Календарь славянских праздников: какой праздник сегодня в 2024 году.
Православный календарь
- Православный церковный календарь на 2024 год по новому стилю: посты и праздники
- Календарь на вашем сайте
- Праздники славян ( календарь)
- Месяцеслов
- Русские народные праздники
Ведические праздники древней руси
МБУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей» | Последний праздник Навьих Богов заклички 2 – Навий День (Вьюницы)Громгик 3 – День памяти князя Игоря 9 – Радуницы. |
Ярилин день 2023 — что это за праздник | Первого Мая (Травеня) славяне празднуют Живин день. |
Основные русские праздники на Руси:
- Русский земледельческий календарь (Месяцеслов)
- Славянские праздники ноября - Сварогов день, Свято Доли, Калита, Веданье
- Старообрядческий календарь на месяц
- Календарь славянских праздников
- Славянский календарь праздников
Культура и традиции / Праздники
Славянские праздники в календаре 2024 года Славянский календарь, основанный на природных циклах и связанный с духовными и культурными традициями славян, предлагает широкий спектр праздников и обрядов на протяжении всего года. Главная» Новости» Славянский календарь 2024 праздники. Календарь старославянских праздников на 2024 год предлагает уникальную возможность окунуться в магию древних славян и понять их мировоззрение. Один из самых известных старославянских праздников, отмечаемый в 2024 году, — Купала. Коляды Дар (Календарь) содержит как ныне принятый Календарь, так и древний Славяно-Арийский Коляды Дар Православных Староверов, которые совмещены в удобном для пользователя виде.
Годовое колесо – все славянские праздники
Славянские праздники • Топ-20 живых праздников славян | В 2024 году славянский календарь предлагает следующие праздники и значимые события: 1 января – Новый год – начало нового года в соответствии с григорианским календарем, который используется широко по всему миру, включая Россию и другие славянские страны. |
Праздники. Славянские и русские | Календарь славянских праздников на 2024 год включает в себя различные события, отражающие важные моменты в жизни и истории славянского народа. |
Славянские праздники / Календарь праздников | Это заключительный день новогодних праздников. |
Велесова ночь в 2024 году: история и традиции праздника
месяц Посева и Наречения, 40 дней Каждый день месяца Элетъ, это День Наречения + несколько праздников. В этот день славяне отмечали языческий праздник Водосвет. День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников.
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
Цикл славянских праздников Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Календарь славянских праздников В данном разделе сайта собрано богатейшее собрание праздников, отмечающихся с древнейших времен до наших дней на. Славянский календарь на 2024 год включает в себя множество праздников, отражающих особенности разных регионов и народов.
Праздники Славян
Старославянские праздники в апреле | Обрядовый календарь на сентябрь. 9 сентября 8 коло, праздник призыва благой судьбы ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦЫ 9 сентября Праздник домашнего благополучия и лёгкой судьбы. |
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов | Последний праздник Навьих Богов заклички 2 – Навий День (Вьюницы)Громгик 3 – День памяти князя Игоря 9 – Радуницы. |
Русские народные праздники. Традиции и обряды | статьи | Экоферма «Нестеровых» | В этот день мы вспоминаем о Старейшего Славянского бога Семаргла. |
Коляда - история и традиции славянского праздника — 09.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Кто хочет иметь Молодое, Красивое Лицо и Тело? Переходите на Дзен! Уникальные методы для Красоты Лица, Тела, Омоложение и Похудение. |
Старославянские праздники в апреле
Когда цепь знаний прервана, люди становятся невежественными. Так происходит и с праздниками. Люди отмечают их не потому, что знают и понимают их смысл, а потому что так принято. Они не знают для чего это нужно. Когда связь с подлинными знаниями уничтожена, люди еще какое-то время продолжают механически соблюдать обряды. Эти обряды просуществуют какое-то время и навсегда исчезнут. Но есть и обратная линия. Если образованные люди захотят восстановить древние знания, они внимательно изучат ритуалы, которые сейчас механически выполняют неграмотные и невежественные массы. Эти ритуалы — символы остатки древних знаний.
По символам можно постараться восстановить древние знания, дать им новую жизнь, восстановить утраченные традиции. Прошлое не исправить, но можно постараться восстановить то, что возможно и больше не повторять исторических ошибок. Древние славянские праздники Многие люди стараются поддерживать истоки культуры, сохранить традиции — создают славянские общины, популяризируют славянскую культуру в книгах и на сайтах в интернете, стараются возродить древние славянские праздники, понять их смысл. Древние славяне жили по солнечному календарю и праздники славян были ориентированы на Солнце вращение Земли вокруг Солнца, смену времен года. Эти дни два солнцестояния и два равноденствия служили точками отсчета для занятия земледелием, строительством и другими делами. С течением времени точные даты равноденствий и солнцестояний немного сдвигаются. Поэтому на несколько дней сдвигается дата праздника. Так, когда-то летнее солнцестояние самый длинный день в году приходился на 7 июля.
