20% Подстаканник из мельхиора №26. купить в магазине Etno-Shop.
Подстаканники посеребряные
Следующим шагом стало экспертное подтверждение художественного достоинства конкретных образцов продукции «Кольчугинский мельхиор». Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. бесплатная доставка. Таким образом, для изготовления подстаканников выбирали мельхиор, алюминий, нержавеющую сталь, латунь, медь и даже серебро.
Войти на сайт
130008 Подарочный набор "Чайная пара" в жестком футляре (подстаканники на выбор). ПОДСТАКАННИКИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА.#подстаканникиссср#антиквариат#старинныеподстаканники. Именно этот подстаканник сделан не позднее 1950-х годов. Клеймо МНЦ на подстаканнике свидетельствовало о том, что мельхиор не содержит свинца и материал безопасен для здоровья. Мельхиор. Клеймо АМ Мстера. 1 сорт. Сюжет: Зимняя Тройка. В России и СНГ подстаканники традиционно используются на железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола.
Подстаканники кольчугинский мельхиор в Москве
продам подстаканник СССР космос Мельхиор в хорошем состоянии, торг. Подстаканник с орнаментом «Скань», мельхиор. Потемневшие от времени свидетели былого благополучия прежних хозяев — столовые приборы из мельхиора. в каталоге 2227 позиций Маркетплейс Мегамаркет. Никелированные подстаканники символизировали советскую эпоху, хотя латунь не перестала быть востребованным материалом и также воплощалась в пропагандистских формах.
Казаковский завод художественных изделий
купить в магазине Etno-Shop. Таким образом, для изготовления подстаканников выбирали мельхиор, алюминий, нержавеющую сталь, латунь, медь и даже серебро. Никелированные подстаканники символизировали советскую эпоху, хотя латунь не перестала быть востребованным материалом и также воплощалась в пропагандистских формах.
Подстаканник «Скань», Промартель Мстёра, мельхиор, серебрение, СССР, 1949-1952-й год
Посмотрите представленные к Вашему вниманию мельхиоровые подстаканники. Подстаканник из мельхиора классическое решение для любого мероприятия.
Основным производителем подстаканников в России является Кольчугинский завод, основанный купцом Кольчугиным Александром Григорьевичем в 1871 году. В качестве основных материалов при их изготовлении являются латунь, нейзильбер мельхиор и серебро. Покрытиями служат никель, серебро и золото, которые исполняют не только защитные, но и декоративные функции.
Рисунок, как правило, выполняется методом чеканки вид объёмной штамповки. Для придания ему рельефности применяется процедура чернения, а на торжественных вариантах изделий — частичная позолота, для выделения некоторых художественных элементов. Подстаканник — это модный и оригинальный подарок. Причём дизайнеры стараются удовлетворить все вкусы и охватить все возможные тематики — начиная от «сельскохозяйственных», «охотничьих» или «космических» тем и заканчивая «патриотическими».
В 2008 году посудное производство вернулось в состав завода в качестве цеха товаров народного потребления, а в 2017 году вместе с ним вошло в состав АО «Электрокабель Кольчугинский завод».
Подстаканник — металлический цилиндр с ручкой, в который вставляется стеклянный стакан, — конечно, не был изобретен специально для поездов. Очевидно, что из стеклянного стакана горячий напиток пить совершенно неудобно, поэтому подстаканники пришлись как нельзя кстати.
Поскольку само распитие чая было церемонией эстетичной, подстаканники должны были соответствовать: их украшали гравировкой и эмалями, инкрустировали, использовали драгоценные металлы, для семейных сервизов украшали монограммами. С развитием железной дороги и пассажирских перевозок оказалось, что подстаканник хорош не только тем, что пальцы не обжигаются о горячую емкость. Они значительно повышали устойчивость стаканов при движении поезда, да и проводникам было удобно разносить напитки. Популярность в российских пассажирских поездах подстаканники обрели в конце XIX века при Сергее Витте, ставшем директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи.
