Создать бизнес-план можно двумя способами — разработать самому или прибегнуть к помощи профессионалов и заказать его консалтинговой фирме. Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для эффективной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект.
Методы и принципы планирования бизнес плана
Бизнес планирование должно следовать принципам: ‒ гибкости (предусматривает постоянную адаптацию к измене-ниям среды функционирования предприятия); ‒ непрерывности (предполагает скользящий характер планиро-вания). Бизнес-план для себя (иначе – внутреннее планирование) составляют исходя из реального положения дел, чтобы. При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах. профильный эксперт по бизнес-планированию центра «Мой Бизнес», заместитель директора Ломоносовского фонда поддержки предпринимательства. Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования
Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1). Рассмотрим основные принципы, которые применяются в бизнес-планировании. Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3. Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности.
Похожие статьи
- 4 стадии создания бизнес-плана
- Что нужно сделать до написания бизнес-плана
- Forbes Экспертиза
- Как составить стратегический план предприятия
- ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Сущность и принципы бизнес-планирования
Ответить на них, составить полную картину и все рассчитать поможет бизнес-план. Как питерская сеть FaceRoom вмиг потеряла треть клиентов, но смогла их вернуть Бизнес-план — документ, в котором предприниматель подробно описывает будущий проект: какие товары будет продавать или услуги оказывать. В документе просчитывают все расходы и возможные доходы, делают анализ рынка, а также сильных и слабых сторон будущего бизнеса. В итоге получается изложенный на бумаге план открытия и работы бизнеса.
С ним будет проще понять, какие шаги нужно сделать, чтобы начать продавать, и как действовать в первые месяцы работы. Зачем нужен бизнес-план Бизнес-план помогает разбить большую задачу создания бизнеса на конкретные пункты, чтобы лучше понимать следующий шаг. В бизнес-плане продумывают стратегию развития, прорабатывают уязвимые места.
Без него предприниматель рискует потратить слишком много денег на открытие, работать в минус или быстро израсходовать все запасы денег. Как навести порядок в финансах. Бизнес-толк с участием успешных предпринимателей Есть два вида бизнес-планов: для внутреннего и для внешнего использования.
Внутренний бизнес-план. Такой документ будет полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников.
Он должен быть максимально удобным и полезным для руководителя. Если организуете бизнес с партнером, создание общего бизнес-плана поможет понять, одинаковые ли у вас ожидания от будущего бизнеса. Во внутренний план добавляют всю важную информацию без приукрашиваний.
Обычно документ занимает 30—50 страниц. Внешний бизнес-план. Такой бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства.
Инвестор охотнее даст деньги, если увидит, что вы тщательно проанализировали рынок, экономику бизнеса и показали, как на вашей идее можно заработать. Обычно перед тем, как показать бизнес-план банку или инвестору, документ сокращают до 5—10 страниц и оставляют ключевые положения. Без плана инвестор, скорее всего, не захочет помогать бизнесу, а банк даст только потребительский кредит.
Обычно инвесторам некогда читать несколько страниц текста с цифрами и расчетами. Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана.
Основные разделы бизнес-плана Основную роль в подготовке бизнес-плана играет руководство предприятия. Никто не может определить цели и направления его деятельности, выбрать стратегию реализации плана. Подготовка бизнес-плана имеет огромное значение для предприятий в тех случаях, когда недостаточно финансовых ресурсов для осуществления конкретного проекта. В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим для обращения к другим инвесторам, чтобы привлечь их финансовые ресурсы для финансирования данного проекта или же в банк, второй вариант, чтобы получить кредитные средства с целью определения объемов разработки стратегии финансирования. В этом случае вкладчиками могут быть банки, иные юридические и физические лица. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне за ее пределами. Это необходимо руководству компании для ориентации в условиях акционерной собственности и, в некоторой степени, при создании компаний. Функции бизнес-плана Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих дальнейшую стратегию предприятия, позволяющим знать каким образом ее руководители достигнут свои цели и задачи, в первую очередь нужен для повышения прибыльности. На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.
Наиболее важными прогнозируемыми элементами, на основании которых предприятия составляют финансовый план, являются объем продаж и себестоимость реализованной продукции услуг. Процесс формирования инвестиционной политики предприятия предполагает реализацию нескольких этапов: 1. Анализ состояния инвестиционной деятельности в предшествующем периоде. Определение общего объема инвестиций в предстоящем периоде. Определение форм инвестирования. Поиск отдельных объектов инвестирования и оценка их соответствия направлениям инвестиционной деятельности предприятия. Подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов и программ. Обеспечение эффективности инвестиций. Минимизация уровня инвестиционных рисков.
Широко применяются непрерывные или скользящие бюджеты ontinuous budgets. Сущность их заключается в том, что по мере завершения месяца или квартала, к бюджету добавляется следующий детализированный бюджет, чем обеспечивается непрерывное внутригодовое планирование. В целом периодичность разработки бюджетов определяется объемом планируемых данных и потребностями конкретной организации. Бюджеты охватывают период от одного года или менее до десяти и более лет. Многие компании используют бюджетирование как неотъемлемую часть долгосрочного планирования. Обычно период бюджетирования составляет один год. Годовой бюджет часто разбивается по кварталам, причем первый квартал — по месяцам. В течение года бюджеты корректируются. Например, в конце третьего месяца, в связи с появлением новой информации изменяются бюджеты остальных кварталов. Очень широко применяются непрерывные или скользящие бюджеты ontinuous budgets. Их сущность заключается в том, что по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый. Этим обеспечивается постоянное двенадцатимесячное планирование. Непрерывное бюджетирование хорошо тем, что не позволяет менеджерам расслабиться и обеспечивает годовое прогнозирование вне того, какой месяц на календаре май или октябрь. Выбор периода бюджетирования зависит от бюджетных данных и потребностей организации. Процесс планирования в крупной произволе венной организации представлен на рис. Среднесрочные прогнозы, как правило, разрабатываются по скользящему методу, то есть ежегодно корректируются и продлеваются на год скажем, прогноз на 1994—1998 гг. Первоочередное назначение этих прогнозов состоит в том, что они служат отправным пунктом для расчета ожидаемых доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Однако, в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участников процесса бизнес-планирования представлены в табл. Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Эта функция необходима на стадии создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, желающих вложить в производство собственный капитал или имеющиеся технологии. Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели. Сущность и принципы бизнес-планирования. Автор: Владимир Дмитриевич Грибов , кафедра экономики предприятий Московского института государственного и корпоративного управления. Изложение основных принципов и требований, необходимых для успешного бизнес-планирования. В материале также рассматриваются особенности применения стратегического, долгосрочного, краткосрочного и текущего планирования в практике ведения бизнеса. Планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям : Во-первых , планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти? Во-вторых , реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня. В-третьих , планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения. В-четвертых , планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т. В-пятых , в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период. Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам.
Цели, принципы и этапы бизнес-планирования организации
В Skillbox Media есть статьи о видах прибыли и о рентабельности. Прочитайте их, чтобы узнать, как рассчитывать показатели. Лучше разбить этот раздел на две части — анализ мирового рынка и анализ рынка страны. Анализ мирового рынка. В этот раздел нужно включить информацию о его размерах и динамике, крупнейших участниках, основных трендах и ключевых событиях. Основное назначение этого подраздела — показать читателям бизнес-плана, что ваш проект соответствует глобальным трендам и вы учли все важные факторы. Как правило, если проект идёт вразрез с мировыми трендами, он рано или поздно разоряется.
