26:00 Бандиты 90 х ОПГ 29 комлекс Казань Криминальная Россия Криминал, Бандиты. О пугающем "казанском феномене" страна заговорила в начале 80-х. Он же ввёл и новое понятие – «казанский феномен», после чего Казань надолго стала мрачным символом молодёжной преступности и бандитских разборок. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств.
Жизнь и смерть "казанского феномена"
Знаменитый «казанский феномен» пустил корни очень глубоко и эта все еще полузапретная тема до сих пор будоражит сознание. Так нужно ли бить во все колокола? Пора ли спросить с полиции? Или все, как и прежде, идет из семьи? Дискуссия вышла по-настоящему интересной и жаркой.
Звучали мнения, листались слайды, а эксперты заставляли смотреть на вопрос с разных сторон. Она существовала всегда! Казанский историк и руководитель информационного центра Дома дружбы народов Татарстана Рустам Ханнанов описал этапы формирования бандитской преступности в Европе и США. Это может быть двор, район, улица.
Ремесленники селились в своих районах, контрадах. Все важные для человека события в жизни: свадьбы, праздники, похороны и так далее происходили только внутри своей контрады. Это и приводило к тому, что близкие считались дружественными, а дальние — враждебными. Переселение из сел и деревень в города на фоне экономического кризиса — это рай для создания подростковых банд.
В том же Париже это имело страшные формы с грабежами, разбоями и бесконечными драками с полицией. В английских Бирмингеме и Манчестере зарождались группировки жестоких скаттлеров — молодчиков, пускавших кровь на дискотеках и в клубах. Тогда же банды начинали иметь свою отличительную атрибутику — ремни, куртки, кепки, как в сериале «Острые козырьки» или фильме «Банды Нью-Йорка». Вывод: — молодежная криминальная субкультура — продукт городской; — она возникает во втором и последующих поколениях городских жителей; — ее удается купировать с ростом экономического благосостояния.
АУЕ нельзя сравнивать с «казанским феноменом» Так в чем же все-таки отличие современных казанских банд от тех, что гремели на всю страну в конце 80-х или 90-х? Эксперт и исследователь данной темы Роберт Гараев очень подробно и конкретно обратил внимание на все опорные точки. Роберт — создатель очень популярного паблика «ВКонтакте» «Казанский феномен», к тому же в 80-х и сам состоял в одной из группировок. Что отличает Казань от того, что было во всей России?
Мы насчитали, что на своем пике в Казани существовала 141 группировка!
И в ленте комментариев — куча восторженных отзывов из серии «жили же люди…». Сегодня, 11 июня, Саша Грачповедал читателям паблика, как в 1987—1990 годах, будучи совсем юным, «сдавал на общак» некоему Хасану. В переводе на нормальный русский: участник уличной или дворовой группировки «конторы» Грач вымогал деньги у окружающих и сдавал определенную сумму старшему «конторы» — «смотрящему». В комментариях к этой истории вполне себе добропорядочные татарстанцы излагают свои истории про «общак». У одного в бурной молодости «общак» шел, в частности, на наём адвокатов, подкуп милиционеров и судей. Другой рассказывает, что главарь ОПГ из Нижнекамска тратил «общак» на казино и проституток… Участники этой высокоинтеллектуальной дискуссии в итоге пришли к вполне здравому выводу. А именно: если бы «смотрящие» не запускали в «общак» свои загребущие руки, рядовые «торпеды» спали бы в тюрьмах на пуховых перинах и ели из золотой посуды… Руководитель администрации президента Татарстана Асгат Сафаров, бывший министр внутренних дел республики, в 2012 году издал от своего имени книжку, где рассказал, как героически покончил с «казанским феноменом» в нулевых годах, после чего, по словам Сафарова, в Татарстане настали тишь, гладь и божья благодать… Недавняя «стрелка» в Высокой Горе — наглядное доказательство того, что Сафаров выдал желаемое за действительное. Часть «братвы» тех годов действительно перебила друг дружку в разборках по всей России. Кое-кто нашел себя в сообществах татарских национал-сепаратистов и ваххабитов.
Еще часть инкорпорировалась в госслужбу, большой бизнес и т. Но «ренессанс» молодежных ОПГ как и ваххабитских в «суперблагополучном» Татарстане — очевидный факт. Он отметил три составляющих: возросшую активность «севших на дно» воров в законе, выход из тюрем ранее осужденных членов ОПГ и популярность у молодежи, которая никогда не видела «святых годов», субкультуры АУЕ «арестантский уклад един». К этому надо добавить еще один фактор — очевидный провал властей Татарстана в плане культурной и просветительской работы среди молодого поколения.
Объясняя идею написания книги, Гараев подчеркнул, что считает так называемый «казанский феномен» частью истории города и республики. Перечеркивать историю нельзя, цель автора — исследовать, не вставая ни на одну из сторон. В интервью Гараев предположил, что «казанский феномен» мог стать следствием участия властей в управлении бандитскими группировками. Дело в том, что казанские группировки отличались сильной структурой, и сформировались они раньше, чем где бы то ни было в СССР, полагает Гараев.
