненько, как мог, пришил себе нос, пользуясь зеркалом заднего вида. Потом дал ещё в ухо водиле, чтобы тот очнулся и не замёрз, вышел из кабины грузовика, и пошёл себе к станции. Попуток по дороге он больше не останавливал.
Александровского, Б. Ильичева и др.
Геннадиев А. Почвы и время: модели развития. Добровольский Г. Экологические функции почв. Дьяконов К. Еременко Е.
Зайдельман Ф. Почвы мочарных ландшафтов — формирование, агроэкология и мелиорация. Иванов И. Эволюция почв степной зоны в голоцене. Калесник С. Общие географические закономерности Земли.
Где находится Среднерусская равнина?
Перейти к прогнозу погоды. Среднерусская возвышенность превратится в ледяной каток. Сфера Значение Среднерусской возвышенности Аграрный сектор Среднерусская возвышенность является важнейшим аграрным районом России. «В этом видео я отправился к высшей точке Тульской области и высшей точке Среднерусской возвышенности.
Где находится Среднерусская равнина?
Климат Среднерусской возвышенности и лежащей к востоку от нее Окско-Донской низменности складывается под влиянием двух факторов: 1) циклонической деятельности и связанным с ней вхождением воздушных масс различного происхождения. Чтобы найти Среднерусскую возвышенность на карте России, следует обратить внимание на города Калуга, Воронеж, Белгород, Курск. На северо-западе к Среднерусской возвышенности примыкает Смоленско-Московская возвышенность. Среднерусская возвышенность находится в умеренном климатическом поясе, характеризующимся четырьмя временами года. Факт 1. Несмотря на название, Среднерусская возвышенность на самом деле не очень высока. Профессиональный прогноз погоды на сегодня и сегодня вечером в Srednerusskaya Vozvyshennost’.
Среднерусская возвышенность
Среднерусская возвышенность: климат и его особенности. Среднерусская возвышенность, большая возвышенная область Русской равнины в центральной части Европейской России. Климат Среднерусской равнины умеренно континентальный. Особенности климата в разных сезонах года Весной климат среднерусской возвышенности характеризуется быстрыми изменениями температуры и скачками погоды. Интересные факты о Среднерусской возвышенности 00:00 Интро 00:05 Несмотря на название, Среднерусская возвышенность. менее 4000 лет.
Среднерусская возвышенность - географическое положение и общая характеристика
Канал так и называется — «Самые высокие точки России и Мира». Пока подписчиков на канале не много, но контент — интересный. В одном из последних видео Виталий рассказывает о Тульской области — где в нашем регионе находится самая высокая точка Среднерусской возвышенности.
Овраг зарождался в рыхлом грунте, затем, разрастаясь, он превращался в узкую, ветвящуюся глубокую рытвину.
Междуречья представляют собой плоские или слегка волнистые участки, возвышающиеся над уровнем моря в среднем на 250 м. Склоны водоразделов пологие, они заметно понижаются к долинам рек и обычно рассечены оврагами. На поверхности водораздельных пространств развиты местами западины степные блюдца диаметром 15—20 и 50 м и глубиной 1,5—2 м.
Речная сеть Среднерусской возвышенности густая, она расчленяет ее поверхность в различных направлениях. В пределах возвышенности начинаются и протекают многие реки Русской равнины. Отсюда берет начало р.
В западной части протекает р. Десна, в юго-западной части начинаются реки Сейм, Псел, Ворскла, впадающие в р. В южной части начинаются реки Северский Донец и Оскол.
Несколько восточнее Иван-озера, в верховьях неглубокого лога, на дне которого извивается полоска топкого грунта с лужицами воды, берет начало р. Река Дон до устья р. Битюга течет в меридиональном направлении, а далее она поворачивает на восток и близко подходит к Волге.
Климат Среднерусской возвышенности и лежащей к востоку от нее Окско-Донской низменности складывается под влиянием двух факторов: 1 циклонической деятельности и связанным с ней вхождением воздушных масс различного происхождения как теплых с запада и юго-запада, так и холодных, арктических ; 2 прогревания или охлаждения притекающего воздуха, в зависимости от состояния подстилающей поверхности и поступающей на поверхность Земли радиации. Описываемый район характеризуется умеренно холодной зимой, умеренным летом и достаточным увлажнением. Континентальность климата возрастает к востоку и юго-востоку.
В связи с большой ролью атлантических вхождений изотермы зимних месяцев, как и в других районах Русской равнины, отклоняются от параллелей и располагаются с северо-запада на юго-восток. Такие температуры наблюдаются при застаивании воздушных масс и их охлаждении. Максимальная высота снежного покрова наблюдается в третьей декаде февраля; она начинает убывать с 45 см в северо-восточных районах до 30 см в южных и юго-западных, что объясняется как влиянием оттепелей, так и сокращением общей продолжительности залегания снежного покрова.
В феврале часто бывают метели. В летний период, обычно во второй половине лета, погода может быть пасмурной и дождливой, что связано с прохождением циклонов или жаркой и сухой с кратковременными ливнями и грозами. Последнее наблюдается при трансформации воздушных масс в обширных антициклонах, занимающих большую часть Европейской территории СССР.
Максимум осадков выпадает в июле 60—70 мм. Годовое количество осадков, приносимых как западными, так и южными циклонами, на территории описываемого района составляет в среднем 500—550 мм, несколько убывая к юго-востоку. В лесостепной части Среднерусской возвышенности располагается две полосы почв: полоса серых лесостепных почв и полоса выщелоченных и деградированных черноземов.
