«Синий кит» занял особое место в подростковой культуре, где-то рядом с зацепингом и играми с перебеганием перед движущимся транспортом. Есть ли у «групп смерти» и игры «синий кит» некое техническое измерение, лежащее в плоскости кибербезопасности, или эта проблема имеет отношение только к психологии и фольклору? «Синий кит»: опасная игра, о которой лучше не знать. Кажется, игре "Синий кит" приписали какие-то магические свойства. «Группы смерти» не ушли из России даже после громкого дела администратора «Синего кита» Филиппа Будейкина в 2017 году.
Страшная игра подростков «Синий кит»: почему так привлекает, как уберечь ребенка от преступников?
Вся правда о смертельной игре "СИНИЙ КИТ". Зачем дети просыпаются в 4:20? Список заданий, общение с куратором, полная информация о новых смертельных играх. Организатором массового суицида названа игра “Синий кит”, в последнее время набирающая популярность в Интернете. Александр Глазов, который ранее был «куратором» группы «Синий кит», провел урок по теме «С чего начинается патриотизм» в одной из школ Подмосковья. В прошлом году волна популярности игры «Синий кит» также стартовала в январе.
«Синий кит»: опасная игра, о которой лучше не знать
Филипп Будейкин слева. По его словам, таким образом он лишь избавлял общество от «биомусора». На допросе он рассказал следователям, что причиной его манипуляций над неокрепшими умами стали собственные детские травмы. Мотив мести у таких людей-«кураторов» определенно присутствует. Скорее всего, они не из самых благополучных семей. Нужно понимать, что там, скорее всего, комплексная проблема. Это могут быть и органические заболевания психиатрического характера и деформация личности. Анастасия ЛысаковаПсихолог, кандидат психологических наук В 2017 году «кукловоду» дали 3,4 года колонии-поселения. Решение суда выносилось за закрытыми дверями. Через два года он вышел на свободу. Чем он сейчас занимается неизвестно.
По крайней мере в интернете бывший заключенный больше не светится. В том же году был задержан еще один куратор «группы смерти» — 26-летний Илья Сидоров. В его группе «Синий кит» было более 30 подростков. О нем следователям рассказала школьница из Челябинской области, которая предприняла попытку суицида, но была спасена бригадой медиков. Позже его приговорили к трем годам заключения. Таких палачей со временем становилось только больше. Одной из них, по некоторым данным, стала ничем не примечательная 16-летняя девушка по имени Валерия Филипенко. Она же — Кира Свобода. Блондинка являлась администратором около десятка «групп смерти». Доказать на суде, что Свобода довела детей до гибели, так и не смогли, но попытки покончить с собой у ее подопечных все-таки были.
Впрочем, Кира Свобода сама являлась наполовину игроком, наполовину «куратором». Девушка дважды пыталась расстаться с жизнью. На ее руках мрачно красуются многочисленные шрамы. По словам девушки, причиной расстройства поведения стала травля со школьной скамьи. Якобы ее унижали учителя и намеренно занижали оценки. Отдушину она нашла в групповом чате во «ВКонтакте». Вместе с ней десятки подростков обсуждали свои психологические проблемы. Она считала, что если человек попал в трудную жизненную ситуацию, то ее цель — помочь ему расстаться с жизнью. Когда правда вскрылась, и полиция вышла на след Филипенко, по решению суда, ее определили в режимный интернат для несовершеннолетних в Башкирии. Сейчас она планирует стать психологом.
Кто-нибудь видел мою девочку? Дочери Даше имя изменено было 15 лет. Не могу сказать, что у нее были какие-то проблемы с учебой или со сверстниками. В основном дочку не устраивали ее внешние данные. Я ей постоянно говорила, что подрастет и все у нее сформируется, все, что нужно и где нужно — обязательно появится. Ей было обидно, что подружки уже вовсю ходили на свидания, а ее молодые люди никуда не приглашали.