Столетия спустя на 23-24 июня. В настоящее время 21 июня. Это можно увидеть в любом астрономическом календаре, даже отрывном. Современный календарь давно отошел от дат солнцестояния и равноденствия.
Например, часто рядились покойником — во всём белом, с лицом, обсыпанном мукой, и длинными «зубами» из репы.
Ряженые специально пугали прохожих и людей в домах — особенно доставалось девушкам — но одновременно и смешили. В страшные вечера парни устраивали бесчинства — например, обливали чью-нибудь входную дверь водой, чтобы она примёрзла и не открывалась, или закрывали печную трубу, чтобы дым шёл в дом — и им это прощалось. Константин Маковский «Святочные гадания», 1905. Было много других вариантов гаданий, включая довольно страшные — например, пойти со свечой и двумя зеркалами в тёмную баню и позвать суженого-ряженого ужинать. С Крещением эти забавы заканчивались, и всем, кто в них участвовал, полагалось очиститься от грехов путём купания в проруби — православная церковь считала веселые и жутковатые старинные обычаи «бесовскими».
Масленица Следующим большим праздником была Масленица, которую праздновали в феврале-марте, за семь недель до Пасхи. Однако промежуток между ней и святками люди тоже проводили неплохо — это время называлось мясоедом, и на него приходилось много свадеб. Каждый из семи дней масленой сырной недели носил особое название: понедельник — встреча; вторник — заигрыш; среда — лакомка, разгул, перелом; четверг — разгуляй-четверток, широкий; пятница — тёщины вечёрки; суббота — золовкины посиделки, проводы; воскресенье — прощёный день. Основным содержанием Масленицы было, конечно же, изготовление и совместное поедание большого количества блинов — это принято было делать в течение всей масляной недели. Самый первый блин шёл за упокой: его клали на слуховое окно на чердаке или отдавали нищим — считалось, что таким образом он попадает к умершим предкам.
Почитание покойников было так же характерно для Масленицы, как и для других зимне-весенних праздников. Борис Кустодиев «Масленица», 1920. Последнее делали люди всех возрастов — на санках, корытах, шкурах, обледенелых рогожах. Девушки скатывались с гор на своих донцах прялках — чтобы лён рос длинным и чтобы побольше напрясть. Особое внимание на Масленицу уделяли молодожёнам — они обязательно должны были скатиться с горы вдвоём и съездить в гости ко всем, кто побывал у них на свадьбе.
Существовал обычай столбы — «выставка» молодожёнов, когда они в своих свадебных нарядах стояли вдоль улицы и по требованию зрителей должны были целоваться. В среду или пятницу на масляной неделе зятьям полагалось навещать своих тёщ с подарками, а тем — угощать их. Народ сложил немало юмористических песен об этих визитах. А тем парням, кто в течение года так и не женился, женщины привязывали на ногу колодку — чтобы её снять, приходилось «откупаться» сладостями и водкой. Заканчивалась масляная неделя «проводами» Масленицы — куклы, которую одевали как девушку и давали ей в руки блин и помазок.
Масленицу с песнями вывозили на санках за околицу селения в заснеженные поля, после чего разрывали её на части и разбрасывали по округе или сжигали — предполагалось, что это хорошо повлияет на будущий урожай. Весенние праздники С Масленицы до Пасхи больших праздников не было — семь недель шёл пост. Но были весенние дни, с которыми связаны интересные языческие обычаи. Первый день весны по старому стилю приходился на Евдокию сейчас это 14 марта. С Евдокии дети начинали «кликать весну», для этого они залезали как можно выше — на крыши домов, на деревья — и пели песенки-веснянки.
Весну вызывали издалека, как если бы она была перелётной птицей — славяне ассоциировали приход весны с возвращением птиц. Похожее происходило на Сороки День памяти 40 мучеников, 22 марта. Об этом дне говорили: 40 морозов и 40 птиц прилетает. Чтобы птицы возвращались побыстрее, люди пекли печенье-жаворонки и давали их детям, чтобы те ели их и бегали с ними закликать весну и птиц. Жаворонков из теста вешали на палки, на ограды, оставляли на деревьях и крышах.
