Особенно упорные сторонники юлианского календаря продолжили отмечать так называемый "старый Новый год", наступающий 14 января по григорианскому стилю. Старый Новый Год — это чудесный повод еще раз собраться за щедрым столом со своими друзьями и близкими. И пусть он порадует Вас волшебством, подарками, запахом ели и мандарин. Старый Новый год — Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю). Соответственно, дата наступления «Старого Нового года» соответствует Новому году по юлианскому календарю. он же Новый год по старому стилю, или ортодоксальный Новый год - отмечается в ночь с 13 на 14 января, после окончания официальных новогодних каникул. Юлианский календарь на момент реформы отставал от реального календарного года на 10 календарный год, и каждое столетие эта разница увеличивалась.
ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
- Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество - Православный журнал «Фома»
- Когда в России ввели юлианский календарь - Парламентская газета
- Сегодня по юлианскому календарю — начало Нового года 🎄✨🥂 |
- Старый Новый год и самые длинные праздничные дни
Почему Новый год в России отмечают до Рождества, а в Европе после? И другие новогодние традиции.
Например, сегодня день памяти Марии Египетской православной церковью отмечается 14 апреля что соответствует 1-му апреля по старому стилю. То есть церковный праздник «ушел вперед» в пересчете на современный календарь. Но вот что интересно — касательно его народной составляющей — значительная часть народных обрядов на Марию Египетскую была связана с тем, что «просыпается домовой», поэтому, чтобы его запутать, люди символически обманывали друг друга в разных мелочах. Это сугубо обрядовое действие, связанное со встречей с потусторонним миром домовой — потустороннее существо , где все — наоборот. В этом совершенно отчетливо видятся истоки первоапрельских розыгрышей и, как мы видим, люди «по старой памяти» продолжают «отмечать» эту народную традицию именно 1 апреля так сказать в день, который соответствует числовой записи по «старому стилю» , хотя в пересчете на современный календарь церковный день Марии Египетской значительно отодвинулся. Астрономически 1 апреля ближе к тому дню, в который по народным преданиям «просыпался домовой». Какие даты считать более правильными для исторических событий? С церковными и солярными дохристианскими праздниками все более-менее ясно. Но как быть с историческими событиями до 1918 года — например, день победы в какой-либо войне?
Стоит ли вспоминать это событие по новому стилю, по старому или как-то еще? Вопрос довольно сложный и спорный, при ответе на него может быть такая логика: - если нам важна историческая преемственность отметить событие в тот же день, когда его отмечали наши прапрадеды , то ориентироваться стоит на юлианский календарь, так как до 1918 года все даты записывались в нем, а следовательно и отмечались в циклах юлианского календаря. Чтобы продолжить этот цикл мы должны дату по старому стилю перевести в новый стиль обычно это и есть всем известная дата, которая уже "пересчитана" — тогда и отмечать. В этом случае переводить ее в григорианскую датировку по новому стилю НЕ стоит — дата по новому стилю НЕ имеет какого-то глубокого внутреннего смыла, это просто соответствие юлианской дате в новом григорианском календаре, которое получается «механическим» прибавлением нужного числа дней, необходимым для перевода одной системы временных координат в другую. Исходя из этого мы определяем каково было «отставание» юлианского календаря от «григорианского» на тот момент времени; Переводим юлианскую дату в григорианскую, добавляя столько дней, сколько нужно чтобы компенсировать данное отставание. Юлианский календарь отстает от григорианского или опережает его? Важно, что мы берем за точку отсчета. Из-за этого и возникает путаница.