Кто и как играл в «Синего кита» Новая суицидальная игра представляет собой немного более законспирированную вариацию «групп смерти», о которых «Лента. Материалы по теме: 17 мая 2016 На этот раз назвавшие себя кураторами администраторы создали сразу несколько фейковых аккаунтов и пабликов во «ВКонтакте». Во многих сообществах требовалось подписаться на резервную группу, которая активизировалась в случае блокировки основной. После того как подросток размещал у себя на стене хештеги, подписывался на паблики и добавлялся в групповой чат, выходивший с ним на связь куратор последовательно выдавал ему 50 заданий и требовал фотоотчеты об их выполнении. В финале игрока якобы заставляли совершить суицид. Снимки необходимо было присылать ровно в 4:20 утра, так что любимое время растаманов приобрело новый зловещий контекст. Сами задания нередко балансировали на грани безумия и идиотизма — кураторы просили нарисовать на листочке кита, вырезать лезвием на руке символы f40 и f57, выйти встречать рассвет на крышу или весь день колоть себя иголкой в руку. Впрочем, делать все это было совсем необязательно, ведь анонимные собеседники удовлетворялись оперативно найденными в Google скриншотами. В одной из вариаций «Синего кита» подростку еще на 22-м задании сообщали дату его смерти, после чего он должен был «смириться» и дать клятву верности игре, а затем в течение 20 дней просыпаться в 4:20, смотреть психоделические ролики и оставлять порезы на руке. Чтобы запугать игроков, кураторы кидали игроку ссылку со сниффером — программой, позволяющей узнать IP-адрес и примерный район проживания пользователя. Ссылки на снифферы легко найти в Google, и в мае 2016 года «Лента. Из-за этого некоторые дети действительно не решались прекратить игру, хотя и доказательств того, что кто-то из них в итоге дошел до 50-го задания и совершил самоубийство, пока нет. Более того, в этот раз наученная горьким опытом администрация «ВКонтакте» оперативно перекрыла доступ к самим группам, страницам их администраторов и тематическим хештегам.
Сейчас за ним наблюдают психологи. А его родители очень напуганы. Я бы никогда не пожелал такого моим маме и папе. В них нет ничего полезного. Вместо того, чтобы Ваш ребенок сидел в Интернете, возьмите его за руку и прогуляйтесь в ближайшем парке, поговорите с ним», - пишет психолог из Перми Юлия Авдеева на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». Сейчас с пострадавшими детьми по всей России ведутся работы психологов. По статистике, Казахстан опережает Россию по количеству «Интернет-смертей» на несколько сотен. Ученые уже составили список признаков, по которым можно определить, играет ли ребёнок со «смертью»: 1 Он состоит в подозрительных группах в социальных сетях, таких, как «Синий кит. Тихий дом», «Я в Игре», «Разбуди меня в 4:20» 2 Подросток рисует на обложках тетрадей или руках китов 3 Не высыпается, часто пользуется Интернетом в ночное время 4 Не подпускает Вас к своим социальным сетям, постоянно что-то скрывает. МВД России призывает родителей следить за поведением детей и при появлении каких-либо вышеперечисленных признаков обращаться к сотрудникам полиции.
Некоторые выжившие сказали, что кураторы просят их начать причинять вред своим близким. Последнее задание просит жертв покончить с собой. Но и здесь есть условия. Как и в других задачах, игроки должны записывать себя, чтобы доказать, что они завершили игру. Один из выживших объяснил, как им было предложено четыре варианта на выбор, чтобы покончить с собой. Почему так сложно выйти из испытания Blue Whale Игра — это своего рода вызов, который люди хотят выполнить. Это подчеркивает конкурентоспособность людей, особенно подростков. Некоторые из этих игр проходят в группах, где жертву осыпают похвалой каждый раз, когда они выполняют задание. Некоторые выжившие утверждают, что их шантажировали ближе к концу, когда они пытались отказаться от выполнения некоторых задач. Им угрожали последствия для членов их семей. Кроме того, поскольку жертвы должны предоставить личную информацию о себе в начале игры, есть большая вероятность, что их в конечном итоге шантажируют, если они попытаются отступить. Кто стоит за этими играми К сожалению, никто из выживших не смог идентифицировать кураторов своей игры. Поскольку игра полностью основана на тексте, жертвы понятия не имеют, кто посылает им инструкции. Сообщения обычно удаляются автоматически, не оставляя следов. Психологи утверждают, что люди, участвующие в этих играх, точно знают, на кого они нацелены, и, вероятно, исследовали их.
Почему все снова интересуются «группами смерти»
- Игра «Синий кит» - что это за игра и как уберечь от нее ребенка?
- Синий Кит — Викиреальность
- Что это за игра «Синий кит»?
- Самое популярное
- Игра «Синий кит» в ВК правила: как попасть в игру, задания, можно ли выйти
Что это за игра «Синий кит»?
- Синий кит - задания, которые убивают
- Информация для читателей
- «Синий кит» вернулся в новом обличье
- Читайте также
- Синий кит - задания, которые убивают
- «Порежу всю семью». Как куратор «группы смерти» склонял детей к суициду
«Синий кит» всплыл, когда о нем почти забыли. Группы смерти до сих пор собирают свою жатву
Николай Молчанов: «Синий кит» и конфеты с лезвиями. Как живут и распространяются городские легенды | Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интернет, факты на развлекательном портале С 2016 года заговорили о «Синем ките». |
Оставшиеся в живых участники игры «Синий кит» рассказали о жутких правилах | «Синий кит» занял особое место в подростковой культуре, где-то рядом с зацепингом и играми с перебеганием перед движущимся транспортом. |
«На этой планете ты — мусор…» | Статьи | Известия | Новый выпуск документального проекта "Это реальная история. Дело "Синих китов" в четверг в 23:00 на ТВ-3. |
«Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти
Для пущей убедительности, через день сообщает, что дело пошло, и шлет фотографии детских рук, довольно сильно порезанных. Возможно, это фотошоп. А если нет? Как боролись с «Синим китом» На самом деле правоохранительные органы не сидели сложа руки: координаторов «групп смерти» арестовывали в Северной Осетии, на Украине и других странах СНГ. В Казахстане силовики за полтора месяца насчитали 63 случая вовлечения детей в «группы смерти», а в России, по данным некоего источника, кураторы спровоцировали суицид двух юных жительниц Иркутской области. Администрация «ВКонтакте» замораживала страницы регулярно постящих суицидальные хештеги пользователей и ввела специальную форму для жалоб, а многочисленные эксперты устроили негласный конкурс на самый необычный способ победить пропаганду суицида среди подростков. Специалист по социологии молодежи Виктор Нечипуренко озвучил классический вариант с лишением детей «перепрограммирующего мозг» интернета.
Лига безопасного Интернета предложила школьным учителям составить списки аккаунтов своих учеников в соцсетях, а члены аналитического координационного совета Негосударственной службы безопасности призвали создать реестр «групп смерти» и искать там объявления о продаже наркотиков. Были и те, кто не поддался общей панике и считал «Синего кита» интернет-легендой, чья роль в якобы разворачивающейся эпидемии суицидов сильно преувеличена. Придерживавшиеся этой точки зрения полагали, что подростки вдохновляются историями про китов и создают одноименные группы, но не стремятся довести сверстников до самоубийства. Но массовая истерия заглушала отдельные разумные голоса. Еще бы, в «Синего кита» ведь теперь играют даже в Европе и Америке. Кто и как играл в «Синего кита» Новая суицидальная игра представляет собой немного более законспирированную вариацию «групп смерти», о которых «Лента.
Глупость глупостью, но они не осознают влияния. В первую очередь влиянию подвержены дети 11-13 лет, которые стараются выделиться из толпы, быть несогласным со всеми. И это одна из причин, почему подросток начинает играть. В 2015-м году в РТ среди несовершеннолетних произошло 16 случаев суицида. В 2016-м году с собой покончили 11 подростков. За 2 месяца 2017 года в республике зарегистрировано 2 случая. Ключи, подобранные администраторами срабатывают на ребятах 11-15 лет. Сложнее дело обстоит с подростками постарше. Люди 19-20 лет, вступающие в игру, просто психологически незрелы.
Нужна система, которая вела бы ведомого подростка, а играющие подростки именно ведомые. Обязательно следует обращать внимание на детей, целенаправленно привлекающих к себе внимание. Как определить ребенка, состоящего в группе смерти 1. Подросток размещает у себя на странице фото и фразы на тему нанесения себе травм. Среди цитат могут быть и произведения Есенина или Бродского, посвященных смерти.
Подросток просила распространить информацию и остановить страшную игру. По словам 14-летней школьницы, в ней участвовали 524 человека, из которых в Липецкой области было 105. Все они, по словам девочки, могут умереть. Через три дня не стало 16-летнего молодого человека, спортивного юноши, предпочитавшего вести здоровый образ жизни и пользовавшегося популярностью у сверстниц. Друзья уверяют, что погибшие встречались. Две смерти и одно дело Случившимся занялся СК на транспорте. Информацию о возможных жертвах, о чем девочка упомянула на видео, проверяют. Состоящих в группах смерти школьников, уверяют педагоги, пока установить не удалось. Родителей попросили проверять соцсети детей, чтобы уберечь их от опасности. Позже их соединили в одно производство. Следствие установило, что погибшая девочка состояла в четырех закрытых сообществах в Теlеgrаm под названием «Синий кит». В ее телефоне сотрудники СК нашли подтверждение тому, что 14-летний подросток выполнял задания куратора одной из таких групп.
Отгородить от них подростка, который пребывает и учится в большом коллективе, подверженном популярным, определенным тенденциям, не удастся. Поэтому в настоящее время актуальным остается вопрос, как уберечь ребенка от негативного влияния интернета, в частности игр со смертельным исходом. Такая возможность в настоящий момент имеется благодаря научному подходу к проблеме пубертатного периода в школах и психологических центрах. И именно психологи и социальные педагоги могут помочь подросткам преодолеть негативные последствия формирования личности в пубертатном периоде. Психологи убеждены, что причиной участия молодежи в суицидальных интернет-играх является совокупность некоторых проблем, к которым относят: — отсутствие родительской любви; — дефицит социализации подростка в обществе; — недостаток внимания со стороны близких. При всем притом, что родители относительно детей выполняют все функциональные обязанности: одевают, кормят и т. Если этого нет, то подростки принимаются искать необходимую поддержку вне семьи. Ранее поддержкой выступала улица, сейчас это интернет. Причины, по которым тянет подростка в суицидальную игру «Синий кит», выступает также — азарт, любопытство, личная самоуверенность, что в любой момент существует возможность прекратить игру. Также психологи отмечают, что причиной попадания детских личностей в смертельную игру «Синий кит» является нахождение в тяжелом кризисном периоде. Особенно тяжелым критическим, переломным возрастом выступает 12-14 лет. Но это не значит, что преодолев этот возрастной рубеж, психоэмоциональные проблемы не коснутся больше подростков в будущем или их можно благополучно избежать. Без помощи взрослых с кризисными моментами взрослеющим личностям самостоятельно не справиться, поэтому важно родителю своевременно распознать у ребенка «острые» черты характера и не допустить их трансформации в патологическую, необратимую форму. Подростковый возраст рассматривают как переходный между детством и взрослостью. Хронологические границы данного возраста не имеют строгую определенность, зачастую его помещают между 11 — 12 и 16 — 17 годами. Поэтому родители должны знать, что у подрастающих личностей подростковый возраст начинается не одинаково, у одних — раньше, у других — позже. Это зависит от многих факторов, отсюда следует, что к своим детям необходимо быть внимательными на протяжении всего периода взросления. Период пубертата начинается с кризиса и зачастую является трудным, как для подростка, так и для близких ему людей. Именно по этой причине подростковый период нередко называют затянувшимся кризисом. Чтобы уберечь детей от игры «Синий кит» родители должны понимать, что для подросткового периода характерно падение родительского авторитета, появление новых кумиров, возникновение психологических проблем, связанных с неразделенной любовью. Зная это, необходимо эмоционально всегда поддерживать подростка и принимать его таким, какой он есть. Именно подростки с нестабильной психикой становятся жертвой влияния манипуляторов в интернете. Организаторам легко заманить в игру «Синий кит» ребенка, поскольку присущая данному возрасту бодрость, многокрасочные планы, азарт быстро сменяются чувством грусти, разбитости и полной пассивности. Эмоционально неровный, нестабильный фон выступает причиной, по которой дети проявляют любопытство к смертельной игре до конца, не осознавая, почему их она так заинтересовала. Родителям следует также знать, что время пубертатного периода отмечается мощными психологическими трансформациями в личности подростка. В этот период взрослеющий подросток решает для себя следующие личностные задачи: индивидуация саморазвитие ; личностное самоопределение; нахождение референтной значимой для него группы. Сложности подросткового возраста выражаются: — в интеллектуализации, под которой понимают психологический процесс, относящийся к механизмам психологической защиты , выражающейся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств. Интеллектуализация искажает восприятие реальности. Интеллектуализирующий подросток склонен недооценивать значение и силу своих эмоций. Применяя эту защиту, ребенок утрачивает возможность полноценного переживания. Если подросток имеет склонность повсеместно использовать эту защиту во всех насыщенных эмоционально ситуациях, то у него возникают проблемы в межличностном близком взаимодействии. Это проявляется, когда он блокирует проявления нежности, симпатии, любви, не может обсудить свои страхи, разочарования, обиды; — в негативизме, под которым понимается немотивированное психологически противодействие, выражающееся в стремлении все делать наоборот; — в склонности все анализировать; — в проблемах с восприятием физического образа. Особенно остро девочками переживаются все дефекты внешности. Повышенный интерес к телу, своей внешности, эстетические критерии выходят на первый план, формируя новый образ физического «Я». Особенное влияние на психику взрослеющей личности оказывают социокультурные установки бодибилдинг, топ-модели, эталоны красоты и прочее. Вследствие этого формируется инструментальное отношение к своему телу, а последствием этого выступает риск нарушения пищевого поведения в виде нервной булимии и нервной анорексии. В этот период половая идентификация достигает нового уровня, определяются образцы мужественности или женственности; — подростковой депрессией , для которой характерна депрессивная триада постоянно пониженное настроение с наличием негативных взглядов на жизнь и все происходящее вокруг, двигательная заторможенность и утрата способности испытывать радость — ангедония.
Карантин оживил «синего кита». чего опасаться родителям
Игра "Синий кит" вызывает серьезные опасения среди родителей, педагогов и психологов из-за своего потенциально негативного влияния на подростков. Тогда в соцсетях набирает популярность такая игра, как «Синий кит». Желающие поучаствовать в так называемой игре «Синий кит» пишут на своих личных страничках хэштеги #синийкит # разбудименяв420 #явигре и #тихийдом По этим хэштегам подростков находили так называемые кураторы и давали им задания – 50 штук. Эта жестокая "игра" известна как "Синий кит". "Море китов", "Разбуди меня в 4.20".
«Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти
Чтобы уберечь ребенка от смертельной игры «Синий кит», нужно понять ее суть, почему она так привлекает подростков. Не зря говорят, что «Синий кит» — это игра для тех, у кого свободны руки и головы. «Си́ний кит» — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение. а «синие киты» расползлись уже по всему постсоветскому пространству - закон еще не переписали.
«Это грустно и глупо»: школьники и детские психологи о «группах смерти»
В Индии, где за последние месяцы увеличилось количество смертельных случаев среди подростков, в момент совершения самоубийства была спасена 17-летняя девушка. Она объяснила, что присоединилась к игре через ссылку, которая пришла ей в WhatsApp, и сказала полиции, что собиралась завершить «последний этап». В июле 14-летний индийский мальчик Манпет Сингх покончил жизнь самоубийством через несколько дней после того, как рассказал своим друзьям, что он играет в Blue Whale. Жертвами игры, которая пришла из России в 2015 году, в основном были ребята моложе 18 лет, так как ими «проще управлять». Однако за два года возрастной диапазон изменился. В июне в Аргентине полицейские успели спасти молодую маму 22 лет, когда она собиралась покончить собой, бросившись c водонапорной башни. По словам девушки, она сыграла в игру «Синий кит».
По словам «Новой газеты», «группы смерти» — это настоящие секты, заманивающие, а затем удерживающие подростков шантажом и угрозами. В расследовании говорилось о 130 подростках, погибших из-за действий подобных групп, правда, цели, которые преследовали администраторы сообществ, так и остались неясными.
Статья получила небывалый общественный резонанс. Следственный комитет тут же провел ряд проверок и задержал создателя одного из самых известных сообществ, f57, Филиппа Лиса — на данный момент его подозревают в доведении до самоубийства 15 детей. Многочисленные публикации в СМИ и то, как выглядит мир подростка, описанный в расследовании «Новой газеты», вызвали волну паники и ужаса среди родителей. В конце 2016 года, спустя несколько месяцев после выхода статьи, Общественная палата РФ собрала рабочую группу по профилактике суицидов в интернет-сообществе среди подростков, а 16 февраля 2017 года в ОП РФ прошло «нулевое» чтение законопроекта о склонении к самоубийству с использованием сети интернет. По словам члена Общественной палаты РФ Юлии Зимовой, «группы смерти» не остановились и «пошли дальше» — стали запускать игры «Спрячься на сутки» и «Беги или умри» незадолго до этого «Афиша Daily» выяснила, что Департаменту образования ложно приписали вирусную рассылку об этой игре. Один из экспертов заседания, сектовед, протоиерей и кандидат юридических наук Андрей Хвыля-Олинтер сравнил «группы смерти» с сатанинскими сектами: «По уровню профессиональной подготовки и масштабу их [«групп смерти»] деятельности это специалисты высочайшего класса. Они занимаются подготовкой видео, текстов, и в результате все это становится похоже на новый вид жертвоприношения». Авторы законопроекта предлагают ужесточить наказание по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», рассматривая использование интернета как отягчающее обстоятельство.
При этом сразу же после выхода материала «Новой газеты» у пользователей социальных сетей и журналистского сообщества возникло много вопросов к его достоверности. Многие отметили отсутствие «второй точки зрения» в статье: в расследовании нет, например, комментариев специалистов-суицидологов или администраторов так называемых суицидальных сообществ. Вообще, весь материал построен на показаниях близких родственников жертв и мониторинге сообществ. Буквально в день выхода материала Мурсалиевой «Лента. Журналистам удалось поговорить с администраторами «групп смерти», из интервью которых следовало, что все это скорее похоже на странные хобби этих людей, погнавшихся за популярностью и деньгами администраторы сообществ продавали в них рекламу. Мистический знак, который в статье «Новой газеты» называется «ОНО», оказался слегка измененным логотипом марки женского белья, а загадки, для решения которых Мурсалиева привлекала программиста, часто были просто случайным набором цифр, который вроде как создавал атмосферу таинственности. Также журналисты обнаружили движение «инсайдеров» — людей, которые стали внедряться в суицидальные сообщества, чтобы вовремя отговорить детей от необдуманных поступков. Например, одному из «инсайдеров» принадлежит часто упоминающийся никнейм «Море Китов», под которым он общался с подростками из группы риска.
По мнению автора расследования «Ленты. На самом деле тема всплыла, потому что заголовки типа «группы смерти» — это отличный способ собрать трафик и взволновать родителей». Владимир Тодоров уверен, что «Синие киты» — не сложная секта, а просто группа подростков, желающих получить внимание в семье или в школе. С тех пор большинство «групп смерти» заблокировали, а в отношении некоторых администраторов возбудили уголовные дела. По словам пресс-секретаря «ВКонтакте» Евгения Красникова, сотрудники социальной сети навсегда замораживают сообщества, посвященные описанию способов самоубийства или оправданию темы суицида. Также, как рассказал Красников, для работы с подростками, оказавшимися в критической ситуации, привлекают психологов — специалистов центра «Твоя территория», которые участвуют в мониторинге сомнительных сообществ. Однако интерес к суицидальным сообществам появился снова: начиная с первого февраля наблюдается внезапный рост числа поисковых запросов по словам «синий кит» и «тихий дом» — так сейчас называют «смертельные игры». Пресс-служба «ВКонтакте» не смогла оперативно дать ответ на вопрос, с чем связан столь резкий всплеск интереса к этой теме.
Но этот момент нам помог прояснить журналист Владимир Тодоров. Слова Владимира Тодорова подтверждают и данные системы Google Trends, которая отслеживает частоту поисковых запросов.
Являясь студентом педагогического университета, я тоже решил провести некий социальный эксперимент среди моих друзей и товарищей, оставив запись на стене с популярными хэштэгами групп «Синий кит», «Тихий Дом», «4. Результаты и порадовали, и заставили задуматься одновременно. Первым, кто забил тревогу, к моему удивлению была моя учительница со школы к слову, школу я закончил уже 2 года как. Да, еще стоит заметить, что подобные ситуации заставляют учителей активно регистрироваться в социальных сетях, время от времени анализировать ситуации на страницах учеников, в случае чего первыми бить тревогу. А затем, за время, которое висел «китовый пост» у меня на стене, мне написали всего 8! С одной стороны, можно предположить, что остальные просто в недостаточной степени осведомлены о ситуации с «китами» и результатами их «деятельности». С другой, опять же возможно, что остальным безразлично, что происходит в жизни их друзей, знакомых принцип- не со мной, не с моим кругом общения- и Слава Богу, авось, прокатит.
Но однажды может не прокатить, и все случится с Вами или Вашими близкими. После изучения материалов ВКонтакте, я наткнулся на группы людей, которые борются с деятельностью «китов», активно называющих себя «дельфинами». Возможно, потому что пытаются спасти, но не суть. Цель дельфинов: нахождение подростков, склонных к суицидам и их психологическая помощь и поддержка.
А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего.
Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать.
Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством.
МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено.
С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных».
Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки?
Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой.
Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий.
Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе.
Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист».
По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально. И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы.
Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея. Одним из первых средств борьбы с суицидальными играми было создание профилактических игр, выстроенных по той же схеме, но с другими заданиями — вызывающими не желание умереть, а желание жить. В Бразилии придумали «Розового кита», например. Но это оказался не очень удачный формат. Классический «Синий кит» и его аналоги опираются на естественные психологические потребности — возрастную потребность в риске и потребность выражать свои негативные переживания. Вдобавок «Розовый кит» со своим утрированным позитивом не учитывал суровых реалий жизни игроков, в контексте которых предложение «полежать в ванне с пеной» зачастую звучит как издевательство. Я предположила, что мы могли бы поиграть в словесные ролевые игры и таким образом развивать навыки кооперации, мышление и позитивное самовосприятие. Ну и актуальные переживания отыграть заодно.
Это тоже не сработало — оказалось, что отыгрывать воображаемую ситуацию способны буквально единицы, а для остальных это неподъемная задача. До приключения как такового мы даже не дошли — запоролись на симуляторе таверны. Я сделала вывод, что сильно переоценила уровень развития игровой деятельности в целом по сообществу, и опустила планку. Мы попробовали поиграть в простые словесные игры. Выяснилось, что поиграть в ассоциации китовые подростки в принципе могут и даже с некоторым удовольствием, а вот игра в города уже оказывается недоступной — не хватает эрудиции. Если собирается компания, то ребята успешно самоорганизовываются на Мафию, но только при помощи бота. Кроме Мафии, по собственной инициативе они еще играли в «правда или действие», но путались в правилах и быстро уставали. Итак, элементы КПТ не зашли, игры — тоже. Я решила проверить, не получится ли внезапно плюс из двух минусов и запустила для желающих пилотную группу на основе поведенческого тренинга DBT диалектической поведенческой терапии.
DBT изначально была создана для работы с пациентами, имеющими пограничное расстройство личности, суицидальную и парасуицидальную симптоматику. Соответственно, ее методы должны были подходить нам больше, чем классическая когнитивно-поведенческая терапия. Согласно канону, за выполненные задания участникам поведенческого тренинга полагается выдавать наклейки. Поскольку в условиях чата подкрепление наклейками не имеет никакого смысла там наклейки выполняют роль мимики и пантомимики, а не поощрений , я решила вознаграждать игроков очками опыта и волшебными предметами. В самом начале программы мы создали игровых персонажей, и в дальнейшем все поощения прилетали в профиль персонажа. Спасибо, Мит! Вознаграждения полагались за сделанные домашние задания, за героические достижения в области саморегуляции хотела порезаться, но перетерпела и резаться не стала и за подвиги в реальной жизни — например, собраться с духом и дойти до психиатра. Марта: Мне можно прям кубок давать! Сколько я решалась на это!
Марта: Блин та я ж пошутила! Зато выяснилось, что хотя отыгрывать персонажа тяжело, создавать свое сказочное альтер-эго ребятам нравится. И совершенно неожиданно самой популярной игровой механикой оказался отъем очков здоровья за резьбу по телу и прочие вредительские акции. Натурально, игроки приходили и отчитывались: «Я порезался, сними с меня сердечко! Это оказался очень удобный способ если не контролировать, то по крайней мере отслеживать нежелательные формы эмоциональной регуляции. С одной стороны, у игрока есть наглядный показатель того, что он делает что-то не то в виде убывающего здоровья в профиле персонажа. С другой стороны, его при этом никто не осуждает и не ругает. Просто сердечек становится на одно меньше. Поскольку стало понятно, что писать о себе по крайней мере интересно, дальше я предложила ребятам писать сочинения о своей жизни.
Рассказывать о своем тяжелом опыте — одно из основных средств восстановления после психической травмы, и у участников, кроме того, появлялась возможность ближе познакомиться друг с другом. Мы попробовали сделать маленький социальный проект, где игроки рассказывали, как на самом деле они дошли до «кита». Без лиц, без реальных имен, просто рассказы о жизни и ладошки с котятами. У многих суицидальных игр есть тотемное животное — кит, сова, голубь… У нашего проекта тотемным животным был котик. Тут тоже обнаружился ряд подводных камней. Во-первых, для значительной части сообщества написать связный текст даже о самом себе — очень тяжелая задача. Во-вторых, игроки дружно объявили, что не умеют рисовать, и изобразить котика соглашались только после долгих уговоров.
Возвращение «Синего кита»: как детей заманивают в «группы смерти»
Все это дает основание полиции не заводить уголовных дел о доведении до самоубийства. Если же родителям удастся вытянуть свое чадо из ловушки, то им придется приложить немалые усилия, чтобы вернуть его к нормальной жизни. Опасность игры «Синий кит» связана с разрушением психики ребенка, и здесь нужна помощь психолога. Почему дети играют в «Синий кит»? Есть ряд причин, которые толкают подростков на участие в столь опасной игре: Многие молодые люди в раннем возрасте сталкиваются с серьезными психологическими проблемами: непониманием, неопределенностью будущего, неразделенной любовью , конфликтами с окружающими людьми и так далее. Это приводит к тому, что подростки впадают в депрессию и становятся уязвимыми. Кураторы умные и понимают психологию подростков, поэтому они знают, какие слова нужно сказать, где поддержать и надавить, чтобы расположить к себе потенциальную жертву. Психологи отмечают, что смертельная игра «Синий кит» вызывает в детях азарт, поскольку она напоминает им увлекательное приключение. Разные подсказки и задания являются стимулом не останавливаться и пройти все этапы.
К тому же загадочность и запретность темы подогревает интерес. Специалисты считают, что одной из главных причин того, что дети ищут подобные развлечения, является недостаточное внимание взрослых. Отсюда выходит и главный совет, как уберечь ребенка от «Синего кита» — родители должны уделять своему чаду много времени, чтобы установить доверительные отношения, и он не искал помощи в сети. Родителям легко определить, является ли ребенок втянутым в подобные смертельные развлечения или нет, для чего стоит учесть на несколько важных вещей: Прислушайтесь к разговорам подростка, возможно, он часто говорит о смерти, синих китах и других подобных вещах. Зная правила игры «Синий кит», что это такое и какие задания там есть, понятно, что ребенок будет выглядеть постоянно уставшим, даже если идет спать рано. Родители должны обязательно проверить спит ли он рано утром, ориентируясь на основное время этой игры — четыре часа утра. Признаки игры «Синий кит» можно найти в социальной сети. Для этого необходимо просмотреть статусы и перечень сообществ, в которых состоит ребенок.
Если такая информация является скрытой для других пользователей, то это должно насторожить. Осмотрите тело подростка, возможно на нем есть необъяснимые повреждения и самое главное — рисунок в виде кита, который кураторы заставляют вырезать лезвием на теле. Участники сообщества «Синий кит» часто рисуют таких животных, например, в тетрадях на уроках.
Ведь выгоды от этого не получают.
Как вы считаете, что это за организация, что это за челленджи и кто за этим стоит? Дмитрий Мелешко, начальник инспекции по делам несовершеннолетних ГУВД Мингорисполкома: В основном весь этот контент приходит из-за границы. И пользователи интернета зачастую вовлекают различные категории детей, как конкретно пользователей этой игры, так и администраторов игры. Поэтому здесь возраст однозначно назвать нельзя: начиная от несовершеннолетних детей и заканчивая взрослыми кураторами.
Денис Северов, магистр психологии: На самом деле в психологии есть такой простой термин, который характеризует человека, который наносит вред своему партнеру — либо ребенку, либо другим людям — в надежде получить власть. Это психопатия. Это не ярлык, это действительно диагноз, это люди, которые упиваются, наслаждаются болью, которую они приносят другим людям. На самом деле их удовольствие в том, насколько умело, ловко они могут управлять другими людьми с помощью их эмоций.
Михаил Свито: Есть какие-то определенные меры родительского контроля, чтобы отслеживать такие темы?
В Рунете активно обсуждали [19] , есть ли связь между заданиями «Лиса» и игрой «Синий кит» или нет. Сторонники ссылались на лексическую схожесть «лиса» и «кита», а также на псевдоним Филиппа Будейкина, фигуранта «уголовного дела Синего кита»: «Филипп Лис» [20]. Интернет заполонили многочисленные фейковые вбросы : якобы последние задания чат-бота сообщества «Лис» призывали к совершению самоубийства [21] , хотя с реальными заданиями «Лиса» у таких новостей не было ничего общего [22]. Несмотря на то, что «Синий кит» в таком виде, в котором он представлялся СМИ, никогда не существовал, подростки в целом подвержены риску вступления в сообщества или инициативы, вредные или даже опасные для них.
Для профилактики дальнейшего распространения деструктивных сообществ психологи советуют не обращать внимания на обстановку вокруг «групп смерти» в социальных сетях, а в спокойной обстановке рассказать детям о возможности попадания при поиске в Интернете [23] на следующие группы и их опасность, объяснять, что их интернет-страницу не должны видеть посторонние лица, что на ней не должен содержаться большой объём личной информации в открытом доступе телефон, домашний адрес, место учёбы ; постоянно обсуждать с детьми не только их успехи в школе, но и то, каких они имеют друзей в реальной жизни и в социальных сетях, необходимо создавать в семье атмосферу доверия и любви, которую должен чувствовать ребёнок, кроме того, необходимо давать ребёнку понять, что родители верят в потенциал ребёнка и всегда готовы оказать ему поддержку [24] [25] [26]. В группе риска по попаданию в любые деструктивные сообщества находятся те дети и подростки, у которых в жизни нет значимых взрослых. Родителям стоит мягко налаживать контакт с детьми, вежливо и искренне интересоваться их жизнью и быть для них не просто родителями, но ещё и друзьями. Необходимо давать детям возможность выражать свои эмоции, делиться планами и идеями, выслушивать их и устанавливать с ними доверительные отношения. Тогда у детей не будет возникать желания искать мнимой поддержки извне, вступать в контакт с сомнительными «доброжелателями» и вступать в «плохие» компании.
Также стоит рассказывать детям о смерти, о ценности жизни, о ценности их самих в семье и обществе. В комплексе это создаст здоровую атмосферу в семье и будет препятствовать вовлечению детей в сомнительные инициативы, а здоровая система ценностей, условный «внутренний стержень», создаст критическое отношение к информации, поступающей из различных источников [27]. В массовой культуре[ править править код ] Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках , содержащих критерий включения элементов в список.
Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. История «Синего кита» легла в основу сценария художественного фильма «Сайбирия» режиссёра Никиты Мазина. Телесериал « Первые ласточки » режиссёра Валентина Шпакова, полностью посвящён данной игре и её последствиям. В сюжете 14 серии 3 сезона сериала « Мажор » фигурирует игра, напоминающая «Синий кит».
Что такое "Синий кит"? Игра была создана в России и получила широкое распространение среди подростков в разных странах мира. Как происходит игра? Игра "Синий кит" представляет собой серию заданий, которые игрок должен выполнить за 50 дней. Каждый день игроку выдаются новые задания, которые становятся все более опасными и требуют выполнения определенных действий.
Умри или беги: «Синий кит» продолжает охоту на детей
Это может показаться немыслимым, но создал игру Синий кит вполне адекватный человек, которому 21 год. Суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности, например, на это указывают порезы на руке. Уберечь детей от игры «Синий кит» помогут знания особенностей детской психологии в пубертатный период. Игра «Синий кит» в России обрела популярность в начале 2016 года.