С той же целью на Сороки выпускали из клеток предварительно пойманных живых птиц. Пасха Пасха по старому стилю проходила в промежутке между 22 марта и 25 апреля. Сама по себе Пасха — не славянский праздник, она пришла к нам с христианством, а первоначально восходит к еврейским традициям. Но, будучи привнесённой на нашу культурную почву, она вобрала в себя славянские обычаи празднования весеннего равноденствия 19—20 марта и пробуждения природы. Как и все важные праздники народного календаря, она представляла собой цикл, который начинался со страстной недели, а затем переходил в Пасху, Радуницу, Красную горку и Вознесение.
По народным представлениям, утром на Пасху солнце «играет» — двигается вверх-вниз возле горизонта и переливается разными цветами. Множество обычаев и примет было связано с пасхальной службой в церкви — когда в первый раз запоют «Христос воскресе», загадывали желание. Обычай красить яйца на Пасху по своему происхождению дохристианский. Яйца считались священными потому, что это аналог зерна в животном мире — зерно завораживало наших предков своей способностью давать жизнь и приносить плод. Яйца очень часто использовались в ритуалах, связанных с земледелием — не только на Пасху, но и в троицкую неделю.
Яйцами обменивались, приносили на могилы и на поля, играли с ними: чокались — стукались, чтобы расколоть одним яйцом другое, и катали их по специальным желобкам, чтобы сбить одним другое. Игры с пасхальными яйцами было развлечением для всей деревни. Фото с сайта nazaccent. Также было принято обходить дома с поздравлениями и волочебными песнями, собирая от хозяев яйца, куличи и другую еду. Радуница Для пасхального цикла как праздника «пробуждения природы» большое значение имели взаимоотношения с покойниками.
Главным днем общения с предками была Радуница — суббота на пасхальной неделе, которую называли родительской. Христосоваться с покойниками ходили и на Пасху. О Радунице говорили: Утром пашут, днем плачут, вечером скачут. Хотя в это время уже начинаются полевые работы, обязательно было навестить кладбище, попричитать там, а затем разделить трапезу с живыми и умершими родственниками и повеселиться.
Ныне мы живем в лютую эпоху Рыб, близится эпоха Крышня-Водолея. Вычисляет продолжительность эпох и длительность Дней Сварога, бог времени и звездочетов — Числобог. Почти все праздники и будни совпадают с циклом жизни Земли и её движением среди звёзд, поэтому празднование дней по старому календарю — есть приобщение к природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них — перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Матери. Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чашах, вышивках и каждому месяцу соответствовал особый знак.
Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Ниже приведены русские праздники с наложившимися христианскими названиями. Дата указана на момент принятия календаря в 45 г. В скобках: первая дата по гражданскому юлианскому календарю начала XX века — старый стиль, вторая дата по современному календарю русской православной церкви — новый стиль. Некоторые приметы, вероятно, соответствуют датам календаря XVI века см. Власов «Русский календарный стиль». Разделы страницы о сельскохозяйственных праздниках русского народа и древних славян всего - 364! Славянская календарная система Год в Древней Руси начинался в сентябре. Также когда-то праздновали новый год и в день весеннего солнцестояния 22 марта. Славянские названия календарных месяцев Январь: Студич, сечен, просинец, стужайло.
Февраль: Ледич, сеченъ, снежень, бокогрей. Март: Лютич, березозол, сухий, протальник, капельник, зимобор. Апрель: Белояр, цветен, березень, березозол, снегогон, водолей, ручейник. Май: Ладо, травник, травный, травец, ярец, кресень, цветень. Июнь: Купало, изок кузнечик , скопидом, хлеборост, разноцвет, кресень. Июль: Сенич, липец, червен, страдник, сенозарник, грозовик, жарник, серпень, сенозорник. Август: Житнич, зарев, заревен, жнивень, густырь, разносол, вършен. Сентябрь: Венич, вересен, рюен, рюин, ревун, зоревик, коловоз. Октябрь: Зернич, листопад, грязник, жёлтень, позимник, паздерник. Ноябрь: Овсенич, груден, листогной, полузимник.
Декабрь: рус. Славянские языческие названия дней недели День Бог Планета Описание астрол. Луна Хранитель ритмов и традиций. Родоница Радуница , Духов день. Вторник Морена Марс Энергия, со-бытие и собрание. Навий день, Усопшие Родоницы, Задушные поминки. Среда Ярила? Меркурий Общение, перемены и обновления. В среду в канун Благовещенья сжигаются старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели. Проводы русалок.
Четверг Перун Юпитер, Небо Развитие, организация чего-либо , миропорядок. Четверг накануне Благовещенья называется чистым, то есть светлым; крестьяне ходят в чистый четверг на проруби и закликают Весну. Семик, Русальный великдень. Пятница Лада, Макошь? Венера Понимание, лад, красота. День Макоши, Параскева-Пятница — женский и девичий праздник. Суббота Стрибог? Сатурн Порядок и ответственность, связь с прошлым и будущим. Родительская суббота перед Масленицей, Дмитриевские деды, Клечальная родительская суббота. Воскресенье Даждьбог Солнце Сияние,яркость,авторитетность.
