Новости кто стал первым в россии царем

Став первым русским царем Иван IV получал неограниченную самодержавную власть.

Пётр Первый

Личной трагедией царя стал разрыв с наследником. Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Так Россия стала империей. Александр II стал первым и пока последним правителем России, погибшим в результате террористического акта. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.

Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой

Свежие новости в России и мире. Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт.

На Руси состоялось первое венчание на царство

Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). Московское государство становится в 1721 году Российской империей, во главе с императором Всероссийским. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.

Избрание патриархов на Руси

Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). О том, кто стал первым царем в России, я и поведаю. Он стал 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым из троих детей его второй супруги, крымско-татарской княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной. Так Россия стала империей.

Михаил Фёдорович — первый из Романовых

Юридически первым царём стал Иван IV, венчанный на царство 16 января 1547 года (до этого он 14 лет числился великим князем). Главной исторической сенсацией стало коронация Ивана IV Грозного на Московском престоле, после которой он стал первым царем России. Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Став первым русским царем Иван IV получал неограниченную самодержавную власть.

Романов Пётр I Алексеевич

При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами.

На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате.

Избрание нового царя после смуты. Первый царь из династии Романовых.

Избрание первого царя из рода Романовых. Царь из будущего. Фёдор Иванович царь. Фамилия Ивана Грозного царя. Кто стал царем после Ивана Грозного. После смерти Михаила Романова с новым царем стал его сын.

Ивана IV Грозного до 1584. Первые цари династии Романовых 1613 — 1682 гг. Великий князь Московский и всея Руси с 1533 года. Правление Михаила Федоровича 1613-1645.

Митрополит Макарий торжественно возложил на голову молодого царя шапку Мономаха, которая олицетворяла высшую власть. С этого времени политический вес правителя внутри страны и на международной арене значительно возрос.

Деятельность Ивана Грозного Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов. Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу. Царский титул давал Ивану Грозному возможность претендовать на роль преемника древних традиций Римской империи. На первых порах Иван Васильевич был настроен на поэтапное проведение либеральных реформ. Поддержанный ближайшим кругом соратников, царь провел ряд мероприятий, которые должны были обновить и укрепить власть в стране.

Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти. В ответных письмах царь Иоанн указывает Курбскому, что именно Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в правильном порядке, тогда и доблести военные во время войн будут проявляться как следует.

Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему. В глазах Иоанна Грозного неповиновение царю — это бунт и неповиновение самому Божественному закону. Преступление не только против Царя земного, но и против Царя Небесного. Если бы в русском обществе не выработался и со временем не окреп третейский, примеряющий институт Царской власти, то противоположные интересы разных групп русского общества и разных национальностей разорвали бы единство России. Погубили бы русскую государственность, в море многомятежных, многонациональных страстей. Именно власть Царская, как особое властное выражение единства русского народа, сохранила страну, "душу нации" и стала его объединяющим знаменем.

Первый Русский Царь

Во время правления первого царя были проведены следующие реформы: Созданы новые приказы органы центрального управления : Земский, Челобитный, Поместный и другие. Каждый приказ занимался определенными вопросами внутренней политики. Введен новый Судебник — свод законов. Проведена реформа местного самоуправления Земский собор , функции управления и суда переданы от кормленщиков к выборным должностям. В итоге дворяне получили больше власти и смогли более успешно решать проблемы регионов, а налоги начали собираться по более успешной схеме. Начата военная реформа: создание регулярного войска и стрелецких отрядов, введено Уложение о службе. Церковная реформа или Стоглавый собор включали в себя унификацию церковных обрядов и ужесточение дисциплины по всей России обряды начали проводиться по одной схеме , были канонизированы новые святые. Также в задачи церкви входило просвещение людей. Еще одним направлением стало учреждение опричнины — отряда личных телохранителей царя. Это был собранный из представителей знатнейший боярских родов отряд, который должен был выполнять важные задачи.

Но в итоге опричнина не справилась со своими задачами и была расформирована. Внутренняя политика Ивана IV состояла в расширении границ государства и их охране. Она делилась на 3 направления: Юг: война с Крымским ханством. Россия проиграла, крымский хам провел несколько набегов на Москву. Запад: Ливонская война, попытка выйти к Балтийскому морю. Русское царство проиграло и потеряло несколько пограничных городов. Восток: самое успешное направление. Присоединены Казанское и Астраханское ханства, успешный сибирский поход Ермака. По итогам всех завоеваний Россия в период правления Ивана Грозного увеличилась почти в 2 раза и стала самым крупным государством Европы.