Поэтому нужно заранее избавить инвесторов от опасений. Анализ рынка страны. Этот подраздел носит более практический характер. В него нужно включить: Показатели динамики рынка — в натуральных и финансовых показателях. Данные о российском рынке можно взять на сайте Росстата. Данные об импорте и экспорте — тоже в деньгах и натуральных показателях.
Их можно взять в таможенной статистике. Данные о финансовой деятельности конкурентов — их можно посмотреть, например, в базе налоговой. Нужно изучить, что происходит с основными участниками рынка — растут или падают их обороты.
Портрет клиента и описание сегментов ЦА.
Влияние внешних факторов на развитие ниши. Варианты продвижения продукции. Данные можно взять из публикаций СМИ, Росстата и других источников, где приведены исследования рынка и ситуации в экономике и политике. Расскажите инвесторам, какой товар популярен в вашей нише, а какой не пользуется спросом.
Оцените перспективы вашей идеи для города и его жителей. Изучите конкурентов и покажите их преимущества и недостатки — с кем вы будете соперничать на равных, а до кого еще нужно «дорасти». Рекомендуем к прочтению! Узнайте, как протестировать нишу для бизнеса.
Ниже приведен хороший пример анализа отрасли с таблицами и исследованиями рынка гостиничного бизнеса. В тексте подробно разобраны потребности жителей города и приезжих. В регионе расположены крупные промышленные предприятия, в связи с этим мы наблюдаем прирост иностранных специалистов, которые приезжают в командировки на несколько дней или даже недель. А значит, им нужно где-то жить — и самым удобным вариантом было бы открытие гостиницы.
Пример анализа отрасли для гостиничного бизнеса Пример краткого анализа рынка сбыта — бизнес-план электронной торговой площадки. Здесь есть описание и исследование ниши, а также выбор ЦА. В таком варианте информацию лучше всего использовать для внутреннего рассмотрения, так как инвестор может не разобраться в нюансах ниши и вашей идеи. Пример краткого описания рынка сбыта Функции Благодаря этому разделу мы сужаем наши исследования до внутренних процессов и больше погружаемся в проект.
В «Функциях» указываем такую информацию: Направление вашей деятельности и производимые продукты. Юридические данные об организации. Финансовые показатели — например, уставный капитал. Местоположение главного офиса и адреса магазинов или салонов.
Дополнительная информация — например, время работы и количество сотрудников. Это пример заполнения информации о предприятии, которая занимается разработкой информационных систем. Здесь указан вид деятельности, типы продукции, юридические данные, руководящие лица, персонал и банковские реквизиты. Пример бизнес-плана по созданию отдела компьютерной безопасности.
Источник Продажи и услуги В следующем разделе указывается информация о вашей продукции: Название товара или услуги. Инструкция по использованию продукта и краткое описание сегментов ЦА , на которые ориентирован товар. Характеристики — основные и дополнительные. Преимущества продукта и его конкурентные качества.
Авторские права и патенты на каждый продукт. Лицензия — если нужно ее получить, напишите об этом. Сертификаты качества. Влияние на экологию — здоровье человека и безопасность окружающей среды.
Данные о поставках и упаковке товара. Гарантийный срок и варианты сервисного обслуживания. Эксплуатационные характеристики товара. Варианты утилизации продукта.
Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников. Перечень прочих затрат. Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов.
Численность персонала и размер оплаты труда. Анализ закупки сырья. Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать. Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости. Политика ценообразования.
Определите, за счёт чего будет формироваться цена на услуги. Это только минимальный перечень сведений, которые нужны для планирования. Список будет различаться для бизнесов в разных сферах. Например, если деятельность компании связана с доставкой товаров из-за границы, нужно будет заранее продумать логистику и способы оплаты за рубежом. Шаг 4.
Формируем финансовую модель проекта Финансовая модель — система, куда заносятся все основные финансовые показатели проекта. Она помогает спрогнозировать прибыль, выручку и как изменения внутри компании отразятся на её финансовом состоянии. Собственникам финансовая модель поможет проконтролировать развитие компании, а кредиторам — принять решение о выдаче денег. Финансовая модель поможет также рассчитать сроки, когда вложения в бизнес начнут себя окупать Крупному бизнесу имеет смысл заказать финансовую модель у профессионалов. Небольшой компании для расчётов подойдёт таблица в Яндекс Документах.
А ещё можно воспользоваться онлайн-сервисами: они содержат готовые шаблоны и учитывают нюансы, которые новичок может упустить. Онлайн-конструкторы позволяют собрать финансовую модель за несколько минут. Такие сервисы обычно стоят недорого или ими можно пользоваться бесплатно. Их недостаток в том, что они рассчитаны на типовой бизнес и не учитывают индивидуальных особенностей компании. Десктопные программы позволяют рассчитать даже малейшие нюансы.
Сертификаты качества. Влияние на экологию — здоровье человека и безопасность окружающей среды. Данные о поставках и упаковке товара.
Гарантийный срок и варианты сервисного обслуживания. Эксплуатационные характеристики товара. Варианты утилизации продукта.
Пример, как можно оформить раздел с описанием продукции в бизнес-плане по строительству нового кирпичного завода. Здесь можно увидеть информацию в таблицах — виды продуктов и объемы производства, а также список новых товаров: размер кирпича, вес, тип поверхности, прочность и морозоустойчивость. Пример, как можно расписать информацию о продукции В другом примере в бизнес-плане логистического центра указана информация об услугах, вариантах хранения товаров, экспедиторских видах транспортировок, организации процессов комплектации заказов и отгрузки посылок.
Пример бизнес-плана — оформление информации о продукции и услугах Маркетинг После анализа отрасли и изучения продукции переходим к разработке маркетинговой стратегии продвижения. В анализ входят следующие параметры: Изучение рынка и целевой аудитории. Конкурентные качества товара или услуги.
Варианты реализации продукции. Путь клиента или этапы от производства товара до его покупки потребителем. Здесь вы можете отразить оба исследования, чтобы выявить возможные проблемы и риски — а в дальнейших разделах указать решения.
Ценообразование — этот пункт может быть учтен в разделе «Анализ отрасли». Методы продвижения продукции и варианты повышения спроса на товар. Этому разделу и последующим нужно уделить особое внимание, так как это важные составляющие, которые помогут принять решение — стоит ли реализовывать проект или лучше продумать вариант другого бизнеса.
В маркетинговом плане укажите связь между тремя параметрами: цена, рентабельность и качество продукта. После того, как выявите эту связь, вы сможете определиться с маркетинговой стратегией: Продвижение доступной продукции среднего качества. Уникальный товар, не имеющий аналогов.
Узкоспециализированная продукция, которая требует тщательного разбора гипотез и прогнозов по продвижению. А здесь пример качественного маркетингового анализа в бизнес-плане школы анимации. Полное исследование рынка с графиками и данными, описание сильных и слабых сторон конкурентов, примеры целевой аудитории, а также варианты продвижения проекта.
Маркетинговый анализ в бизнес-плане школы анимации Продолжение маркетингового анализа в бизнес-плане школы анимации: ценообразование и план по офлайн и онлайн-продвижению на два года. Маркетинговый анализ в бизнес-плане Компания использовала для мониторинга конкурентов и сегментации рынка SWOT анализ. Это один из инструментов стратегического планирования.
Он помогает выявить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и предполагаемые угрозы — то есть определить, какие факторы влияют на компанию. Минус данного исследования в том, что анализ не подкреплен качественными и количественными показателями — и оценить его точность будет нельзя. SWOT анализ и его составляющие Производство Один из главных разделов, в котором описываются все этапы производства продукции.
В бизнес-планах, которые создаются для внутреннего рассмотрения, этот раздел добавляют вторым в документе. Здесь вы должны разобрать такие параметры, как: Активы предприятия — помещение, оборудование, персонал. Технологии, которые вы будете использовать в производстве продукции.