Красная горка. Дни, когда «не-делают», не работают — старое название воскресенья. Зимние народные праздники у славян Январские народные праздники у славян Студич, сечен, просинец, стужайло. Утром проводится обряд «посевания», чтобы в наступившем году был добрый урожай и достаток. C 1-го января начинаются Страшные вечера — на Василь-вечер ведьмы скрадывают месяц. Не только на земле зимой студено-морозно, но и под землею: выгоняет мороз лихих сестёр из самого ада. В этот день лечили отчитывали припадочных, скаженных. Считалось, что если на Малахию можно из человека выгнать нечистую силу, то с особой силой она нападает на скотину. Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед. В этот день по обычаю гнали чёрта из деревни.
Последний день Коляд. Ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат. Последние святочные гадания. Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Освящённую воду бережно приносят в дом. Все ею омываются, питаются, очищаются и орошаются. Начало малой свадебной поры. От Крещения до Масленицы — время свадеб. К родителям невесты засылают сватов и играют свадьбы.
В Белоруссии говорили: «До обеда Коляда» — окончательно прощались со Святками. До обеда не работали, а после обеда уже брались за отложенные занятия. Будни подкатились. В этот день принято было в банях омываться. Недаром говорили: «в деревнях печи топятся, в банях девки моются, а в добрых людях силы копятся». Примечают, какое лето будет: засушливое или дождливое. Выходят в этот день смотреть на сенные стога и хлебные скирды и если заметят, что на них есть иней, то лето наступит серое и мокрое. Оттепели никак не ко времени: «Коли в январе март, бойся в марте января». Дальний путь в этот день заказан. Мороз худ, готовит хлуд.
В этом морозе — пагуба силы неведомой. Бабий кут — место у печи, где стояла утварь домашняя. Коли девушка хотела поскорее к парню в дом войти, она должна была незаметно оставить в бабьем куту, в избе у парня, шесточную ометалочку. Коли неможется, тянет и крутит и боль в ногах, то погляди — где кошка любит лежать? Ступи на то место. Не сходи подольше. Говорили: «Ерёма на печи, а кошка в печурке». Корову «ладили», о домашней скотинке думали. Выбрасывали из-под коровы навоз. Стлали золотистую солому.
Коровушка тяжелее ходила — скоро отёл. Павел взмок — дня приволок. Коли ветер, будет год сырой. Звёздная ночь с этого дня на следующий — к урожаю льна. На день Петра-полукорма выходят осматривать сенники и амбары. В сенниках, осматривая сено и солому, замечают, сколько вышло корму для скотины и сколько его осталось до весны. Перезимник — обнадёжит, обтеплит, а потом обманет — всё морозом стянет. На Афанасия-ломоноса знахари ведьм со Святой Руси гонят. Только на афанасьевские морозы можно изгнать ведьм. Макаром в старину прозывали мужичка, что слыл пройдохой и плутом.
Мол, он душой не худ, а просто плут. Но вот чаёк с ним попить — одно удовольствие! Поутру — лечебный чай. На Ефима — тут уж девкам неймётся, узнать торопятся: «Какова сударыня Маслена будет? А старики подначивали: «Налетели с утра метели — быть Маслене метельной». Если в жизни что-то не ладилось, муж и жена выходили с крыльца, взявшись за руки, подходили к яблоне и отряхивали снег-иней неразведенными руками — на счастье. О нынешней стуже месяцесловы загодя предупреждали: «Не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты погоди, дождись Тимофея-полузимника». С ветром стужа — что есть хуже, чем позимы! На Агафия забота: «Надобно еще раз закрома оглядеть. Запасы хлебные пить-есть не просят.
Но коли за ними не доглядишь оком, то заплатишь боком». Этот день называли — весноуказник, потому что «Какова Аксинья — такова и весна», то есть если на Аксинью хорошая погода, то и весна будет красная. Этот день — зимоуказчик следующего года. Каков день с утра, такова будет первая половина следующей зимы. А погода с полудня до вечера предвещает вторую её половину. Кольнёт мороз и отскочит, затаится в крепях таежных за колодиной, в поле за сугробами. Воет по-волчьи ветер, шатая деревья перелеска, мигают в острастку колючим блеском звёзды. Наслушивают огонь. Если в этот день без разбора знобит, в квашне спорынью унимает, то большуха русскую печь топит так, чтобы, когда поленья огнём занимаются, золотым бы устье печи казалось. Кудесы — день угощения домового.