В зоне степей выделяются: полоса типичного чернозема и полоса среднегумусовых обыкновенных черноземов. Почвы лесостепной и степной зон характеризуются высоким содержанием гумуса. В наиболее бедных разностях лесостепных почв в оподзоленных лесостепных почвах процент содержания гумуса не менее 2,5, в черноземах он доходит до 10 и более.
Развитые на лёссах или лёссовидных суглинках, эти почвы имеют хороший механический состав, способный давать зернистую структуру, которая обеспечивает благоприятные условия для развития растений. Эти почвы легко поддаются механической обработке. В настоящее время большая часть территории возвышенности распахана и естественная растительность сохранилась преимущественно по речным долинам, а также по склонам балок и оврагов.
В результате хищнической вырубки лесов в дореволюционное время от былых лесов остались только небольшие массивы Тульские засеки. Они дают представление о лесах прошлых лет. Древостой в засеках состоит из дуба Quercus robur с его обычными спутниками — ясенем Fraxinus excelsiot , кленом Acer platanoides , липой Tilia cordata.
Кроме дубрав, здесь встречаются березовые и осиновые рощи.
Богатая растительность этой зоны позволяет обитать большому количеству животных. Имеются и травоядные, и хищные, а также грызуны. Зона широколиственных лесов.
Эта зона находится южнее, а значит, увеличивается количество лиственных деревьев. Хвойные соответственно встречаются реже. В зоне широколиственных лесов, как и в зоне смешанных, относительно теплое лето. Однако различное число осадков.
В южной части их меньше, поэтому коэффициент влажности меньше. Благодаря этому на территории этой зоны нет болот. Животный мир ничем не отличается от мира вышеописанной зоны. Зона лесостепи.
Суть лесостепи кроется в её названии. Земля сочетает в себе степь и лес — травы и деревья. Соответственно лесостепь совмещает животных лесной зоны и степной. Несмотря на схожесть температурного режима с зоной степи, тут выпадает большее количество осадков — около 500 мм.
Заповедники: Центральночернозёмный, Галичья Гора. Словарь современных географических названий. Под общей редакцией акад. Отдельные части имеют собственное название Калачская возвышенность, Донское Белогорье и т. Почти повсеместно распространён покров лёссовидного суглинка или лёсса. Богатейшие месторождения железных руд Курская магнитная аномалия , есть бурый уголь и др. В рельефе сочетаются пологовыпуклые междуречья и широкие плоскодонные долины, которые местами имеют обрывистые склоны. Сильное эрозионное расчленение в виде овражно-балочной сети, связанное с неумеренной распашкой земель.
Среднерусская возвышенность
Основу производства здесь составляют машиностроение, пищевая и химическая отрасль, энергетика и торговля. Проблемы возвышенности У Среднерусской возвышенности есть определенные географические и физические проблемы. До сих пор на ее территории продолжаются эрозионные процессы. Некоторые области поднимаются и сегодня из-за мягких поверхностных пород. Рельеф по-прежнему остается неровным, а постоянно разливающиеся весной и сужающиеся летом реки дробят его на мелкие участки.
Они образуют множество глубоких оврагов и балок. Мягкий климат в зимнее время заставляет снежный покров быстро таять, но лето не отличается хорошей погодой — здесь часто идут дожди, которые губят сельскохозяйственные культуры. До сих пор продолжается неправильная обработка сельскохозяйственных угодий. На возвышенности практически не осталось нетронутой земли — все участки были распаханы.
До недавнего времени местное население слишком быстро использовало природные ресурсы и даже хищнически истребляло животных и птиц. Но после создания заповедников и национальных парков большинство оставшихся видов оказались под защитой.
Здесь производят станки и сельское оборудование, медицинские препараты и мебель, химические волокна и аккумуляторы. Машиностроением и обработкой металлов занимаются предприятия Липецка. Местные заводы выпускают строительные материалы, силикатный кирпич, железобетонные конструкции, используемые при возведении высотных домов.
Белгород также считается хорошо развитым промышленным центром. Основу производства здесь составляют машиностроение, пищевая и химическая отрасль, энергетика и торговля. Проблемы возвышенности У Среднерусской возвышенности есть определенные географические и физические проблемы. До сих пор на ее территории продолжаются эрозионные процессы. Некоторые области поднимаются и сегодня из-за мягких поверхностных пород.
Рельеф по-прежнему остается неровным, а постоянно разливающиеся весной и сужающиеся летом реки дробят его на мелкие участки. Они образуют множество глубоких оврагов и балок. Мягкий климат в зимнее время заставляет снежный покров быстро таять, но лето не отличается хорошей погодой — здесь часто идут дожди, которые губят сельскохозяйственные культуры.
Рыхлые отложения разрушаются ветром, дождями, потоками талой воды, это вызвало образование множества оврагов и балок глубиной 10-25 м. Среднерусская возвышенность, овраги. Снежный покров сохраняется с декабря до начала марта, его высота не более 30-45 см. Флора, фауна На возвышенности развиты лесостепные и степные ландшафты с плодородными почвами, поэтому природные комплексы сохранились только в заповедниках 6 площадей и национальных парках 3 парка. Остальная местность распахана.
Национальный парк Угра. Представители флоры: дуб, ясень, клен, липа, береза, полынь, злаки, цветковое разнотравье. Животные: медведи, лоси, олени, суслики, тушканчики, бобры. Что мы узнали?
Значительная протяжённость территории с севера на юг и различия в её ландшафтной структуре позволяют выделить в ней Сумскую и Харьковскую возвышенную область. На территорию Украины заходят лишь дальние юго-западные отроги Среднерусской возвышенности. В тектоническом отношении они приурочены к склону Воронежского массива.
Отроги образуют холмистый расчленённый рельеф с обнажениями меловых пород.