26 февраля в городском сквере собрались жители Еманжелинска на шумном и веселом празднике «Масленица хороша – широка ее душа». Например, на Масленицу, как и во многие другие славянские праздники, по улицам гуляют ряженые. В Instagram запустили фотоконкурс с уникальными веб-масками, которые похожи на маски ряженых на «Московской Масленице». Выступление баяниста Егора Матвеевского 12.45 – Награждение победителей конкурсов масленичных костюмов «Ряженые-наряженные» и поделок «Символ Масленицы» 13:00.
Гостей Масленицы веселили иностранцы-ряженые
Развлекательная программа для населения «Ряженые-наряженные» Масленица - один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. Масленица - один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. Издревле, на протяжении всей недели народ веселился, ходил в гости, устраивал гулянья и кушал блины.
В Боровичском уезде встречались случаи катаний позади лошади стоя на лыжах, держась за веревочные постромки.
Оскуй Новгородского у. Особенностью этого варианта обычая было магическое представление о том, что катаются «на длинный лен» [13, с. Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге [тряпки].
Вот на этой-то лошади и катались ребятишки и кричали: «Долгой лён! Долгой лён! Другой старик кричит: «Мою-то лошадку возьмите, покатайтесь, покричите: «Долгой лён!
В отдельных селениях Демянского у. Великий Заход магическую функцию «на долгий лен» имело и простое хождение ряженых: «бабы нарядятся и идут из одного конца деревни в другой. Катание ряженых на лошади в корыте в ряде случаев поставленном на сани применялось и в юго-западных районах Гдовском, Лужском у.
Санкт-Петербургской губ. Нечто похожее совершалось и женщинами. Только в отличие от мужчин они запрягали лошадь не в корыто или «желоб», а в дровни.
В Боровичском у. Обычно лошадь и упряжь они убирали разноцветными тряпочками и ленточками, рядились и сами. К дуге и оглоблям привязывали один-два веника.
Распевая песни, катались по окрестным деревням. При этом одна из женщин нередко садилась верхом на лошадь Старорусский, Демянский, Боровичский уезды. При этом в Боровичском уезде она сидела задом наперед, держась за хвост лошади [21, Т.
В Демянском уезде сидящая на дровнях женщина играла на гармони, а сидящая верхом кричала: «Невеста едет! Сходным образом вели себя ряженые женщины «в двоих или троих, завесой завернутся…» в Старорусском уезде: «кума сядет на коня в раскорячку и песни поет; вожжи были, она сидела там для смеха» [25, Т. Катание женщин задом наперед на лошади фиксируется в Вологодской губ.
В некоторых селениях лошадь и упряжь были обычными для праздничного катанья и основную нагрузку выполняли ряженые, в роли которых выступали зрелые люди, часто пожилые женщины. Вероятно, многочисленные упоминания о ряженых-женщинах характерны именно для XX в. Ряженые — токо чтоб посмеяться: и бороды привяжут, и на дугу, и на хвосту сделают [ленточки], и гриву [украсят]» [5, Т.
Сходная традиция зафиксирована на юго-западе Демянского у. Велильская вол. У меня тетя у попа в Холме жила — [у нее] салфетка красивая была — покроем ее, тряпками обвешаем — это знаешь как интересно, ой лихонько.
Сажали в санки, я ее и везу на коне Ваське. Говорили, надо покатать, чтоб лен родился — ну и лен был на славу — вот стоишь, вот под грудь» [4, Т. Очевидно, что основная новгородская масленичная традиция ряженья связана с переодеванием зрелых и пожилых людей, в отличие от молодежных святочных ряжений.
Главными образами были изображения стариков, старости, что воспринималось как завершение зимы, наступление Великого поста, а в некоторых случаях — «молодоженов». Подобная ситуация характерна и для соседних с Новгородской губернией территорий: Псковской [18, с. Также следует указать на серьезные отличия масленичного ряженья Северо-Западного региона России от центрально-поволжских, южнорусских регионов, южного Приуралья и ряда районов Сибири, где отмечается практически полный «святочный» ассортимент ряженых [3, с.
Затем, на Северо-Западе встречаются различные варианты масленичного ряженья путем раздевания и демонстрации голого тела. Как и в случае с другими видами ряженья, частота употребления их на Масленицу уступала святочным [9, с. Таким был обычай ряженья «бочкай» в д.
Назимово Торопецкого у. Псковской губ. В приграничной с Новгородским уездом д.
Заупора Лужского у. Вполне возможно, что подобные подражания встречались и в соседних деревнях Новгородской губернии. Помимо Северо-Западного региона, сюжет масленичного ряженья путем демонстрации голого тела эпизодически встречается на Европейском Севере Онежский у.
Архангельской губ. В отличие от демонстрации старости и увядания в лохмотьях, здесь доминирует эротический подтекст и одновременно акт-заклинание против злых сил [28, с. Особенно интересны в этом плане материалы по Онежскому у.
Данный сюжет идентичен святочной эротической сценке «солнышко», «солнце казать», «межевая яма», демонстрируемой на новгородских молодежных посиделках: парни предлагали девушкам посмотреть «солнце», «межевую яму», которые показывал старик или мальчик на печи, спускавший штаны и демонстрировавший задницу [29, л. Вероятно, данное действие семантически сходно с применявшимся женщинами при посадке капусты актом-оберегом против колдунов — оголением задницы против тех, кто оказывался поблизости от капустной грядки [29, л. Часто атрибуты масленичного ряжения во многих районах Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды сводились к одним веникам, которые привязывались к оглоблям, шлее, дуге, иногда даже к конскому хвосту.
Они гремели при езде «лоскотали» , то есть представляли по сути масленичный вариант-пародию на звучание бубенцов [13, с. Веники использовались в масленичном ряжении и других регионов: Ярославской, Пермской губ. В ряде случаев смеховая ситуация создавалась необычностью самого действия.
В некоторых селениях Боровичского и Устюженского уездов пожилые женщины, глядя на катающуюся молодежь, вывозили ручные санки и для шутки тоже начинали «катание»: одна садилась в них, а другая везла ее. В Демянском у. Сведения о подобных катаниях в корыте имеются по Псковской губ.
В некоторых местах мы видим ряженых, имитирующих боронование и сев, процесс ткачества и др. В ряде мест ритуально-смеховой обряд проводов масленицы и встречи поста переходил на первый день Великого поста — «Чистый понедельник». Так, в Череповецком уезде Новгородской губ.
В таком виде — «с блинами» — они разъезжали по деревне, вызывая общий смех и шутки [33, л. В северо-восточной части Новгородского у. Грузинская вол.
Случаи ряжения в Чистый понедельник отмечаются и в соседней Вологодской губ. Сходные и несколько отличные сценки масленичного ряженья с самоваром и угощением чаем, «пиво цедить», имитацией пахоты сохой и др. Нельзя согласиться с тезисом, высказанном рядом исследователей, что роль главного ряженого в Масленице «исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом» и «участие в обряде не унижало, а даже возвышало» [3, с.
На самом деле, ряжеными среди пожилых крестьян выступали самые веселые, артистические натуры, а не самые уважаемые напр. В силу своего характера они «самовыдвигались» на выполнение этой роли или шли на это ради «даровой» выпивки.
Свадьбы отмечали с Рождества, а на масленичную неделю молодые объезжали всех гостей, которые побывали у них на свадьбе. У нас будет небольшая зарисовка свадебного обряда и балаганы, в которых можно поучаствовать. На сцене выступят фольклорные коллективы. Вместе с ними устроим шествие с чучелом Масленицы до места его сожжения. Перед сожжением устроим кулачные бои», — рассказала режиссер праздника Елена Беляева.
На площади Революции впечатлений не меньше: здесь проходит целое шествие ряженых.
Этот термин — диалектизм, так в некоторых губерниях называли ряженых. Окручиваться — значит переодеваться. Вот и примеряем новые образы, — объясняет представитель творческой лаборатории некоммерческой организации «Окрутники» Анна Панкратова. На ней праздничный костюм замужней женщины воронежско-белгородского пограничья: головной убор «сорока с каблучком», похожий на торчащий вверх рог, блестящие нагрудные украшения — грибатки и подпояска с украсами. А ее поневе с завесками элемент юбки. Другие ряженые выглядят настолько необычно, что диву даешься: например, как вам овцебык с палицей в руке и деревянной маской на лице? Набравшись смелости, подхожу к грозному созданию. И понимаю, что передо мной иностранец.
На мне вывернутая мехом наружу шуба из овчины и холщовые штаны с кружевной каймой.
Масленица: самые шокирующие обычаи
Масленичная неделя подходит к концу. «Масленица-ряженица» – церемония награждения победителей онлайн-конкурса «Масленица гуляет – ряженых встречает». Так как Масленица была связана с поминовением усопших родственников и характеризовалась ритуальными бесчинствами ряженых, нет ничего удивительного в том, что вплоть до конца XIX. Масленицу в Санкт-Петербурге готовятся отпраздновать гуляниями с ряжеными, кулачными боями и джигитовкой, игровыми экскурсиями, а также программой с. Ряженые и шуты, повара и ремесленники, танцоры и певцы ждут сегодня на масленичное застолье во всех районах нашей области.
Когда сжигать чучело зимы в 2023 году
Будет более 200 человек ряженых, они впервые в такую большую группу соберутся на праздник. Я надеюсь, это станет началом такой интересной традиции «Московской Масленицы» приглашать ряженых и скоморохов с других краев света, чтобы показать, что такой праздник, когда зима уступает место весне, характерен для всех народов мира», - сказал Овчаренко. Он пояснил, что в рамках культурной программы на фестивале реконструкторы из других стран представят свои традиции празднования, а также проведут разнообразные мастер-классы, в том числе по изготовлению масок.
Помимо развлекательной программы гости праздника смогли попробовать вкусные горячие блины, которыми угощали волонтеры Фонда «Дорога Жизни». Кроме того, на празднике можно было приобрести изделия ручной работы, которые были подготовлены силами волонтеров своими руками. А в завершении мероприятия прошла волшебная лотерея: ее участники смогли приобрести лотерейный билетик, после чего ведущий праздника определил победителя, которому достался большой торт с логотипом Фонда. Собранные пожертвования были переданы на помощь детям сиротам из регионов, которым помогает Фонд.
Масленичные гулянья прошли в Сергиевом Посаде. Зиму там проводили шествием ряженых. Чучело Масленицы доживает свои последние минуты. Скоморохи, черти и другие сказочные персонажи несут ее на верную погибель. На улице по-весеннему тепло, и румянец скоморохам приходится подрисовывать помадой. Реклама Пять сотен ряженых пересекают парк «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде, чтобы водрузить чучело в гору снега.
Он отмечал, что Вьюнишник, то есть пение песен с поздравлением новобрачных, в некоторых местах также приходится на Масленицу. Особенно устойчиво катание молодых с ледяных гор сохранилось на Русском Севере Архангельская, Вологодская, Олонецкая губернии. Этому катанию здесь придавалось особое значение. Молодая, как правило, поднявшись на гору, низко кланялась три раза и, сев на колени мужа, целовала его. Скатившись с горы, молодая еще раз целовала мужа. Считалось, что для плодородия молодых необходимо сажать прямо на снег, на них наваливались все, кто скатывался с горы, их зарывали в сугроб. В этом обряде молодоженам наглядно демонстрировали истину: "Жизнь прожить — не поле перейти". Катанию с гор в древности приписывалось магическое значение. До начала XX века во многих областях России продолжали кататься с гор на прялках или донцах прялок "на долгий лен". Так в Кубенском уезде, с гор катались и замужние женщины. В этот круг обрядов входит и катание на лошадях, которых украшали лентами, расписными дугами, дорогими колокольчиками. Сани традиционно закрывали овчинами мехом наружу, которые также считались стимулирующими плодородие. Праздничная трапеза - блины. Соколова пишет: "Некоторые исследователи видели в блинах отголосок солярного культа - знак оживающего солнца. Но это мнение не имеет серьезных оснований. Блины по происхождению, действительно, ритуальная еда, но связаны они были непосредственно не с Масленицей и с солнцем, а с культом предков, который входил как составной элемент в масленичный обряд". Суббота перед Масленицей отмечалась как родительская. В этот день пекли блины начинали печь. В некоторых деревнях первый блин клали на божницу - "родителям", этот блин мазали медом, коровьим маслом и посыпали сахарным песком. Иногда первый блин несли на погост и клали на могилу. Надо помнить, что блины - обязательная еда на похоронах и при поминовении душ умерших. Причем, знаком Масленицы блины стали только у русских, у украинцев и белорусов такого не было.
3500 вёдер водки и женские бои: как гуляли масленицу в Царицыне
Новости партнеров. Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо. Народные гуляния, посвящённые фольклорно-этнографическому празднику «Масленица-2023» развернулись сегодня в парке астраханского дворца культуры «Аркадия». Праздник Масленицы в Большой Берестовице выдался поистине , Весна, Снежная Вьюга, Скоморохи, Ряженые, Масленица. Фотографиями с Масленицы поделился в своем телеграм-канале глава города Валерий Никольский.
Ряженые впервые приняли участие в праздновании Масленицы в Комсомольске (ФОТО; ВИДЕО)
28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе. 28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе. Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге. Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо.
Масленица ряженые
Масленица захлестнула Москву: веселые ряженые, бои мешками, более 200 видов те в нашем репортаже, как на вкус лепешки из кореньев и как провожал. Самые свежие новости связанные с тематикой Масленица со всего Мира и России на сегодня. Масленица в 2022 году началась в понедельник, 28 февраля, а закончится 6 марта. На Масленой неделе рооссиян ждут народные гулянья. Агентство городских новостей «Москва» - информационное агентство.
Масленица ряженые
На разгул ряженые дети колядовали, получали в награду блины и другие сладости. Для мужчин устраивают забаву «стенка на стенку». Если учесть, что зятьев было несколько — нужно было всех угостить на славу. Суббота — «золовкины посиделки», в этот день навещали сестер мужа. Блины в этот день пеклись жирные и сытные, как бы прощаясь с Масленицей. Завершалась неделя Прощеным воскресеньем. Традиционно ходили в храм, где служился чин прощения. После службы наведывались в гости, но не праздновать, а просить прощения за умышленные и случайные обиды. Поклоны не считались унизительными: получить прощение было очень важно — в Великий Пост было принято входить без обид.
А остатками — блинами и другими лакомствами — угощали нищих. От Масленицы на следующий день не оставляли даже куска хлеба. В первый день Великого поста начинался совсем другой образ жизни, — резюмировала Ирина Талдыкина.
А вот сжигали Костромскую масленицу по-особому. В воскресенье выходили на гулянье в соломенных шляпах, из которых потом и сооружали костер. Перед огненным обрядом нарядное чучело провозили через всю деревню в санях. И иногда место соломенной бабы занимал мужик. Марина Крылова, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника: «А в Нерехтском районе мужика обряжали, в сани сажали и вместо масленицы по всей деревне катали». Была и общая традиция для всех регионов. В Масленичную неделю нельзя ругаться, злиться и сквернословить. Вокруг должна царить атмосфера веселья и дружелюбия.
Программа праздника: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00 музыкальное выступление на старинных музыкальных инструментах: волынка, лютня, свирель, барабан 12:15, 13:15, 14:15, 15:15 масленичные игры 12:45, 14:45 потешный бой на мечах Территория музея 12:00 — 16:00 исторический тир, сражение на мечах, ряженые, «угадайка», фотозоны Зал «Классика» 12:00 — 16:00 «Масленичное солнышко» мастер-класс фойе зала 12:30, 13:30, 14:30 «Петрушка на масленице» кукольное представление Площадка у библиотеки 12:30 — 15:30 «молоДЕТСКИЕ забавы»: кидаем валенки, скачем на коне, бегаем с коромыслом, катаемся на гусенице Программа клуба «Молодая семья» центра «Молодость» Площадка рядом с пространством исторических игр «Бирюльки-холл» 12:30 — 15:30 «Уходи, зима, ко сну, присылай весну!
Участвовать в них могут взрослые и дети от шести лет. Команды будут соревноваться в приготовлении самых красивых и вкусных блинов. Необычное кулинарное шоу пройдет и на Манежной площади: с 14:00 до 17:00 в шале «Хлебный дом» печь блины и общаться с гостями будут продюсер Иосиф Пригожин, актриса Елена Воробей и певец Денис Майданов. Не обойдется последний день Масленицы и без мастер-классов: в «Молочном дворике» будут печь ватрушки с сыром в 11:45 , в «Мясницкой слободе» в 12:15 научат готовить необычную кулебяку с блинцами. В павильоне «Чайный дом» раскроют секреты приготовления пышных яблочных оладушек «как у няни» в 16:15. Гурманов ждут в «Рыбном дворе» в 18:15 — они смогут научиться готовить пряженые пирожки с тельным. А в павильоне «Хлебные традиции» в 18:45 приготовят оладьи с оригинальным яичным соусом сабайон. Для тех, кто придет провожать зиму на фестиваль «Московская Масленица», приготовили еще один сюрприз. На память о празднике гостям подарят 1500 разноцветных бумажных масок. В субботу и воскресенье их можно выбрать в «Доме масок» на переходе от Манежной площади к площади Революции. Но по-настоящему маски пригодятся тем, кто захочет присоединиться к карнавальным шествиям ряженых — смешных, веселых, жутковатых, пестрых и очень выразительных реконструкторов-окрутников. В 13:00 на центральных площадках начнется большой фестиваль всея окруты — уличное представление с участием масленичных персонажей. В 15:00 гости увидят карнавальное действо в итальянском стиле: ряженые Исохадорес и Мамутонес познакомят их со старинными обычаями. Ярким финалом проводов зимы должно стать грандиозное шествие, в котором будут участвовать более полутора сотен реконструкторов из России, Италии, Венгрии, и, конечно, гости «Московской Масленицы». Оно начнется в 17:00. В бревенчатой деревеньке на Манежной площади 1 марта будут выступать уличные театры. Они покажут спектакли «Босиком по сказке» в 12:00 и 18:00 и «Лодка» в 17:00.
Масленичная неделя началась
Будет более 200 человек ряженых, они впервые в такую большую группу соберутся на праздник. Я надеюсь, это станет началом такой интересной традиции «Московской Масленицы» приглашать ряженых и скоморохов с других краев света, чтобы показать, что такой праздник, когда зима уступает место весне, характерен для всех народов мира», - сказал Овчаренко. Он пояснил, что в рамках культурной программы на фестивале реконструкторы из других стран представят свои традиции празднования, а также проведут разнообразные мастер-классы, в том числе по изготовлению масок.
Программа праздника: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00 музыкальное выступление на старинных музыкальных инструментах: волынка, лютня, свирель, барабан 12:15, 13:15, 14:15, 15:15 масленичные игры 12:45, 14:45 потешный бой на мечах Территория музея 12:00 — 16:00 исторический тир, сражение на мечах, ряженые, «угадайка», фотозоны Зал «Классика» 12:00 — 16:00 «Масленичное солнышко» мастер-класс фойе зала 12:30, 13:30, 14:30 «Петрушка на масленице» кукольное представление Площадка у библиотеки 12:30 — 15:30 «молоДЕТСКИЕ забавы»: кидаем валенки, скачем на коне, бегаем с коромыслом, катаемся на гусенице Программа клуба «Молодая семья» центра «Молодость» Площадка рядом с пространством исторических игр «Бирюльки-холл» 12:30 — 15:30 «Уходи, зима, ко сну, присылай весну!
Центральным персонажем, олицетворявшим зиму, была соломенная старуха Морэ с молотильным цепом в руках. Ее на колесе, укрепленном на полозьях саней, с песнями и танцами возили по ближайшим усадьбам. Сопровождали старуху мистические персонажи, олицетворяющие собой злую силу: «чёрт», «смерть», «ведьма». Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня. По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. Обязательным магическим обрядом этой шутовской свадьбы была «перемена пола» участниками. Для этого парни переодевались в женскую одежду, а девушки — в мужскую. Наряду с женихом и невестой в свадебную группу входили ряженые, изображающие цыганский табор и еврейских музыкантов. Значительную роль в шествии ряженых играют персонажи: худой Канапинис «Конопляник» — символ приближающегося поста и толстый Лашинис «Сальный» — символ Масленицы, между которыми разыгрывается борьба, победителем из которой выходит праведный Канапинис.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.