Например, Рождество по новому стилю приходится на 7 января, а по старому — на 25 декабря. При этом это один и тот же день. При этом юлианский календарь, а вместе с ним и церковные православные праздники «уходят» вперед от точек солнцестояний и равноденствий, то есть фактически перемещаются на следующие месяцы и более поздние даты. Соответственно некоторые церковные праздники у католиков отмечаемые по григорианскому календарю , а также дохристианские солнечные праздники наступают по временной шкале раньше, чем православные — православное Рождество позже католического на 14 дней, при этом дохристианская Коляда почти «совпадает» с католическим Рождеством по астрономическим причинам , но удаляется от православного с каждым столетием все дальше. Виктор Васнецов. Нестор летописец. До календарной реформы Петра в России использовался так называемый «Византийский календарь», который у нас также носил названия «Миротворный круг», «Церковный круг», «Великий индиктон». По продолжительности года он НЕ отличается от юлианского, однако Новый год в нем отсчитывается не от 1-го января, а от 1 сентября, а само летоисчисление ведется НЕ от Рождества Христова, а от Сотворения мира.
В период светских новогодних праздников верующие держат Рождественский пост. Непосредственно 1 января поминают святого мученика Вонифатия, которому следует молиться, чтобы избавиться от пьянства недуг винопития. Вопреки расхожему мнению, традиция отмечать старый Новый год существует не только в нашей стране. Во всех государствах появление необычной даты связано с переходами на разные календари, но в каждой стране существуют свои традиции. В немецкоязычных регионах Швейцарии, например, 13 января отмечают старый День святого Сильвестра, наряжаются в маскарадные костюмы и поздравляют друг друга с Новым годом. В Македонии в Новый год по старому календарю устраивают карнавалы. Аналог нашего праздника есть в Уэльсе — фестиваль Хен Галан. Он тоже означает наступление Нового года по юлианскому календарю, и в этот день дети могут «колядовать» — ходить по домам и получать сладкие подарки.
Позже традиция детских елок получила развитие и сохранилась до сих пор. В качестве подарков детишки получали от Деда Мороза жестяные сундучки со сладостями. Кстати, в Петербурге лучшая детская елка проводится именно в Аничковом дворце. Откуда взялись Дед Мороз, Мандарины и салат Оливье? Дед Мороз или просто «Мороз» был еще у древних восточных славян. Его образ попал в современность через народные сказки. В 19 веке образ Мороза Ивановича объединился с религиозным образом святого Николая. Таким образом в России появился свой самобытный Санта как, в общем во всех странах. К примеру, в Финляндии это Йоулупукки.
Но канонически образ Деда Мороза был сформирован уже в советской России, когда старые буржуазные атрибуты рождества потерпели секуляризацию. Они были в дефиците в обычное время, а под Новый год появлялись на прилавках. Но если копнуть в историю глубже, то впервые на новогодних столах желтые фрукты появились в 19 веке. Так, кстати, и разбогатели знаменитые купцы Елисеевы. Салат Оливье в первозданном виде появился в 60-е гг 19 века. Его создал француз Люсьен Оливье, шеф-повар ресторана парижской кухни «Эрмитаж» в Москве.
В 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября. В сентябре новый год отмечали более двухсот лет. А 20 декабря 7208 года Петр I подписал именной указ, по которому новый год следовало считать с 1 января. При этом новый год считали 1700-м.
ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
- Все врут календари
- На Россию надвигается Старый Новый год
- Поиск по сайту
- «Это был бы настоящий праздник для русского народа и России»
- Когда стали отмечать старый Новый год
Почему католическое Рождество отмечают 25 декабря, а православное 7 января
Причина в том, что старый новый год считается по старому календарю (юлианскому), который был использован до середины 20 века в России. В 46 году до нашей эры император утвердил новый календарь. Притом Новый год празднуется по принятому государством григорианскому календарю, а Рождество — по церковному, юлианскому. 1 января по григорианскому календарю отмечается католическо-баптистско-протестанский новый год. Почему отмечают Старый Новый год и в каких странах помимо России сохранилась традиция отмечать Новый год по старому стилю.
Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
«Это был бы настоящий праздник для русского народа и России» | В 1923 году на новый стиль перешло и большинство православных Церквей, но Русская православная церковь до сих пор осталась верна старому стилю и Рождество отмечает по юлианскому календарю 7 января. |
Интервью с митрополитом: Новый год по Юлианскому календарю | Юлианский календарь сложился в 46 году до н. э. на основании древнеегипетской астрономии. |
Ночь с 13 на 14 января: как Новый год стал старым и почему не стоит отмечать его в женской компании
Именно поэтому празднование Нового года по старому календарю приходится с 13 на 14 января. И сейчас в ночь с 13 на 14 января по григорианскому календарю можно снова отметить наступление нового года – только на сей раз по юлианскому календарю (и ещё раз насладиться повтором "Новогоднего огонька" по телевидению). В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти.
Новый год, история появления празднования Нового года
Новый год празднуется в Рождественский пост и становится искушением для христиан. Рождественская елка как богатый смыслами символ Рождества Христова подменена бессодержательной новогодней елкой, ее часто выбрасывают уже в первых числах января, даже не дождавшись Рождества. Крещение в общем сознании также полностью отделилось и от нового года и Рождества. Такой новый год точнее называть не «светским» или «гражданским», а откровенно антихристианским. При всех минусах христианства на западе, там хотя бы внешне сохраняется логическая связь Рождества Христова с Новым годом, и по крайней мере желающий вполне может отпраздновать все в свое время. Пусть этот Новый год так и называют Новый год до Рождества Христова. Как ни парадоксально именно этот новый и нужно называть старым, потому что в нем еще нет ничего нового.
К счастью, мы имеем наш традиционный календарь, который сохранила и продолжает хранить Православная Церковь. Если право каждого народа — иметь свою территорию, то не менее важно право — иметь свое время, свой календарь, который можно отнести к области государственного суверенитета. Очевидно, что у каждого народа есть свое историческое время, календарь тесно связан и с религией, и с историей, и с менталитетом. В него входит система праздников, представляющих общий сюжетный годичный цикл культурообразующих событий в жизни народа. И в этой системе важное место занимает празднование нового года, как начало этого цикла. Многие страны вполне комфортно живут по своему уникальному календарю, не испытывая никаких проблем в общении с другими государствами, народами и культурами.
На азиатском Востоке имеется свой календарь, который последнее время нам активно навязывают, и нам периодически падают с неба то крысы, то змеи, то кролики, причем там, у себя на родине, вся эта символика имеет вполне религиозный смысл. Мусульманские страны живут по мусульманскому календарю, заданному Магометом. В Израиле сейчас 5783 год. В абсолютно светском «коммунистическом» Китае готовятся встретить 4720 год. Мы также имеем свой исторический русский суверенный календарь и имеем законное право жить по своему календарю, в котором Рождество является источником Нового года. Мы должны встречать Новый год с родившимся Спасителем мира.
Дед Мороз не может заменить нам Христа. Давайте дедушку мороза оставим народным сказкам, а в гости к себе пригласим своего Спасителя. Можно разрешить календарную проблему и вернуться к нашему исконному календарю на государственном уровне? Совершенно легко! Пример пришедших к власти в 1917 году людей показывает, что нужен всего лишь росчерк пера. Как легко ввели, так легко и вернуться.
Если кто-то скажет, что это будет дорого стоить, давайте вспомним, что в 1918 году в условиях разрухи почему-то никто не рассуждал о дороговизне. Есть вещи, которые важнее материальных ценностей. Нужно решение, нужен всего лишь Указ о возвращении нашего традиционного календаря, о том, что сегодня 31 декабря 2022 года, а завтра настоящий Новый год со Христом, Божией Матерью и Василием Великим. И мы будем жить в нашем русском времени, по-русски нормально праздновать, трудиться, поститься и молиться. Говоря о традиционных ценностях, нужно признать — мы многое утратили. У нас по сути украли и Рождество, и Святки, и Новый год, и Крещение в их глубинной связи и богатстве торжества.
