Кроме того, параллельно с реставрацией «ГЭС-2» прошла реконструкция Патриаршего пешеходного моста. Для гостей "ГЭС-2" будут открыты семейная мастерская для детей и взрослых, библиотека, ресторан и кафе. В доме культуры «ГЭС-2» будут пространство для встреч и общения, кинотеатр, концертный зал, библиотека, магазины, ресторан, кафе, детская площадка, мастерские, студия-резиденция художников, выставочные залы, аудитории для публичных мероприятий.
Популярное за неделю
- В ГЭС-2 открылся проект «Настройки-2»
- Новые выставки в Доме культуры «ГЭС-2» | Театр To Go
- Открытие новых выставок в Доме культуры "ГЭС-2"
- В Москве 4 декабря откроют Дом культуры "ГЭС-2"
- Конструктивные решения
- Дом культуры «ГЭС-2» объявил о закрытии всех проектов
Была ГЭС - будет Дом культуры. В Москве завершаются работы по реконструкции ГЭС-2
А без нее тут не обойтись, поверьте! Итак, начинаем путь от Большой Якиманки, где открывается впечатляющий вид на целое. Во время наводнения 1904 года вода дошла до Тверской, превратив Москву в Венецию. Болотный остров, где потом развернется ГЭС-2, заливало регулярно, поэтому там не могло быть качественной архитектуры. Зато в этом месте размещались лабазы хозяйственные постройки и дома для бедняков, которые строили в числе прочих братья Бахрушины. Одна из первых видных построек — она стоит на высоком цоколе — это усадьба сахарного короля Харитоненко, что напротив Кремля на Софийской набережной. Борис Иофан начал проектировать соседний Дом на набережной, когда уже было известно, что строится водохранилище и остров перестанет быть болотом.
После закрытия фабрики в 1970-х ГЭС-2 потеряет актуальность. Главной станцией по производству электричества в этом районе останется ГЭС-1, что обитает напротив Кремля и работает до сих пор. ГЭС-2 фигурирует в фильмах: в «Место встречи изменить нельзя» Шарапов проезжает ее в последней серии, когда едет за ребенком. Станция тогда стоит закрытая и медленно, но верно разваливается. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия, 1979 год «Тереза Иароччи Мавика, генеральный директор фонда V-A-C рассказала мне чудесную историю, как Пьяно, стоя с президентом фонда Леонидом Михельсоном на построенном Лужковым мосту, убеждал его в необходимости выкупить не только здание, но и все, что вокруг. Но Пьяно гений, а не сумасшедший, он представлял, какое грандиозное место может здесь возникнуть», — говорит Лихачева.
Они — эстетическая доминанта, но они же — рабочая необходимость. Трубы отвечают за вентиляцию, без которой функционирование ГЭС невозможно. Пьяно рассчитывает впечатление не без провокативного лукавства. Ведь трубы есть своего рода его «визитная карточка» со времен постройки Центра Помпиду, который, по сути, из них и состоит. В такой же цвет Пьяно красит трубы и других своих построек, самая удачная из которых — Fiat Lingotto в Турине. Это бывшие Смирновские водочные склады, в руинах которых обнажены и артикулированы сводчатые помещения.
Здесь прописывается кластер мастерских помимо традиционных есть текстильные, керамические и шелкографические и пекарня. Таким образом начинается плавная интервенция Дома культур в город. Такую связь было важно выстроить в центре большого города. Это русская, точнее московская тема еще и потому, что Москва традиционно состояла из небольших усадеб и посадов. Пьяно тонко чувствует место и, создавая проект, мыслит в парадигме московского мышления. В «ГЭС-2» чувство территории проявляется так же четко, как в его родной Генуе, где он выворачивает наизнанку набережную и превращает ее в культурное пространство во главе с морским музеем.
Здесь тоже проходит дорога, хоть и не такая активная как автострада до Турина.
Это рассказ о диалоге, который все никак не состоится и происходит только в голове главного героя. Рабит Батулла — публичная фигура: народный писатель Татарстана, театральный режиссер, актер, драматург, публицист и автор переводов толкований Корана. Нурбек рассказывает о нем через детские воспоминания, и в этом повествовании каждый может узнать себя: вот родители выбирают для тебя школу, мама учит стирать носки, а папа рассказывает легенды.
Музей, в который ты приходишь для того, чтобы просто на что-то посмотреть, — это устаревшее понятие. Мы же хотим сделать место, в котором молодежь могла бы в чем-то себя попробовать, проявить. Куда бы пришел человек, который принципиально не ходит в музеи, и открыл бы что-то новое для себя», — рассказала Тереза Мавика. Важной частью проекта также станет небольшой березовый лес из 600 деревьев рядом с музеем.
Мы планируем посадить 500-600 деревьев», — отмечает Антонио Бельведере. Тема экологии и энергоэффективности пронизывает весь проект. Так, предусматривается использование солнечных панелей общей площадью 5 тыс. Кроме того, будут задействованы и трубы бывшей ГЭС — их высота после реконструкции составит 70 метров, что позволит им осуществлять забор чистого воздуха из атмосферы через специальные генераторы. Москва сегодня — это площадка для реализации самых смелых и дерзких идей.
В первоначальном виде комплекс электростанции сохранялся до конца 1920-х годов. Затем на протяжении XXвека облик станции подвергался неоднократным изменениям, пристраивались новые корпуса, технологические помещения, были утрачены декоративное оформление фасадов и остроконечное завершение башенки с часами. Сергей Собянин поблагодарил специалистов, которые занимались восстановлением комплекса: «Спасибо за те решения, которые были вами придуманы во время реставрации и реконструкции этого пространства. Вы вдохнули и современное видение, и приспособление уникального сооружения и сохранили все ценные исторические элементы.
Более того, восстановили значительную часть уже утерянных культурных объектов, которые здесь были». Березовая роща и пекарня Решение о выводе из эксплуатации ГЭС-2 приняли в 2006-м. Причинами стали износ оборудования и высокая стоимость производимой энергии. Кроме того, закрытие станции позволило улучшить экологическую обстановку в центре города. Электрическую нагрузку закрытой станции перераспределили на построенную рядом подстанцию «Берсеневская», а тепловую — на ТЭЦ-20. В ноябре 2009 года зданию ГЭС-2 присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. Заказчиком создания Дома культуры стал основанный Леонидом Михельсоном фонд развития современной культуры «Виктория — искусство быть современным» V-A-C. Инвестор поблагодарил Сергея Собянина и городские службы за сотрудничество. Благодарны громадному количеству подрядных, проектных организаций, которые в этом участвовали.
Как-то все загорелись идеей сделать что-то уникальное. По-моему, нам есть чем гордиться.
Рекомендованные материалы
- ГЭС-2 в Москве — сайт, билеты, адрес, фото, выставки, роща, как добраться на Туристер.ру
- Центр современной культуры фонда V-A-C в бывшей электростанции ГЭС-2
- Открытие новых выставок в Доме культуры "ГЭС-2" | РИА Новости Медиабанк
- Дом Культуры «ГЭС-2»
- «Пандемийная троица»: дом, подъезд и сад. О новой выставке в «ГЭС-2»
ГЭС-2: как выглядит и что предлагает новое культурное пространство Москвы
У центрального входа на выставку находится небольшая библиотека. В ней собраны сочинения героев проекта, а также книги, раскрывающие сюжеты экспозиции. В рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла презентация проекта Музея современного искусства на месте бывшей ГЭС-2 на Болотной площади. Библиотека «ГЭС-2» доступна для незрячих и слабовидящих посетителей: мы предлагаем специально оснащенные рабочие места и книги, напечатанные шрифтом Брайля.
ГЭС-2: как электростанция стала Домом культуры
В ГЭС-2 открылся проект «Настройки-2» | НЭБ | Посетителям туда пока входа нет В верхней части здания разместили одну из двух библиотек "ГЭС-2", этажами ниже расположены шесть жилых квартир-резиденций для художников. |
Дом культуры «ГЭС-2» можно будет посетить с 4 декабря | Архитектура выставочного пространства проекта руководствуется принципами вторичного использования, поэтому в основу некоторых конструкций для «Индекса подобий» легли материалы из предыдущих проектов «ГЭС-2». |
Была ГЭС - будет Дом культуры. В Москве завершаются работы по реконструкции ГЭС-2 | Проект «Настройки-2» объединяет работы из коллекции фонда V–A–C, архитектуру и девять звуковых инсталляций российских композиторов, созданных специально для «ГЭС-2». |
ГЭС-2 открыт, что дальше? | По словам представителей V–A–C, «ГЭС-2» станет площадкой для проведения выставок, концертов, театральных постановок и других перформативных мероприятий. |
Открытие новых выставок в Доме культуры "ГЭС-2" | РИА Новости Медиабанк | Читайте в новостях: СОДИС Лаб внедряет систему мониторинга конструкций в арт-центре ГЭС-2. |
Почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, и что он предлагает публике
История ГЭС-2 начинается с 1904 года, в 1907 году была завершена стройка. Общая площадь территории «ГЭС-2» — два гектара, куда входит и набережная со спуском к Водоотводному каналу, напоминающая эспланаду Бобура, и березовая роща позади здания, напоминающая озеленение возле другой знаменитой электростанции. Видеоэссе раскрывает планы и деятельность культурной институции через слова ее команды и атмосферу «ГЭС-2». В ГЭС-2 открылся проект «Настройки-2» — Национальная электронная библиотека Российской Федерации
Открытие новых выставок в Доме культуры "ГЭС-2"
Двухэтапные системы переопирания стен 1 этап Двухэтапные системы переопирания стен 1 этап Двухэтапные системы переопирания стен 2 этап Двухэтапные системы переопирания наружных стен Проектом была предусмотрена такая последовательность выполнения работ, которая давала возможность строителям выполнять максимальное количество работ параллельно. Сборные железобетонные конструкции использовались в качестве отделки, включая практически все панели потолков. Также некоторые панели спроектированы таким образом, чтобы создать впечатление «парящего бетона». Возведение конструкций из «парящего» бетона Единственным новым объемом, построенным при реконструкции, стало здание аудитории.
Тем не менее, оно связано с остальным зданием в том числе тем, что на него опирались фермы покрытия. Здание аудитории. Фото: Глеб Леонов Здание аудитории.
Решения труб крайне нестандартные, поскольку они опираются исключительно на конструкции покрытия. Также было проблематично произвести расчет на ветровую нагрузку с учетом пульсации и на резонансно-вихревое возбуждение ввиду уникальности конструкций.
Теперь "Своды" - это художественные мастерские. Попасть туда можно и с улицы, и с парковки ГЭС через подземный ход. Фото: пресс-служба В центральном нефе архитектор проложил свой проспект, нарезав пространство по вертикали на четыре уровня-яруса. Фото: пресс-служба "Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации.
Все, что раньше было под замком, теперь стало доступным. Когда-то университет представлял собой обнесенное стенами аббатство - сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертные залы рады широкой публике, а не только ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как и храмы, они открыты для каждого", - говорит Ренцо Пьяно. Задачей обеих команд было создание такого общедоступного пространства, в котором чувствовал бы себя комфортно любой москвич, вне зависимости от уровня его погруженности в современную культуру.
Ближайшая программа "ГЭС-2" посвящена трансформации, которую пережила эта культура за последние тридцать лет. Первый сезон отсылает к самому известному в постсоветской России сериалу, повлиявшему на коллективное сознание: он называется ""Санта-Барбара". Как не поддаться колонизации? Перформанс ""Санта-Барбара".
Дом культуры «ГЭС-2» — новое общественное пространство, которое сочетает функции галереи, библиотеки, кинотеатра, театра, концертного зала. Потому это именно дом культуры, а не просто музей. Их основная задача заключалась в том, чтобы приобщить людей к активному участию в культурных процессах, сделать искусство частью повседневного опыта. В то время как традиционные музеи предназначены в основном для того, чтобы показывать предметы искусства и рассказывать об их исторической ценности. Дом культуры «ГЭС-2» видит в публике соратников в производстве культуры и знаний», — объясняет старший куратор фонда современного искусства V-A-C Катерина Чучалина. Место притяжения Место для новой институции выбрано идеальное — напротив Музей изобразительных искусств им. Пушкина с одной стороны, Институт «Стрелка» — с другой. Главное здание «ГЭС-2» — памятник архитектуры. Здание было построено по проекту архитектора Василия Башкирова, который выбрал модный в начале ХХ в. Разработкой стеклянной крыши занимался инженер Николай Сушкин при непосредственном участии Владимира Шухова. На протяжении ХХ в. В одном месте соединились индустриальное наследие и современные архитектурные решения: здесь есть и панорамные окна, и стеклянная крыша с солнечными батареями, и двухуровневая парковка с зарядкой для электромобилей. В главном здании будут проходить выставки, семейные проекты, лекции, даже рейвы. Вход для всех обещают сделать бесплатным за исключением мероприятий с ограниченной вместимостью, например спектаклей, кинопоказов, концертов.
Как устроена «ГЭС-2» Многофункциональное пространство стремится стереть границы между художественными дисциплинами. Театр, музыка, визуальное искусство, оперы, танцы, кинематограф существуют здесь в диалоге друг с другом. Большинство мероприятий в «ГЭС-2» направлено на исследование и формирование современной культуры путём активного участия в её деятельности. Общая площадь комплекса зданий на Болотной набережной составляет более 35 тысяч квадратных метров. Чтобы вам было легче ориентироваться в Доме культуры, мы подготовили список из интересных зон для отдыха и творчества: Актовый зал и кинотеатр. Основное место, где проходят музыкальные и театральные мероприятия. Зал рассчитан на 290 человек. При необходимости его последние ряды трансформируются, увеличивая площадь сцены. На склоне за Домом культуры растут 620 берёз, которые напоминают о клише про русскую душу и служат важным архитектурным элементом. Деревья закрывают соседние промышленные здания и парковку, а также эффектно дополняют ажурные конструкции основной постройки. Попасть в рощу можно со стороны Патриаршего моста, там же располагается смотровая площадка, откуда открывается вид на весь комплекс «ГЭС-2». Летом в зелёной зоне проходят концерты, выставки скульптуры, лекции, занятия по йоге и настольному теннису. Благодаря такому подходу в библиотеке есть не только книги по искусству, но и литература разных жанров, повлиявшая на различные художественные практики: поэзия, философские труды, работы по физике и биологии. Игровая площадка и мастерская перенесут вас в волшебный лес, где время пролетит незаметно. Пространство разработано художницей Светой Шуваевой и архитектором Ольгой Рокаль. Здесь можно самостоятельно отдохнуть всей семьёй или провести время вместе с приглашёнными экспертами. В Игровой вы увидите башню зеркального водопада, сугроб, упавшее дерево, звёздный тоннель.
Почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, и что он предлагает публике
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | В рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла презентация проекта Музея современного искусства на месте бывшей ГЭС-2 на Болотной площади. |
В ГЭС-2 открылся проект «Настройки-2» | НЭБ | Как устроен Дом культуры "ГЭС-2" в здании бывшей электростанции на Болотной набережной. |
Открытие новых выставок в Доме культуры "ГЭС-2"
Основные цвета здания — серый и синий — тоже выбраны не случайно. Наш финальный выбор получился идеальным: при ярком солнце здание будто подсвечивается, а в пасмурную погоду сливается с облаками». Старые трубы решили заменить — теперь они не наносят окружающей среде никакого вреда. Мы решили, что у новых труб должна быть обратная функция: их цель — забирать воздух. На высоте 70 метров расположена заборная часть — в этом месте трубы немного темнее. Воздух поступает через них, попадает в четыре ядра в центральной части здания. Все это сделано для системы вентиляции. Цвет труб тоже символичен.
В этом есть символизм: из труб больше не валит черный дым, они не вредят планете. Серебряный или медный оттенок труб нарушил бы экологическую концепцию», — объясняет Мэттью Даубах. А ведь именно ей архитектурное бюро гордится больше всего. Когда Ренцо первый раз увидел ГЭС, он сразу решил, что зданию нужна стеклянная кровля, так как именно свет будет главным участником проекта. Следом за стеклянной кровлей появилась идея солнечных панелей, которые позволяют сэкономить на расходе электроэнергии, особенно в летние месяцы». За строительной лентой и металлическими ограждениями скрывается березовая роща и зеленый двор.
При этом архитекторы не стремились полностью восстановить первоначальный облик станции. Они сделали упор на сохранение тех деталей, которые дошли до наших дней: лепнины и украшений восточного фасада. Новое культурное пространство постепенно преображалось, так в августе 2021 года открылась набережная и спуск к Водоотводному каналу. Территорию «ГЭС-2» начали заполнять арт-объектами. Композиция сразу вызвала волну критики у арт-сообщества и обычных граждан. У кого-то из-за скульптуры возникли странные ассоциации, некоторые указывали на её неудачное месторасположение. Сам Урс Фишер ответил на критику так: «Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма». Официальное открытие Дома культуры «ГЭС-2» состоялось 4 декабря 2021 года. Первыми событиями на обновлённой площадке стали перфоманс исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара», а также выставки «В Москву! В Москву! Как устроена «ГЭС-2» Многофункциональное пространство стремится стереть границы между художественными дисциплинами. Театр, музыка, визуальное искусство, оперы, танцы, кинематограф существуют здесь в диалоге друг с другом. Большинство мероприятий в «ГЭС-2» направлено на исследование и формирование современной культуры путём активного участия в её деятельности. Общая площадь комплекса зданий на Болотной набережной составляет более 35 тысяч квадратных метров. Чтобы вам было легче ориентироваться в Доме культуры, мы подготовили список из интересных зон для отдыха и творчества: Актовый зал и кинотеатр.
Общая площадь музейно-образовательного комплекса составит 41 тысячу квадратных метров. Здесь будет четыре наземных и два подземных этажа. Помимо музея в здании откроются библиотека, книжный магазин, кафе и аудитория, которую можно будет трансформировать в концертный зал на 420 мест. Центральная электростанция городского трамвая, позже превратившаяся в ГЭС-2 Мосэнерго, была построена у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала в 1904—1908 годах. Автором проекта был Василий Башкиров.
В одном месте соединились индустриальное наследие и современные архитектурные решения: здесь есть и панорамные окна, и стеклянная крыша с солнечными батареями, и двухуровневая парковка с зарядкой для электромобилей. В главном здании будут проходить выставки, семейные проекты, лекции, даже рейвы. Вход для всех обещают сделать бесплатным за исключением мероприятий с ограниченной вместимостью, например спектаклей, кинопоказов, концертов. Там созданы керамическая, слесарная, столярная, текстильная мастерские, фотолаборатория, студия звукозаписи — все они оснащены современным технологичным оборудованием. Первый — проект ColLab — постоянная программа мастерских Центра художественного производства «Своды». Участники ColLab отбираются по открытому опен-коллу. Этим летом отобрали первых резидентов, которые 10 сентября этого года начали работать в «Сводах». В начале 2022 г. Вторая программа — «Клуб друзей «Сводов» в формате членства для большой группы творческих профессионалов 50—100 человек в год. Цель клуба — предоставить широкому кругу творческих специалистов место для реализации идей с помощью высокотехнологичного профессионального оборудования. Заявку на вступление в клуб можно подать в любое время начиная с января 2022 г. Называется она «Святые варвары». В названии есть отсылка к двум расхожим стереотипам, которые бытуют в разговорах о России: что страна, с одной стороны, возвышенно-духовная, с другой — отсталая и дикая. Вокруг вопроса о российской культурной идентичности и будут сконцентрированы основные события.
Учредители:
- Главный проект года. ГЭС-2
- ГЭС-2: как выглядит и что предлагает новое культурное пространство Москвы
- В печатном номере
- В печатном номере
- «ГЭС-2» в Москве закрывает выставки
- Дом культуры «ГЭС-2» можно будет посетить с 4 декабря
В «ГЭС-2» открылась выставка-эссе «Звездная месть»
Дом культуры 'ГЭС-2', расположенный в здании бывшей городской электростанции, открыли Владимир Путин, Сергей Собянин и главный инвестор проекта Леонид – Самые лучшие и интересные новости по теме: Архитектура, г. Москва, реставрация на развлекательном. Регистрация на вход. Медиаторские Туры. «ГЭС-2 Кино». Программа Дома культуры «ГЭС-2» подразумевает сезонность и посвящена трансформациям русской культуры трех последних десятилетий. В Москве состоялось торжественное открытие Дома культуры «ГЭС-2», спроектированного итальянским архитектором Ренцо Пьяно.
Московскую ГЭС-2 преобразуют в уникальный Дом культуры
Новый культурный кластер: реставрацию ГЭС-2 планируется завершить в июле 10 марта 2020 Реставрацию здания ГЭС-2 на Болотной набережной планируют завершить в июле этого года. Руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин рассказал, что здание бывшей электростанции превратится в новый культурный кластер с благоустроенной зоной отдыха, пространством для художников, выставочными и концертными залами. При этом мы хотим синхронизировать его сдачу с завершением работ по реконструкции Патриаршего моста, благоустройству Болотной набережной и устройству спуска к воде, которые ведутся за счет средств бюджета Москвы», — отметил Сергей Левкин. В феврале в здании закончили устройство монолитных конструкций и приступили к внутренней отделке.
Сергей Собянин во время посещения ГЭС-2 сообщил, что после реставрации здесь появится музей современного искусства, который вместе с реконструированными набережной и мостом станет частью нового качественного городского пространства.
За оформление здания с большими окнами отвечал архитектор Василий Башкиров, который несколькими годами ранее занимался и фасадом Третьяковской галереи. Трамвай возил рабочих до заводов и обслуживал Кремль и центр города, пока страна не погрузилась в пучину Революции. Когда она выбралась из нее и начала возрождаться, оборудование на ГЭС-2 уже не отвечало требованиям времени. Здание пережило не только революцию, но и Великую Отечественную войну. В те годы исторические узорчатые трубы разобрали, заменив более утилитарными, а стеклянные окна наглухо заделали. Интересно, что башню, которую сегодня можно увидеть со стороны Дома на набережной в 1970-е годы снесли из-за того, что она не гармонировала с конструктивистским обликом кинотеатра «Ударник» 1927—1931 гг.
Ее полностью восстановили. В 2014—2015 гг. Масштабная реконструкция стартовала в 2016 году. Его самая известная работа — Центр Помпиду в Париже 1971—1977.
Свою работу заканчивают все выставки текущего сезона, а также мероприятия публичной программы.
При этом здание "ГЭС-2", включая семейную мастерскую для детей и взрослых Ателье, библиотеку, ресторан и кафе, продолжает свою работу. Для всех желающих доступны медиаторские туры, которые познакомят с архитектурой и историей пространства, Центр художественного производства "Своды" продолжит свою работу и открыт для художников программы.
Теперь у них другая функция: трубы забирают более чистый воздух на высоте 70 метров и разносят его по всему зданию. Над ними нависает «Центральная платформа», где будут проходить концерты, театральные и танцевальные перформансы. Основное выставочное пространство находится на минус первом этаже. Еще две мультифункциональные галереи расположены на втором этаже под скатами крыши — там сейчас разместились две инсталляции выставки «В Москву! В Москву! Противоположный вход ведет во двор с березовой рощей. Можно накинуть на плечи плед и выйти посмотреть скульптуру Джузеппе Пеноне «Пространство света» и по специальной тропе подняться на панорамную смотровую площадку.
Важно не сходить с дорожки, чтобы не повредить хрупкую систему полива под слоем почвы. Также с этой стороны здания в открытом пространстве находится сувенирный магазин и кафе «Остановка». Рядом сохранился фрагмент старой ГЭС — чугунные «царские задвижки», с помощью которых регулировали напор воды. Сюда для посвящения приводили всех новых работников электростанции. Также на первом этаже устроили «Ателье». Это пространство, созданное художницей Светой Шуваевой и архитектором Ольгой Рокаль, разделено на две части: игровую и мастерские. В необычную игровую со сказочным мерцающим лесом могут зайти посетители всех возрастов, и, если необходимо, здесь можно оставить детей от семи лет и пойти на выставку. В творческих мастерских можно изготовить изделия из бумаги, дерева, керамики и глины вместе с сотрудниками ателье и гостевыми мастерами. Например, можно создать керамическую вазу, вернуться через три недели, покрыть ее глазурью, а после второго обжига забрать домой — это все абсолютно бесплатно.
Записываться заранее не нужно, так как организаторы делают ставку на спонтанное творчество и саморегуляцию посетителей. На втором этаже есть библиотека, которая скорее напоминает читальный зал. Здесь находится базовая литература по искусству, а также книги, которые кураторы и художники подобрали специально к программе сезона. Сейчас, например, можно найти литературу про постколониальные исследования, историю 1990-х и почитать стихи Дмитрия Пригова. Также на втором и третьем этажах разместились «Классы» — аудитории для занятий. Единственное пространство, которое пристроили к историческому контуру здания, — актовый зал.