И он прямо тринадцати людям отвечал, и он был как МС просто, такой гоп-МС, — все мог рассказать и пояснить. Он, кстати, потом на юрфак пошел, потом в прокуратуру и посадил низовских и кинопленовских, которых особенно ненавидел. Потом занялся строительным бизнесом — интересная история у него такая». Марат имя изменено : «Это лагерная тематика. На лагере распространенная тема, когда задают вопросы человеку новому, который заходит в хату: статья, че как, за что попал, кого знаешь? Ну и всякие такие вопросы с подвывертом: «А че, жена есть? На моей памяти не было, чтобы за такое предьявлялось. Все мы в сексе разные, и все зная, что это косяк, вряд ли будут об этом распространяться. То есть такое если и было, никогда нигде не всплывало». Мода Пацан должен быть одет в опрятную и удобную для драки одежду, иметь аккуратную стрижку. Приветствовались спортивные костюмы и кроссовки. В качестве зимнего головного убора в конце восьмидесятых на смену выходящим из моды норковым «формовкам», помимо «вальтовок» и «фернанделек», пришли разноцветные кооперативные «петушки» и черные или темно-синие вязаные «гондончики». Елена имя изменено : «Белые носки, калоши, телаги — обязательно. И красивые шапки. Это был кокс! Фернандельки, либо еще, знаешь какие были, — они были просто вязаные, не петушки. Карандаши они назывались что-ли. А Михон всегда говорил: "Я джинсы не надену, в них говно убирают"». Айрат: «Никакого строгого регламента по одежде не было. Короткая стрижка — романтика уголовной жизни. Телаги и прощайки — действительно, дешево и сердито. Но именно из-за дешевизны и вошли в обиход, так как группировки зарождались в рабочих небогатых районах и в первую очередь туда шли ребята из простых слоев населения». Железнодорожные билеты были недорогие, парни надевали самую плохую одежду, чтобы вернуться назад в модных фирменных шмотках, которые они снимут с московских мажоров. Саша Фашист, олдовый московский панк: «Мне не повезло жить рядом с тремя вокзалами. В конце 1980-х район был оккупирован сначала люберами, потом казанскими, а в начале 1990-х уже было тихо. Любера оккупировали «Новорязанскую», Курский, Казанские вокзалы, круглосуточную пельменную на Лубянке. Появлялись в Сокольниках и в районе Парка культуры, затем они ушли в криминал, а оставшихся лохов потеснили Казань и прочая мордва. Они заняли все вокзалы, оккупировали общежитие Бабаевской фабрики на Верхней Красносельской. На Новорязанской улице оставляли на ночь троллейбусы, и там ночевал всякий сброд. Оказаться ночью между троллейбусами и глухими стенами Новорязанской было смертельно опасно — один раз я там серьезно попал. Получил белочкой под дых, и мне порезали нос, — чудом убежал. Друзья жили на Верхней Красносельской. Так вот пока идешь по Краске, встречаешься с тремя-четырьмя бригадами. Если любера качались, ходили группами около 10 человек и приставали в основном по неформальным причинам, то казанские хоть и переняли стайл — широкие штаны и заправленные в них свитера, — были обсосами. У них был упор на холодное оружие, поэтому мы носили с собой отвертки — остальное отбирали менты. На Красносельской во дворах были схроны с ножами на случай стычек, которые возникали порой по несколько раз в день». Войны Их пик пришелся на 1984-86 гг. Причинами могли служить мелкие конфликты на дискотеках, в школе или техникуме. Ближе к 1990-м в ход пошло огнестрельное оружие, когда уличные военные действия из потасовок превратились в бандитские разборки. На 1993-96 гг. Тогда город буквально разделился на две части, и жертвы шли на десятки. Нас старшие выстроили на горе. План заключался в том, что подлуженские побегут наверх, а мы их сверху закидаем кирпичами и шарами.
Гопота казанская
- Казанские авторитеты 90-х выходят на свободу, ждать ли новой битвы за асфальт?
- Казанский феномен — Википедия
- Жив ли казанский феномен?
- «Закат казанского феномена»: как сформировался костяк кровавых ОПГ 90-х годов
- Казанский феномен — Википедия
Криминальная Казань: «Казанский феномен. Слово пацана»
Книгу «Закат «казанского феномена»: история ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» написал экс-руководитель МВД Татарстана Асгат Сафаров. Зарождение «казанского феномена» произошло в 1970-х годах. Ярлык «казанский феномен» стал вирусным, и в советской прессе Казань стали изображать неким Городом грехов. Как считают специалисты, именно с этой банды берёт начало массовое явление, получившее название «казанский феномен». Сейчас о «казанском феномене» яростно спорит вся Россия и сопредельные государства, а в Казани такие споры случаются периодически. Сериал про казанские криминальные группировки конца 80-х смотрят в России и вна Украине (русский язык знаете, что ли?).
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
О нем сняты документальные фильмы, написаны книги, многим с этим пришлось столкнуться самим. Сюжет Эксклюзив Точное количество существовавших группировок — неизвестно. В 1986 году советская милиция заявила о 3,5 тысячи членов группировок. Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана», говорил, что банд было не менее 150.
С этого убийства началось распутывание огромного клубка кровавых преступлений. В том, что дело впоследствии объединило десятки когда-то разрозненных преступлений, несомненная заслуга следственной группы, обобщившей неимоверное количество материала. В эту группу вошли несколько десятков самых талантливых оперативников МВД и следователей прокуратуры республики. Ещё в 1982 году подростки, жившие в районе улиц Хади Такташа и Жданова, сколотили обычную для того времени группировку, основным времяпрепровождением которой были групповые драки «толпа на толпу».
Структура её тоже была стандартной: лидеры — криминальные авторитеты, текущие расходы оплачиваются из «общака», в который все члены ОПГ обязаны платить регулярно, добывая деньги любым способом. Старшие члены банды «Хади Такташ» жили по криминальным «понятиям», промышляя чистой уголовщиной, молодые же хотели заниматься бизнесом — группировка начала прибыльно торговать полиэтиленовой крошкой, ворованной с производственного объединения «Оргсинтез». Старшие считали молодых «барыгами» и требовали отдавать в «общак» не какую-то часть, а всё заработанное. Молодёжь была не согласна. Так в 1992 году произошёл раскол, в результате которого 4 ноября 1992 года возле офиса казанской фирмы «Сандра» лидера «молодых» Анвара Халиуллина расстреляли. Ответ не заставил себя ждать — в январе 1993-го в Москве был убит и главарь «старших» Рауф Шарафутдинов. Лишившись обоих лидеров, группировка «Хади Такташ» распалась на пять самостоятельных бригад, одну из которых возглавили 23-летний Радик Галиакберов Раджа и его друг Николай Гусев Гусь , вступившие в группировку ещё подростками и выросшие вместе с ней.
За одну из уличных драк, в которой несовершеннолетний Галиакберов проломил голову противнику, он получил срок, что в те годы резко добавляло авторитета среди своих. Гусев, правда, недолго побыл в криминальных вожаках — через год с небольшим он сбежал из Казани, прихватив с собой большую часть «общака». Всего же в бригаде насчитывалось несколько десятков человек. Банда достаточно быстро установила контроль над «наследством» убитого Халиуллина, взяв под свою «крышу» все фирмы, с которыми он работал при жизни. Лидеры других бригад таким раскладом были недовольны, назревал новый передел. На место единого для всех бригад вожака и держателя «общака» прочили Владимира Диденко Дидю , главаря ещё одной отколовшейся банды. В сентябре 1993 года Раджа предложил Диденко отступные в размере 50 тысяч долларов.
Но для этого необходимо было выехать в Москву якобы для оформления кредита. Ничего не подозревающий Диденко и ещё два авторитета от «стариков», Ильсур Валеев и Рустем Бареев, отправились вместе с Андреем Ситновым в столицу, вчетвером сняли квартиру на улице Адмирала Макарова, и Ситнов отправился «по делам». В это время из Казани следом уже выехали пятеро «ликвидаторов» из бригады Раджи. В ночь с 29 на 30 сентября Ситнов открыл входную дверь подельникам, и те, тихо войдя в квартиру, расстреляли троих спящих. Тела «стариков» завернули в ковры и вывезли в неизвестном направлении — в последующие девять лет, к моменту суда, их так и не удалось обнаружить. Старшие забеспокоились по поводу бесследной пропажи своей делегации, и Раджа предлагает наиболее авторитетному из «стариков» Александру Кобальнову вместе съездить в Москву, чтобы навести справки. Но Кобальнов отказывается, и спустя два дня его машину обстреливают неизвестные, а сам он получает ранение.
Связь пропажа «стариков» — отказ Кобальнова от поездки — обстрел его машины уже очевидна, и на очередных сборах Андрей Черножуков из бригады убитого Диденко озвучивает, что всё произошедшее — работа Раджи. Галиакберов в тот же день узнаёт о выдвинутом обвинении и поручает проверенному соратнику Вадиму Зайнутдинову Бульбе убрать чересчур разговорчивого бойца. Выбор, кстати, падает на Бульбу неспроста, это плюс ко всему и проверка на прочность — тот ведь дружит с Черножуковым. Задание Бульба провалил. Но не потому, что рука не поднялась на друга, а из-за склонности к дешёвым эффектам. Зайнутдинов решил не просто убить Черножукова, а просмаковать ситуацию, пощекотать себе нервы в стиле киношных штампов. В день намеченного убийства он заявился к жертве в гости, весь вечер они вместе напивались коньяка и клялись друг другу в преданности, а потом отправились подышать воздухом.
Во дворе, извинившись перед другом за предстоящее убийство, Бульба достал обрез, но приятель не стал ждать конца трогательной речи и рванул наутёк. Пьяный Зайнутдинов стрелял в убегающего, но промазал, и жертве удалось ускользнуть. Вскоре после этого Раджа вместе с приближёнными временно перебрался в Москву, продолжая пристально следить за происходящим в группировке. Он узнал, что члены группировки Диденко — оправившийся после ранения Кобальнов, Сергей Аксанов и Булат Куваков — собираются в столицу, выяснить наконец, что стало с Дидей и его спутниками. Дождавшись их приезда, Галиакберов предложил Аксанову встретиться, правда, переговоры вести с ним не собирался. Аксанова просто всемером избили и с проломленной головой, истекающего кровью оставили связанным в квартире на Таганке. Теперь надо было «разобраться» с остальными.
Отправившись по адресу, где оставались Куваков и Кобальнов, они тихонько открыли дверь ключами, которые забрали у Аксанова. Кобальнов в это время варил на кухне суп, а Куваков смотрел телевизор. Всё, чем смог ответить Кобальнов на внезапное нападение, это плеснуть в непрошеных гостей горячим супом. Обоих зарубили топорами, специально для этой цели купленными заранее, а тела увезли с собой. Аксанова же по приказу Раджи пытали ещё целых три дня. Вот показания одного из убийц: «Все три дня он лежал связанным в туалете, его периодически избивали, из разбитого черепа наружу торчала кость. Убили на третий день, он совсем обезумел от истязаний, плакал, ползал на коленях и целовал руки Радже.
Перед убийством Бульба туго перебинтовал его голову — чтобы потом не собирать осколки от разрубленного топором черепа…». Зайнутдинов двумя ударами топора добил Аксанова. Тела всех троих расчленили в ванной и упаковали. Сам Раджа, несказанно позабавившись процессом, назвал это «превращением в Венеру». Через полгода, в начале января 1994 года, в коллекторе реки Чермянки на окраине Москвы было обнаружено два расчленённых трупа. Проверили заявления о пропавших без вести за последнее время по Москве и Московской области — не совпадают, снятые отпечатки пальцев в дактилоскопической картотеке столичного ГУВД не значатся.
Например, «Жилка» располагалась на территории микрорайона жилплощадка, банда «Московский двор» — с московским райпищеторгом, а «Овражий двор» получил название из-за большого оврага рядом с домом ее лидера.
Эхо бандитизма затихло только в нулевые. Inkazan подготовил спецпроект, посвященный «Казанскому феномену». Главные фигуры, конфликты и деятельность банд, которые на протяжении многих лет держали город в страхе, — в материале.
Поэтому наиболее заметными и резонансными оставались молодёжные драки, часто — со смертельным исходом. Именно в это время, в самый пик массовых молодёжных драк, я пришёл на работу в следственное отделение Советского РУВД, где прослужил с 1984 по 1987 год. Расследовал преступления, совершённые в микрорайоне «Танкодром», в основном как раз подростковые.
Через кабинет, который мы делили с коллегами, прошли многие будущие лидеры ОПГ Советского района Казани. В обиход вошли слова «мотаться» и «мотальщики» — именно так называлось членство в группировках. Вычислить «мотальщика» в толпе было проще простого: все они носили спортивные костюмы или олимпийки летом и телогрейки зимой. Обязательный атрибут холодного времени года — спортивные трикотажные шапочки. Каждая группировка носила шапочки с определённым рисунком и расцветкой — чтобы узнавать своих и чужих издалека. С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок.
Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной.
Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе». Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых». Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки. В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки.
Казанский феномен
«Казанский феномен» — постыдное явление в позднесоветской истории нашей республики. Сегодня опять появились опасения, что «казанский феномен» может вернуться, и уже есть симптомы. Кстати, о «казанском феномене» немало писали, снимали документальные фильмы, однако со временем о бандах Татарстана забыли. Криминальные новости Казани. В Казани открылся Седьмой экономический саммит России и стран Организации. В 1980-е «Кинопленка» была одной из многих молодежных банд, которые устраивали жестокие схватки за территорию в Казани — они вошли в историю как «казанский.
Криминальная Россия Казань Тяп Ляп
В нём приняли участие несколько десятков человек, вооружённые арматурами, обрезами, пистолетами Люгера и даже гранатой Ф-1 которая, правда, не взорвалась — оказалось, что это был муляж. В ходе пробега пострадало множество людей, среди которых были как обычные жители района, так и сами Тепловские, раненные случайными выстрелами своих же подельников. Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали. В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году. После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами. До 1996 года в стране даже не существовало статьи, предусматривающей ответственность за создание и участие в организованных преступных сообществах ОПС : считалось, что в советском государстве не может быть никаких крупных банд.
Кроме того, существовал и психологический фактор, из-за которого к малолетним преступникам не относились всерьёз. По его словам, существовала и круговая порука: даже своих врагов «сдавать» было не принято. Между тем уже в 80-е тяп-ляповцы превратились в живых легенд и открыли дорогу новым группировкам. Город фактически превратился в зону боевых действий. По примерной оценке Гараева, в то время в группировках состояло около четверти мужского населения Казани. Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ. Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам. Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности.
Часть подростков искала в уличных кланах защиты. Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги. Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами. В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу. Почти все группировки делились на возрасты. Младшие были обязаны подчиняться старшим.
Самый младший возраст назывался «первым», «скорлупой» или «шелухой». Важных заданий малолетним участникам не поручали, максимум, что они могли, — постоять «на шухере». Спустя год-два «скорлупа» поднималась на ступень выше и становилась «суперами». За ними следовали «молодые», «средние» и «старшие». На вершине цепочки находились «старики» — так называли группировщиков, которые уже успели отслужить в армии. Бывали и исключения. В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение. Основной повинностью всех пацанов было участие в сборах, которые в 90-х стали называть «сходняками».
Такие мероприятия проводились несколько раз в неделю. А иногда каждый день. Пропускать их было крайне нежелательно. Обычно у разных возрастов были отдельные сборы. На них участники банды обсуждали насущные дела, организовывали спарринги, играли в футбол и просто общались. Главной опасностью были милицейские облавы — парней часто ловили во время сборов, отвозили в отделы и переписывали личные данные, после чего отпускали иногда предварительно избив. Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму. Собранные деньги в основном шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, находящихся в заключении, или на другие нужды банды.
Кроме того, все должны были соблюдать определённый свод правил и ограничений.
Карандаши они назывались что-ли. А Михон всегда говорил: "Я джинсы не надену, в них говно убирают"». Айрат: «Никакого строгого регламента по одежде не было. Короткая стрижка — романтика уголовной жизни. Телаги и прощайки — действительно, дешево и сердито. Но именно из-за дешевизны и вошли в обиход, так как группировки зарождались в рабочих небогатых районах и в первую очередь туда шли ребята из простых слоев населения».
Железнодорожные билеты были недорогие, парни надевали самую плохую одежду, чтобы вернуться назад в модных фирменных шмотках, которые они снимут с московских мажоров. Саша Фашист, олдовый московский панк: «Мне не повезло жить рядом с тремя вокзалами. В конце 1980-х район был оккупирован сначала люберами, потом казанскими, а в начале 1990-х уже было тихо. Любера оккупировали «Новорязанскую», Курский, Казанские вокзалы, круглосуточную пельменную на Лубянке. Появлялись в Сокольниках и в районе Парка культуры, затем они ушли в криминал, а оставшихся лохов потеснили Казань и прочая мордва. Они заняли все вокзалы, оккупировали общежитие Бабаевской фабрики на Верхней Красносельской. На Новорязанской улице оставляли на ночь троллейбусы, и там ночевал всякий сброд.
Оказаться ночью между троллейбусами и глухими стенами Новорязанской было смертельно опасно — один раз я там серьезно попал. Получил белочкой под дых, и мне порезали нос, — чудом убежал. Друзья жили на Верхней Красносельской. Так вот пока идешь по Краске, встречаешься с тремя-четырьмя бригадами. Если любера качались, ходили группами около 10 человек и приставали в основном по неформальным причинам, то казанские хоть и переняли стайл — широкие штаны и заправленные в них свитера, — были обсосами. У них был упор на холодное оружие, поэтому мы носили с собой отвертки — остальное отбирали менты. На Красносельской во дворах были схроны с ножами на случай стычек, которые возникали порой по несколько раз в день».
Войны Их пик пришелся на 1984-86 гг. Причинами могли служить мелкие конфликты на дискотеках, в школе или техникуме. Ближе к 1990-м в ход пошло огнестрельное оружие, когда уличные военные действия из потасовок превратились в бандитские разборки. На 1993-96 гг. Тогда город буквально разделился на две части, и жертвы шли на десятки. Нас старшие выстроили на горе. План заключался в том, что подлуженские побегут наверх, а мы их сверху закидаем кирпичами и шарами.
У наших троих были стартовые пистолеты, переделанные под боевые. Стою, в руке сжимаю арматуру, в ногах два обломка кирпича, в кармане несколько больших шаров от подшипника. Из кустов — свет фар, все напряглись! Вот в них и полетели заготовленные кирпичи, и все наши побежали через кладбище, возможно сломали какие-то ограды. Тогда было очень страшно, а сейчас стыдно. Выскочив с кладбища, вся тола побежала на территорию зининских, где как раз в тот момент происходил строгий сбор с участием высшего руководства, потому что они тоже были в состоянии войны с кем-то. Увидев бегущую толпу КМС с арматурами, превышающую их количество раза в два, они естественно ретировались.
Это было принято как нападение и несколько дней КМС был в состоянии войны с «Зинина» из за такой непонятки. Зининские несколько наших побили, пока старшие не объяснились». Юрий: «Войны 1980-х и 1990-х— разные вещи! В 1980-х враждовали долго с одним врагом. Летом в большинстве случаев объявлялось перемирие, были зоны без воин. А в 1990-х противостояния были короче, но жестче. Правила уже другие — все сидят в одном месте, кто-то на выезде, у всех номера машин врагов были.
В ход шла не только физическая расправа, но и порча транспорта, торговых точек барыг, любой ущерб. Если в 1980-х у кого-то ствол обнаруживался, можно было услышать: «Ты че дурак?
О человеческих жертвах МВД не сообщает. По окончании перестрелки часть «братвы» на машинах ретировалась в Казань. Жители тихого райцентра до сих пор в ужасе. Для них, привыкших к спокойной жизни за последние десятилетия, это стало возвращением в 1990-е, когда криминальная молодежь, — зачастую вчерашние школьники, — делила Татарстан на зоны криминального влияния. Рабочая версия произошедшего такова: в Высокой Горе местные «братки» выясняли отношения со сверстниками из казанской группировки «Адмиралтейские». Как пишет интернет-газета «Бизнес-Online», казанцы от высокогорских «получили по зубам». После чего покинул место происшествия.
Над разговорчивым Демидовым от души смеются в соцсетевом паблике «Казанский феномен», на который подписан молодой человек: «Ты еще заявление в полицию напиши! По формату это тематический исторический паблик, где собираются молодые люди, не знающие кошмара «святых годов». В паблике есть глоссарий жаргона казанской «братвы» того периода. Не каждый юный казанец сегодня знает, что «мотаться» — это состоять в группировке, «чушпан» или «лох» — самый низший вид гопника, а «черт» — человек не из группировки… Криминальные войны 1990-х — часть новейшей истории России, знать которую нужно и важно, чтобы этот кошмар больше никогда не повторился. Но с «Казанским феноменом» повторяется история других подобных пабликов. То и дело появляются персонажи, которые расписывают жизнь очередного отморозка так, будто это была великая личность.
Поэтому между соседними группировками, как правило, были лютые войны, а союзы заключались с теми, кто живет далеко.
Проблем было множество, в том числе и бытового плана. Например, если парень «мотался» входил в состав группировки в «Калуге», то навещать бабушку в Борисково ему было максимально проблематично — в чужом враждебном районе ему напрямую и буквально грозила смертельная опасность. Большим вопросом была учеба — ПТУ или техникумы выбирались в границах своей территории. А вот те, кто собирался в вузы, редко «мотались» — парней, не входивших в группировки, называли чушпанами или ботаниками. С одной стороны, им было все равно, где ходить и ездить, потому что формально они не нарушали законов улицы. С другой — за них не вступился бы никто, вздумай их кто ограбить или избить. По знаменитым широким штанам казанских группировщиков узнавали даже в Москве.
Большинство группировок было устроено по принципу железной иерархии и дисциплины. Был и так называемый кодекс чести, который, впрочем, никаким краем к общественной морали и нравственности не относился — убить, изнасиловать, ограбить, обокрасть, унизить было вполне дозволено. Просто круг разрешенных жертв четко регламентировался. А еще члены банды должны были поддерживать себя в отличной спортивной форме, еще желательно было не пить и не курить. Это в девяностых, когда подростковые банды сменились ОПГ, переключившимися уже на крупных коммерсантов, на низших уровнях иерархии банд процветала наркомания, да и пьянство не возбранялось. Закат «казанского феномена» Во времена перестройки о «казанском феномене» наконец начали писать в центральной прессе. До тех пор комсомольская организация и городской исполком критически относились к статьям о нравах казанской молодежи и просили не подливать масла в огонь.
Были и противоречивые публикации, и не совсем точные. А потом о событиях в Казани узнала и западная пресса — так групповая молодежная преступность Татарстана получила мировую известность. Примерно с середины 1980-х годов органы образования, милиция, комсомольская организация и все остальные заинтересованные ведомства пытались придумать меры, чтобы обуздать подростков, продолжавших стройными рядами вступать в отлично организованные и прекрасно дисциплинированные банды. А потом система уличных группировок изменилась. От грабежей и крышевания ларьков повзрослевшие бандиты перекинулись на крупный бизнес, ведь это было гораздо прибыльнее. Казанские ОПГ 1990-х были известны на всю Россию. Были между ними криминальные разборки, был передел власти.
Группировщики были и в других городах, и даже селах Татарстана. Приведем воспоминания наших читателей, связанные с татарстанскими ОПГ 1990-х годов. Я был спортивным и смышленым мальчишкой но, видимо, недостаточно смышленым, как теперь понимаю. Папа мой служил в силовых структурах, был на серьезной должности. И в 1994 году, к девятому классу, решил, что мне пора «в пацаны». Я знал, кто в нашем дворе «мотается», и в один прекрасный день пошел «записываться в группировку». А мне сказали: «Иди и больше здесь не появляйся, ты нам не нужен».
Так и остался чушпаном, в университет поступил. Думаю, они не стали со мной связываться из-за должности моего отца — такие проблемы никому не нужны были в те годы. Сама она замуж вышла в 17 лет, а в 19 осталась вдовой.
Бренд, которого не должно было быть: «казанский феномен»
13 ноября 2022 - Новости Казани - В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями. криминал Казань. Что помогло победить «казанский феномен»? Posted in: Новости Казани и Татарстана Tagged: криминал, новости Татарстана. «Казанский феномен» — одно из самых громких криминальных явлений в России. Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». «Казанский феномен» — теперь уже менее известное, но знаковое явление позднего СССР. Об убийстве, например, говорилось так: «Смотрите телепередачу» (в криминальных новостях всегда сообщали об убийствах).
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
Кстати, о «казанском феномене» немало писали, снимали документальные фильмы, однако со временем о бандах Татарстана забыли. Ярлык «казанский феномен» стал вирусным, и в советской прессе Казань стали изображать неким Городом грехов. Сегодня опять появились опасения, что «казанский феномен» может вернуться, и уже есть симптомы.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН
От гоп-бригад из других городов казанцев отличало наличие внутри группировок строгой иерархии, дисциплины, масштабность и более серьёзные последствия боевых действий. Позже из многих ОПГ сформировались мощные преступные сообщества, которые "держали" районы в лихих 90-х и начале 2000-х годов. Социологи занимались изучением природы "казанского феномена" долгие годы, но к единому мнению о причине его возникновения так и не пришли. Истории крупнейших молодёжных группировок Казани - в материале "МК". Сделать "Тяп-Ляп" Родоначальниками не только казанского, но и в целом советского организованного криминала принято считать группировку "Теплоконтроль". Своё название она получила в честь района, на территории которого был расположен одноимённый завод. Именовался в народе он попросту - "Тяп-Ляп": именно так казанцы оценивали работу сотрудников завода. Вернувшись из армии, Антипов получил у местной администрации разрешение оборудовать в подвале одного из домов качалку, куда вскоре повалила вся окрестная молодёжь. Сергей брал в свою команду лучших из лучших - он решил не ограничиваться только членами своего физкультурного клуба, поэтому бывал на спортивных соревнованиях, где высматривал перспективных ребят.
Тестировал будущих бойцов он при помощи сокрушительных ударов в лицо. Те, кто оставался на ногах, принимались в группировку и проходили усиленную подготовку. Одним из обязательных упражнений было отжимание на кулаках - красные и мозолистые костяшки пальцев впоследствии стали фирменным знаком тепловских. Еще одной отличительной чертой ОПГ была экипировка в холодное время года - ватник и ушанка, которые не только грели, но и помогали смягчать удары от противника. Распознать в толпе тепловского можно было и по джинсам, в которые ребята Антипа облачились раньше других. Рулить группировкой Антипову помогали трое особо приближённых соратников. Ответственным за дисциплину был боксёр Завдат Хантимиров Джавда , который, несмотря на довольно субтильное телосложение, обладал сокрушительным ударом. От его кулаков страдали те члены клуба, которые позволяли себе выкурить сигарету или пропустить рюмку алкоголя, что было в ОПГ категорически запрещено.
Кроме того Хантемиров был главой силовых бригад по взиманию дани с местных жителей, занимавшихся легальным или полулегальным промыслом - цеховиков, мясников на рынках, фарцовщиков и так далее. В каждой бригаде было по пять тяп-ляповцев, один из которых отвечал за свою группу и был подвластен только Джавде. Эту хитроумную схему, позволяющую Антипу не привлекать внимание правоохранительных органов к своей персоне, придумал мозговой центр "Теплоконтроля" - одноклассник Джавды Сергей Скрябин Скряба. Это был хитрый, жадный до денег, но очень умный человек, которого Антип избрал своим советником. А за правильную обработку и мотивацию юных членов группировки отвечал профессиональный детских психиатр Михаил Захарович Захар. Он внушал юношам: всё, что они делают, происходит во имя справедливости. Одним из самых кровавых рейдов тяп-ляповцев стало нападение на городской дворец культуры имени Урицкого, которое произошло в феврале 1976 года после отказа руководства платить Антипу дань с доходов от дискотек. Разрушив на своём пути всё телефонные будки чтобы случайные прохожие не вызвали милицию , вооружённые арматурой бандиты ворвались в здание, на втором этаже которого в это время проходила дискотека и принялись лупить всех, кто попадался на их пути.
Итогом карательной акции стали десятки покалеченных парней и девушек. А на другую несговорчивую жертву - приемщика стеклотары, заявившего на вымогателей в милицию - члены ОПГ устроили настоящую охоту. В его машину стреляли из ракетницы, выслеживали, подстерегали около дома, пока в итоге не пустили в спину мужчины заряд из обреза. Однако, тот выжил и, выписавшись из больницы, спешно уехал из Казани. К слову, этот инцидент считается попыткой осуществления одного из первых в СССР заказных убийств. Бойня в слободе Свою охоту на тяп-ляповцев вели и местные силовики, однако особых доказательств причастности бандитов к преступлениям у них не было. Помочь следствию согласился было один из антиповских бандитов, которого оперативники поймали пьяным и обещали сдать Джавде. Испугавшись гнева начальника, тот согласился шпионить на милиционеров, но в итоге поплатился жизнью - узнав о предательстве, тяп-ляповцы забили юношу на смерть, превратив его голову в кровавое месиво.
Но вскоре члены ОПГ сами подписали себе приговор, учинив жестокую бойню в непокорном им районе Новая Татарская слобода. Во время совершенного в августе 1978 года набега на улицу Меховщиков 200 преступников в возрасте от 17 до 26 лет по традиции били всех, кому не посчастливилось попасться на их пути: стреляли в мотоциклистов, палили по полному пассажиров автобусу, лупили арматурой даже стариков и беременных женщин. В числе пострадавших оказались несколько милиционеров. Важные показания стражи порядка получили хитростью: сообщили бойцам о самоубийстве Джавды, и те сразу же принялись топить своего "мёртвого" лидера, пытаясь повесить на него всё совершенные бандой преступления. Об обмане они узнали лишь после начала судебных слушаний, которые в целях безопасности проходили в здании СИЗО - за решёткой в итоге оказались тридцать тяп-ляповцев. Хантимиров и трое его приближённых были приговорены к смертной казни: следователи предлагали Джавде заменить расстрел колонией за то, что он сдаст Скрябина и Антипова, но тот наотрез оказался это сделать. Преданность Хантимирова помогла Антипу избежать высшей меры наказания.
Группировки 90-х уже почувствовали свою безнаказанность и слабость власти, которая в то смутное время не смогла с ними справиться. В итоге от драк ОПС перешли к вымогательствам, грабежам, а потом и к убийствам. А также лидер группировки «Жилка». Ожидают приговора члены 2 ОПС - «56-й квартал», «Курицынские». В 2001-м были осуждены. До этого дела не было ни следственного опыта, ни судебной практики, которая бы охватывала эти две труднодоказуемые статьи. Нам пришлось на ходу сочинять новую методику расследования бандитизма. Остальные ОПС пошли за решетку по проторенной дорожке. Но таких немного. В основном продолжают работать по «специальности» - крышевание, вымогательства, организация проституции и незаконный оборот наркотиков. Многие подались в Москву и за границу. В Казани им неуютно из-за постоянного уголовного преследования. И чем они отличаются? Однако ноги растут от первых ОПС. Полного устранения группировок не достичь. Вопрос в степени их нейтрализации. Когда пересажали лидеров - срубили голову.
Общее фото на память - одна из традиций пацанов банда «Дербышки». Фото из личного архива Обязанности члена ОПГ Заботиться о здоровье: не пить, не курить, не употреблять наркотики. Заниматься спортом обязательные тренировки минимум 2 - 3 раза в неделю. Скидываться в общак. Пацановские понятия регламентировали всю жизнь группировщика. Надо выглядеть опрятно, твоя девчонка - девственница, а после спит только с тобой, своих нельзя бить ногами. Это видоизмененные воровские понятия. Однако они были гибкими, когда речь шла о выгоде. Например, постепенно торговля наркотиками в некоторых бандах перестала быть запретной. Да и в жестоких войнах 1990-х многие из правил, кажущихся незыблемыми, растаяли. Группировщики считали себя аристократами. Есть территория, есть граждане, есть феодалы, а есть неграждане, которых можно унизить и обобрать. Правила секса - Года до 1988-го, дальше я не знаю, нельзя было ходить с недевственницей, - вспоминает Роман Лебедев, в 1980-х участник группировки «Тельмана Рабочий Квартал», а после милиционер, криминальный журналист, сценарист. Проверяли единственным образом - проходит или не проходит. Половина этих проверок заканчивалась тем, что все рвали. Пока девочка ходит с этим пацаном, она неприкосновенна, она его девушка. Как только он ее бросает, ее имеет право поиметь любой пацан и даже не пацан. У нее после этого нет никаких прав. Кадр из документального фильма «Страшные игры молодых» 1987. Фото: Кадр из фильма Пустить по кругу Я спрашиваю Роберта, какие проявления «казанского феномена» он считает самыми ужасными. Он отвечает не задумываясь: - Групповые изнасилования. Многие ветераны «асфальтовых войн» вспоминают молодость с ностальгией. Но когда речь заходит об изнасилованиях, героический пафос слетает. Вспоминать стыдно. Техникум легкой промышленности всегда называли техникумом легкого поведения. Девушки носили в кармане бритвенное лезвие. Если их хватали, рассекали себе ладонь и выдавали за менструальную кровь. Тогда их брезгливо выкидывали. Бабские конторы - Девушек-группировщиц в городе называли «матрешками», - пишет Роберт. В Казани моего детства и юности они носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку. Женские группировки назывались «бабскими конторами», обычно они существовали на территориях мужских. Чаще всего пацанам такое соседство было ни к чему, поэтому, когда они узнавали о существовании бабских контор, жестоко их разгоняли. Взрослые войны «Асфальтовыми войнами» называли драки между районами за «авторитет».
Когда мы ушли, все увидели, как нас били. Каждый день приходили домой, просили какие-то деньги. Сразу — двести рублей. Откажешь — бьют. Издевались при девчонках: били, плевали, унижали. В школе учителя или не видели, или делали вид, что не видят. В лучшем случае позвонят в инспекцию, скажут, чтобы нас на учет поставили. Я дрался до ожесточения. Мать не успевала отмывать кровь в подъезде. Заставляли играть в карты. Один из нас проиграл 800 рублей. Каждый день приходили, требуя долг. Часть денег упросил выплатить бабушку. Она дала 150 рублей, но от этого пацану легче не стало. Я понял, кто эти «молодые» и «старшие». Фанатики, жестокие, бессмысленные фанатики, которым ничего не стоит избить пацана, до полусмерти. Сколько раз мы слышали от них: «Не смейте защищать девчонок. Они — не люди». В группировке из пацана делают волка. Там никто не говорит о будущем, об учебе, о семье. Только о драках. Однажды я жестоко избил парня, который накануне в числе пятерых напал на меня. Среда воспитывала злость, жестокость, ненависть. Я видел, кто нами руководит: тупые, ограниченные люди. У меня была девчонка. Делился с ней всем, у девчонок то же самое, что у ребят. Те же установки. Деньги отнимают друг у друга, вещи, дерутся, унижают друг друга. Некоторые из тех, кто решил выйти из группировки, лгали, что заболела мать, например. Их презирали, им не верили и тоже били. Некоторые уговаривали родителей переехать в другой район, другой город. Я понял, восемьдесят процентов попадают сюда по глупости. В двенадцать-тринадцать лет, что понимаешь в жизни? Особенно, если у тебя нет настоящего друга. Но надо искать его. Не связываться с группировкой! Не попадаться на удочку тех, кто обещает, что там за тебя заступятся. Все это ложь! Там вырывают из жизни, лишают ее радостей. Начисто вычеркивают лучшие годы. Лидеры считают себя суперменами, всех остальных — мусором, шелухой, рабами. Валерий, 16 лет «Вечерняя Казань», 9 апреля 1987 года На августовский педсовет Разговор касается всех Сегодня мы открываем традиционную августовскую рубрику. Значит, совсем скоро новый учебный год. Как всегда, в двадцатых числах августа учителя и представители общественности соберутся на педагогические конференции, во время которых обсудят наиболее актуальные проблемы обучения и воспитания. Участником августовского педсовета может стать каждый казанец. Для этого достаточно написать о том, что вас волнует. Письма читателей на темы воспитания и нравственности встречаются в нашей почте часто. Их число возрастает после газетных публикаций. Так, не остались незамеченными материалы «Все они — наши дети» 12 декабря 1986 г. Рекордное количество откликов вызвала исповедь подростка, входящего в одну из группировок «Чужой среди «своих», 9 апреля , а затем обзоры писем «Мы в тревоге за вас, ребята! Горожане рассказывают о конкретных жизненных ситуациях, делятся своими размышлениями, высказывают предложения о том, как улучшить систему воспитания подрастающего поколения. Каких проблем чаще всего касаются авторы писем? Поддерживают и развивают, например, мысль о том, что нынешнюю педагогику не случайно называют педагогикой опеки. Об этом размышляли в своих письмах И. Макачев, Т. Борисова, В.
Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории
Время умирать (2022)Боевик, Криминал. Главная» Новости» Новости казани и татарстана на сегодня криминал разбой происшествие. Они пытались связать факты тревожной криминальной ситуации в Казани с социальными проблемами, что тогда не поощрялось. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев в конце 80-х годов вступил в казанскую группировку «Низы». Экскурсия «Криминальная Казань» — это автобусная прогулка с увлекательным и порой шокирующим рассказом о явлении, вошедшем в историю СССР и России под названием «Казанский Феномен». Криминальные новости Казани и Татарстана: кражи, нападения, убийства, расследования преступлений.