Домовой обычно это рачительный, заботливый дух «хозяин» , помогающий трудолюбивой, дружной семье. Но в этот день буйствует и проказничает. По народному поверью, ведьмы устраивают в этот день пережины, заломы сухой травы, снегом незанесённой. Потому старики ходили в поле смотреть: не наследили там, случаем, нечистые? В это глухое зимнее время в лесу идут яростные схватки на выносливость, за право владеть лесными крепями. Звериный род берёт рост. Конёк над избой — охлупень, оберегающий избу, мол, лешим облюбован. Оседлает леший конька — и шатнётся изба, худые ветра подступят ко крыльцу. Потому забота у Никиты за коньком приглядеть. Февральские народные праздники у славян Ледич, сеченъ, снежень, бокогрей.
На Трифона заговаривают мышей, чтобы уходили из избы и амбаров. Ночью звёзды ожигают. Человека, глядевшего в эту полночь на звёзды, потом трясучка изводила. Сустретьев день — зима с весною встретилась. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет. Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря. Редкий год на Руси этот день обходится без морозов. На Студеного Николу снегу навалит гору. Никола студеный — волчий сват, маковый закат. Селяне поминают в этот день отошедших в иной мир отцов-праотцев, дедов-прадедов.
Заботы этого дня — пуще глаза беречь коровку-кормилицу, присматривать, стеречь от пришлых людей. На Вуколу — начало весеннего отёла коров. Теплое сытное пойло корове не раз на день надобно принести, ей ведь ещё и телёнка кормить. А тот уже играет, к вымени тянется. На счастье и в раздачу нищим выпекались пироги с луком. Этот день был верховым для приготовления отваров и настоев из могущницы. Кузнечный молот праздновал вместе с серпом очередную веху крестьянского годового круга. Поновить насечку — работа ответственная. Теперь сильный мороз бывает чаще лишь ночью, говорили: «Февраль воду подпустит, март подберёт». Перевалила зима, поэтому: «Не всяк Панкрат хлебом богат», но «Наш Панкрат лаптями богат».
На Прохора и зимушка-зима заохает. Пришёл Прохор — и весна заглянула на двор, поворот к теплу. Святой угодник Харлампий почитается покровителем чиновников. Суббота перед 11 февраля Масленичные деды, Сретенские деды. Поминают всех умерших предков. Как и на иные Родительские дни, на Масленичные за поминальным ужином собирается вся семья. Большой праздник. Устраивалось молебствие, во время которого освящались караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливали этот хлеб скоту. Первое молоко и масло.
Раньше, по-видимому, праздник начинался на день Велеса. Это был праздник молочных продуктов и первой встречи весны. Оканчивалась Масленица до «Весновея» «Кислых девок». Хозяева в течение трёх дней выставляли зерно на утренний мороз. Крестьяне знали, что тронутое холодом, оно лучше по весне взойдёт. Также зарили пряжу — стлали на наст выбеливать. Наши предки окликали звёзды, окликали умерших родных и близких, глядя подолгу в небо. Они верили, что если окликать звезды, глазам от чистого сияния Божьих очей прибудет зоркости. Мужья готовят для жён пиво. Воду берут из семи святых источников, смешивают её с местной водой и в золотой ступе толкут серебряным пестом.
Такое Пиво, жёны относят повитухам. Зима становится безрогой. В этот день зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть». Кикимора представлялась в народе по-разному: как хозяйка избы, как жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девки с длинными черными волосами. Феодор Тирон — устраняет раскачку устоев. Феодору Тирону молились о защите от злодеев. В сказаниях каликов перехожих «Хвёдор Тырянин» напоминает русского былинного богатыря. Ярило птице овсянке наказ давал — пора начинать петь: «Покинь сани, покинь сани! Обычай в этот день — делиться хлебом с соседями, с сиротами и вдовами. Оставь хлеб позади себя, предложи хлеб нуждающемуся, и этот хлеб, придёт время, сторицей возвернётся.
Советовали ребятне накататься досыта. В этот день нельзя глядеть на падающие звезды с неба: «Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду». Каков Тимофей — такова и весна. Весновей теплом веет, стариков греет: если в этот день была солнечная погода, старики выходили на завалинку, грелись на солнышке, разговоры вели. Пока крепок наст — удержать сани горазд, поспешали крестьяне с дальних полей оставшееся сено вывезти, из лесу — дрова, да проверить силки-капканы. Да и как тут кислой не станешь, когда старые люди подначивают: «Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды. На Обретенье — птичье потенье, гнёзд обретенье. Зимующие птицы начинают готовить гнёзда, а перелётные готовятся к возвращению домой из Вирия тёплых мест. Если полдень тянет ко сну — к болезни. Хоть по стенке ходи, а днём спать погоди.