Клеймо на подстаканнике
Изначально подстаканник был домашней посудой, производившейся кустарно или на заказ без единой технологии, поэтому разнообразной по весу и размеру. Но в 1892 году купец Александр Кольчугин выиграл тендер на поставку подстаканников для железнодорожных пассажиров и запустил их массовое производство. Именно он разработал некий стандарт изделия, облегчив и удешевив его. В Советском Союзе подстаканники выпускали уже 15 крупных заводов и отдельные цеха военных предприятий, но «Кольчугинский» подстаканник остался брендом и сохранил уникальность. Сейчас на предприятии ежемесячно выпускается 20 тысяч подстаканников из латуни, меди и серебра ограниченными партиями. Много заказов на изделия с изображением столичных достопримечательностей поступает из Москвы. Рисунок пластины делают граверы Кольчугинского завода с учетом ограничений, накладываемых материалом и производственными операциями. Большие партии подстаканников по-прежнему отправляются РЖД.
Завод подстаканников «Кольчугинский мельхиор» был основан в 1896 г. Более 120 лет Кольчугинские мастера трудятся над созданием уникальных подстаканников, столовых приборов и посуды. Подстаканники из Кольчугино — это визитная карточка российской железной дороги, где ни одно чаепитие не обходится без этой посуды.
Специалисты разнятся в определении точной даты начала использования подстаканников, поэтому конкретно её определить нельзя.
Подстаканники в Советском Союзе В СССР производство подстаканников поначалу прекратилось, но в двадцатые годы началось опять, и утварь обрела новое рождение. Возможно, это было связано с большим распространением стеклянной посуды вместо фарфора или фаянса. Мельхиоровые подстаканники начинают выпускаться после окончания Великой Отечественной Войны. Мельхиор - это сплав из меди и никеля, внешне похожий на серебро, но более устойчивый к температурным колебаниям. В СССР мельхиоровые подстаканники были достаточно дорогими и считались роскошью. Характерной особенностью внешнего вида советских подстаканников является их идеологическая заряженность. Часто их украшают не нейтральные растительные орнаменты, а советская символика, лица партийных вождей, картины окружающего быта: рабочие и крестьяне, трактористы; также выпускались тематические серии, посвященные известным личностям или знаковым событиям. В эру покорения космоса на подстаканниках изображали космические спутники, ракеты, космонавтов.
Подстаканники сегодня Сейчас подстаканники - предмет коллекционирования. Для кого-то это ностальгический сувенир из советского прошлого, для кого-то - предмет традиционного русского быта, а кого-то привлекает их внешний вид, разнообразие форм и изображений.
Мстера, СССР, 1955 год После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании.
Также производством занимались частные артели. Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка. Подстаканник «Колокольчики», мельхиор, серебрение, Платиноприбор, 1930-е гг. Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась.
С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей. Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.
Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно. Аксессуары делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых приборов и другие.
Подстаканники
В ассортименте «Кольчугинского мельхиора» — около 300 видов разнообразных изделий, кроме того, выпускаются различные коллекции столовых приборов, а также аксессуары из медных сплавов для домашнего пользования. Многим известны подстаканники, которые применяются в поездах. Выпуск подобных изделий ведется с XIX века. Особенностью данной продукции является то, что она имеет специальное клеймо, по которому изделия можно легко узнать. Фирменное клеймо представляет собой изображение глухаря, с правой стороны которого располагаются буквы «МНЦ», которые обозначают, что продукция изготовлена из сплава цинка, никеля и меди. Мельхиоровый подстаканник или столовые приборы завода из серии «Пламя» являются мечтой многих коллекционеров. Компания активно развивается, специалисты находятся в поиске новых решений. Кухонная посуда данного предприятия считается эталоном, лучшей в России.
Ассортимент Прием пищи является важным моментом в жизни людей. Используя посуду отличного качества, которая прошла экологический контроль, можно увеличить качество жизни. Завод занимается выпуском столовой посуды и кухонной утвари. Здесь производят более 300 типов всевозможных изделий, покрытие которых может быть серебряным, из никеля, хрома или позолоты.
Благодаря своей уникальности, исторической ценности и красоте, эти предметы часто являются желанными объектами коллекционирования и собирательства. Антикварная ценность подстаканников из кольчугинского мельхиора определяется несколькими факторами. Во-первых, это их возраст. Чем старше подстаканник, тем больше он ценится как объект коллекционирования. Подстаканники произведенные в далекие эпохи, например, в 19 веке, воспринимаются как исторические артефакты и имеют высокую ценность. Второй фактор, влияющий на антикварную ценность, - это состояние подстаканника. Чем лучше состояние, тем выше его стоимость. Более редкие, хорошо сохраненные и без повреждений подстаканники, особенно среди древних исторических образцов, могут быть особенно ценными для коллекционеров и ценителей антиквариата. Третий фактор - это дизайн и орнаментика. Некоторые подстаканники из кольчугинского мельхиора могут иметь сложные и уникальные резные узоры, гравировку или эмалированное украшение. Это делает их более ценными и привлекательными. Особенности дизайна, художественное исполнение и эстетический вид таких подстаканников могут играть важную роль при определении их антикварной ценности. Стоит упомянуть, что антикварная ценность подстаканников из кольчугинского мельхиора может быть влияна историческими событиями, происходившими во время создания и использования этих предметов. Например, подстаканники, связанные с определенной эпохой, могут стать объектом интереса для коллекционеров, которые стремятся сохранить историческое наследие. В итоге, подстаканники из кольчугинского мельхиора имеют значительную антикварную ценность благодаря своей уникальности, исторической ценности и красоте. Они являются не только функциональными предметами, но и искусством, культурным наследием и частью истории. Это делает их важными объектами коллекционирования и интересными для коллекционеров и ценителей антиквариата.
Стакан - 1шт. Длина: 65 мм. Ширина: 65 мм. Высота: 110 мм. Диаметр: 65 мм. Объём: 250 мл. Размер футляра Д х Ш х В : 115 x 115 x 150 мм Рисунок стакана и упаковка может отличаться от изображенного на фото.
В нашем интернет-магазине собраны модели, представляющие интерес для владельцев частных коллекций и обычных покупателей. Такой подарок будет уместен практически на любой праздник, обязательно порадует близкого человека, коллегу по работе или делового партнера. Социальные сети.
Подстаканники
Ювелирный набор на одну персону, состоящий из серебряного подстаканника ручной работы, чайной ложечки и хрустального стакана. Утонченные декоративные линии переплетаются в гармоничный рисунок. Венчает узор незаполненный медальон, предназначенный для нанесения индивидуального изображения. Классическая модель, известная во всем мире по изображению самого знаменитого памятника Санкт-Петербурга. Четко прорисованные линии максимально точно передают картину.
Комплект состоит из серебряного держателя, хрустального стакана и чайной ложечки. Если подбирается парный подарок например, молодоженам на свадьбу , можно рассмотреть наборы на две персоны, упакованные в единый футляр. На первый взгляд покупка подстаканника кажется простой задачей. Однако поиск нужной модели может затянуться на неопределенное время, если не знать основные моменты: 1.
Место покупки. Сегодня количество производителей посуды поражает масштабами. Практически в каждой лавке, реализующей столовые приборы, можно найти держатель любого формата. Сложность состоит в проверке качества изделий.
Не каждый посредник готовить предоставить пакет документов, подтверждающих подлинность предмета. Чтобы избежать покупки дубликата низкого качества, рекомендовано ограничить область поиска магазинами от производителя, ювелирными лавками и интернет-площадками с продукцией завода. Если выбран посредник, проверить сертификацию на разрешение реализации подлинной продукции. Наиболее популярны подстаканники из мельхиора, латуни, никеля, серебра.
Однако этим предложение не ограничивается. Встречаются алюминиевые, стальные и даже пластиковые конструкции. Если при грамотном оформлении отличить материалы крайне сложно, необходимо знать характерные признаки. Для ювелирных изделий — это проба, нанесенная на дно подставки.
Медные, никелевые, латунные приборы обозначаются клеймом. Дополнительно присутствует символика производителя, соответствующая определенной партии. Коллекционные, редкие и ювелирные издания относятся к дорогому сегменту. Незначительное снижение стоимости возможно, если скидка предоставляется заводом.
Здесь рекомендовано проводить мониторинг цен товаров с идентичным набором опций. Если цена на изделие в пределах выбранного ценового сегмента существенно ниже, обратить внимание на следующие пункты — состав металла, известность и рейтинг бренда, наличие дефектов. Зачастую уценке подлежат поврежденные подстаканники. Например, с наличием царапин, потертостей, вмятин и иных деформаций.
Покупка оправдана, если повреждение ремонтопригодно. Количество предметов в наборе определяется характером предстоящего мероприятия. Если подбирается подстаканник в частную коллекцию определенного формата, наличие сопутствующих аксессуаров необязательно. При выборе подстаканника для дальнейшего использования учитывается число одаряемых.
На парные события свадьба, юбилей уместно дарить комплект на две персоны. На рождение ребенка или день рождения дарится индивидуальный комплект принадлежностей или одиночный комплект. Особенно важен пункт при выборе мельхиоровых и серебряных изделий. Обозначается специальной маркировкой, описывающей состав.
Например, клеймо «МНЦ» на мельхиоре указывает на присутствии в составе меди, никеля и цинка без содержания вредного свинца. Проба серебра характеризует чистоту сплава. Столовым считается серебро с отметкой 925. Чем ниже значение, тем больше в сплаве посторонних примесей.
Следовательно, декоративные и эксплуатационные свойства ниже. Тематика изображения. На рынке представлено множество вариантов, позволяющих подобрать подстаканник под определенное мероприятие. Если необходимо нанести индивидуальный рисунок или узор, возможно производство посуды по личному эскизу.
Обратить внимание! Не рекомендовано покупать первый понравившийся подстаканник. Перед оформлением заказа необходимо тщательно изучить особенности материала и условия использования. В связи с этим стоит заранее начать поиски нужной модели.
Оформление заказа В интернет-магазине кольчугинского завода представлена коллекция дизайнерских товаров, партийной и ручной работы. На сайте можно подобрать штучное изделие, набор или собрать коллекцию самостоятельно, обозначив определенные критерии фильтрации характеристик. Каждая модель имеет заводское клеймо или пробу, гарантирующее подлинность товара. Качество подтверждается приложенными сертификатами.
Для визуального восприятия описание столовых приборов сопровождается фотографией с разных ракурсов. Оформление заказа осуществляется онлайн в несколько кликов.
Они изготавливались из золота , серебра , серебра с разнообразной позолотой. Часто украшались художественной эмалью [1]. Наиболее известное производство подстаканников расположено в городе Кольчугино Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанном купцом Александром Кольчугиным в XIX веке как часть металлургической мануфактуры в настоящее время производство расположено в 7-м цехе товаров народного потребления завода « Кольчугцветмет ». Современные подстаканники производятся из мельхиора нейзильбера , латуни , меди и серебра.
Ее копии и сегодня стоят в парке центрального дома Советской Армии в Москве, а также в Пятигорске и Буденовске. В общем, идея абсолютно та же, что была воплощена в скульптуре Вучетича. Причем своего космического титана Постников изваял даже раньше, чем удалось закончить свою работу Евгению Вучетичу. Но, видимо, женское космическое начало показалось Завьялову более трогательным и пронзительным. Вучетича Кстати, усть-каменогорская дева — отнюдь не единственное изваяние Евгения Вучетича, отчеканенное позже на советских подстаканниках. Причем некоторые наблюдатели улавливают безусловное сходство между девушкой, протянувшей руки к звездному небу, и кричащей женщиной с мечом в руках, призывающей защитить родную землю от врага-захватчика. Евгений Вучетич Оставим споры и перейдем к фактам. Стоимость конкретного подстаканника определяется не только металлом, из которого он изготовлен изделия из пищевого алюминия и нержавеющей стали были самыми дешевыми , но также его редкостью. Представленный нами экземпляр относится к числу «народных», его стоимость на аукционах доходит до 150 долларов. Что касается эксклюзивных, выпущенных ограниченным тиражом, то их оценивают в 80 тысяч рублей и более. Однако ни один уважающий себя коллекционер не расстанется с подобной ценностью даже за такую сумму. Кстати, собирателей подстаканников становится все больше и больше. Примечательно, что термина, обобщающего коллекционирование подобной утвари, до сих пор не существует. Как и клуба, объединяющего ценителей этих предметов. Зависит стоимость подстаканника и от способа его производства. Как правило, выпуск таких подстаканников, в силу их высокой цены, не был массовым. Чаще всего в СССР, прочно вставшем на индустриальные рельсы, подобная утварь производилась методом высокоточной штамповки или автоматической пайки. Представленный в коллекции артефакт относится к числу штампованных. Разумеется, подстаканник — не советское изобретение. Но уж точно русское. Долгое время их выпускали запаянными с донной стороны. Подобная утварь существовала и в Европе, но много позже, и называлась «стаканодержателем» glass-holder. Формально это название более точно, так как «подстаканниками» являются маленькие подставочки, помещаемые под стаканы и бокалы, чтобы не образовывались круги на столешнице. Поскольку стеклянный стакан нагревался, возникла необходимость в изобретении некого устройства для защиты рук от обжигания. Первые подстаканники выглядели неказисто и нереспектабельно. Период с XIX века и вплоть до Октябрьской революции характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный. Изготовлением подобной утвари в это время занимались многочисленные частные мастерские. Упор делался на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Как произведения искусства подстаканники создавали лучшие ювелиры: Хлебников, Сазиков, Овчинников, Лорие, Дехтерев и другие. Даже сам Карл Фаберже приложил к этому производству свою руку. Корпус тулово подстаканника декорировали резными цветочными гирляндами или романтичными сельскими пейзажами. Популярными были сцены охоты, где собаки терзали кабана, а также лихие тройки последние пережили свою эпоху и продолжали украшать подстаканники даже в советское время. Эти сюжеты свидетельствуют о том, что подстаканник был типично мужским аксессуаром — металлический, закрывающий спереди стакан, словно щит, он выглядел как рыцарские доспехи. Было действительно не принято, чтобы из стакана с подстаканником пили женщины — они остались при фарфоровых чашках. Несколько позже из-за границы пришла мода на дамские подстаканники, более маленького размера. Считалось, что прекрасной половине неприлично хлебать чай из больших мужских стаканов. Картина к. Тем не менее, он продолжает занимать достойное место в быту, но теперь уже у творцов революции.