Однако экономическое состояние было удручающим.

В 1721 году патриаршество упразднено полностью, всеми «духовными делами» отныне заведует Синод, подчиняющийся Сенату. Все 12 членом Синода перед вступлением в должность приносят присягу императору. Прочие реформы Среди других социально-политических преобразований Петра I: Реформа культуры, подразумевавшая насаждение и порой весьма жестокое западных обычаев. В 1697 году в России разрешается продавать табак, со следующего года выходит указ об обязательном бритье. Меняется календарь, создается первый театр 1702 и музей 1714. Реформа образования, проводимая с целью пополнения войска квалифицированными кадрами.

После создания системы школы последовал указ об обязательном школьном образовании кроме детей крепостных и запрет на женитьбу для отпрысков дворян, не получивших образования. Налоговая реформа, установившая подушную подать как основной налоговый источник пополнения казны. Денежная реформа, заключавшаяся в снижении веса золотых и серебряных монет, введении в обращение медных монет. Создание Табеля о рангах 1722 — таблица иерархии военных и гражданских чинов с их соответствием. Указ о престолонаследии 1722 , позволявший императору лично назначать преемника. Легенды о Петре I По разным причинам в частности, из-за того, что остальные дети царя и он сам были, в отличие от Петра, физически слабыми существовали легенды, что настоящим отцом императора являлся вовсе не Алексей Михайлович. По одной из версий отцовство приписывали русскому адмиралу, уроженцу Женевы, Францу Яковлевичу Лефорту, по другой — грузинскому великому князю, правившему в Кахетии, Ираклию I.

Имели место также слухи, что у Нарышкиной родилась очень слабенькая дочь, которую заменили крепким мальчиком из немецкой слободы, и даже утверждения, что вместо истинного помазанника божьего на престол взошел антихрист. Есть гипотеза, что из Великого посольства вернулся Лжепетр Более распространена теория подмены Петра во время пребывания в Великом посольстве. Ее сторонники приводят следующие аргументы: по возвращении в 1698 году царь начал вводить иноземные порядки бритье бород, танцы и развлечения и др. Личная жизнь Петра Первого: жены, дети, фаворитки В 1689 году царевич женился на Евдокии Лопухиной — привлекательной и скромной дочери бывшего стряпчего, дослужившегося до должности государева стольника. Невесту выбрала Наталья Нарышкина — она рассудила, что хоть и бедный, но многочисленный род невестки упрочнит положение сына и поможет избавиться от регентши Софии. Кроме того, Прасковья, жена его единокровного брата Ивана, огорошила Наталью новостью о беременности, так что медлить было нельзя. Во-первых, мнением царевича при выборе невесты никто не поинтересовался.

Во-вторых, девушка была старше Петра на 3 года, воспитана в ключе Домостроя и не разделяла интересов мужа. Вопреки ожиданиям Нарышкиной, верившей, что мудрая жена обуздает легкомысленный нрав ее сына, Петр продолжал проводить время с «корабликами». Так что расположение Нарышкиной по отношению к невестке быстро сменилось на презрение и ненависть ко всему роду Лопухиных. В браке с Лопухиной у Петра Первого родились трое по другой версии — двое сыновей. Младшие дети умерли вскоре после появления на свет, но выжившего царевича Алексея растили в духе почтения к отцу. В 1690 году Франц Лефорт познакомил Петра I с 18-летней Анной Монс, дочерью овдовевшей и обедневшей владелицы гостиницы из Немецкой слободки, бывшей любовницей Лефорта. Мать девушки не гнушалась «подкладывать» дочь под зажиточных мужчин, да и сама Анна не тяготилась подобной ролью.

Их отношения продлились более десяти лет, по указу царевича Анне и ее матери возвели роскошный особняк в Немецкой слободке, фаворитке государя выделялось месячное довольствие в размере 708 рублей. Вернувшись из Великого Посольства в 1698 году, государь первым делом навестил не законную супругу, а Анну. Через две недели после возвращения он сослал Евдокию в суздальский монастырь — к тому времени Наталья Нарышкина умерла, и больше никто не мог удержать своенравного царя в ненавистном ему браке. Государь стал жить с Анной Монс, после чего подданные нарекли девушку «погибелью земли русской», «монсихой». В 1703 году выяснилось, что пока Петр I был в Великом Посольстве, у Монс начался адюльтер с высокопоставленным саксонцем. Убитый таким предательством, царь распорядился посадить Анну под домашний арест. Второй женой Петра I стала урожденная простолюдинка из Лифляндии Марта Скавронская, совершившая потрясающее по тем временам социальное восхождение.

На самом деле императоры держали в этой руке «акацию» — мешочек с «прахом земным» или «прахом и землёй» , символизирующий бренность земной жизни вспомним землю, которую таскали с собой русские богатыри. У византийских императоров мешочек большой, заметный, у Владимира его не видно, так что, может, его и вовсе нет. Но положение руки сохранилось. В-третьих, специально показаны сапоги, придающие изображению князя несколько комический вид кстати, на византийских монетах этой детали нет. Это, очевидно, намёк на византийские кампагии — пурпурные сапоги туфли, сандалии, кеды, валенки , процесс одевания которых приравнивался ко вступлению на императорский пост. Их могли носить только императоры и даже наследник имел право носить только одну пурпурную туфлю. Из всего этого можно сделать вывод, что Владимир Святославич, женившийся на порфирородной признак членов императорской семьи — рождение в особой, «багряной» комнате царского дворца византийской принцессе Анне, решил, что стал императором, равным византийским. И, в общем-то, имел для этого некоторые основания — императоры Василий II и Константин VIII сохранили трон только благодаря крещению Владимира, который предоставил им воинский отряд, позволивший подавить восстание Варды Фоки.

Наследники Владимира Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый по каким-то причинам представления о себе как о царях не сохранили. Почему — вопрос открытый. Вполне вероятно, что статус Владимира был определён именно родством с василевсами через жену и особыми заслугами перед Константинополем и не передавался по наследству. Возможно также и то, что статус этот был утрачен в результате не вполне легитимного транзита власти после смерти Владимира — по информации немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, и Святополк, и Ярослав были участниками заговоров против киевского князя, но заговоры были раскрыты, в результате чего Святополк был заключён в «поруб», а Ярослав поднял восстание в смысле — отказался идти в оный же «поруб».

Так, вопреки воле матери, в невесты он выбрал Марию Анастасию Хлопову, девицу из незнатного дворянского рода. Браку не суждено было осуществиться — против Марии было всё окружение царя. Невесту объявили больной и отправили «на лечение» в Тобольск. В 1624 году по настоянию матери Михаил женился на Марии Долгоруковой, но через год Мария умерла от болезни. Год спустя были устроены царские «смотрины невест»; на этот раз царь сам выбрал себе в жёны Евдокию Стрешневу, дочь небогатого дворянского рода. Брак оказался счастливым; у супругов родилось 10 детей. До взрослого возраста дожили четверо, в том числе, будущий царь Алексей Михайлович. Преобразования в период царствования Михаила Романова Огромный круг вопросов правления страной Михаил и Филарет начали с поддержки своих сторонников. Дворяне и богатые казаки получили земли вместе с крестьянами, которые там проживали. Беглых крестьян разыскивали и возвращали хозяевам. Система крепостничества укрепилась. Финансовые средства для пополнения пустой казны предполагалось изыскать путём совершенствования налоговой системы. Для установления числа налогоплательщиков была проведена перепись населения. Налоги были повышены; был введён подворный налог. Государственная монополия на водку позволила собирать налоги с кабацких доходов. Был введён чрезвычайный ежегодный налог «пятина», составлявший пятую часть всего дохода с хозяйства — сначала он распространялся на торгово-промышленную верхушку, а потом практически на всё население. С неплательщиками поступали сурово: их били палками по ногам перед приказной избой; ежедневная экзекуция повторялась до тех пор, пока деньги не вносились. Некоторые суммы были получены за счёт сбора добровольных пожертвований от купцов и предпринимателей. Немаловажной статьёй доходов были поступления от торговли. Правительство обращалось также с просьбой о помощи к иностранным государствам: небольшую сумму выделила Англия, 7000 рублей поступили от персидского шаха. Казна начала наполняться. Средства для проведения военной реформы также поступали за счёт налогов: налог на военные нужды назывался «стрелецкие деньги». Армию решено было модернизировать, взяв за образец западную армию: на командные должности стали приглашаться иностранцы; в Европе закупалось огнестрельное оружие. Был сделан первый шаг к формированию регулярной армии. Промышленный подъём был ускорен освоением Сибири: русские первопроходцы дошли до берегов Тихого океана. Сибирская пушнина приносила до одной трети доходов в казну. Новые города — Кузнецк, Туруханск, Енисейск, Красноярск и Якутск — стали российскими форпостами на востоке страны. Внешняя политика Несомненным успехом правительства Михаила Романова было окончательное изгнание иностранных интервентов из России и заключение мирного договора с Швецией Столбовский мир 1617 год и Деулинского перемирия с Польшей 1618 год. Ради мира России пришлось отказаться от выхода к Балтийскому морю в пользу Швеции и от части юго-западных земель со Смоленском в пользу Польши.