Бытовало поверье о кумохе, которая так и норовила ухватить сытый кусочек от здоровья человека. Рано затает — долго не растает. Поверье об этом дне такое: дело молодое — обнадейчивое, как и ранняя весна, непрочное. А вот поживёшь, дело в руки возьмёшь — и дастся жизнь тебе. Нельзя было в этот день выезжать из дому, не приложив ухо к земле. Надо было сперва убедиться: надежна ли снеговая дорога. И только после этого справлять хозяйские заботы. В этот день бывает капель. Ледяная наковаленка, как колокол: на всю округу слышно: «Дон-динь! Протальник ломает зиму.
Воздух в солнечные дни целебен. Касьянов день занимает особое место в народном календаре: это самый страшный день, находящийся во власти злопамятного святого. Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным. Весенние народные праздники у славян Мартовские народные праздники у славян Лютич, березозол, сухий, протальник, капельник, зимобор. Когда мартовские лучи солнца, как воткнутые в землю золотые спицы, сияли в полях, крестьяне говорили: «Ярило вздевает зиму на вилы». Евдокея красна — и весна красна. Первые «Заклички» весны. По этому дню судят о предстоящем лете: холодный день — лето будет не жарким, а дождь обещает мокрое лето. День обычно ветренный. В древности был такой обряд: крестьяне поле крест-накрест проходили.
Этим они напоминали солнцу, что недосуг отдыхать, надобно, мол, снежицей поле поить. По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с тёплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. Если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная. Конон-градарь: «Хотя бы в день Конона-градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр. В этот день бабы и мужики обходят колодцы кругами, чтобы те горькими стоками не полнились, чтобы подземную водицу подпустили добрую. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день вторые «Заклички» весны. На Никифора — медведь в берлоге потягивается. С косогоров снег в низины сходит.
Вот уже и логово космача вода вешняя обступила. На это весеннее время приходится линька скотины. Обновляется волосяной покров у лошадей, у коров. Бери голик — коровий бок поскреби. Зимой волчья стая близко подходила к крестьянскому двору. Но теперь логово пришла пора волчице в глухих непроходимых лесных ухожьях устраивать, щениться, потомство оберегать. До большой воды надобно было снарядить телегу. Надобно было и колёса крепить, и оглобли ладить. Первой снаряжалась к полям телега-навозница. В этот день местами не работали.
Устраивали проводы зимы с угощением жёниной родни. Полагалось пить праздничное питье — медово-берёзовый взвар. На Алексея нельзя садиться в сани. Кирилл — дери полоз. Около этого времени дороги портятся, ездить на санях становится трудно. На Трофима-Евкарпа сзади и спереди — зима. Тают снега, проруби мутятся. С Дарьи холсты белят. Если вешняя вода на Дарью идёт с шумом — травы хорошие бывают. Какова погода в этот день, такова и на «Журавлиный лёт» 18 сентября.
Видимо, неспроста откуда-то задувать стало на чердаке, петь по-худому в печном столбе. Надобно было подумать о добром духе дома. Старые люди отмечали, что вода, почерпнутая в этот день из колодца, обладает необычной силой — она пробуждается сама и вбирает в себя всю мощь весеннего воздуха, света. Праздник Вербоносицы — этот день в деревнях посвящали тому, что бы набраться у вербы чистоты, красоты, здоровья и целомудрия. Предел зимним забавам детворы, катанью с гор, крутых берегов на реку. Санки с вечера прятались, наутро будет меньше слёз: реви не реви — катаник твою утеху унёс! Пекли в этот день калачи. И все домочадцы, пока по калачу за столом не съедят, других угощений не должны были трогать. Девицы песни-веснянки поют. У Василисы — весенние заботы.
Отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла.
Воспитывая в нас тот самый «Загадочный Русский Дух», Славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потёмках инородных традиций, Русские Люди всегда возвращаются к родной традиции. Коло Сварожье - Годовое колесо Славянских племен Почти все праздники совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеют значение не только духовное, но и иное - приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля - живая. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них - перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Матери.
История праздника
- Календарь на вашем сайте
- Календарь славянских праздников
- Какой он, славянский календарь?
- Сварогов день — праздник 1 ноября
- Русские народные праздники. Традиции и обряды
Старославянские праздники в апреле
Очевидно, обряды обязательно проводились в дни солнцестояния (летнее и зимнее) и дни равноденствия (осеннее и весеннее), а также в День Возрождения Тарха Даждьбога (но возможно и в другие менее значительные праздники). 01 Января Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах – это Новый год подробнее. 01 Января Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах – это Новый год подробнее. Старославянский праздник язычников Живин день отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая. В этот день славяне отмечали языческий праздник Водосвет.
Древние славянские праздники
Есть у Доли и оборотная сторона — сестра ее Недоля. С ней приходилось познакомиться тем, кто не соблюдал заветы предков, кривил и путал свой жизненный путь. К таким Недоля посылала детей своих злыдней, чтобы отобрали силы и здоровье, счастье и достаток и утянули в Навь раньше срока. По традиции на Свято Доли девушки учились слышать женских богинь, их советы и предупреждения. На вечерницах — вечерних посиделках — девушки собирались вместе, варили обрядовую кашу и гадали. Если девушка вела себя честно, славила богинь и отмечала все обрядовые праздники, могла надеяться, что Доля покажет ей будущее, научит, как жить. Девичьи гадания на Долю сохранились в народной памяти до наших дней, и мы можем, если захотим, тоже попытать судьбу.
Вот некоторые из них. На ночь вешали за окно белый рушник и приговаривали: «Суженый-ряженый, приди й утрись». Если утром полотенце оставалось сухим, значит, гадающей ближайший год сидеть в девках, а если полотенце становилось мокрым, стало быть, скоро девушке выходить замуж. На выпавший снег высыпали пригоршню зерна, а затем зачерпывали зернышки вместе со снегом. Если количество зерен оказывалось четным, девице скоро должна была найтись пара. Ложась спать, девушки вплетали в косу замок, закрывали его на ключ и говорили: «Суженый-ряженый, приди ко мне ключ попросить».
Ключ прятали под подушку и рассчитывали во сне увидеть будущего жениха. Самым главным действом гаданий было «зазывание Доли на кашу». Насыпав в тарелку кашу, девушки выходили на двор и кричали: «Доля, Доля, иди к нам кашу есть! В это время юноши прятались неподалеку и ждали, когда можно будет присоединиться к празднику. Ждали они с нетерпением, поскольку целый день голодали, чтобы Доля послала хорошую жену. Когда зазывание заканчивалось, парни могли войти в дом и поздравить девушек с праздником Доли.
За праздничной трапезой молодежь пела обрядовые песни, устраивала игры. Например, практиковался древний вариант жмурок: парню завязывали глаза, а девушки из разных углов горницы подавали голоса, и ловец должен был угадать по голосу, а затем поймать свою суженую.
Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются: облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных; использование масок; благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами; игры молодых людей; гадания незамужних девушек. Еда на Коляду Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. Поэтому праздник ждали с большим нетерпением.
Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина-кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную постную кутью, затем богатую щедрую , третья кутья снова была постной водяной. На столе также были блины, квас с грибами, рыба, овсяный кисель и каша. С наступлением темноты молодые люди переодевались в костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. Эту традицию чтут и сегодня.
Щедрость поступков притягивала щедрость судьбы и новую надежду. Из Европы в Россию пришёл обычай театрализованных представлений, связанных с рождением младенца Христа, так называемые вертепы. В русских селах они преобразовались в шествия ряженых и кукольные театры на площадях. Правда православие запрещало использовать кукол Богородицы и Христа, их заменяли иконами.
Коляда славление — обычай приходить к соседям с песней, прославляющей Рождество Христово. Ряженых артистов награждали вкусным угощением, специально пекли пирожки и готовили сладости. День перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели.
Девушки гадали на суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения Спасителя. Рождественский пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда.
Блюда состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и расстегаи украшали рождественский стол. Крещение совершал Иоанн Креститель.
По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений.
Во время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". В этот день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному спокойствию и миру.
Начинается эта неделя с воскресенья, называемого "мясное заговенье". Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими блинами и встречают блинами.
Помимо блинов пекут пряники, варят медовые сбитни и пиво, и литрами пьют чай. Самовар всегда должен был быть горячим. Катание на санях и санках — дань выпавшим снегам и зиме. Её образ в виде соломенного чучела Масленицы сжигается на сельских и городских площадях.
Эта неделя ознаменовывается бурными гуляниями, песнями, театральными представлениями весёлых скоморохов, потешными боями. Петрушка, любимая народная кукла, смешит и развлекает публику. Молодёжь старается показать себя во всей красе и убранстве. В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары.
Этот день — первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес! После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Хозяйки красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи.
Вся праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в разбивание вареных яиц.
Начинали праздновать Комоедицы за неделю до дня Равноденствия и продолжали веселиться еще неделю после него. И даже они в этот раз припозднились, то в каждой семье выпекались свои сдобные жаворонки, которые должны были привлекать настоящих. Обычно это доверялось делать детям, которые с удовольствием бежали закликать весну, а после лакомились вкусной выпечкой. В виде жаворонка делались и деревянные обереги для дома. Они привлекали счастье, здоровье и удачу.
Наконец-то природ проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев. В этот славянский праздник чувствуется Живое дыхание Богов, благосклонно относящихся к явьим Потомкам. Этот славянский праздник сопровождался хороводами и плясками, а также выпеканием журавликов из пресного теста для домашних семейных оберегов. Светлый день добра и тепла позволял зарядить и украшения для девушек или замужних женщин — серьги, кулоны и браслеты с ладинцами, символизирующими гармонию женской красоты, здоровья и мудрости. Языческие и славянские праздники в апреле 1 апреля День Домового или его пробуждение Этот веселый славянский праздник посвящался Домовому — тому самому духу, что оберегал ваш дом, подворье и закрома. Первого апреля он просыпался от зимней спячки, в течение которой он делал только важные дела — охранял ваше имущество, и начинал активную работу по наведению уюта и привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее — его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним и друг с другом — разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать одежду наизнанку, а носки или обувь порознь.
Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись — Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении. Именно этот Бог Солнца и Огня охраняет посевы и дает хорошие урожаи и именно он может сжечь дотла все живое. Говорят, что Семаргла выковал из искры сам Сварог на своей священной кузнице. Каждую ночь он стоит на страже Порядка с огненным мечом и только в день осеннего равноденствия приходит к Купальнице, чтобы у них появились дети — Купало и Кострома. Требы Огнебогу приносят, бросая их в костер, обереги с Семарглом также активируют в его пламени с просьбой Бога о защите.
Поэтому производится поминовение родственников на могилах и принесение тризны: угощения в память о них. Более старших в Роду поминают, опуская в воду скорлупки от крашеных яиц, чтобы к Русальему дню они были переданы им как дорогая весточка от близких. Также как и первого апреля, в день Марены, в этот славянский праздник выходя на Явью сторону и не усопшие, не упокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять надевают личины для защиты себя от них. На высокий холм, Красную Горку усаживали самую молодую и красивую девушку, приносили ей всяческие дары: молоко, хлеб, сладости и яйца, водили вокруг нее хороводы и радовались пробудившейся после зимы жизни. Раскрашенные, писаные яйца раздавались родным и близким, а также неслись уже покойным Предкам в качестве помина. Такие цветные, расписные яйца вообще являются частью славянской культуры, некоторые из них следовало приберечь для последующих один за одним других весенних праздников пробуждения ПриРоды и славления Ярилы, Живы, Даждьбога.
С этого периода начинаются первые весенние свадьбы и производится символическое оплодотворение — Отмыкание Ярилой Земли и выпускание первой росы, которая считалась сильной и использовалась при обрядовых катаниях мужчин по земле для увеличения их здоровья и богатырской воли. Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодородие. К полночи все празднующие готовят зачин и собирают огромный большой костер на той же горе для празднования Живина дня. Языческие и славянские праздники в мае 1 мая Живин день Сразу в полночь первого мая начинается славянский весенний праздник в честь Живы: богини весны, плодородия, рождения жизни.
Дочь Лады и супруга Даждьбога, Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через Животворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива — это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь. Шестого мая люди выходят в поле и производят первые обряды засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же — приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы — ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками. Все ведуны и просто чтящие Природу братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже Природы от нападения Чернобога.
На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением. Поэтому желающим покумиться — сродниться, не имея прямого кровного родства, в последний день весны предоставляется такая возможность. Также можно попросить желаемого у Живы — просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокует ей о вас. Также в этот древний языческий праздник славяне обменивались подарками-оберегами с дорогими и близкими им по духу людьми. Летние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в июне 1 июня Духов день или начало Русальей недели Духов день начинается с первого дня лета и продолжается всю неделю, называемую Русальей. С этого дня Марена выпускает погостить умерших предков в Явь, а их Потомки приглашают их в свои дома, раскладывая по углам березовые ветки, символизирующие Родовые связи. Однако вместе с ними активируются и не упокоенные, самоубивщиеся и утопившиеся люди.
Чаще всего это женщины и Русалки. Вода в это время наиболее активно принимает и проводит энергию Прави, Силави и Яви. С помощью нее можно выздороветь, навести порчу или же что-то узнать. В качестве треб на берега рек приносили одежду и рушники для русальих детей, а чтобы духи не смогли проникнуть в тело, носили обереги с Одолень-травой. В этот день совершаются многие обряды — ведь сила такого периода очень большая. Собранные на Купало травы имеют большую ценность.