На подстаканники из нержавеющей стали обычно не наносили никаких дополнительных покрытий. Алюминиевые же по внешнему виду можно разделить на три группы: подстаканники с нанесением золотистой эмали, подстаканники с цветным рисунком и чисто алюминиевые подстаканники. Тематика алюминиевых и нержавеющих подстаканников, предназначенных для рядовых граждан, была незамысловатой: цветочные орнаменты или графические узоры «Цветочный узор» и «Виноградная гроздь» , сцены из любимых сказок «Уральские сказы» , города отчизны «Москва—Кремль» и другие разнообразные сюжеты «Чайка», «Добыча». Стоимость подстаканников из нержавеющей стали и алюминия на момент изготовления варьировалась в пределах 50 копеек — 2 рублей. Самыми дешевыми были простые алюминиевые подстаканники. Именно ими обеспечивали различные государственные учреждения «Солдатский» , Бронзовые и серебряные подстаканники Таких подстаканников изготавливали меньше, чем мельхиоровых, алюминиевых и из нержавеющей стали. Прежде всего это объясняется высокой стоимостью материала и его эксклюзивностью. Самыми распространенными были изделия Кубачинского художественного комбината, возникшего на базе ювелирной артели, организованной в 1924 году. Кубачинские серебряные подстаканники — это скорее высокохудожественное произведение и дорогой подарок, чем средство пропаганды. Большинство кубичен украшены растительными узорами в виде переплетающихся стеблей с цветами и листьями. При их производстве использовали такие техники, как гравировка, чернь, штихельная узорная резьба, золочение. Некоторые экземпляры выполнены с применением фактурной обработки фона, на котором помещен крупный растительный узор. Стоили серебряные подстаканники 13—15 рублей. Тематика подстаканника Как мы уже сказали, тематический спектр подстаканника, рожденного в СССР, очень широк, однако постараемся перечислить основные направления: — символика Сараны Советов,.
Винтаж: Подстаканник МИРУ - МИР. СССР, 1960-е гг. Кольчугино. Мельхиор МНЦ
Подстаканники с более чем 120-летней историей, а также другая посуда производятся на заводе «Электрокабель». Особый статус изделий народного промысла торговой марки «Кольчугинский мельхиор» подтвердил художественно-экспертный совет при администрации Владимирской области. На первом этапе необходимо было признать город Кольчугино территорией традиционного бытования художественного промысла «литье и ковка металла». Следующим шагом стало экспертное подтверждение художественного достоинства конкретных образцов продукции «Кольчугинский мельхиор». В этот перечень попали 59 наших изделий: от подстаканников до столовых приборов», — пояснил начальник отдела продаж товаров народного потребления «Холдинга Кабельный Альянс» Владислав Третяк. Заключение региональных экспертов является основанием для признания художественной ценности изделий народных промыслов «Кольчугинский мельхиор» на федеральном уровне. Необходимый для этого пакет документов в ближайшее время будет направлен в Минпромторг России.
В 2008 году посудное производство вернулось в состав завода в качестве цеха товаров народного потребления, а в 2017 году вместе с ним вошло в состав АО «Электрокабель Кольчугинский завод».
В качестве основных материалов при их изготовлении являются латунь, нейзильбер мельхиор и серебро. Покрытиями служат никель, серебро и золото, которые исполняют не только защитные, но и декоративные функции. Рисунок, как правило, выполняется методом чеканки вид объёмной штамповки. Для придания ему рельефности применяется процедура чернения, а на торжественных вариантах изделий — частичная позолота, для выделения некоторых художественных элементов. Подстаканник — это модный и оригинальный подарок.
Причём дизайнеры стараются удовлетворить все вкусы и охватить все возможные тематики — начиная от «сельскохозяйственных», «охотничьих» или «космических» тем и заканчивая «патриотическими». Индустрия подстаканников во многом ориентирована на людей, в чей обиход подстаканники входят, как предмет национальной гордости или символ профессиональной деятельности, а также, является ценным памятным сувениром.
Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки. В этой статье мы поговорим об истории подстаканника в России, об отечественных чайных традициях. Сейчас подставки - скорее привет из прошлого, чем часть быта. Предметы чайной сервировки покупают для пополнения коллекции, для украшения интерьера в кафе или на кухне, для возрождения культуры чаевничания. Появление подстаканников в России Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева 17 век. Их украшали растительным орнаментом.
Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров. Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш. Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин. Сюжеты и материалы для подстаканников Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье».
Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина. В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия — в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы». Подстаканник в русском стиле «Пейте на здоровье», серебро, золочение, 1884 год На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.