Плохой почерк у ребенка может иметь разные причины, и они могут быть как физическими, так и психологическими.
Почему у ребенка плохой почерк?
Педагоги, наблюдая за детьми, говорят, что почти у всех ребят с плохим почерком причины на это одинаковые. Рассказываем эффективные способы как улучшить почерк у ребенка и как это сделать правильно. Обнаружив плохой почерк у ребенка, важно вначале выяснить причины. К социальным причинам такой проблемы, как нечитаемый почерк можно отнести обучение в школе детей мигрантов. Ведь плохой почерк может быть из-за неврозоподобного состояния, а может быть и нормой.
Шесть способов исправить почерк ребёнка — с комментариями нейропсихолога
Врач рассказала о том, что причинами плохого почерка у ребенка могут быть разные факторы, включая просто неудобную ручку. Почему у ребенка плохой почерк и как это исправить. Рассказываем эффективные способы как улучшить почерк у ребенка и как это сделать правильно.
Плохой почерк у ребенка - что делать родителям?
Плохой почерк | Если у ребенка плохой почерк, лучше не использовать гелевую ручку. |
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать? - Телеканал «О!» | Если у ребенка слабые мышцы спины, плечевого корпуса и рук, почерк почти всегда будет плохим. |
«У него буквы пляшут»: причины плохого почерка у ребенка и как это исправить | Мы шутим на тему почерка врачей, но вот если наш ученик или ребенок пишет плохим почерком, это становится проблемой. |
«Как курица лапой»: почему важно учить детей писать красиво
Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья соприкасалась с поверхностью стола, необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки. Сформировать графический навык Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо. Показателями сформированности графического навыка являются: Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений. Связанность безотрывность письма. Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. Детям предлагается записать слово, не глядя на него.
Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма. Скорость письма. Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. Секреты красивого почерка Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь: 1. Одинаковый наклон Все буквы пишутся под одинаковым наклоном. Одинаковую высоту Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки. Высота заглавных букв в два раза больше. Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами: Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой.
Часто родители и учителя жалуются: «Смотрите, какой плохой почерк», «Пишет как курица лапой», «На черновике и то лучше было»… Что же приводит к формированию плохого почерка?
Неудобная поза тела за столом и неправильный захват ручки. Все это создаёт повышенную нагрузку на мышцы кистей рук, шеи и спины и так формируется неправильная техника письма. Происходит неверное распределение сил и излишнее напряжение при выполнении движений. Слабость функции мелкой моторики. Проявляется в сложностях при совершении мелких движений, в неловкости при манипулировании предметами, в трудностях при выполнении тонких графических движений в процессе письма.
Еще одна причина кроется в поспешности родителей.
Если слишком рано начать думать, как выработать красивый почерк у ребенка, ничего хорошего не будет. Особенно если торопить малыша. Тогда результат будет совершенно не тем, который вы ожидаете. Кстати, обратите внимание, не живет ли ребенок в режиме вечной спешки. Иногда это свидетельствует о гиперактивности в таком случае требуется вмешательство специалистов. Бывают случаи, когда плохой почерк обусловлен наследственностью.
Скорректировать письмо, разумеется, можно и в этой ситуации, но настройтесь на долгий процесс. Не торопите ребенка, не раздражайтесь, если изменения не будут заметны в скором времени. Порой причина некрасивого почерка кроется в плохом настроении ребенка. Может, он переживает, а может, ему просто неинтересен школьный предмет. А писать-то все равно надо! Вот и не получаются красивые, ровные буквы.
Та же картина может быть после болезни или если ребенок устал. На почерк влияет и семейная атмосфера. Эмоциональное состояние малыша сказывается на том, как он пишет.
Регулярные занятия письмом помогут улучшить почерк и сделают его более четким и красивым. Поэтому важно поощрять ребенка писать каждый день, практикуя различные виды письма и настраиваясь на улучшение качества его рукописи. Самооценка или стресс Важно также помнить о психологической стороне вопроса. Если у ребенка есть проблемы с самооценкой или он испытывает стресс, это может сказаться на качестве его почерка. Поэтому важно создавать благоприятную обстановку, поощрять и поддерживать ребенка, помогать ему расслабиться и концентрироваться во время письма. В некоторых случаях даже важно сделать самое сложное — отстать от ребёнка и не акцентировать на теме письма внимание.
В такие моменты, дети, склонные испытывать излишнее напряжение, могут, наконец расслабиться и почувствовать в себе силы и интерес. Советуем к прочтению: Как сформировать правильную самооценку ребёнка? Некрасивый почерк у ребенка может быть вызван различными причинами, и для его улучшения необходимо применить комплексный подход, включающий в себя упражнения по развитию мелкой моторики, правильное положение тела при письме, развитие усидчивости и внимания, регулярные практики и обучение на основе образцов. В целом, улучшение почерка у детей — это процесс, который требует терпения, труда и поддержки со стороны родителей и учителей. Своевременное выявление причин некрасивого почерка, комплексный подход к его улучшению и постоянная практика позволят ребенку добиться успеха и научиться писать четко и аккуратно. Понравилась статья?