Пётр Первый

Фёдор Никитич как государственный изменник был отправлен в монастырь близ Архангельска, где был пострижен в монахи под именем Филарета. Их сын Михаил находился под опекой родственников. С четырёх лет Михаил рос в отдалении от столицы и крупных городов. Он не получил должного образования, был тихим и набожным, его общение сводилось к разговорам с присматривающими за ним родственниками. Во времена Лжедмитрия I семья соединилась и до 1608 года проживала вместе. Но жизнь готовила новые испытания: при польской интервенции Михаил вместе с матерью был задержан поляками и отправлен в Кремль, где их держали в качестве пленников. В 1612 году после освобождения из плена Михаил с матерью отправились в Кострому, в село Домнино, затем в Ипатьевский монастырь. Филарет в это время вёл активную деятельность: при Василии Шуйском он получил сан митрополита, при Лжедмитрии II стал патриархом, но во время осады Смоленска в 1610 году был арестован поляками за отказ впустить в Смоленск войско короля Сигизмунда. Девять лет Филарет был в польско-литовском плену.

Избрание на царство Михаила Романова После победы народного ополчения над польскими интервентами в 1612 году встал вопрос о легитимном правительстве на Руси. Было решено вынести этот вопрос на усмотрение Земского собора — собрания представителей всех земель и всех слоёв населения русского государства. Проведение собрания в Успенском соборе Кремля было назначено на 6 января 1613 года. Грамоты о его созыве были отправлены белому духовенству, представителям дворянства, казакам, посадским людям и черносошным государственным крестьянам — количество участников собора включало более 700 человек. Главный вопрос Земского собора — кто должен был стать царём. Список претендентов на престол включал более десяти человек. Среди них были прославившие себя борьбой за освобождение русской земли князья Пожарский и Трубецкой, знатные бояре родов Мстиславских, Воротынских, Шереметевых, Черкасских, иностранные представители — польский королевич Владислав и шведский принц Карл Филипп. Легко удалось договориться только по одному вопросу: иностранцев на царство не избирать и «Маринки с сыном не хотеть».

Решение предыдущего собора об избрании на царство польского королевича Владислава было аннулировано. По другим кандидатурам разгорелись жаркие споры — каждая партия желала избрания своего кандидата. Одна партия, состоявшая из бояр, составила список из восьми претендентов и предложила решить вопрос жребием Михаила Романова в списке не было. Другая представительная группа отправилась в Троицкий монастырь за советом к старцу Авраамию Палицыну — получив совет, они решили провозгласить царём Михаила Романова, который не запятнал себя «изменами» и имел родственные связи с Рюриковичами. Преодолеть распри помогли казачьи атаманы, которые явились к боярам и потребовали исполнить волю Божию и вручить царский посох сыну пленённого Фёдора Никитича Романова «Михайло Фёдоровичу». Бояре, «страхом одержими и трепетни трясущеси», не посмели возразить. Восстановленная Боярская Дума 2 марта 1613 года отправила посольство к новоизбранному царю в Кострому, в Ипатьевский монастырь. Посольству предстояло уговорить Михаила принять царство.

Уговаривать пришлось долго: понимая всю тяжесть правления в разорённой стране, воцарению на трон противился сам Михаил и его мать старица Марфа Ивановна. Наконец, получив благословение от матери иконой Фёдоровской Божьей Матери, Михаил дал согласие. В Успенском соборе Романову вручили шапку Мономаха, державу и скипетр. Начался новый этап в истории России.

Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином. Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению.

В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских. В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим». Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь.

Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства». Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом?

Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров?

С тех пор Романовы правили Россией — вплоть до 1917 года.

Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке. Иоганн Генрих Ведекинд.

Иван IV царствовал до 1584 года. Интересно, что первый случай венчания на царство относится к 1498 году, когда великий князь Иван III провёл церемонию коронации своего внука Дмитрия. Несмотря на это, последний до 1502 года оставался великим князем Московским, а потом был отправлен в тюрьму, где и скончался в 1509 году.

Первый русский царь Иван Васильевич Грозный и его правление

Ученые смогли обнаружить единственное его упоминание в летописях: в 1347 году он отправился в Тверь за невестой Симеона Гордого. Царской династией Романовы стали в 1613 году, когда Михаила Федоровича избрал на царство Земский Собор. С тех пор Романовы правили Россией — вплоть до 1917 года. Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура.

Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только Ивану III удалось окончательно сбросить татарское иго и из князя-подручника стать абсолютно самостоятельным сувереном. Когда государь короновал шапкой Мономаха внука Дмитрия и даровал сыну Василию титул великого князя Новгородского, в Москве появилось сразу три великих князя. Чтобы подчеркнуть свое старшинство, Иван III стал именовать себя «самодержцем». Название было простым переводом титула «автохтон», который носил старший из византийских императоров. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. Ситуация в Восточной Европе претерпела радикальные перемены после того, как вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси появилось единое Российское государство.

Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва - третий Рим». Согласно этой теории, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» -Византийской империи. Уже дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что соседние государства признают его за ним Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями. О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора.

Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения. Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины. Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха.

Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император».

Иван Грозный приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался розыск о новгородской измене, длившийся весь 1570 год, пострадали многие видные опричники. В 1571 году, когда на русские земли вторгся крымский хан, опричники Ивана Грозного оказались полностью недееспособными и не смогли защитить государство. Царь разбаловал их, и они попросту не пошли на войну. Тогда государь принял решение об отмене опричнины и даже отдал приказ на составление списков убиенных, чтобы их души отпевали в монастырях. Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Документ был разработан воеводой Михаилом Воротынским. В Приговоре кратко изложили тактику и стратегию отражения набегов врагов на русские границы, а также основные принципы сторожевой и станичной службы. Кроме того, документом устанавливалось устройство и расположение сторожевых застав. Ям-Запольский Мирный договор 15 января 1582 года заключен между Русским царством и Речью Посполитой в деревне Киверова Гора, в местечке недалеко от Пскова, в период правления Ивана Грозного. Этот документ подводил итоги Ливонской войны и провозглашал мир между двумя государствами сроком на 10 лет. П его условиям Россия отказывалась от отвоеванного Полоцка в Речи Посполитой и своих земель в Ливонии. Взамен поляки вернули русские города: Великие Луки, Невель, Заволочье, Холм, со всем имуществом и волостями, и все псковские пригороды. Экономика страны развалилась. Потерпев проигрыш в Ливонской войне, царь понял, что совершил множество непростительных ошибок. Его одолевали приступы ярости, и в один из них случайно стал убийцей собственного сына, ударив заостренным концом посоха по виску юноши. Спохватившись, царь впал в отчаяние, так как старший сын, Иван Иванович являлся единственный престолонаследником, второй ребенок, Федор оказался недееспособным. В результате Иван Грозный даже хотел уйти в монастырь. Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель оказалось разорено и опустошено. В 1581 году с целью предотвратить запустение имений Иван Грозный ввел заповедные лета: временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Иван Грозный скончался 28 марта 1584 года в Москве. На третий день тело царя Ивана Васильевича предано погребению в Архангельском соборе рядом с могилой сына. Мать - Елена Глинская. Первой женой монарха являлась Анастасия Захарьина-Юрьева, с которой обвенчался в 1547 году. Более чем за десять лет брака царица родила шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор. После того, как Анастасия умерла в 1560 году, Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Марии Черкасской. В первый год супружеской жизни с монархом вторая жена родила ему сына, который скончался в месячном возрасте. После этого интерес Ивана Грозного к жене пропал, а через восемь лет умерла и сама Мария. Третья жена Мария Собакина являлась дочерью коломенского дворянина. Их венчание состоялось в 1571 году. Третий брак царя продлился всего пятнадцать дней: Мария умерла по неизвестным причинам. Через шесть месяцев царь вновь женился на Анне Колтовской. Этот брак также оказался бездетным, а через год семейной жизни свою четвертую жену царь заключил супругу в монастырь, где и умерла в 1626 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий