PR-менеджер – человек, который отвечает за связи с общественностью, всячески продвигает своего протеже или организацию и следит за его(ее) репутацией!
Зарплаты в маркетинге, рекламе и PR увеличились на 6,6% за год
Ежемесячный спецпроект «Афиши Daily» и «Антирабства»: все о том, как устроены современные профессии. Скачать эту таблицу в виде PDF-файла Кто все эти люди? Работает как в пресс-службе компании, так и в рекламном агентстве. Расшифровывает интервью, переводит статьи, звонит подрядчикам и проч. Собирает фактуру для релизов или других материалов, готовит драфты. Работает в органах власти, госкомпаниях, корпорациях. Занимается исключительно работой со СМИ: отвечает на запросы, продает инфоповоды журналистам под эмбарго, реагирует на негативные упоминания компании в СМИ вплоть до попытки убедить журналиста изменить или снять материал, если он написан необоснованно. Менеджер по корпоративным коммуникациям.
Первый вариант — трудиться в штате компании, где нужно разрабатывать пиар-стратегию и следить за всеми имиджевыми активностями бренда. Это позволяет глубоко изучить тему и в будущем специализироваться на ней. Второй путь — работа в агентстве. Из-за большого числа проектов на глубокое погружение рассчитывать не стоит, зато легко копить насмотренность сразу в нескольких нишах. Наконец, набрав достаточно кейсов и связей, можно уйти на фриланс и сотрудничать с заказчиками над проектами, которые симпатичны вам больше остальных. Плюсы и минусы работы PR-менеджером Тем, кто задумывается о карьере в PR, стоит заранее узнать о преимуществах и недостатках профессии. Ниже мы перечислим основные. Плюсы Высокая зарплата. Конечно, доход зависит от навыков, но в целом пиар — дорогой инструмент, и на хороших специалистах не принято экономить. Карьерные перспективы. Задачи PR-менеджера крайне разнообразны, поэтому здесь легко раскрыть свой потенциал, найти интересную нишу или направление, быстро сменить вектор или выйти на новый уровень. Постоянная движуха. Полезные знакомства и активное участие в общественной жизни обеспечены. Минусы Много стресса. Пиарщики находятся на третьем месте по выгоранию сразу после рекламщиков и журналистов. Бороться с этим можно, тщательно планируя время, уделяя его друзьям, семье и хобби. Ненормированный рабочий день. В пиаре много срочных и кризисных ситуаций, которые сложно уложить в привычный 8-часовой график. Специалисту часто приходится быть на связи круглосуточно и решать проблемы в режиме нон-стоп. Сложные задачи. Чем «скучнее» бизнес, тем труднее его продвигать. Придется подумать, как вызвать интерес у публики и где искать стоящие инфоповоды. Как стать PR-менеджером Получить образование Диплом не гарантирует быстрого входа в сферу, но может привлечь внимание работодателей. Кроме того, вуз — хорошая возможность получить фундаментальные профильные знания. Обычно будущих пиар-менеджеров готовят по направлению «Реклама и связи с общественностью». Правда, при поиске места значение имеет скорее наличие диплома, чем специальность. По этой причине те, кто уже получил вышку в смежных областях, например, маркетинге, могут сразу переходить к следующему пункту. Окончить курсы Это более быстрый вариант того, как стать PR-менеджером. Обучающие программы дают более прикладную и актуальную информацию. Конечно, при условии, что их составляли люди, имеющие опыт в профессии. Крупные школы не только позволяют собрать портфолио во время обучения, но и поддерживают во время трудоустройства. При выборе курса рекомендуется обращать внимание на спикеров, состав программы и отзывы участников. Пройти стажировку Это хороший способ понять, чем занимается PR-отдел, получить первые впечатления о деятельности и потренироваться решать задачи на практике. На карьерных ресурсах можно найти как неоплачиваемые, так и оплачиваемые варианты стажировок. Задачи стажеров несложные, но разнообразные, а требования к ним минимальны. Обычно это интерес к сфере, наличие свободного времени и капелька soft skills. Пример вакансии неоплачиваемой стажировки в офисе крупного застройщика Дополнительные материалы В заключение оставляем списки полезных инструментов, книг, курсов и вузов, которые могут пригодиться тем, кто прокладывает себе дорогу в пиаре. Сервисы и инструменты PR-специалиста PressFeed — удобный сервис, где можно находить запросы от журналистов и публиковать экспертные мнения, зарабатывая упоминания. SendSay — инструмент для отправки рассылок. Similarweb — сервис для измерения трафика и других показателей веб-сайтов. Книга рассказывает об основах профессии и подойдет тем, кто только начинает работу в пиаре. Давно вышедшая, но все еще полезная инструкция о том, как работать с журналистами и аудиторией. Технологии безупречного выступления в прессе, на радио и телевидении» авторы Сергей Кузин и Олег Ильин.
Хороший PR-специалист может принести прибыль компании в долгосрочной перспективе, усиливая ее позиции на рынке, но он не отвечает напрямую за объем реализуемой продукции. Минусы работы в компании Вечная борьба с внутрикорпоративными стереотипами о пиарщиках. Частая история, когда PR-отдел или департамент воспринимают как «собаке пятая нога». Чем занимаются эти специалисты — для других сотрудников тайна, покрытая мраком. Из-за чего очень часто пиарщики чувствуют себя ненужными, обесцененными. Чрезмерный бюрократизм больших организаций. Написать новость, согласовать ее сначала у зама, потом у начальника отдела и еще у пятерых человек — обычный квест пиарщика. Меньше творческой работы. Креативные идеи и творческие замыслы, особенно смелые, часто не проходят этап согласования, из-за чего так и остаются в «долгом ящике». Фриланс Когда опыт и контакты уже наработаны, пиарщик начинает воспринимать себя как профессионала. Плюс профессии в том, что можно выбирать нишу, которая по душе. Есть ребята, которые тяготели к актерскому миру: они взяли и открыли PR-агентство, в котором клиенты — актеры и мероприятия сферы театра кино. Другие ушли в музыку и шоу-бизнес, третьи — в фэшн или психологию. Но фрилансер сам вынужден искать себе заказчиков. А это значит, он должен научиться выстраивать отношения не только со СМИ или инфлюенсерами, но и с потенциальными клиентами. Доход зависит от средней стоимости ваших услуг, умноженной на количество клиентов. Например, если вы ведете трех клиентов по средней стоимости услуг 50 000 руб. Дальше все упирается в KPI, то есть в количество публикаций либо эфиров на ТВ и радио, других активностей: конференций, мероприятий, коллабораций, которые должен организовать специалист. KPI при таком ценнике может варьироваться от 3 до 10 активностей в месяц. Фриланс дает свободу, возможность работать из любой точки мира. Всегда считалось, что PR-специалист — профессия офисная, но коммуникация со СМИ давно перешла в онлайн. Сейчас почти всё комментарии, интервью для ТВ, подготовку текстов можно делать удаленно. Даже на ТВ могут принять видео, которые вы сняли на телефон. Достаточно просто иметь телефон с качественной камерой. Фрилансеру важно заработать репутацию не только своим клиентам, но и себе. В зависимости от развития карьеры ценник увеличивается. Стоимость услуг «топовых» пиарщиков начинается от 100—150 тыс. Например: Плюсы фриланса Сам себе хозяин. Фрилансер может сам выбирать клиентов, договариваться о цене, регулировать степень совей занятости и уровень заработока. Возможность выбрать интересную для себя нишу. Например, можно работать только с психологами или актерами. Фрилансер сам определяет направленность своей деятельности. Свобода перемещения. Специалисту не нужно приезжать в офис. Можно работать удаленно, находясь в любой точке мира. Минусы фриланса Финансовая непредсказуемость. Сегодня есть клиенты, а завтра половина их уйдет. Если кому-то не понравится работа специалиста, о нем могут распространяться плохие отзывы, и заказчиков будет уже трудно найти. Начинающему фрилансеру меньше доверия со стороны журналистов. Агентство следит за репутацией, а новый для журналиста человек может и подвести. Необходимость брать на себя все возможные функции. В компании или агентстве задачи распределяются между сотрудниками.
Помощник уже есть ВКонтакте и в Почте Mail. Направление «Умные устройства» в VK разрабатывает девайсы, с которыми вы можете разговаривать, включать музыку, звонить, устанавливать будильник, управлять вашим списком покупок и умным домом. Задачи cоздавать и реализовывать коммуникационные стратегии; разрабатывать позиционирование для продуктовых запусков Маруси и VK Капсулы; придумывать нестандартные резонансные инфоповоды; распространять инфоповоды через СМИ, новые медиа и другие каналы; организовывать интервью, готовить спикеров на мероприятия; поддерживать регулярную бартерную программу и программу тестирования VK Капсул.
Обзор заработных плат на «Маркетинг / Реклама / PR» за 2023 год
PR-менеджер зарабатывает 109500 руб. Все зарплаты по IT-специализациям на Хабр Карьере. Антон Богославский, пиар-менеджер Ольги Бузовой, признался, что во многом брендовые вещи приходят к нему от друзей, либо в результате сотрудничества. Сколько зарабатывают PR-менеджментом в городах России за месяц.
Вам может быть интересно
- PR-менеджер в компании: чем занимается пиарщик, что должен знать и уметь
- PR-менеджер
- Интервью с PR-специалистом: сколько зарабатывают, стоит ли учиться, что самого сложного - YouTube
- Pronline награждено Золотым сайтом за поддержку малого и среднего бизнеса в нашей стране.
- Кто такой PR-менеджер: всё о профессии, обязанностях и зарплате
- Сколько зарабатывают пиарщики Крида и Бузовой?
Сколько может заработать PR-специалист в России? – исследование к профессиональному празднику
Обучение на данном курсе длится 8 месяцев. Курс будет полезен как новичку, так и опытному PR-менеджеру. После обучения вы вложите в свое портфолио 2 полноценных проекта. В дальнейшем вы сможете использовать их в своей практике.
Полная стоимость курса составляет 99900 руб. В программу вошли следующие темы: Специфика продвижения в социальных сетях и онлайн в целом. Виды контента и каналов.
Специфика пиар-кампаний в зависимости от ниши IT, промышленность, благотворительность и т. По итогу благодаря курсу вы научитесь: Принимать участие в разработке пиар-кампаний с нуля. Понимать, какой канал эффективен для бизнеса, с которым вы работаете.
Писать тексты и создавать контент в зависимости от выбранного ранее канала. Работать над репутацией продукта и умело отвечать на негативный фидбэк.
Со стороны кажется, что это простая работа, а значит, каждый может дать совет, как ее делать. Тяжело доказать эффективность работы, так как результат успешного PR выражается не в деньгах. Он больше про охваты, повышение индекса узнаваемости и тональность упоминаний компании.
Зато все вспоминают о ценности PR-команды, если случается что-то критичное. Работа круглые сутки — задачи могут «прилететь» даже ночью или в выходные. У важных событий и мероприятий нет рабочего графика. В идеальном мире мы не работаем по ночам. Но на практике все иначе.
Как-то мы готовились к конференции, шатер для которой приехал с опозданием. Поэтому пришлось среди ночи искать шуруповерт и крепить шатер. А сразу после этого оказалось, что не готова конструкция для баннера — собрали и ее. Скажу прямо — никуда не деться от вечерней работы. Например, мы часто проводим вебинары после рабочего дня.
Это интересно, но изнурительно. Например, SCAN. Он умеет автоматически отслеживать упоминания бренда, отсеивать публикации по ключевым словам, составлять ленту новостей по фильтрам и многое другое. Лента новостей в системе SCAN Если у PR-менеджера нет доступа к автоматическому мониторингу, можно использовать самые доступные инструменты — поисковики и агрегаторы электронных СМИ и соцсетей. Через них найдется любая информация, но это занимает много времени.
Только представьте, за сколько часов сотрудник сможет просмотреть все новости ЦФО, если агрегатор Seldon News выдает 121 415 публикаций по этому фильтру Также на помощь могут прийти службы отслеживания и уведомления вроде Google Alerts или Яндекс. Они собирают упоминания по ключевым словам. PR-менеджер сам формирует запросы, а сервис регулярно присылает уведомления об их использовании. Правда, отчеты явно находят не все новости по фильтрам. Например, Google Alerts по запросу «цемент производство» выдал только три результата на Россию Опыт показал, что автоматизированный мониторинг вне конкуренции.
Его не получится заменить агрегаторами: их функционал слабее, а результаты выдачи спорные. Подробно различия этих инструментов мы разобрали в статье о способах мониторинга в 2024-м году.
После получения диплома образование не заканчивается.
Самые ценные уроки извлекаются из опыта, в том числе чужого. PR менеджер — это профессия, где всегда есть, куда расти. Где искать работу?
Интересные вакансии можно найти на следующих ресурсах: Профессиональные сайты, сообщества и ассоциации, например, Prexplore. Сайты по трудоустройству, например, HH. Работа и другие.
Где найти специалиста по связям с общественностью? Если вам нужен опытный пиарщик, попробуйте разместить вакансию в профильных группах и каналах в Телеграмм. Часто в эту сферу уходят журналисты.
Поэтому можете попробовать предложить работу знакомому работнику СМИ. Специалистов на удаленную работу можно найти через сервис Kadrof. Здесь можно бесплатно добавить вакансию.
Автор: Валентина KadrofID: 13.
Минимальный уровень заработных плат, которые можно встретить в вакансиях для специалистов по связям с общественностью составляет 15 000 рублей, максимальный — 500 000 рублей. Какими же навыками обладают PR-специалисты и насколько они совпадают с ожиданиями работодателей? То есть по большему количеству пунктов предложение и ожидание совпадают. Вам может быть интересно.
Зарплаты маркетологов и пиарщиков в Петербурге выросли на 10%
Проект «Антирабство» 27 июня 2017 в 20:28 Чем отличается пиар-менеджер от пресс-секретаря и, главное, сколько получают пиарщики в Москве, Петербурге, Казани, Ростове, Новосибирске и других городах России. Ежемесячный спецпроект «Афиши Daily» и «Антирабства»: все о том, как устроены современные профессии. Скачать эту таблицу в виде PDF-файла Кто все эти люди? Работает как в пресс-службе компании, так и в рекламном агентстве. Расшифровывает интервью, переводит статьи, звонит подрядчикам и проч. Собирает фактуру для релизов или других материалов, готовит драфты.
Работает в органах власти, госкомпаниях, корпорациях. Занимается исключительно работой со СМИ: отвечает на запросы, продает инфоповоды журналистам под эмбарго, реагирует на негативные упоминания компании в СМИ вплоть до попытки убедить журналиста изменить или снять материал, если он написан необоснованно.
Аналитики hh. В июне в целом по стране было размещено более 37 000 вакансий для профессионалов в сфере рекламы, маркетинга и PR. SEO-продвижение с помощью публикаций в СМИ: какие задачи решает и как увеличить его эффективность При этом назвать данную отрасль дефицитной довольно сложно — также в июне на hh. Индекс конкуренции или hh.
Организация пиар-мероприятий. Это может быть день рождения компании, презентация нового продукта, предвыборные дебаты кандидатов и так далее И вновь пиарщик занимается организационной работой: именно он отвечает, чтобы все прошло без сучка без задоринки. Приглашает нужных людей, следит за количеством еды и питья, развлекает гостей, смотрит, чтобы никто не ушел обиженным. А потом еще договаривается со СМИ, чтобы мероприятие было освещено в прессе. Отслеживание репутации в интернете. Ну не только в интернете, конечно, просто в последние десятилетия репутационная политика все больше сместилась во всемирную сеть Пиарщики отслеживают отзывы о бренде и нивелируют критические комментарии, разруливают скандалы и спорные ситуации, отвечают на похвалы и жалобы. Все для того, чтобы о бренде или человеке сложилось положительное впечатление. Формирование имиджа компании или личного бренда. Порой имидж создается годами. Например, добрая самаритянка звезда, которая помогает бедным животным. Или политик строгих правил, честь и совесть нации. Или производитель колбасы, который использует только натуральные ингредиенты Сейчас у большинства звезд, не только политиков, есть личные пиарщики. Допустим, многие личные блоги ведут не сами звезды, а специально занятые люди. Именно они отвечают на комментарии поклонников. Возможно, потому что звездам просто некогда. А может быть они просто не умеют адекватно отвечать. Отличия пиарщика от других профессий Развенчаем некоторые мифы, которые сложились у людей, далеких от профессии: Пиарщик — это не журналист. Да, он составляет пресс-релизы, придумывает инфоповоды и броские заголовки, чтобы СМИ заинтересовались компанией или продуктом и разместили информацию о ней. Во многом эти профессии похожи, но задача пиарщика — преподнести информацию в наиболее выгодном свете, сделать акцент на каком-то моменте. Редактурой и вычитыванием текста занимаются другие люди Пиарщик — это не маркетолог.
В июне в целом по стране было размещено более 37 000 вакансий для профессионалов в сфере рекламы, маркетинга и PR. SEO-продвижение с помощью публикаций в СМИ: какие задачи решает и как увеличить его эффективность При этом назвать данную отрасль дефицитной довольно сложно — также в июне на hh. Индекс конкуренции или hh. То есть уровень конкуренции в данной профессии достаточно высокий и рынок труда в этой сфере можно назвать работодательским.
Профессия PR-менеджера: задачи, обязанности и компетенции
После успешного обучения школа выдает вам именной сертификат, подтверждающий вашу квалификацию. В течение обучения вы сможете обращаться за помощью к кураторам и наставникам в чате в Telegram. Если вы решите оплатить курс одним платежом, то школа подарит вам дополнительную скидку в размере 5229 руб. Минусы Весь курс представлен в формате заранее записанных лекций. Вы сможете получить поддержку от преподавателей только в письменном виде. Обучение на данном курсе длится 8 месяцев. Курс будет полезен как новичку, так и опытному PR-менеджеру. После обучения вы вложите в свое портфолио 2 полноценных проекта. В дальнейшем вы сможете использовать их в своей практике. Полная стоимость курса составляет 99900 руб.
В программу вошли следующие темы: Специфика продвижения в социальных сетях и онлайн в целом. Виды контента и каналов.
В тот момент, когда я училась, стоило пойти довесок на юриста или получить позже международную степень по MBA — это было бы полезно в деле. Сейчас я понимаю, те, кто хочет быть пиарщиком станут им. Независимо от образования, это склад ума и умение общаться с людьми. Видеть ситуацию немного иначе, чем другие. Видеть плюсы в минусах. Не будем, конечно, совсем принижать заслуги профильного образования. Но это не профессия юриста или врача, в которой невозможно работать без ВУЗовской базы.
Это та профессия, которой можно научиться, если вас бросили в поле.
Год назад желаемая зарплата маркетологов и PR—специалистов составляла 60 тыс. У игроков рынка мнения о росте зарплат разделились. Например, в сфере IT или финансов более высокие зарплаты в сравнении с компаниями, работающими в сфере общепита", — отмечает директор по персоналу Demis Group Елена Путренкова, признавая, что в целом рост зарплат действительно заметен.
Но генеральный директор Инна Анисимова объясняет, что это не увеличение, а только индексация.
Конкретное значение средней заработной платы в маркетинговой отрасли зависит от наличия подчиненных и количества успешно завершенных различных проектов. Обзор заработных плат специалистов по маркетингу, подготовленный нами, поможет вам сориентироваться при подборе кандидата.
Из чего состоит обзор? Средняя заработная плата специалистов по маркетингу представлена тремя уровнями. Минимальная — актуальна при подборе специалистов на низкоквалифицированные должности, в основном без опыта работы.
До 130 тысяч. Сколько может зарабатывать PR-менеджер в IT-компаниях Краснодара
“Ъ” ознакомился с отчетом HeadHunter и коммуникационного агентства PR Perfect о динамике числа вакансий и претендентов на работу в области маркетинга, рекламы и PR в апреле по отношению к аналогичному периоду 2022 года. Как и маркетолог, PR-менеджер или специалист по коммуникациям может заниматься целым ворохом задач — все зависит от компании. Профессия PR-специалиста на данный момент в России всё ещё остается преимущественно женской: 79% соискателей в 2023 году в этой специализации именно женщины. IT-специалисты в этом сегменте могут зарабатывать до 270 тыс. руб. Сколько зарабатывает pr-менеджер? В настоящее время Head Hunter предлагает 427 предложений от работодателей для PR-менеджеров в Москве.
Обзор заработных плат на «Маркетинг / Реклама / PR» за 2023 год
IT-специалисты в этом сегменте могут зарабатывать до 270 тыс. руб. Сколько зарабатывает пиар менеджер pr менеджер в России — 41654 руб. в среднем. Сколько зарабатывает PR менеджер в Интернете Блог Ивана Кунпана.
Пресс-релиз: Динамика заработной платы в сферах маркетинга, рекламы и PR: исследование Avito
Кто такой PR-менеджер? Это специалист, который занимается пиаром, рекламой, созданием репутации целой компании, бренда или отдельной личности. Сколько получает Заработок PR-менеджера, впрочем, как и почти любого другого специалиста, зависит от нескольких факторов: опыт; личностные качества. Сколько зарабатывает PR менеджер в Интернете. Сколько зарабатывают менеджеры — средние зарплаты по городам России. В среднем по России зарплатное предложение для PR-специалистов в 2023 году составляет 50 000 рублей. Сколько получает Заработок PR-менеджера, впрочем, как и почти любого другого специалиста, зависит от нескольких факторов: опыт; личностные качества.
Зарплаты в маркетинге, рекламе и PR увеличились на 6,6% за год
Тем не менее, она вполне хорошо оплачивается, учитывая, в какие бренды одеваются пиар-директора и продюсеры, например, Егора Крида и Ольги Бузовой. Маша Кордупель, пиарщик Крида , призналась, что работа с Егором определенно отразилась на ней в финансовом плане. На интервью она пришла в куртке Prada, что отметил ведущий Павел Мавриди, и до начала работы с топовым артистом позволить себе подобное она бы не смогла.
Насколько предлагаемая вами зарплата соответствует рыночному уровню зарплатных предложений? Какова динамика роста или снижения заработной платы в данной отрасли? Как правильно распределить фонд заработной платы, оптимизировать выплаты сотрудникам и удержать ценных сотрудников в своей рабочей силе. Наш обзор заработных плат помогает сэкономить время и ресурсы при поиске статистики зарплат и мы рекомендуем этим воспользоваться.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать ежеквартальные обновления зарплат в нужных вам отраслях.
Тем не менее, в качестве самого важного аспекта профессии она отметила совсем не деньги: «Я ценю ту ответственность, которую артист мне доверяет». Антон Богославский , пиар-менеджер Ольги Бузовой, признался, что во многом брендовые вещи приходят к нему от друзей, либо в результате сотрудничества. На вопрос же о точных заработках пиарщики так и не ответили, ограничившись лишь словами о том, что на недостаток денег они не жалуются.
Именно поэтому пиарщиков часто сравнивают с маркетологами, копирайтерами, event-менеджерами. Пиарщик и маркетолог KPI пиарщика напрямую зависят от узнаваемости и репутации бренда и степени вовлеченности клиентов.
PR — автономная часть маркетинга без прямой привязки к продажам, поэтому ключевые показатели эффективности у маркетолога и пиарщика отличаются. Маркетологи — специалисты, которые увеличивают объем продаж при помощи офлайн- и онлайн-инструментов. Маркетологам ставят KPI по лидам. Чтобы автоматизировать контекстную рекламу, подключите Оптимизатор Calltouch. Укажите желаемую стоимость конверсии или среднесуточный расход бюджета на группу кампаний, и сервис спрогнозирует и применит ставки для достижения наилучшего результата по выбранным кампаниям. Таким образом Оптимизатор поможет увеличить конверсию и уменьшить стоимость лида.
Что должен уметь пиарщик: навыки и личные качества
- Как попасть в шоу-бизнес и какие там зарплаты: рассказывает PR-директор Клавы Коки
- Ведущий PR-менеджер, Москва
- Отличия пиарщика от других профессий
- Сколько получают российские SMM-специалисты и PR-менеджеры? -
- Сколько зарабатывает пиар менеджер
Сколько зарабатывают PR-менеджеры в России
- Чем занимается пиар-менеджер
- Сколько денег на карточке?
- Профессия PR-менеджера: задачи, обязанности и компетенции
- Сколько зарабатывают пиарщики Крида и Бузовой?
Максимальный уровень заработной платы пиарщиков в России — 500 тысяч рублей
Профессия PR-специалиста на данный момент в России всё ещё остается преимущественно женской: 79% соискателей в 2023 году в этой специализации именно женщины. Сколько зарабатывает PR-менеджер? Старшие пиар-менеджеры получают 70–100 000 рублей, а зарплата пиар-директоров начинается от 100–150 000 рублей. . Сколько получают в PR: от зарплаты ассистента до специалиста экстра-класса. Сколько зарабатывает PR-специалист в России за месяц. Сколько зарабатывает PR менеджер, чем занимается и как им стать.