О чем свидетельствует плохой почерк? Причины и исправление плохого почерка
Выбор ручки для письма играет большую роль в красоте почерка. В канцелярских магазинах существует разный выбор принадлежностей для письма: гелевые, шариковые, гладкие и ребристые, с тонким или толстым стержнем. Ребенок сам должен выбрать, какую ручку ему удобнее держать в руках. Стоит заметить, что на сегодняшний день имеется большой выбор письменных принадлежностей для левшей , которые очень упростят ребенку-левше процесс письма. Ручки имеют специальные грани, которые позволяют не напрягать руку при письме и особенные чернила, которые не размазываются и не пачкают тетрадь и руку.
Существует упражнение, которое позволит ребенку проработать правильное написание букв. Для этого понадобится обыкновенная калька, которая кладется поверх написанных ранее слов или букв. Ребенок обводит буквы по образцу, тем самым, рука постепенно запоминает движения при письме. Чтобы правильно проработать наклон букв, следует просто купить тетради с косыми линиями, которые помогают ориентироваться в наклоне.
При проверке домашнего задания, важно акцентировать внимание не на «грязь» в тетради или помарки, а на те слова, которые получились красивыми. Во время занятий или выполнения домашней работы важно делать перерывы на отдых рук.
Если преподаватель начальных классов пишет неаккуратно и грязно, то и ученики будут перенимать эти недостатки. Следующий фактор - безразличное отношение учителей к уровню чистописания учеников. Если учитель снисходительно относится к грязи в тетрадках и плохому почерку, то и ребенок не будет стремиться избавляться от этих проблем. Третий фактор заключается в том, что на почерк и качество письма обращает внимание только учитель русского языка, если речь идет о средней и старшей школе. А вот учителя, преподающие другие предметы, не заостряют свое внимание и внимание учеников на то, как последние пишут. Для этих учителей важнее уровень знаний по их предметам. Последний фактор - сложность обучения каллиграфии детей более старшего возраста. Чем старше дети становятся, тем крепче закрепляется привычка писать так, как они пишут.
Если дети из начальной школы еще как-то работают над почерком, используя специальные прописи, то старшеклассники совсем не уделяют этому вопросу свое время. Сейчас существует большое количество различных методик и курсов по каллиграфии. Но стоит сказать, что в основном они разработаны для учеников начальной школы.
Занятия дольше пяти минут бессмысленны — ребенок перестает концентрировать внимание, у него устают рука, мышцы спины — пользы ноль. Я знаю многих родителей, которые до школы учат детей писать прописные буквы — этого делать нельзя. Максимум, к чему можно прийти в этом возрасте, — это печатные буквы, но начинать нужно, конечно, не с них. Недаром я назвала книгу «10 шагов к письму». В ней каждый шаг важен, перепрыгивать вперед нельзя, и написание даже печатных букв — это уже последняя ступень, а не первая. Для тех, кто хочет глубже изучить вопрос, я рекомендую видео на YouTube и свои прописи или книги: серию «Ступеньки к школе», «10 простых шагов к красивому и правильному письму», «Азбука письма — 365 шагов к школе», «Пишем буквы от А до Я».
Если у вас уже школьник, и уже есть проблема с почерком, то учите ребенка не торопиться. Лучше разделить задание на части. Если, например, задание занимает 40 минут, то ребенок точно не может выполнить его хорошо за один подход. Вначале будет хорошо, а потом нет. Лучше сделать по частям и спокойно, чем быстро и плохо. Но у нас какие установки в ходу: «Сделал дело — гуляй смело», «Сделай уроки — пойдешь гулять». Это ошибочная стратегия. Ну и, конечно, никогда нельзя заставлять ребенка что-либо переписывать. Переписанное всегда хуже, чем написанное изначально — это очень утомительно.
Не мучайте ребенка. Опыт других стран Ольга, Израиль: — Когда мы приехали в Израиль, моей младшей дочери было пять лет, она пошла в детский сад, а в шесть — уже в сад, который по типу школы. Три или четыре года они писали карандашами — в пенале у дочки были только карандаши и фломастеры для рисования. Писали в основном в учебниках, в тетрадках мало. Сейчас она переходит в 7-й класс — в среднюю школу. Как таковых оценок до сих пор не было. Оценивают только большие проекты и презентации, и то по стобалльной процентной системе. До этого были словесные формулировки: «Молодец», «Старайся», «В следующий раз получится лучше» и так далее. Что касается письменных работ, у них были своего рода прописи.
Вы понимаете, что иврит очень своеобразный язык — правой рукой нужно писать справа налево. На мой взгляд, эти прописи имели одну задачу — научить руку двигаться. Проблем никаких с этим не было. Как ни странно, большинство детей пишут ровно, хотя акцента на письменные задания нет.
Резонно даже использовать сначала тетрадь в клетку, потом перейти к линейке: так ребенку будет проще. Рисовать фигуры по точкам — это развивает пространственное мышление, заставляет ребенка продумывать свои действия наперед и, как следствие, помогает улучшать каллиграфические навыки. Прямые наклонные — основа букв. Можно рисовать их в обычной тетради в клеточку или купить специальные тренажеры. Источник: wildberries. Источник: ozon.
Даже если вы собираетесь работать над почерком третьеклассника, я все равно рекомендую приобрести прописи для первого класса. Нет ничего зазорного в том, чтобы вернуться назад и устранить пробелы. Уделите особое внимание выносным элементам, то есть хвостикам букв у, з, р, д, а также верхушкам букв б и в: по опыту, именно с ними у ребят часто бывают проблемы. Эти элементы не должны быть слишком маленькими, чрезмерно большими или витиеватыми: это затрудняет чтение текста. Ребенку может быть скучно писать одни только буквы — это нормально. Предложите замену — есть много прописей с интересными заданиями. Например, можно выводить очертания знакомых предметов или необычные загогулины — на деле все это элементы букв. Источник: labirint. Можно найти прописи в интернете и распечатать. Если у ребенка не получаются какие-то конкретные буквы и нет времени искать подходящие прописи, можно воспользоваться генератором письменных текстов для обводки — в интернете их много.
Такой сервис создает уникальную пропись под ваши запросы, позволяя выбрать: Вид строки: косая, узкая, широкая, клетка.
Как исправить почерк у ребенка: рассказывает педагог
Лучше сначала разобраться с базовыми навыками и условиями работы. Организовать рабочее место. Следить за правильным положением тела при письме, а также освещением и письменными принадлежностями. Рекомендации для старшеклассников актуальны и для взрослых. Делать нейрозарядки. Это такие упражнения, которые тренируют координацию и межполушарную работу мозга. Вот пример от нашего нейрописихолога и куратора дошкольных направлений, Татьяны Тамборской. Развивать мелкую моторику.
Детям с плохо развитой мелкой моторикой сложно удерживать мелкие детали. Есть игры, которые с этим помогают. Здесь нужно складывать и балансировать много элементов. Пальчиковая гимнастика с шариком учит регулировать силу нажатия. Ребенок катает шарик по столу и если нажимает слишком сильно — шарик улетает из рук. Резиночки помогают лучше почувствовать свои руки и управлять пальцами. Дети растягивают резинки, катают, надевают на разные пальцы.
После таких тренировок становится легче завязывать шнурки и писать. Эти и более интересные игры мы проводим с детьми в нулевом классе.
Большое значение уделяется написанию графических элементов и правилам их соединения. Причины, связанные с работой головного мозга Нередко случается, что несмотря на потраченное на отработку почерка время, он так и продолжает оставаться нечитабельным. Отклонения можно выявить по ситуации, когда человек не может писать красиво даже при большом желании.
Это должно насторожить человека — возможно, следует задуматься о походе к нейропсихологу. Специалист определит наличие отклонений в функционировании мозга и поможет скорректировать почерк, сделав его более каллиграфическим.
Источник изображения: pxhere Она отметила, что моторика рук, кистей и пальцев может быть нарушена из-за неправильного развития нервной системы, что мешает ребенку писать аккуратно. Также причиной плохого почерка могут быть переживания, эмоциональное напряжение и тремор рук, вызванный различными состояниями. Постоянное использование гаджетов и устройств сенсорного ввода, а также нарушение остроты зрения, могут также негативно сказаться на почерке ребенка.
С другой стороны, на почерк влияет сформированность высших психических функций: памяти, мышления, речи, восприятия, внимания и воображения. Очень важно понимать, что умение читать и писать, знание букв и цифр не говорит о том, что ребенок готов пойти в первый класс.
Произвольность психических функций дает ребенку возможность осваивать школьную программу. Например, произвольность внимания позволяет первокласснику следить за действиями и речью педагога, чтобы не упустить нужную информацию по заданной теме. Произвольность поведения выступает как способность высидеть 45-минутный урок», — комментирует психолог. Организация пространства для обучения также влияет на приобретение необходимых навыков. Рабочее место школьника и письменные принадлежности должны соответствовать возрастным требованиям. Поддержка от родных и близких, похвала за выполненную работу необходимы ребенку, чтобы добиваться успехов в учебе и не потерять интерес к познавательной деятельности. Родители должны осознавать, что за высокие оценки надо поощрять чадо.
А лучший способ при возникновении плохих оценок — это обсуждение трудностей.
Что в почерке тебе моём?
Почему проблема плохого почерка и сдачи денег волнует вас? Невролог Коньшина: плохой почерк у детей может указывать на нарушения здоровья. Понимание причины плохого почерка вашего подростка поможет вам понять, как с этим бороться.