Нужно осознать, что празднуем Рождество Христово совсем не так, как праздновали его наши предки, как праздновали его наши святые — Иоанн Кронштадтский, царь-мученик Николай со своей благочестивой семьей, весь православный народ.
Однако, астрономические причины являются далеко не главными. Вопрос о календаре заключается ни в чем ином, как в признании или непризнании папского главенства в Церкви Христовой. В Григорианском календаре нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, поэтому применение Александрийской пасхалии в нем оказалось невозможным.
Григорианская реформа нарушила церковные каноны, которые являются непреложными в настоящее время трижды в 19 лет католическая пасха празднуется раньше иудейской, что и исторически неверно. Католические страны приняли новый календарь под угрозой отлучения от Церкви. Россию на Григорианский календарь перевело большевистское правительство в 1918 г. Однако Русская Православная Церковь не перешла на новый календарь и по сей день сохранила верность святоотеческому преданию.
Православная Церковь в мире хранила единство в борьбе с календарной ересью до 1923 г. Предлагался так называемый «новоюлианский» календарь, с помощью которого преследовались экуменические цели. Он был разработан югославским астрономом М. Этот календарь практически совпадает с Григорианским.
Следует отметить, что на этом совещании вводились и другие неканонические новшества, например, разрешение второго брака священнослужителей, епископам — иметь жен, сокращение постов и богослужений. Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников», перемешало дни церковных праздников у принявших его. Сам Господь Своим Знамением — схождением Благодатного огня в Великую Субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения — подтверждает истинность Православия, сохранившего в чистоте юлианский церковный календарь и Александрийскую пасхалию. Е-К «Христианин должен торопиться» — У нас очень популярны сейчас западные системы тренингов, которые ориентируют человека на успех.
Их лозунг: «Торопись, богатей, времени очень мало, действуй! Конец света может наступить завтра. Яко тать в нощи. Поэтому и должно быть всё время состояние напряженности.
А эти системы — мутация такого христианского состояния — состояния постоянной нацеленности на действие. В них смещены ценностные координаты. А смена этических координат приводит к страшным вещам. Вот ты бежал-бежал-бежал, схватил, получил — а счастья нет!
У меня много знакомых, которые занимаются подобными практиками, — это фантастически эффективные люди.
По мнению эксперта, именно с языческими корнями связана традиция всевозможных гаданий, попыток заглянуть в будущее и узнать, каким будет это новое и ещё неопределённое. Так вариант предсказания грядущего по начинке вареников из-за своей доступности и несложной символической нагрузки широко распространился по южному региону и частично по стране, спустя века почти лишившись мистического наполнения. Из необычных начинок можно привести в пример овечью шерсть, означавшую богатство и благополучие», — добавила Мария Митрохина. На Руси 14 января отмечался Васильев день, на который было принято приготавливать не только вареники, но пироги и блины, варить кутью — зерновую кашу с изюмом или орехами, запекать поросят. Дети ходили щедровать колядовать , тем самым поздравляя с Новым годом и собирая угощенья. Девушки непременно гадали на суженого самыми разными способами. Сейчас всё это больше ассоциируется у нас с ночью перед Рождеством, благодаря закреплению в массовой культуре соответствующего стереотипа. Однако некоторые обряды встречи Нового года в ночь с 13 на 14 января могут встречаться и по сей день в русской глубинке.
В странах, которые так же поздно перешли на григорианский календарь, либо с протестами принимали другое летоисчисление, есть похожие традиции.
В Румынии Старый Новый год встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Для праздничного стола делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо.
Старый Новый год отмечают также на северо-востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Считалось, что в 1000 г. С тех пор в предновогодний день жители Швейцарии наряжаются в маскарадные костюмы, на голову надевают причудливые сооружения, напоминающие кукольные дома или ботанические сады и называют себя Сильвестер-клаусами. Прогуливаясь по улочкам, местные жители шумят и кричат, тем самым, выгоняя нечистую силу и приглашая добрых духов.
Кроме того, Новый год по старому стилю отмечают в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании. В этот день не бывает фейерверков или шампанского.
Казусы календаря: почему в России Рождество празднуют после Нового года
Юлианский и григорианский календари и история празднования Нового года | Законотворцы предложили начать жить по старому юлианскому календарю. |
Летоисчисление и история календаря на Руси. | Ее первым годом был 6496 год по византийскому календарю. |
Почему мы празднуем не только Новый год, но и Старый Новый Год?
А есть ли у нас «наше время» в культурно-историческом смысле этого понятия, своя форма календарного бытия? Очевидно, что есть, но она подверглась сильнейшей деформации после 1917 года. Здесь, как и во многом другом, Россия понесла огромные смысловые потери. Приходится признать, что разрушения многих духовных явлений коснулись и представлений о календарном времени и начале года. Здесь были спровоцированы фундаментальные смещения смыслов. Процесс был вызван искусственно навязанным России в 1918 году западным календарем, так называемым григорианским, или, если называть вещи своими именами, чисто католическим календарем, созданным Римским папой Григорием XIII в конце XVI века и введенным им в католических странах вместо общехристианского юлианского календаря. Новшество большевиков на самом деле не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Мне думается, что оно носило более антирелигиозный, нежели политический характер. В результате в России возникла ситуация, когда одновременно функционирует два календаря: православный в Церкви и католический в государстве. Новый год празднуется по католическому календарю, а Рождество Христово по православному.
Удивительный парадокс, Православная Россия вот уже век живет по католическому календарю. Именно этот факт привел к деформации восприятия праздников, прежде всего, Рождества Христова. Хотя по церковному календарю Рождество празднуется 25 декабря, но поскольку это по новому стилю — 7 января, в общественном сознании праздник Рождества устойчиво воспринимается как сугубо январский постновогодний праздник, потому что для большинства граждан сегодня — 13 января, а не — 31 декабря по старому стилю. То есть сегодня по идее мы должны быть в предновогоднем настроении, вспоминать прошедший год, готовиться к встрече Нового года! Но ситуация совершенно другая, про Новый год мы уже успели забыть. На дворе средина января. По церковному стилю мы только встречаем Новый год, а по государственному — давно уже встретили. Как думаете, это вообще нормально или нет: существовать одновременно в двух измерениях времени? В психологии данное явление называется когнитивный диссонанс, оно приводит к серьезными психологическим расстройствам, вплоть до раздвоения личности.
Невозможно одновременно жить в двух временах. Как же мы встречаем Новый год?! Если посмотреть внешне, то очень весело: тут тебе и застолья, и поздравление Главы государства, и грохот фейерверков, и дед мороз со Снегурочкой, и голубой огонек, и оливье, и «Ирония судьбы» и всенародная опохмелка в течение первых дней нового года. В течение последних десятилетий сложилось особое «чинопоследование» встречи нового года. Главное только не спрашивать: а что, собственно, празднуем? На поверку — ничего, кроме перемены одной цифры. Получается веселый праздник, лишенный какого-либо смысла. К сожалению, Церковь все более вписывается в это светское торжество, причем как те, кто его принимает, так и те, кто его не принимает. Те, кто принимает, служат накануне — 31 декабря по новому стилю, а по сути, в совершенно рядовой день 18 декабря — молебны на новолетие или благодарственные молебны, дескать, за прошедший год.
А те, кто не принимает, служат в полночь всенощные бдения и Литургии, как бы в противовес светскому празднованию, но придавая таким образом этому дню еще большее сакральное значение. Ночные службы по уставу положено служить на самые великие Праздники, такие как Пасха и Рождество. И вдруг ничем не примечательный в богослужебном отношении день 19 декабря по старому стилю вопреки уставу получает статус чуть ли не равный величайшим церковным праздникам. Говорят, что это — гражданский новый год, и он не имеет никакого отношения к вере.
Для того, чтобы перейти на новый календарь с летосчислением «от Рождества Христова» следовало в старом календаре от «сотворения мира» от года 7208 отнять 5508 лет. В Указе Петра I предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира, наступит 1 января 1700 года от Рождества Христова, «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа». Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. Принятие Россией летосчисления по юлианскому календарю во многом облегчало торговые, культурные и научные связи с Европой, хотя во многих странах Европы в 16 -17 веках уже было принято летосчисление по григорианскому календарю. У каждого народа было своё летоисчисление от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления , но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление. Для чего?
Чтобы отсечь всё Наследие.
У каждого народа было своё летоисчисление от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления , но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление. Для чего? Чтобы отсечь всё Наследие.
Ведь Петр 1 не просто заменил руский календарь на европейский, он украл у народа 5508 лет Наследия Предков, и появилась возможность в академических книжках по истории написать, что до христианизации, Руси как бы и не было. После Петровской реформы Наследия как бы не стало, и плюс вырезались все родовитые мужи Бо-Ярые , древние Рода. Таким образом, появилась хлюпкая новая элита, как в новейшей истории: коммунистов убрали от власти, и пришла новая хлюпкая, дохлая элита — голубые мальчики, розовые девочки. Тоже самое делал Петр 1: запрещал носить бороды богатство Рода, связь с Предками , заставлял мужчин ходить в колготочках, панталончиках, одевать всякие висюлечки, ленточки, бантики, как маленькие девочки.
И только после этого, наконец, наступит 2 января. По юлианскому календарю. Депутатскую идею пусть и осторожно, но поддерживают в православной церкви. Ведь она так и не перешла на григорианский календарь. Православные праздники после прежней реформы приходится отмечать с отставанием от светской жизни.
Что очень удобно. А то большинство на Новый год напируется — и пост нарушат и праздник смажет, — говорит настоятель храма всемилостивого Спаса, протоиерей Александр. А пересекая границу, россияне будут не только стрелки переводить, но и календари перелистывать. Поездки за рубеж станут настоящим путешествием во времени.
Исторический феномен
- Как и когда праздновали Новый год на Руси
- Как Пётр I изменил главный праздник в году
- Астрономия и календарь
- Юлианский календарь: установление 1 января датой Нового года
- Почему Новый год 1 января? Причины, фото и видео - Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
- Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января - Экспресс газета
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество
Юлианский календарь, который берет начало от древнеримского календаря, был введен в России 321 год назад, 1 января 1700 года. Сегодня православные славяне отмечают Новый год по древнему канону. Новый год по юлианскому календарю — это особый подарок, который русские сами себе дарят каждый год после перехода на новый календарь в 1918 году. По юлианскому календарю продолжительность каждого года оказывается больше продолжительности тропического года на 11 минут и 14 секунд.
В ночь с 13 на 14 января будет отмечаться Новый год по юлианскому календарю
То же самое, кстати, относится и к разновременности церковных событий из-за различия временных зон на земном шаре: хотя мир устроен так, что строгая одновременность по всей Земле невозможна, единство сохраняется за счет следования общему уставу и совершения общих праздников в течение установленных суток. Верующие должны подчиняться решениям церковной иерархии. Разумная мысль. Она относится к тем, чья церковная иерархия перешла на новый стиль. Но к самой календарной реформе 1924 года она не имеет ни малейшего касательства. Что при этом удивительно: в некоторых юрисдикциях отдельным приходам дано право выбирать себе календарь! Печальный пример отказа епископов от своих прямых обязанностей. На прихожан без богословского образования, без знаний и опыта в канонических и литургических вопросах возлагается ответственность за изменение церковного календаря, составляющего неотъемлемую часть Священного Предания вот уже более полутора тысяч лет! В американском ВМФ недавно произошел характерный случай. После долгого похода капитан предложил команде корабля выбрать порт для недельного отдыха. И что же?
За этот поступок его отстранили от командования и лишили звания: капитан не имеет права перекладывать на подчиненных принадлежащую ему ответственность. Не то же ли самое происходит, когда прихожане пересматривают решения Вселенских и Поместных Соборов? Иначе, как карикатурой на демократию, это не назовешь. Якобы мы должны привести церковный календарь в соответствие с гражданским, если всё общество живет по гражданскому календарю. Разумеется, гражданские власти устанавливают всеобщие стандарты мер, в том числе и времени для чего и служат атомные часы в Управлении стандартов. Но им ли надлежит устанавливать церковные праздники? Как же быть с отделением Церкви от государства? С какими только гражданскими властями не сосуществовала Церковь на протяжение веков, какие только календари не были приняты в обществе — а церковный календарь сохранялся в неизменном виде. Ведь церковный календарь в принципе отличается от любого гражданского: он изнутри регулирует таинственную богослужебную жизнь Церкви. Гражданский календарь, как и многие другие стороны нашей социальной жизни, находится в полном распоряжении гражданских властей: они могут менять его как и когда угодно.
Одно время всерьез рассматривался всемирный календарь из тринадцати месяцев по 28 дней плюс один или два «дополнительных» дня в конце года.
Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. Первый был создан в Римской империи и основывался на древнеегипетской астрономии. Григорианский календарь же был более точным, его создали в XVI веке с учетом новейших знаний об устройстве вселенной.
Разница между двумя системами исчисления составляла 13 дней и создавала неудобства для ведения международных политических и экономических дел и приводила к забавным казусам в повседневной жизни. Например, по датам на почтовых штемпелях выходило, что телеграмму получили в Европе на несколько дней раньше, чем отправили в России. Переход на западноевропейский календарь произошел 14 февраля 1918 года. Согласно декрету, главной целью всего проекта было «установление в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления».
Появился и необычный праздник — старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю, который не был забыт в народе.
Сентябрь использовался для датировки официальных документов, таких как договоры, контракты и дела, но больше всего православная церковь отмечала празднование Нового года 1 сентября — как в Византийской империи. Но 1492 год, считая от сотворения, был бы 7000-7001 годом. Согласно множеству пророчеств, циркулировавших в русском очень суеверном обществе конца 15 века, это был год, когда Антихрист посетит мир — конец света.
Большинство россиян, даже самые кроткие и образованные, верили в эти пророчества. Большинство россиян также верили в конец света — источники указывают, что в 1492 году количество торговых сделок было значительно меньше, чем в 1491 или 1493 годах. Однако большинство православных иерархов и гражданских властей в Москве не восприняли пророчества всерьез. Дмитрий Трачаниот, греческий дипломат и религиозный деятель на службе Ивана III, заявил в своих письмах, что ни сам Иисус, ни пророки, ни святые не говорили о конце света после седьмого тысячелетия от сотворения мира, и что это было не более чем чем человеческие домыслы.
Действительно, 1 сентября 1492 года или в 7001 году византийской календарной системы ничего конца времени не произошло. Вместо этого Московский Собор Православной Церкви постановил, что Новый год должен начаться именно в этот день, и это решение было принято по политическим причинам. Почти 40 лет назад, в 1453 году, Константинополь был завоеван Османской империей, а в 1472 году великий князь Иван III женился. С их женитьбой и введением 1 сентября в качестве празднования Нового года 20 лет спустя Иван III послал.
Эта политическая и религиозная концепция, позже известная как «Москва, третий Рим», была принята преемниками Ивана III. Почему Петр Великий поставил Новый год на 1 января?
Переход стран мира на григорианский календарь был длительным.
Сначала реформа прошла в католических странах Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др. И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году и православных в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году государствах. Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно.
В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь. Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.
После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность. Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года.
Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам.