В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления. Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми.
Что такое рождественские святки
- Запреты во время Святок:
- Святки в 2022 году: что за праздник, традиции и обычаи
- Святки 2024
- Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
- Святки в 2025 году - что это за праздник, какого числа святки, традиции
Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника
К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня. В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.
Константин Маковский. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре.
Девушки уединялись в каком-нибудь помещении — приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего — в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье. Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду — для этого во льду проделывали крестообразную прорубь.
Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках — как вольных, так и невольных. В ожидании Крестного хода на Богоявление. Автор неизвестен Как отмечают праздник католики Католической церковью этот период именуется Рождественским временем.
Он длится от сочельника Рождества вечер 24 декабря до дня Крещения Господня первое воскресенье после торжества Богоявления. Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января — в день Торжества Пресвятой Богородицы.
Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно. Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа.
Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных.
В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» — традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.
Традиции и обряды праздника На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого. В этот день, после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, начинаются Святки.
Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы.
Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет. Старики говорили, что на святки только волки женятся. Не охотились в это время на зверей и птиц. Считалось, что с охотником несчастье случится. Не давали на святки деньги в долг и сами не брали, чтобы не быть должником весь год.
Не стоит в праздничные дни надевать старые и грязные вещи — к нищете. А еще в святки следили за погодой: Пошел дождь или снег — к неурожайному году. Солнце светит и ясно — осенью будут полные амбары. Мороз ударил — к благополучию в семье. Фото: freepik.
Традиции и рекомендации во время Святок
- Традиции и рекомендации во время Святок
- Когда начинаются Святки в 2023 году
- Что такое колядки: кратко о святках, истории праздника, обрядах, когда Святки в 2024
- Откуда пошла традиция Святок
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
СМИ: на Святки в народе принято проводить гуляния, ходить по гостям и гадать. праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь.
Святки на Руси: история и традиции
Иудейский обряд обрезания можно назвать прообразом христианского крещения. Праздник Крещения , которое Иисус принял перед Своим выходом на проповедь и во время которого Бог явился в трех Лицах, Православная Церковь отмечает сразу после Святок 19 января 18 января — Крещенский сочельник. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. А потому эти Святые дни должны быть наполнены не только весельем, но и глубоким пониманием, о чем мы вспоминаем и чему радуемся, и благодарностью к Любящему нас Богу. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический — то есть с 0. Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного VI век : «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».
Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись например, нарубить дров, чтобы истопить печь. От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе. Фактически период святок нам дан для следующих дел… Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее особенно в период святок передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия — посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.
Любимое развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди них всегда был медведь. Им старались одеть самого крупного парня деревни. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Днем молодежь собиралась поплясать, покататься на санях, поиграть в снежки. В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Церковь категорически запрещает ворожить и узнавать свое будущее, однако традиция святочных гаданий издавна существует на Руси, и приняла массовый характер.
Lifestyle «От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси Святки длятся 12 дней от Рождества до Крещения. Рассказываем о традициях празднования и народных приметах, которыми окружены «святые дни» 29 декабря 2023 Алексей Венецианов. Фото wikipedia. Службы в храме люди сочетают с колядками и гаданиями на суженого , и в этом, наверное, заключается особый неповторимый дух Святок. Рождественские святки для христиан — это святые дни, время радости от вести о рождении Христа, время, когда духовный мир будто становится чуть ближе, а молитвы — легче. Рождество Христово». Икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Христианская церковь пыталась повлиять на их мировоззрение и обычаи, но полностью заменить одни традиции другими не получилось, поэтому и сегодня в дни Святок христианские и языческие мотивы уживаются друг с другом.
Рассказываем, что такое Святки
Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января). В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа. Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Святки были молодёжным праздником, поскольку вскоре после Рождества крестьяне возвращались к работе, а вот юноши и девушки в полной мере наслаждались беззаботной юностью. Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января. Давайте выясним, что это такое – Святки, как и когда их нужно отмечать.
Рассказываем, что такое Святки
СВЯТКИ цикл обрядов зимнего солнцестояния у народов Европы и Америки (2015). Во время 12 дней Святок христиане соблюдают определенные традиции, которые включают посевание зерном, колядки, приготовление кутьи и блинов, святочные гадания. Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Что такое Святки, и как это время появилось в нашем календаре?
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи. Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна пшеницы, ячменя, пшена с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром — напитком из сухофруктов, подслащенным медом.
Январь — время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное — из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.
Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка — его почитали символом грядущего плодородия и благополучия.
Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62. Гадания Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан. Цитаты о святках «Дух Христов, — по замечанию святителя Филарета Дроздова , — не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства.
На протяжении всех Святок за работу по вечерам никто не брался. Люди после их наступления начинали гадать, а также принимали участие в народных гуляниях. В первые дни Святок все старались посетить близких, друзей, родных и знакомых. Хорошим тоном считалось подарить им презент, так как этот ритуал представлял собой своего рода память о подношениях волхвам. В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов. Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки. Все неравнодушные посещали тюрьмы и больницы. Верующие во время Святок отправлялись на богослужения.
Радоваться и веселиться — хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста — это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем. Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека? Не гадайте Святки — это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание — это не народная «забава», гадание — это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам. Всем, кто хочет погадать на святках да и вообще в любое время , напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии.
Святки на Руси: история и традиции
В дневное время люди предавались зимним забавам: катались на санках, лошадях, играли в снежки. Излюбленное развлечение народа на Святки — наряжаться и колядовать. Молодые люди в костюмах животных или сказочных героев ходили по улицам и распевали колядки — кричалки с восхвалением хозяина дома, призванные побудить его преподнести им угощение. Яркие традиции: богослов рассказал, как отмечают Рождество в России и других странах Еще бессменным атрибутом праздника являются гадания, хотя церковь и осуждала их, считая отголоском язычества. Русские красавицы не могли отказать себе в удовольствии ворожить и загадывать желания в ночь на Рождество.
Ведь считалось, что именно в эти волшебные дни можно приоткрыть завесу будущего и узнать имя, возраст и социальный статус суженого. Завершались Святки приготовлениями к Крещению — во льду водоема делали прорубь в виде креста и декорировали ее узорами, высеченными на льду. Народные приметы и поверья Хмурое небо и снегопад на Крещение говорит, что урожай будет богатым. Ясная погода предвещает обратное.
Они распевают церковные песнопения тропарь и кондак праздника, а также колядки духовные песенки, посвящённые Рождеству. Также в Святки принято гадать. Завершаются святки перед Крещением. Этот праздник отмечают 19 января.
И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься.
Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни. Святки — являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами — приятное занятие.
Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты. Святочный календарь Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак: 6-е января — Сочельник он же Кутейник. Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу.
Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник. Бабьи Каши.
В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения. Так же почитали пророка Давида.
Считается, что именно в Святки стирается грань между мирами и можно что-то предсказать или получить какой-то знак. Как можно гадать на Святки?
Бросить валенок через плечо на дорогу, куда укажет носок валенка — в ту сторону и выдадут замуж. Покормить курицу зёрнами. Нужно их сперва подсчитать, потом дать курице немного поклевать, а потом подсчитать заново. Если осталось чётное количество — незамужняя девушка найдёт пару.
Узнать по петуху характер будущего мужа.
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
Тогда хозяин приказывает одному из славильщиков войти к себе и дает ему денег». Колядовщиков нередко сопровождала толпа любопытствующих. Остроты, пение, сценки исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке зрителей, а значит, и общественного мнения селения. Оценивалось мастерство исполнителей, их юмор, щедрость или скупость хозяев, разъяснялись намеки или прямые выпады, прозвучавшие в импровизациях. В обстановке колядования раздвигались границы допустимого в поведении: нельзя было обижаться на упреки, насмешки или озорство колядовщиков.
Дополнительное оживление в обходы вносили встречи разных групп участников. Традиция вводила в определенные художественные формы и эту ситуацию. Встретившиеся партии останавливались; начинались взаимные загадки, исполнявшиеся в виде коротких песен. Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома.
Готовили костюмы и маски заранее. Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась».
Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза».
Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем.
Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате.
Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами.
Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя».
Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны.
На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у.
Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат.
В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея.
Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки.
Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами?
Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки.
Дети и подростки пели песни в честь Христа и Богородицы, переходили от дома к дому с шестом со звездой в руках.
За это хозяева домов угощали их сладостями. Святки тесно связаны с традицией заключения браков, жениться было принято после завершения праздничного периода, поскольку сватовство входило в программу праздничных гуляний.
Начинать трапезу нужно было с сочива.
Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания».
Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше. Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования.
Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться.
Кутья коливо, канун сочевник — основное блюдо любого святочного стола. Это зерновая каша из лущёной пшеницы, обильно приправленная медом, орехами, маком и ягодами. Она считалась угощением для «гостей с того света», то есть для умерших родственников. По легенде, они приходили в виде духов. Было принято раздавать кутью нуждающимся, больным и блаженным. Угощали ею родню и соседей. Первая звезда в Сочельник Вифлеемская звезда — особый символ в христианской традиции. По преданию, она засияла на небосклоне сразу после того, как родился младенец Иисус. Следуя за ней, поклониться Спасителю пришли сперва пастухи, затем волхвы, а вслед за ними цари. В дохристианскую эпоху широко распространены были «личины»: маски и костюмы, символизирующие духов природы. Популярны ряженые в масках и в наши дни, но церковь запрещает надевать костюмы и устраивать гуляния до ночи Рождества. Святочный период Многочисленные славянские народы издревле разделяли весь многодневный праздник Святки на несколько частей. Наиболее важной и значимой была первая неделя, потому что тогда требовалось четкое соблюдение канонов, запретов, традиций и обычаев. На Полесье время торжеств носило название Святых вечеров, а первые несколько дней — Вельми сильно Святых. Первая неделя Свят вечер или Сочельник — главный день всего действа. Именно в навечерье канун Рождества отмечался этот день. Католики «видят» его двадцать четвертого января, а православные шестого января. Название происходит от древнерусского слова «сочьньникъ». Это были лепешки, испеченные на конопляном масле. Поздним вечером и ночью люди ходили колядовать — петь святочные песни, требуя за них угощение и подарки. На другой день наступал светлый праздник Рождества, когда в мир пришел Спаситель. Иудеи отсчитывали дни не с утра, а с вечера. Потому день рождения Мессии начинался вечером накануне и продолжался на следующий день. Последующие два дня было принято ходить в гости и всячески радоваться. Вторая неделя Старый Новый год — парадоксальное словосочетание, которое обозначает праздник Нового года по старому стилю, ранее принятому юлианскому календарю. Язычники усматривали в нем собственный смысл, отчего и принято было подавать в этот день самые вкусные угощения. Считалось, что как раз тогда по улицам ходит страшное мифическое существо — Морок, покровитель мороза и голода. Чтобы умилостивить его, приходилось ставить на подоконник блины, сметану, кутью, кисель и прочие вкусности. Заодно люди и сами угощались. Крещение Господне завершало святочный цикл. В этот день, согласно христианской традиции, Иоанн Предтеча покрестил Иисуса в реке Иордане. Православная церковь всячески пропагандирует массовые купания в проруби, но это необязательно. Вода в этот период имеет очищающие свойства, потому погружаться в нее следует только тому, кто принимал активное участие в массовых игрищах, надевал личину, колядовал, то есть всячески грешил. У язычников в проруби во славу Велеса или Сварога купаться могли только богатыри — смелые и отважные воины, защитники родной земли и народа. Изгнание святок Для восточных и западных славян особенным был ритуал изгнания праздника Святки. Требовалось как-то логично завершить торжества, символически разграничить период гуляний и возвращение к обычному режиму жизни.
Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
Первые упоминания о праздновании Святок относятся еще к Древней Греции. Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января. Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января).
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Несмотря на то что святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. с 6 до 14 января, эти дни считались святыми, и второй - с 15 по 19 января, когда на земле просыпается нечистая сила.