Аренда или покупка дополнительных помещений. Наем персонала. Безопасность продукции для человека и окружающей среды.
Производственные мощности и необходимые ресурсы.
Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании. Бизнес-планирование на предприятии представляет собой процесс разработки комплексного плана деятельности на стратегическом или тактическом уровне с системным описанием бизнеса как целенаправленной деятельности по зарабатыванию прибыли. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. 1.2. Задачи, функции и принципы бизнес-планирования Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане. Бизнес-план для себя (иначе – внутреннее планирование) составляют исходя из реального положения дел, чтобы.
Преимущества бизнес-планирования в период санкций
Регламентируйте время это больше относится к руководителям — на звонки, совещания, презентации, поездки к клиенту. Очевидно, что ситуации бывают разные, но зная норматив, сотрудник с меньшей вероятностью его нарушит. Наша команда Регионсофт всегда стремилась к тому, чтобы кроме ядра CRM-системы в классическом понимании контакты, сделки, отчёты развивать весь сопутствующий набор функций, в том числе делать внутри программы инструменты и модули, которые будут нравиться сотрудникам и обеспечат им удобство и скорость работы. Вот, что происходит в CRM как всегда, на примере RegionSoft CRM , хотя сегодня многие системы имеют механизмы персонального планирования в том или ином виде. За планирование каждого отдельного сотрудника сотрудник видит себя, руководитель отдела — своих подчинённых, директор — всех отвечает трёхнедельный планировщик. Удобный агрегированный календарь для оценки объёма и степени загруженности менеджеров.
Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, кому можно назначать задачи, а кто уже в делах по горло. Дополнительно для степеней загруженности введена цветовая индикация. Из трёхнедельного планировщика можно открыть визуальный планировщик дня: в нём содержится информация обо всех задачах, поставленных сотруднику им самим или руководителем. Календарь простой и привычный — задачи создаются прямо в нём, перетаскиваются мышью. В квадратных скобках перед названием задачи отображается клиент, к которому она относится.
Руководителю и самому сотруднику задачи доступны в визуально удобном реестре, где отображены статусы задачи, важность, сама задача, сроки исполнения. Можно легко отследить невыполненные задачи по каждому сотруднику и постановщику, оценить стадии выполнения задачи. Кстати, подобные группировки в CRM-системах или системах управления проектами экономят время на оценку ситуации, позволяют быстро готовиться к совещаниям и делают прозрачным рабочий процесс. Персональное планирование — важный инструмент для роста производительности, однако этого мало, чтобы бизнес выполнял свои цели. Поэтому ещё одним инструментом планирования являются KPI — ключевые показатели эффективности.
Они задают цели плановые значения , которые в дальнейшем соизмеряются с достижениями сотрудника фактические значения. Больше всего сотрудникам нравится, что они всегда держат перед глазами KPI-монитор, где виден прогресс по каждому показателю. Это помогает перестраиваться и планировать свои работы внутри месяца. Задача работника: выполнять работу правильно, в срок и согласно установленному объёму плану. Соответственно, для него автоматизация заключается в обеспечении комфортной работы.
Как бы однозначно ни выглядели обязанности современного человека, на работе он сталкивается с бесконечной лавиной мелких дел, из-за которых зачастую забываются более важные вещи, оказываются заброшены мелкие задачи. Ещё одна негативная ситуация — неструктурированный поток заданий от руководителя, которому, как известно, нужно всё сразу и желательно ещё вчера. В условиях такой напряженности не выполняются ключевые показатели, срываются сроки выполнения проектов, а в конечном итоге внутрифирменные проблемы отражаются на клиентах, чьё недовольство снижает выручку. И этот порочный круг можно разорвать двумя способами: жёстко регламентировать отношения, выполнять строго определённый круг задач, входить в конфликт и требовать формализации каждой просьбы, тем самым абсолютно разрушая рабочую атмосферу и человеческие отношения; воспользоваться CRM-системой, которая поможет руководителю видеть, мониторить и регулировать загруженность подчиненных, а подчинённым следить за прогрессом и успешно планировать свои рабочие дела. Планирование в проекте и подразделении — акцент на каждом сотруднике Проект или подразделение можно рассматривать в совокупности, поскольку без контекста самой компании они представляют собой одну и ту же структуру: совокупность пользователей, выполняющих одну большую задачу, разделённую на подзадачи персональное планирование.
Вот, на что следует обращать внимание в планировании на уровне проекта или подразделения: контролировать нагрузку каждого сотрудника, равномерно распределять задачи не забывая при этом учитывать квалификацию, опыт и навыки каждого ; отслеживать связи и пересечения работ например, пока не будет текста для сайта, дизайнер не сможет полноценно разработать дизайн страницы — ему нужно исходить из объёма, расположения и логики элементов ; контролировать ресурсы: рабочее и нерабочее время, затраты; отслеживать свои ключевые показатели деятельности например, бюджет, план продаж, количество пофикшенных багов, тест-план и проч. Лучше, если есть какой-то общий механизм контроля задач: это может быть специальная программа, лист формата А4, маркерная или scrum-доска. Вне зависимости от того, какую методологию управления использует команда, она должна иметь возможность получать оперативную информацию о степени выполнения работ каждого сотрудника и по проекту в целом. Отчасти мы вдохновлялись именно такими досками, отчасти — диаграммой Гантта, но постарались найти упрощённый и наглядный подход, который будет понятен всем пользователям: от секретаря и телемаркетолога до разработчика и производственника. Ещё один тип планировщиков, который мы используем в RegionSoft CRM — тематический планировщик групповых задач.
Это механизм, близкий по сути к диаграмме Гантта, но более удобный именно для коммерческих служб. В одной таблице отображаются этапы работ, состояние, прогресс выполнения, сроки, ответственные. Таким образом, можно планировать загрузку каждого работника на конкретном этапе. Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Изначально диаграмма Гантта замышлялась как инструмент планирования работ на производстве, там она и нашла успешное применение.
С её помощью происходит планирование ресурсов, загрузки производственного оборудования и т. В дальнейшем она прижилась в управлении проектами и перекочевала в РМ-софтверные решения, которые не все, правда её обрезали, упростили и сделали просто ленточным графиком без изначальной идеи управления ресурсами и контроля процессов. Поэтому если пилить диаграмму Гантта в корпоративном софте, то именно для раздела управления производством. И если кому-то они действительно понадобятся не для красивого экрана на собрании, а для работы и планирования производства, мы рассмотрим возможность такой доработки под конкретного клиента. Планирование в компании — стратегия на данных Самая сложная часть планирования — это внутрифирменное планирование, которое происходит на уровне компании.
Эта тема включает десятки подходов и методик, но нас интересует вопрос возможности автоматизации планирования. Вообще, почему-то считается, что стратегическое и финансовое планирование — удел крупных компаний с филиальными структурами, холдингов и корпораций. На самом деле планируют все: и крошечное дизайн-агентство «на троих», и топливная компания, и государство, и транснациональные корпорации. Более того, суть планирования одна и та же: предусмотреть расходы, спрогнозировать доходы, описать методы и источники расходов и доходов в рамках стратегии. Только значения цифр и уровни формализации разные.
Бизнес-план разрабатывает лишь новую стратегию или тактику развития предприятия, а план может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются в основном на инновационные проекты, и они ограниченны чёткими сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Планирование производится непрерывно по всем видам деятельности предприятия: по мере выполнения одного годового плана предприятие переходят к осуществлению следующего плана и т. К бизнес-плану предъявляются повышенные требования к наиболее тщательного обоснования финансовых показателей с учетом существующей степени риска. Планы необходимы в основном для собственного пользования, а бизнес-планы — для внешних пользователей.
Например, в него могут включены графики, детализация отчета о доходах и расходах, фотографии объектов, результаты маркетинговых исследований. Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Кому и зачем нужен бизнес-план Как я уже говорил ранее, бизнес-план — это отличный способ минимизировать вероятность прогорания на начальных этапах построения своего дела. Помимо этого, он также может быть полезен: для инвесторов — предприниматель должен предоставить инвесторам бизнес-план своего будущего или уже существующего проекта, чтобы они определили его рентабельность; для получения государственного финансирования — если вы рассчитываете на получение государственных льгот и субсидий, необходимо обосновать причины в бизнес-плане; для банка — при получении кредита на открытие или развитие своего дела в большинстве случаев потребуется предоставить банку бизнес-план. Отсюда вытекают такие задачи, как: определение направления бизнеса; оценка рынка сбыта и его особенностей; разработка стратегии продвижения; определение качества продукта и оценка масштаба производства; оценка рисков и издержек; анализ вариантов маркетинговых мероприятий; анализ экономических показателей и параметров, по которым будет оцениваться каждый этап реализации плана. Подытожив, можно сказать, что бизнес-план — это отличный инструмент, с помощью которого можно реализовать, систематизировать, а также проанализировать новый проект. Принципы бизнес-планирования Удачный бизнес-план — это всегда соблюдение принципов: Единства. Заключается в том, что организация является целостной системой, а ее составные элементы должны развиваться в одном направлении. Все планы каждого из подразделений должны согласовываться с планами всего предприятия. Каждый сотрудник компании при бизнес-планировании участвует в плановой деятельности, что не зависит от занимаемой должности. Другими словами, процесс планирования привлекает всех, кого затрагивает. Процесс планирования в организации должен характеризоваться постоянством. Это необходимо из-за того, что условия внешней среды отличаются неопределенностью и изменчивостью, поэтому компания должна вносить коррективы и уточнять планы, учитывая все изменения. Принцип гибкости — наличие возможности изменения направленности планов из-за появления непредвиденных обстоятельств. Принцип точности — каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Обязательности выполнения. Принцип обязательности выполнения — принятый к исполнению план является обязательным для выполнения всеми сотрудниками компании. Виды бизнес-планов Внутренний Данный вид включает в себя следующие подвиды: Управленческий бизнес-план. В таком документе отображаются основные этапы достижения целей.
Используемые ранее инструменты тоже оказались неактуальными. Надеюсь, опыт нашей команды по планированию в условиях неопределенности, прогнозированию объемов производства и анализу клиентского опыта будет вам полезен. Сценарный подход Ситуация сегодня настолько непредсказуемая, что эффективнее всего при планировании сценарный подход. Он включает проработку нескольких вариантов действий при том или ином стечении обстоятельств в среднесрочной перспективе, а также быстрое и гибкое реагирование на изменение этих обстоятельств. Например, раньше мы легко могли сказать, что произойдет с мебельным рынком осенью, опираясь на статистику сферы недвижимости весной и поведение DIY в летний период. Обладая этой информацией, мы планировали собственные инициативы, загрузку производства и понимали, какой процент роста будет естественным, а какой мы создадим своими силами. Сегодня такой подход уже невозможен. Мы понимаем, что рынок недвижимости переживает не лучшие времена и предсказания абсолютно разные. В DIY многие игроки отмечают, что рост сильно замедлился, а у многих прироста нет вовсе. Поэтому дать долгосрочный четкий прогноз сейчас нельзя. Можно лишь, исходя из той цели, которую поставила перед собой компания, нарисовать несколько сценариев. В чем принципиальные различия? Сценарный подход не подразумевает под собой долгосрочного инвестирования в светлое будущее. Это быстрое развертывание необходимых ресурсов в зависимости от развития ситуации. Причем крайне важна скорость: на горизонте шести месяцев решения принимаются каждый месяц. Расстановка флажков Каждый месяц команда собирается, чтобы проанализировать текущую ситуацию и правильность принятых ранее решений. В «Асконе» мы называем такую систему «расставить флажки». Раз в месяц и дальше раз в квартал мы на основании этих «флажков» и сценариев смотрим, куда движется бизнес. Если видим, что все идет по суперпозитивному сценарию, значит, скорее всего, нужно наращивать ресурсы: нельзя сидеть, чего-то ждать и прятать бюджеты по карманам. Если все идет по нейтральному сценарию, инициативы направлены на рост компании и всего-навсего помогают гасить снижение, которое происходит на рынке, то мы двигаемся в фарватере, необходимом для этого сценария. Каждое направление знает, какие действия ему необходимо предпринимать в том или ином сценарии. Supply Chain, производственные каналы, отдел закупок, департаменты по управлению оптом и розничной сетью — все знают, как именно реагировать. Это гибкое командное управление и то, как мы себя ведем с точки зрения внешних факторов. Да, это сложно, и необходима вовлеченность и договоренность всей команды. Как добиться устойчивости бизнеса Есть несколько моментов, которые ни в коем случае нельзя упускать из виду. И главный из них — бренд компании: с ним никогда нельзя играть на коротких дистанциях. Это история, в которой крайне важно будущее. Лояльность покупателей и сотрудников, имидж, позиционирование нарабатываются годами, разрушить все достаточно просто, а вот вернуть обратно почти невозможно. Одно дело — операционное управление бизнеса, и совсем другое — построение стратегии и миссии бренда. Операционная деятельность стала сильно короче в связи с тем, что необходимо реагировать на внешние факторы, но долгосрочная стратегия компании и то, какими мы хотим быть в глазах наших сотрудников и покупателей, остаются на уровне миссии. И крайне важно, чтобы вся команда разделяла этот подход. У каждой компании здесь свои инструменты, и во многом они зависят от внутренних ценностей. В ДНК «Асконы» зашито постоянное развитие и движение вперед. Мы уверены, что нельзя останавливаться и ничего не делать, поэтому мы продолжаем запускать принципиально новые для себя проекты и инвестировать в новые направления. Такой подход можно назвать диверсификацией каналов продаж и продуктовых категорий. Например, сейчас мы запускаем проект Askona Home. Это мебельный гипермаркет с большой зоной household и добавлением новых категорий мебели.
Как оформлять бизнес-план
- Почему бизнес-план больше не нужен?
- Зачем нужен бизнес-план
- Когда без бизнес-плана можно обойтись?
- Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
3) По содержанию плановых решений:
- Процесс бизнес-планирования предприятия на все случаи жизни | iteam
- Как написать бизнес-план: 4 этапа и важные аспекты
- Бизнес-планирование предприятия на все случаи жизни
- Что такое бизнес‑план и зачем его составлять
Принципы подготовки профессионального бизнес-плана
Разработка стратегического плана развития предприятия | Как устроена структура бизнес-плана, зачем он нужен, какие виды этого документа бывают, по каким стандартам его оформляют и как написать бизнес-план самостоятельно. |
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу | Чтобы сделать бизнес-план эффективным, понятным и удачным, стоит соблюдать некоторые принципы при его написании. |
Бизнес-планирование | Узнайте, как составить бизнес-план и получить максимальную отдачу от процесса, в этом всеобъемлющем руководстве. |
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу | Рассмотрим основные принципы, которые применяются в бизнес-планировании. |
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
Сюда можно включить исследования рынка, экспертные публикации, юридические документы, лицензии, инфографики и фотографии. Юрист корпоративной практики Key Consulting Group Ангелина Севостьянова отмечает, что в бизнес-план в качестве отдельного блока стоит включить дорожную карту road map , где следует прописать возможные сроки пересмотра и дополнения бизнес-плана. Стандарты планирования бизнеса Существует несколько наиболее известных и распространенных стандартов создания бизнес-плана. Помимо базовых разделов стандарты UNIDO предусматривают такие важные блоки, как «Оценка эффективности проекта» и «Гарантии и риски компании». В разделе об эффективности указываются рентабельность бизнеса, расчеты достижения точки безубыточности, сроки окупаемости и чистый доход. В разделе «Гарантии и риски» излагается информация о том, как компания намерена гарантировать возврат привлеченного финансирования, а также пункты об основных рисках и возможных форс-мажорных ситуациях.
Бизнес-планирование выступает в качестве важного аспекта, который оказывает серьёзное влияние на современный менеджмент, классическое объяснение которого уже изрядно устарело. В условиях современной экономике необходимо, чтобы менеджмент отвечал на множество основополагающих вопросов бизнеса: как управлять в условиях быстрых и частых изменений, когда многократно увеличиваются трудности бизнеса; как наиболее эффективно применять трансформирующуюся технологию и организацию сферы услуг; как в новых рыночных условиях подготовить кадры, которые будут в состоянии решить всяческие сложные задачи и будут обладать высоким чувством ответственности, инициативы, разумной рискованности и активности. В условиях быстрых изменений в рыночной экономике для менеджеров, руководителей предприятий одним из важных моментов выступает своевременное принятие оперативных и стратегически правильных управленческих решений. Неоценимую помощь в данных условиях может оказать бизнес-планирование в качестве эффективного инструмента менеджмента. К слову, именно данное направление деятельности даёт возможность предприятиям снизить до минимума внутренние и некоторые внешние риски, при этом им удаётся сохранить гибкость реакции на любые изменения внешней среды. Бизнес-планирование в такого рода условиях представляет собой прогрессивную форму внутрифирменного планирования. Успех бизнеса в большей степени зависит от понимания ситуации в конкретный момент времени, чёткого представления о том, что бизнесу необходимо сделать, и планирования процесса перехода в новое состояние дел. Понятия бизнес-плана и бизнес-планирования Определение 6 Бизнес-план — это документ, в котором проводится анализ основных проблем, с которыми может столкнуться руководство предприятий, и определяются ключевые способы их решения. В этой связи справедливо заметить, что именно с помощью бизнес-планирования менеджер может дать оценку изменениям и воздействующим факторам внешней среды, а также тому, сможет ли бизнес устоять в таких условиях и найти достойный выход из сложившейся ситуации. Бизнес-план даёт возможность дать оценку плюсам и минусам, которые могут сопровождать деятельность компании в будущем, а также осуществлять контроль за состоянием и развитием бизнеса в целом.
Определение 7 Бизнес-план — это план развития предприятия, который необходим для совершенствования имеющихся и освоения новых видов деятельности предприятия, создания новых видов и форм бизнеса. Бизнес-план представляет собой комплексный документ, для которого характерны ключевые аспекты и данные, обеспечивающие будущее состояние бизнеса. Иначе говоря, это плановая программа, цель которой оптимизировать бизнес. Выделяют перечень вопросов, которые решаются с помощью грамотного бизнес-планирования, они следующие: Какой вид товаров и услуг необходимо выбрать, чтобы эффективно реализовать производственную и рыночную стратегию предприятия. Каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги. Какова структура рынка и кто выступает в качестве основного потребителя предлагаемой продукции. Какие ресурсы и в каком количестве необходимы для решения задач в соответствии с бизнес-планом. Каковы будут издержки производства и сбыта продукции на рынке. Какой будет рыночная цена на товары и услуги и как на неё могут воздействовать конкуренты. Какова конкуренция на рынке, и кто выступает основным конкурентом предприятия.
Какие достигаются общие результаты, доходы предприятия и как их следует распределять между участниками бизнес-плана. Каковы конечные финансовые показатели. Таким образом, можно говорить о том, что бизнес-планирование предоставляет возможность предприятиям самостоятельно решать достаточно сложные проблемы: как определить степень жизнеспособности и будущей финансово-экономической устойчивости предприятия и предпринимательской деятельности; как привлечь интерес потенциальных инвесторов к возможностям предприятия и как дать оценку перспективам бизнеса на рынке. Чаще всего бизнес-план выступает как предпосылка для начала активных переговоров предприятий и инвесторов или партнёров. В этой связи он имеет прежде всего внешнюю ориентацию, представляя услуги или изделия, реализация которых предприятию принесёт максимальный выигрыш. В современной российской экономике бизнес-планы в сфере сервиса могут действовать как инструмент приватизации. В такой ситуации из можно применять для обоснования предложений по приватизации, в том числе для установления действий по санации приватизируемых предприятий. На основе всего вышесказанного, можно дать рекомендации относительно составления бизнес-планов предприятиями на достаточно длительное время. На начальных этапах составления бизнес-плана необходимо давать примерные ответы, которые основаны на укрупнённых подходах и расчётах, выполненных экономистами и менеджерами предприятий или усилиями привлечённых организаций. В дальнейшем необходимо этими же силами провести более подробные, уточнённые расчёты всех показателей и характеристик плана.
Бизнес-план доводится до сведения сотрудников предприятия, чтобы они, как и руководители, чётко представляли цели и задачи предприятия, которые предусмотрены бизнес-планом, в том числе требования, которые предъявляются к каждому из них. Важно отметить, что опыт предприятий токов, что многие руководители склонны недооценивать будущие возможные препятствия, трудности до момента, пока бизнес идёт успешно. Редко задумываются о перспективах развития, однако при наступлении этих трудностей понимают, что исправлять их достаточно поздно. Ещё одной проблемой предприятий является отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных разработчиков — исполнителей бизнес-планов. В этой связи часто случается так, что планирование заменяется различными решениями собственника по любому направлению деятельности. Такого рода решения не всегда продуманы и рассчитаны, как правило, на самый близкий временной период, более того, такие решения не предусматривают развитие стратегии производства предприятия, что может спровоцировать большие финансовые трудности в будущем. В этой связи управление предприятиями обязательно должно быть стратегически ориентированным и основанным на бизнес-планировании. Такого рода управленческая деятельность более высокого порядка даёт возможность предприятию направить его движение в бурное течение рыночной экономики. Бизнес-планирование служит отличным толчком для руководителей и менеджеров, чтобы они мыслили перспективно, бизнес-план чётко координирует все виды основной деятельности предприятий и обязывает трудовой коллектив обоснованно устанавливать и выполнять свои задачи, быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки и увеличивает уровень общей ответственности за итоги производственной деятельности. Разработка бизнес-плана Бизнес-план разрабатывается как по собственной инициативе предприятия для ориентации в мире бизнеса, так и согласно заданию на его составление, которое выдаётся заказчиком.
По согласованию с заказчиком при разработке плана могут подготавливаться и рассматриваться в том числе альтернативные варианты. Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику. В процессе разработки бизнес-планов необходимо проводить взаимный учёт и согласование требований и условий заинтересованных сторон. Чаще всего кредитора заинтересовывает предложение, если кредитные средства будут возвращены в среднем через два года. На составление бизнес-плана требуется порядка месяца. На протяжении этого времени специалисты знакомятся между собой и с документами, а также делают предварительные расчёты. При составлении бизнес-плана существует своя специфика, при этом необходимо сделать акцент на том, что их структура не будет существенно отличаться друг от друга в разных подотраслях экономики. Разработка бизнес-плана осуществляется в три этапа: Сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений. Формирование инвестиционной программы. На основании собранной информации осуществляется рассмотрение показателей эффективности.
Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного или графического материала.
Основные задачи Составление инвестиционного плана предусматривает практическое решение следующих задач: определить потребность по привлечению в проект дополнительных источников финансирования; определить стратегию взаимодействия со сторонними инвесторами; оценить рентабельность проекта и возможность рассчитаться за привлечённый капитал; подготовить финансовый расчет эффективности вложений, принимая во внимание возврат заемных денег; разработать подробный бизнес-план, который может предоставляться для ознакомления потенциальным инвесторам. Качественное планирование позволяет успешно решить все перечисленные задачи, в кратчайшие сроки привлечь недостающие денежные средства и запустить инвестиционный проект.
Планирование на предприятии Перед руководством предприятия всегда стоят несколько параллельных инвестиционных проектов. В связи с этим работа по планированию одного проекта должна учитывать и все остальные. Для успешного решения такой задачи необходимо создать их иерархию.
То есть следует определить какой проект является первостепенным и будет осуществляться в приоритетном порядке. Как правило, на него будет направлена большая часть инвестиционных ресурсов компании. В каждом отдельном случае составляется свой бизнес-план.
Именно на основании этого внутреннего документа и будет происходить реализация каждого из проектов. В случае когда доходность инвестиций ниже чем средняя по стране ставка банковского депозита, то бизнес-план подлежит доработке. Проведение ранжирования инвестиционных проектов производят по нескольким ключевым параметрам.
Главными из них являются сроки окупаемости и чистая приведенная стоимость. Бизнес-план Любой инвестиционный проект должен иметь собственный бизнес-план. Он представляет собой аналитический документ с описательной и расходной частью.
Описательная часть включает в себя характеристику компании, специфику проекта инвестирования, текущее состояние соответствующего рынка, производственную программу, особенности управленческой структуры и другие параметры. Расчетная часть включает в себя предусмотренный объем финансирования проекта, расчеты основных финансовых индексов, показатели экономической целесообразности и эффективности. Непосредственно перед расчетной частью, как правило, помещают таблицу, содержащую основные данные по рассматриваемому проекту.
В этой связи стоит отметить, что отмечается существенное различие подходов к составлению бизнес-планов в случае создания нового предприятия и, если модернизируется, совершенствуется существующий бизнес. В последнем примере ключевая задача состоит в ликвидации выявленных недостатков в существующем деле, развитии позитивных направлений и тенденций. Риска в данном случае для предпринимателей будет гораздо меньше, нежели в первом случае. Следовательно, модель бизнес-плана устанавливается на основе его принадлежности к тому или иному типу и некоторым особенностям подотрасли сферы экономики. Бизнес-план в качестве официального документа оформляется согласно требованиям потенциальных инвесторов и партнёров по бизнесу.
Чтобы его правильно составить прежде всего необходимо привлечь обширный информационный материал о рынке, конкурентах, состоянии отрасли, новых технологиях и оборудовании. Замечание 5 Примечательно, что большая часть собранной на подготовительном этапе информации может не войти в окончательный вариант бизнес-плана, при этом она заслуживает отдельного внимания при предварительной разработке его рабочего варианта. Бизнес-план необходимо разрабатывать на несколько лет, с делением по годам. Данные на первый год даются с делением по кварталам и месяцам. По завершению каждого года план уточняется, производится корректировка направлений деятельности на будущий период.
Принято говорить о десятке основных функций, которые должен выполнять бизнес-план, они следующие: При помощи бизнес-плана менеджер может стандартизировать процесс знакомства со своим проектом, экономит собственное время, упорядочивает контакты. Поскольку в процессе поиска инвесторов, кредиторов и партнёров он должен неоднократно повторять одну и ту же информацию о своём проекте и предприятии. На этапе нормальных рыночных отношений отсутствие бизнес-планов участниками инвестиционного проекта может расцениваться как нелогичное, абсурдное мероприятие, которое спровоцирует со стороны коллег недоверие и настороженность. В силу этих обстоятельств, наличие бизнес-планов является обязательным требованием со стороны участников цивилизованного рынка. Основательно составленный бизнес-план в необходимых условиях можно быстро преобразовать в заявку на финансовую поддержку.
В этой связи привлечение финансовых средств для развития коммерческого дела невозможно без материалов, которые содержатся в бизнес-планах. Наличие у предприятия или предпринимателя бизнес-плана психологически настраивает на ощущение солидности и основательности его руководства. Процесс планирования обязывает бизнесмена адекватно оценивать предпринимаемые им действия. При планировании своё предприятие рассматривается с разных точек зрения, многоаспектно, причём многие из установленных при этом сильных и слабых сторон предприятия иначе не были бы рассмотрены. С помощью бизнес-плана можно установить ещё на начальном этапе те проблемы развития предприятия, которые в будущем могут перейти в серьёзные трудности, которые осложняют деятельность предприятия.
Бизнес-план наделяет конкретный бизнес, деятельность в сфере услуг определённой целью. Поскольку многие отечественные предприниматели, которые работают в данной сфере экономики, энергичны, напористы, но их действия не всегда эффективны по причине отсутствия чётких целей и планов деятельности. При составлении бизнес-плана, предприниматель получает инструмент контроля и управления, который позволяет ему обеспечить планомерное движение своего бизнеса к тем целям, которые были поставлены в бизнес-плане. В процессе составления бизнес-плана в качестве мощного инструмента выступает самообучение, а после уже реализация предусмотренных им действий — основы для сопоставления с фактическими достижениями. Составление и реализация бизнес-планов на предприятиях является некой импровизированной школой менеджмента для новых поколений бизнесменов, менеджеров, предпринимателей и специалистов, а также залогом непрерывного роста ВВП, широкого использования инноваций и социально-экономического развития страны в целом.
Экономист, менеджер при составлении бизнес-плана также положительно влияет на свои навыки, опыт и знания, повышает свой профессионализм, который он мог недополучить, не проводя детального анализа и планирования на своём предприятии. Информация, которая содержится в бизнес-планах, является основой для принятия партнёрами решений относительно целесообразности и условий ведения дел с конкретным предпринимателем, а также позволяет адекватно оценить финансовую устойчивость его предприятия, принять в расчёт все возможные риски. Бизнес-план и особенно его раздел "Резюме" рассматривается как рекламный документ, представляющий предприятие и предпринимателя. Основные правила бизнес-планирования В бизнес-планировании существует три основных правила, которые необходимо обязательно соблюдать, они следующие: В бизнес-плане не должны присутствовать революции. Бизнес-план должен одновременно быть оптимистичным и пессимистичным.
Бизнес-план должен быть скользящим, с возможностью корректировки. В бизнес-план закладываются преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия. Самым сложным этапом бизнес-планирования по праву считается непосредственное формирование плана. Огромная важность придаётся структуре, а также конкретному содержанию бизнес-плана. Особое внимание также уделяется титульному листу, который содержит в себе следующие данные?
Тема бизнес-плана, дата его подготовки, автор, полное наименование и адрес предприятия, где разработан план. Титульный лист также служит для указания на нем сведений о том, что сведения, содержащиеся в документе, не подлежат разглашению. Все изучающие в настоящее время документ обязательно обращают внимание на оглавление и резюме. Оглавление позволяет чётко представить содержание бизнес-плана. Резюме, пусть и подготавливается в последнюю очередь, следует сразу за оглавлением и включает в себя основные положения идеи и выводы бизнес-плана.
Резюме должно быть кратким и всячески обеспечивать привлекательность своим качеством и сосредоточением мыслей. По своему обыкновению в российской практике в качестве основной цели бизнес-планирования выступает реинжиниринг, иными словами преобразование бизнеса в зависимости от применяющихся условий внешней среды. В данном контексте стоит отметить, что применение реинжиниринга актуально в следующих случаях: В случае, если предприятие находится в кризисном состоянии. В случае, если текущее положение предприятия в целом удовлетворительно, при этом существуют некоторые негативные прогнозы его дальнейшей деятельности. В ситуации, когда осуществлением реинжиниринга заняты благополучные, быстро развивающиеся и агрессивные предприятия и организации, которые ставят своей основной задачей быстрый отрыв от конкурентов, создание конкурентных преимуществ.
В любой ситуации происходит разработка будущей модели предприятия во взаимодействии с его деловой средой и ориентацией на потребителя. Говоря о технических характеристиках бизнес-плана, то следует отметить, что он н е должен включать более ста страниц. На объём и содержание плана оказывают влияние в том числе его отраслевые направленности. Крупные предложения требуют большего объёма предварительных разработок, а для небольших предприятий можно ограничится более кратким бизнес-планом. Резюме должно содержать не более четырёх страниц, в нём кратко должно быть указано: самые важные характеристики делового предложения, ожидаемые финансовые успехи, прогнозируемые объёмы продаж по годам, объём инвестиций, затраты на производства, уровень рентабельности, срок окупаемости затрат, представление о возможностях для бизнеса, их привлекательности, важности для предприятия и региона, в том числе характеристики необходимых ресурсов, вероятные сроки возврата заёмных средства, а также ожидаемая прибыль.
План маркетинга выступает ключевой частью бизнес-плана, он не только важен для внутренней организации деятельности предприятия, но и представляет собой основу контактов с партнёрами и инвесторами.
Принципы подготовки профессионального бизнес-плана
Содержит краткое изложение курса дисциплины «Бизнес-планирование», приведен обзор теоретических основ планирования и прогнозирования, выделены и описаны основ-ные разделы бизнес-плана. Бизнес-планирование — инструмент первостепенной значимости в управлении компанией, от эффективности процесса бизнес-планирования зависит будущее предприятия. Если предприниматель на первоначальном этапе планирования не составляет бизнес-план своего стартапа, то велика вероятность, что такой бизнес в скором времени станет убыточным, а сам предприниматель потеряет вложенные средства и ресурсы. Принципы планирования бизнеса. Виды бизнес-планов.
С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить
Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством. Принципы планирования и бизнес-планирования[править]. Планирование должно соответствовать следующим принципам[2][3]: Целенаправленность. Содержит краткое изложение курса дисциплины «Бизнес-планирование», приведен обзор теоретических основ планирования и прогнозирования, выделены и описаны основ-ные разделы бизнес-плана. принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой).
Действующие стандарты бизнес-планирования в России
На помощь руководству предприятий, действующих по плану, приходит мировой опыт менеджмента и выработанные за многие годы его существования приемы и методы реагирования на внезапные изменения рыночной среды. Это позволяет сохранять стабильность и минимизировать потери в самых сложных ситуациях. Другими словами, суть бизнес-планирования деятельности состоит в том числе в предварительной подготовке компании к таким положениям, в которых руководству придется принимать оперативные нестандартные решения, позволяющие удержаться на плаву и даже преодолеть кризис без негативных последствий. Безусловно, предприятия, уделившие достаточное внимание работе над планом и предусмотревшие в нем проблемные ситуации, а также пути выхода из них, находятся в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами, проигнорировавшими этот этап своей деятельности. Для начала в компании должна быть собственная методологическая и методическая база разработки, контроля и мониторинга выполнения бизнес-плана. Она подразумевает наличие квалифицированных сотрудников финансово-экономической службы, способных внедрять эти методы в практическую деятельность организации. Методологическая и методическая база создания плана и проверки результатов его исполнения составляет аналитический блок процесса разработки финансовой и коммерческой стратегии. Вторым обязательным условием успешной деятельности по стратегическому бизнес-планированию считается отлаженный сбор информации о положении дел внутри компании и о ситуации на рынке. Информационный блок составляют следующие компоненты: экономические данные прогноз изменения процентных ставок, динамики инфляционных процессов и т. Безусловно, процесс бизнес-планирования полностью протекает в правом поле Российской Федерации, а значит, при составлении коммерческой стратегии необходимо опираться на действующие нормативно-правовые акты — законы РФ, указы Президента и постановления Правительства, документы отраслевых министерств и ведомств, различные инструкции, ГОСТы и т. Третий блок, входящий в инфраструктуру процесса бизнес-планирования, — организационный.
Он включает в себя систему управления и организационную структуру, в свою очередь состоящую из служб аппарата управления. Эти подразделения отвечают за разработку, контроль и анализ результатов выполнения бизнес-плана. Наконец, четвертой инфраструктурной составляющей описываемого процесса является программно-технический блок. Благодаря этому компоненту процесса бизнес-планирования осуществляется регистрация и обработка больших объемов информации, необходимой для создания коммерческой стратегии и мониторинга ее внедрения в деятельность предприятия.
Какова структура рынка и кто выступает в качестве основного потребителя предлагаемой продукции. Какие ресурсы и в каком количестве необходимы для решения задач в соответствии с бизнес-планом. Каковы будут издержки производства и сбыта продукции на рынке.
Какой будет рыночная цена на товары и услуги и как на неё могут воздействовать конкуренты. Какова конкуренция на рынке, и кто выступает основным конкурентом предприятия. Какие достигаются общие результаты, доходы предприятия и как их следует распределять между участниками бизнес-плана. Каковы конечные финансовые показатели. Таким образом, можно говорить о том, что бизнес-планирование предоставляет возможность предприятиям самостоятельно решать достаточно сложные проблемы: как определить степень жизнеспособности и будущей финансово-экономической устойчивости предприятия и предпринимательской деятельности; как привлечь интерес потенциальных инвесторов к возможностям предприятия и как дать оценку перспективам бизнеса на рынке. Чаще всего бизнес-план выступает как предпосылка для начала активных переговоров предприятий и инвесторов или партнёров. В этой связи он имеет прежде всего внешнюю ориентацию, представляя услуги или изделия, реализация которых предприятию принесёт максимальный выигрыш.
В современной российской экономике бизнес-планы в сфере сервиса могут действовать как инструмент приватизации. В такой ситуации из можно применять для обоснования предложений по приватизации, в том числе для установления действий по санации приватизируемых предприятий. На основе всего вышесказанного, можно дать рекомендации относительно составления бизнес-планов предприятиями на достаточно длительное время. На начальных этапах составления бизнес-плана необходимо давать примерные ответы, которые основаны на укрупнённых подходах и расчётах, выполненных экономистами и менеджерами предприятий или усилиями привлечённых организаций. В дальнейшем необходимо этими же силами провести более подробные, уточнённые расчёты всех показателей и характеристик плана. Бизнес-план доводится до сведения сотрудников предприятия, чтобы они, как и руководители, чётко представляли цели и задачи предприятия, которые предусмотрены бизнес-планом, в том числе требования, которые предъявляются к каждому из них. Важно отметить, что опыт предприятий токов, что многие руководители склонны недооценивать будущие возможные препятствия, трудности до момента, пока бизнес идёт успешно.
Редко задумываются о перспективах развития, однако при наступлении этих трудностей понимают, что исправлять их достаточно поздно. Ещё одной проблемой предприятий является отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных разработчиков — исполнителей бизнес-планов. В этой связи часто случается так, что планирование заменяется различными решениями собственника по любому направлению деятельности. Такого рода решения не всегда продуманы и рассчитаны, как правило, на самый близкий временной период, более того, такие решения не предусматривают развитие стратегии производства предприятия, что может спровоцировать большие финансовые трудности в будущем. В этой связи управление предприятиями обязательно должно быть стратегически ориентированным и основанным на бизнес-планировании. Такого рода управленческая деятельность более высокого порядка даёт возможность предприятию направить его движение в бурное течение рыночной экономики. Бизнес-планирование служит отличным толчком для руководителей и менеджеров, чтобы они мыслили перспективно, бизнес-план чётко координирует все виды основной деятельности предприятий и обязывает трудовой коллектив обоснованно устанавливать и выполнять свои задачи, быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки и увеличивает уровень общей ответственности за итоги производственной деятельности.
Разработка бизнес-плана Бизнес-план разрабатывается как по собственной инициативе предприятия для ориентации в мире бизнеса, так и согласно заданию на его составление, которое выдаётся заказчиком. По согласованию с заказчиком при разработке плана могут подготавливаться и рассматриваться в том числе альтернативные варианты. Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику. В процессе разработки бизнес-планов необходимо проводить взаимный учёт и согласование требований и условий заинтересованных сторон. Чаще всего кредитора заинтересовывает предложение, если кредитные средства будут возвращены в среднем через два года. На составление бизнес-плана требуется порядка месяца. На протяжении этого времени специалисты знакомятся между собой и с документами, а также делают предварительные расчёты.
При составлении бизнес-плана существует своя специфика, при этом необходимо сделать акцент на том, что их структура не будет существенно отличаться друг от друга в разных подотраслях экономики. Разработка бизнес-плана осуществляется в три этапа: Сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений. Формирование инвестиционной программы. На основании собранной информации осуществляется рассмотрение показателей эффективности. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного или графического материала. В этой связи стоит отметить, что отмечается существенное различие подходов к составлению бизнес-планов в случае создания нового предприятия и, если модернизируется, совершенствуется существующий бизнес. В последнем примере ключевая задача состоит в ликвидации выявленных недостатков в существующем деле, развитии позитивных направлений и тенденций.
Риска в данном случае для предпринимателей будет гораздо меньше, нежели в первом случае. Следовательно, модель бизнес-плана устанавливается на основе его принадлежности к тому или иному типу и некоторым особенностям подотрасли сферы экономики. Бизнес-план в качестве официального документа оформляется согласно требованиям потенциальных инвесторов и партнёров по бизнесу. Чтобы его правильно составить прежде всего необходимо привлечь обширный информационный материал о рынке, конкурентах, состоянии отрасли, новых технологиях и оборудовании. Замечание 5 Примечательно, что большая часть собранной на подготовительном этапе информации может не войти в окончательный вариант бизнес-плана, при этом она заслуживает отдельного внимания при предварительной разработке его рабочего варианта. Бизнес-план необходимо разрабатывать на несколько лет, с делением по годам. Данные на первый год даются с делением по кварталам и месяцам.
По завершению каждого года план уточняется, производится корректировка направлений деятельности на будущий период. Принято говорить о десятке основных функций, которые должен выполнять бизнес-план, они следующие: При помощи бизнес-плана менеджер может стандартизировать процесс знакомства со своим проектом, экономит собственное время, упорядочивает контакты. Поскольку в процессе поиска инвесторов, кредиторов и партнёров он должен неоднократно повторять одну и ту же информацию о своём проекте и предприятии. На этапе нормальных рыночных отношений отсутствие бизнес-планов участниками инвестиционного проекта может расцениваться как нелогичное, абсурдное мероприятие, которое спровоцирует со стороны коллег недоверие и настороженность. В силу этих обстоятельств, наличие бизнес-планов является обязательным требованием со стороны участников цивилизованного рынка. Основательно составленный бизнес-план в необходимых условиях можно быстро преобразовать в заявку на финансовую поддержку.
Подразделения одного уровня разрабатывают планы одновременно с координацией планов своего уровня. Виды планирования: Стратегическое — совокупность программ стратегий , принятых руководством организации для достижения долгосрочных целей 5 лет. Его задача — достижение баланса реальных возможностей и ресурсов организации и желаемых результатов, а также оценка последствий достижения этих результатов.
Стратегические планы обосновываются основными показателями развития организации. Тактическое — охватывает краткосрочный и долгосрочный периоды планирования 1,2,3 года , является предметом деятельности среднего звена управления организации. Задача — обосновать способы технологические достижения стратегических целей на основе внутренних возможностей организации.
В связи с этим в рамках планирования нужно предусматривать возможность быстрого перепрофилирования предприятия. Малые фирмы достаточно мобильны с организационной точки зрения, а потому перепрофилирование не вызывает больших сложностей. Что же касается масштабных компаний, для них менять свой уклад, технологии и оборудование не так просто.
Если при бизнес-планировании компания использует эффективные методы, охватывающие почти весь спектр менеджмента, то принимать решения становится удобнее и проще. Весь процесс упорядочивается и систематизируется. Непосредственно технология бизнес-планирования включает в себя механизм поиска самого рационального управленческого решения с учетом внешней среды и внутренней ситуации в компании. По большей части в бизнес-планировании нуждаются малые и средние предприятия, условия работы которых почти всегда не определены, и ошибаться эти компании не вправе. Бизнес-план — это форма краткосрочного планирования. Это обязательный документ, который нужно предъявлять кредитным учреждениям, и во многом именно от того, как он составлен, зависит решение кредитора о финансировании инновационных проектов.
С учетом всего вышесказанного отметим, что бизнесменам следует концентрироваться на таких особенностях малого бизнеса, как ограниченность денежных средств и кадров. Необходимо заблаговременно предусмотреть надежный источник финансирования. Очень важно выработать стратегию поиска сотрудников. Помимо этого, собственнику малого бизнеса нужно уделить особое внимание поиску надежных контрагентов, добросовестно выполняющих свои обязанности. Конечно, изменения в рыночной среде и экономике также важны, однако они не создают предпринимателю особых проблем, поскольку малые предприятия высокомобильны с организационной точки зрения. Над каждым проектом, как над новой разработкой или реорганизацией бизнеса , нужно систематически работать, чтобы достичь максимальных результатов с соблюдением установленных сроков, расходов и определенных требований к качеству.
Прийти к поставленным целям удается далеко не всем и не всегда. Компании работают с недочетами и совершают ошибки, из-за которых могут обанкротиться. Если не проводить полноценный анализ существующей ситуации и не обосновывать требования к проекту, то не удается раскрывать все проблемы, точно выявлять потребности в изменении состояния системы и подготавливать все нужные данные для вынесения решения. Ниже мы рассмотрим некоторые типичные ситуации. Нечеткое определение целей проекта. Сформулировать цели можно в кратчайшие сроки.
Но при этом важно их четко определить и задокументировать. Необходимо проверить: На основе каких данных определяются цели. К какому горизонту планирования они относятся. Какую пользу компании принесет достижение целей. Какие сроки и расходы нужно задать. Цели должны быть содержательны и осмыслены.
Компания должна знать, как достигать заданных показателей и как измерять конечные результаты. Выбор в пользу излюбленного варианта вместо объективного поиска. Для каждой цели, как правило, есть многочисленные альтернативные решения по ее достижению. Но обычно предпочтение отдается лишь одному варианту. Именно поэтому важно понять: Можно ли достичь цели иными путями. Какие критерии используют для оценки и выбора альтернатив.
Как определяют и оценивают риски альтернатив. Что происходит при нулевой альтернативе. Компания, рассматривая выбранные и документально не отраженные альтернативы, может выбрать рациональный и даже лучший вариант достижения результата. Недостаточно четкое и согласованное распределение ответственности в проекте. Проекты реализуют не случайным образом. Важно устанавливать индивидуальную ответственность как за бизнес-план в целом, так и за его отдельные составляющие.